Планирование издержек обращения на предприятиях торговли

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование издержек обращения на предприятиях торговли

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

ГОУ СПО Томский Торгово-Экономический техникум

Кафедра экономики отрасли







Курсовая работа

По дисциплине: "Экономика организации (предприятия)".

На тему: "Планирование издержек обращения на предприятиях торговли".

Исполнитель:

Студентка 2 курса

Специальности 080110

Группы 8091

Моисеевой Дины Ивановны

Руководитель: Клочкова Яна Александровна




Томск-2010

Содержание

Введение

1. Экономическая характеристика издержек обращения

2. Планирование издержек обращения по общему объёму и основным статьям

Приложение

Введение


В экономике любого производства реализация продукции товаров, работ и услуг связана с определенными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Издержки обращения торговых предприятий в современных условиях - предмет не эпизодического, а постоянного внимания и скрупулезной работы коммерсанта, ориентированного на успех.

Новые условия хозяйствования и крайне нестабильное экономическое развития требуют более детального рассмотрения издержек обращения по их видам, времени образования, формам проявления применительно к реальным рыночным условиям.

Умелая постановка аналитической работы, имеющая целью своевременную корректировку величины и состава текущих затрат торгового предприятия, позволяет удерживать их на уровне, обеспечивающем его рентабельную деятельность, и сознать реальные предпосылки для экономического обоснования издержек обращения на планируемый период.

Цель нашей курсовой работы - изучить тему: "Планирование издержек обращения на предприятиях торговли". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:

ü  Экономическое обоснование издержек обращения,

ü  Планирование издержек обращения по общему объему и основным статьям,

ü  Основные направления снижения издержек обращения.

1. Экономическая характеристика издержек обращения


Торговля как отрасль народного хозяйства осуществляет доведение потребительских товаров от производства до потребления и их реализация населению. Выполнение этих функций связано с определенными затратами материальных, денежных и трудовых ресурсов. Эти затраты, возникающие в сфере обращения и выраженные в денежной форме, являются издержками обращения.

Издержки обращения - историческая категория, присущая тем формациям, где есть товарное производство, где продукт общественного труда принимает форму товара и распределяется путем обмена. Природа их определяется характером способа производства и его экономическими законами, особенностями товарного обращения.

Принципиальное значение для понимания экономической природы издержек обращения имеет их деление на две группы: чистые и дополнительные. В основе этого деление стоит различие между производительным и непроизводительным трудом. Наличие товарного производства обусловливает наличие и товарного обращения, а это есть единство двух процессов. Первый процесс связан с доведением товаров как потребительных стоимостей от производства до потребителя с продолжением процесса производства в сфере обращения. Затраты труда здесь называются дополнительными издержками обращения. Они по своей природе не тождественны издержкам производства, так как последние связаны с созданием новых потребительных стоимостей, а дополнительные издержки обращения связаны лишь с перемещением, хранением, доработкой и упаковкой уже созданных потребительных стоимостей.

Второй процесс связан с осуществлением реализации товаров (превращением товарной формы стоимости в денежную и наоборот, то есть со сменной форм стоимости). Затраты труда здесь называются чистыми издержками обращения. Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с обслуживанием процесса купли-продажи товаров: денежные и кредитные расчеты, ведение учета, расходы на рекламу, изучение спроса, расходы по содержанию административно-управленческого аппарата и т.д.

С теоретической точки зрения это деление устанавливает границу материального производства, которое проходит в сфере обращения, позволяет правильно исчислить в денежном выражении величину национального дохода, созданного в сфере обращения.

С практической точки зрения это помогает правильно понять процессы, происходящие в сфере обращения, и выявить пути разумного формирования затрат. Однако раздельного учета и планирования дополнительных и чистых издержек не существует, так как продолжающиеся в сфере товарного обращения процессы производства товаров связаны с процессами реализации.

Одной из проблем в развитии торговли является снижение доли дополнительных издержек и повышение доли чистых издержек обращения. Доля дополнительных издержек должна снижаться за счет постепенного перемещения части производственных операций из торговли в сферу материального производства, рационализации путей и звенности товародвижения, механизации торгово-технологических процессов. Доля чистых издержек должна вырасти за счет увеличения расходов, связанных с повышением качества торгового обслуживания (развитие рекламы, внедрение более совершенного кассового оборудования, расширение объема предоставляемых покупателям услуг).

По отраслям деятельности издержки обращения учитываются и планируются в оптовой и розничной торговле. Здесь они возмещаются за счет оптовых и торговых надбавок. В общественном питании все издержки связаны с производственной и торговой деятельностью и называются издержками производства и обращения. Они учитываются и планируются вместе, несмотря на то, что носят различный характер.

издержка обращение торговый планирование

Кроме оптовых и розничных предприятий, а также предприятий общественного питания, издержки обращения образуются в промышленности, где имеют место расходы по сбыту и снабжению (коммерческие расходы), и в заготовительных организациях, где имеются расходы по закупкам, хранению и продаже потребителям сельскохозяйственных продуктов. Расходы промышленных предприятий включаются в себестоимость товаров и не учитываются в составе издержек обращения торговли.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки обращения, регулируется законодательно практически во всех странах мира. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты предприятия по источникам их возмещения. В России действуют "Положение о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее - Положение о составе затрат), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552. В соответствии с этим Положением, включение отдельных затрат в издержки обращения производилось в пределах установленных законодательством лимитов, норм и нормативов. Однако Постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 года №661 " О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", действие которого распространяется и на предприятия торговли и общественного питания (в части, их касающейся), были внесены значительные изменения в состав затрат, включаемых в издержки обращения.

Одним из основных изменений является то, что начиная с 1 января 1995 года в издержки обращения подлежат включению все фактически произведенные затраты, независимо от того, в пределах норм, установленных действующим законодательством, или сверх этих норм они фактически произведены.

Однако для целей налогообложения произведенные предприятием затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. На практике бухгалтерия предприятия должна вести отдельный аналитический учет сумм, которые включены в издержки обращения сверх установленных законодательством лимитов, норм и нормативов, и при составлении расчетов по налогу на прибыль увеличивать на эти суммы налогооблагаемую прибыль. Состав нормируемых расходов покажем в Приложении 1.

В общую сумму затрат на обращение товаров включается и издержки обращения в сфере потребления (издержки потребления), связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателям товаров на дом. Издержки потребления составляют значительную часть всех издержек сферы обращения, поэтому для определения эффективности торговли необходимо наряду с учетом издержек обращения учитывать также издержки потребления.

Однако следует иметь ввиду, что количественная, и в частности, стоимостная, оценка издержек потребления чрезвычайно сложна и требует разработки соответствующих рекомендаций.

В современных рыночных условиях для предприятий торговли одним из важнейших факторов их успешной экономической деятельности является сокращение издержек. Издержки обращения непосредственным образом влияют на такой важный финансовый показатель хозяйственной деятельности, как прибыль предприятия. Чем больше сокращаются издержки обращения, тем выше прибыль.

Издержки обращения являются элементом розничных цен, поэтому уменьшение расходов на товарное обращение служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.

Таким образом, издержки обращения, представляя собой денежные затраты торговых предприятий на реализацию товаров, являются важнейшим показателем их хозяйственной деятельности.

Издержки обращения характеризуются абсолютным показателем - суммой издержек обращения, а также относительными - уровнем и структурой.

Абсолютная сумма издержек обращения отражает объем текущих расходов по осуществлению товарооборота за определенный период. Однако абсолютная сумма издержек обращения не полностью характеризует эффективность затрат. Поэтому наряду с абсолютными величинами издержек обращения при анализе, планировании, оценке эффективности текущих затрат применяют относительный показатель - уровень издержек обращения.

Уровень издержек обращения в торговле представляет собой процентное отношение издержек обращения к товарообороту (в розничной торговле - к розничному товарообороту, в оптовой - к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании - к валовому товарообороту общественного питания).

Уровень издержек обращения используется для более полной характеристики издержек обращения, с его помощью затраты соизмеряются с результатами деятельности предприятий. Его определяют по формуле

У =ИО/Р*100

где У - уровень издержек обращения, %;

ИО - сумма издержек обращения, тыс. руб.;

Р - объем товарооборота, тыс. руб.

При определении эффективности торговли издержки обращения могут исчисляться по отношению к фонду заработной платы в расчете на одного работника, на 1 кв. м., на стоимостную единицу основных и оборотных средств.

Уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность предприятия торговли. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат на 1 руб. оборота, с другой - о доле издержек обращения в розничной цене товара.

Закономерностью формирования издержек обращения на предприятиях. Торговли является снижение их уровня. Это не исключает того, что в отдельные годы будет наблюдаться рост уровня издержек обращения, вызванный определенными экономическими процессами.

Общая предпосылка снижения уровня издержек обращения - повышения темпов роста розничного товарооборота, поскольку сумма расходов увеличивается значительно медленнее.

Структура издержек обращения показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используются для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня издержек обращения.

На уровень издержек обращения в России оказывают влияние множество факторов. Основные из них делят на зависимые от деятельности предприятия, которые являются, как правило, внутренними факторами, и не зависимое от деятельности предприятия, которые являются внешними факторами. К независимым факторам можно отнести:

·        Политический и экономический курс правительства, которое поменять в ту или иную сторону количество и уровень налогов, ставки, тарифы, Цены на электроэнергию, нефть, газ. Все это непосредственно влияет на издержки обращения предприятия.

·        Уровень конкуренции на рынке - с его увеличением предприятию приходится увеличить затраты, связанные с повышением конкурентоспособности своего товара.

·        Объем спроса и предложения, их соотношение.

·        Уровень инфляции в стране.

·        К зависимым факторам можно отнести:

·        Изменение объема и структуры товарооборота.

·        Стратегию предприятия.

·        Повышение или понижение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

·        Ускорение (замедление) товарооборачиваемости.

·        Издержкоемкость товаров.

·        Сокращение или увеличение звенности товародвижения.

·        Рост технической оснащенности предприятия.

·        Совершенствование управления предприятием.

·        Изменение качества торгового обслуживания и количества оказываемых услуг и др.

В различных сферах торговли уровень издержек обращения неодинаков, что обусловлено различаем выполняемых им функций, характером торгово-технологических процессов, объемом товарных запасов. Относительно низкий уровень издержек обращения в оптовой торговле. Это объясняется тем, что здесь реализуются преимущественно крупные партии товаров. Значительно выше уровень издержек обращения в розничной торговле, где требуется больше затрат, так как реализация в розничной торговле осуществляется мелкими партиями. Наиболее высокий уровень издержек обращения - в общественном питании, что связано с наличием здесь производства. В общественном питании удельный вес таких статей издержек обращения, как затраты на оплату труда, транспортные расходы, расходы по аренде и содержанию помещений, инвентаря, значительно выше. Кроме того, в общественном питании имеют место специфические виды затрат - расходы на столовую посуду и приборы, на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

Также существуют различия в уровне издержек обращения по районам страны, что обусловлено особенностями географического размещения торговой сети, условиями транспортирования и хранения товарных запасов и т.п. Наиболее высокий уровень издержек обращения имеют районы Сибири, дальнего Востока, Крайнего Севера.

Имеются различия и в уровнях издержек обращения по отдельным товарным группам, что вызвано, прежде всего их товарными свойствами, а также различиями в организации торговли, размеров предприятий, в уровне специализации, в размещении торговой сети, интенсивности потока покупателей, объема и структуры товарооборота. Ниже уровень издержек обращения в торговле непродовольственными товарами, выше - торговля продовольственными товарами. Это объясняется тем, что непродовольственные товары, как правило, поставляются сравнительно более крупными партиями, чем продовольственные, что ведет к уменьшению расходов по их транспортировки. Кроме того, здесь практически нет расходов по естественной убыли товаров, расходов по подработке, подсортировке и упаковки товаров.

Значительные колебания уровня издержек обращения выдвигают необходимость более точного определения их величины по конкретным товарным группам. Отсюда вытекает проблема, связанная с измерением издержкоемкости товаров. Под издержкоемкостью в торговле понимается сумма расходов, приходящаяся на один руб. оборота, что по своему численному значению совпадает с уровнем издержек.

Наиболее отчетливо проявляется экономическая характеристика издержек через классификацию текущих затрат торговли.

Классификация издержек обращения:

По экономической сущности:

1.      Чистые издержки - это затраты торгового предприятия, связанные с торговым обслуживанием, с продажей товара и смен форм стоимости. Они возмещаются за счет цены торговой услуги - торговой надбавки.

2.      Дополнительные издержки - это затраты торгового предприятия по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения, преобразованием производственного ассортимента в торговый: затраты на транспортировку, хранение, фасовку, упаковку, маркировку и т.д. Товар доводится до потребителя при одновременном увеличении его стоимости.

По видам затрат:

1. Материальные расходы (транспортные, товарные потери, расходы на упаковку, по таре т.д.).

. Расходы на оплату труда, относятся все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников.

. Отчисления на социальные нужды - единый социальный налог, который исчисляется от начисленного фонда оплаты труда по установленным законодательством ставкам: 20% - в пенсионный фонд, 2,9% - в фонд социального страхования, 3,1% - в фонд обязательного медицинского страхования. Общая ставка ЕСН 26%.

. Амортизация основных фондов, включает величину амортизационных отчислений, начисленную исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.

. Прочие расходы. В прочие расходы включают все прочие виды издержек обращения.

По отраслям деятельности:

1.      Издержки производства, формируемые в сфере производства.

2.      Издержки обращения, формируемые в сфере обращения.

3.      Издержки потребления. Они представляют собой затраты на поиск товара, покупку, доставку (издержки потребления применимы в предприятиях общественного питания и связаны с обслуживанием потребителя).

В зависимости от объема товарооборота:

1. Издержки обращения, зависящие от объема товарооборота (переменные издержки), т.е. при увеличении или снижении объема товарооборота, издержки снижаются или увеличиваются (транспортные расходы, на оплату труда, единый социальный налог, товарные потери, расходы по таре и другие);

. Издержки обращения, независящие от объема товарооборота (постоянные издержки), т.е. при увеличении или снижении объема товарооборота эти расходы не изменяются (аренда, амортизация основных средств, расходы на ремонт основных средств и другие).

2. Планирование издержек обращения по общему объёму и основным статьям

 

Планирование издержек обращения по общему объему

Планирование издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

Планирование издержек обращения осуществляется по этапам последовательности, показанной в Приложении 2.

Целью планирования издержек обращения является оптимального их размера при заданных ограничениях, допускающих увеличение объемов товарооборота и прибыли без снижения качества торгового обслуживания. Способы и методы планирования смотрите в Приложении 3; 4.

В ходе проведения предпланового анализа выявляются тенденции изменения за предплановый период суммы и уровня издержек обращения, их состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота. Информация о среднегодовых темпах изменения издержек обращения и розничного товарооборота в дальнейшем должна быть использована при разработке плана издержек обращения.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма издержек обращения - это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку она повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.п., что крайне нежелательно.

Максимальная сумма издержек обращения - это издержки, которые обеспечивают предприятию не прибыльную, но безубыточную работу. Переход за границу максимальной суммы затрат приведет к убыточности хозяйственной деятельности предприятия, что также нежелательно. Следовательно, плановая сумма издержек обращения должна быть:

И min ≤ И пл ≤ Иmax

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу предприятия.

Работа предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

И пер + И пост = ВД-НДС,

где И пер, И пост - соответственно сумма переменных и постоянных издержек обращения;

ВД - сумма валового дохода.

НДС - налог на добавленную стоимость.

Это равенство справедливо и при использовании относительных величин:

У пер + У пост = У вд,

Где У пер, У пост - уровень переменных и постоянных издержек обращения в процентах к розничному товарообороту;

У вд - уровень валового дохода в процентах к розничному товарообороту.

Из приведенного равенства можно рассчитать максимально возможный уровень переменных издержек обращения. Он будет составлять:

У пер. max = У вд - У пост.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на предприятии режима экономии. Под режимом экономии следует понимать систему форм и методов планомерного сокращения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

·        торгово-технологического процесса;

·        структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

·        использование материально - технической базы предприятия;

·        организации и оплаты труда.

Гибкая ценовая политика на предприятии, широкий ассортимент товаро увеличение доли в товарообороте товаров с коротким периодом обращения и низким уровнем издержкоемкости обеспечат ускорение оборачиваемости товаров и как результат - экономию издержек обращения по отдельным статьям и в целом по предприятию.

Рациональное размещение оборудования, создание дополнительных рабочих мест, выбор оптимального режима работы предприятия способны привести к росту товарооборота, увеличению фондоотдачи и сокращению издержек обращения предприятия.

Нормирование труда, разработка оптимального штатного расписания, выбор системы материального стимулирования, способной заинтересовать работников в конечных результатах труда над средней заработной платой, позволяет снизить относительный уровень расходов на оплату труда.

Конкретные предложения по обеспечению режима экономии на предприятии должны быть четко сформулированы в плане мероприятий, направленных на экономию издержек обращения в планируемом периоде, и учтены при разработке плана издержек обращения.

Планирование издержек обращения должно происходить в комплексной увязке с остальными экономическими показателями, такими, как валовой доход, розничный товарооборот, прибыль. Оптимальным будет считаться такой план издержек обращения, который при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли. Планирование издержек обращения может происходить в любом из двух направлений: от общего к частному или от частного к общему. При этом под частным понимается планирование издержек обращения в разрезе отдельных статей.

При определении издержек обращения на планируемый год следует исходить из запланированного объема товарооборота, деление издержек обращения на постоянные и переменные и выявленный за предплановый период тенденций их развития.

Планирование постоянных издержек обращения предприятия производиться с учетом сложившегося за предплановый период темпа роста затрат. пост

И пл. пост = И баз. пост * Δt пост,

где И пл. пост, И баз. пост. - условно - постоянные издержки обращения.

Δt пост - среднегодовой темп роста условно - постоянных издержек обращения.

Условно - переменные издержки обращения находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота, но изменяются они не всегда в одинаковой пропорции. Поэтому при их планировании необходимо учитывать сложившееся за предплановый период соотношение темпов издержек обращения и товарооборота, которое может быть охарактеризовано соответствующим коэффициентом (К).

Если значение коэффициента соотношения будет равно 1, значит, у предприятия преобладают пропорционально - переменные издержки обращения, больше 1 - прогрессивно - переменные и меньше 1 - дегрессивно - переменные. Характер переменных издержек обращения выявляется в процессе проведения анализа.

Сумма переменных издержек обращения на планируемый год может быть рассчитана по формуле:

И пл. пер. =И баз. пер. × [1 + (Δt рст ×К)],

где И пл. пер, И баз. пер - условно-переменные издержки обращения соответственно в плановом и базисном периодах, руб.;

Δt рст - прирост товарооборота в планируемом периоде, в долях ед.;

К - коэффициент соотношения среднегодовых темпов прироста - условно - переменных издержек обращения и розничного товарооборота, в долях ед.

Общая сумма плановых издержек обращения будет представлять собой сумму плановых переменных и постоянных затрат.

Расчет плановой суммы издержек обращения представлен ниже в таблице.

 

Расчет издержек обращения предприятия на планируемый год (тыс. руб.)

Показатели

Розничный товарооборот

Условно - переменные издержки

Условно - постоянные издержки

1 - й 2 - й Базисный год Среднегодовой темп роста, % Плановый год Плановый год, % к базисному

2500 2680 2820 106,2 3000 106,4

164 172 187 106,8 200 107,0

165 170 175 103,5 180 103,0


И пл. пост. =175×103%=180 тыс. руб.

К=6,8/6,2=1,097

И пл. пер. =187× [1 + (0,64×1,097)] = 200 тыс. руб.

И пл = 180 + 200 =380 тыс. руб.

Далее производиться распределение общей плановой суммы издержек обращения по общим статьям. При этом плановые издержки по статьям могут быть рассчитаны по сложившейся в отчетном периоде структуре затрат:

И iпл = И пл × УВil / 100,

где И iпл - сумма затрат по i - статье издержек обращения в планируемом периоде. руб.;

УВil - удельный вес i - статьи издержек обращения в общей сумме затрат отчетного года, %.

Затраты по каждой статье издержек обращения могут быть рассчитаны так же, как и общая сумма плановых переменных и постоянных затрат. Однако в этом случае в расчет следует принимать выявленные за предплановый период тенденции развития и соотношения с товарооборотом отдельно по каждой статье издержек обращения торгового предприятия.

Планирование издержек обращения по основным статьям.

Для корректировки общей суммы затрат и уточнение структуры издержек обращения на планируемый период целесообразно производить дополнительно расчеты по экономическому обоснованию важнейших статей издержек обращения. В состав важнейших статей должны войти затраты, доля которых в общей сумме издержек значительна. К их числу могут быть отнесены транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на аренду, амортизацию основных средств и их ремонт и некоторые другие.

Транспортные расходы

Планируемые транспортные расходы могут определяться методом технико-экономических расчетов исходя из объема перевозок и установленных транспортных тарифов:


где ТР - транспортные расходы, тыс. руб.; ТГО - транспортный грузооборот, тонн.; Тар - транспортные тарифы; Сусл - стоимость услуг по погрузке, разгрузке, экспедировании и т.п.

Транспортный грузооборот определяется по следующей формуле:

где ФГО - физический грузооборот, т; Кп/п - коэффициент повторных перевозок.

Физический объем грузооборота рассчитывается, исходя из объема грузооборота и веса тары, по следующей формуле:


где ГО - грузооборот, т; Квт - коэффициент веса тары.

Объем грузооборота определяется путем деления поступления товаров в стоимостном выражении (П) на среднюю цену одной тонны :


Транспортные тарифы за перевозки устанавливаются предприятиями, оказывающими транспортные услуги самостоятельно различными методами (почасовая оплата транспорта, тариф в зависимости от пробега автомобиля, тариф в зависимости от объема перевозимых грузов, тариф за одно условное место и др.). Транспортные расходы также включают расходы по экспедированию груза, погрузочно-разгрузочные работы, если они не выполнены штатными работниками.

Пути снижения транспортных расходов:

·        Правильный выбор и контроль за использованием транспортных средств

·        Составление графиков перевозки товаров

·        Применение прицепов для перевозки товаров большого объема

Расходы на оплату труда

На данную статью относятся:

·        Затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учётом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты;

·        Затраты на оплату труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.

В состав затрат на оплату труда включаются:

·        Выплаты заработной платы на фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии торговли формами и системами оплаты труда;

·        Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

·        Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии, надбавки, вознаграждения и т.д.;

·        Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

·        Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование)

·        Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных и дополнительных отпусков;

·        Выплата работникам, высвобождаемым с предприятий и из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;

·        Единовременное вознаграждение за выслугу лет;

·        Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынях, безводных и высокогорных местностях;

·        Надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством, за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера;

·        Оплата отпуска перед началом работы выпускникам профессионально - технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение;

·        Оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим, успешно обучающимся в высших и заочных высших и средних специальных учебных заведениях;

·        Оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством;

·        Разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным из других организаций, с сохранением в течение определённого срока;

·        Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлечённым для работы на предприятия торговли;

·        Заработная плата по основному месту работы работникам, руководителям и специалистам предприятий торговли во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

·        Плата работникам - донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови;

·        Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально - технических учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятиях торговли;

·        Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально - технических учебных заведений, работающих в составе студенческих отрядов;

·        Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия торговли, за выполнение ими работы по заключённым договорам гражданско-правового характера;

·        Другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд заработной платы.

Планирование фонда заработной платы, возмещаемого издержками, осуществляется по составным элементам фонда, т.е. определяется фонд заработной платы по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, выплаты компенсирующего характера, выплаты стимулирующего характера, выплаты за неотработанное время в составе издержек обращения.

1. Фонд заработной платы по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам.

Исходными данными для определения фонда заработной платы по тарифным ставкам (окладам) являются численность работников по штатному расписанию и должностные оклады (тарифные ставки). При этом пользуется формула:

Тарифный фонд заработной платы = тарифные ставки (оклады) * численность работников на планируемый период * кол-во месяцев в плановом периоде.

Для работников, труд которых оплачивается по расценкам, фонд заработной платы определяется умножением планового товарооборота на установленную расценку.

Порядок и размеры доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей отсутствующего работника предусматриваются в коллективном договоре предприятия торговли или в контракте. Сумма доплат рассчитывается исходя из кол-ва работников, получающих эти доплаты, и размеров доплат.

Кроме фонда заработной платы штатных работников, производится расчет фонда заработной платы работников не списочного состава. Этот фонд предусматривается для оплаты разовых работ, выполнение которых не возложено на работников списочного состава.

Размер фонда заработной платы не списочного состава определяется на основе данных об объеме предстоящих работ, норм и расценок, действующих на тех предприятиях, на которых эти работы выполняются работниками штатного состава.

2. Выплаты компенсирующего характера.

Сумма доплат работникам за работу в тяжелых условиях, в ночное время определяется исходя из кол-ва работников, получающих эти доплаты, и размеров доплат, установленных в коллективном договоре (контракте). Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, но не ниже, чем предусмотрено законодательством. При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на один час.

Основой для определения суммы доплат за работу в праздничных дней в планируемом периоде и среднедневная заработная плата одного работника. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере.

Работа в сверхурочное время при повременной оплате труда оплачивается в первые 2ч в полуторном размере, а в последние часы работы в двойном размере. При сдельной оплате труда доплату за работу в сверхурочное время производят за первые 2ч сверхурочной работы в размере 50% тарифной ставки повременщика соответствующего разряда, за послед 2ч сверхурочной работы в размере 100% этой тарифной ставки.

При расчете сумм доплат необходимо руководствоваться Кодексом Законов о труде РФ.

3. Выплаты стимулирующего характера.

Относятся премии за основные результаты хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и оклад за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, за стаж работы, за выслугу лет.

Сумму премиальных выплат на планируемый год можно рассчитать по формуле: планированный фонд заработной платы по тариф, включая надбавки и доплаты премируемой группы работников * процент премии к фонду заработной платы данной группы работников. /100

4. Оплата неотработанного времени.

Основное место в нём занимает оплата ежегодных отпусков. Поскольку сумма отпускных включена в фонд по окладам, отдельно рассчитать её нет необходимости.

Отчисления на социальные нужды

На данной статье отражается единый социальный налог, который уплачивают предприятия в фонды социального страхования. Расчет производится от начисленного фонда оплаты труда работников по установленным законодательством ставкам:

·        20 % в пенсионный фонд

·        2,9 % в фонд социального страхования

·        3,1 % в фонд обязательного медицинского страхования

Общая ставка ЕСН соответственно 26%.

Единый социальный налог рассчитывается:


ЕСН =

Фонд оплаты труда * ставку ЕСН (%)



100 %


Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

На данную статью относят:

Ÿ плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающаяся арендодателю;

Ÿ расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;

Ÿ расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;

Ÿ стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т.п.);

Ÿ стоимость электроэнергии, потребленной на, приведение в движение подъемников, лифтов, транспортеров, торговых автоматов, контрольно-кассовых машин и т.п.);

Ÿ расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электрогазовых счетчиков и других измерительных приборов;

Ÿ расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

Ÿ расходы на проведение противопожарных мероприятий;

Ÿ плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т.п.);

Ÿ расходы на обслуживание подъемно-транспортных механизмов и другого оборудования сторонними организациями.

Составление сметы по данной статье включает две части, каждая из которых рассчитывается исходя из ее особенностей:

а) расчет расходов на арендуемые площади, оборудование и инвентарь осуществляется на основе договора на аренду, где указывается размер арендованных помещений и ставок;

б) расходы на содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря планируются по каждому элементу затрат исходя из существующих норм потребления и тарифов их оплаты.

Расчет значительно упрощается при введении в эксплуатацию измерительных приборов, показывающих реальное потребление энергии, воды, топлива (электросчетчиков, водомеров, газовых счетчиков).

Амортизация основных средств

На данной статье отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части основных средств.

В практике работы торговых предприятий широкое применение получил линейный способ начисления амортизационных отчислений.

Тогда плановая сумма амортизации основных фондов будет исчисляться путем умножения среднегодовой стоимости каждого отдельного вида и группы основных фондов на соответствующую им норму амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, полученные произведения суммируются.

Поскольку в течение планируемого года происходит ввод новых основных фондов или их выбытие, то возникает необходимость в определении среднегодовой стоимости вводимых и выбывающих основных фондов.

Методика расчета:

 

 Сумма амортизации основных средств =

среднегодовая стоимость * норму основных средств амортизации (%)


100 (%)

Среднегодовая стоимость основных средств = Стоимость основных средств на начало года + прирост основных средств за год - выбытие основных средств за од;


Прирост основных средств =

стоимость приобретенных * срок действия основных средств основных средств


 

12 месяцев

Выбытие основных средств =

стоимость выбывающих * срок выбытия основных средств основных средств

 


12 месяцев

 


Расходы на ремонт основных средств

На данную статью относятся затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Затраты на все виды ремонтов предприятия торговли планируют самостоятельно, исходя из технического уровня, физического состояния основных средств и обеспеченности материальными, финансовыми и другими ресурсами.

При этом составляют смету расходов на ремонт, где указывают: виды работ, стоимость производственных работ, количество необходимых материалов и т.д. Статья прямая только для ремонта (собственных и арендованных основных средств).

Из содержания Положения о составе затрат вытекает вариантность отражения затрат на ремонт:

. В случае неравномерного осуществления ремонта основных средств (включая арендованные объекты) в течение года предприятие торговли может образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за счет ежемесячных отчислений (исходя из годовой предполагаемой суммы расходов на ремонт) для равномерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов в издержки обращения. Обычно действие резерва распространяется на календарный год.

. Предприятия торговли, образующие ремонтный фонд, для обеспечения равномерного включения затрат на проведение значительного объема ремонта основных производственных средств в издержки обращения по этой статье включают отчисления в ремонтный фонд. Он может быть образован для использования в течение ряда лет путем равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта.

Сумма отчислений в ремонтный фонд определяется исходя из среднегодовой стоимости основных производственных средств планируемого периода и норматива отчислений, утверждаемого предприятием торговли в уставном порядке на 5 лет. Расчет норматива отчислений в ремонтный фонд осуществляется по формуле:

Норматив (%) =

Затраты на ремонт основных средств * 100 (%)

 

среднегодовая стоимость основных средств в отчетном году



Плановая сумма отчислений в = ремонтный фонд

 среднегодовая стоимость основных средств в планируемом году

 

 100 (%)

 

Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов

В данную статью включают:

·        Износ находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов (кроме тары оборудования), столового белья, санитарной и специальной одежды, обуви, санпринадлежностей, столовой посуды и приборов;

·        Потери от боя посуды, поломки и повреждения приборов в пределах норм, утвержденных в установленном порядке;

·        Плата прачечным, ремонтным мастерским и другим предприятиям за стирку, дезинфекцию и починку столового белья, санитарной и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;

·        Стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку столового белья, санитарной и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;

·        Расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и хозяйственного инвентаря.

Малоценные предметы стоимостью не более одной двадцатой установленного лимита за единицу могут списываться в расход сразу по мере отпуска их в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих предметов при эксплуатации, на предприятии должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Выбор того или иного варианта зависит от количества МТБ и их удельного веса в общей величине имущества предприятия торговли, от интенсивности движения средств труда в обороте, а также целей финансовой политики предприятия на планируемый год.

МТБ и их удельного веса в общей величине имущества предприятия торговли, от интенсивности движения средств труда в обороте, а также целей финансовой политики предприятия на планируемый год.

При первом варианте учета в случае значительного количества МТБ и их интенсивного движения издержки обращения относительно занижаются, при втором варианте при тех же условиях - относительно завышаются.

Издержки по износу санспецодежды определяются исходя из плановой численности работников, установленной нормы обеспечения различных категорий работников санспецодеждой, ее стоимости и сроков износа, с учетом движения санспецодежды в течение планируемого периода.

Расходы по стирке и ремонту санспецодежды определяются в зависимости от порядка выполнения этих работ. Если они осуществляются прачечными, ремонтными мастерскими, то расходы планируются по весу одежды, числу стирок и расценок за стирку одного килограмма белья.

Затраты на починку определяются исходя из анализа этих расходов в предыдущем году по данным ремонтных мастерских.

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

Эта статья используется только предприятиями общественного питания и включает стоимость топлива, газа, электроэнергии, расходуемых на подготовку сырья и на приготовление пищи, подогрев воды, мойку посуды и другое.

Издержки по статье рассчитываются на основе норм и лимитов расхода и установленных тарифов.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

На данную статью относят:

·        Фактическую стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы и др.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

·        Плату за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;

·        Расходы на содержание холодильного оборудования - стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.; оплату услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования;

·        Фактическую себестоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;

·        Плату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;

·        Расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);

·        Другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).

Каждый элемент этой комплексной статьи рассчитывается отдельно. Особое внимание при этом следует уделять тем элементам, которые занимают наибольший удельный вес в совокупных расходах по данной статье.

Затраты на упаковку товаров определяются исходя из планового оборота по продаже товаров, требующих упаковки, с учетом расхода упаковочного материала на одну покупку, среднего размера одной покупки и цены упаковочного материала.

Расходы на рекламу

На данную статью относят следующие расходы:

·        на оформление витрин, выставок, выстовок-продаж, комнат образцов товаров;

·        на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

·        на разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.;

·        на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио, телевидению);

·        на световую и иную наружную рекламу;

·        на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

·        на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;

·        на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках;

·        стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату;

·        на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью.

Основным документом, на основе которого рассчитываются расходы по этой статье, является план рекламных мероприятий, предусматривающий виды, объем и сроки проведения рекламных кампаний в течение всего планируемого периода.

исходя из объема рекламы каждого вида и соответствующих им тарифов определяется сумма расходов по рекламе, к ней прибавляются потери от уценки товаров, выставляемых в витрине:

Расходы по торговой рекламе = сумме объема рекламных работ иного вида * стоимость рекламных работ иного вида в расчете на единицу + потери по уценке товаров, выставленных в витрине.

 

Затраты по оплате процентов за пользование займом

По данной статье отражаются платежи по процентам за кредиты банков

На данной статье отражаются:

§  платежи по процентам за кредиты банков

§  затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков

§  другие расходы по оплате процентов за пользование займами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Плата за пользование кредитами банков определяется исходя из среднеквартальных запасов товаров по покупным ценам, долевого участия собственных средств в их оплате и размеров ставок процента по кредитам, взимаемых банком.

Методика расчета платежей по процентам за кредиты банков

1.

удельный вес себестоимости товаров в розничной цене =

100% - % торговой надбавки + уровень транспортных расходов на остаток товаров на конец года

2.

Товарооборот по себестоимости =

РТО * удельный вес себестоимости (%)

 


 

100 (%)

 

3.

Среднедневной товарооборот по себестоимости =

товарооборот по себестоимости за период


 

количество дней в периоде

4.

Норматив товарных запасов по себестоимости =

норма в днях * среднедневной товарооборот по себестоимости

 

5. Удельный вес кредита = 100% - удельный вес собственных средств (%)

Потребность в кредите =

норматив товарных запасов по себестоимости * удельный вес кредита

 

 

100%

 

 7.

Сумма процентов за кредит =

 потребность в кредите * ставку ЦБ * срок получения кредита

 

100%

Потери товаров и технологические отходы

На данную статью разрешено относить расходы только в продовольственной торговле.

На статье отражают:

§  Потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утверждённых в установленном порядке;

§  Нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопчёностей и рыбы чистой массы (весом);

§  Потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада;

§  Убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены;

§  Потери от списания долгов по недостачам товарно - материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются на этой статье по покупным ценам.

Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приёмки или инвентаризации выявлена фактическая недостача.

 

Сумма естественной убыли =

 объем реализованных товаров * норма е. у.


 

100%.


В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых предприятиях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли.

Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной были, когда виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утверждённое руководителем предприятия торговли.

Расходы на тару

На статье отражаются:

·        Амортизация (износ) тары - оборудования;

·        Расходы на ремонт тары - оборудования;

·        Амортизация многооборотной тары, возмещённая поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;

·        Расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары - оборудования части, возмещённой поставщикам (владельцам тары - оборудования);

·        Стоимость тары, списанной из-за естественного износа;

·        Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями, при возврате её поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;

·        Расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;

·        Разница в ценах на тару между приёмными - при оприходовании и сдаточными - при возврате порожней;

·        Другие расходы на тару.

Планирование расходов по этой статье осуществляется в несколько этапов:

1. Рассчитывается количество тары по видам (ящики, бочки, мешки и т. д), её стоимость, сумма уценки при возврате тары поставщикам, затраты на ремонт, износ и перевозку, таким образом определяется сумма расходов по таре.

. Определяется сумма доходов по операциям с тарой, которая включает доходы от реализации тары и упаковочных материалов, не указываемых отдельно в счетах поставщиков.

. Рассчитываются доходы от реализации, пришедшей в негодность и списанной тары или тароматериалов.

. Определяется сумма расходов по статье как разница между расходами на тару и доходам от её реализации.

Прочие расходы

На данной статье отражаются:

·        Суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счёт издержек обращения;

·        Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

·        Износ (амортизация) по нематериальным активам;

·        Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: текущие расходы на устройство и содержание вентиляторов, ограждение машин и их движущихся частей, люков, отверстий, прочих видов устройств не капитального характера, плату медицинским учреждениям (поликлиникам, санитарно - эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников торговли, стоимость мыла, аптечек, медикаментов и перевязочных средств и др.;

·        Расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, банков, умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и другого оборудования;

·        Расходы по ведению реестра акционеров;

·        Расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно - кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно - кассовых машин, расходы на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за контрольно - кассовыми машинами и др.)

·        Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

·        Компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

·        Оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи; расходы на содержание и эксплуатацию собственных телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, диспетчерской связи и радиосвязи;

·        Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков, на типографические и переплётные работы;

·        Расходы на подписку периодических изданий для служебного пользования, приобретение справочной литературы, прейскурантов, каталогов, инструктивных и других служебных материалов;

·        Оплата информационно - вычислительных услуг;

·        Расходы на служебные разъезды работников в пределах пункта нахождения предприятия торговли;

·        Расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью;

·        Представительские расходы и расходы на проведение заседаний совета (правления) предприятия торговли и ревизионной комиссии предприятия торговли;

·        Расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи;

·        Расходы, возмещаемые работникам в соответствии с действующим законодательством о компенсации и гарантиях при переводе, приёме вновь и направлении на работу и другую местность;

·        Расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (кроме расходов на оплату труда, и отчислений на социальные нужды);

·        Оплата услуг банков;

·        Затраты на создание страховых фондов;

·        Другие затраты, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.

3. Основные пути относительного снижения издержек обращения на предприятиях торговли

·        Снижение затрат на оплату труда:

·   повышение производительности труда

·   предотвращение непредвиденных расходов на оплату труда

·        Снижение материальных затрат:

-        рациональное расходование электроэнергии, воды материалов

-        снижение себестоимости закупаемых товаров, рациональное использование тары

·        Сокращение расходов по обслуживанию процесса реализации, управлению и прочих расходов:

-        исполнение сметы расходов

-        выполнение плана товарооборота

         предотвращение потерь и непредвиденных расходов

-        относительное снижение прочих затрат и т.д.

Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте объема товарооборота.

Экономия издержек - существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.

Приложение


Приложение 1

№ п/п

Состав нормируемых расходов

1

2

1

Затраты на содержание служебного автотранспорта

2

Компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

3

Затраты на служебные командировки

4

Представительские расходы

5

Оплата по договорам с учебными учреждениями за подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров

6

Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов) (при налогообложении прибыли принимаются в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка России, увеличенной на три пункта), процентов за отсрочку оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемых поставщиками по поставленным товарно - материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам

7

Затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия

8

Расходы на рекламу

9

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, начисление ускоренным методом, и др.



Приложение 2

Основные этапы планирования издержек обращения торгового предприятия



Предплановый анализ издержек обращения



Расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы предприятия



Выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения



Расчет плана издержек обращения по общему объёму и в разрезе отдельных статей



Приложение 3


Приложение 4

Практическая работа. Задача 1.

Рассчитать расходы по статье "Расходы по оплате процентов за пользование торговому предприятию на основании следующих данных:

)        РТО за квартал составил 500 млн. руб.;

2)      Средний уровень реализованных торговых надбавок составит 25,0 % к товарообороту, уровень издержек обращения на остаток товаров 2,1 % к товарообороту;

3)      Норма товарных запасов 30 дней;

4)      Доля собственных средств в оплате товаров - 35%;

)        Ставка за пользование займом 50 % годовых.

Учетная ставка Центрального Банка России 38 % годовых.

Решение:

1. Рассчитаем товарооборот среднедневной по себестоимости:

а) определим удельный вес себестоимости в розничной цене товара:

- 25 + 2,1 = 77,1 %

б) определим товарооборот по себестоимости:

× 77,1 ÷100 = 385,5 млн. руб.

. Рассчитаем норматив товарных запасов по себестоимости:

× 4, 3 = 129 млн. руб.

. Определим сумму кредита, которую предприятие должно взять в банке:

× (100 - 35) ÷ 100 = 83,85 млн. руб.

. определим сумму фактических расходов по статье "Проценты за пользование займом":

,85 × [ (50 + 3) ÷ 4] ÷ 100 =11,11 млн. руб.

. Рассчитаем сумму расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли по предприятию:

а) рассчитаем сумму расходов по данной статье по ставке Центрального банка:

.85 × [ (38 + 3) ÷ 4] ÷ 100 = 8,59

б) определим сумму расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли:

,11 - 8,59 = 2,52 млн. руб.

Задача 2.

Рассчитать расходы по статье "Прочие расходы" и сумму расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли по торговой фирме за 1996 год на основании следующих данных:

)        розничный товарооборот предприятия 3300 млн. руб.;

2)      уровень валового дохода 26,0 %;

)        средняя ставка НДС 12,10%;

4)      фонд заработной платы предприятия составляет 95 800 тыс. руб.;

)        площадь земли, занимаемая торговым предприятием, 660 кв. м. Ставка налога на 1 кв. м. - 1200 рублей в год.

)        В отчетном году два сотрудника фирмы находились в командировке сроком 15 дней.

Командировочные расходы по отчету составили 6 100 тыс. руб. Норматив командировочных расходов составляет: суточные 22,0 тыс. руб. и 145,0 тыс. руб. за проживание в сутки, расходы по оплате дороги составили 800 тыс. руб.;

7)      Отчисление на проведение противопожарных мероприятий - 200 тыс. руб.;

8)      Расходы на приобретение канц. товаров - 630 тыс. руб.;

)        Сумма представительских расходов - 40 млн. руб.;

Норматив представительских расходов - 40 млн. руб. плюс 0,1% от объема товарооборота, превышающего 2 млрд. руб.

Решение:

1. Рассчитаем сумму налогов, относимых на статью "Прочие расходы" нал):

а) транспортный налог (1% от фактического ФЗП):

95800

б) земельный налог:


в) налог на пользователей автомобильными дорогами (0,22% от РТО без НДС):

Определим валовой доход: 3300

Рассчитаем НДС: 858

Тогда товарооборот без НДС: 3300 - 103,8 = 3196,2

Определим сумму налога: 3196,2

Ʃнал = 958+792 + 7030 = 8780

1.       Рассчитаем сумму расходов по статье "Прочие расходы" (Ʃрасх):

Ʃрасх = 8780 + 6100 + 200 + 630 + 41400 = 57110

2.       Рассчитаем сумму расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли:

а) командировочные расходы по нормативу составят:

15

б) определяем сумму расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли:

- 5800 = 290

в) рассчитаем норматив представительских расходов:

+ (3300 - 2000)

г) тогда сумма расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли будет равна:

,4 - 41,3 = 0,1

д) общая сумма расходов, относимых на увеличение налогооблагаемой прибыли по торговой фирме за год, составит:

+ 100 = 390

Задача № 3

Рассчитать сумму расходов по автомобильным перевозкам, исходя из следующих данных:

1.       Поступление товаров на предприятие в соответствии с заключенными договорами планируется на сумму 1445 млн. руб.

2.       Средняя стоимость 1 тонны товара - 8,8 млн. руб.

.        Коэффициент веса тары составляет 0,1 от веса товара.

.        Коэффициент повторных перевозок (по доставке товаров в филиалы) - 0,12 от общего объёма перевозимых товаров.

.        Средний тариф за перевозку 1 тонны груза - 60 тыс. руб.

.        Оплата за экспедирование груза - 2800 тыс. руб.

Решение:

1.       Определяем вес перевозимых товаров:

1445÷ 8,8 = 164,2 тонны

.        Рассчитаем вес тары, в которой доставляется товар:

164,2 × 0,1 = 16,42 тонны

3.       Тогда физический грузооборот составит:

164,2 + 16,42 = 180,62 тонны

.        Определим транспортный грузооборот (с учетом повторных перевозок):

180,62 × 1,12 = 202,3 тонны

.        Сумма расходов по доставке товаров равна:

202,3 × 60 = 12138 тыс. руб.

.        Определим общую сумму расходов по статье:

+ 2800 = 14938 тыс. руб.

Похожие работы на - Планирование издержек обращения на предприятиях торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!