Выявление причин конфликтов в организации и правил обращения с ними

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,88 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выявление причин конфликтов в организации и правил обращения с ними

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие конфликта и его основные виды проявления

.1 Понятие конфликта

.2 Функции и направленность конфликтов

Глава 2. Управление конфликтными ситуациями в организации

.1 Общие принципы управления конфликтами

.2 Сущность системы управления конфликтами

.3 Правила обращения с конфликтами в организации

Заключение

Список литературы

Введение

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и не желательное. Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит нам эффективно «работать» с конфликтами, нужно ответить, по меньшей мере, на несколько главных вопросов. Как возникают конфликтные ситуации в трудовых коллективах? Можно ли избежать их отрицательных последствий? Как выбрать правильную линию поведения в конфликте? От чего зависит его исход?

Значительная часть конфликтов представляет собой продолжение, отображение вполне объективных, не зависящих от воли конфликтующих противоречий. Конечно, трудно обнаружить прямую связь между конфликтом и вызвавшим его противоречием, так как их разделяют иногда большая дистанция, множество «посредников». Один из центральных этапов - идентификация лиц, групп, организационных структур, блокирующих деятельность, движение к намеченным целям. Взаимная идентификация участников событий превращает объективно существующую проблемную ситуацию в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации. Последняя может оказаться ложной, неверно осознанной. Конфликтные взаимодействия, начавшись, могут изменить всю обстановку, создать новую проблемную ситуацию или способствовать ее пониманию участниками. До тех пор пока не ликвидирована проблемная ситуация вместе с лежащими в ее основе целями участников, основа для конфликтов остается. Вступающие в противоборство участники конфликта реагируют друг на друга как на препятствие, блокирующее достижение целей, т. е. оценивают цели друг друга как конкурирующие. С этой точки зрения конфликт есть механизм, так или иначе устраняющий блокирование, препятствия. Следовательно, конфликт по своей природе призван создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей его участников. Здесь мы имеем дело исключительно с человеческими конфликтами - с конфликтами между отдельными людьми, группами людей, системами групп и т. п. Ученые специально это подчеркивают, чтобы акцентировать внимание на деятельностной природе конфликтного взаимодействия. Поэтому же в анализе конфликтного взаимодействия присутствует категория цели.

Объектом исследования является конфликтные ситуации в организации.

Предметом исследования выступает управление конфликтными ситуациями в организациях.

Цель исследования - выявление причин конфликтов организации и правил обращения с ними.

Задачи исследования:

определить понятие конфликта и его функции;

изучить общие принципы управления конфликтами;

проанализировать систему управления конфликтами;

определить правила обращения с конфликтами в организации.

Гипотезы:

·Конфликты неизбежны и нередко выполняют позитивную задачу

·Конфликт решается легче, если хотя бы один из его участников способен выйти за рамки ситуации

·Многие конфликты возникают не из-за несовместимости интересов. Просто мы приучены к мысли, что есть только одна истина, один победитель, один виновный и т.д. и потому склонны принижать наших оппонентов

Глава 1. Понятие конфликта и его основные виды проявления

1.1 Понятие конфликта

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [1, c. 24].

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними [1, c. 25]. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликтеров.

Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтерив.

Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущуюся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной виникання конфликта .

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон-конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Пример. Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта. Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. вичленовування основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Для выбора адекватного метода воздействия и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени выраженности; количества участников; нарушенных потребностей.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов. Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделена по определенному признаку.

. Способ разрешения конфликтов предполагает их деление на антагонистични (насильственные) конфликты и компромиссные (ненасильственные). Насильственные (антагонистичные) конфликты представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех сторон-конфликтереров или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре, выборы органов власти и т. д.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанную сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.

. Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которая характеризуется усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, что в последнее время возникают в нашей стране очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников. [6, c. 39]

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления [6, c. 40]. Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

. По направленностью воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится в оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий. В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие. В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

. Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение скрытых и открытых конфликтов. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статуса участников конфликта. В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между сторонами-конфликтерамы, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

. Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм. На выбор правильного решения в случае внутриличностные конфликта человек может потратить много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемой. Примерами являются конфликты «плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус». Конфликты «плюс-плюс» предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки).

Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты «плюс-минус» - это конфликты притяжения и отталкивания, принятие решения, когда каждый из вариантов может иметь и позитивные, и негативные последствия, а выбрать надо один, с учетом решения общего задания.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнении подчиненного предстает для руководителя как альтернатива: освобождение невыгодного подчиненного (позитивный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, сотрудника для выполнения поставленной задачи (негативный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то последствия такого решения могут вскоре негативно сказаться на результатах, тогда конфликт с внутриличностным перерастет в конфликт с подчиненным, т.е. в межличностных.

Другим видом внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.

Например: мастеру производственного участка передано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеровые давались противоречивые указания, причем одновременно. Данный конфликт в результате может быть сведено к конфликту «минус-минус», поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чью указание выполнять, за счет чего это делать.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями.

Например: женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с мужем и детьми отдохнуть за город, к тому же большое внимание к работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером в ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочного задания, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы в выходные дни и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы крайне выгодный для компании контракт, за выполнение которого отвечает подразделение именно этой женщины .

Сложность решения внутриличностного конфликтов заключается в том, что иногда происходит столкновение трех составляющих, необходимых для достижения поставленной цели: желание («хочу»), возможности («могу»), необходимости («надо»).

Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества. Следует отметить, что эта сплоченность может исчезнуть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно значительной. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов.

Конфликт когнитивный - конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции. Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивной, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

В связи с тем, что распределение конфликтов на виды представляется весьма условным, четкой границы между различными видами не существует, и на практике возникают такие конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

1.2 Функции и направленность конфликтов

Важным является вопрос о месте и роли конфликтов в процессе жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации. Еще мыслители Древнего Мира и средневековья видели в конфликтах некоторое средство к взаимопониманию и доброй согласия.

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой - зависимость, возникающая между ним и другими составляющими общественной жизни. В первом случае принимаются во внимание последствия конфликта, во втором - направленность отношений субъектов-конфликтеров.

Конфликтное столкновение принадлежит к числу тех явлений, которые нельзя однозначно оценить. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда оказываются несовместимы взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, которые преследуют далекие друг от друга цели.

В силу самой своей природы конфликт может быть носителем и творческих и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как пользу, так и ущерб сторонам, участвующим в нем. Поэтому функции конфликта характеризуются с учетом их позитивной и негативной направленности.

Интеграция персонала

Позитив: разрядки напряженности в межличностных и между групповых отношениях, согласование индивидуальных интересов; создание и консолидации формальных и неформальных групп, углубления и стабилизация общих интересов

Негатив: ослаблению организованности и единства коллектива, нарушение баланса интересов между личностями и группами, проявление недобросовестного отношения к делу и стремление к выгоды для себя за счет других, попустительство эгоизма, произволу, анархии

Позитив: предоставление взаимодействия сотрудников большей динамичности и мобильности, усиление согласованности в достижении целей, функционального его социального партнерства.

Негатив: непогодженисть в действиях людей, занятый общим делом, ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе, установление препятствий на пути к сотрудничеству.

Сигнализация об очагах социальной напряженности

Позитив: выявления нерешенных проблем стимулирования работы, выявление недостатков в условиях и охране труда, реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива.

Негатив: резкое выражение недовольства действиями администрации, протест против злоупотреблений со стороны отдельных должностных лиц, рост неудовлетворенности работой.

Инновация, содействие творческой инициативе

Позитив: повышения активности и мотивации к работе, стимулирование повышения квалификации, содействие творчеству, новым и оптимальным решением.

Негатив: создание дополнительных препятствий трудовой и социальной активности, подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы, уход от альтернативный решений.

Трансформация (преобразование) деловых отношений

Позитив: создание здорового социально-психологического климата, утверждения отношение к труду и предприимчивости, повышения уровня взаимного доверия

Негатив: ухудшение морально-психологической атмосферы, усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерства

Информация об организации и ее персонале

Позитив: повышение уровня информированности работников о состоянии дел в организации, «нахождения общего языка.

Негатив: усиление недружественного поведения, уклонение от сотрудничества, препятствия для диалога, обмена мнениями.

Профилактика противоборств

Позитив: урегулированию разногласий на взаимной основе, ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях.

Негатив: нагнетания напряженности и враждебности, уклонение от примерных процедур.

Жизнедеятельность представляет собой бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональную разнообразие конфликтов с направленностью, полезными и вредными последствиями.

Любой конфликт выполняет как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их разделение в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести грань между конструктивность и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено следующими причинами: трудно представить обобщенную оценку позитивных и негативных последствий конфликтного взаимодействия; степень конструктивности и деструктивности конфликта может меняться на разных стадиях его развития; конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликтеров и негативный - для другой стороны; конструктивность и деструктивнисть конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и в отношении социального окружения.

Пример: в отделе маркетинга фирмы вспыхнула ссора, которая переросла в острый эмоциональный конфликт: один из сотрудников назвал другого - специалиста по инженерно-экономическим образованием и большим стажем практической работы - оскорбительным словом «халтурник», имея в виду, что тот, не довольствуясь своим высоким окладом, постоянно озабоченный подработки на стороне, поэтому переводит выполнение части своих обязанностей на коллег.

Конфликт не обошелся без негативного последствия - необходимости поиска надлежащей замены опытному работнику. Но все закончилось хорошо, потому что сотрудники отдела проявили солидарность с теми из коллег, которые выступили выразителем общих интересов, осудили недобросовестное отношение к делу и стремление к выгоды для себя за счет других. И это еще больше укрепило их сплоченность, усилило важность правил группового поведения. Так часто происходит в жизни.

Глава 2. Управление конфликтными ситуациями в организации

конфликт коллектив персонал социальный

2.1 Общие принципы управления конфликтами

Конфликты представляют собой во многом стихийные силу со значительными деструктивными последствиями. Вместе с тем можно и нужно управлять их развитием и решением, надлежащим образом диагностующую динамику развития конфликта и вырабатывая стратегию действий в конфликтной взаимодействия. Анализ динамики конфликта и формирования стратегического плана действий предусматривают принципиальное соблюдение и обеспечение конкретных технологических приемов: осмысление конфликта; отработка конфликтного менеджмента; выработки механизма сдерживания; создания технологий управления конфликтом.

Осмысление реальности возникновения и процесуальности конфликта невозможно без выяснения его сущности через комплекс общих понятий и принципов. Понятие выявляются на основе анализа конфликтной ситуации, условий и механизмов конфликта, субъектов конфликтного взаимодействия, зоны конфликта, претензий и притязаний участников конфликта, их позиций, уровня остроты, степени возможности решения и т. п.

Успешность поиска путей, средств решения и урегулирования конфликтов и возможность снижения уровня социальных деструкций при конфликтного взаимодействия существенно зависят от полного, всестороннего, компетентного, профессионального и, естественно, объективного рассмотрения интересов и стремлений противоположных сторон.

Осмысление означает также выяснение положительного значения конфликта в случае осознания его участниками противоположности их интересов. Без этого осознания невозможно найти выход из конфликтной ситуации.

В основе любого конфликта находятся противоречия, свойственные динамике социального развития. Осмысление предполагает понимание того, что конфликт обеспечивает доведение разногласий к той стадии, когда другими средствами он не может развиваться как противостояние противоположных сторон. В таком развитии скрыт огромную разрушительную силу, которую называют социальной деструкцией.

Рациональное управление объективно предоставляет конфликтной процессу таких форм, способствующих минимизации неизбежных политических, экономических, социальных, моральных потерь. Урегулирование конфликта можно рассматривать как оптимизацию взаимоотношений для обеспечения минимизации затрат и максимизации выигрыша конфликтующих сторон.

Институализация конфликтного взаимодействия.

Первым действием по управлению конфликтом принято считать институализация конфликтного взаимодействия. Институализований конфликт становится в любом случае предсказуемым. Предсказуемость конфликта - первый шаг к его осмыслению и к управлению им. Неинституализований конфликт характеризуется отсутствием каких-либо рамок, правил, форм организации. Он не поддается контролю и является по сути неуправляемым.

Институализация обязательно предусматривает решение вопроса о достоинстве норм и правил, по которым развивается конфликт. Нормы и правила выражают меру приемлемости его возникновения, соответствия общепринятым канонам, законам, морали, порядка. Соответственно, следующий этап управления конфликтом - его легитимизация. Проблема институциональной процедуры сводится не только к форме ее осуществления, но и к определению и обеспечению свободы, добровольного согласия, готовности людей соблюдать правила поведения. Более того, если закон не отвечает некоторым реалиям и новым условиям, он становится нелегитимным. И наоборот, если отсутствует добровольное желание выполнить предложенное решение, то в такой же мере не признается право управленческих органов применить силу с целью обеспечения послушания.

Существует еще одна важная сторона управления конфликтом - структурирование групп-конфликтеров. Поскольку управление предполагает деятельность, направленную на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторым порядком, то возникает необходимость решения вопроса о носителей этих интересов. Наличие интереса фиксируется объективно, но Нечеткое выявления субъекта не позволяет оптимизировать конфликт, а в перспективе следует ожидать его обострения.

Если группы-конфликтеры структурирован, появляется возможность измерения их конфликтного, в том числе и силового потенциала. Это, в свою очередь, позволяет установить неформальную иерархию влияния в группе, в межгрупповых взаимодействия и в обществе в целом, что объективно сдерживает эскалацию межгрупповых конфликтов.

Разумеется, количественные и качественные характеристики участников конфликтного взаимодействия оказываются рано или поздно «сами собой», но иногда это может быть слишком поздно, чтобы начинать действия по сдерживанию конфликта. Умелое структурирование групп-конфликтеров позволяет лучше осмыслить конфликтную ситуацию, которая способствует формированию предпосылок для рационального управления.

Важно обеспечивать редукции конфликта, т.е. последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень. В качестве исходного инструмента данной процедуры целесообразно использовать шкалу возможных уровней напряженности в конфликте.

Анализ конфликтной напряжения позволяет оценить категории, характеризующие уровни конфликтного взаимодействия. Осмысление уровней дает возможность диагностировать, прогнозировать его развитие и управлять конфликтом. Оценивать категории возможно по шкале конфликтного напряжения Ж. Фове (Франция).

Сочетание наличия конфликтов и общих принципов, характеризующих их уровне - важный шаг в осмыслении конфликтов. Это необходимое условие для управления конфликтами.

Отработка конфликтного менеджмента предусматривает формирование комплекса продуманных действий, которые способны снижать уровень социальной деструкции, остроту конфликтов и достигать желаемых результатов. В частности, если вообще нельзя избежать конфликта, то можно направить развитие конфликта в нужном, более безопасном русле, предотвратить или ослабить негативные последствия.

Применяется специальный конфликтологичний мониторинг, с помощью которого специалисты-аналитики могут оценить конфликтогенного факторы и те условия, которые нужно принять во внимание. К таковым относятся конкретные характеристики конфликта: историческая смена; субъекты; тип; источник; зона; причина возникновения.

На основе выяснен условий осуществляется диагностика динамики конфликта и меры по управлению им. В характеристике конфликта выделяют три фазы: аналитику, диагностику конфликта и конфликтологический менеджмент [4, с. 91].

В системе мер и способов управления конфликтами большое значение приобретает организация переговорного процесса, по своей сути конфликтного медиаторингу. К основным параметрам конфликтного медиаторингу относятся: Аналитика конфликта. Диагностика конфликта. Деиндивидуализация, деперсонификация и деперсонализация конфликта. Введение института посредничества. Создание механизма сдерживания конфликта. Поэтапное сглаживание конфликта.

Деиндивидуализация, деперсонификация, деперсонализация в процессе управления конфликтом связанные с ориентацией конфликтного поведения на общий, а не на личный смысл. Такие процедуры позволяют выводить конфликт на уровень объективного противостояния. Выход за пределы субъективности предполагает устранение предвзятости, личностных амбиций, неясности, связи источники конфликта с личностными мотивами. На этом уровне предполагается, что субъекты конфликта должны разобраться с источником и основанием конфликта, выявить конкретную причину конфликтного взаимодействия.

Посредничество в конфликте считается сложной миссией. Для осуществления этой задачи нужно знать: причину и повод, источник и основание субъектов и механизм конфликтного взаимодействия. Надо еще понимать, что в конфликте нет и не может быть как абсолютно правой, так и абсолютно виновной стороны. Сглаживание конфликта возможно только путем максимального удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Посредник должен учитывать сложность учета субъективности конфликта. Субъекты - это, с одной стороны, выразители определенных социальных сил, а с другой - люди с особыми для каждого из них эмоциями, характером, мотивами и интересами. В процессе регулирующего влияния на динамику конфликтного взаимодействия и при выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами.

Принцип объективности - адекватное понимание и реалистичная оценка конфликтных событий.

Принцип конкретно-ситуационного подхода - учета феномена разнообразия образов и форм, качественных и количественных различий, последовательности и особенностей проявления конфликта.

Принцип гласности - доведение информации до заинтересованных групп (лиц), формирования объективной общественной мысли и соответствующее отношение к конфликтных событий.

Принцип демократичности - управленческий воздействие на субъектов конфликта средством защиты их социальных интересов, снятие противоречий и антагонизм. Принцип системности - комплексное использование технологических приемов влияния на динамику конфликтного взаимодействия.

2.2 Сущность системы управления конфликтами

Управление конфликтами означает не только определение возможных зон их возникновения в организации, но и снижения конфликтного потенциала сообщества, т.е. предотвращение конфликтной ситуации, влияние управленческими средствами на процессы совместной деятельности людей таким образом, чтобы объективно существующие противоречия НЕ перерастало в осознанное противостояние. Прежде всего, управления означает умение выдвигать цели и побудить других людей к их достижению.

Управление конфликтом - это целенаправленное, обусловленное объективными законами влияние на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Основная цель управления конфликтами состоит в том, чтобы предотвращать деструктивным конфликтам и способствовать адекватному решению конструктивных. Примером научно обоснованного подхода к организации процессов управления конфликтами может служить московская фирма «ФОБОС», где создана система управления конфликтами с конкретно поставленными целями.

От эффективности управления конфликтом зависит стабильность в деятельности организации, на которую влияют: масштаб дисфункциональних последствий, устранения причин противоречий, вероятность противоречивых столкновений. В этом руководитель организации имеет принципиальное преимущество, обеспечивающее ему стратегическое лидерство в конфликте, в его решении: право вырабатывать цели, способы и методы их достижения, обеспечивать их реализацию, анализ результатов.

Управление конфликтами как сложный процесс включает конкретные виды деятельности: профилактика и предотвращение возникновения конфликта; диагностика и регулирования конфликта на основе корректировки поведения его участников; прогнозирование развития конфликтов и оценка их функциональной направленности; разрешения конфликта. Содержание управления конфликтами заключается в строгом соответствии этапов до их динамики.

Прогнозирование конфликта - важнейший вид деятельности субъекта управления, который направлен на выявление причин конфликта в потенциальному развития. Основными источниками прогнозирования конфликтов считаются результаты изучения объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогрупы, а также другие социально-психологические явления.

Особое место в прогнозировании принадлежит постоянному анализу общих и частичных причин возникновения конфликтов. Предотвращение возникновения конфликта предусматривает деятельность субъекта управления, направленную на недопущение возникновения конфликта. Предотвращение возникновения конфликтов основывается на результатах их прогнозирования. По получении информации о причинах нежелательного конфликта, который назревает, начинается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса факторов, которые его детерминирует. Это так называемая вынужденная форма предотвращения возникновения конфликта.

Конфликты можно предотвращать, осуществляя эффективное управление социальной системой. Основными способами предотвращения возникновения конфликтов в организациях могут быть: постоянная забота об удовлетворении потребностей и запросов сотрудников; подбор и размещение сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, которые касаются интересов коллектива и личности; воспитание сотрудников, формирование у них психолого-педагогической культуры общения и т.д.

Подобную форму предотвращение возникновения конфликтов называют превентивной.

Стимулирование конфликта трактуют как вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию конфликта. Стимулирование целесообразным отношении конструктивных конфликтов. Существуют различные средства стимулирования конфликтов: вынесение проблемного вопроса для публичного обсуждения (на собрании, совещании, семинаре); критика конфликтной ситуации; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д.

Однако в случае стимулирования конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управления им. Это считается необходимым условием в управлении конфликтами, нарушение которой, как правило, приводит к печальным последствиям. Регулирование конфликта - это особый вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Сложный процесс регулирования предполагает определенную последовательность этапов в управленческой деятельности.этап. Признание реальности конфликта сторонами-конфликтерамы.этап. Легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения между сторонами-конфликтерамы относительно признания и соблюдения установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.этап. Институализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.

Решение конфликта - заключительная фаза в процессе управления, которая обеспечивает завершение конфликта. Решение может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при условии устранения его причин, предмета, а также конфликтных ситуаций. Для неполного решения характерно частичное устранение причины или конфликтных ситуаций. В реальной практике управления конфликтами важно учитывать условия, формы и способы их решения.

2.3 Правила обращения с конфликтами в организации

Конфликтом в организации считается открытая форма существования противоречивых интересов, которые возникают в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного характера. В результате разногласий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей членов трудового коллектива возникают конфликты в организациях.

Сущность конфликта трактуют по-разному, в частности, как: всегда плохое явление, которое наносит только вред организации; нежелательное, но распространенное явление в организации с побочным эффектом преобразований коллективного или индивидуального характера; неизбежно, необходимо, потенциально полезное явление; трудовой спор, в результате которой рождается истина; признак развития организации.

Объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:

псевдоконфликты (такие, которые реально не существуют);

переоценивание или недооценивание серьезности конфликта;

восприятие, игнорирование существующего конфликта.

Практически конфликт в организации всегда можно заметить через определенные внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение трудоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др. Менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать. Психологами разработано и рекомендовано к применению в практической деятельности общие правила обращения с конфликтами в организации.

Определение проблемы в категориях целей, а не решений, на основе анализа не только разных позиций, но и интересов, стоящих за ними.

Концентрация внимания на интересах, а не на позициях. Позицией считается то, о чем заявляет, на чем настаивает участник, модель его решения. А интересы побуждают принять конкретное решение на основе желания и заботы, которые определяют ключ к решению проблемы.

Разграничение между участниками и проблемами конфликтов. Полезно представить себя на месте оппонента. Известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юре справедливо утверждают: «Ваша проблема - не вина других». Важно быть жесткими в отношении проблемы и мягкими по отношению к людям.

Справедливое и беспристрастное отношение к инициатора конфликта. Недовольство и претензии, как правило, порождают существенную проблему, которая обременяет человека, наносит ей беспокойства и неудобств.

Сужение предмета конфликта, стремление к сокращению количества претензий. Соблюдение правила «эмоциональной выдержки». Осознание и контроль своих чувств. Учета эмоционального состояния и индивидуальных особенностей участников конфликта препятствует перерастания реалистических конфликтов в нереалистично.

Объективная необходимость регулирования конфликтов в производственных условиях

Конфликты в жизни и деятельности отдельных людей, предприятий и общества играют значительную, зачастую негативную роль, вызывая большие убытки, непроизводительные затраты сил, ресурсов и т.д. Для ликвидации негативных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять причины, управлять их развитием и решением, снижать уровень конфликтного противостояния.

С развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений в сферу производства государства значения управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуации, которая за неправильного управления может перерасти в серьезный конфликт.

Конфликты определяются природой человека, спецификой деятельности организации. В организациях нет возможности и необходимости устранить конфликты полностью, однако целесообразно снижать уровень конфликтного противостояния сотрудников через грамотную построение системы управления конфликтами.

Проведенные исследования и анализ литературных источников свидетельствуют, что: конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько будет существовать общение людей между собой; конфликты имеют положительные и отрицательные функции и последствия; для снижения негативных последствий необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их ходом и устранением, снижать уровень конфликтного противостояния; с развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуации, которая за неправильного управления может перерасти в конфликт.

Искусство управления состоит именно в том, чтобы и в конфликтной ситуации не упустить из виду основные ориентиры; ориентироваться на них, выбирать соответствующие решения; действовать рассудительно, осмотрительно, но всегда последовательно и настойчиво; бить в случае необходимости тревогу. Конфликт нужно решать совместно, при непременном участии сторон, которые конфронтуют, а также активной мобилизации и координации их собственных возможностей.

В организации очень важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентный. Важное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных отношений между членами коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее правильные способы разрешения конфликтов. Это одно из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять - это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой бы с минимальными затратами реализовывались поставленные перед организацией задачи.

Главная задача менеджера заключается в том, чтобы уметь регулировать - определить и «войти» в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, этот конфликт решается на 92%, на фазе подъема - на 46%, а на стадии «обострение», когда страсти накалились до предела, - на 5% , т.е. конфликты практически не решаются или решаются очень редко. Когда все силы отданы борьбе (стадия «обострения»), наступает спад. И если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, потому что в период спада может быть привлечен для борьбы новые способы и силы.

Заключение

Менеджерам обязательно придется иметь дело с конфликтами, которые возникают в организации. Иногда разногласия случаются между отдельными сотрудниками, но порой в конфликты вступают целые отделы или подразделения. Поскольку эти конфликты различаются по своей природе, для их урегулирования применяются разные методы. Кроме того, при разрешении конфликтов к вам будут предъявляться определенные требования. Сначала вам нужно решить, будете ли вы применять краткосрочные методы или долгосрочную стратегию. К краткосрочным методам относятся быстрые техники сдерживания конфликтов. Долгосрочные методы предназначены для того, чтобы устранить причины конфликтов и избежать их повторного возникновения в будущем. Еще один аспект долгосрочной стратегии - предотвращение конфликтов, когда менеджер организует работу в коллективе таким образом, что это препятствует возникновению негативных и деструктивных конфликтов.

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

Список литературы

1.Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2002.

.Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. - М., 2000.

.Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна и Р. П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 55-56

.Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2000.

.Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО «Лейла», 2003. - 384 с.

.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2000.

Похожие работы на - Выявление причин конфликтов в организации и правил обращения с ними

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!