Страна
|
Доля в экспорте
(%)
|
|
2007
|
2008
|
2009
|
Швейцария
|
1.7
|
2.2
|
1.5
|
Норвегия
|
0.1
|
0.1
|
0.1
|
Болгария
|
0.2
|
0.2
|
0.2
|
США
|
2.2
|
2.8
|
1.9
|
Канада
|
0.5
|
0.4
|
0.2
|
Япония
|
6.2
|
4.0
|
7.3
|
Тайланд
|
1.3
|
1.3
|
1.0
|
Главным покупателем игрушек, сделанных в ЕС, по-прежнему
остаются Соединенные Штаты, на долю которых приходится 20,3% экспорта. На
втором месте Швейцария - 18,3%, на третьем Норвегия - 11%. В составе
экспортируемой из ЕС продукции увеличилась доля традиционных игрушек. Рост
рынка ЕС происходил в основном за счет значительного увеличения импорта.
На рисунке 1.2 показано распределение расходов на одного
ребенка на покупку классических игрушек в 2009 г. Видно, что наибольшие расходы
в Японии (305 долл.), Англии (280 долл.), Франции (255 долл.), США (242 долл.).
рис.1.2 Расходы на одного ребенка на покупку
игрушек в 2009 г.
Ведущим поставщиком игрушек, несомненно, является азиатский
регион, на долю которого приходится 94,6% импорта.
Внутри Евросоюза существует деление на отдельно взятые
крупные рынки. В течение последних нескольких лет выделяют пять основных
европейских рынков: Великобританию, Францию, Германию, Италию и Испанию. В
большинстве европейских стран существуют общие тенденции увеличения спроса на
игрушки для малышей, конструкторы и игрушки-мульт/киногерои.
Главным сборочным цехом детской игрушки, несомненно, является
Китай, на который приходится 70% мирового производства. Дешевизна самого
процесса изготовления изделия в сочетании с приемлемым качеством делают
продукцию Поднебесной чрезвычайно конкурентоспособной на мировом рынке. Производство
игрушек в Китае четко локализовано.78,6% всей созданной в КНР продукции
игропрома "рождается" в провинции Гуандун. Там дислоцируется 60%
китайских компаний - около 5000. Всего, по данным Китайской ассоциации
игрушечников, в стране действует более 8000 компаний-изготовителей, которые
выпускают более 30 000 видов игрушек.
Китай занимается не только производством игрушек по западным
лекалам, но и формированием своей линейки продукции. Если раньше все идеи для
новых игрушек создавались на Западе, то сейчас игрушечники Поднебесной сами
предлагают свои разработки. Однако китайским производителям еще предстоит
серьезно поработать над созданием мощных национальных торговых марок (брендов).
Впрочем, несмотря на все эти достижения, репутация игрушек
"made in China" невысока. Это неудивительно, учитывая, что 85% потенциально
опасных игрушек, выявленных в странах ЕС, были созданы в КНР.
Нельзя не отметить сезонность торговли игрушками. Оживление
рынка игрушек начинается в августе, достигая своего пика к Новому году. Уровень
продаж в этот период достигает астрономических высот, на прилавках появляются
интересные новинки, и хотя цены на них кусаются, почти каждая находит своего
покупателя. Такова особенность этих праздничных дней. Любой житель Соединенного
Королевства во время рождественских каникул тратит на подарки около 420 долл.
Причем 15% британцев накупают подарков сразу на 1000 долл. По этому показателю
с ними не способна сравниться ни одна даже самая благополучная европейская
страна. Итальянцы и испанцы тратят по 330, а французы - всего по 315 долл.
После Нового года начинается спад. Особо тяжелыми месяцами
считаются май и июнь. Это как раз то время, когда производители могут всерьез
заняться разработкой новинок и модернизацией существующей продукции. Также для
нейтрализации такой сезонности производители активно разрабатывают новые
продукты, привязанные к определенному сезону (зима-лето), т.е. игры подвижного
характера.
рынок игрушка конкуренция российский
Огромную роль на мировом рынке игрушек играет качество
продукции. В первую очередь все посетители стендов на международных ярмарках
игрушек начинали проверять качество и прочность продукции. Так что для выхода
на мировой рынок российским производителям игрушек необходимо работать над
качеством продукции, сокращением длительности производственного цикла,
исследованием рынка игрушек и созданием партнерских отношений с поставщиками,
потребителями, органами власти.
рис.1.3 Структура товарного ассортимента, 2009 г.
Постепенно детская торговля движется в сторону цивилизованных
форм. На рынке появляется больше брендов, в первую очередь это касается рынка
игрушек.
Все больше и больше продукции крупных производителей выходит
по лицензиям киностудий и студий анимации, задающих тон на модные и популярные
детские персонажи. Получается так, что сегодня киноиндустрия во многом
формирует покупательский спрос и для того, чтобы понять, какие детские товары
(игрушки, одежда, обувь, и др.) будут продаваться лучше всего, достаточно посмотреть,
какие фильмы и мультфильмы готовят кинопрокатчики на ближайшее время. Яркой
иллюстрацией новых маркетинговых идей служит сделка Hasbro с Universal Pictures, согласно которой
киностудия в течение шести лет должна будет снять как минимум четыре фильма по
самым знаменитым сериям игрушек.
1.3 Субъекты
рынка
В индустрии игрушек и игр работают около 2000
компаний-производителей. Большинство участников рынка представляют собой малые
и средние предприятия. Например, по данным Ассоциации игрушечников ЕС, только
4% компаний имеют товарооборот больше 40 миллионов евро, в то же время штат 85%
компаний насчитывает не более 50 сотрудников. Всего в индустрии игрушек заняты
примерно 100 000 человек, половина из которых работают в производстве. Другая
половина приходится на сферу научных исследований, маркетинг, продажи,
логистику и т.д.
Развитие мирового рынка игрушек и игр определяется сейчас
двумя важными факторами - быстрым развитием электроники и изменением
демографической ситуации. В свете снижающейся рождаемости в развитых странах и
более раннего, нежели раньше, развития детей коммерческий успех все больше
зависит от инновационности продуктов и хорошо организованных маркетинговых
кампаний.
Сегодня на мировом рынке игрушек усиливается тенденция к
доминированию известных фирменных знаков (брендов), увеличению продаж
лицензионных игрушек, созданных по фильмам (книгам, играм и т.д.), и
стабильному росту оборотов крупных компаний за счет добавления новых свойств к
известным продуктам.
В данный момент мировой игропром насчитывает шесть крупнейших
игроков: Mattel, Hasbro, Bandai, MPA, LeapFrog и LEGO. Последние десять лет на игрушечном рынке идет
массовая консолидация активов, организованная такими американскими гигантами,
как Mattel и Hasbro. По сравнению с другими рынками на этом существуют тысячи
компаний различных размеров и специализаций. А небольшие игроки в данной
отрасли, каких подавляющее большинство, вполне конкурентоспособны. Они могут не
только продавать, но также заниматься производством и разрабатывать новые игрушки.
Mattel Inc (NYSE: MAT) - американская компания, производитель игрушек,
выпускающий знаменитую куклу Барби. Штаб-квартира - в Эль Сегундо, штат
Калифорния.
Численность персонала - 26000 человек. Продажи компании в
2008 составили $5,92 млрд, чистая прибыль - $379,6 млн. Куклы Barbie обеспечивают треть
продаж корпорации.
Сегодня компания Mattel является одним из крупнейших производителей
игрушек во всем мире. Продукция знаменитого бренда продается в 150 странах.
Среди игрушек компании особенно выделяются не только куклы Barbie, но и коллекция машинок Hot Wheels, а также брендированные
игрушки, которые компания выпускает по договору с Warner Brothers: Супермен, Бэтмен, Гарри
Поттер и многие другие.
Продукция Mattel производится на фабриках в Китае, Индонезии,
Малайзии и Мексики. Грубо говоря, там, где это стоит гораздо дешевле, чем в
развитых странах. При этом около половины продаж Mattel генерируют три
крупнейших торговых сети мира (в плане игрушек): вездесущий Wal-Mart, Target и Toys’r’Us.
Hasbro - компания, занимающаяся производством игрушек и
настольных игр, располагается в США. Является одной из наиболее крупных
компаний, занимающихся производством игрушек в мире. Штаб-квартира компании
располагается в городе Паутакет (Pawtucket (англ.)), штат Род-Айленд, США. Большая часть
продукции компании производится в странах восточной Азии.
На настоящий момент Hasbro имеет ряд дочерних компаний, которые выпускают
игры под своими брендами и проводят самостоятельные рекламные компании. Многие
игры производства Hasbro стали частью массовой культуры.
Крупнейшей дочерней компанией Hasbro является Kenner (Цинциннати, штат
Огайо). Kenner - компания-производитель игрушек, прославившаяся такими
продуктами как Star Wars, Play-Doh, Super Powers, M. A. S. K., Strawberry Shortcake и Care Bears.
На данный момент Hasbro обладает рядом дочерних компаний:
Avalon Hill, CBS Toys, Coleco, Child Guidance,
Claster Television, Galoob, Kenner, Larami, Maisto, Milton Bradley, Parker
Brothers, Playskool Selchow and Righter, Tiger Electronics, Tonka, Wizards of
the Coast, Wrebbit TSR, Inc., Atari. (LEGO - написание в контексте торговой марки; от
датских слов "лег" и "годт" - "увлекательная
игра", лат. "Я собираю") - это серия развивающих игрушек,
представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных
предметов (конструкторы). Основой наборов является кирпичик LEGO - деталь, представляющая
собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками
на шипах. В наборы также могут входить множество других деталей: фигурки людей,
колёса, детали особой формы, иногда активные детали - такие, как
электродвигатели. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов,
кораблей, зданий, и даже действующих роботов. Воплощает идею модульности,
наглядно демонстрирующий детям то, как можно решать некоторые технические
проблемы (в частности, проблемы сборки, ремонта и разборки техники).
Наборы Lego выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания
которой находится в Дании. Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в
небольшом городке Биллунд, находится и самый большой Леголенд в мире - город,
полностью построенный из конструктора LEGO.
Компания была основана в 1932 году, создателем компании был
датчанин Оле Кирк Кристиансен. Первоначально компания выпускала стремянки,
гладильные доски и деревянные игрушки. Слово "LEGO", позже ставшее
названием компании, появилось в 1934 году, от выражения "leg godt" -
"увлекательная игра". Первоначальное название изделия было
"Автоматически соединяющиеся кирпичики" (Automatic Binding Bricks).
SMOBY - французская компания, и известный мировой
производитель, который проектирует и производит игрушки для детей от 0 до 10
лет. Фундамент компании был заложен в 1924 году. Но на тот момент о детских
игрушках руководство компании Smoby не строило планов. Все начиналось с производства
аксессуаров для курения табака. Старт в детском направлении компания взяла в
1970 году. С этого момента компания больше не меняла курс, и на сегодняшний
день заняла лидирующие позиции в этой сфере. В игрушечном секторе Smoby Majorette разносторонне развивает
ассортимент выпускаемой продукции, работая с широким диапазоном направлений,
регулярно открывая новые, на которые есть спрос потребителей во всех странах.
Диапазоны направлений в целом составляет 75 % предложения рынка.
Глава 2.
Современное состояние российского рынка игрушек
2.1 Структура
российского рынка
Сейчас во всем мире все более популярными становятся
электронные игрушки, умеющие говорить, двигаться. Наша страна удивляет мир
головоломками, настольными играми и пластмассовыми игрушками.
О положительных тенденциях на рынке детских игрушек
свидетельствуют следующие данные: его объем по данным аналитиков РБК в
настоящее время оценивается в размере $670-720 млн. в год и отмечается высокий
стабильный рост в течение последних лет в размере, в среднем равным около 30%.
Но все же на сегодняшний день российский рынок игрушек далек
до насыщения. На рынке детских товаров в России сегмент игрушек охватывает
долю, которая составляет менее 10%, так как общая емкость российского рынка
детских товаров оценивается в размере около $10-12 млрд. В мировом масштабе
рынок игрушек составляет $90-100 млрд. Таким образом, весь объем российского
субрынка игрушек (в розничных ценах) равен менее 1% мирового объема продаж
данного вида продукции, что позволяет сделать предположение об еще
неиспользованном существующем потенциале для данного рынка в России.
Рынок долгие годы остается непрозрачным, для него по-прежнему
характерна высокая доля нелегального импорта и контрафактной продукции (по
разным оценкам, до 60-70% от всего импорта), особенно это характерно для
сегмента игрушек, которые в основном ввозятся из Китая и Юго-Восточной Азии.
При этом, на официальный импорт приходится 80-90% рынка. Из
этого следует, что доля внутреннего производства игрушек крайне мала - не более
10-20%.
Структура российского рынка игрушек по странам-производителям
выглядит следующим образом: 70% игрушек, представленных на рынке, производит
Китай, 20% - Европа, 10% - Россия (рис.2.1.). Европу представляют
следующие страны: Польша, Германия, Испания.
рис.2.1 Доли стран-производителей игрушек на
российском рынке
Основными покупателями игрушек являются родители, имеющие
детей от 0 до 6 лет. В несколько меньшей степени родители младших школьников
7-9 лет. Подростков игрушки интересуют меньше всего. Поэтому многочисленный
сегмент подростков является для производителей игрушек менее перспективным, чем
понемногу растущий по численности сегмент детей младшего возраста.
На российском рынке представлены различные виды игр и
игрушек, его структура выглядит в настоящее время следующим образом: 40%
занимают куклы и мягкая игрушка, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические
игрушки (машинки с моторчиком и без и т.п.) и 10% - настольные игры и пазлы
(рис.2.2).
рис.2.2 Сегменты российского рынка игрушек
По данным ежеквартального исследования TGI-Russia исследовательской
компании "Комкон", каждая третья российская семья хотя бы раз в три
месяца тратит деньги на игрушки. Кроме того, покупатели стали проявлять больший
интерес к развивающим играм, а также играм, в которые можно играть всей семьей.
На рисунке 2.3 представлен рост затрат в России на покупку
игрушек за период 2006-2009 гг. по данным исследований "Комкон".
рис.2.3 Рост затрат на покупку игрушек с 2006 по
2009 г.
Исследование показало, что чем беднее семья, тем больше денег
в процентном отношении она тратит на ребенка. В некоторых семьях эта статья
расходов превышает расходы на питание, а в ряде семей на ребенка уходит более
70% всех доходов.
Новые тенденции наблюдаются и в выборе ассортимента: теперь
закупают простые, более дешевые игрушки, которые не требуют в продаже особого
подхода, то есть объяснения продавцом функциональности или той пользы, которую
она может принести ребенку потенциального покупателя. В отличие от набора юного
химика, к примеру, плюшевого мишку покупатели приобретают не раздумывая.
Чаще всего детские товары покупают в специализированных
детских магазинах. В последнее время они уверенно заняли первое место среди
всех каналов продаж по частоте покупок. В крупных городах там отовариваются
почти 90% родителей детей всех возрастов.
Нецивилизованные каналы продаж - рынки и ярмарки - постепенно
уступают место организованной торговле в магазинах. Туда идет за покупками
только каждый третий родитель (32-37%).
Особняком стоит интернет-сектор детской торговли. В Москве
доля покупок через этот канал продаж существенно выше, чем в других регионах:
27,6% респондентов-москвичей приобретают детские товары в том числе и в сети.
Для сравнения, аналогичный показатель в региональных столицах оказался в три
раза меньше - 8,7%, а в Санкт-Петербурге - в два раза меньше (13,1%).
Что касается непосредственно игрушечного сектора, доли
интернет-покупателей выглядят примерно также. В Москве их оказалось 18,6%,
более чем в два раза ниже этот показатель в Северной столице - 7,8%, а в
региональных центрах и того меньше - 4,7%.
Сейчас более 60% детских покупок в Москве совершается на
специализированных рынках. И только 30% родителей покупают товары в детских
магазинах (рис.2.4.). Их в столице около ста, причем большая часть принадлежит
торговым сетям: Mothercare, "Кенгуру", "Маугли", "Кроха",
"Вырастай-ка", "Маленький гений". Причиной тому служит
недостаточный доход родителей и высокие цены в детских магазинах.
рис.2.4 Места совершения детских покупок
Таким образом, потребитель со средним достатком давно ждет
возникновения магазинов "нового типа", т.е. магазинов доступных по
цене и соответственного качества. И пока что время для появления компаний,
которые решили бы эту задачу, вполне благоприятно, так как рынок детских
товаров еще находится в стадии формирования.
2.2 Анализ
конкуренции на рынке
В России создана национальная ассоциация игрушечников,
включающая производственных и торговых предприятий. Детские игрушки наиболее
успешных российских производителей являются весьма конкурентоспособными по
качеству на мировом рынке и успешно экспортируются. В число лидеров среди
российских компаний-экспортеров входят ОАО "Звезда", ЗАО "Степ
Пазл", ООО "Комета Плюс", ООО "Золушка" и ряд других
российских предприятий.
Одними из крупнейших зарубежных производителей и поставщиков
игрушек на российский рынок являются компании: Barbie As Rapunzel, Bratz Salon 'N' Spa, Cabbage Patch Kids, Chicken Dance Elmo, FurReal Friends, LEGO Harry Potter Chamber of Secrets, Yu-Gi-Oh! Trading Game Booster Pack Collection Tin
ОАО "Звезда", за 20 лет выросшее из маленького
предприятия в крупнейшего российского производителя сборных моделей и
настольных игр с годовым оборотом более 300млн. руб. По оценкам экспертов
"Звезда" контролирует 75% российского рынка по сборным моделям. По
данным маркетингового агентства Step by step, "Звезда" -
самый крупный российский игрок, занимающийся производством настольных игр.
Под торговой маркой "Звезда" ежегодно выпускается
более 500 наименований продукции. В год компания выпускает более 80 новинок,
которые успешно продаются во всех регионах России и более чем в 50 странах
Мира. За 19 лет работы "Звезда" заработала признание и авторитет на
международном рынке. Основа успеха предприятия - точное позиционирование на
рынке, постоянное расширение ассортимента, освоение разных направлений
игрушечного бизнеса, наращивание производственных мощностей, развитие
внутренних и внешнеэкономических связей и постоянная работа над улучшением
качества продукции. Именно военно-исторические миниатюры и сборные модели
хорошего качества и недорогие, в сравнении с зарубежными аналогами, быстро
нашли своего покупателя и позволили предприятию занять свою нишу на рынке,
которую "Звезда" успешно продолжает осваивать и ныне. Сегодня "Звезда"
ежегодно выпускает более 50 новинок только в главном направлении - сборные
модели и военно-исторические миниатюры. "Звезда" ассоциируется на
мировом рынке как зарекомендовавший себя бренд с неизменно высоким качеством
продукции и вполне адекватными ценами.
ОАО "Весна" (г. Киров) занимается производством и
реализацией свыше 1200 наименований игрушек: куклы пластмассовые и
мягконабивные, игрушки из меха, кукольный театр, фигурки из ПВХ, пластмассовая
игрушка, имиджевые игрушки и сувениры, полиграфические настольно-печатные игры,
развивающие игры, игрушки металлические из литографированной жести, предметы
детского творчества, карнавальные костюмы, детская одежда, спецодежда.
ЗАО "Новый диск" является одним из крупнейших
издателей и дистрибьюторов мультимедийного программного обеспечения, игр и
обучающих программ для персональных компьютеров в России. Дилерская сеть
охватывает более 150 городов России, стран СНГ и Балтии. Программы издательства
"Новый Диск" продаются во всех крупных компьютерных магазинах,
салонах электроники, супермаркетах, магазинах игрушек, книжных магазинах.
ЗАО "Нордпласт" производит пластмассовые игрушки.
Оценивая перспективы отечественных производителей на
зарубежных рынках, можно сказать, что наиболее перспективным следует считать экспорт
различных развивающих игрушек, рынок которых растет во всем мире. С учетом
тенденции по ужесточению требований к качеству импортируемой продукции
российские производители также получают неплохой шанс для увеличения экспорта,
если смогут сделать соответствующее предложение в соотношении цена-качество.
Заключение
Игрушка является важным фактором в психическом развитии
ребенка. Установлено, что игрушки должны быть свободными от всех свойств,
которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны
удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано
проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление
ребенка к коллективным усилиям.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и
самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями
детской индивидуальности.
Развитие мирового рынка игрушек и игр определяется сейчас
двумя важными факторами - быстрым развитием электроники и изменением
демографической ситуации. В свете снижающейся рождаемости в развитых странах и
более раннего, нежели раньше, развития детей коммерческий успех все больше
зависит от инновационности продуктов и хорошо организованных маркетинговых
кампаний.
Сегодня на мировом рынке игрушек усиливается тенденция к
доминированию известных фирменных знаков (брендов), увеличению продаж
лицензионных игрушек, созданных по фильмам (книгам, играм и т.д.), и
стабильному росту оборотов крупных компаний за счет добавления новых свойств к
известным продуктам.
Очень большую роль играют эстетические свойства игрушки,
которые служат еще одним индикатором качества, благодаря которому растет спрос
на данную игрушку. Также тенденцией развития ассортимента игрушек является то,
что год от года дети меняют свои увлечения и своих кумиров, будь то герои
мультфильмов, киноактеры или музыкальные группы. Производители должны быстро
адаптироваться к новым потребностям своей целевой аудитории, чтобы остаться
привлекательным для потребителей.
Над техническими новинками работают компании и США, и
Западной Европы, и Японии, и целого ряда других стран. Доля ежегодно
обновляемой продукции у ведущих поставщиков зачастую доходит до 80%.
Продвижению электроники в производство игровых изделий во
многом способствует снижение цен на интегральные схемы, облегчающее
конструкторам возможность придания игрушкам все новых функций, копирующих
реальные жизненные ситуации.
Постепенно детская торговля движется в сторону цивилизованных
форм. На рынке появляется больше брендов, в первую очередь это касается рынка
игрушек.
Список
использованной литературы
1.
http://www.artkis.ru/index.html (по материалам статьи Е.
Чинарова);
.
http://www.netkach.net/root/335/ <04.10.2003>;
.
http://www.infotoys.ru/news/05-2002/020522_1.html <04.10.2003>;
4. http://www.mirbiz.ru;
. www.igroprom.ru/journal/tema/06. php;
. marketing. rbc.ru/research/1209230.html;
. http://www.industrydaily.ru/made-in-russia/26;
. www.atlant.ru;
. www.planeta-toys.ru.
. http://www.dis.ru/library/market/archive/2005/3/3738.html