Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,02 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО БЕЛОРЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Студента 5 курса

Галиастанов Х.Ю.

Специальность "Социальная педагогика"

Руководитель Цыброва И.П.


Белорецк 2009

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

1.3 Технологии профилактики наркомании

Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 База практики. Методики исследования

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Люди победили чуму, малярию, тиф...

Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов

Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.

Проведенный анализ литературы, документальных и статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в России созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации среди несовершеннолетних[11, 95].

Выбор темы исследования обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков. Наркомания стала по существу элементом негативной подростковой субкультуры. С учетом возраста большинства наркоманов (13 - 18 лет) под угрозой оказалось фактически треть нового поколения России.

Во-вторых, происходит расширение числа потребителей среди подростков тяжелых видов наркотиков, прежде всего, героина, кокаина, экстази.

В-третьих, с ростом наркомании увеличивается число заболеваний среди несовершеннолетних синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями.

В-четвертых, недостаточно изучены социально-педагогические условия проявления первичной наркомании у подростков и разработаны меры ее профилактики. В Уральском регионе, как и в целом по России, незаконное потребление наркотических средств превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Наркомания приняла характер эпидемии.

Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, P.O. Авакяна, А.Г. Бронникова, В.И. Брылева, А.А. Габиани, Б.Э. Закирова, Г.М. Меретукова, В.Г. Наймушина, В.И. Омигова, СВ. Ширшова и др.

В них содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика оперативно-следственных действий, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.

Как показало исследование, в отечественной литературе недостаточно специальных исследований по проблеме первичной профилактики наркомании подростков.

Проблема наркомании среди подростков одна из острейших и требует специального изучения и решения. Сегодня стратегическое направление в области профилактики наркотической зависимости регламентируется и обеспечивается рядом нормативно- правовых документов: ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан», Республиканская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010 годы.

Анализ литературы свидетельствует, что до сих пор нет междисциплинарных работ, в которых были бы даны целостные характеристики состояния подростковой наркомании, особенно с точки зрения социально-педагогической проблематики. Этот аспект является одним из наиболее важных, так как знание и понимание его помогло бы решить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с социальной адаптацией, занятостью и общением в подростковой среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы класса, школы, что позволило бы педагогам, инспекторам отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН) оптимизировать процесс антинаркотической профилактической деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы».

Проблема: какова деятельность социального педагога по предупреждению подростковой наркомании.

Цель исследования - на основе теоретического и практического исследования выявить эффективные пути профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования - процесс работы социального педагога по профилактике подростковой наркомании.

Предмет исследования - формы и методы первичной профилактики наркомании подростков в образовательных учреждениях.

Гипотеза исследования состоит в том, деятельность социального педагога по профилактике наркомании подростков будет успешной, если:

1)      выявлены причины подростковой наркомании и социально-педагогические условия её профилактики;

2)      определены методы и формы профилактики подростковой наркомании (лекции, беседы, тренинги, «круглые столы», встречи с сотрудниками правоохранительных органов, здравоохранения).

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи.

) Проанализировать литературу с целью выявления сущности понятия «наркомания», определить основные причины наркомании и особенности ее проявления в подростковой возрасте;

) Выявить технологии социально-педагогической профилактики подростковой наркомании;

) Изучить особенности деятельности социального педагога по профилактике подростковой наркомании, изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде подростков;

) Разработать коррекционно-развивающую программу первичной профилактики подростковой наркомании в образовательных учреждениях

) составить рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике подростковой наркомании.

Методы исследования: В процессе написания данной работы были использованы:

эмпирические методы: наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности школьников, анкетирование, тестирование;

теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, моделирование, конкретизация и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие первичной профилактики наркомании подростков как комплекса педагогических и социальных средств, направленных на предотвращение кризиса личности и наркомании у подростков; дана характеристика физиологических, социально-демографических, психологических и педагогических особенностей подросткового возраста, как факторов, образующих комплекс причин ведущих к социальной образующих комплекс причин ведущих к социальной дезадаптации и наркомании подростка.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций родителям и педагогам по профилактике подростковой наркомании с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента учащихся. Данная работа будет полезной для социальных педагогов, учителей и других специалистов, занимающихся данной проблемой.

Новизна работы заключается в попытке систематизации информации о понятии «наркомания» и факторах ее возникновения, в разработке коррекционно-развивающей и информационно - просветительской программы по предупреждению подростковой наркомании.

База практики: МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района РБ. Учащиеся подросткового возраста и их родители.

Структура исследования: Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложения.

В 1 главе рассмотрены понятия «наркомания» и «профилактика наркомании», факторы, приводящие к употреблению ПАВ, технологии профилактики наркомании.

Во 2 главе описана работа по программе профилактики наркомании и результаты ее реализации.

ГЛАВА 1. теоритические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».

Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования - «наркомания» [16; 31].

Традиционно «наркомания» - это медицинский термин, определяемый следующим образом, Наркомания (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие) - болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).

Наркомания - это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).

это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин);

пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова);

заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).

Поэтому в нашей работе, наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.

Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.

Личностные факторы включают:

·              успешность в реализации своих стремлений;

·              осознание жизненной перспективы;

·              отношение к возможности употребления наркотиков;

·              отношение к насилию;

·              уровень эмоциональной зрелости;

·              сформированность системы ценностей и привязанностей;

·              наличие кризисных ситуаций;

·              уровень притязаний и самооценка;

·              наличие непреложных авторитетов.

К семейным факторам относят:

·              систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;

·              уровень конфликтности в семье;

·              семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;

·              систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;

·              родительские ожидания;

·              компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;

·              генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;

·              созависимость.

Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.

Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.

Созависимость - это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.

Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:

·              слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);

·              «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;

·              желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;

·              страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;

·              неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;

·              чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;

·              постоянное откладывание всего «на потом»;

·              неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;

·              в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;

·              привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.

Когда человек находит у себя эти признаки, чаще всего ему не хочется этому верить. Здесь возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.

Третья группа факторов наркотизации детей и подростков - социальные факторы - весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.

Так, к общесоциальным факторам причисляют:

·              нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;

·              общественные традиции, доступность наркотиков;

·              неблагоприятный социально-экономический климат;

·              позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;

·              законодательство в области молодежной политики;

·              развитость системы социально-психологической помощи молодежи;

·              организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.

Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:

·              отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;

·              уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы;

·              роль подростка в группе сверстников;

·              широта круга общения;

·              отношение подростковой группы к взрослым;

·              ценностные ориентиры подростковой группы.

В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:

·              успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;

·              частая смена школы;

·              участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;

·              отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;

·              участие педагогов в профилактике наркомании;

·              связь между семьей и школой;

·              участие подростков в школьном самоуправлении.

Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой - безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.

1.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

Рассмотрим понятие профилактика наркомании.

Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.

До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа [14, 25].

Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы.

Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

По мнению Кокина В.И профилактика злоупотребления наркотиками - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и потреблению наркотических и других психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекции, гепатита, заболеваний распространяемых половым путем и т. д.)[11,78].

Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.

Данная концепция охватывает все стороны жизнедеятельности подростка, что создает условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Она позволяет оценить эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно создать условия для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка новым навыкам, которые помогут реализовать поставленные цели, сохранить здоровье и предупредить возникновение новых проблем. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи - жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди [9; 23].

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной - 30-40%, при третичной - 3-5%.

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Данные технологии мы рассмотрим в следующем параграфе.

1.3 Технологии профилактики наркомании

Для профилактики наркомании в образовательной среде используются разнообразные формы и методы.

Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низких возможностей воз действия на распространителей и потребителей ПАВ. Применима в районах проживания интеллигенции. Движущая сила - благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

Группы поддержки, или группы созависимых, - традиционная и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной профилактике наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает методической и организационной поддержки.. Если хотя бы 20% родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4-5 тысяч граждан, поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Из цикла диагностических методик можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ[14; 45].

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

предоставление альтернативы наркотизации;- коррекция социально-психологических особенностей личности;

целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

В антинаркогенной работе следует избегать:

использования тактики запугивания;

искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;

оправдания употребления наркотиков.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное - подготовить благоприятную среду для дальнейших действий.

Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

Подготовка специалистов к ведению профилактической работы должна быть направлена на решение двух групп задач: воспитательных (осознание педагогами личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних).

Специфические задачи подготовки педагогов к профилактической работе предполагают расширение информированности участников о различных аспектах наркотизма, осознание и коррекцию (при необходимости) личностного отношения к наркотическим веществам, освоение основных приемов организации профилактической работы в детском коллективе.

При анализе аспектов наркотизма понятие «зависимость» должно рассматриваться в широком значении: в круг традиционных объектов зависимости (лекарства, табак, алкоголь, наркотики) вводят такие компоненты как пища, телевизор, компьютер. Поэтому профилактику наркотизма нужно рассматривать как комплексную проблему, связанную с предупреждением возникновения универсальных личностных детерминант отклоняющегося поведения.

Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях.

Исследование проблемы - эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в данном ОУ и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов.

С целью изучения наркологической ситуации в районе, выявлении степени распространенности наркотических средств, «популярности» тех или иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и употребления, работникам образовательного учреждения необходимо провести сбор информации в учреждениях здравоохранения и органах внутренних дел. Эти данные помогут при организации специального антинаркотического контроля в общеобразовательной школе. Подобный контроль призван исключить как возможность использования несовершеннолетними в ОУ (общеобразовательном учреждении) наркотических веществ, так и приобщения к наркотизации своих сверстников.

В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа.

В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику (Таблица 1).

Таблица 1 Схема реализации программы профилактики в ОУ

Структурные компоненты программы

 Содержание работы

1. Работа со школьной средой

- общее признание правил и норм неприятия наркотиков; - чувствительность к сигналам опасности; - образование и информация; - тренинги активного отрицания; - убеждение в доступности помощи; - выявление «групп риска».

2. Работа с несовершеннолетними группы риска

- разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска; - оказание помощи в преодолении проблем.

3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества

- создание мотивации для обращения за помощью к специалистам; - адресная помощь наркозависимым несовершеннолетним; - помощь в семье в решении проблем, связанных с наркозависимостью несовершеннолетнего; - создание благоприятных условий для несовершеннолетних, прошедших реабилитацию.


То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:

действия, направленные на школьную среду в целом;

действия, направленные на детей «группы риска»;

- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.

Таким образом, основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит провести рефлексию школьников на полученную информацию.

Рассмотрев в первой главе теоретические аспекты проблемы наркомании и ее первичной профилактики, мы выявили, что наркомания -это болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения. Мы выявили, что существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые, можно разделить на личностные, семейные, социальные. Под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков. Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит увидеть реакции школьников на полученную информацию.

социальный педагогический наркомания подросток

Глава 2. Практическая работа социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

.1 База практики. Методики исследования

Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.

Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:

         Тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)

         Анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла);

         Анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” (из журнала “Практика административной работы в школе”, №2, 2003г).

Профилактика химической зависимости, т.е зависимости ПАВ и наркотических веществ, равно как и моделирование безопасного поведения, является сложным процессом, когда у подростков необходимо создавать своеобразную “психологическую прививку” против любопытства и одновременно твердую установку на отказ от наркотиков.

Анализ СМИ, рекламы, референтной группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.

Однако, изучение специальной литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных потребностей:

физиологические потребности,

потребность в защите и безопасности,

любви и уважении и др.

Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.

В последние десятилетие сложился интегративный переход, в котом делается акцент на обучение человека. Проблемы человека рассматриваются, прежде всего, как проблемы обучения. Формирование жизненных навыков рассматриваются как необходимый компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально обусловленных заболеваний, к которым относится и наркомания[14.129].

На основе этого подхода мы разработали программу профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы под названием «Школа без наркотиков».

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

Нами была разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

Цель программы:

Способствовать формированию у школьников - подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.

Задачи:

·        организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;

·        содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;

·        способствовать повышению качества здоровья школьников;

·        оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;

·        осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.

Актуальность программы:

·        По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ приняло характер эпидемии, что ведет к демократическому кризу, распаду семей. В Российской Федерации - 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. - сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому для решения этой общегосударственной задачи необходима профилактическая программа, которую мы разработали «Школа без наркотиков».

Разработанная нами программа включает в себя 3 основные задачи:

) развитие личностной компетенции;

) выработка и развитие навыков защиты;

) предупреждение возникновения проблем.

Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.

Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска.

Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Ожидаемые результаты:

·        сформируется у учащихся гражданские качества, современные знания и умения, помогающие личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;

·        сформируется у школьников потребность в здоровом образе жизни.

·        Снижение риска приобщения подростков к наркомании

Содержание программы деятельности социального педагога по профилактики подростковой наркомании представлена в таблице 2.

Таблица 2.

№ занятия

название

Форма проведения

Цели и задачи

Содержание работы

Сроки проведения

1.

«Подвержен ли ваш ребенок к риску приобщения наркотиков»

Анкетирование родителей

Изучение наркотической ситуации в школе

Анкетирование родителей подростков

26. 01

2.

«Как уберечь ребенка от наркомании»

Консультация для родителей

Информирование родителей о проявлениях подростковой наркомании.

Проводится устная беседа

28. 01

3.

Изучение наркотической ситуации в коллективе» - опросник ДЖ.о. Нилла

Внеклассное мероприятие

Изучение наркогенной ситуации в группе подростков

Проводится опрос подростков

30.01

4.

Анкета «Личный опыт школьника относительно одурманивающих средств

Внеклассное мероприятие

Изучение наркогенной ситуации в группе

Проведение анкетирования

3. 02

5.

«Привычки и здоровье»

Классный час

Сформировать у подростков представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать ЗОЖ

Проводится устная беседа социального педагога и учеников

5.02

6.

«Курение - опасное увлечение»

Классный час- беседа

Ознакомить с отрицательными последствиями курения на организм

Беседа с элементами дискуссии

7.02

7.

«Алкоголь и его последствия».

Классный час с выступлениями учеников

Ознакомить с историей появления алкоголя, подвести к выводу об опасности употребления алкоголя

Проводится лекция о вреде алкоголя, выступление учащихся

9.02

8.

«Эта Белая смерть»

Классный час с элементами дискуссии

Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением

Лекция социального педагога о последствиях применения ПАВ, обсуждение с учащимися

10.02

9.

«Помоги себе сам»

тренинг

Формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами, умение применять меры оказания первой помощи

Тренинговое занятие

12.02

10.

«Умей сказать НЕТ!»

тренинг

Формирование навыков отказа от ПАВ

Тренинговое занятие

14.02


Все конспекты занятий находятся в приложении.

Программа «Школа без наркотиков» осуществлялась в три этапа:

1.       Диагностический этап (занятие с 1-го по 3-ий);

2.      Коррекционно - развивающий (занятия с 4-го по 10-й)

.        Анализ проведенной работы.

Рассмотрим первый этап - диагностический. На первом занятии (приложение 1) проводится анкетирование родителей детей подросткового возраста. Целью данного занятия было изучение проблем подростковой наркомании. Выявление «группы риска», т.е, группы подростков, у которых высока степень приобщения к употреблению ПАВ. Для этого мы использовали анкету для родителей «Подвержен ли ваш ребенок риску приобщения к наркотикам». В опросе приняли участие родители 40 подростков.

Родителям предлагалось ответить на 20 вопросов. За каждый положительный ответ ставилось одно очко. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у ребенка.

На втором и третьем занятиях мы провели диагностические обследования в так называемой «первой группе риска», с целью более углубленного изучения наркогенной ситуации в полученной группе риска и исследования личного опыта этих подростков относительно одурманивающих средств. Для этой цели мы использовали анкету Дж. О. Нилла «Изучение наркогенной ситуации в коллективе» и анкету «Личный опыт школьника относительно одурманивающих средств». Была выявлена группа повышенной степени риска

Для более глубокого изучения характера и интересов подростков данной группы мы использовали различные методы:

наблюдение во время уроков и во внеурочное время;

беседа с классным руководителем, администрацией школы;

анализ школьной документации и творческих работ учащихся.

Коррекционно - развивающий этап программы состоит из занятий с 4 по10-й. На данном этапе работы мы провели мероприятия с учащимися и их родителями:

консультации;

классные часы;

беседы;

тренинговые занятия.

.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

В данном параграфе мы проанализируем результаты проведенного нами исследования проблем наркомании у подростков в условиях средней школы.

Данное исследование проводилось в три этапа:

) Диагностический этап;

) Коррекционно-развивающий этап;

) Анализ полученных результатов.

На диагностическом этапе нами были намечены основные цели и задачи исследования. На данном этапе, по итогам социологического анкетирования определены показатели по следующим шкалам: действия в ситуации риска, интерес к наркотикам и социальные установки. Сочетания шкал определяют отнесение ребенка к первой, второй, третьей группе риска. Нами была выделена «группа риска» вызывающая наибольшую тревогу. В дальнейшем с этими подростками мы проводили коррекционные занятия по профилактике наркомании по программе «Школа без наркотиков».

По итогам анкетирования для родителей «Подвержен ли ваш ребенок риску приобщения к наркотикам» мы получили следующие результаты:

1)      Из 40 родителей 23 набрали от 3 до 6 очков, что свидетельствует о том, что их ребенок относится к средней степени риска. В данном случае на определяющее влияние оказывает все: ситуация в обществе в целом, СМИ, национальные традиции и т.д.

2) 9 родителей набрали баллы в диапазоне от 7 до 13, это говорит о том, что их дети относятся к группе повышенного риска, что зависит от круга общения подростков, типа школы, от особенностей микрорайона.

) Высокая степень риска составила - от 13 до 17 баллов. В эту группу относятся подростки, которые уже пьют, курят и приносят вред здоровью. Таких подростков оказалось 8 человек.

) Лиц, набравших более 17 баллов, что говорит о крайней высокой степени риска, не оказалось.

Наглядно результаты анкетирования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования

Наибольшее опасение у нас вызвало группы подростков с высокой и повышенной степенью риска приобщения к наркотикам. Таких подростков оказалось 17 человек. Причем 12 из них мальчики, а 5 - девочки. Мы их условно назвали - первой группой риска.

По итогам анкетирования были определенны показатели по следующим шкалам:

интерес к наркотикам;

личный опыт употребления алкоголя, никотина, наркотиков;

отношение к ПАВ.

По результатам проведенного анкетирования “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла) (см. Приложение 3) и “Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” группа риска, в которую входили 17 подростков (так называемая «первая группа риска») была разделена после тщательного изучения их ответов на вопросы анкет, на вторую группу (менее рисковая группа) и третью - (более рисковая группа).

Во второй группе оказалось 10 подростков (3 девочки и 7 мальчиков), в третьей - 7 человек (5 мальчиков и 2 девочки).

Наибольшее опасение вызвали ответы третьей группы. Как оказалось, 2 подростка курят не меньше 1 раза в день, трое и курят и употребляют алкогольные напитки не менее 1 раза в неделю.

Во второй группе частота употребления алкогольных напитков и сигарет оказались меньше, чем в третьей группе: 6 подростков ответили, что употребляют алкогольные напитки лишь 1 раз в месяц, подростков употребляющих токсические и наркотические вещества не оказалось.

Особенно важно, что дети из третьей группы риска чаще получают первую информацию о наркотиках от друзей и других сверстников, а во второй группе - из СМИ, от родителей и учителей (смотреть диаграмма 2).

Диаграмма 2. Источники информации от наркотиков.

При этом характер первой информации был выявлен следующий. Наглядно результаты представлены в диаграмме 3.

Диаграмма 3. Характер первой информации

Как видно из диаграммы 3, первая информация «в пользу наркотиков» и «неопределенная информация» повышает уровень риска для ребенка, а «против наркотиков» - снижает риск наркотизации. Следовательно, первая информация о наркотиках, получаемая ребенком, должна быть строго против наркотиков.

Участники опроса также отмечали источники, информацию из которых они считают наиболее достоверной (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Более достоверная информация, по мнению подростков.

Среди учащихся средней группы риска больше доверия к друзьям, а среди второй группы - к родителям и педагогам.

Анализ результатов показал, что основным источником информации о наркотиках является СМИ. Учитывая, что сегодня в СМИ идет активная реклама наркотиков, полученные данные можно рассчитывать как фактор риска. Негативным моментом является и общение с друзьями, связанное с обсуждением наркотиков: по сути это «обмен опытом».

Необходимо отметить, что взрослые, окружающие подростков, не уделяют должного внимания этой проблеме. Хотя именно родители и учителя могли и должны сформировать у подростков устойчивое негативное отношение к наркотикам и осмысленную мотивацию отказа от их употребления.

Таким образом, проведенные нами анкеты дали хорошую и полную информацию о наркогенной ситуации в подростковой среде школы с. Уткалево. Полученная информация имела практическое значение и явилась основанием для дальнейшей работы.

По итогам исследования мы выявили группу риска, которая в наибольшей степени была подвержена риску наркотизации. В нее вошли 7 подростков, и что удивительно - все они оказались из одного класса - 8 класса. Список подростков вошедших в группу наибольшего риска:

. С. Айдар

. Г. Алина

. Ю. Ансар

. Д. Артур

. Г. Эльвира

. М. Андрей

. А. Алмас

После выявления группы риска мы начали собирать дополнительную информацию об этих учащихся, чтобы составить на них полную характеристику. Это позволило реализовать коррекционную и информационно - просветительскую программу более эффективно, так как это способствовало нахождению индивидуального подхода к каждому подростку.

Для более глубокого изучения характера и интересов подростков данной группы мы использовали различные методы:

наблюдение во время уроков и во внеурочное время;

беседа с классным руководителем, администрацией школы;

анализ школьной документации и творческих работ учащихся.

Проведение анкетирования и тестирования с помощью методик «Каким ты выглядишь в глазах других?», «Насколько вы уверенны в себе» позволила нам составить характеристику на подростков данной группы риска, которая приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Имя подростка

характеристика

С. Айдар

Самоуверенный юноша, любит находиться в центре внимания. Фон настроения ровный (относительно), чуть повышенный. Учится в основном на 4 и 3. На уроках ведет себя вызывающе, спорит с учителем, отстаивает свою точку зрения, даже если она не правильная

Г. Алина

Бойкая, смелая и решительная девушка. Стремится добиваться своих целей, даже когда они не совсем вписываются в рамки социально допустимых. Ее девиз: «Бери от жизни все». К школе и к учителям относится скептически и с критикой.

Ю. Ансар

Тихий, скромный и неуверенный в себе мальчик. Он ведомый, на уроках ведет себя тихо, незаметно. Когда вызывают к доске - теряется от волнения.

Д. Артур

Физически развитый, сильный мальчик. По характеру вспыльчивый, эмоциональный, дерзкий. Юноша склонен к рисковым, авантюрным поступкам. Эгоистичный, привык все получать силой.

Г. Эльвира

Экцентричная, эмоциональная девушка, с богатой фантазией и любопытностью. Привыкла быть в центре внимания, выделятся своими экстравагантными поступками, артистичностью и большой креативностью

М. Андрей

Веселый доброжелательный парень. Его отличительная черта - особо высокая любознательность, стремится все попробовать, исследовать. Интересуется всем, но редко доводит начатое дело до конца.

А. Алмас

Агрессивный, дерзкий мальчик. У него часто меняется настроение, нестабильный эмоциональный фон. На уроках пассивен, ни к одному учебному предмету интереса не проявляет.


Таким образом, мы накопили сведения о подростках группы риска, чтобы более эффективно провести коррекционно - развивающую программу по профилактике наркомании.

Перейдем к описанию основного этапа программы.

На четвертом занятии мы провели консультацию для родителей подростков по профилактике подростковой наркомании.

Целью данной консультации было информировать родителей о причинах и последствиях наркомании среди несовершеннолетних.

В ходе консультации мы ознакомили родителей с последними статистическими данными о наркогенной ситуации в российском обществе. Эта информация не оставила равнодушным ни одного родителя и заставила их задуматься и осознать всю важность и актуальность данной проблемы.

Естественно, что одной статистикой мы не ограничились. Мы проконсультировали родителей о том, как установить факт использования ребенком наркотических средств. Это вызвало у родителей большой интерес, они задавали различные вопросы, касающиеся данной проблемы. Мы давали полные и интересные ответы, в рамках своих возможностей и в рамках своей компетенции.

Также в ходе нашей консультации мы провели небольшое практическое занятие. Мы попросили родителей поделится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна была придумать историю семьи, где кто - то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвовала в написании истории, распределении ролей. Задачей каждого родителя было принятие способов решения данной проблемы, и подумать, как он лично может повлиять на ситуацию.

Группы разыграли ситуации. После этого мы совместно с родителями обсудили наиболее приемлемые способы решения проблемы. Родители проявили креативность и предлагали самые различные пути решения ситуации. И самым популярным было решение вовлечь к работе специалиста - нарколога.

Конечно, главной задачей профилактической работы является недопущение наркотической зависимости. Исходя из этого в течении занятия мы ознакомили родителей с рядом технических приемов и последовательностью действий, которые родители могут использовать, чтобы удержать детей о употребления наркотиков.

Мы рассказали о пяти таких приемах как:

. Учение ребенка быть индивидуальностью, рассказ о том, что делает человека особенным, уникальным

. Изучение с ребенком значения слова «дружба»

. Объявление ребенку того, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом.

. Изучение особенностей употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде

. Использование примера сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка.

Мы посчитали, необходимым информировать родителей о гендерных мотивах употребления наркотиков, т.е мотивов, связанных с полом человека. Родители были удивленны, что на первом месте у юношей были мотивы, такие как, любопытство и подражание сверстникам, а у девушек - скука и желание сблизится с представителями противоположного пола, употребляющими наркотики.

В конце консультации мы проинформировали родителей о том, что делать, если они подозревают, что их ребенок употребляет ПАВ и раздали памятки с этой информацией.

Естественно, не возможно представить профилактическую работу с подростками по проблеме наркомании без работы с родителями. И проведенная нами консультация имела очень хорошее практическое значение, и внесло свою небольшую лепту в предупреждении зла.

Следующее пятое занятие и все последующие занятия мы провели с подростками группы риска,которую мы охарактеризовали выше. Пятое занятие называлось «Привычки и здоровье». Цель данного занятия - сформировать у ребят представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать ЗОЖ, развивать творческие способности, воспитывать культуру общения.

Занятие прошло в дружеской обстановке. Ребята участвовали в обсуждении проблем, высказывали свои мнения. На вопрос, какого человека мы называем здоровым ответили так: Айдар считает, здоровый человек хорошо себя чувствует и выглядит хорошо. Андрей здоровым считает сильного, крепкого, ловкого, а Эльвира того, кто не пропускает занятия или работу. далее мы обсудили от каких факторов зависит здоровье человека. На этот счет подростки высказывали такие мнения, что здоровье зависит от:

нашего умения трудиться и отдыхать (Алина);

уровня медицинского обслуживания (Эльвира);

окружающей среды (Ансар);

ведем ли мы здоровый образ жизни (Артур).

Конечно же мы не оставили обсуждение вопроса о том, кто же такой человек, который ведет ЗОЖ.

Также мы затронули и режим дня. Хотя и большинство детей отметили, что важно придерживаться режиму дня, но все, же признались, что они не очень его соблюдают. И все же пришли к выводу, что начинать вырабатывать у себя хорошие привычки волевые качества надо с составлением и соблюдением режима дня.

Таким образом, в ходе занятия, поставленные нами задачи были выполнены.

Занятие шестое называлось «Курение - опасное влечение». В данном занятии мы поставили перед собой выполнить следующие задачи:

ознакомить с отрицательными последствиями курения;

развивать умение вести дискуссию;

ориентировать на возможность излечения, дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки;

пропагандировать ЗОЖ.

Классный час начинается с небольшой сценки, которую разыграли ученики. В этой сценке участвуют Мальчик (Артур) и Сигарета - (Эльвира). Суть представления была в том, что Сигарета предлагает Мальчику закурить, на тот упорно отказывается. Однако Сигарета всячески пытается заставить Мальчика закурить, перечисляет «положительные качества» стороны курения.

В данном занятии мы рассказали ребятам об истории использования людьми табака, и конечно о том, какие негативные последствия вызывает употребление сигарет. Ребята были очень удивлены, что в состав табака входит более 200 токсических веществ, в том числе полоний - 210, который излучает гамма лучи, также подростки поняли, что при затягивании и быстром курении попадание никотина в кровь увеличивается, печень и почки подвергаются огромной нагрузкам и, естественно, разрушению, пропуская через себя никотин и обезвреживая его. Услышав данный факт, Алина задала вопрос, почему у человека возникает повторное желание закурить, если никотин обезвреживается и выводится из организма? Ребята услышали ответ и на этот вопрос и поняли, что никотин, попав в организм, включается в процесс обмена и становится необходимым организму. Подростки были шокированы, узнав тот факт, что в сигаретах содержится канцерогены - вещества, которые вызывают раковые заболевания.

Учеников заставила задуматься о вреде курения и та информация, что он является фактором риска для сердечно - сосудистой системы. Курение влияет на сосуды нижних конечностей, результатом, которого является сначала хромата, а затем гангрена и ампутация конечностей. Этот факт вовсе шокировал подростков.

Алина рассказала всем, что прочитала в газете, что где - то проводился конкурс «Кто больше выкурит?» и его результатом стала смерть двоих, если можно так сказать победителей. Данное занятие не оставило ребят равнодушными, а заставило их всерьез задуматься о вреде курения и об избавлении данной привычки.

Занятие седьмое называется «Алкоголь и его последствия». Задачами этого занятия являлись:

ознакомление с историей появления алкоголя;

научить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю;

подвести к выводу о том, что употребление спиртных напитков опасно.

Ребята во время занятия увлеченно слушали об истории происхождения алкоголя, о том, как он начал распространятся по всей земле. После лекции о происхождении алкоголя, мы попросили ребят назвать пословицы и поговорки об алкоголе и прокомментировать их. К нашему удивлению ребята проявили очень даже большую активность. Артур привел такой пример: «Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки!» и объяснил, что пристрастившись к алкоголю, человек тратит много денег на его приобретение.

Эльвира: «Вино полюбил - семью разорил» - если кто -то в семье пьет, то от этого страдают все члены семьи и в первую очередь дети.

«Выпил две, да и не помнит где» - эту пословицу привел в пример Алмас и объяснил это так, что люди, которые много пьют спиртного, могут находиться в таком состоянии, что не всегда понимают, где они находятся.

Андрей: «Кто пьет - тот горшки бьет»- пьяные люди не понимают, что они делают.

После обсуждения пословиц и поговорок мы приступили к лекционной части занятия. В ней содержалась информация о вредных последствиях употребления алкоголя.

Большой интерес вызвал среди школьников показ видеоролика, где подробно и наглядно показывались те негативные влияния, которые вызывает алкоголь. Они были крайне удивленны, узнав о последствиях употребления пива и джин- тоника, которых подростки до этого момента считали безвредными. Особенно это коснулось юношей, когда они узнали, что пиво крайне отрицательно влияет на мужскую сексуальную потенцию и способствует формированию женских половых гормонов в организме мужчин. Парни и девушки всерьез задумались над данными фактами и сделали соответствующие выводы.

Восьмое занятие «Эта белая смерть». Целью данного занятия мы поставили следующее:

ознакомить с наркоманией, как с вредным и антисоциальным для здоровья явлением;

обратить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ.

В данном занятии мы провели лекцию о вреде употребления ПАВ, и о том, как формируется зависимость от наркотических веществ. Ребята активно участвовали в обсуждении этой проблемы. Был показан видеофильм о наркоманах и наркотических веществах, который не оставил равнодушным ни одного подростка. Они были шокированы, увидев процесс «ломки» наркомана.

Их ужаснуло и то, как пагубно влияют наркотики на физическое здоровье человека, как приводит к деградации его личности, и то, что даже однократное применение наркотических веществ может привести к необратимым последствиям.

Занятие девятое «Помоги себе сам». Цель - формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами, формировать умения применять меры первой помощи. В данном занятии мы актуализировали знания о влиянии микроэлементов, в частности содержащихся в лекарственных препаратах, привели примеры из литературных и кинопроизведений о негативных последствиях умышленной передозировки лекарственными препаратами. Ребята приняли участие в игре - тренинге «Аукцион идей». Мы их разделили на две команды и попросили их ответить на вопрос, что я сделаю при обнаружении симптомов отравления (передозировки) лекарственными препаратами? Дети показали неплохие знания и предложили довольно приемлемые с медицинской точки зрения, варианты действий. После чего было обобщение полученных знаний.

Заключительное десятое занятие прошло под лозунгом «Умей сказать нет!». Целью данного занятия мы обозначили формирование навыков отказа от употребления ПАВ.

В начале занятия, в целях актуализации знаний и представлений учащихся о наркозависимости и ее причинах, мы предложили назвать ассоциации к слову «зависимость». Ребята предложили следующие варианты: Артур - несамостоятельность, Алина - безволие, Андрей - слабость, Айдар - управляемость и др.

Затем провели упражнение «Мифы». Зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле одной из табличек с надписями «да» или «нет» и отстаивать свою точку зрения.

Миф 1. Наркомания - вредная привычка. На разбор этого мифа вышла Алина. Она не согласилась с данным утверждением, так как считает, что наркомания - это болезнь. Ребята с ней согласились.

Миф 2. Достаточно один раз уколоться - и станешь наркоманом. С этим утверждением не согласился Айдар. Однако остальные ребята стали активно обсуждать этот вопрос и все таки смогли переубедить Айдара в обратном. Что даже попробовав только один раз, можно стать наркоманом.

Миф 3. Марихуана безвредна. На обсуждение этого вопроса развернулся настоящий спор, и тут пришлось вмешаться и нам, чтобы помочь ребятам сделать правильные выводы.

В конце занятия мы совместно с учащимися составили памятку «Тебе предложили ПАВ, как сказать НЕТ!».

После проведения коррекционных занятий по профилактике наркомании по программе «Школа без наркотиков», мы выявили, что степень риска приобщения подростков к наркомании снизилась. Дети стали более информированы о последствиях воздействия наркотиков на молодой организм, стали больше уделать внимание своему здоровью, сформировалось негативное отношение к ПАВ. У ребят изменилось отношение к проблеме наркомании подросткового возраста. Данная коррекционная работа принесла пользу и родителям подростков, так как они стали больше информированы о признаках употребления ПАВ, и какие методы применять, чтобы не допустить приобщения подростка к наркотикам.

Таким образом, можно сделать вывод, что специальная разработанная коррекционная программа, служит предпосылкой профилактики наркомании у подростков в условиях школы

Таким образом, исследование проблемы наркомании у подростков дает объективное подтверждение нашей гипотезы.

Также мы разработали ряд методических рекомендаций для родителей и социальных педагогов, которые на наш взгляд помогут в профилактике вредных привычек у подростков.

1) Разговаривайте с ребёнком о наркотиках и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

2) Учитесь слушать. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

) Давайте советы, но не давите советами. Подумайте о своём примере.

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителя или учителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

4) Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное. Все эти советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью - быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше ощущения, стать взрослее и быть как все.

Итак, в данной главе мы провели исследование проблемы наркомании у подростков в условиях средней школы. Основными методиками, которые мы использовали в работе по профилактике подростковой наркоманиии стали: тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам, анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла), анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ.

В ходе нашего исследования, мы выявили группу риска, с которой была проведена коррекционная работа. Для этого нами была разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы, состоящая из 10 занятий. Цель данной программы - объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.

Также нами были разработаны рекомендации родителям по профилактике вредных привычек.

Заключение

Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теме: «Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях образовательной школы».

Рассмотрев в первой главе теоретические аспекты проблемы наркомании подростков и ее профилактики мы выявили, что наркомания - это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости. существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые можно разделить на личностные, семейные, социальные.

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит отрефлексировать реакции школьников на полученную информацию.

Во второй главе мы провели исследование проблемы наркомании у подростков в условиях средней школы.

В задачи данного исследования входило провести диагностику проблемы наркомании у подростков общеобразовательной школы село Уткалево, Белорецкий район Республики Башкортостан.

Целью было выявление группы риска и профилактика подростковой наркомании.

При проведении данного исследования нами использовались следующие диагностические методики: тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»), анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла); анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” (из журнала “Практика административной работы в школе”, №2, 2003г).

По итогам диагностической работы нами были определены показатели по следующим шкалам: действия в ситуации риска, интерес к наркотикам и социальные установки. Сочетания шкал определяют отнесение ребенка к первой, второй, третьей группе риска. Выделены подростки, вызывающие наибольшую тревогу.

Нами была разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы, целью которой стало - объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации. После выявления подростков «группы риска» мы провели с ними занятия по коррекционно - развивающей программе «Школа без наркотиков». Анализ проведенной работы показал, что наша коррекционная деятельность по профилактике подростковой наркомании была успешно реализована и принесла положительные результаты.

Нами были составлены следующие рекомендации родителям:

-Давайте советы, но не давите советами.

-Подумайте о своём примере.

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителя или учителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

-Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Уделяйте больше внимания своим детям.

Будьте другом для своего ребенка.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Все эти советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью - быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше ощущения, стать взрослее и быть как все.

Исходя из представленного здесь анализа, можно констатировать - задачи, стоящие перед нами, выполнены, гипотеза подтверждена, что позволяет нам говорить о достижении цели выпускной квалификационной работы.

В заключение, стоит отметить, что тема данной выпускной квалификационной работы является довольно широкой, в рамках данной работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

Список использованной литературы

. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну - М., Просвещение, 2000.

. Асадуллин Ф. М. Правда о наркотиках. Или как уберечь ребенка - Уфа, 2008.

. Безруких М.М, Сонькина В. Д. Методические рекомендации: "Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения" Проект: "Апробация здоровьесберегающих технологий". М.: Триада-фарм., 2002 г - 114 с.

. Безруких М. М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М.; Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 380 с.

. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. 2-й выпуск «Навыки противостояния: наглядное пособие» М.: Центр Планетариум, 2001. - 88 с.

. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. М.: Центр Планетариум, 2002. - 96 с.

. Бондин В.И. Здоровый образ жизни: Концепция программы Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), 2002. - 92 с.

. Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик. М.: Моск. гор. Фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. - 182с.

. Зарецкий В.В., Портянская Л.Л. Основы групповой работы при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи. М.: 2002 г. - 130 с.

10. Козлова С.А.Формирование здорового образа жизни дошкольника . М.: Центр наглядных средств обучения, 2003.

. Кокин В.И., Каримова Г.Г. Наркотики в современном мире (100 ответов на насущные вопросы о наркотиках и наркомании) - Уфа-2008

. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право, 2004,№9.

.Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб., 2000.

. Новые тенденции в старой проблеме наркотиков: Материалы межвузовской научно-практической конференции/ Под ред. Б.П. Велинского. - М: ВНИИ МВД России, 2002.

. Наркология. Методические рекомендации. М.: Лаборатория базовых знаний, Спб.: Невский диалект,2005

. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. № 1.

. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.

. Перед лицом наркоагрессии. Сборник материалов, посвященных проблеме борьбы с наркотиками. - М., 2002.

. Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. Под редакцией В.Н. Богомолова, В.Н. Ивановой, В.А. Тюльпанова.

М.: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", 2004. - 75 с.

. Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты / Коллективная монография: Итоговые материалы международного проекта. - Харьков: Декарт, 2002.

. Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2002;.

. Проблемы внедрения новых технологий профилактики наркомании в образовательной среде под редакцией В.Н. Богомолова, А.А.Фурсенко, И.Б.Федорова, В.Н. Ивановой. М.: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", 2004. - с.

. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. - 2002. № 4.

. Пузырёвская. За школу без наркотиков// Воспитание школьников, 2001,№7;

. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

. Салагаев А. Л., Шашкин А. В.Наркотизация молодежи в группах риска: от изучения к профилактике. М.; Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 118 с.

. Сирота Н.А., Ялтонский В.М Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. - 216 с.

. Тростанецкая Г.Н., Вителис С. Профилактика ранней наркотизации и наркомании. Народное образование, 1998, № 9/10, стр.194-197.

. Шипицына Л.М., Исаев Д.Н. Экспресс-диагностика выявления «групп-риска» наркоманий у подростков. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000, №2.

. Школа без наркотиков Книга для педагогов и родителей. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 176 с.

Похожие работы на - Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!