Изучение детской литературы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,80 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение детской литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Детская литература"

План

Введение

. Понятие о фольклоре

. Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

. Сказка - сокровищница народной мудрости

. Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Заключение

Введение

Выбирая тему для своей работы, я сразу выбрала эту. Потому что в наш век компьютеров эта тема очень актуальна. Книга отходит на второй план. Фольклор - это не только литература, но прежде всего словесное искусство, быт и традиции своего народа.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Долг старших - с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нем ответное чувство.

Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

1. Понятие о фольклоре

Термин "фольклор", который в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж. Томс, в переводе означает " народная мудрость". В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (жилье, одежда, кулинарные рецепты), русские ученые и их единомышленники в других странах фольклором считают устное народное творчество - поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Такой подход учитывает художественную природу фольклора как искусства слова.

По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый. Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации. Для них существенно, что одни произведения поются, другие - сказываются. Ученые-филологи все произведения фольклора относят к одному из трех родов - к эпосу, лирике или драме, как это принято и в литературоведении.

Некоторые фольклорные жанры связаны между собой общей сферой бытования. Если дореволюционный фольклор весьма четко различался по социальной принадлежности его носителей (крестьянский, рабочий), то теперь более существенны возрастные отличия. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор - игровой (жеребьевки, считалки, различные игровые песенки) и неигровой (скороговорки, страшилки, перевертыши).

Детский фольклор - это область устных словесных произведений, исполняемых исключительно детьми и не входящих в репертуар взрослых. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Выделение детского фольклора из обширной области народной словесности подсказано специфическими его особенностями. Детский фольклор заключает в себе такие жанры, которых нет в устной словесности взрослых. Бытование произведений детского фольклора и носители его также различны в сравнении с тем, что мы знаем о фольклоре взрослых.

Также можно выделить ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во - первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей.

Во - вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства.

Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хоровых песен ("А мы просо сеяли", "В хороводе были мы") без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых.

В - третьих, весь детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа" (Г.С. Виноградов). С помощью детского фольклора от поколения к поколению передаются представления о жизни, о нравственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания детей.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.

2. Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра - пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию.

У пословиц и поговорок нет автора. Без них не обходится ни профессиональная литература, ни живая разговорная речь. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждений о самых различных сторонах жизни человека. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Активное собирание русских пословиц и поговорок началось в 18 веке, когда появились первые рукописные сборники. Научное собирание этого жанра начал М.В. Ломоносов.

Но приоритет в этом деле до сих пор принадлежит В.И. Далю, собравшему, опубликовавшему и изучившему 30 тыс. пословиц и поговорок. В 1862г. вышел сборник "Пословицы русского народа".

По определению В.И. Даля пословица - "это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый".

Содержание пословицы тесно связано с бытом, с жизнью человека, оно передает от поколения к поколению народный опыт, правила человеческого общежития.

Еще В.И.Даль предложил классифицировать пословицы по смыслу. И до сих пор пословицы группируются по тематическому признаку, например:

Ум. Ученье: Без ума голова - котел.

Умной и без денег богат.

Ученье - свет, а неученье - тма.

Мать и дети: Без матки пчелки - пропащие детки.

И змея своих детей не ест.

Недалеко от яблони яблочко падает.

Дом и семья: Без жены - что без кошки, а без мужа - что без собаки.

Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

Существует ряд пословиц - примет о крестьянском труде, о наблюдениях над явлениями природы. Например: "Недалеко кулику до Петрова дня. Осеннее порося и в Петровки зябнет". Они составляют своеобразный народный календарь, приводящий в систему бытовой опыт народа.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. "Каково посеешь, таково и пожнешь", - исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка. В пословицах порой звучит ирония, насмешка, издевка: "Ходите почаще, без вас веселей".

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка - это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: "Убил двух зайцев", "Семь пятниц на неделе". Многие поговорки строятся на гиперболе: "Заблудился в трех соснах".

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Но не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые пословицы.

Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - "думать", "рассуждать".

В основе многих загадок лежит метафора (предметы и явления определяются по сходству): "Скатерть бела, весь свет одела" (снег).

Так же в этом жанре используются и другие художественные приемы:

сравнение: "Не крапива, а жжется,

Не солнце, а печет" (печка);

описание признаков предмета или явления без называния их: "Летит - жужжит, как сядет - молчит" (пчела);

загадки-головоломки, требующие сообразительности: "Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Много ли всех?" (три);

загадки, созданные с помощью игры слов: "Ехал старик с досками,

И доски его съели" (из ели).

Дети очень любят загадки. Они играют существенную роль в жизни дошкольников: тренируют ум, развивают воображение, обогащают речь, вызывают интерес к необычным сторонам предметов и явлений, которые в силу особенностей возраста дошкольники не всегда замечают сами.

. Сказка - сокровищница народной мудрости

Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям.

В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для детей, или сказки-пестушки. Как и поэзия пестования, эти сказки вызваны к жизни педагогическими надобностями народа.

"Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

Народ умело использовал сказку для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. С возрастом объем информации увеличивается.

В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись ("Репка"). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире ("Теремок", "Зимовье зверей"). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед ("Коза и козлята"). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным ("Лиса, заяц и петух") и т.п.

Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. К сожалению, собиратели редко записывали сказки от детей. Еще реже такие записи публиковали.

Дети школьного возраста, подростки, отдают явное предпочтение волшебной сказке. "Робячьи" сказки, в том числе и сказки о животных, сохранились преимущественно в репертуаре тех детей-сказочников, которые сами являлись пестунами (няньками) младших детей, а значит, и выступали как сказки-пестушки.

Третью группу детских сказок представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок, сказок-пестушек, вычитанного в художественной литературе и т.д. как бы накладываются на картины повседневной жизни.

Выделенные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое "детское видение мира", детская оценка эстетических ценностей.

Профессиональное искусство сделало сказку могучим и направленным средством воспитания детей. Сказка широко используется в учебной литературе. Это, безусловно, положительное явление. Но в силу этих же причин редко кто из сказочников может соревноваться с книгой, не говоря уже о теле - и кинофильмах. Люди повседневно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень немногих.

. Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Понятие "народная педагогика" включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. "Народная педагогика" древнее академической науки "педагогики".

Древний человек, живя в суровых условиях, накапливал все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.

Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Для этого использовали простые стишки-пестушки. Простые, потому что исполнение их не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в них есть все: понимание значения этого приема и для роста организма ("Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки"), и для развития двигательных функций ребенка ("А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки"), и для умственного и нравственного развития (" А в роток говорок, А в голову разумок").

Главное назначение забавы - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

Потешки сменяются прибаутками. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.

В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования. Значение поэзии пестования для развития, воспитания ребенка трудно переоценить.

Важнейшее место в жизни людей принадлежит коммуникативно-речевой деятельности. Естественно, что народ-педагог искал совершенные формы и методы подготовки к ней подрастающего поколения. Начиналась эта подготовка еще в колыбельный период средствами поэзии пестования. Настоящей школой направленного диалога являются словесные игры. Цель их - потешить, позабавить детей. Но при этом на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая.

Загадка так же имеет педагогическую ценность. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

Многие забавы детей являются "шуточным подражанием серьезному делу взрослых", средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Таким образом, детский фольклор является ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Заключение

фольклор педагогический творчество дошкольный

"Едва ли можно найти материал более близкий, - писал Г.С.Виноградов,- затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор".

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьезных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Одна из главных задач, как воспитателей дошкольных учреждений, так и родителей сформировать круг детского чтения. Круг детского чтения - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети.

Особенно быстро меняется круг детского чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.

Современные дети практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого раскрывается в диалоге, выразительность интонации, живость лица говорящего заменены телевидением и видео.

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Таким образом, педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания в духе родной культуры, так как он живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Список литературы

1.Грищенко З.А. "Детская литература. Методика приобщения детей к чтению". - М.: "Академия", 2008 г.

2.Мельников М.Н. "Русский детский фольклор".- М.: "Просвещение", 1987г.

.Новицкая М.Ю. , Науменко Г.М. "Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор". - М.: "Просвещение", 1995 г.

.Новиков В.И. "Энциклопедический словарь юного литературоведа" - М.: "Педагогика", 1988 г.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!