Организация технологических перевозок в условиях угольного разреза
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский
государственный индустриальный университет
Кафедра
Организации перевозок и управления на транспорте
Курсовая
работа
по
дисциплине: Организация перевозок на автомобильном транспорте
на
тему: Организация технологических перевозок в условиях угольного разреза
Новокузнецк
2008
Введение
Открытые горные разработки - комплекс работ по
добыче полезных ископаемых в совокупности открытых выемок на поверхности земли.
Технология открытой горной разработки
заключается в перемещении пород к различным пунктам их приема и складирования.
Обычно такое перемещение производится в четыре последовательных этапа. Первый -
это перемещение горной массы в процессе подготовки к добыче (например,
проведение разрезных траншей, подготовка к взрывным работам), второй - при
выемочно-погрузочных работах, третий - при транспортировке, четвертый - при
складировании.
Автомобильный транспорт является одним из
основных видов карьерного транспорта. В последние годы он качественно
видоизменился и значительно потеснил железнодорожный транспорт.
По сравнению с железнодорожным автомобильный
транспорт имеет следующие технико-экономические преимущества: гибкость и
маневренность; автономность энергоисточника; меньшая требовательность к плану и
профилю автомобильных дорог (радиусы кривых 10... 20 м и уклоны до 80...100‰,
что позволяет уменьшить размеры рабочих площадок и расстояние перевозок в 2...
3 раза; меньшие объемы земляных работ по строительству (до 50 %), а
следовательно, меньшие сроки и затраты (до 25%) на строительство карьеров;
отсутствие рельсовых путей и контактной сети обеспечивает увеличение
использования погрузочного горного оборудования на 20...30%; значительно
снижается стоимость отвальных работ.
К недостаткам применения автотранспорта
относятся: более жесткая зависимость от климатических условий и состояния
автодорог; загазованность атмосферы карьера; ограниченная экономическая
целесообразность дальности перевозки 2...5 км, в зависимости от
грузоподъемности автомобиля; большой парк дорогих автомашин и значительный штат
водителей и обслуживающего персонала; большая стоимость содержания и ремонта
автомобилей, достигающая 33...35 % стоимости перевозок; сравнительно высокие
цены на топливо и смазочные материалы, большой расход автомобильных шин
(стоимость автошин достигает 20...22 % стоимости перевозки) и др.
Условия применения автомобильного транспорта
следующие: в карьерах со значительной глубиной, на пластах малой и средней
мощности, при быстром продвижении рабочего забоя, при вводе в эксплуатацию
карьера.
Таким образом, организация технологических
перевозок автомобильным транспортом в условиях угольного разреза - это важная и
сложная задача обеспечения высокой четкости и надежности перевозочного
процесса, т.к. транспорт является важнейшим звеном в общем технологическом
процессе карьера, и одновременной рациональной минимизацией затрат.
1. Построение диаграммы грузопотоков
.1 Определение расстояния перевозки
угля и породы
Диаграмма грузопотоков представлена
в Приложении 1.
Схема транспортных связей
представлена в Приложении 2.
1.2 Определение категории внутренней
дороги
На диаграмме грузопотоков
определяется максимально - загруженное звено. Рассчитывается количество
автомобилей необходимых для перевозки груза по участку
(1)
где А - количество автомобилей по углю и по
породе, Qгод- годовой объём
перевозок по расчётному звену, γст
- средний коэффициент статического использования грузоподъёмности (γст=0,85),
nоб - количество
оборотов.
(2)
где Тм - время на маршруте, tоб - время
оборота,
(3)
где lег
- длина расчётного звена, β
- коэффициент использования маршрута (β=0,5),
Vтех - техническая
скорость движения (Vтех=26км), Tпр
- время простоя под грузовыми операциями (Tпр=0,5ч).
1.3 Объём перевозок в брутто
(4)
где Qп , Qуг - объём
перевозок по породе и углю для расчётного звена, Ап , Ауг - годовое количество
автомобилей для перевозки угля и породы по расчётному звену, Мсн.пор. , Мсн.уг
- масса снаряжённого автомобиля для перевозки угля и породы.
По объёму перевозок в брутто
определяем категорию дороги по СНиПу 2.05.07-91.
Таблица 1. Параметры внутренней
дороги.
Параметры
|
Значения
|
i %0
|
30
|
Sд, м
|
75
|
Sк, м
|
150
|
Rгор, м
|
150
|
Rвып, м
|
1000
|
Rвог, м
|
800
|
Vрасч, км
|
30
|
ШП,м
|
3,5
|
ШО,м
|
2,0
|
ШПЧ,м
|
6,0
|
2. Определение времени оборота
Время оборота считается отдельно для породы и
для угля.
(5)
где lег
, lпор - длина
перевозки груза и порожнего движения по схеме транспортных связей, км; Vг
, Vпор - скорость
движения автомобиля в порожнем и гружёном состоянии; Tп
- время погрузки автомобиля по технологической карте, мин; Tв
- время выгрузки автомобиля по технологической карте, мин; Кс - коэффициент
снижения скорости по различным причинам (0,75 - 0,9);
(6)
где tдоп
- дополнительное время на фронте погрузки, состоящая из следующих параметров:
.Постановка автомобиля под фронт погрузки - 90
секунд;
.Выход водителя из кабины - 40 секунд;
.Дополнительное время - 90 секунд;
.Выезд автомобиля с фронта - 40 секунд; tдоп
= 40+90+90+40=260 секунд=4,33 минуты Tп,к
- время погрузки груза экскаваторами по количеству ковшей:
(7)
где tц - время
цикла работы экскаватора (26 секунд) ; nк -
количество ковшей;
2.1 Определение количества ковшей
. По грузоподъёмности автомобиля:
(8)
где ρ - плотность
груза (порода - 2,6; уголь - 1,6) ; Vк - объём
ковша (5 м3); Г - грузоподъёмность автомобиля, т ; кэ - коэффициент экскавации
(0,9); Кр - коэффициент разрыхления(1,4);
. По объёму кузова автомобиля:
(9)
где Vкуз
- объём кузова автомобиля (породовоз - 49м3, углевоз - 35 м3) ; Vк
- объём ковша (5 м3); Кш - коэффициент загрузки платформы с шапкой (1,3); Кнк -
коэффициент наполняемости ковша (1,27);
Из получившихся значений выбираются
минимальные по углю и по породе.
2.2 Время погрузки автомобиля
Технологическая карта погрузки
породы представлена в приложении 3.
Технологическая карта погрузки угля
представлена в приложении 4.
Время выгрузки автомобиля:
(10)
где tпост
- время постановки на фронт (60 секунд) ; tвыезд
- время выезда с фронта (40 секунд); tдоп
- дополнительное время (90 секунд); tвыгр
- время выгрузки (64 секунд);
Технологическая карта выгрузки и
технологические карты погрузки представлены в приложении 5.
3. Определение необходимого
количества автомобилей и выбор схемы работы карьера
.1 Определение количества
автомобилей
Количество автомобилей определяется по формуле:
(11)
где nсм -
количество смен (2 смены) ; Tтд - количество рабочих дней (320
дней); nоб -
количество оборотов;
(12)
Таблица 2. Расчёт времени оборота
маршрут
|
lег
|
Тпогр
|
Твыгр
|
tгр
|
tпор
|
Тоб
|
Б
- склад
|
2,35
|
8,6
|
4,2
|
6,29
|
5,2
|
24,29
|
Б
- отвал
|
0,75
|
8,2
|
4,2
|
2
|
1,65
|
16,05
|
В
- склад
|
1,8
|
8,6
|
4,2
|
4,82
|
3,97
|
21,59
|
В
- отвал
|
8,2
|
4,2
|
3,2
|
2,65
|
18,25
|
Г-
склад
|
1,9
|
8,6
|
4,2
|
5,1
|
4,2
|
22,1
|
Г-
отвал
|
1,3
|
8,2
|
4,2
|
3,48
|
2,86
|
18,74
|
Тогда, количество оборотов будет равно:
(13)
Забой Б:
Забой В:
Забой Г:
Забой Б:
Забой В:
Забой Г:
Таблица 3. Количество автомобилей.
Забой
|
Пер.
груз
|
Тоб
|
nоб
|
nсм
|
γст
|
А
|
Э1(Б)
|
порода
|
16,05
|
46
|
2
|
084
|
1
|
|
уголь
|
24,29
|
30
|
2
|
0,84
|
1
|
Э2(В)
|
порода
|
18,25
|
40
|
2
|
0,84
|
1
|
|
уголь
|
21,59
|
34
|
0,84
|
1
|
Э3(Г)
|
порода
|
18,74
|
39
|
2
|
0,84
|
1
|
|
уголь
|
22,1
|
33
|
2
|
0,84
|
1
|
3.2 Определение количества
экскаваторов в забое
Работа погрузочного комплекса считается
рациональным, когда время подхода грузовых автомобилей равно ритму работы
комплекса.
(14)
где R - ритм
работы фронта;
(15)
где Э - количество экскаваторов в забое; η
- коэффициент неравномерности (η=1);
tп - время погрузки
кузова;
(16)
Забой Б:
Забой В:
карьер перевозка уголь
порода
Забой Г:
Итого:
в забое Б: 0,12 + 0,35 = 0,47 - 1
экскаватор;
в забое В: 0,12 + 0,36 = 0,48 - 1
экскаватор;
в забое Г: 0,12 + 0,36 = 0,48 - 1
экскаватор.
3.3 Определение максимального
количества автомобилей, которое может обслужить экскаватор
(17)
Забой Б:
Забой В:
Забой Г:
Характеристика фронта погрузки угля и породы
характеризуется наличием экскаватора с объемом ковша, автосамосвала и
бульдозера. Экскаватор непосредственно грузит уголь и породу, бульдозер
подвигает упавший груз. Схема погрузки осуществляется следующим способом:
автосамосвал подается под погрузку задним ходом после тупикового разворота и
устанавливается так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной водителя, а
угол поворота экскаватора от забоя был минимален. Количество машин на фронте
погрузки - одна (см. рис. 3).
Погрузка ковшей в кузов автосамосвала должна
производиться в строгой последовательности и направленности соответственно рис.
1 и 2.
Рисунок 1 - Последовательность погрузки ковшей с
углем в кузов
Рисунок 2 - Последовательность погрузки ковшей с
породой в кузов
Характеристика фронта выгрузки - наличие
бульдозера и автосамосвала. Бульдозер выполняет планирование территории,
устройство дорожной полосы, формирование штабелей.
Схема отвалообразования имеет следующие
параметры:
· в плане проезда автосамосвала схема
тупиковая,
· расстояние между осями автодорог -
10,5 м,
· радиус разворота автосамосвала -
10,2 м,
· минимальная ширина рабочей площадки
- 30 м,
· фронт выгрузки - 2 самосвала.
4. Построение суточного
плана-графика
.1 Годовой календарный план
Определение количества дней работы забоя:
(18)
где Q
- годовой объём перевозки по грузу (уголь и порода); А - максимально возможное
количество автомобилей;
Забой Б:
Забой В:
Забой Г
За 134 дня 2 породовоза перевозят
породу из забоя Б в отвал, в это время 2 углевоза перевозят породу из забоя В.
(19)
(20)
Остаток породы в забое В составляет:
- 1811328 = 1188672 тонны;
Двум породовозам потребуется:
/10752 = 42 дня,
чтобы вывезти остатки. После окончания вывоза
породы из забоя Г, 2 углевоза начинают перевозить породу из забоя Б:
,4 /(12364,8+4098,6)16463,4т;
Т.о углевозам понадобится 76 дней на
вывоз породы
В итоге на перевозку угля породы со всех забоев
потребуется 318 дней.
Годовой календарный план представлен в
Приложении 6.
.2Месячный календарный план.
Забой Б:
Qуг = 25000 т/мес; Qпор
= 116667 т/мес. Забой В: Qуг
= 25000 т/мес;
Qпор = 116667 т/мес.
Забой Г:
Qуг = 25000 т/мес;
Qпор = 116667 т/мес.
Определение количества дней работы забоев.
(21)
где Q
- годовой объём перевозки по грузу (уголь и порода); А - максимально возможное
количество автомобилей;
Забой Б:
Забой В:
Забой Г:
В итоге на перевозку угля породы со всех забоев
потребуется 30 дней.
Так как в забое в перевозку породы на отвал
осуществляют 2 углевоза, то необходимо определить время погрузки углевоза
породой.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена
организация перевозок в условиях угольного разреза. В ходе выполнения расчётов,
были определены расстояния перевозок для угля и породы, после чего построена
диаграмма грузопотоков и выбрано расчётное звено (Q=4200000т).
Кроме этого были определены значения: 1. Времени оборота для каждого забоя по
углю и породе, 2. Времени погрузки автомобиля (Туг = 8,66мин; Тпор = 8,23 мин )
и количества ковшей (nуг
=10; nпор = 9); 3.
Необходимого количества автомобилей (одновременно могут работать 2 породовоза и
2 углевоза); 4. Построены календарный и месячный графики работы карьера. 5.
Определено время простоя автомобилей и экскаваторов. По окончании расчётов
построен суточный план-график работы карьера.