Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции













Курсовая работа

на тему

Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

ПЛАН

газовая стратегия несовершенная конкуренция

Введение. Анализ сущности и функциональной роли предпринимательства

Глава I. Теоретические основы стратегии фирмы

.1 Сущность стратегии фирмы в рыночной экономике

1.2 Механизм функционирования фирмы в условиях несовершенной конкуренции

1.2.1 Монополия

.2.2 Другие типы конкуренции

Глава II. Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции в Российской экономике

2.1 Стратегия фирмы в российской экономике

.1.1 Характерные черты российской экономики

.1.2 Факторы и перспективы развития

2.2 Механизм функционирования фирмы в российской экономике на примере ОАО «Газпром»

2.2.1 Понятие естественной монополии

.2.2 Реформирование естественных монополий

.2.3 Реформирование газовой отрасли

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой рационального размещения и использования ограниченных, редких ресурсов. Данная проблема является важнейшей как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельного предприятия, фирмы. Эффективность функционирования рыночной системы хозяйства определяется рациональной деятельностью ее субъектов-предпринимателей. Предпринимательство - это специфическая форма деятельности в рыночной среде, претерпевшая существенные изменения в процессе развития рыночной системы хозяйствования.

В гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» (ГК РФ. ст. 2. ч. 3.).

Анализ сущности и функциональной роли предпринимательства позволяет выделить две модели предпринимательского поведения. Первая - классическая, ее отличительная особенность состоит в том, что предприниматель стремится организовать производство с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся ресурсов.

Вторая модель - инновационная. Она предполагает поиск новых путей развития. Предприниматель второго типа для достижения намеченной цели ищет во внешней среде альтернативные возможности, соотнося их со своими ресурсами.

Сущность предпринимательства раскрывается через выполняемые им функции:

- социально-психологическую, суть ее заключается в том, что предпринимательство привлекает отдельные личности как сам вид деятельности, для них предпринимательство - адекватная форма существования, позволяющая лучше проявить индивидуальные способности и таланты, стремление к независимости, лидерству, способствующая формированию слоя собственности;

- организаторскую, проявляющуюся в самостоятельном подходе предпринимателей к организации собственного дела, его диверсификации, внедрение внутрифирменного управления, изменению стратегии хозяйствования;

ресурсную, которая связана с функционированием и расширением фирмы, предлагает использование как воспроизводимых, так и невозобнавляемых ресурсов и их рациональное комбинирование и использование;

творческую, которая предусматривает не только реализацию идей, но и выработку средств достижения целей. Данная функция тесно связана с уровнем хозяйственной свободы, объектов предпринимательской деятельности и необходимости принимать решения.

Таким образом, предпринимательство - это не только экономический, но и социокультурный феномен, предполагающий развитие предпринимательских мотиваций и деловую этику.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

1.1     Сущность стратегии фирмы в рыночной экономике

Для осуществления предпринимательской деятельности субъект предпринимательства создает предпринимательские организации (фирмы).

Предпринимательская фирма - это организационно-правовая форма предпринимательской деятельности граждан и организации; основная хозяйственная единица современной рыночной экономики, экономически самостоятельная, полностью ответственная за результаты своей деятельности; имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои коммерческие дела.

Фирма может объединять несколько предприятии (промышленное, финансовое и др.). Общие правовые, экономические и социальные основы создания, деятельности, peopгaнизации и ликвидации предприятий (фирм) регламентируется законом.

Являясь предпринимательской организацией, фирма выступает как обособленный технико-экономический и социальный комплекс состояний из пяти основный подсистем:

·технической - каждое предприятие оснащено определенным оборудованием соответствующих технических мощностей, характеризующимся определенным уровнем;

·технологической - совокупность определенных технологий;

·организационной - определенная структура предприятий - цехи, участки, отделы;

-экономической - конкретный кругооборот ресурсов и доходов;

- социальной - работники различной квалификации, образования, социальных групп, служебного положения и отношений между ними.

Системы взаимосвязаны и в этой взаимосвязи действует фирма. Это сложное объединение ограниченных ресурсов, определенным образом организуемых и координируемых для производства товаров и услуг. Являясь самостоятельной экономической единицей, организация принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим субъектам рыночной экономики, стремится к получению прибыли. На уровне фирмы (предприятия) реализуются такие рыночные принципы деятельности, как рациональность, экономичность, эффективность, а конкуренция - двигатель рыночного развития - обретает свой главный субъект.

Рис. 1. Схема взаимодействия фирмы с субъектами рынка


Цель производственной деятельности фирмы двояка. Побудительным мотивом и - непосредственной целью является максимизация прибыли. Но получить ее можно, лишь произведя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому фирма добивается и другой цели - полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей, общества. Таким образом, фирма оказывает активнейшее воздействие на рынок, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

В широком смысле слова фирма: потребляет и делает потребление возможным, произведя товары и услуги, а также обеспечивая других деньгами, с помощью которых они могут приобретать производимые блага. Таким образом, одна из функций фирмы - производство богатства, другая,- распределение дохода, благодаря которому становится возможным потребление.

Взаимодействие фирмы с различными субъектами рыночной экономики показано на рис. 1.

В экономической литературе существуют различные признаки классификации фирм:

1)  по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, коллективные, арендные, смешанные;

2)  по сферам деятельности или характеру совершаемых операций: промышленные, торговые, страховые, инженеринговые (проектирование, строительство предприятий), банковские, финансово-инвестиционные (лизинговые - услуга по предоставлению другим фирмам в аренду производственного оборудования, хайринговые - предоставление в аренду товаров длительного пользования), научно-исследовательские, инновационные (занимающиеся освоением новой техники, технологии, новыми видами товаров);

3)по степени охвата фирмами различных видов и форм деятельности: моноотраслевые (например, выпускают только подшипники) и диверсификационные (разнообразные, даже не связанные между собой виды продукции). Диверсификационные фирмы: могут быть либо с доминирующим ядром, либо конгломераты;

4)по территориально-национальному признаку: региональные, национальные, транснациональные, совместные предприятия;

5)по организационно-правовым формам: единоличные хозяйства, партнерства, корпорации;

6)по масштабам: крупные, средние, мелкие.

Данное деление обосновано тем, что характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Так, крупное производство обычно эффективно лишь тогда, когда массово выпускается более или менее однотипная продукция. Производственная программа крупнейших фирм (по принятой терминологии - виоленты) ориентирована на самые типичные распространенные потребности рынка. Производство их качественно, цены вполне доступны из-за относительно высокой себестоимости.

Среднее, специализированное производство выгодно при значительно меньших сериях, чем крупное, но зато осуществляется только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Роль средних фирм из года в год подает, и единственным исключением здесь является группа предприятий, придерживающихся так называемой нишевой (патентной) специализации. Это небольшие по размеру предприятия, являющиеся ведущими поставщиками узкоспециализированной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Приспособившись к удовлетворению редких и нетипичных потребностей, эти фирмы теряют гибкость и способность менять род деятельности. Они становятся заложниками той рыночной ниши, которую они создали.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии коммутантов, т.е. соединителей. Именно мелкий бизнес играет интегрирующую роль, связывая экономику в единое целое. Мелкие предприятия в основном не поглощаются крупными, они играют свою роль, у них свои особенности:

очень динамичны и оперативны;

выполняют специфические функции (венчурные предприятия - первый риск освоения новой продукции);

являются субпоставщиками крупных фирм;

используются крупными фирмами для сбыта своей продукции (дилеры) - франчайзинг.

Таким образом, у каждого типа фирм свои преимущества в конкурентной борьбе, каждая выполняет свойственные ей функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности.

Функционирование любого типа фирм предполагает разрешение множества проблем, которые условно можно объединить в три группы:

. как наилучшим образом организовать производство на имеющихся производственных мощностях;

. какие новые производственные мощности и технологические процессы выбрать с учетом достигнутого уровня развития науки, техники и наличия сырья;

. как наилучшим способом приспособиться к открытиям и, изобретениям, вносящим перелом в технический прогресс.

В соответствии с этим, период времени, в течение которого фирма решает первую группу вопросов, принято называть краткосрочным периодом, вторую - долгосрочным, третью - прогнозным.

Краткосрочный период представляет собой период функционирования фиксированных мощностей. Изменение объемов производства возможно лишь путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов, существующие производственные мощности могут использоваться более или менее интенсивно.

Осуществление процесса производства предполагает выработку стратегии, деятельности фирмы. Известно, что существует мнение, согласно которому любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечили бы получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, это не означает, что только желание получить максимум прибыли всегда определяет поведение фирмы. В основу стратегии могут быть положены различные альтернативные цели. В качестве таковых могут выступать максимизация объема продаж, минимизация затрат, увеличение личного дохода владельца и работников, завоевание новых рынков и т.д. Но в любом случае прибыль - средство достижения этой цели. Изучив конъюнктуру рынка, сложившиеся цены на факторы производства, определив затраты, фирма выбирает тот вариант поведения, который для нее наиболее выгоден с экономической точки зрения.

Для производства товаров и услуг фирмы используют различные производственные факторы. В разных видах производства они используются в различном сочетании. Различают: капиталоемкое производство (фондоемкое), где большая роль в создании принадлежит основному капиталу; - материалоемкое производство (значительная доля материальных ресурсов); - энергоемкое - производство (например, выплавка стали); - трудоемкое, использующее высококвалифицированный труд; - наукоемкое производство, использующее новейшие достижения науки и техники.

Существует технологическая зависимость между объемом используемых факторов производства и выпуском продукции. Эта зависимость выражается производственной функцией, которая описывает взаимосвязь между вводимыми факторами, производственным процессом и выходом продукции. Для выпуска заданного объема продукций фирма может использовать различные способы соединения факторов производства. Стремясь быть эффективными производителями, фирмы используют такие методы производства, которые являются эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения.

Важным фактором производства, увеличивающим выпуск продукции, является технический прогресс. Общая тенденция технического прогресса на промышленных предприятиях такова, что «вклад» живого труда падает, а «вес» труда, воплощенного в машинах, оборудовании, возрастает. Однако в масштабах общественного производства ей противостоит другая тенденция, связанная повышением роли и значимости живого труда, а также труда, связанного с выполнением обслуживающих функций.

Производственная характеристика предприятия обусловлена также и масштабами производства. Различают:

предприятия крупносерийного производства, выпускающие большие объемы однородной продукции, рассчитанного на массового потребителя;

предприятия серийного производства, выпускающие продукцию средними или даже малыми сериями, когда необходима модификация продукции с учетом особых условии их применения;

предприятия единичного производства, изготавливающие продукцию по специально разработанным проектам;

предприятия индивидуального производства, ориентированные на конкретного потребителя.

.2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

.2.1 Монополия

Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной курсовой структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл. 1).

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородным и стандартными продуктами. Число фирм - продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна на них не способна влиять на цены путем изменения объемов производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. «Экономикс» обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Таблица 1 Классификация рыночных структур

Природа продуктов

Количество продавцов


один

несколько

много

Однородные продукты

Чистая монополия

Однородная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты


Дифференцированная монополия

Монополистическая конкуренция


Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает «один продавец»), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.

Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.

Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов, они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из большого количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы.

Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособной оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства МС = MR, где МС - предельные издержки; MR - предельный доход. В этом случае фирма продает; товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 1 а, б, в).

 

Рис. 1. Равновесие для монополистического конкурента: DD - кривая спроса; МС - предельные издержки; Q и q- количество продукта; Р - цена; MR - предельный доход

Как показывает рис. 1, равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. В варианте а происходит максимизация прибыли при производстве q1 и цене P1 Объем прибыли представлен прямоугольником. Размер прибыли зависит то соотношения между ценой Р и средними издержками производства.

Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства MR = МС при объеме производства q1. Величина убытков соответствует площади прямоугольника.

Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.

Фирма использует критерий МС = MR для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий, фирма достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре.

Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены, и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Увеличение объема производства монополистически конкурентными фирмами позволило бы им понизить издержки производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки цены. Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услуги. Поэтому потребители имеют широкие возможности для удовлетворения потребностей. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.

Модель монополистической конкуренции характеризует роль рекламы в мире бизнеса. Цель последней заключается в том, чтобы увеличить долю фирмы в общем объеме продаж на рынке и привлечь потребителей к приобретению дифференцированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама увеличивает издержки фирмы и ведет к удорожанию товара для потребителей.

Мнения экономистов и населения в отношении рекламы противоречивы. С одной стороны, реклама информирует потребителей о появлении новых товаров и их свойствах. Она создает потребность в рекламируемом продукте. С другой стороны, во многих случаях реклама является недобросовестной. Она вводит в заблуждение потребителей. Через нее фирмы навязывают бесполезные товары, стремятся морально обесценить продукты, имеющиеся у потребителей.

В условиях рыночной структуры чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1%. При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она действует в структуре олигополии. Порог опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму.

.2.2 Другие типы конкуренции

а. Однородный рынок

В условиях дуополии или олигополии, как правило, все продавцы устанавливают одинаковую цену. Если представить себе, что один из них снизит цену, это привлечет к нему всю массу покупателей данного товара. Определяя цену, продавцы всегда вынуждены считаться с такой возможностью. Поэтому особенно в условиях дуополии назначение одинаковой цены нередко происходит в результате тайного сговора.

В условиях частичной монополии цену определяет крупная фирма (доминирующая в условиях частичной монополии) - она является ценовым лидером. Мелкие же предприятия воспринимают эту цену как данную извне, и, будучи не в состоянии воздействовать на нее, принимают ее так же, как продавец, в условиях совершенной конкуренции, в качестве базовой для расчета того объема производства и реализации товара, который при данной цене обеспечит им наивысшую прибыль. Таким образом, фирма, доминирующая в условиях частичной монополии, определяя цену, обязана принять во внимание возможную - в форме увеличения или уменьшения предложения - реакцию на нее со стороны мелких продавцов.

б. Неоднородный рынок

Все продавцы на неоднородном рынке, т. е. фирмы, действующие в условиях дифференцированной дуополии, дифференцированной монополии, дифференцированной частичной монополии, а также монополистической конкуренции, в принципе могут рассчитывать оптимальную цену и объем производства таким же образом, как это описано в отношении монополиста выше и показано на рис. 1 а, б, в). Дело в том, что на графике кривая сбыта у всех у них понижается. И чем прочнее экономическое положение продавца и (или) чем в большей степени его товары дифференцированы по отношению к товарам конкурентов, тем больше у него возможностей осуществлять самостоятельную ценовую политику - он во многом может действовать без оглядки на конкурентов и играть роль собственно монополиста. Если же товары дифференцированы лишь в незначительной степени и роль покупательских предпочтений на рынке этих товаров невелика, ситуация напоминает положение на рынке однородной продукции. Вследствие этого отдельный продавец вынужден держать цену, близкую к ценам конкурентов.

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Стратегия фирмы в российской экономике

.1.1 Характерные черты российской экономики

С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметно доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной и характерных черт экономики России является тесно переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельность частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополированной экономике. Одна часть этих кадров сумела приспособиться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая - продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительства государственных чиновников. Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно.

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25 - 40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

.1.2 Факторы и перспективы развития

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно - политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

2.2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В этой главе я хочу рассмотреть механизм функционирования фирмы в Российской экономике в условиях несовершенной конкуренции на основе ОАО «Газпрома», так как, я считаю, что эта фирма наиболее яркий пример монополии в России.

В 1990-е годы во многих странах осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей, традиционно находившихся в государственной или муниципальной собственности, - электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Все они составляют так называемый естественно монопольный сегмент экономики, реформирование которого продолжается и в настоящее время.

.2.1 Понятие естественной монополии

Естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба (economy of scale). Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой.

В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигаются общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а также национальной безопасности. Конечно, сама идея естественного монополизма исходит из необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор общественной значимости может действовать только в отношении ограниченного круга товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов. Это особенно актуально для естественных монополий на местном уровне.

2.2.2 Реформирование естественных монополий

Его основные тенденции сводятся к следующему.

Уменьшение жесткости государственного управления отраслями естественных монополий за счет государственно-частного партнерства на базе объединения ресурсов государства и бизнеса. Речь идет о таких формах этого партнерства, как концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализация, государственные и муниципальные заказы и контракты и т.д.

Структурное вычленение собственно монопольного «ядра» как ключевой составляющей естественной монополии и его организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, способных работать по правилам рынка (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы с раздельным учетом деятельности).

Воздействие процессов глобализации на традиционное ограничение конкуренции в естественно монопольных отраслях. При расширении экономического пространства и географических масштабов рынка монополизм (даже естественный), в свою очередь, ограничивается возникающей конкуренцией, у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.

.2.3 Реформирование газовой отрасли

Реформирование газовой отрасли также предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Однако специфика газовой отрасли обусловливает особенности ее реформирования по сравнению с другими естественными монополиями и, прежде всего электроэнергетикой.

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.

Вместе с тем опыт ряда крупных газодобывающих стран (США, Канады) показывает, что введение отношений конкуренции в газовой промышленности приводит к снижению цен и повышению качества услуг прежде всего для промышленных потребителей. Но при этом оказалось необходимым разделить газодобычу, транспортировку и продажу газа, в результате чего большинство промышленных потребителей стали приобретать газ у третьей стороны, то есть получили возможность свободного выбора поставщика. Обеспечение беспрепятственного доступа на рынок даже мелких потребителей (минуя местные распределительные компании) также дало позитивные результаты. Однако ослабление дискриминации покупателей вследствие конкуренции в добывающем сегменте монополий обернулось финансовыми проблемами для местных распределительных компаний из-за ухода наиболее прибыльных промышленных производителей к новым конкурентам (опыт British Gas в Великобритании)

В России, видимо, нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например, формально независимая от «Газпрома» компания «Итера». При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.

В рамках ОАО «Газпром» продолжается работа по всей технологической «цепочке» (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично распределения природного газа). Программы реструктуризации «Газпрома» как раз и преследовали цель повышения эффективности системы управления единой корпорацией и существенного улучшения финансовой и маркетинговой деятельности, адаптированной к условиям рыночной экономики. В целом реструктуризация больше напоминала реакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической среды при сохранении в основном сложившейся производственно-технологической системы, чем корректировку естественно монопольного положения. Линия на использование возможностей и преимуществ единой компании остается для «Газпрома» доминирующей. Более того, его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию, резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. В отличие от электроэнергетики для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает не столько создание конкурентной среды, сколько достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.

Реализуемая в настоящее время стратегия реформирования ОАО «Газпром» характеризуется определенной спецификой. Прежде всего речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004-2005 гг. «Газпром» активизировал скупку акций РАО «ЕЭС России» и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5% акций энергохолдинга. Видимая цель - существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО ЕЭС «Газпром», по мнению экспертов, сможет реально претендовать, по крайней мере на две тепловые ОГК:». Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке.

Статистические данные

Стратегия развития ОАО «Газпром»

Стратегия развития «Газпрома» на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

В рамках задач, поставленных Энергетической стратегией России перед газовой промышленностью, ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа.

Стратегической целью ОАО «Газпром» является создание энергетической компании - мирового лидера, обеспечение надежных поставок природного газа, а также других видов топлива и сырья на мировой и внутренний энергетические рынки, долгосрочный рост стоимости компании. Стратегия компании строится на следующих принципах:

·              повышение эффективности основной деятельности;

·              диверсификация и расширение деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты), в том числе за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

·              соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

·              совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.

Концепция развития компании

- Освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля ОАО «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.

Необходимый уровень добычи газа до 2010 г. будет обеспечиваться за счет вывода на проектную производительность Заполярного месторождения, а также Анерьяхинской и Харвутинской площадей Ямбургского месторождения, ввода в разработку сравнительно небольших площадей и месторождений-сателлитов, находящихся в зоне месторождений-гигантов (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное). В планах Газпрома освоение Южно-Русского месторождения, валанжинских залежей Заполярного и Песцового месторождений, ачимовских залежей Уренгойского месторождения, которые расположены вблизи действующей инфраструктуры, что предопределяет экономическую эффективность этих проектов.

После 2010 г. предполагается освоение новых стратегических районов газодобычи на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, акваториях Обской и Тазовской губ, на полуострове Ямал и шельфе арктических морей. Освоение месторождений в этих районах потребует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач при сооружении скважин, газопромысловых объектов и прокладки газопроводов в зоне многолетнемерзлых почв, внедрения новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в сложных природно-климатических условиях.

Газпром также стремится участвовать в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена активами.

Вовлечение в баланс поставок газа из стран Центральной Азии. С целью минимизации инвестиционной нагрузки на ОАО «Газпром» и оптимизации потоков газа в рамках Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель ОАО «Газпром».

Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса на газ и повышения гибкости поставок газа на внутренний и внешний рынки. Осуществляется реконструкция существующих и строительство новых газопроводов: Северные районы Тюменской области - Торжок (СРТО - Торжок), Починки - Изобильное - Северо-Ставропольское ПХГ, Nord Stream и Ямал - Европа (участок Торжок - Польша), а также новых подземных хранилищ газа.

Развитие нефтегазопереработки. Газпром нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей дочернего общества ОАО «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания» (ОАО «АК «Сибур»), намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.

Совершенствование корпоративного управления и повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. В рамках первого этапа внутреннего реформирования проведено совершенствование структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. Цель второго этапа - повышение эффективности работы Газпрома как вертикально интегрированной компании и оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. В результате структурных преобразований будет осуществлено разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Предполагается выделение в обособленные подразделения сервисных служб, распределительных сетей, социальной инфраструктуры. Преобразования позволят повысить прозрачность затрат, связанных непосредственно с осуществлением основных видов деятельности, будут способствовать объективному отражению этих затрат при формировании регулируемых тарифов на реализацию и транспортировку газа.

Основные проекты

Стратегические задачи ОАО «Газпром» находят свое решение в последовательной реализации перспективных проектов, разрабатываемых компанией.

Освоение ресурсов полуострова Ямал

Месторождения полуострова Ямал являются стратегической сырьевой базой ОАО «Газпром», способной поддержать уровень добычи на длительный период. На Ямале открыто 26 месторождений, разведанные запасы которых составляют: газа - 10,4 трлн. куб. м, конденсата - 228,3 млн. т, нефти - 291,8 млн. т. ОАО «Газпром» принадлежат лицензии на Бованенковское, Харасавэйское и Новопортовское месторождения с запасами природного газа - 5,8 трлн. куб. м, конденсата - 100 млн. т и нефти - 227 млн. т. Потенциальные объемы добычи природного газа на указанных месторождениях оцениваются в 178 млрд. куб. м в год, жидких углеводородов - от 7 до 9 млн. т в год.

С целью выбора наиболее эффективных технико-экономических вариантов и принятия решения об осуществлении инвестиций для полномасштабного освоения месторождений полуострова Ямал разработано «Обоснование инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа».

В октябре 2006 года Правление ОАО «Газпром» постановило приступить к инвестиционной стадии освоения Бованенковского месторождения и строительства системы магистрального транспорта.

Создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения

В настоящее время Минпромэнерго России совместно с ОАО «Газпром» осуществляет доработку Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Комплексный подход к освоению ресурсов природного газа на востоке страны, заложенный в Программу, является альтернативой разрозненным проектам экспорта природного газа отдельных месторождений.

Освоение ресурсов российского арктического шельфа

Российский арктический шельф (прежде всего Баренцево море) рассматривается ОАО «Газпром» как перспективный для поиска новых и освоения ранее открытых месторождений углеводородов. Газпром осуществляет проведение работ по подготовке к освоению таких месторождений, как Штокмановское и Приразломное.

Проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Это месторождение станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через строящийся газопровод Nord Stream. Разведанные запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,7 трлн. куб. м газа и более чем в 31 млн. тонн газового конденсата. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т.

Освоение углеводородных ресурсов за рубежом

Узбекистан. ОАО «Газпром» через дочернее общество - ЗАО «Зарубежнефтегаз» - на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) участвует в процессе восстановления добычи газа на месторождении Шахпахты (ежегодная добыча - около 500 млн. куб. м). ОАО «Газпром» приступило к переговорам с Узбекистаном об условиях СРП по проекту освоения месторождений Устюртского региона.

Казахстан. В настоящее время российская сторона (совместное предприятие ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Лукойл» - ООО «ЦентрКаспнефтегаз») и Казахстан продолжают переговорный процесс по согласованию условий «Соглашения о принципах совместного освоения углеводородных ресурсов геологической структуры Центральная». Выполнены электроразведочные работы, инженерно-геологические изыскания на площадке под строительство первой поисковой скважины, проведены экологические и гидрометеорологические исследования.

Туркменистан. Возможность участия ОАО «Газпром» в шельфовых проектах в Туркменистане рассматривается с точки зрения обеспечения ресурсной базы в объемах, предусмотренных базовым контрактом на закупку туркменского газа. Участие ОАО «Газпром» в проектах по добыче газа в Туркменистане будет зависеть от результатов геолого-геофизических исследований туркменского шельфа Каспийского моря.

Индия. Совместно с компанией ГАИЛ продолжаются исследования в Бенгальском заливе: выполнены морские сейсморазведочные работы, определено местоположение разведочной скважины, проводится подготовка к бурению.

Вьетнам. Закончено строительство первой разведочной скважины на морском шельфе. Проведены научные исследования по определению перспективных структур блока. Определены участки для сейсморазведочных работ.

Иран. ОАО «Газпром» участвует в проекте обустройства 2-й и 3-й очередей месторождения Южный Парс. Реализацией проекта занимается консорциум в составе: «Тоталь» (Франция) - 40 %, «Петронас» (Малайзия) - 30 %, ОАО «Газпром» - 30 %. Официальная передача иранской стороне функций оператора над береговым газоперерабатывающим комплексом состоялась в июне 2004 года. В настоящее время проект находится в стадии возврата инвестиций, завершение которой ожидается во второй половине 2009 г.

Венесуэла. В августе 2005 года ОАО «Газпром» было объявлено победителем тендера Фазы «А» проекта «Рафаэль Урданета» и получило соответствующие лицензии на разведку и разработку природного газа на блоках «Урумако 1» и «Урумако 2» в Венесуэльском заливе. Лицензии предоставлены сроком на 30 лет. В течение первых четырех лет предусматривается осуществление программы геологоразведочных работ, включающей проведение сейсморазведки и бурение разведочных скважин.

Газопровод «Северный поток» (Nord Stream)

Проект Nord Stream - принципиально новый маршрут экспорта российского природного газа в Европу через акваторию Балтийского моря, минуя страны-транзитеры. Реализация данного проекта повысит надежность поставок на европейский газовый рынок, будет способствовать расширению газоснабжения европейских стран. Проект Nord Stream включен Европейским Союзом в перечень приоритетных проектов трансъевропейской газовой сети.

Газопровод СРТО - Торжок

С 1995 г. ОАО «Газпром» осуществляет строительство газопровода от Уренгойского месторождения, расположенного в северных районах Тюменской области (СРТО), до города Торжок. Этот газопровод станет важной частью действующей в настоящее время многониточной газотранспортной системы Уренгой - Надым - Перегребное - Ухта - Торжок и позволит увеличить мощности по поставкам газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям Северо-Западного региона России, а также обеспечит экспортные поставки по газопроводу Ямал - Европа. Газопровод планируется вводить в эксплуатацию поэтапно до 2007 г.

Расширение газотранспортной системы «Средняя Азия - Центр»

В целях обеспечения транспортных мощностей для транзита туркменского, узбекского и казахстанского газа ОАО «Газпром» ведет разработку и согласование «Обоснования инвестиций в развитие газотранспортной системы «Средняя Азия - Центр» со всеми участниками транспортной цепочки Туркменистан - Россия на территориях Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.

Наиболее важными факторами проведения окончательных расчетов по проекту развития ГТС САЦ являются результаты независимого аудита запасов туркменского газа, а также данные о техническом состоянии газотранспортных мощностей в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане.

Выход на рынки сжиженного природного газа

К настоящему времени разработана стратегия деятельности компании по производству и морской транспортировке СПГ. В 2005 году Газпром осуществил первые поставки сжиженного природного газа в США, в 2006 году - в Великобританию, Японию и Южную Корею.

ОАО «Газпром» совместно с компанией «Петро-Канада» прорабатывает возможность строительства в Ленинградской области завода по производству СПГ для дальнейшего экспорта на рынки Северной Америки.

Инвестиции в электроэнергетику

Электроэнергетика становится в России перспективным бизнесом. Поэтому ОАО «Газпром», будучи одним из основных поставщиков топлива в этот сектор производства, проводит активную политику по приобретению электроэнергетических активов и инвестированию в данную сферу. Инвестиции в электроэнергетику застрахуют Газпром от значительного роста цен на электроэнергию как ее потребителя, а также позволят получить доступ к важному для компании сегменту рынка в рамках стратегии диверсификации бизнеса.

Выводы по ОАО «Газпрому»

Существует несколько сценариев реструктуризации ОАО «Газпрома», многие известные экономисты расходятся во мнении о последствиях реформирования газовой отрасли.

Доктор экономических наук О. Березинская и В. Миронов в своей статье «Отечественный нефтегазовый комплекс: динамика конкурентноспособности» говорят о том, что изменения в структуре собственности в нефтяном секторе могут послужить основой для усиления рыночных стимулов во всем российском НГК. Имеется в виду, в частности, создание условий для ускорения реструктуризации «Газпрома». Вот уже несколько лет предложения о разделении газовой монополии на добывающие предприятия и транспортирующие компании - для повышения конкуренции в сфере добычи и большей транспарентности - наталкиваются на вполне здравые возражения (в том числе и иностранных инвесторов), связанные с относительно высоким уровнем внешней задолженности «Газпрома» и опасениями требований досрочного ее погашения в случае раздела компании. Однако его превращение из чисто газовой в диверсифицированную нефтегазовую компанию (после покупки нефтяных активов «Сибнефти») в принципе должно снять эти возражения, поскольку такая трансформация существенно укрепляет финансовую устойчивость «Газпрома» с точки зрения кредиторов и облегчает его эффективную реструктуризацию в будущем (по аналогии с планом реструктуризации РАО «ЕЭС России», а также с устройством зарубежных газовых рынков).

Одним из гипотетических вариантов преобразования отечественного газового сектора может быть выделение из «Газпрома» трубопроводной компании, как естественной монополии, находящейся в государственной собственности, и разделение его добывающего «ядра» на три крупные нефтегазовые компании. Это снизило бы монопольное влияние единого «Газпрома», усилило бы конкуренцию между производителями. Одновременно возникли бы мощные компании, конкурентоспособные на мировом рынке. Конечно, при проведении глубокой реструктуризации отечественного газового сектора надо учитывать не только положительный опыт Канады и США, но и негативный - Аргентины. Следует также иметь в виду, что число независимых производителей газа в США и Канаде исчисляется тысячами. Следовательно, создание условий для конкуренции на газовом рынке является императивом. Поэтому, возможно, начинать надо не с разделения добывающих мощностей «Газпрома», а с увеличения числа новых производителей газа. Необходимо учитывать и социальные последствия реформирования; в частности, прежде чем ликвидировать систему перекрестного субсидирования, нужно разработать компенсационные меры для малообеспеченных слоев населения.

Важен вопрос и о последствиях доступа новых российских производителей газа на внешний рынок (прежде всего Германии и ряда других европейских стран). С одной стороны, либерализация рынка будет способствовать снижению цен на газ внутри страны, а с другой, возможно, приведет к снижению цен и на европейском рынке, в результате уменьшатся налоговые поступления в бюджет. Здесь требуется скрупулезный анализ.

Ориентация «Газпрома» на диверсификацию основной деятельности представляется прагматичной, поскольку она присуща крупнейшим нефтегазовым компаниям мира. Его стремление войти в их число оправданно в силу того, что позиции западных конкурентов в последние годы несколько ослабли. В частности, чрезмерно полагаясь на аутсорсинг и на сервисные компании, они начали постепенно терять одно из своих главных конкурентных преимуществ - сильную собственную инновационную, научно-техническую составляющую. Теперь их могут потеснить средние и малые частные компании, а также государственные компании развивающихся стран.

А известные экономисты Б. Кузьмин, Л. Воробьева, О. Воробьева В своей статье «Проблемы и перспективы корпоративного управления ОАО «Газпром»» пишут, что только сложившаяся структура «Газпрома» в сочетании с его широкой специализацией может способствовать разработке оптимальной системы управления входящими в него предприятиями. В газовом комплексе России существуют предприятия, работающие на общероссийский и международный рынки, и предприятия городского и областного масштаба. Для последних конкуренция пагубна и может привести к их краху. Согласно распространенной точке зрения, в результате воздействия конкуренции происходит «естественный отбор», то есть разорение бесперспективных предприятий и укрепление сильных, а применительно к добывающей отрасли - разорение предприятий, работающих на экономически бесперспективных месторождениях. Однако в данном случае с такой точкой зрения нельзя согласиться. Высокие объемы добычи газа в ряде регионов России объясняются тем, что они обладают уникальными запасами углеводородов.

Разделение газодобывающих предприятий «Газпрома» на отдельные конкурирующие компании негативно скажется на экономическом и социальном положении в России и может привести к банкротству перспективных по международным меркам предприятий. Подобное разделение противоречит внутренней логике развития отрасли и компании.

Опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики вполне оправданы. Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате может получиться - трудно даже представить. Во-вторых, вхождение «Газпрома» в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая компания - гидроэнергетическая - также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использования схемы давальческого сырья. Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей (то есть «трубы»), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический элемент стратегии развития «Газпрома» возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят его позиции.

Сохранение «Газпрома» в форме вертикально интегрированной единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли - либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

Характерно, что сам «Газпром» выступает за полную либерализацию рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас закупают значительные объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»). Причем их практика свидетельствует в пользу либерализации: в 2003 г. ценовая надбавка на свободном рынке составляла 50% к регулируемым тарифам, в 2004 г. - 25, в 2005 г. - 15%, а в некоторых регионах, например на Урале, - и еще ниже. В свою очередь, затягивание перехода к биржевым торгам, по экспертным оценкам, может стоить «Газпрому» около 2 млрд долл.

Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики. Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате может получиться - трудно даже представить. Во-вторых, вхождение «Газпрома» в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая компания - гидроэнергетическая - также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использования схемы давальческого сырья. Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей (то есть «трубы»), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический элемент стратегии развития «Газпрома» возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят его позиции.

Сохранение «Газпрома» в форме вертикально интегрированной единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли - либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

Характерно, что сам «Газпром» выступает за полную либерализацию рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют значительные объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»). Причем их практика свидетельствует в пользу либерализации: в 2003 г. ценовая надбавка на свободном рынке составляла 50% к регулируемым тарифам, в 2004 г. - 25, в 2005 г. - 15%, а в некоторых регионах, например на Урале, - и еще ниже. В свою очередь, затягивание перехода к биржевым торгам, по экспертным оценкам, может стоить «Газпрому» около 2 млрд долл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении данного вопроса «Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции я пришла к следующим выводам:

. Важнейшие функции фирмы - определение и удовлетворение нужд потребителей; организация производства; участие в распределение общественного дохода; инвестиции в реальный капитал.

. Главная цель компании любой формы собственности - получение максимально возможной прибыли. Максимизация прибыли сопровождается выпуском оптимально количества готовой продукции.

. Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять на цену продукции. Валовой доход фирмы - монополиста не увеличивается пропорционально росту произведенной и проданной продукции.

. Валовой доход такой фирмы, получаемый при разных ценах на товар, зависит от рыночной спроса на него. Общая закономерность такова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет, а потом снижается.

. Поскольку главная цель фирмы - максимизация прибыли, то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, при котором валовой доход растет теми же темпами, что и издержки. Этот уровень производства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигается максимальный доход.

6. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.

. Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.

8. Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

. Фактором, ограничивающим рыночную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше рыночная власть, и наоборот. На степень рыночной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

10. В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны, и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

11. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.

12. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей.

13. В России регулирование деятельности естественных монополий находится в компетенции двух федеральных органов исполнительной власти - Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России).

. С точки зрения динамики инвестиционной и производственной активности нефтегазового комплекса в среднесрочной перспективе все более важной становится роль государства. Оно может способствовать улучшению инвестиционного климата, реформировать налоговую систему, отслеживать целевой характер непроизводственных расходов укрупняющихся государственных компаний, осуществлять разработку транспортной стратегии (в части развития трубопроводного транспорта). Теперь эти (и другие) вопросы будут решаться с учетом новой роли государства как собственника нефтегазовых компаний, причем важно обеспечить экономическую оптимальность таких решений, что предполагает их поиск с участием всех заинтересованных сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Экономическая теория. Учебник. Под редакцией В.Д. Камаева Москва Владос 2004 г.

2.       Экономика. Учебник. Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова Москва. Экономистъ. 2005 г.

3.   Основы экономической теории: Учебное пособие./ Герасименко В.П., Акопова Е.С. и др. 2-е изд., Ростов-на-Дону, ДГТУ

4.       Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 - Москва, 1998 г.

5.   Й. Ворст, П. Ревентлоу « Экономика фирмы» Москва «Высшая школа» 1994 г.

6.       Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело, 1998.

.        Маршалл А. Принципы политической экономии. Москва, 1986

8.   Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. Москва, 2000.

9.       Крук М.Д. Современные формы и механизмы корпоративного управления: Методология и практика. М.: МО МАНПО, 2000.

.        Крюков В.А. Институциальная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.

.        Журнал «Вопросы экономики» июнь 2002 г. Москва

12. Журнал «Вопросы экономики» январь 2006 г. Москва

13.     Журнал «Вопросы экономики» май 2007г. Москва

14. Газета. Ru. 21.10.05

15.     RBC daily: Персоны. 2005. 5 октября

16.     Сайт в Интернете www.gasprom.ru <http://www.gasprom.ru>

Похожие работы на - Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!