Государственное перераспределение благ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное перераспределение благ













РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Государственное перераспределение благ»

1. Регулирование государством социальных отношений

социальный регулирование оплата труд

Социальные отношения непосредственно связаны с образом и уровнем жизни людей, их благосостоянием и потреблением. Эти отношения наиболее полно проявляются в социальной сфере общества. К данной сфере прежде всего относятся: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Социальные отношения получают в обществе оценку с точки зрения их справедливости. Справедливость означает представление людей о должном, о сущности человека и его неотъемлемых правах. Понимание справедливости содержит требование соответствия между:

практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением;

их правами и обязанностями:

деянием и воздаянием;

трудом и вознаграждением;

преступлением и наказанием;

заслугами людей и их общественным признанием.

В условиях свободного рынка сложилось особое понимание справедливости социальных отношений, которое соответствует условиям микроэкономики. В свете этого отмстим черты первичного распределения, которые положительно влияют на социально-экономическое развитие:

материальная заинтересованность всех участников производства в создании и увеличении новой стоимости;

установление величины оплаты труда в зависимости от его количества и качества;

стимулирование трудовой деятельности и ее производительности посредством форм и систем вознаграждения за труд;

вовлечение трудящихся в системы участия в прибылях;

соответствие величины оплаты труда стоимости нормальных условий воспроизводства рабочей силы;

установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека;

учет в тарифной системе оплаты труда уровня квалификации работников и характера их трудовой деятельности.

Но распределение доходов в свободной от государственного регулирования рыночной экономике таит в себе серьезные недостатки и глубокие противоречия. Сторонники такого распределения - частные собственники - придерживаются следующих взглядов.

В обществе вообще не должно быть имущественного равенства. Ведь люди различаются по размерам частной собственности и по стоимости полученного наследства, по своим способностям.

Члены общества с рыночной экономикой не должны ничего получать бесплатно. В ходу поговорка: «Бесплатный сыр только в мышеловке».

Доходы получают только собственники факторов производства. Государство не вмешивается в распределение этих доходов.

Свободный рынок, где действуют частные собственники, рассматривается как экономический механизм, который не имеет никакого отношения к нормам нравственности и общечеловеческой справедливости.

Неравенство к распределении доходов в масштабе национальной экономики графически изображается с помощью кривой Лоренца.

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении национального дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т. д.). Пунктиром строго по диагонали изображено абсолютное (полное равенство в распределении доходов: 20% семей получают 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т. д. Но такое распределение сторонники свободного рынка оценивают как совершенно недостижимое.

Для свободной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода, между гражданами. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей живет ниже официально признанной черты бедности. На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (десятичный) коэффициент неравенства доходов семей. Он показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных семей.

Децильный коэффициент имеет пороговое (предельно допустимое) значение = 10 : 1, Если доходы 1/10 богатых семей превысят в 10 раз доходы 1/10 самых бедных семей, то это является сигналом социальной опасности. В этом случае противоречия между богатыми и бедными ведут к открытому выражению недовольства значительной части общества.

Самый главный недостаток распределительных отношений в свободной рыночной экономике состоит в том, что из этих отношений исключаются те люди, которые не участвуют в производстве новой стоимости.

К этой части населения относятся учащиеся дневных учебных заведений, пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство, и т. п.

Между тем значительная часть населения как правило, не имеет источников существования (факторов производства, имущества, приносящего доход). Без чьей-то материальной помощи этим людям просто не на что жить.

Давайте подведем итог анализа «плюсов» и «минусов» первичного распределения доходов. Прежде всего выделяются два качественно разных направления воздействия этого распределения на социальные отношения.

Положительные последствия. Распределение доходов в микроэкономике играет важную роль в увеличении общественного богатства и в подъеме жизненного уровня людей. Этому способствуют:

материальная заинтересованность собственников факторов и условий производства в расширении масштабов экономического роста и увеличении новой стоимости;

развитие материальных стимулов к труду и повышению квалификации работников;

подъем производительности труда и эффективности производства.

Отрицательные последствия. Распределение материального богатства только среди частных собственников порождает социальную неустойчивость общества при выполнении следующих установок:

признание нормальным получение доходов только частными собственниками средств производства;

усиление социально-экономического неравенства членов общества;

получение людьми товаров и услуг только на рынке за плату.

Наконец, приходится признать социально опасными:

превышение предельно допустимого уровня (децильного коэффициента) распределения дохода между семьями с разным достатком;

необеспеченность значительной части населения (не запятых в экономике людей) самыми необходимыми средствами существования.

Кто и каким способом может гарантированно помочь большей части общества осуществить первое и неотъемлемое право человека на жизнь?

В течение очень длительного времени государство почти не занималось регулированием не только экономики, но и социальных отношений. И только примерно со второй половины XX в. в развитых странах Запада его деятельность приобрела социальную направленность.

Социальное регулирование - такое упорядочение социальных отношений, которое улучшает жизнь населения за счет средств государственного сектора национального хозяйства.

Качественно новая роль социального регулирования характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых, в социально направленной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать эти права в суде.

Во-вторых, государство создает условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

В-третьих, государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предоставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающимся за счет фондов - денежных или материальных средств определенного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят платежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (в процентах от фонда оплаты труда).

В России государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти средства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству населения (информация населения о положении на рынке труда, организация общественных работ и др.). Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда.

Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет государственное управление денежными средствами, предназначенными на выплаты пенсий. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В XX в. важным следствием социального регулирования доходов населения стало коренное изменение характера присвоения и использования экономических благ и услуг.

В современном обществе население может пользоваться двумя типами благ и услуг.

Первый тип - индивидуальные блага. Этим благам свойственны следующие признаки:

эти вещи находятся в частной собственности;

они поступают в личное пользование, поскольку существуют в виде малых единиц, которые доступны отдельным пользователям, потребителям;

их можно приобрести только посредством рыночной сделки, уплатив за них деньги.

Второй тип полезных вещей - общественные блага. Такие блага характеризуются следующими чертами:

эти вещи находятся в государственной собственности;

они предназначены для коллективного, совместного пользования. Типичным примером является маяк, который помогает определить путь всем кораблям, ими можно пользоваться бесплатно.

К числу бесплатных относятся также услуги, предоставляемые, например, государственными учреждениями, которые дают молодежи общее, специальное и профессиональное образование. Благодаря этому всему подрастающему поколению предоставляются одинаковые начальные условия для всестороннего развития и подготовки к предстоящей творческой деятельности.

Между тем проведенное здесь разграничение двух типов благ и услуг на платные и бесплатные не является безусловным. Что касается частных собственников, то для них характерна продажа своих товаров за деньги. Государство же предоставляет гражданам полезные вещи и услуги бесплатно далеко не во всех случаях. Оно, во-первых, не может перейти на бесплатное обеспечение всего населения множеством благ и услуг из-за своих сравнительно ограниченных материальных и денежных средств. Главное лее, во-вторых, состоит в следующем. Имеющиеся у него ресурсы государство затрачивает на обеспечение экономической безопасности тех, кто по объективным причинам еще не трудится или уже не работает.

Примечательно, что, например, принадлежащие государству театры и кинотеатры продают билеты каждому желающему побывать там. В то же время государственный городской транспорт предоставляет детям и пенсионерам свои бесплатные услуги.

Таким образом, в промышленно развитых странах новая стоимость подвергается первичному и вторичному распределению. Такое сочетание распределения, происходящего на уровне микроэкономики, с государственным перераспределением в макроэкономике существенно изменило социальные условия жизни всех слоев населения. В таком случае спрашивается: как оценить новое состояние социальных отношений в современном обществе?

Первая перемена. Государство контролирует и не допускает социально опасного соотношения между условиями жизни запятых и не занятых в экономике слоев общества. Оно использует часть новой стоимости, производимой в микроэкономике, для определенного выравнивания жизненных условий богатых и бедных групп населения. С этой целью создается система социально-экономической безопасности всех граждан.

Вторая перемена. Известные нам положительные последствия распределения новой стоимости в микроэкономике органически (неразрывно) связаны с ее государственным перераспределением, что в корне изменяет социальную структуру общества.

Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса (по уровню получаемых доходов); 1) богатый (10-15%), 2) средний класс - 70-80% и 3) бедный - 15-20%. В случае опоры на средний класс обеспечивается наибольшая социальная устойчивость общества.

Третья перемена. Самые благоприятные условия экономического и социального развития, достигнутые в западных странах, позволили им добиться наивысшего в мире уровня но количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.

В Организации Объединенных Наций исчисляется обобщающий показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую сравнительную характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая из индексов уровня образования, доходов (валового внутреннего продукта) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

Вряд ли нужно доказывать, что достичь наибольших индексов человеческого развития можно, широко развивая, в частности, общедоступные бесплатное здравоохранение и образование.

Однако, что означает бесплатность, скажем, среднего профессионального образования? Разумеется, оно бесплатно для студентов колледжей, техникумов. Но разве оно бесплатно для государства? Поэтому важно выяснить, каков механизм образования всего потока бесплатных благ и услуг, поступающих от государства к населению?

Как известно, налоги - это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Такое отчуждение таит в себе противоречие между частным и коллективным присвоением доходов, с одной стороны, и с другой, - изъятием определенной их доли в государственную и муниципальную собственность.

Не случайно во всех странах среди экономистов, юристов и политических деятелей обнаруживаются два противоположных лагеря. Один из них выступает против введения и увеличения налогов, выражая тем самым материальные интересы частных собственников. Другой же доказывает необходимость налогообложения для решения очень важных и острых социальных задач в интересах большинства населения. Столкновение таких интересов сказывается с переменным успехом в пользу то одного, то другого лагеря.

По решительный перелом в этом противоборстве произошел во второй половине XX в., когда резко возросла социально-экономическая роль государства. Примечательно, что в США с начала и до конца XX в. удельный вес налогов в составе валового внутреннего продукта (суммарной стоимости товаров и услуг, созданных в стране) увеличился в 6 раз - с 5 до 30%. Такой огромный рост вторичных доходов, полученных в развитых странах, позволил серьезно улучшить качество и устойчивость всего общественного развития.

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

Налоговая система - это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры.

По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки - законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Виды налогов - в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т.д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья;

б) налога с продаж;

в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.;

г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

Налоговые ставки - это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

пропорциональные - единый процент налогов независимо от размеров доходов;

регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов;

твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция - правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи:

а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

б)обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут Ставки налогов способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25%, максимальной - от 30 до 70%. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств. К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета. Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90% всех доходов государства.

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей - дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.

Личный располагаемый доход - часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода. В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой - величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-х гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.

Список литературы

Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.

Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб., 2010 г.

Гундарев А.В. Экономика. М., 2008 г.

Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!