Новгородская и Псковская земля

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,03 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Новгородская и Псковская земля

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ГОУ ВПО «ТГТУ»)

Кафедра истории


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история»

на тему:

«Новгородская и Псковская земля»

Выполнила:

студентка I курса ФАС АУ АТП 1001

Иванова Татьяна Любомировна

Проверила:

Токмина Татьяна Андреевна





Тверь, 2010 год

Содержание

Введение

1.История городов

.1 Великий Новгород

1.2 Псков

.3 Великий Новгород и Псков

. Структура хозяйственного устройства

.1 Хозяйство Великого Новгорода

.2 Хозяйство Пскова

. Политическое устройство

.1 Политическое устройство Великого Новгорода

.2 Политическая система Пскова

Заключение

Список литературы

Введение

Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Название Новгорода, данное Константином Багрянородным в транскрипции: Немогардас (Nemogardas) известно в скандинавских источниках. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

В его гербе нашли отражение сила и доблесть: два медведя - самые могучие звери, которые водятся в русских лесах, и скрещенные мечи - наиболее мощное в бою холодное оружие. Стоит Новгород у Ильмень-озера, на берегу реки Волхов, и оттого на его гербе - четыре рыбы. Ведь новгородцы не только издревле кормились рыбной ловлей, но и с выгодой торговали свежей, соленой, вяленой и копченой рыбой.

Псков. Существуют две версии происхождения названия города. Согласно первой название Пьсков (Плесков, Пльсков) связано с рекой Пскова и происходит от древнерусского слова «плесъ» - часть реки между двумя излучинами.

По второй версии название происходит от слова piskawa (по-ливски), pihkwa, piskwa (по-эстонски), означающих «смолистая вода» и отражает полиэтничность раннего населения города. Другие толкования гидронима - «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологами установлено, что в Пскове X-XI вв. жили предки славян - псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племён.

С первых дней существования город непрерывно участвовал в боевых действиях. Псков отстаивал собственную независимость в период междоусобиц и оборонялся от внешних врагов. Интересы обороны сделали его одним из самых укрепленных древнерусских городов: общая длина городской крепостной стены превышала девять километров.

На гербе Пскова изображен могучий и ловкий зверь барс в память о воинской доблести и славном боевом прошлом города.

1.История городов

1.1 Великий Новгород

Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год, исходя из поздней Никоновской летописи в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. Летопись рассказывает: «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород».

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение города было столь выгодно географически: Новгород стоял на перекрестке водных путей - Балтийско-Волжский торговый путь, проходивший по Волхову, Ильменю и Мсте.

К середине IХ века город сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход в Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения.

.2 Псков

Когда возник этот древний русский город, неизвестно. «О Пьскове-граде,- говорит псковский летописец,- от летписания не обретается воспомянуто от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведохом яко был уже в то время, когда наехали князи Рюрик с братьею от Варяг в Словене княжити».

Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). Она рассказывает, что князь Игорь взял в жены Ольгу «от Пьскова (Плескова)». Произошло это «в лето 6411», то есть в 903-904 году.

Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище - возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома - существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединённость речной системы Псково-Чудского водоема с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами). Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превратился в город.

.3 Великий Новгород и Псков

До начала XII века псковские земли входили в состав Киевской Руси, а во второй четверти XII века, когда Великий Новгород получил независимость, Псков оказался во владениях Новгородской республики. Сначала Псков был Новгородским пригородом и управлялся княжьими людьми или новгородскими посадниками. Псковичи часто посещали по торговым делам Новгород и принимали участие в новгородском вече, которое возобновило свою деятельность при Ярославе Мудром. Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах. Многие из новгородцев, потерпев поражение на вече, бежали в Псков. князь новгород псков

Случались и у Пскова и Новгородом размолвки, но они не надолго нарушали старинное братство. Так, когда в 1266 году князь Ярослав пришел в Новгород со среднерусскими полками, чтобы вместе идти на Псков, который призвал на княжение литовца Довмонта, прогнав Ярославова сына Святослава, новгородцы ответили князю: «Прежде переведайся с нами, а потом уже поезжай во Псков». Ярослав ретировался. И в войнах, и в торговле Псков и Новгород действовали заодно.

Еще в XII-XIII веках Псков, как пригород Великого Новгорода, вел обширную торговлю с Висби - важнейшим торговым пунктом на пути из Западной Европы в восточные страны. Возникший в конце XIII века торговый союз Ганзейских городов во главе с городом Любеком очень скоро оценил огромное торговое значение Великого Новгорода и Пскова. Эти богатые русские города не только в избытке поставляли свои товары в Западную Европу, но и служили основными передаточными пунктами товаров всей Руси и далеких восточных стран. Русские купцы имели свои склады товаров в немецких городах.

В 1348 г. Псков и Новгород подписали Болотовский договор, Великий Новгород признал Псков своим «младшим братом», отказавшись от своего права суда над псковичами и права назначать в Псков своих посадников. Даже новгородский епископ вынужден был назначать судьею по делам псковского духовенства только псковича.

Псков получал самостоятельность, став центром Псковской республики.

2. Структура хозяйственного устройства

2.1 Хозяйство Великого Новгорода

Волхов делит Новгород на две половины, или стороны: на правую - по восточному берегу и левую - по западному. Первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок - торг; вторая носила название Софийской, когда в конце X в., по принятию христианства Новгородом, на этой стороне построен был соборный храм Св. Софии. Обе стороны соединялись большим Волховским мостом, находившимся недалеко от торга и называвшимся Великим.

К торгу примыкала площадь, называвшаяся Ярославовым или Княжим двором, потому что здесь некогда находилось подворье Ярослава, когда он княжил в Новгороде при жизни отца. На этой площади возвышалась степень - помост, с которого новгородские сановники обращались с речами к собиравшемуся на вече народу. Близ степени находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол, а внизу ее помещалась вечевая канцелярия.

Торговая или Софийская сторона делилась на три конца. Названия концов Гончарского и Плотницкого указывают на ремесленный характер древних слобод, из которых образовались концы Новгорода.

За валом и рвом, опоясывавшими все пять концов, рассеяны были составлявшие продолжение города многочисленные посады и слободы монастырей, цепью окаймлявших Новгород.

О населенности Новгорода можно судить по тому, что в сгоревшей в 1211 году части города числилось 43000 дворов.

Земля Новгорода была скудна. Поэтому хлеб в город завозили с юга через Новый Торг (Торжок). Распространено было огородничество, которым занимались женщины: в самом городе на огородах выращивали капусту, лук, чеснок и репу. Существенное место в хозяйстве занимали рыболовство, охота и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов.

Славились новгородские ножницы, шила, иглы, особой отраслью было производство оружия. Кроме того, в городе процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика, ткачество и выделка кожи.

Огромное значение для развития города имела торговля. Новгород был полноправным членом Ганзейского торгового союза. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов. «О торговле древних россиян с народами северными находим достоверные и любопытные известия в скандинавских и немецких летописцах. Средоточием ее был Новгород, где со времен Рюриковых поселились многие варяги, деятельные в морском грабеже и купечестве». На протяжении столетий город использовал для оплаты серебро других стран, не имея собственной монеты. Лишь в 1420 году из-за низкого качества иностранного серебра Новгород стал чеканить собственную монету, на которой изображался всадник с копьем, что дало монете название «копейка».

В XVI веке Новгород продолжал оставаться одним из крупнейших русских городов, центром торговли и ремесла, в котором проживало около 32 тысяч человек. В Новгороде процветала торговля, городской торг насчитывал 1 800 лавок, объединенных в 42 ряда. Здесь торговали не только русские, но и немецкие, датские, английские, шведские и литовские купцы, и было здесь «величайшее торжище всей Руси, ибо сюда стекалось отовсюду».

Новгород был одним из самых благоустроенных городов Европы. Новгородские мостовые (деревянные) на два века старше парижских. Уже в XI веке в новгородских окнах появились стекла, в XII веке в городе действовали водопровод и канализация.

С древних времен Новгород был известен как культурный центр русской земли. Здесь написаны самая древняя рукописная книга «Остромирово Евангелие» и первая русская летопись. Некогда Новгород был крупнейшим центром образования на Руси. В 1034 году Ярослав Мудрый основал здесь школу, где одновременно обучалось 300 мальчиков. Множество берестяных свитков, найденных археологами, доказывают почти всеобщее распространение грамотности среди новгородцев. Найдены резанные на бересте письма, деловые записи, указы новгородских наместников разных лет. С Новгородом связаны и первые сведения о возникновении науки: в 1136 году новгородский монах Кирик создал «Учение им же ведати человеку числа всех лет», самое древнее русское сочинение по математике.

2.1 Хозяйство Пскова

Географическое положение Пскова способствовало его будущему развитию как крупного торгового и ремесленного центра. Древнейшая часть Пскова («Кром») занимала высокий холм на узком мысу при впадении реки Псковы в Великую. В дальнейшем город в основном рос в южную сторону, занимая пространство между теми же реками, хотя рано стало заселяться и Запсковье. Уже в X веке Псков занимал значительную территорию, разделенную на три части: детинец, посад и культовый центр - святилище и кладбище.

О населённости Пскова говорит сообщение о гибели 600 мужей псковских в неудачной битве под Изборском. Что Псков был действительно большим и богатым городом уже в XII в., неоспоримо доказывается крупным каменным строительством, мало уступающим даже строительству в Новгороде. Таковы собор Спаса Преображения в Мирожском монастыре в Завеличье, построенный и расписанный фресками в 1156 г., собор Иоанна Предтечи, также в Завеличье, XIII веке.

Псков стал одним из важнейших центров древнерусской культуры, летописания и книжности, с самобытной школой иконописи и каменного зодчества. Особенно прославился Псков искусством своих зодчих-каменотесов. В городе процветала торговля.

Таким образом, Псков принадлежал к числу выдающихся русских городов, это объясняет раннее развитие в нём вечевой жизни, в результате которой общественный строй Пскова в XIV-XV вв. получил законченное развитие в сторону образования в нём боярской республики, власть которой простиралась на всю прилегающую к Пскову землю.

3. Политическое устройство

3.1 Политическая система Великого Новгорода

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода. В других русских землях обосновались княжеские династии, а Новгород так и не обзавелся собственными князьями. Великие династии по традиции присылали в город своих представителей, однако власть их была довольно шаткой. Уже в следующем столетии, когда на Руси одновременно правили несколько сильных князей, Новгород сам заключал договор с одним из них и принимал в качестве правителя его родственника. Но если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», то есть изгоняли из города. Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в Новгороде менялись 58 (!) раз.

Раннему возникновению новгородских вольностей способствовали многие обстоятельства, из которых немаловажное значение имело то, что в Новгороде не создавалось постоянной княжеской династии, так как каждый великий князь стремился удержать его в своих руках. Старшие сыновья великих князей, обычно княжившие в Новгороде, естественно, смотрели на княжение в нём, как на один из этапов на своём жизненном пути, а это создавало благоприятные условия для усиления власти посадников и архиепископа. Когда князь покидал город добровольно или поневоле, и назначенный им посадник обыкновенно слагал с себя должность, потому что новый князь приводил или назначал своего посадника. Но в промежуток между двумя княжениями новгородцы, оставаясь без высшего правительства, привыкали выбирать на время исправляющего должность посадника и требовать от нового князя утверждения его в должности.

Так самым ходом дел завелся в Новгороде обычай выбирать посадника. Этот обычай начинает действовать тотчас после смерти Мономаха, когда, по рассказу летописи, в 1126 г. новгородцы «дали посадничество» одному из своих сограждан. После выбор посадника стал постоянным правом, которым очень дорожили новгородцы.

В новгородском управлении важное значение имел местный епископ. До половины XII в. его рукополагал русский митрополит с собором епископов в Киеве. Но со второй половины XII в. новгородцы начали выбирать из местного духовенства своего владыку.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды. В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах. Вече собиралось по звону вечевого колокола. Звук этого колокола новгородское ухо хорошо отличало от звона церковных колоколов. Вече собиралось обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Обычным вечевым местом для выбора новгородского владыки была площадь у Софийского собора, на престоле которого клали избирательные жеребьи.

Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. На вече, по самому его составу, не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать - на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством. Иногда весь город «раздирался» между боровшимися партиями, и тогда собирались одновременно два веча: одно на обычном месте, на Торговой стороне, другое - на Софийской; но это были уже мятежные междоусобные сборища, а не нормальные веча.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Одновременно с вечем существовал Совет господ во главе с архиепископом, избиравшимся на вече, как и высшие должностные лица республики, из числа бояр: посадские и тысяцкие. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород, а в XV веке в грамотах, исходящих от веча, - Господин Государь Великий Новгород.

С конца XIV века за владение Новгородом воевали Литва и Московское государство. Борьба Новгорода с Москвой закончилась при князе Иване III, для которого главной задачей стало присоединение города. Не желая расставаться с вечевым правлением, новгородцы приняли решение обратиться за помощью к литовскому князю Казимиру IV, признав его своим правителем при условии сохранения новгородских вольностей. Этот договор стал удобным поводом для Ивана III. Он пошел на Новгород войной. В 1471 году в битве на реке Шелони новгородское ополчение, которому Казимир так и не оказал никакой помощи, было разгромлено. В 1478 году, используя недовольство части новгородского населения, Иван III вошел в Новгород, отменил вече и оставил в городе двух наместников для управления прежде вольным городом от имени великого князя. Так закончилось существование Новгородской республики. Чтобы вырвать с корнем традиции вольности, указом великого князя из Новгорода было выслано около 7 тысяч человек, их владения были конфискованы и поступили в казну. С того времени Новгород стал частью единого Русского государства.

Великий Новгород, дважды стоявший у колыбели русской и российской государственности, - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной культуры.

.2 Политическая система Пскова

Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. В XI веке Псков имел своего князя. Первым известным нам псковским князем был Судислав, сын Владимира Святославича.

Возвышение Новгорода - проводника политико-административного влияния Киева на Северо-Западе - обусловило включение Пскова в Новгородскую землю. Псков находился в компетенции новгородских архиепископа и князя - войскового предводителя, делившего с посадниками исполнительную и судебную власть. Псковские посадники назначались из Новгорода. Вече новгородское - законодательный орган - предопределяло решения веча псковского.

Псков отделился от Новгорода в ходе борьбы за преобладание между Москвой и Тверью. В 1327 великий князь Александр Михайлович Тверской после антитатарского восстания сбежал в Псков. При нём возникли первое псковское законодательство и Болотовский договор, который подтверждал соглашение 1138 г. и фактическое положение дел: посадники избирались псковским вечем; владычные наместники назначались из псковитян; псковитина не вызывали на суд в Новгород.

В 1425 (сентябрь) Псков начал чеканку собственных денег («денги» и «четверетцы»), которые чеканились на протяжении 85 лет, до февраля 1510 - «присоединения» Пскова Московии.

XIV-XV века являются временем расцвета вольного-Пскова. По зову вечевого колокола у «святой Троицы» собирались на вече псковичи: посадники, бояре, купцы, ремесленники, монахи и прочие вольные люди.

Псковичи любили князей, честно и ревностно служивших Пскову. Таким был князь Довмонт, княживший 33 года. Князья же, неугодные Пскову, изгонялись с бесчестием. В 1462 году псковичи изгнали из Пскова князя Владимира Андреевича» «а иные люди на вече се степени (помоста) спихнули его».

Без согласия веча ничто не могло считаться законным в Пскове. Вечевые дьяки составляли грамоты на решение веча и несли их в сени (особый притвор) святой Троицы. Никто не имел права без разрешения веча вынуть из ларя какую-нибудь из грамот или положить туда иную, вечем не узаконенную.

В XV веке весь город, за исключением Крома, был разбит на шесть концов. Все жители данного конца составляли одну общину, избирали своего старосту. Концы строили на своей территории церкви, крепостные стены, производили набор ратников и выдвигали воевод. Они управляли псковскими пригородами и приписанной к ним частью псковской земли. Большую роль в каждом конце играли бояре - крупные землевладельцы и богатые купцы, но основную массу населения составляли ремесленники.

В начале XVI века Псковское княжество вошло в состав Русского государства. В 1510 году великий князь Василий III прислал в Псков дьяка для объявления княжеского решения: «Вече не быть, князю и посаднику не бытии, а бытии по воле великого князя». Василий Иоаннович, опасаясь угрозы со стороны Литвы, решил окончательно присоединить Псков к Московской державе. Он задержал в Новгороде 9 псковских посадников (выборных начальников) и потребовал у псковичей уничтожить вече. Псковичи взяли день на размышление, но деваться им было некуда. Поплакали да и сняли вечевой колокол - 13 января 1510 г. Вечевой колокол был снят, увезен на Валдай и разбит. Несмотря на покорность Пскова, князь Василий переселил 300 «лучших» псковских семей в московскую землю, а оттуда прислал 300 московских семей.

Таким образом, в изучаемую нами эпоху Псков принадлежал уже к числу выдающихся русских городов, что объясняет нам раннее развитие в нём вечевой жизни, в результате которой общественный строй Пскова в XIV-XV вв. получил законченное развитие в сторону образования в нём боярской республики, власть которой простиралась на всю прилегающую к Пскову землю.

Заключение

Великому Новгороду принадлежит самый значительный вклад в создание и сохранение российской государственности. В середине IX века вожди славянских и финно-угорских племен, которые жили на обширных территориях, объединенных водной системой озера Ильмень, создали государство. Для исполнения в нем судебных и правоохранительных функций они пригласили скандинавского князя «с родом своим и верной дружиной», положившего начало династии Рюриковичей, которая более семисот лет управляла русскими землями.

В 1136 году новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали Всеволода Мстиславича, получившего княжеский престол по наследству, и объявили о восстановлении исконного права выборности князя.

Особую роль сыграли Новгород и Псков в начальный период феодальной раздробленности Руси. «Вольность в князьях» имела большие последствия для древнерусской государственности. По существовавшей традиции претендовать на великое княжение могли все русские князья, но реально верховной властью обладал тот, кто «сидел» в Киеве и чьего представителя признавали своим князем Новгород и Псков. Новая ситуация в Новгороде и Пскове открывала возможности соперничества за великое княжение для многих, что создавало в государстве превосходство центростремительных сил над центробежными и способствовало сохранению единства страны.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

Список литературы

1.История русского искусства. - М., 1954.

2.Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Эксмо, 2005.

.Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2010.

.Лубченков Ю.Н. Города России. М.: Белый город, 2006.

.Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1973.

.Семенюк Д. Путеводитель по русским городам. - М.: Паломникъ, 2003.

.Тараканова С.А. Древний Псков. М.: Л., 1946.

.Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.

Похожие работы на - Новгородская и Псковская земля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!