Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»

Исторический факультет

Кафедра вспомогательных исторических дисциплин и

методики преподавания истории






Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы











Минск 2011

Введение

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью внешкольной, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Проблема современной школы прежде всего состоит в том, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности ребёнка. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных школьных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.

Приходится, однако, констатировать, что многие вопросы экскурсионной работы ещё требуют глубокого теоретического исследования. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности и инициативы учащихся.

Изучение организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии является одним из наиболее важных вопросов. Этой проблеме в методике преподавания истории в настоящее время уделяется серьезное внимание. Многие положения, высказанные методистами об уроках истории: о необходимости связывать изложение материала с самостоятельной работой учащихся, широко применять исследовательский подход при изучении событий и явлений, знакомить школьников с системой доказательств и вести по логическому пути исследования и т. д. - имеют прямое отношение и к организации познавательной деятельности учащихся во время экскурсии.

Большое значение для изучения данной проблемы имеют экспериментальные исследования Л.В. Занкова о сочетании слова и средств наглядности [19, c. 8]

На экскурсиях познавательная деятельность учеников организуется в качественно иных условиях, чем на уроке истории в школе. В процессе работы были сформулированы следующие задачи:

1)изучение организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии

2)освещение различных методов проведения экскурсии

)привлечение внимания к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.

Целью данного исследования является обобщение и систематизация имеющихся сведений по методике проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы.

Данная работа состоит из введения, 5 глав, где представлен основной материал по теме исследования, заключения и списка литературы общим объёмом 36 листов. При работе над темой было привлечено 19 источников.

Глава 1. Сущность и классификация урока-экскурсии

Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, вне его, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Основными признаками урока-экскурсии является то, что он:

а) содержит основные материалы, обязательные для изучения по программе и учебнику на основе формирования общих представлений;

б) проводится, как правило, в целях изучения нового исторического материала, связанного с общим курсом истории;

в) охватывает сравнительно узкую тему или период;

г) ограничен во времени, приблизительно 1-1,5 академического часа;

д) организуется в то время, когда в школе изучается именно эта тема школьного курса.;

е) знание содержания этого урока обязательно для учащегося и оценивается в журнале, как и другие уроки;

ж) проводится, как правило, учителем. [9, c. 37]

Классифицируют уроки-экскурсии по нескольким признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). [11, c. 124]

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

. Указание темы урока-экскурсии по программе истории.

. Указание его вида.

. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику истории.

. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель заранее изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).

. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

. Подготовка школьников к уроку.

. Подбор необходимого оборудования.[7, c. 168]

Цель и тема урока-экскурсии определяется всем характером процесса обучения и воспитания учащегося. Цель урока-экскурсии может заключаться, во-первых, в сообщении новых знаний по истории, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, во-вторых, воспитание ценностного отношения к истории своей страны, своего города, своего народа, в-третьих, уроки-экскурсии призваны способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников, умением локализовать события в пространстве. Особенностью урока-экскурсии является то, что помимо исторического компонента знаний в содержание знаний об экскурсионных объектах включается краеведческий компонент.

Урок-экскурсия должен иметь точно определенную тему, связанную с характером и содержанием фактографического материала, включенного в него содержание. Тема экскурсии выбирается с учетом плана учебной и внеклассной работы по истории, она может быть также связана с работой, которая проводится на занятиях в факультативах и кружках. Урок-экскурсия, проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием тогда, когда эта тема изучается в уроках истории.

Глава 2. Методика проведения внемузейного урока-экскурсии

Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содержатся определенные познавательные задания, предлагает им извлечь ответы в ходе непосредственного наблюдения.

Под руководством экскурсовода в соответствии с целью экскурсии наблюдения школьников идут в различных направлениях. Ученики определяют форму и величину объектов,их пространственное положение по отношению к другим объектам, отдельные признаки в самом объекте. Ученики осуществляют сравнение по сходству и различию признаков в одном или нескольких объектах. Сравнения весьма эффективны для развития у школьников наблюдательности и самостоятельного осмысливания отдельных связей, отношений, признаков между собой.

Итак, с помощью слова экскурсовод руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.[12, c. 81]

Изучение материала не ограничивается только самостоятельным извлечением знаний самими учащимися. В процессе наблюдения экскурсовод, побуждая всматриваться учеников во внешний облик объекта, сообщает сведения, которые они не в состоянии извлечь. Это имеет место в тех случаях, когда школьники по своим знаниям и опыту, уровню развития не могут самостоятельно выделить и осмыслить связи, отношения, признаки в явлениях и событиях. В процессе такой эхкскурсии познавательная деятельность учащихся протекает в ходе непосредственного изучения объектов. Однако знания о них ученики получают в готовом виде, из уст экскурсовода. Этот вид деятельности школьников иногда неверно определяется как пассивный способ добывания знаний, но ведь он также требует напряженной мыслительной деятельности. Применять этот способ следует, как мне кажется, только в тех случаях, когда ученики самостоятельно не в состоянии извлечь знания об объекте или когда данный наглядный материал, хотя и входит в содержание экскурсии, но имеет второстепенное, подсобное значение. Таким образом, сведения об объекте и его непосредственно воспринимаемых свойствах учащиеся получают из словесных сообщений экскурсовода.[3, c. 96]

Рассмотрим пример из экскурсии «По линии Сталина». Её целью является на памятных местах ознакомить школьников с борьбой Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков.

Начало экскурсии представляет собой знакомство с внешним обликом памятного места исторического события. Данный этап можно представить в следующем виде:

Вопросы экскурсовода: «Опишите облик данной местности. Укажите её характерные особенности.»

Ответы учеников: «Все оборонительные сооружения находятся на возвышенности. Кругом поле, что значительно облегчает обзор.»

Далее экскурсовод сам характеризует данную местность.

Как мы видим, вся эта работа проводилась в соответствии с определенной задачей: подвести учеников к пониманию конкретной ситуации, в которой происходили бои. Школьники делали вывод о том, что место для строительства оборонительных сооружений было выбрано не случайно.

Психологически важен сам по себе факт посещения и наблюдения подлинного места исторического события, жизни и деятельности людей. По этому поводу Пономарицкий писал, что «весьма полезно при изучении истории живо представлять детям ту местность, где событие совершается, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило»[2, c. 19].

Памятные места вызывают глубокий познавательный и эмоциональный интерес у учащихся, надолго (иногда на всю жизнь) ими запоминаются.

Во время наблюдения памятного места школьники не могут воспринять исторические события, происходившие в прошлом. О них ученики узнают из рассказа экскурсовода. Памятное место выступает в этих случаях не только как источник знаний, но и как опора исторических событий и явлений.

Объектами показа при проведении урока экскурсии могут быть памятные места (объекты, на которых происходили исторические события). Однако, в повествование можно включать и сюжеты, связанные, например, с историей памятников более раннего или более позднего периода. Объектами показа при проведении урока-экскурсии могут быть документальные источники. Для использования документальных источников, как правило, необходимо заполнить портфель экскурсовода заранее подготовленными материалами, отбор которых проводится учителем и определяется содержанием экскурсии.

В процессе работы наиболее важные объекты показа наносятся на карту, чаще всего, это крупномасштабная карта района. По каждому из отобранных объектов составляется карточка с кратким описанием его истории, облика, важнейших исторических событий, связанных с ним. Необходимо составить так же паспорт, в котором должны быть указаны:

а) наименование и описание объекта показа;

б) точное его местонахождение;

в) протяженность пути от школы, транспортные пути и стоимость проезда;

г) особенности объекта, его состояние;

д) можно ли прибегнуть к помощи экскурсовода музея или экскурсионного бюро при его показе;

е) основные источники по истории объекта показа;

ж) минимум литературы, которую можно рекомендовать ученикам по истории объекта при подготовке или закреплении материалов урока-экскурсии;

з) имена составителей паспорта.[8, c. 145]

Работа по отбору объектов показа завершается составлением маршрута. Он должен соответствовать цели и теме, включать важнейшие объекты, раскрывающие главные вопросы темы. Как правило, маршрут экскурсии определяется расположением объектов показа. Следует также обратить внимание еще на одну особенность урока-экскурсии: маршрут экскурсии должен быть компактен. Нельзя включать в него объекты, далеко отстоящие друг от друга. В случае, когда объекты показа стоят друг от друга слишком далеко, неоправданно увеличивается продолжительность экскурсии, быстро устают школьники, распадается внутреннее единство сюжетов, из которых складывается урок-экскурсия..

Маршрут должен быть построен таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое начало, развитие и завершение. По мере следования по маршруту приобретенные знания и полученные впечатления должны объединяться в одно целое: осмотренное вначале должно подготовить учащихся к восприятию последующего материала; весь материал должен подводить к выводам, которые будут завершать урок-экскурсию.

Подобные способы организации познавательной деятельности широко применяются, также в музейных экскурсиях во время изучения вещественных, документальных, художественно-иллюстративных и музейно-вспомогательных материалов (макетов, муляжей, текстов и т. п.), в музейных и внемузейных экскурсиях по архитектуре, скульптуре, живописи.

учащихся в тех случаях,когда

объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные

сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п. При наблюдении экспонатов, обнаруженных во время археологических раскопок, они знакомятся с историей находок и работой археологов по их изучению. Однако наиболее широко применяется слово как источник знаний в экскурсиях по памятным местам исторических событий и явлений.

Рассмотрим способы организации познавательной деятельности учащихся в тех случаях, когда объектом экскурсии являются музейные экспонаты. В музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п.

Во время таких экскурсий учитель-экскурсовод излагает исторические сведения, которые непосредственно не могут быть восприняты учениками, но обязательно увязаны с наглядными объектами. Данный способ организации познавательной деятельности заключается в том, что, наблюдая внешний облик экспоната, ученики воспринимают связанные с ним исторические сведения о прошедших событиях от экскурсовода в готовом виде. Этот способ имеет различные варианты, существенно меняющие познавательную деятельность учеников.[5, c. 161]

Важное значение при проведении экскурсии в музее играет расстановка группы. На экскурсии необходимо расставить группу так, чтобы учащимся были видны экспонаты и сам экскурсовод. Учитель-экскурсовод должен следить за тем, чтобы, во-первых, все им показываемое смогли бы наблюдать учащиеся, во-вторых, учитель должен видеть не только объект, но и учеников. Такое построение имеет форму полуовала. Наиболее частой ошибкой является образование кольца из участников экскурсии с учителем-экскурсоводом в центре, из которого учителю трудно показывать объект, а ученикам, его обозревать. В таком положении учитель не может видеть многих учащихся, а последние - учителя, из-за чего нарушается контакт между ними. Но если группа будет насчитывать более 40 учащихся, то даже правильная расстановка группы, как правило, не дает положительного результата. Школьники, плохо воспринимающие сообщения учителя и его жесты, будут пытаться занять лучшие места, а убедившись в безнадежности свода попыток, станут осматривать объекты экскурсии самостоятельно. Лучше всего экскурсии проводить о группой, насчитывающей не более 20-25 человек.[3, c. 207]

При правильной организации методики экскурсии школьники учатся наблюдать и осмысливать исторический материал. От экспозиции к экспозиции они увереннее, смелее и активнее отвечают на вопросы учителя. Если при этом вначале ответы учеников будут не совсем точными, неполными и даже порой неверными, то учитель всегда сумеет поправить и дополнить ответы. Важно побудить их к активному восприятию и осмысливанию материала, вызвать у них интерес и активность, создать творческую атмосферу коллективной работы. Только на этой основе возможна на экскурсии продуктивная учебно-воспитательная работа.[11, c. 206]

Прием демонстрации экспозиционного материала широко применяется учителем в музее. Демонстрация обычно предполагает наличие сравнительно большого количества материала для наблюдения, как правило, многопланового по своему содержанию, но связанного единой подтемой. Это позволяет учителю сосредоточить внимание учащихся на существенных сторонах исторического явления, события. Нельзя согласиться с высказываемым иногда мнением, что прием демонстрации прост и легок для экскурсовода, что он влечет за собой полную пассивность экскурсантов. Этот прием кажется простым и легким лишь на первый взгляд. Обилие материала и быстрота его демонстрации , требуют от экскурсовода большой, вдумчивой подготовительной работы. Он должен обдумать, как правильно и наиболее эффективно показать экспонаты, на каких свойствах, особенностях, сторонах заострить внимание учащихся, побудить их разглядывать и обдумывать зрительный материал.[9, c. 117]

При анализе экспонатов целесообразно использовать прием зрительной реконструкции (воссоздания) вида объекта. В музее Великой Отечественной войны, например, учитель посредством слова, демонстрации одежды и оружия солдата воссоздаёт образ красноармейца. Подобная реконструкция образа требует достаточного количества экспонатов и наиболее эффективна для учащихся V-VII классов. Этот прием используется, когда учителю на экскурсии необходимо во всех подробностях воссоздать определённый исторический образ, событие или явление. В ходе анализа он побуждает учащихся мысленно что-то добавить или убрать. Нередко мысленное воссоздание ведется с помощью наглядного пособия.

Целесообразно использовать сравнения на экскурсии при анализе экспонатов. К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить на этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова». Высокую оценку сравнения в познании действительности дает психология: «Только сравнивая предметы и явления друг с другом, человек получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире, реагировать одинаково на сходное в предметах и действовать различно в зависимости от различий, какие имеются в них».[18, c. 138]

В некоторых случаях весь характер исторической экскурсии в музее может строится по принципу сравнения. Примером может послужить урок-экскурсия в музее ВОВ. Например, говоря о вкладе народов СССР в разгром фашизма, целесообразно предоставить на обозрение учащихся таблицу показывающую материальные и человеческие потери СССР и союзников. Данная таблица развеет распространённый миф о том, что решающую роль в разгроме гитлеровцев отыграли США и страны Западной Европы, посредством открытия второго фронта.

Таким образом посредством проведения урока-экскурсии в музее школьники учатся на основании увиденных ими экспонатов более подробно воссоздавать картину прошлого, анализировать и сопоставлять исторические явления и события, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению исторических знаний.

экскурсия урок познавательный

Глава 4. Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии

Экскурсионные методы представляют собой способы работы учителя и учащихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение учеников, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Учитель не только использует те или иные методы и приемы, но и содействует тому, чтобы учащиеся овладевали определенными способами работы.

В экскурсионной методической литературе предлагается следующая классификация экскурсионных методов:

) показ (анализ);

) изложение;

) беседа (вопросно-ответный метод);

) моторный метод.[1, c. 16]

Отличие методов проведения экскурсий от методов в преподавании истории на уроке состоит в том, что экскурсионные методы должны быть обязательно связаны с наглядными объектами.

Экскурсионные методы, как правило, не применяются отдельно: они, переплетаясь, переходят один в другой. Каждый метод рассчитан на активное восприятие учащимися экскурсионного материала. Их активная самостоятельная работа занимает важное место при применении любого экскурсионного метода. В зависимости от цели и темы экскурсии, характера объекта, возраста, знаний, интересов учащихся необходимо использовать такие методы и приемы, которые содействовали бы наиболее активной их работе.

В экскурсиях с различными целями и темой, характером объектов, возрастом и знаниями учащихся меняются роль и взаимоотношение методов и приемов. Например, на экскурсии по архитектуре метод анализа приобретает большее значение, чем метод изложения, а на экскурсии по памятным местам большее значение имеет метод изложения материала о происходивших на них в прошлом исторических событий. В экскурсии по музею прием демонстрации является наиболее распространенным, а в экскурсии, проходящей по городу, улице, районе вспомогательным. Прием воссоздания событий в экскурсии по памятным местам будет необходимым, а в экскурсиях по музею он не всегда применяется. Например, на экскурсии со школьниками младших классов метод беседы должен занять большее место, чем метод изложения. Однако характер творческой работы учителя и учащихся на экскурсии предполагает различное варьирование в применении методов и приемов. Подобное варьирование обосновано только в том случае, если будет обеспечено наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Вызывает возражение деление экскурсий на различные типы в зависимости от применения экскурсоводом одного метода, который выдвигается как главный. Недопустимо, чтобы экскурсанты, находясь у объектов, выслушивали «лекцию» продолжительностью свыше 20-25 минут. На практике не встречается и экскурсий, в которых экскурсовод пользовался беседой как главным методом. Такие методы, как например, методы изложения, беседы, нельзя назвать второстепенными. Выделение одного, даже очень важного метода и объявление его основным по отношению к другим умаляет значение других, мешает правильно понять взаимосвязь методов и приемов и роль каждого из них в процессе экскурсии.[5,91]

Ниже будет приведена характеристика экскурсионных методов и приемов с выяснением основных черт, отличающих их от методов и приемов, применяемых на уроках истории.

Раздел 1. Метод показа

Метод показа (анализа) - важный экскурсионный метод. Ведь весь смысл выхода за пределы класса, школы и заключается в том, чтобы учащиеся приобрели знания в ходе наблюдения объектов, расположенных в естественной обстановке или собранных в залах музея. У школьников, особенно младших классов, развито конкретно-образное восприятие действительности. Представления, получаемые ими на экскурсии, являются основой для обобщения исторических явлений и событий, как прошлого, так и настоящего. Следует сразу отметить, что показ и анализ не одно и то же. Показ предполагает мысленное выделение определенного объекта из совокупности других и сосредоточение на нем внимания учащихся. Нередко он ограничивается характеристикой так называемых опознавательных признаков, по которым выделяется объект. В зависимости от цели и темы экскурсии некоторые объекты показываются, но не анализируются. Для экскурсовода важно, чтобы школьники получили о нем общее представление. Часто показ подразумевает под собой начало анализа, его подготовительная стадия. Показ объекта, предполагающий мысленное выделение его наглядных существенных сторон, черт, свойств, называется анализом. Особое место на экскурсиях занимает художественный анализ - раскрытие идейно-художественного образа произведения искусства, его основных черт и особенностей. В ходе анализа объекта школьники идут от восприятия его общего облика сначала к познанию определенных свойств, качеств, отношений, связей и уж потом к более глубокому его познанию.Метод показа (анализа) объектов используется на экскурсии не отдельно, а в сочетании с другими методами и приемами. Рассмотрим основные требования к анализу объекта и его наблюдению.

В общем виде анализ объекта и его наблюдение учащимися предполагают такой его разбор, при котором он наиболее полно, в соответствии с целью и темой экскурсии, будет воспринят экскурсантами. Важнейшая задача, которая ставится на экскурсиях, - научить экскурсантов видеть в объекте его прошлое и настоящее, для того чтобы правильно осознать и оценить его достоинства. В повседневной жизни ученики не привыкли вглядываться в окружающие их здания и сооружения. Однажды увидев, они в последующее время их воспринимают обобщенно. Например, попросите учеников описать дом, который им знаком, и они затруднятся сразу это сделать, так как задача эта для них непривычна. «...Пользуясь постоянно вещью и как будто бы хорошо зная ее, вы в сущности очень плохо видели ее форму... Вы едва ли верно определите глубину отдельных впадин, пропорции частей, степень выступания вперед крайних точек... Вы растеряетесь в выборе нужных точек зрения... Вы растеряетесь в процессе соединения отдельных зрительных образов с разных точек зрения в общий объемный образ. Как связать отдельные аспекты между собой? Вы растеряетесь потому, что в обычной практике перед глазом стоят менее сложные задачи»[4, c. 57]

Показ (анализ) и наблюдение объекта должны носить целенаправленный характер. Недопустим показ (анализ) без определенной цели, когда учитель пытается показать в объекте все, что только можно. Это уводит от поставленной темы. В музее подобные увлечения называют любованием вещью. В ходе показа (анализа) педагог ставит перед учениками частные задачи, которые изучение объекта делают более осмысленным, активизируют группу. Ошибочен будет такой способ показа объекта, когда в движении экскурсовод вначале показал его, а когда он исчез из поля зрения, то назвал и сообщил о его назначении, о событиях, с ним связанных. Эта методическая ошибка приводит к тому, что учащиеся не знают задач наблюдения, поэтому они смотрят на объект, но многое в нем не видят, так как наблюдение не носило целенаправленного характера.

Анализ объекта должен проводиться планомерно, при таком распределении материала, когда будет лучше достигнута цель экскурсии. Учитель заранее продумывает последовательность анализа, учитывая состав учеников, их возраст, знания, интересы. В соответствии с целью и планом анализ произведения проводится выборочно, т. е. с преимущественным выделением определенных свойств, качеств, особенностей, признаков. Важно, чтобы наблюдения вырабатывали у учащихся навыки самостоятельной работы, умение видеть в памятниках прошлого труд, культуру и историю народа.[6, c. 27]

Проведение экскурсий только тогда достигает цели, когда учащиеся ясно осознают задачу наблюдения. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного. Правильно организованный показ (анализ), объектов содействует развитию наблюдательности у экскурсантов, активизации их умственной деятельности.[6, c. 193]

Раздел 2. Метод изложения на экскурсии

На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью методов изложения и беседы.

В литературе по методике преподавания истории в школе дается характеристика и классификация устного изложения на уроке истории. Главное отличие этих форм изложения от аналогичных, применяемых на экскурсии, состоит в том, что посредством их на экскурсии школьникам сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом. Методом устного изложения подготавливается восприятие экскурсионного материала, обобщаются знания .полученные во время наблюдения объектов на экскурсии.Основными формами рассказа, применяемыми при показе (анализе) объектов на экскурсии, являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.

Форма описания используется при наблюдении учащимися картины окружающей природы, комнат мемориального музея, внешнего вида здания и т. д. В зависимости от темы экскурсии описание либо связано с главной задачей наблюдения, либо используется для воссоздания той среды, в которой происходили исторические события.

Форма характеристики - выяснение наиболее существенных сторон, взятых в их внутренней связи. В экскурсиях по исторической, историко-революционной и военно-исторической тематике часто даются сжатые или развернутые характеристики деятелей исторического прошлого, героев войны. В характеристике выдающегося деятеля истории, культуры, науки перед учащимися предстают внутренний мир и особые черты личности, помогающие уяснить ее роль в той или иной эпохе.

Кроме объяснений и характеристики, используется и другая форма - комментирование. Комментирование - это словесное сопровождение экскурсоводом сведений, указывающих ученикам на особенности прохождения какого-либо процесса.

На экскурсии проводится инструктирование учащихся. При этом экскурсовод дает им рекомендации, направленные на правильное (целенаправленное) наблюдение объекта. Особенность инструктирования состоит в том, что оно непосредственно предшествует наблюдению объектов.

Весьма часто учитель и школьники в ходе экскурсии используют реплику как форму реакции на наблюдаемые события. В репликах учащихся проявляется характер их умственной деятельности, чувств. Переживая те или иные события, учащиеся выражают гнев, радость, осуждение, печаль и т. д. Например, материалы о зверствах и разрушениях, совершенных гитлеровцами, вызывают глубокое чувство гнева, суждения, подводят к осознанию того, что такое фашизм.[6, c. 198]

Разнообразные эмоции, выраженные репликами, при осмотре произведений искусства, показывают учителю не только отношение к осматриваемому, но и тонкость и глубину чувств школьник

Раздел 3.Метод беседы

Это один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте, уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы учителя и учащихся. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная деятельность учеников. Ставя вопросы, побуждающие к целенаправленному наблюдению объектов, осмысливанию сообщений, и добиваясь продуманных ответов, учитель-экскурсовод подводит учащихся к формулированию обобщений исторических фактов и формированию понятий. Метод беседы позволяет учителю узнать, насколько хорошо учащиеся воспринимают содержание экскурсии. В ходе беседы также обнаруживается, учитывает ли руководитель возраст, знания школьников. Метод беседы применяется и в вводном слове, и в заключении экскурсии. Беседа неразрывно связана с объектами и сообщениями о них.

Как уже отмечалось, эффективен такой показ (анализ) объекта, при котором учащиеся, отвечая на вопросы, активно его наблюдают. Если они в ходе сравнения, сопоставления и анализа отдельных свойств, признаков объекта, исторических явлений, событий приходят к самостоятельному ответу, то подобная беседа называется эвристической. Основой для эвристической беседы всегда будет зрительно воспринимаемый учащимися объект, наблюдая который они получают знания. Этот вид беседы применяется и при демонстрации наглядных пособий, изложении исторических событий. Эффективность эвристической беседы на экскурсии по сравнению с изложением сведений в готовом виде при решении одних и тех же задач бывает более высокой. Эвристическая беседа широко применяется учителем и при проведении экскурсий-уроков.[9, c. 67]

В тех случаях, когда на экскурсии учитель при показе объектов и изложении нового материала опирается на факты, уже известные учащимся, он прибегает к повторительно-обобщающей беседе.

Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются и учитываются знания школьников. Проверочная беседа показывает степень подготовки школьников к восприятию материала: она содействует мобилизации их внимания, повышает интерес к экскурсии. И, наконец, в ходе экскурсии учитель-экскурсовод своими вопросами обращает внимание школьников на уже разобранный материал. Этот вид беседы называется закрепляющим.[6, c.87]

Вот, например, экскурсия-урок, посвященный Великой Отечественной Войне (проходил в музее ВОВ). В конце учитель проводит беседу по следующим вопросам:

«1. В чем заключался гитлеровский план ведения войны с СССР?

  1. Каков был план ведения войны, составленный русским командованием?
  2. Какое значение имело сражение на Курской дуге?
  3. Назовите видных деятелей партизанского движения на оккупированной территории.
  4. Каково значение рельсовой войны?» Как мы видим, закрепляющая беседа ставит целью помочь учащимся понять и запомнить содержание экскурсии. Практика показывает, насколько трудно, особенно на первых порах, овладеть методом беседы. Учитель, имеющий небольшой опыт экскурсионной работы, обычно использует метод изложения. На экскурсии вопросы задаются всей группе, ответы же должны быть индивидуальными. Учителю необходимо стремиться вовлекать в беседу как можно больше учеников, недопустимо, когда беседа ведется только с наиболее активными из них. Беседа взаимосвязана с другими экскурсионными методами.

Раздел 4. Моторный метод

Для экскурсии специфической чертой является активная моторно-двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту или наблюдения его во время автобусной поездки.

Остановимся на вопросе влияния расстояния, с которого педагог предлагает ученикам вести наблюдение объектов, на их восприятие. В самом общем виде можно сказать, что максимальным расстоянием будет то, при котором еще не утрачено воздействие объекта на экскурсантов. Если его видимость настолько ослабевает, что даже небольшие здания, стоящие на первом плане, оказываются более активными для восприятия, то можно констатировать предел влияния данного объекта на экскурсанта. И, наконец, при дальнейшем удалении от объекта наступает момент, когда все точки пространства кажутся лежащими в одной плоскости.

Как показывают исследования, оптимальными пределами для осмотра сооружения высотой 80-100 метров будут расстояния, равные высотам в зависимости от характера объекта и окружающей воздушной среды. При таком удалении объект показывается, но подробно не анализируется. Поэтому методически неправильно поступает экскурсовод, когда при большой удаленности объекта ведет детальную характеристику внешнего его облика.[12, c. 85] По мере приближения школьников к объекту он как бы начинает вырастать на глазах. Постепенно все чётче выступают особенности его композиции, затем начинают просматриваться крупные детали, наконец, декоративные орнаменты и т. п. И вот наступает момент, когда объект в восприятии претерпевает изменения: возникают перспективные сокращения, нарушаются взаимосвязь цветовых сочетаний, пропорции и размеры - ближе расположенные детали кажутся значительно более крупными вышележащих. Если движение группы к объекту продолжать, то происходит дальнейшее искажение его величины и формы; вскоре глаз не в состоянии будет охватить его целиком.

Расстояние, с которого наиболее отчётливо и цельно просматривается композиция объекта, равно примерно двум его высотам. Наилучшая точка осмотра объекта в целом будет та, при которой угол зрения экскурсантов равен 30 градусам.

Моторный метод-важное средство получения новых впечатлений и правильного, неискажённого восприятия объекта. Нередко в автобусных экскурсиях экскурсоводы неоправданно сокращают количество выходов, предпочитая показывать объекты из салона. Такая экскурсия не дает возможности приблизить объекты и лучше почувствовать реальную обстановку города, местного края. Вместе с тем и смена положения - из неподвижного в подвижное - уменьшает утомление и хорошо влияет на повышение активности учащихся. Другой распространенной ошибкой являются общие рассуждения экскурсовода в автобусе, не связанные с осмотром объектов. Если необходимо подвести итоги, то следует сделать остановку и обобщить зрительный материал, ответить на возможные вопросы. Во время движения у экскурсантов возникают и развиваются определенные пространственные представления. Вот почему нужно постоянно пространственно ориентировать школьников. Характер ориентации будет различен в зависимости от их возраста и знаний темы и цели экскурсии.[6, c. 207]

Перечисленные выше методы помогают оценить возможности, заложенные в экскурсиях по истории. Они ориентируют учителя на создание таких условий на экскурсии, когда наиболее продуктивно, творчески активно и самостоятельно протекает познавательная деятельность школьников по изучению и осмысливанию исторических фактов и закономерностей и происходит прочное усвоение знании, всестороннее развитие личности школьников.

Глава 5. План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска»

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Минска и их историей.

. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения красотой и величественностью архитектурных памятников прошлого.

. На практике закрепить знания учащихся об архитектурных стилях разных эпох.

Экскурсионный метод: изложение с элементами беседы.

Рекомендации по проведению урока:

Данному уроку-экскурсии желательно посвятить 1,5-2 учебных часа. Урок пройдёт интереснее если группа учеников в количестве 4-5 человек подготовит небольшие сообщения о истории создания культовых сооружений и выступит с этими сообщениями непосредственно при осмотре объектов. Роль учителя, в таком случае, будет сводится к организации экскурсии, рассказе об архитектурных особенностях тех или иных сооружениях, проведении беседы с учащимися после осмотра обьекта. Возможна и такая форма проведения урока, как «виртуальная» экскурсия, которую можно проводить в кабинете истории. При этом, излагать материал учитель должен с опорой на наглядность.

План урока

Сбор группы, вступительное слово учителя (указание темы и задач урока оглашение маршрута, инструктаж)

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит посетить несколько культовых памятников, получить знания о их нелёгкой истории, познакомится с особенностями их архитектурных стилей. Начнём мы с обзора Петропавловской церкви, затем проследуем к Кафедральному собору, после чего посетим Иезуитский костёл и завершим экскурсию осмотром Костёла святых Семиона и Елены. Итак, начнём.

1. Петропавловская церковь

Слово учителя (либо выступление одного из учащихся):

Сооруженное в 1611-1613 годах это строение является одним из самых древних в Минске. Связанные с ним события представляют интерес не только для историков и архитекторов, но и для всех жителей Минска, кому дорого прошлое и небезразлично будущее города.

В XVI веке крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или взяты в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время на белорусских землях господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину и решили построить собственную большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться монастырь, русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных. Православная княжна Друцкая-Горская поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью подарила городу участок земли недалеко от Свислочи. В следующем, 1612 году минчане начали на этом месте строительство монастыря и соборной церкви. Католическая шляхта, конечно же, не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря, и, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей, дважды предлагала прекратить работы. Постройка храма велась на пожертвования и с помощью минских православных жителей. В 1613 году монастырский храм был в основном построен, в этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы.

Через четыре года при монастыре уже существовала православная школа. Католические священнослужители пытались закрыть церковь и монастырь, а здание передать униатским священнослужителям, враждебным православию. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 году сам польский король Владислав IV даровал ему привилегии.

Религиозные войны, бушевавшие в средние века в Европе, иногда приводили верующих к жестоким столкновениям. Еще в 1617 году, после открытия в Минске Петропавловской церковной школы, униатские священники устроили избиение учеников. Два года спустя толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и прибывшие им на помощь местные жители три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 году толпа польских шляхтичей учинила в церкви погром. После этого монастырь пришел в упадок. К 1787 году в нем жили всего пять монахов, да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.

Вопрос к учащимся: Что вы знаете о религиозных войнах?

В 1793 году Белорусские земли был присоединен к Российской империи. Петропавловский мужской монастырь упразднили, здание обновили, Минский кафедральный собор назвали Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 году на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый и остался доволен устройством здания и церковной службой.

Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Собор был перенесен, лишен значения кафедрального и превратился в обычную церковь.

После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 году пришедший в ветхость храм был почти совершенно перестроен. Появились глухие главы с куполами в центре нефа и над алтарем, а также переделанные по древним образцам главы на колокольнях. Был уничтожен «навес, составлявший как бы притвор храма с западной стороны... на довольно высоких колоннах». Экстерьер украшен множеством мелких деталей в стиле провинциального классицизма, совершенно чуждого общему облику храма. В 1911 году вновь власти обратились в императорскую археологическую комиссию с вопросом о ремонте. После Октябрьской социалистической революции церковь закрыли. В 1926 году объявлена памятником архитектуры и взята под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны церковь действовала и даже была заново расписана. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков здание церкви было переделано под жилье. В 1972-1979 годах храм реставрировался по проекту Минских научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР (архитектор А.И. Курто). На здании укреплена мемориальная доска. Уже более трех с половиной столетий стоит на Немиге Екатерининская церковь, часть истории Минска.

Повествование учителя об архитектурных особенностях храма: Архитектура храма не поддается однозначной классификации, однако целый ряд особенностей не только позволяет судить о его национальном белорусском характере, но и сближает Петропавловскую церковь с другими несколько более поздними культовыми сооружениями Минска, построенными в стиле барокко.

Вопрос к учащимся: Перечислите характерные особенности стиля барокко в архитектуре.

Петропавловская церковь скорее всего принадлежит к числу сооружений, развивающих традиции каменной белорусской архитектуры - это монументальные, простые по композиции, лаконичные по декору, однонеф-ные, значительно реже - трехнефные здания.

В Белоруссии в разные периоды существовали «оборонные храмы» или «храмы-крепости». Некоторые исследователи допускают, что Петропавловская церковь является одной из позднейших модификаций храмов этого типа. В основу объемно-пространственной и планировочной композиции церкви положен принцип симметрии. План храма традиционен: его внутреннее пространство c помощью шести массивных столбов разделено на три части, средняя из которых выше и шире боковых и заканчивается на востоке граненой апсидой. Главный западный фасад представлен двумя квадратными башнями. Правая башня трехъярусная, левая - двухъярусная. Обе убраны арочными проемами и нишами.

Вопросы к учащимся: Что такое «неф», «фасад»? Почему Петропавловский собор называют «храмом-крепостью»?

2. Кафедральный собор

Повествование учителя (одного из учеников):В конце XVI- начале XVII века в Минске начинает формироваться оригинальный архитектурный ансамбль новой площади, получившей впоследствии название Верхний рынок. В центре площади размещаются ратуша и гостиный двор. По периметру возводятся монументальные здания униатских, доминиканского и бернардинских монастырей, дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.

Вопрос к учащимся: Кто такие униаты, доминиканцы, бернардинцы?

После возведения монастыря и костела бернардинцев начинается строительство костела и монастыря бернардинок. По данным поэта В. Сырокомли, каменный монастырский комплекс был построен в 1642 году. Монастырь бернардинок занимал целый квартал. С трех сторон внутренний дворик окружали трехэтажные каменные здания (в настоящее время - жилые дома), с четвертой стороны центром комплекса был монастырский храм. Построен собор в стиле барокко. Характерная черта белорусской архитектуры периода барокко - старательная отделка главного фасада и выявление в нем основных стилевых черт. Монастырский храм бернардинок двухбашенный и именно на этих островерхих живописных башнях собрано все богатство внешней отделки. Во дворе монастыря бернардинок под землю вели два входа, которые закрывались массивными железными дверьми. Один из них довольно просторный, в рост человека, был выложен кирпичом и вел в сторону реки Свислочи. Спуститься в тоннель можно было по кирпичному сходу. Другой вход шел под землей к костелу и монастырю бонифаторов. К северо-востоку от монастыря располагался каменный двухэтажный флигель и деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшни, винокурня и др. Костел был освящен в 1687 году. Московский столоначальник П. А. Толстой, посетивший его, писал, что в нем «играли на органах на хорах и пели зело предивно». Хотя в целом главный фасад костела решен довольно сдержанно, его стройные пропорции придают храму особую выразительность и устремленность вверх. После пожара 1741 года восстановлен. В результате ряда перестроек XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела утрачены: исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробиты новые окна. В 1852 году женский монастырь был упразднен. В 1870 году постройки женского бернардинского монастыря занял православный монастырь Святого Духа. Интерьеры памятника дошли до нас с незначительными изменениями.Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собородна из наиболее значительных архитектурных достопримечательностей города. С 1986 года с соборной колокольни разносится над городом колокольный звон.

. Иезуитский костёл

Повествование учителя: Последний в ряду памятников эпохи Барокко, сохранившийся до нашего времени,- Иезуитский костел. Он являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI - XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума - опорного пункта католического ордена иезуитов.В Минске иезуиты появились в 1654 году. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар.

Вопрос к учащимся: Кто такие иезуиты и когда они появились в Беларуси?

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был небольшой каменный двухэтажный жилой дом, обращенный фасадом на площадь. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел.Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 году они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы, 7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 году, а 16 марта 1710 года новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 году сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 году - каплица святого Фелициана (не случайно Иезуитский костел имел и второе название - костел святого Фелициана), в 1732 году - две башни. Построенное в 1747 году здание коллегиума (учебные заведения) завершает формирование ансамбля иезуитского комплекса, самого выразительного и представительного на площади Высокого рынка и занимающего почти всю ее западную сторону. Центральное место в комплексе отводилось иезуитскому костелу, который представлял собой 3-нефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола - «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб» (последний самый большой - 350 пудов). Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен, среди которых были работы Т. Чеховича и И. Олешкевича. Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки. После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместилось первое правительство Советской Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. Здание костела в 1951 году реконструируется под Дом физкультуры: меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала (своеобразный старинный колорит хорошо просматривается со двора дома). Иезуитский костел взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Задание для школьников: Перечислите все здания, входящие в состав архитектурного ансамбля иезуитского комплекса.

. Костёл святых Симона и Елены

Слово учителя: Кроме официальной версии его постройки, существует также некоторое количество легенд. Одна из них, в частности, гласит: богатый, но неверующий купец не желал жертвовать деньги на божий храм. В связи с чем Господь его покарал двое его малолетних детей умерли, причём дочь перед смертью передала отцу, что он должен воздвигнуть в их память храм. Купец, похоронив детей, занялся постройкой. Кирпичи, которые привозили на стройку издалека, были завёрнуты (каждый) в пергамент. И Господь после такого поступка простил ему неверие и даровал покой. Костел Симона и Елены построен по проекту польских архитекторов В. Маркони и Т. Пояздерского. Строительство осуществлял архитектор Г. Ю. Гай и инженер С. 3. Свинтицкин. Это трехнефный трехбашенный храм с трансептом, завершается полуциркульной апсидрй, которую фланкируют две высокие четырехгранные башни, накрытые шатровыми кровлями. Центральный неф трансепт накрыты двускатными кровлями, расположенными перпендикулярно. На главном фасаде и трансепте кровля заканчивается высокими треугольными шпицами. Центральный и боковые входы выделены тамбурами с тремя арочными пролетами. С западной стороны к основному объему примыкает невысокая арочная галерея, огораживающая небольшой дворик.

Вопрос к ученикам: Что такое «аспида» и «трансепт»? Покажите их на храме.

С восточной стороны главного фасада расположена четырехгранная многоярусная башня-колокольня с пологой двускатной крышей. Она и является доминантой всей композиции. Благодаря этом башне храм просматривается со многих точекгорода. В декоративном оформлении храма, его объемной композиции эклектически использованы мотивы романской и готической средневековой архитектуры. Стену главного фасада и степы трансепта украшает большое круглое окно-риза. Верхняя часть башни колокольни имеет декоративный фриз. В 1975 г. здание реконструировано (арх. И. Михайлова). Какое-то время в костёле размещался Дом кино, однако после объявления независимости Республики Беларусь, костёл был возвращён католической церкви. На сегодняшний день это - действующий.

Подведение итогов экскурсии:

1.Что вы узнали нового из данной экскурсии ?

2.Какие ещё памятники хотели бы посмотреть?

Заключение

Данная курсовая работа имеет как теоретическое, так и практическое значение. На основе психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность, структура, функции, классификация уроков-экскурсий и их особенность в организации познавательной деятельности учащихся. Были выделены условия эффективности проведения музейных и внемузейных экскурсий. Была сделана попытка привлечь внимание к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.

Анализ изученного материала позволяет сделать вывод о том, что практически любой учитель истории, должен хотя бы изредка проводить уроки экскурсионного типа. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, не только посредствам учебника, но и с помощью наглядного материала

В практической части работы были даны методические рекомендации по проведению уроков-экскурсий. В конце работы предложен план-конспект урока-экскурсии. Выяснено, что необходимо применять различные формы и методы проведения экскурсий, способствующие формированию навыков познавательной деятельности ребёнка и самовоспитанию. Проводя различные виды экскурсий, учитель имеет огромный запас способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей, повышение их способностей и глубокое усвоение исторических знаний.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эффективность экскурсионных занятий в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, глубины его знаний, умения быть организатором.

Литература

1.Соколовский Ю.Е. Об оранизации познавательной деятельности учащихся на экскурсии. // Преподавание истории в школе. М. 1966, №3.

2.Пономарицкий В.Ф. Организация учебных экскурсий // Преподавание истории в школе. М. 1973, №4.

.Клокова Г.В. Методика факультативных занятий по истории: пособие для учителя. М., 1985.

.Васильева Р.К. Экскурсия-урок // Преподавание истории в школе. М. 1973, №4.

.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. 1974.

.Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времён до 1917 г.) М., 1978.

.Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989.

8.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.,1994.

9.Чередов И.М. О формах учебной работы в средней школе. М., 1988.

10.Методика преподавания истории в восьмилетней школе. Вопросы преемственности. Пособие для учителей. М., «Просвещение» , 1970.

.Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1. Отв. Ред. Ф. П. Коровкин. М., «Просвещение», 1978.

.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

.Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах.-М., 1966.

14.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. М.,2003

15.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.,1993

16.История Беларуси, 1917-1945 гг. : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / В.Н. Сидорцов, С.В. Панов ; под ред. Н.С. Сташкевича ; пер. с бел. яз. Т.Н. Коротковой. - Мн. : Изд. центр БГУ, 2006.

17.Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

18.А.II. Стражев, Методика преподавания истории, М., 1964.

.Л.В. Замков, Наглядность и активизация учащихся, М., I960.

Похожие работы на - Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!