Сущность и роль управленческих решений, их классификация

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,54 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и роль управленческих решений, их классификация

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2 курс очного отделения

специальность 080502

«Экономика и управление на предприятии

(операции с недвижимым имуществом)»

группа 26 РГБиУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: Сущность и роль управленческих решений, их классификация

Исполнитель:

Чёрная Е. А.

Научный руководитель:

к.э.н., доц. Москвитина М. В.

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.   Основные виды решений и подходы к их принятию

2.      Этапы принятия решения проблемы и их содержание

.        Постановка конкретной проблемы государственного и муниципального управления и разработки путей её решения

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает значительные трудности. Принятие решений актуально для любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации. Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Управленческое решение - это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. Он заключается в выборе наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе решений и этапов их принятия, а также в разработке путей решения конкретной проблемы на примере государственного и муниципального управления.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи, которые необходимо рассмотреть в данной курсовой работе:

рассмотреть основные виды решений и подходы к их принятию;

проанализировать этапы принятия решения проблемы и их содержание;

сформулировать конкретную проблему государственного и муниципального управления и разработать пути её решения.

Разработанность темы исследования обусловлена работами В. А. Абчук, М. Альберт, Н. И. Астаховой, В. А. Волочиенко, А. Л. Гапоненко, И. Л. Добротворского, Е. Л. Драчевой, Р. Дж. Крейга, В. В. Лукашевича, Дж. М. Лэйхифф, М. Х. Мескон, В. В. Мыльник, А. П. Панкрухина, Дж. М. Пенроуз, Б. П. Титаренко, Ф. Хедоури, А. М. Чавкина и Л. И. Юликова.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕШЕНИЙ И ПОДХОДЫ К ИХ ПРИНЯТИЮ

В системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

жёстко обусловленные (детерминированные);

слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо стандартизированное решение (обусловленное принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленное распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений - это инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Решения можно классифицировать по многочисленным признакам, но всё же определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности).

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, - определить вероятность успеха для каждой альтернативы. В этом случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации: сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

·   по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

·   по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

·   по ширине охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

·   по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

·   по сложности: простые и сложные;

·   по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. Алгоритмические решения - такие, выполнение которых производится по определенным правилам - алгоритмам. Эти решения допускают строгую формализацию.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные, рациональные решения, а также решения, основанные на суждениях.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесёт наибольший вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций. Они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по вопросам о цели организации, улучшении продукции, усовершенствовании структуры и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По существу, процесс принятия организационных решений очень тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Чисто интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивное решение.

Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде.

Поскольку решение на основе суждения принимается в голове руководителя, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия.

Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. По этому параметру принято различать следующие управленческие решения:

) Уравновешенные решения. Их принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

) Импульсивные решения. Авторы таких решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными.

) Инертные решения. Они становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

) Рискованные решения. Эти решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

) Осторожные решения. Характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

В управленческой практике к принятию решений сложились несколько основных подходов: целевой, системный, процессный, ситуационный, поведенческий.

Целевой подход при подготовке управленческих решений означает приоритет цели на всех этапах управленческой деятельности. Это проявляется в определённых требованиях:

цели организации как составной части системы должны соответствовать целям этой системы;

цели всех подразделений организации должны соответствовать целям организации;

цели всех элементов, подразделений и составных частей организации образуют «дерево целей», вершиной которой служит миссия организации;

достижение запланированных целей обеспечивается в результате применения целевых технологий.

Системный подход часто используется в современных условиях, когда постоянно увеличивается количество участников социально-экономических процессов и связей между ними, когда резко возросла динамичность и снизилась предсказуемость этих процессов, когда возросло взаимодействие и взаимовлияние всех элементов системы управления, всех внешних и внутренних факторов среды, когда быстро меняется ситуация и одна группа нерешенных проблем неотвратимо накладывается на другую. В этих условиях приходится вырабатывать и наращивать панорамное, системное видение всей сферы управления.

Процессный подход при подготовке управленческого решения - это особое представление об объекте управления и соответствующее ему мышление, при котором достижение общей для объекта цели рассматривается как совокупный процесс, состоящий из ряда упорядоченных, взаимосвязанных, взаимодействующих и сменяющих друг друга составных процессов.

Ситуационный подход при подготовке и принятии управленческих решений базируется на том, что в современных условиях социально-экономические процессы развиваются настолько динамично, что теория не успевает адекватно объяснить их и дать приемлемые рекомендации для разрешения новых проблем. В связи с этим универсальных методов уже недостаточно, и предпочтение отдается практическому опыту, умению разработчика решения на эмпирической основе понять возникшую ситуацию, оценить ее и выбрать наиболее подходящее решение. Для этого руководитель должен владеть критической массой наработок эффективного решения сходных проблем в сходных условиях, уметь правильно интерпретировать ситуацию и соотносить ее с «домашними заготовками», умело импровизировать с учетом новой обстановки, опираясь на здравый смысл и имеющийся профессиональный багаж.

При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:

·   принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно;

·   принятие решения - это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые для этого руководителем, варьируются от спонтанных до глубоко логических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.

2. ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Решение принимается с целью разрешения какой-либо проблемы. Процесс разрешения проблемы состоит из трех стадий, как показано на рис. 1.

 

Рис. 1. Стадии процесса решения проблемы

Стадия принятия решения включает пять основных этапов, изображённых на рис. 2. Фактическое число этапов определяется характером проблемы.

Рис. 2. Этапы принятия решения

На первом этапе под названием «диагностика проблемы» осуществляется выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо или желательно решать. Диагноз проблемы должен быть полный и правильный. Полностью определить проблему трудно, так как все многочисленные части организации взаимосвязаны и взаимозависимы и выявление первопричины и первоисточника возникшей проблемы может потребовать сбора обширнейшей информации и проведения глубокого анализа. Недаром говорят, что правильно определить проблему - значит наполовину решить ее. В результате диагностика проблемы часто становится многошаговой процедурой с принятием промежуточных решений. Такими шагами могут быть:

·   установление симптомов возникших затруднений или появившихся возможностей (низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, большая текучесть кадров и т.п.);

·   определение новизны проблемы и ситуации, в которой она возникла. Если проблема уже возникала ранее в аналогичной ситуации, то необходимо оценить возможность использования уже принимавшихся решений. В случае принципиальной новизны проблемной ситуации приходится решать задачу принятия решений заново, без использования прошлых решений. Для того, чтобы облегчить руководителям работу по принятию решений в повторяющихся проблемных ситуациях, целесообразно создание библиотеки прецедентов задач принятия решений, которая являлась бы составной частью нормативной документации любого звена управления и содержала бы коллективный опыт решения проблем;

·   выявление причин и источников возникновения проблемы. Для этого необходимо собрать и проанализировать требующиеся внутреннюю и внешнюю информации. В процессе анализа собранные исходные данные необходимо отфильтровать, отбрасывая не относящиеся к делу и оставляя только те, которые будут полезны при принятии решения;

·   установление возможных взаимосвязей рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами. Определение таких взаимосвязей позволяет более четко и глубоко выявить причинно-следственную зависимость возникновения анализируемой проблемы, дает возможность классифицировать взаимосвязанные проблемы (на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные), способствует выработке комплексного решения;

·   определение степени полноты и достоверности информации, необходимой для принятия решения, и установление возможности разрешимости проблемы. При этом необходимо хотя бы в общих чертах определить, какая информация потребуется, какая имеется и какую необходимо получить дополнительно. Уже на первом этапе процесса принятия решения необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность решения проблемы, поскольку не имеет смысла заниматься разработкой решения для явно неразрешимой проблемы.

Различают две ситуации, при которых возникают проблемы: ситуация новых затруднений и ситуация новых возможностей. Ситуация новых затруднений, как правило, связана с возникновением отклонений от запланированной траектории движения объекта к поставленной цели. Для нее характерна необходимость правильной постановки и формулировки проблемы, актуальность которой в целом очевидна. Это могут быть научные, производственные, технические и другие проблемы. Ситуация новых возможностей наиболее характерна для научно-технического прогресса, поскольку достижения науки, техники и технологии создают принципиально новые возможности для совершенствования организации труда, производства и управления.

Второй этап - формулировка ограничений и критериев для принятия решения. Перед тем, как выявлять возможные пути решения проблемы, необходимо проанализировать имеющиеся у организации ресурсы, которые могут потребоваться для принятия и реализации решений (временные, материальные, трудовые и др.) и сформулировать соответствующие ограничения. Кроме того, причиной проблемы и ограничениями могут быть находящиеся вне организации силы - такие, как законы и другие нормативные акты, которые руководитель не властен изменить. Если такие ограничения не выявить, то может быть выбрано нереалистичное направление действий, что усугубит, а не разрешит существующую проблему.

Управленческие решения целесообразнее принимать на начальной стадии роста проблем, поскольку решение окончательно созревших проблем нередко оказывается весьма трудоемким, требующим значительных ресурсов. По аналогии с медициной, проблемы легче предотвратить, чем решать, а это требует развитого умения предвидеть (прогнозировать) ход развития производственных и общественных процессов.

Аналогично согласованию временных потребностей и возможностей необходимо также проанализировать потребности в материальных и трудовых ресурсах и возможности их обеспечения.

Кроме выявления ограничений, руководителю необходимо определить критерии принятия решений - стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. В качестве критериев оценки решений могут выступать степень достижения поставленных целей, возможность (вероятность) полной реализации решений, затраты на реализацию решений, эффект от реализации решений и др.

Третий этап - выявление альтернатив. На этом этапе выявляются и формулируются альтернативные варианты решения проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия по устранению причин проблемы и тем самым - по достижению организацией своих целей. Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если они все реалистичны, часто чрезмерно усложняет и затягивает процесс решения проблемы. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. При этом большую роль играют опыт и интуиция руководителя.

В сложных проблемных ситуациях, особенно в новых, целесообразно привлечение экспертов для формирования альтернативных решений и их последующей оценки. Эффективным может оказаться выработка и принятие коллективного решения.

Четвёртый этап - оценка альтернатив. На этом этапе осуществляется анализ и оценка выявленных альтернативных вариантов решения проблемы по установленным критериям и с учетом определенных ранее ограничений. Конечно, при выявлении возможных альтернатив проводится их определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей выше, когда начальная генерация идей (вариантов решений) отделена от окончательной их оценки. Это означает, что только после составления списка всех идей следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель с помощью экспертов определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Реализация любой альтернативы сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами, поэтому, как уже отмечалось, почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Последний этап - окончательный выбор альтернативы. На основе произведенного анализа проблемы и оценки альтернатив выбирается окончательный вариант решения - альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.

Для выбора окончательного решения также могут привлекаться эксперты, или он может осуществляться коллективно, однако ответственность за принятое решение и результаты его реализации возлагается на руководителя, наделенного полномочиями по руководству подразделением организации, в котором возникла проблемная ситуация.

Задачей руководителя на стадии реализации решения и оценки результатов является организация выполнения решения, включающая составление плана реализации решения, доведение этого плана и самого решения до сведения исполнителей, контроль выполнения работ.

План реализации решения должен содержать перечень работ, сроки их выполнения, состав исполнителей, требуемые ресурсы. Принятое решение и план его реализации должны быть доведены до сведения исполнителей, а также тех, кого они затрагивают. Даже явно хорошее решение не всегда находит автоматическое признание у всех, причастных к нему, поэтому может потребоваться проведение разъяснительной работы. В процессе реализации решения необходимо осуществлять контроль выполнения работ и полученных результатов.

Ещё одной стадией процесса разрешения управленческой проблемы, начинающейся после того, как решение начало выполняться, является установление обратной связи, измерение и оценка последствий реализации решения и сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - т.е. поступление данных о состоянии управляемого объекта до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, если полученные результаты не удовлетворяют руководителя.

3. ПОСТАНОВКА КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ЕЕ РЕШЕНИЯ

управленческое решение проблема альтернатива

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Проблема качества продукции и услуг всегда актуальна, т.к. оказывает значительное влияние на качество образа жизни. В условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие выживет, останется на плаву, не прекратит свое существование. Следовательно, бюджеты всех уровней пополнятся налоговыми сборами взимаемых с предприятия. Население будет обеспечено рабочими местами и средствами к существованию. В масштабах всей страны работа каждого предприятия приводит к росту валового внутреннего продукта. Можно сказать, что обеспечение качества ведет страну к экономическому процветанию.

Проблема качества продукции и пути ее решения разработаны на примере государственного и муниципального предприятия «Хлеб». Предметом исследования является качество произведенного хлеба. Сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам.

Цель стандартов - стабильное функционирование документированной системы управления качеством продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. Большое внимание уделяется способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. Стандарты помогают предприятиям формализовать их систему управления, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы управления качеством продукции согласно стандартам ISO. ISO 9000 определяют 8 принципов управления качеством продукции, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения, как показано на рис. 3.


Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования предприятия.

Качество - это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды, как показано на рис. 3.








Рис. 3. Пирамида качества

Качество фирмы определяется её авторитетом среди подобных фирм, продолжительностью работы на рынке.

Качество работы обосновано опытом и квалификацией персонала фирмы, наличием современного оборудования и оптимального состава управления фирмы (малые накладные расходы).

Качество продукции зависит от исходного сырья, качества работы и соблюдения дисциплины на фирме.

На первом этапе процесса принятия решения проблемы необходимо:

·   установить симптомы затруднений, возникших при выпечке хлеба и его реализации, выяснить причины появления дефектов;

·   определить новизну проблемы качества хлеба и ситуации, в которой она возникла;

·    выявить причины и источники возникновения проблемы качества хлеба. К числу факторов, влияющих на качество, относят:

1) качество сырья;

2) станки, машины, другое производственное оборудование;

3) профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников;

·   установить возможную взаимосвязь проблемы качества хлеба с поставками сырья и реализацией продукции;

·   определить степень полноты и достоверности информации, необходимой для принятия решения, и установить возможности разрешимости проблемы качества хлеба.

Различают две ситуации, при которых возникают проблемы качества продукции: ситуация новых затруднений и ситуация новых возможностей. Ситуация новых затруднений, связана с возникновением отклонений от ГОСТов и стандартов. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Ситуация новых возможностей наиболее характерна для научно-технического прогресса, поскольку достижения науки, техники и технологии создают принципиально новые возможности для совершенствования организации труда, производства и управления.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит также техническим условиям.

На втором этапе необходимо проанализировать имеющиеся у предприятия «Хлеб» ресурсы, которые могут потребоваться для принятия и реализации решений (сырьё, станки, рабочие) и сформулировать соответствующие ограничения. Необходимо также проанализировать потребности в материальных и трудовых ресурсах и возможности их обеспечения.

Наиболее полная и всесторонняя оценка качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта (предприятия), проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке и хранении продукции, применении, ремонте и техническом обслуживании оборудования.

Третий этап - выявление альтернатив. На этом этапе необходимо выявить и сформулировать альтернативные варианты решения проблемы качества хлеба. Лучше всего выявить все возможные действия по устранению причин проблемы качества хлеба и тем самым - по достижению предприятием своих целей.

На четвёртом этапе нужно осуществить анализ и оценку выявленных альтернативных вариантов решения проблемы качества хлеба по установленным критериям и с учетом определенных ранее ограничений.

Последний этап - окончательный выбор альтернативы. На основе произведенного анализа проблемы качества хлеба и оценки альтернатив выбирается окончательный вариант решения - альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

) рассмотрены основные виды управленческих решений, их классификация, факторы, влияющие на их качество, и подходы к принятию решений.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности и риска или неопределенности.

В первой главе были выявлены несколько основных подходов к принятию решений: целевой, системный, процессный, ситуационный, поведенческий.

) проанализированы этапы принятия решения проблемы и их содержание.

Принятие решения - результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, выявлении альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Во второй главе были описаны следующие этапы принятия решения: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решения, выявление альтернатив, оценка альтернатив и окончательный выбор альтернативы.

) сформулирована конкретная проблема государственного и муниципального управления на примере предприятия по выпуску хлебной продукции, и разработаны пути её поэтапного решения, опирающиеся на постоянное улучшение системы менеджмента качества продукции. Система менеджмента качества основана на некоторых принципах управления качеством продукции. Это постоянное улучшение системы менеджмента качества, требования и удовлетворённость потребителей, управление ресурсами, ответственность руководства, измерение, анализ и улучшение продукта.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Абчук В. А. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 463 с.

.    Добротворский И. Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2002. - 464 с.

.    Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент - М.: «Академия», 2002. - 288 с.

.    Крейг Р. Дж. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации по ИСО 9000. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 183 с.

5.      Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

.        Менеджмент: Учебное пособие/под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 255 с.

7.  Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2005. - 720 с.

.    Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений: Учебное пособие/под ред. Чавкина А. М. - М.: ФиС, 2001. - 320 с.

9.      Мыльник В. В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. - М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 352 с.

.        Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 560 с.

Похожие работы на - Сущность и роль управленческих решений, их классификация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!