Вопросы изучения словосочетаний. Основные вопросы синтаксиса предложения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вопросы изучения словосочетаний. Основные вопросы синтаксиса предложения














В.В. ВИНОГРАДОВ

Вопросы изучения словосочетаний.

Основные вопросы синтаксиса предложения

Реферат

В отличие от своих предшественников, которые пытались найти «одного героя в качестве предмета исследования» [1, 221] синтаксиса, В.В. Виноградов считает основными категориями этого отдела грамматики как предложение, так и словосочетание, поскольку между ними существует качественная разница по нескольким параметрам (см. Табл.).

По его мнению, «когда предложение становится единственным предметом синтаксического исследования, … из области грамматики выпадают многие вопросы изучения законов и правил сочетаемости слов» [1, 221].

Виноградов ставит задачу выяснения внутренней грамматической природы как словосочетаний, так и предложений; для чего считает необходимым чётко разграничить морфологию и синтаксис, а также определить переходные и смешанные зоны их взаимодействия.

Предметом морфологии является изучение правил образования форм слов, изучение слов как систем форм и самих этих форм в их внутреннем единстве и в их различиях, «зависящих от принадлежности … слов … к разным морфологическим и отчасти словообразовательным категориям» [1, 222].

Предметом синтаксиса «является изучение правил и способов соединения слов в словосочетания и предложения, а также изучение типов словосочетаний и предложений, их языкового строения, функций и условий употребления, законов их развития» [1, 221].

Словосочетание понимается Виноградовым как грамматическое единство, которое, возникая из сочетания слов по законам или правилам данного языка, выражает в составе предложения единое, хотя и расчленённое значение Словосочетание состоит не менее чем из двух полнозначных слов и является строительным материалом для предложения. Оно входит в систему коммуникативных средств языка только в составе предложения. Вне предложения словосочетание относится к области номинативных средств языка [2, 231].

Словосочетание организуется около одного знаменательного слова (господствующего слова, стержня словосочетания). Морфологический строй этого слова определяет конструктивные свойства словосочетания. Так как словосочетание обладает системой форм, «находится многообразие синтаксических функций одного и того же словосочетания, если его господствующее слово является изменяемым [2, 232].

Виноградов отмечает, что по грамматически господствующему главному слову словосочетания делятся на:

) именные (субстантивные и адъективные);

) глагольные;

) наречные (адвербиальные).

Это различение очень важно, так как есть синтаксические связи, типичные для отдельных частей речи [1, 223; 2, 234].

словосочетание грамматика виноградов

Табл.

Качественная разница между словосочетанием и предложением

СловосочетаниеПредложениеединица (основная категория) синтаксисаединица (основная категория) синтаксисаноминативное средство языка (именование)коммуникативное средство языка (единица сообщения)не является цельной единицей языкового общения и сообщения является цельной единицей языкового общения и сообщениянепредикативное соединение слов (не свойственны предикативные отношения) предикативное соединение слов (свойственны предикативные отношения)не типичны синтаксические категории лица, времени и модальноститипичны синтаксические категории лица, времени и модальностине имеет интонации сообщенияимеет интонацию сообщения (постоянный характерный признак предложения)чужды категории подлежащего, сказуемого и др. членов предложениясвойственны категории подлежащего, сказуемого и др. членов предложенияобладает системой формэлемент структуры распространённого простого предложения (строительный материал для предложения) простое предложение -элемент структуры сложного предложения

Связи слов в словосочетании могут быть обусловлены не только грамматически, но и семантически. Такие связи, в отличие от свободных синтаксических связей, Виноградов называет «семантически несвободными», а образуемые на их основе разряды словосочетаний - «группами семантически связанных словосочетаний». Их изучение требует установления и разграничения в системе языка семантических категорий слов с одинаковыми формами синтаксической сочетаемости (мечтать о путешествии, мечты о путешествии, беспокоиться о детях, беспокойство о детях - гл. и сущ. со значением мысли, речи, чувства). [1, 224; 2, 234].

Третий круг образования словосочетаний охватывает разные части речи и разнообразные разряды слов. Это словосочетания с присоединённым к главному слову посредством предлога «слабоуправляемым» существительным. Для них типична двусторонняя и довольно свободная предложная связь. «И тут огромную роль играет группировка слов по семантическим, а отчасти и по словообразовательным группам» Это словосочетания со вторым обстоятельственным или обстоятельственно-определительным членом : погрузиться по пояс, мокрый по пояс, вода по пояс; ехать в Москву, путь в Москву, дорога в Москву, путешествие в Москву; остановиться у реки, дом у реки [1, 224 - 225; 2, 234].

Анализ сцеплений однородных членов (так называемых сочинительных словосочетаний) Виноградов включает в состав учения о предложении [1, 226].

Виноградовым отмечены два круга важных вопросов, касающихся словосочетаний, которые остались пока за пределами академического синтаксиса:

. Не раскрыты способы построения сложных словосочетаний, нет группировки основных типов сложных сочетаний.

. Правила образования словосочетаний должны быть дополнены правилами использования и употребления разных типов словосочетаний в структуре предложения [1, 226].

Виноградов разграничивает простые и сложные предложения.

Простое предложение иногда представляет собой очень сложную структуру. Оно имеет разнообразные формы построения, разные типы, а также может быть осложнено обособленными и однородными членами [3, 284].

Виноградов подтверждает, что разграничение простых предложений русского языка на двусоставные и односоставные «прочно вошло в научный синтаксис» [3, 261]. Но вопрос об односоставных предложениях, по его мнению, «нуждается в дальнейшем углублённом исследовании». Виноградов выявляет непоследовательность А.А. Шахматова в описании односоставных предложений. Он считает, что тезис Шахматова о сочетании психологического субъекта и предиката в одном главном члене предложения отрывает исследователей от конкретно-исторического языкового материала и отрицает отражение в речи объективной действительности

[3, 260 -261]. «… было бы нецелесообразно стремиться к отысканию «подлежащих» и «сказуемых»… во всех типах односоставных предложений. Однако в некоторых их формах можно найти морфологические соответствия одному из главных членов двусоставного … предложения» [3, 261].

Различие между простым и сложным предложениями - структурное. «Простое предложение организуется посредством единой концентрации форм выражения категорий времени, модальности и лица; в сложном предложении может быть несколько органически связанных друг с другом конструктивных центров этого рода» [3, 285].

Сложным Виноградов называет такое предложение, которое представляет собой единое интонационное и смысловое целое, но состоит из частей (двух и больше), более или менее однотипных с простыми предложениями по своей формальной грамматической структуре. Части сложного предложения по внешнему строению однородны с простыми предложениями, но «в составе целого они не имеют смысловой и интонационной законченности, …и, следовательно не образуют отдельных предложений» [3, 285].

Виноградов считает, что принципы описания и разграничения типов сложных предложений ещё не установлены, «унаследованное от давней традиции» деление их на сложносочинённые и сложноподчинённые очень схематично и условно. Он рассматривает случаи «взаимного подчинения», опираясь на работы В.А. Богородицкого и А.М. Пешковского (хотя - но, несмотря на то, что - всё же, лишь только - как, едва - как и т.п.) [3, 286 - 287]. Сюда же относятся многие типы бессоюзных предложений.

Виноградов показывает, что «понятия подчинения и сочинения находятся в диалектической связи и взаимодействии» [3, 288].

Таким образом, по мнению Виноградова, «не следует увлекаться механическим разнесением» разных видов сложных предложений «по рубрикам сочинения и подчинения», а нужно стремиться к полному и всестороннему описанию структурных особенностей всех основных их типов. При этом необходимо учитывать интонацию, порядок слов, наличие или отсутствие соотносительных с союзом слов, синтаксические функции типизированных лексических элементов, разные способы морфологического выражения синтаксической связи [3, 288].

Литература

1. Виноградов В.В. Основные принципы русского синтаксиса // Избр. тр. Исследования по русской грамматике.- М.: Наука, 1975. - С. 221-230.

. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // Там же - С. 231-253.

. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Там же - С. 254-294.

Похожие работы на - Вопросы изучения словосочетаний. Основные вопросы синтаксиса предложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!