Психозы у беременных

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,66 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психозы у беременных

Введение

Необходимо отметить, что особенностью современной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости, повышается количество осложненных беременностей и родов, снижается уровень здоровья новорожденных. Одной из причин данной тенденции является нестабильная социально-экономическая ситуация, которая неблагоприятно сказывается на психической сфере женщины. Негативные эмоции порождают сдвиги на психофизиологическом уровне, это влечет за собой снижение качества здоровья матери, и, как следствие, ребенка.

Еще одной неблагоприятной тенденцией является значительное число распада семей вскоре после рождения ребенка. Одной из причин этого явления стало разрушение в структуре сознания современных молодых людей целостного комплекса представлений о семье и родительских обязательствах. Вследствие этого ряд исследователей в настоящее время отмечают несформированность у молодых людей ценностно-смысловых ориентации на родительство и отсутствие чувства ответственности по отношению к семье и детям. Поэтому крайне необходимо в период беременности проводить специальное обучение не только с будущими матерями, но и с их партнерами, чтобы сформировать у них целостную ориентацию на ответственный подход к родительству. Актуальность данной проблемы определяется также и отсутствием сформулированных методических и методологических подходов, средств и форм психолого-педагогического воздействия на психику женщины в период беременности. В связи с этим возникла необходимость специального изучения особенностей психического состояния, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщин в период беременности, а также потребность в разработке методов психоло-педагогического воздействия на психическое состояние женщин, ожидающих ребенка в условиях специально организованного обучения.

1.Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности

Беременность является чрезвычайно сильным эмоциональным фактором в жизни женщины, оказывающим глубокое влияние на ее психосоматическую организацию. Беременность влияет как на физиологические процессы, так и на психическую деятельность. Давно замечено, что характеристики беременной женщины; ее психические процессы; эмоциональные реакции; свойства личности; особенности взаимоотношений с окружающими людьми - все оказывает влияние на развитие ребенка, начиная с внутриутробного периода.

Психические состояние беременных в значительной степени являются результатом взаимодействия, по крайней мере двух основных факторов - экстрагенитальных, к которым следует отнести соматические заболевания и индивидуально-типические особенности физического статуса женщины, и собственно генитальных, к которым следует отнести физиологические особенности женской половой сферы и некоторые формы генитальной патологии, а также особенности течения беременности. Помимо этого, на психический статус беременной женщины оказывают влияние ее социально-психологические и индивидуально-психологические особенности.

. Особенности репродуктивной функции

- ее относительная автономность, как в отношении других функций организма, так и в отношении индивидуума. Эта автономность выражается на разных уровнях - иммунологическом, гормональном, нейроэндокринном, поведенческом, психическом;

формирование новой функциональной системы - "мать-плод";

взаимосвязь окружающих факторов с эмоциональными механизмами матери, участвующими в самосохранении и предназначенными для сохранения вида;

влияние эмоциональных факторов матери на плод, так как для плода не безразличны изменения состояния матери, обусловленные социальными факторами. Например, характер эмоций матери, ее отношение к беременности, режим ее труда и быта, патогенные влияния на нее микро- макроклимата, питание и тем более ее заболевания. Важным является четкое определение психической дифференциации на самой ранней стадии, поскольку она берет начало с внутриутробного состояния. Сегодня мы говорим о психике плода, видя, что у него можно наблюдать протоумственную активность, генетически передающуюся от матери;

в большинстве случаев психосоматические нарушения в акушерстве не вызывают какого-либо структурного повреждения органа. Ни в одном случае (воображаемая беременность, рвота, аборт, маточные сокращения) не обнаружено никакой органической патологии органа;

важная особенность репродуктивной функции - это ее психосоматический риск, особенно в наиболее критические моменты беременности, родов, лактации;

функциональный и фазовый характер репродуктивной системы и эмоциональной атмосферы, окружающей ее, создают ситуационный физиологический стресс. Биологические, эмоциональные и функциональные модификации этого функционального стресса могут легко трансформировать нормальную ситуацию в ситуацию патологического стресса, создавая условия психосоматического риска.

3. Роль нервной системы при беременности

В условиях клиники и эксперимента была отчетливо показана роль центральной и периферической центральной нервной системы в физиологическом течении беременности и родов, установлено большое значение "доминанты беременности".

В.Н.Серов и соавторы полагают, что недостаточно проводится или не проводится совсем метод психофизиологической подготовки беременных к родам, что также отрицательно сказывается на профилактике материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Недостаточно внедряется метод психотерапии и отсутствует психолог в женской консультации, что особенно важно при осложненном течении беременности.

Психосоматический подход к акушерским проблемам в медицине с момента его возникновения допускал возможность того, что психическое состояние матери может влиять на течение беременности. Так, например, неукротимую рвоту беременных и даже тошноту рассматривали как подсознательное стремление женщины избавиться от беременности.

При беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим, она по особому реагирует на внешние и внутренние раздражители. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями, она влияет на функции нейро-гуморальной системы, изменяется реактивность всего организма, включая и психическую сферу.

Психический и психосоциальный стресс может привести к осложнениям при беременности и в родах. Ряд исследователей указывают, что психические заболевания, психоэмоциональные перегрузки, особенности личности и неадекватные механизмы преодоления стресса могут явиться причиной спонтанного аборта или преждевременных родов. Конфликты во время беременности повышают уровень тревоги и уровень катехоламинов в крови (норадреналина), что коррелирует с оценкой состояния новорожденного по Апгару.


4. Оценка переживаний, психосоматический индекс у беременных

Абрамченко В.В. (руководитель акушерского отдела Института акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта, РАМН, СПб) и его коллегами изучен психосоматический индекс (ПСИ) у беременных в третьем триместре нормальной и осложненной беременности. Количественный показатель ПСИ отражает оценку отрицательных переживаний обследуемой, а качественный анализ результатов по четырем разделам указывает, в какой именно области переживаний имеются наиболее выраженные травмирующие переживания. Указанно повышение индекса в отношении нервно-психического состояния беременной женщины. В условиях стационара отмечается снижение индекса по разделу "отношение к ребенку". Следовательно, госпитализация является стрессогенным фактором, отрицательно сказывающемся на нервно-психическом состоянии беременных. В то же время, в условиях дородового отделения стационара беременные более спокойны за исход родов для ребенка.

При исследовании по методике нервно-психического напряжения (НПП) при неосложненном течении беременности установлено, что во время беременности женщины в возрасте до 24 лет испытывают слабую степень выраженности нервно-психического напряжения. С возрастом повышается степень выраженности нервно-психического напряжения и возрастает после 24 лет.

Результаты исследования по методике САН (настроение, активация, напряжение) в зависимости т возраста показали, что в первой возрастной группе (18-24 года) при беременности отмечается нормальное настроение, умеренно выраженное напряжение, умеренно выраженная активация. Однако с увеличением возраста отмечается тенденция к снижению настроения и активации, что наиболее выраженно у беременных 30-ти лет и старше.

Беременных при физиологическом течении беременности можно охарактеризовать как эмоционально нестабильных, достаточно уверенных в себе, консервативных и менее дисциплинированных. Отмечается некоторое безразличие к удачам и неудачам, но одновременно эти женщины характеризуются доверчивостью и нетребовательностью к окружающим.

Результаты исследования в группах с осложненным течением беременности показали, что в группе риска наблюдается некоторое повышение нервно-психического напряжения в подгруппе с гестозом и некоторое снижение в подгруппе с отягощенном акушерско-гинекологическом анамнезом. В исследованиях по методике САН отмечается, что в группе "риска" по сравнению с контрольной группой отмечается некоторое повышение уровня напряжения, причем это повышение отмечается в группе с отягощенном соматическим анамнезом и в большей степени с гестозом. При гестозе снижается уровень активизации и особенно он снижен в первой возрастной группе (18-24 года). Во время госпитализации у беременных уровень напряжения снижается и настроение улучшается.

В группе с отягощенным соматическим анамнезом методика Кеттелла позволила установить, что эти беременные характеризуются общительностью, импульсивностью, чувствительностью, самодостаточностью и самодисциплиной, а также непостоянством и доверчивостью.

В группе с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом методика Кеттелла выявила, что эти беременные характеризуются скрытностью, осторожностью, уравновешенностью и прямолинейностью, уверенностью в себе и в своих силах, нефрустрированностью и сдержанностью. Можно сказать, что эти беременные в большей степени устойчивы к стрессогенным факторам, чем беременные с отягощенным соматическим анамнезом и гестозом.

В группе беременных с гестозом методика Кеттелла позволила установить, что эти беременные подвержены стрессам и эмоциональной неустойчивости, зависимости от окружающих, доверчивости, добросовестности и скромности. Беременные в условиях стационара более стабильны и ответственны.

В результате анализа зависимости сократительной функции миометрия от общего значения психосоматического индекса и его разделов выявлено, что при снижении общего значения психосоматического индекса, а также его первого раздела (нервно-психическое состояние) и четвертого (отношение к ребенку) разделов исчезает дискоординация маточных схваток, отмечается возрастание коэффициента корреляции сокращений миометрия между дном и телом матки, телом и нижним сегментом матки. При ухудшении нервно-психического состояния отмечается тенденция к уменьшению эффективной амплитуды сокращений в области дна матки.

В результате выяснения этиологических и патогенетических аспектов психосоматических нарушений во время беременности, беременные с отягощенным акушерско-гинекологическим и соматическим анамнезом, а также беременные с осложненным течением беременности выделены в группу повышенного риска возникновения психосоматических расстройств во время беременности и родов. Учитывалось влияние неблагоприятных психосоциальных факторов, из которых основным считалось незамужество, так как у таких беременных повышение психосоматического индекса связано с боязнью за судьбу ребенка и свой социальный статус. В группу риска возникновения психосоматических расстройств также выделены первородящие старшего возраста.

Таким образом, выявив ту или иную сферу в психосоматическом статусе беременной, нуждающуюся в психокоррекционных мероприятиях, необходимо целенаправленно проводить данные мероприятия в зависимости от выявленной сферы нарушений.

психический беременность репродуктивный мать

5. Влияние психики матери на будущее дитя

С точки зрения психологии, отношение матери к своим обязанностям, включая беременность и первые годы воспитания ребенка, влияет на всю его последующую жизнь. Данное направление было широко изучено детскими психоаналитиками в лице Мелони Кляйн и Анны Фрейд. При этом было установлено, что неразрешенные проблемы на ранних стадиях развития ребенка могут закономерно приводить к возникновению сходных порочных стереотипов в воспитании собственных детей. Таким образом, данная закономерность может принимать эволюционный характер. Поэтому формирование в девочке материнского начала должно происходить с раннего детства.

Исследовательским центром семьи и детства была предложена схема этапов развития материнства. Так, на этапе взаимодействия с собственной матерью на протяжении практически всей жизни субъекта происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы младенчества (разговор с ребенком, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии). На игровом этапе взаимодействия со сверстниками происходит формирование и развитие сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью. Близок к этому этапу последующий этап няньчания, на котором формируется и развивается понятие о значении ребенка, потребности в его охране и заботе о нем. Этап дифференциации поведения связывают с осознанием связи половой и материнской сфер. Этап конкретизации-реализации материнской сферы происходит в реальном взаимодействии с ребенком (беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и далее).

С точки зрения традиционной медицины и акушерства, в норме при нормальном протекании беременности в коре головного мозга должна формироваться соответствующая доминанта (устойчивый очаг возбуждения). Благодаря указанной доминанте уменьшается влияние коры мозга на процессы сознания, что позволяет легче переносить витальные, соматические и психические переживания во время беременности и родов. Данное состояние во время первой желанной беременности физиологически сопровождается чувством радости, которая служит проявлением адаптации к новой социальной роли матери и приводит личность женщины к осознанию окончательного взросления. Возникающие иногда тревожные переживания могут являться отражением неподготовленности женщины к новым стереотипам поведения и быть проявлением ролевого конфликта.

Как следствие, в разные периоды и при разных состояниях, связанных с беременностью, могут возникать преходящие психические и поведенческие нарушения. Так, в первом триместре описаны астенические состояния и диссоциативно-конверсионные расстройства. Подобные расстройства можно расценивать как проявление истеро-невротических образований. Таким образом, факт беременности как один из переходных этапов в жизни может вскрыть имеющиеся, но компенсированные "эдипальные" конфликты раннего детства. Во втором-третьем триместрах изредка наблюдаются агрессивно-компульсивные идеи и тревожно-фобические нарушения, в основе которых могут лежать ранние проблемы на начальной стадии развития.

При угрозе невынашивания беременности возникают непреодолимые тревожные ощущения, страх вплоть до панических атак, особенно после осознания проблемы и ее интрапсихической переработки. Привычное невынашивание беременности как выраженная во времени психотравмирующая ситуация характеризуется тревогой, разнообразными депрессивными реакциями, в том числе скрытыми и атипичными. Применение экстракорпорального оплодотворения может приводить к разделению в сознании женщины сексуальной и детородной функции, что сопровождается противоречивыми переживаниями надежды на удачное достижение беременности и страха неудачи, невроза ожидания.

6. Различные расстройства психического регистра

Необходимо отметить, что вышеописанные расстройства невротического регистра, имеющие четко выводимую психологическую подоплеку, не исчерпывают всего разнообразия психических нарушений при беременности. В этот непростой для женщины период могут дебютировать и тяжелые эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Их дифференциальная диагностика достаточно сложна, особенно для специалистов непсихиатрического профиля. Последствия же недооценки состояния могут привести к непоправимым последствиям, как для матери, так и для будущего ребенка. Поэтому в случаях появления подобного рода симптоматики не стоит пытаться самостоятельно проводить ее коррекцию или надеяться на самопроизвольное излечение, а необходимо обратится за консультацией к специалистам в области психиатрии. Вместе с тем, после исключения серьезных психопатологических нарушений психологическая коррекция остается важной составляющей работы врачей - акушеров-гинекологов.

Таким образом, вышеописанные проблемы психологического и психиатрического характера имеют большое влияние на протекание беременности и реализацию материнства. К сожалению, учет данных явлений зачастую остается недооцененным. Именно поэтому, в качестве одного из направлений подготовки к материнству и наступлению беременности, принципиально важным является проведение психотерапевтической коррекции, направленной на повышение психологической адаптации, организация партнерской поддержки в семье и микросоциальном окружении будущей матери. Среди прочих методов указанного направления особого внимания заслуживает групповая и семейная психотерапия. Подобные мероприятия должны быть включены в комплексную подготовку женщин к беременности и родам.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить: материнство и беременность являются сложной социально-медицинской проблемой, которая включает множество как соматических, так и психических феноменов. Необходимость решения данной проблемы на современном этапе является актуальным для практического здравоохранения России.

7. Доминанта беременности в различные периоды беременности

В течение девяти месяцев своего "интересного" положения, будущая мама переживает как физиологическую, так и эмоциональную эволюцию. Она более чутко и остро реагирует на происходящие вокруг события, тонко ощущает свою естественную связь с природой. Все мысли будущей мамули сосредоточены на ее малыше, что можно объяснить влиянием огромного количества гормонов, которые приводят организм в состояние готовности выносить и родить малыша, а также обеспечивают психологический настрой женщины. В медицине этот феномен называется "доминантой беременности".

Еще в тридцатые годы ученый, академик Алексей Алексеевич Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал "принципом доминантности". Согласно этому принципу, под влиянием возбуждения, вызванного внешними либо внутренними раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении, который способен оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому.

В шестидесятых годах Илья Аркадьевич Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, младенца зависит от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы. Именно Аршавский предложил термин "материнская доминанта". Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности (или гестационная доминанта), родов и вскармливания. Ученые пришли к выводу, что у женщины больше шансов родить здорового ребенка, если у нее полностью сформировалась материнская доминанта. Если женщина сознательно говорит: "Я не буду кормить ребенка", это значит, что у нее не сформирована поддоминанта вскармливания, что вносит отрицательные моменты в течение беременности, и врачам потом невдомек, почему ребенок не берет грудь. Или женщина готова вынашивать ребенка, но у нее не сформирована доминанта родов, и приходится делать кесарево сечение, а врачи не могут объяснить причины осложнения.

В голове у беременной женщины появляется некая очень сильная доминанта. Главное место в ее мыслях отныне занимает именно эта проблема, все остальные ценности отступают на второй план. И лучше, если эта доминанта правильно сформирована еще до момента зачатия и характеризуется так называемыми доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь ребенка.

При нечаянной, незапланированной беременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм не в лучшей его форме, врасплох. Вот почему очень много внимания необходимо уделять периоду зачатия.

8. Психологические компоненты доминанты беременности

Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это, по-видимому, тем, что именно этот период многие женщины обоснованно считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к двадцати пяти - тридцати годам большинство женщин уже заканчивают свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное и семейное положение, то есть лучше социально адаптированы. Интересно, что не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для ее течения и успешного родоразрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента. Можно выделить несколько основных его типов: игнорирующий, беспечный, тревожный, депрессивный, адекватный.

Игнорирующий тип часто встречается при нежелательной беременности и обычно сочетается с низким качественным показателем. До того момента, когда не считаться с изменениями организма женщина уже не может, она старается совсем не менять ритм жизни, привычки, не думает о будущем ребенке. Она напоминает страуса, который в случае какой-либо опасности, неприятности прячет голову в песок, чтобы не замечать их. Обычно такие женщины испытывают сильную тревогу, но стараются скрывать ее от окружающих, не замечать самой. Фон настроения при этом часто понижен, хотя возможны его беспричинные колебания. Чем больше срок беременности, тем выраженнее состояние психологического дискомфорта.

Беспечный тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и ближайшем будущем, предстоящих обязанностей. Беременность обычно очень желанная, однако, убедившись, что зачатие произошло, беспечная женщина считает, что все от нее зависящее она уже сделала, а остальное получится само. На учет в женскую консультацию они встают поздно, посещают ее нерегулярно. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, воспринимаются иногда как гром среди ясного неба, их тяжесть преувеличивается. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о малыше также оказываются неожиданными и удручают.

При тревожном типе, название говорит само за себя, причины повышенной тревожности, которая определяет все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т.д. Но встречаются беременные, неспособные объяснить свое состояние или чрезмерно преувеличивающие настоящие и предстоящие трудности. У этих беременных значительно чаще отмечаются токсикозы, различные невротические расстройства (нарушения сна, страхи, повышенная мнительность, обидчивость и другие). Но кроме того " Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается "понять", что же именно..." , - пишет профессор Томас Верни в своей книге "Скрытая жизнь ребенка до рождения". А значит, тревожась, мать заставляет нервничать и своего малыша.

При депрессивном типе беременность протекает на резко сниженном фоне настроения. Женщина, мечтавшая о ребенке, может заявлять, что теперь не хочет его, не верит в свои силы, начинает хуже относиться к мужу и другим близким, часто без особой на то причины плачет. Отношения с родственниками, не понимающими, что происходит, часто портятся. Это, в свою очередь, еще больше усугубляет тяжесть ситуации. Очень важно вовремя разглядеть эти симптомы и срочно обратиться к врачу. К счастью, такой тип доминанты беременности относительно редок. Претерпевая серьезные изменения, организм беременной женщины становится более ранимым, чувствительным к стрессовым факторам, а потому - невротические реакции развиваются у них легче, чем до беременности.

Часто встречаются смешенные типы. Преобладание в клинической картине тех или иных специфических признаков поможет правильно оценить тип. Это необходимо, так как перечисленные ранее типы доминантности беременности ухудшают ее течение. Выявив их, женщина и ее близкие должны попытаться выработать другое отношение к происходящим в организме изменениями, к вынашиванию ребенка и предстоящим родам. Наиболее благоприятным для становления физиологического компонента доминанты беременности и родовой доминанты является доминантный тип.

Оптимальный тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней изменениями, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя.

Психологический, а косвенно и физиологический компоненты доминанты беременности зависят от сознательного отношения супругов к проблеме зачатия и вынашивания, от тщательности проведения предварительного периода и готовности поддерживать друг друга и помогать друг другу в непростой "работе" мамы и папы.

9. Синдром беременности

Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности. Этот термин принадлежит аспирантке РАГС Боровиковой Н. В. Применительно к беременности, синдром - это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент "пигмалионизации" своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами:

Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении". Этот этап был назван Боровиковой симптомом нового "Я", который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме.и Jacobs показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.

По мнению авторов, так как эти изменения носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Эти изменения создают особый тип психологического стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени, присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения - от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Пайнз отмечает, что в это время наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог.

Брутман В.И. и Радионова М.С. считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и - настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники - "вынесу ли я роды?"; и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного комплекса.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: "проснулся", "веселится", "беспокоится" и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как "со-единство", "сроднение".

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем. На этом этапе, как пишет Пайнз, часто происходит вступление в "тайное общество женщин" с его ритуалами, а мужчины иногда видятся непрошенными гостями, способными повредить ребенку. Возможны и фобические страхи: например, что от клубники, съеденной матерью, у ребенка будут родимые пятна. Определенные виды пищи считаются полезными ребенку, а другие - вредными, без всяких разумных доказательств.

В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта "Я - окружающий мир". Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может манипулировать окружающими. Вместе с тем, перестройка психики женщины, связанная с необходимостью осознания своей новой роли, в наибольшей степени влияет на изменение восприятия ею мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин, подсознательно ожидая изменение социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Исследование Боровиковой и Федоренко показало, что бессознательно каждая забеременевшая женщина обвиняет своего мужчину в недостаточном внимании к себе и будущему ребенку. Женщины часто высказывают сомнение в том, что отец будущего ребенка будет "гулять с ним", "любить ребенка так, как я" и т. п. Здесь проявляется опасение того, что все, связанные с беременностью и материнством испытания, придется нести ей одной.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающимся духовным отчуждением. В психике женщины такое состояние часто ассоциируется с подростковым возрастом, когда многие из них испытывали чувство одиночества и оставленности, возникающее на почве отсутствия взаимопонимания с родителями.

Начиная с периода в 20-25 недель, возникает еще одна проблема, заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее полноценную сексуальную жизнь невозможной, что создает или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной неполноценности периода беременности.

Следующим, и одним из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов, является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая женщина, в некоторой степени, испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой стороны - избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. (Heymans & Winter, Leifer, Rofe и другие). На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашается на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов переживаемых женщиной в период беременности является симптом нетерпения. Этот этап беременности отличают телесный дискомфорт и усталость по мере приближения родов. Его особенность заключается в том, что женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью и испытывает непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период имеют место характерные колебания настроения: от радости, - потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от его фантастического образа к реальному; подобно Пигмалиону, мать влюбляется в собственное создание.

Таким образом, описанный выше синдром, по убеждению Боровиковой, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко вышеуказанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

Заключение



Список литературы

1.www.pregnancycalendar.ru <http://www.pregnancycalendar.ru>

.<http://bono-esse.ru>

.<http://dic.academic.ru>

.<http://ladabirth.ur.ru>

.<http://perinatalcenter.mirtesen.ru/>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!