Волошин Максимилиан Александрович
Волошин Максимилиан Александрович
Годы жизни: 28.05.1877 - 11.08.1932
Настоящая
фамилия — Кириенко-Волошин. Родился в Киеве. Отец – Александр Максимович
Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника. Мать — Елена
Оттобальдовна, урожденная Глазер. После размолвки с женой отец Волошина умер в
1881 г. С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние,
но и творческие отношения. Занимаясь в детстве с гувернером, Волошин заучивал
латинские стихи, слушал его рассказы по истории религии, писал сочинения на
сложные литературные темы. Обучался затем в гимназиях Москвы и Феодосии.
Переезд в Коктебель в 1893 г., где мать купила дешевый по тому времени участок
земли, во многом предопределил творческую судьбу начинающего поэта (его первые
стихотворные опыты — 1890 г., первая публикация—в сборнике "Памяти В. К.
Виноградова" (1895). Сразу же запали в душу поэта "историческая
насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля". По семейной традиции в
1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета,
хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале
1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в
"студенческих беспорядках" и выслан в Феодосию. После восстановления
окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: "Ни
гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой
мыслью". Зато плодотворным для духовного формирования Волошина оказалось
знакомство с европейскими странами, где он из-за скудных средств передвигался
пешком, ночевал в ночлежных домах (Италия, Швейцария, Германия, Франция,
Греция, особо полюбившаяся ему Андорра). Не менее важным стало полуторамесячное
пребывание в Средней Азии после исключения из университета (1899—1900).
"1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил
с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора"
Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру
ретроспективно — с высоты азийских плоскогорий произвести переоценку культурных
ценностей... Здесь же создалось решение на много лет уйти на Запад, пройти
сквозь латинскую дисциплину формы" – писал поэт в своих воспоминаниях. С 1901
г. Волошин обосновывается в Париже. После "годов странствий" (так
определил семилетие 1898—1905 гг. сам Волошин) начинаются "годы
блуждания" (1905—1912): увлечение буддизмом, католичеством, оккультизмом,
масонством, антропософией Р. Штейнера. Оказавшись в январе 1905 г. в
Петербурге, Волошин стал свидетелем Кровавого воскресенья, но революция, по его
признанию, прошла мимо него.
Попеременно
живя в Париже, Петербурге, Москве, Волошин активно участвует в литературной
жизни России. Выходит первая книга его стихов ("Стихотворения",
1910), он сотрудничает в журнале символистов "Весы" и акмеистов
"Аполлон". Из-за тяги к розыгрышам Волошина происходит мистификация с
Черубиной де Габриак, приведшая к его дуэли с Н. Гумилевым (1909). Лекция и
брошюра "О Репине" (1913), где Волошин восстал против
натуралистической тенденции в искусстве, обернулись для него отлучением от
публикаций. Летом 1914 г., увлеченный идеями антропософии, Волошин приезжает в
Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками приступает к постройке
"Гетеанума" — храма святого Иоанна, символа братства народов и
религий. На разразившуюся тотчас мировую войну Волошин откликнулся и стихами
(книга "Anno mundi ardentis", 1915), и прямыми высказываниями,
выступив ее противником. Он даже отправил письмо военному министру, где заявил
об отказе служить в царской армии. Углубившись в основы русского национального
самосознания, завершив книгу о В. Сурикове (полностью опубликована в 1985), в
1917 г. Волошин окончательно оседает в Коктебеле. Если Февральская революция
была воспринята им "без особого энтузиазма", а после окончательного
разуверения в ней Октябрьский переворот как историческая неизбежность, то
гражданская война не могла найти оправдания в его сердце. Волошин занимает
позицию "над схваткой", спасая в своем доме в Коктебеле и красных, и
белых. В 1920—1930 гг. в литературные баталии не вступал. Умер в возрасте 54
лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/