Янгель М.К. - создатель нового направления в отечественном ракетостроении

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,68 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Янгель М.К. - создатель нового направления в отечественном ракетостроении

Янгель Михаил Кузьмич

янгель конструктор ракета

Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября (7 ноября <http://ru.wikipedia.org/wiki/7_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F>) 1911 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1911>, д. Зырянова Иркутской губернии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F> - 25 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1971 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1971>, Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>) - видный советский конструктор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80> ракетно-космических комплексов.

Биография.

Родился 7 ноября <http://ru.wikipedia.org/wiki/7_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> (25 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> по старому стилю) 1911 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1911> года в деревне Зырянова Иркутской губернии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F> (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня была затоплена водами Усть-Илимского водохранилища <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5>) в многодетной крестьянской семье (в семье Янгелей было 12 детей).

В 1926 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1926_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, окончив 6-й класс, переезжает в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывает в стеклографии - разносит по городу стопки печатной продукции.

Окончив ФЗУ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>, работает помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0&action=edit&redlink=1> (город Красноармейск <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA_%28%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%29>, Московской области, 1929 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1929>-1931 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1931>). Одновременно учится на рабфаке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82>.

В 1931 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1931> году поступает в Московский авиационный институт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82> (МАИ), который заканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1937_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Позже также с отличием окончил Академию авиационной промышленности <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&action=edit&redlink=1> СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> (1950 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1950>).

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%E2%84%9639> в КБ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%9A%D0%91-39> Н.Н. Поликарпова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1935 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1935>-1944 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1944>). Зам. главного инженера ОКБ А.И. Микояна (1944 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1944>). Ведущий инженер в КБ В.М. Мясищева (1945 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1945>). Участвовал в разработке самолетов И-153 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98-153>, ТИС <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%98%D0%A1>, работе акционерного общества «Амторг» в США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>. Организовал доводку истребителей И-180 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98-180>, И-185 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98-185>, модификацию самолета По-2 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE-2>. В аппарате Министерства авиационной промышленности (1946 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1946>-1948 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1948>). Координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С.П. Королева <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>; директор, главный инженер НИИ-88 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%98%D0%98-88> (город Калининград <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%91%D0%B2_%28%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%29>, Московской области <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>, 1950 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1950>-1954 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1954>). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%28%D0%9A%D0%91%29>, город Днепропетровск <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA>(1954 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1954>-1971 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1971>).

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-5> и Р-7 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-7>, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-12>, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-12>, Р-14 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-14>, Р-16 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-16>, Р-36 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0-36>, космических ракет-носителей «Космос <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81_%28%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%29>», «Космос-2», «Циклон-2 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD-2>», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D1-%D0%9B%D0%97&action=edit&redlink=1>, космических аппаратов «Космос <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81_%28%D0%9A%D0%90%29>», «Интеркосмос <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81>», «Метеор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80_%28%D0%98%D0%A1%D0%97%29>», «Целина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D0%9A%D0%90%29>» (1954 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1954>-1971 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1971>).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1952>-1954 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1954>). Депутат Верховного Совета СССР (1966 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1966>-1971 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1971>).

М.К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82>. Похоронен на Новодевичьем кладбище <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5>

Многие известные политики, критики и другие люди говорили о Михале Кузьмиче замечательные слова:

. "Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал" Я. Голованов.

. "С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения.... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска". Академик Б.Н. Петров

. "Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М. Кузнецкий.

Важнейшие даты из жизни Янегеля:

-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

, 12 апреля - начальник отдела НИИ-88 в КБ Королева С.П.

- Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

- установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

- принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К. Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г. Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, - впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ" (с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

Похожие работы на - Янгель М.К. - создатель нового направления в отечественном ракетостроении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!