Юридические функции права

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридические функции права

Введение

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Право формирует модель правомерно-дозволенного, предписанного и запрещенного поведения. Нормы права представляют собой официальные критерии правомерного и неправомерного поведения. Сравнивая свое фактическое поведение с правовой нормой, индивид может сделать вывод о законности своих действий. Право делает жизнь индивида понятной, а потому устойчивой и надежной. Право составляют нормы поведения, устанавливающие права, обязанности и запреты для всех и каждого.

В науке под понятием «функция» понимают различные значения (зависимая переменная величина, специальная деятельность органа или организма, проявление действия какой-либо системы). В юридической науке понятие «функция права» употребляется для характеристики социального назначения права. Термин «функция» приемлем для характеристики любых динамических структур, но в большинстве случаев функция обозначает направленное избирательное воздействие системы на определенные сферы жизнедеятельности. Под функциями права в большинстве случаев понимают социальное назначение права или направление правового воздействия на общественные отношения. И социальное назначение, и направление его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не дают целостного понимания функций права. Нельзя противопоставлять в понимании функции направлений правового воздействия социальному назначению.

Понятие «функция права» должно охватывать и назначение права, и способы его воздействия на общественные отношения. В принципе, функция права - это реализация его социального назначения. Понятие «функция права» охватывает и правовое регулирование, и правовое воздействие. В функции права появляются такие свойства права, которые раскрывают ее качество. Функция права опосредована его сущностью, внешним образом проявляется как определенное воздействие на социальные отношения, она характеризуется относительной длительностью или постоянством. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач права. Функции направлены на решение задач, стоящих перед правом. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что задачи часто обуславливают само существование функций, определяют их содержание, методы реализации. Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Функциональная характеристика права означает знание способов воздействия права на общественные отношения. Функционирование означает действие права.

Ограничивая неправомерные притязания каждого человека, нормы права дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притязаний сильного и приучить людей к обдуманному и выдержанному поведению. Повинуясь этим правилам, люди не должны допускать ущемления чужих интересов, согласовывать свое поведение с основными задачами человеческого общежития.

Становление, утверждение и развитие в методологии научного юридического познания системного подхода стало основанием для анализа функций права с точки зрения данного метода. Системный подход ориентирует па рассмотрение объектов исследования как единых систем, на раскрытие целостности объекта, па выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину. В современной науке понимание функций права как целостной системы сложилось не сразу.

В теоретической юриспруденции существовали самые разнообразные точки зрения на классификацию функций. В отечественной науке разработка названной проблемы была начата русскими юристами Л.И. Петражицким, Н.М. Коркуновым, A.M. Горовцевым и др. Так, выдающийся представитель юридического позитивизма в России Н.М. Коркунов в "Лекциях по общей теории права" (1886 г.) утверждал, что право осуществляет разделяющую функцию, состоящую в урегулировании действий людей, наделенных разными потребностями. Другой теоретик, один из основателей психологической школы нрава, Л.И. Петражицкий выделял распределительную и организационную функции, признанные отражать общественную роль права [5, c.112].

В современной литературе по обшей теории права традиционно предлагают две группы критериев классификации функций права - внешние (находящиеся за пределами права) и внутренние (находящиеся в его рамках). По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права: политическую, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, информационную и иные. По внутреннему критерию - две основные собственно-юридические функции: регулятивную и охранительную.

Цель данной работы - комплексное исследование юридических функций права.

Актуальность этой темы обуславливается тем, что всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право».

В соответствии с поставленной целью определим основные задачи работы:

- исследовать теоретические основы и классификацию функций права;

- проанализировать основные и неосновные собственно-юридические функции права.

Объект исследования - юридические функции права.

Предмет исследования - особенности реализации юридических функций права.

Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей теории права.

Исследование основывается на методологии программно-целевого подхода, в основе которой лежит системный анализ, изучающий поведение рассматриваемого объекта в системе внешних и внутренних связей.

1. Теоретические основы функций права

1.1 Понятие функций права

Функции права можно определить как обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения.

Функции права - это проявление его специфических свойств. В функции аккумулируются такие признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые признаки, свойственные не только праву, но и другим явлениям общественной жизни.

Укажем на признаки, характеризующие функцию права как определяемое социальным назначением, направление правового воздействия на общественные отношения:

. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функция - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.

. Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление безусловного, необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может.

. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе ее развития.

. Функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм. Но динамизм функции не означает отсутствия в ней стабильности, постоянства, устойчивости.

. Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву на определенном этапе его развития. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

В целях более четкого уяснения понятия "функция права" следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: "роль права", "задача права" и "Функционирование права". Термин "роль права" говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. "Роль права" более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий [10, c.75].

Термин "задача права" - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи "требуют" и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин "функционирование права" отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если "функция права" - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то "функционирование" отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, "функция права" и "функционирование права" являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие "функционирование права" обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций права [5, c.118].

Рассмотрим формы реализации функций права. Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.). В каких же формах реализуются функции права?

Функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других. Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой. Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

условий эффективности регулирования; - процесса правового регулирования;

социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

1.2 Система функций права и их классификация

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.

Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.

Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.

Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как целого и функции этого целого [7, c.203].

Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:

общеправовые (свойственные всем отраслям права);

межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);

отраслевые (свойственные одной отрасли права);

правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.

В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций:

внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами);

внутренние критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации [7, c.208].

Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.

Регулятивная и охранительная функции - это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы - экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

В современных работах по юриспруденции практически общепринятым стало деление функций на общесоциальные и собственно правовые (по другой терминологии специально-юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно юридическим регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

Деление функций права на общесоциальные и собственно правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права [2, с.174].

Впоследствии отдельными исследователями к основным собственно юридическим функциям - регулятивной и охранительной - были добавлены неосновные. Все они рассматриваются в данной работе.

2. Исследование собственно-юридических функций права

2.1 Регулятивная юридическая функция права

В системе функций права регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, так как право с ее помощью содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, способствуют их активности, предприимчивости.

В самом общем виде под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление, установление определенных правил поведения.

Несколько отличную, более узкую трактовку регулятивной функции права предлагает Т.Н. Радько, определяющий ее как направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении прав и возложении обязанностей на субъектов права. Иными словами, регулятивная функция направлена на координацию положительной деятельности субъектов права [7, c.60].

Регулятивная функция права выражается в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливающих статус граждан и компетенцию государственных органов и юридических лиц. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

Назначение регулятивной функции права состоит в определении направления ее правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд "неприкосновенных" господствующие общественные отношения.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве и т.д.).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового права, опосредствующих хозяйственные процессы в экономике, в правовых институтах, оформляющих процесс распределения производимых продуктов, и др. юридический функция право регулятивный

Например, если отношения собственности в гражданском праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредствующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) - юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.

Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений и, следовательно, с предоставлением им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания, ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права - юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.

Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле» которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых связей путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. Следует отметить, что государство как «суверен» и гарант правопорядка заинтересовано в стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное и беспрепятственное возникновение и правомерная реализация выступают одним из проявлений требований законности.

2.2 Охранительная юридическая функция права

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых отношений. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений: обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений. Она носит вторичный характер, т.е. производна от регулятивной функции права. Охранительная функция призвана ее обеспечивать в тех случаях, когда невозможным становится осуществление регулятивной функции права. Таким образом, с помощью правовых ограничений осуществляется юридическая защита прав человека, закрепляемых в регулятивных нормах.

Основное назначение охранительной функции состоит не только в необходимом реагировании на правонарушения, но и в том, чтобы выполнять превентивную функцию (предупредительную). Охранительную функцию права не следует противопоставлять регулятивной, так как обе функции (позитивная и негативная) нацелены на закрепление и охрану прав личности. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый (экстраординарный) способ воздействия на поведение людей, сообщает субъектам о ценностях, взятых под особый контроль, является показателем развития культуры, гражданского общества. Охранительная функция права, прежде всего, реализуется в деятельности правоохранительных органов [8, c.305].

Охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав.

Охранительные правоотношения в обществе направлены на вытеснение из жизни отношений, чуждых существующему общественному строю. Они возникают на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового регулирования. Режим законности требует того, чтобы все факты правонарушений устанавливались с необходимой быстротой и точностью, чтобы возникающие в связи с этим охранительные правоотношения осуществлялись и чтобы, следовательно, защищались субъективные права, а виновные лица несли юридическую ответственность.

Регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга рядом юридических черт: и не только по основаниям возникновения (т.е. по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В частности, охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями; в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия санкции.

Важнейшим инструментом реализации охранительной функции является уголовное право. Охранительная функция для него является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда личности, а также материальным, политическим, социальным, экономическим и моральным ценностям общества.

Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, государства и общества ценности и отношения. Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность - наиболее строгая из всех видов юридической ответственности. Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма содержит предписание действовать

Несмотря на то, что уголовное право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно имеет и иные функции.

Следует отметить, что очень часто ученые делят правоотношения на регулятивные и охранительные, т. е. в первом случае делается акцент на регулировании известных отношений в процессе их складывания и развития, а во втором случае - на охране этих отношений - прежде всего - на охране прав граждан. Но в юридической литературе, как правило, подчеркиваются различия между регулятивными и охранительными правоотношениями. Вместе с тем и в теории, и на практике надо учитывать, что регулятивные правоотношения одновременно являются и охранительными, т. е. можно сказать, что они взаимосвязаны. Хотя это самое распространенное деление видов правоотношений, следует, однако сказать, что ни одно правоотношение не возникнет, если для этого нет определенных условий, фактических обстоятельств. Данное обстоятельство тоже доказывает, что закон не порождает правоотношение как таковое.

В литературе высказано мнение о соподчинении охранительной функции (наряду со статической и динамической) регулятивной [3, c.202]. При этом предлагается выделять регулятивно-охранительную функцию права.

2.3 Неосновные собственно-юридические функции права

Наиболее часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции: компенсационная, ограничительная и восстановительная.

. Компенсационная функция права.

Это очень важное направление действия права. В ней заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Например, ГК РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152) обязывает виновную сторону возместить моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другим способом невозможно. Конституция РФ также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 55), за вред, причиненный преступными действиями (бездействием) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53).

Компенсационная функция является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.

. Ограничительная функция права.

Эта функция важна для пресечения вседозволенности и произвола. Например, Конституция РФ, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), то есть вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. Подобные ограничения установлены в ст. 13, 29, 32, 55 Конституции РФ. Ограничительная функция, не смотря на казалось бы негативный характер, в конечном итоге дает положительный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, инструментом правопорядка и реализации прав граждан.

. Восстановительная функция права.

Реализация восстановительной функции права нередко осуществляется в форме отмены правового акта или совершенного юридически значимого действия.

Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международных правовых актах, так и во многих внутригосударственных актах. Например, Всеобщая декларация прав человека устанавливает: ст. 8 "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах"; ст. 12 ГК РФ предусматривает: "восстановление положения, существовавшего до нарушения права". Восстановительная функция права - относительно обособленное воздействие комплекса правовых средств на волю, сознание, поведение людей, направленное на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права.

3. Проблемы исследования функций права и пути их решения

В теории права представлены и другие точки зрения по вопросу классификации функций права. Так. И.Е. Фарбер и В.К. Бабаев в своих работах в качестве самостоятельных рассматривают регулятивную, правоохранительную и восстановительную функции права[1, c.29]. Ф.Н. Фаткуллин выделяет модально-информационную, регулятивную и воспитательную функции7. Ряд авторов выделяют стимулирующую функцию права[9, c.206].

Основные функции права зачастую дифференцируют на подфункции. Так, А.Б. Венгерова подчеркивает, что каждая функция, синтезируя множество однопорядковых направлении, состоит из нескольких подфункций, которые показывают в рамках данного направления особые специфические стороны воздействия. В рамках правоохранительной функции он выделяет правообеспечительную, правовосстановительную, превентивную, компенсационную и карательную подфункции[2, c.128]. В.Н. Хропанюк в охранительной различает пять подфункций: профилактическую, контрольную, конфликтную, восстановительную и карательную[10, c.78]. В зарубежной юридической науке также можно встретить самые разнообразные взгляды на вопрос классификации функций права. В частности, Т. Парсонс к главным функциям права и правовой системы общества относит интеграционную, контрольную и функцию поддержания правопорядка[6,c.112]. Г. Кленнер помимо регулятивной выделял индикативную функцию права, позволяющую на основе права определить уровень развития общества на историческом отрезке [4, c.27]. Представляет определенный интерес позиция Н. Неновски, который отмечал, что право может иметь лишь две исходные функции - регулятивную и познавательную. При этом основной функцией, порожденной глубокими социологическими потребностями, является все-таки регулятивная. Дополнительной и в значительной степени подчиненной ей служит познавательная. Охранительная же функция не имеет самостоятельного значения, поскольку в конечном итоге она тоже является регулятивной, и право охраняет общественные отношения не каким-либо иным образом, а посредством регулирования.

К наиболее значительным исследованиям в отечественной юридической науке по вопросу о функциях права относятся работы Т.Н. Радько, который отмечает, что система функций права непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с этим выделяются пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права), межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям), отраслевые (свойственные одной отрасли), правовых институтов и норм права. При этом общеправовые функции, не имея возможности охватить все многообразие форм и путей воздействия права на общественные отношения, детализируются в действии других групп функций [7, c.148].

Анализ указанных и иных взглядов на классификацию функций права позволяет сделать следующие выводы.

Представляется совершенно обоснованным рассматривать функции права не изолированно, вне взаимосвязи друг с другом, а как единую целостную систему, непосредственно связанную с системой права. Исходя из этого, следует согласиться с высказанным в литературе мнением о выделении общеправовых, межотраслевых, отраслевых функций, а также функций правовых институтов и норм. Тем не менее, рассматривая общеправовые основные (собственно-юридические) функции, не следует противопоставлять регулятивную и охранительную функции права, поскольку в первой из них как бы предполагаются и уже заложены элементы охраны, а вторая предполагает правовое регулирование и является его обеспечением. Более того, на наш взгляд, прямо прослеживается соподчиненное положение охранительной функции права по отношению к регулятивной, т.к. охранительная функция тоже имеет регулятивное значение, и защита определенных общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация.

Однако, по нашему мнению, наряду с указанными к основным (собственно-юридическим) функциям права следует отнести и стимулирующую функцию права. В свое время С.С. Алексеев отмечал, что право в первую очередь призвано стимулировать формирование и развитие таких мотивов поведения, которые обеспечивают органическое сочетание интересов отдельного субъекта с интересами общества в целом.

К сожалению, в юридической литературе проблема стимулирующей функции права разработана недостаточно. Как правило, стимулирующая функция рассматривается применительно к отдельным отраслям права (гражданскому, уголовному, трудовому). Более того, до настоящего времени не предпринимались попытки дать определение стимулирующей функции права, выяснить ее место в системе функций права, а также соотношение и взаимосвязь с другими функциями.

Действительно, возможность воздействия на волю и сознание людей разнообразна, но в общем сводится к двум методам: стимулированию и методу властных предписаний с возможным применением мер принуждения. Стимулирующее воздействие права, наряду с охранительным, также имеет регулятивное значение.

Поскольку функции права динамичны, то они, будучи зависимыми от общества, развиваются вместе с ним и обусловливаются определенным этапом его развития. С изменением экономических, политических, идеологических отношений в ходе исторического развития меняется роль права и характер его воздействия на общественные отношения. Вместе с охранительными и ограничительными средствами право использует и стимулирующие механизмы в виде льгот поощрений, субъективных прав и др.

Заключение

В ходе выполнения данной работы проведено комплексное исследование юридических функций права. В заключение сделаем основные выводы.

В науке под понятием «функция» понимают различные значения (зависимая переменная величина, специальная деятельность органа или организма, проявление действия какой-либо системы). В юридической науке понятие «функция права» употребляется для характеристики социального назначения права.

В целях более четкого уяснения понятия "функция права" следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: "роль права", "задача права" и "Функционирование права". Термин "роль права" говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. "Роль права" более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

Термин "задача права" - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.

Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.

Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему.

Деление функций права на общесоциальные и собственно правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права.

Впоследствии отдельными исследователями к основным собственно-юридическим функциям - регулятивной и охранительной - были добавлены неосновные. Все они рассмотрены в данной работе.

В самом общем виде под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление, установление определенных правил поведения.

Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле» которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых связей путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. Следует отметить, что государство как «суверен» и гарант правопорядка заинтересовано в стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное и беспрепятственное возникновение и правомерная реализация выступают одним из проявлений требований законности.

Основное назначение охранительной функции состоит не только в необходимом реагировании на правонарушения, но и в том, чтобы выполнять превентивную функцию (предупредительную). Охранительную функцию права не следует противопоставлять регулятивной, так как обе функции (позитивная и негативная) нацелены на закрепление и охрану прав личности.

Наиболее часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции: компенсационная, ограничительная и восстановительная.

В компенсационной функция права заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Например, ГК РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152) обязывает виновную сторону возместить моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другим способом невозможно.

Ограничительная функция, несмотря на казалось бы негативный характер, в конечном итоге дает положительный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, инструментом правопорядка и реализации прав граждан.

Восстановительная функция права - относительно обособленное воздействие комплекса правовых средств на волю, сознание, поведение людей, направленное на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права.

Однако, по нашему мнению, наряду с указанными к основным (собственно-юридическим) функциям права следует отнести и стимулирующую функцию права. В свое время С.С. Алексеев отмечал, что право в первую очередь призвано стимулировать формирование и развитие таких мотивов поведения, которые обеспечивают органическое сочетание интересов отдельного субъекта с интересами общества в целом.

К сожалению, в юридической литературе проблема стимулирующей функции права разработана недостаточно. Как правило, стимулирующая функция рассматривается применительно к отдельным отраслям права (гражданскому, уголовному, трудовому). Более того, до настоящего времени не предпринимались попытки дать определение стимулирующей функции права, выяснить ее место в системе функций права, а также соотношение и взаимосвязь с другими функциями.

Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой, а задачи исследования решенными в полном объеме.

Список литературы

2.Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов - М.: Юриспруденция, 2005 - 386 с.

.Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. -Минск, 2007. - 508 с.

.Кленнер Г. От природы к природе права: Пер. с нем. / Под ред. Б.А. Куркина. -М., 2005 - 294 с.

.Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 415 с.

.Посконин В.В. Правопонимание Толкотта Парсонса. -Ижевск, 2005 - 375 с.

.Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2- т. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2: Теория права. -М., 2006. - 412 с.

.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА-М, 2007 - 425 с..

.Фаткуллин Ф.М. Проблемы теории государства и права. -Казань, 2004 - 329 с.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие/ Под ред. В.Г. Стрекозова. -М., 2008 - 349 с.

Похожие работы на - Юридические функции права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!