Психодиагностика персонала

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психодиагностика персонала

Содержание

 

Введение

1. История ООО "Парк Дракино"

2. Психодиагностическое исследование и консультирование персонала

2.1 Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

2.3 Метод диагностики межличностных отношений

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы. Практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей. Время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности. В любой организации происходят разногласия, конфликты, что сказывается на психологическом микроклимате внутри коллектива, предприятия в целом. Такие разногласия могут иметь многосторонний характер. Они могут возникать как между сотрудниками, так и между персоналом и начальством. Поэтому частые конфликты "накаливают" обстановку в коллективе, приводят к психологическим барьером, что в конечном итоге сказывается на работе - ухудшается трудоспособность работников. Для устранения таких конфликтных ситуаций в организации существует специализированный персонал, это может быть психолог, либо менеджер, чаще всего для роли консультанта в области психодиагностики и психологического консультирования привлекают последнего.

Социально-управленческая практику с 6 июня по 3 июля я проходила в ООО "Парк Дракино". Данная организация осуществляет свою деятельность уже 7 лет, предоставляя услуги по осуществлению активного отдыха, досуга и проведению различных соревнований. Руководителем практики была Аминева О.Б.

Объект исследования - профессиональные группы организации (персонал).

Предмет исследования - характеристика персонала организации.

Основной целью социально-управленческой практики является приобретения навыков психодиагностики и психологического консультирования, а так же разработка рекомендаций по решению проблемы.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующее задачи:

.        Закрепить, расширить и углубить теоретические знания;

2.       Кратко охарактеризовать организацию;

.        Исследовать персонал организации, для выявления проблемы;

.        Дать рекомендации по успешному решению выявленной проблемы.

Проблема - нарушение в работе персонала, а именно напряженность и конфликты.

Гипотезы:

1.       Напряженность и конфликты происходят из-за неудовлетворенности своим положением в организации.

2.       Не правильное распределение работы и нагрузки на персонал.

.        Психологическая неудовлетворенность персонала рабочей обстановкой.

Методы исследования:

1.       Индивидуально-типологический опросник.

2.       Диагностика межличностных отношений.

.        СМИЛ.

1. История ООО "Парк Дракино"


ООО "Парк Дракино" был построен в 2005 году к проведению чемпионата мира по высшему пилотажу на планерах. Это было первым масштабным событием в истории парка. Строительство осуществлялось на средства областного бюджета и частных инвесторов с конечной целью получения после окончания чемпионата мира современного гостиничного комплекса, имеющего развитую инфраструктуру активного отдыха, развлечений и досуга.

С 2006 года парк активно развивается. Была построена еще одна гостиница "Полет" для проведения "Гран-При" по планерному спорту.

В 2007 год в "Дракино" был построен скалодрома, парк веревочных аттракционов, тир, мини-зоопарка. Также выстроен банный комплекс и строительства коттеджного городка.

Вторая очередь парка была построена в 2007 году на берегу реки Оки. Это небольшой коттеджный городок с пристанью, центром водных видов спорта, оборудованным пляжем, баром и плавучим рестораном.

В 2009 году была начата процедура ребрендинга. Видимая его часть затронула два основных направления: визуальное обновление бренда и изменение концепции. Визуальное обновление - это измененный фирменный стиль, новое оформление, новый логотип. Немного изменилось название торговой марки, уже достаточно хорошо известной в Подмосковье.

В данный момент упор делается не на экстремальный, а на семейный вид отдыха. На базе парка открывается лагерь для детей "Эйнштейн"

Сегменты рынка, в которых специализируется "Спортивно-развлекательный парк "Дракино".

1. Центр активных и экстремальных видов отдыха Южного Подмосковья.

. Деловой туризм и корпоративные мероприятия.

психодиагностика персонал конфликт

В настоящие время ООО "Парк Дракино" является достаточно развитой организацией, устойчиво стоящей на рынке данных услуг.

Инфраструктура организации

В ООО "Парк Дракино" достаточно развитая инфраструктура. На единой территории находятся: гостиницы "Икар", "Полет"; коттеджные поселки "Теремки" и "Тирольская деревня", апартаменты "Люкс Studio"; ресторан "Братья Райт", бар "Штопор", бар "Полет", летнее кафе, площадка "Лесная полянка", бар "Пегас", детский мини-клуб. На территории спортивно-развлекательного парка "Дракино" находятся: спортивный аэродром, конный клуб "Пегас", пейнтбольный клуб "Вепрь", картодром "Вираж", трасса "off-road" для тест драйвов и для езды на квадроциклах.

Рисунок 1 - структура организации

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

К достоинствам линейно-функциональной структуры управления можно отнести:

Ø  более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

Ø  освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

Ø  возможность привлечения консультантов и экспертов.

К недостаткам линейно-функциональной структуры управления относятся:

Ø  отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;

Ø  недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;

Ø  чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть, тенденция к чрезмерной централизации

Предприятие возглавляет директор, Казакова Ольга Валерьевна, которая организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

ООО "Парк Дракино" представляет собой общество с ограниченной ответственностью, т. е - это коммерческая организация учрежденная несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров. Размер доли каждого участника зафиксирован в учредительных документах. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости своих вкладов. В данной компании организационную основу юридического оформления составляют два основных документа:

Учредительный договор, который подписывается всеми учредителями.

Устав, который утверждается учредителями.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

В качестве основных методов управления на рассматриваемом предприятии применяют экономические методы управления. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования.

Немаловажную роль в процессе управления организацией играют организационно-распорядительные методы управления, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

Распорядительные методы реализуются в форме:

Ø  приказа,

Ø  постановления,

Ø  распоряжения,

Ø  инструктажа,

Ø  команды,

Ø  рекомендаций.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

Говоря о численности персонала организации, то это более ста человек. Данная компания имеет достаточно большую инфраструктуру, начиная от административных корпусов и заканчивая развлекательными площадками, также большое количество внештатных сотрудников, водители, организаторы соревнований, аниматоры, организаторы шоу.

Рисунок 2 - профессиональная подготовка кадров

Данная диаграмма показывает уровень подготовки кадров. Большинство сотрудников с высшим образованием занимает руководящие должности, их число составляет около 32%.

Кадровая политика предприятия включает в себя следующие направления деятельности:

1. найм и отбор персонала

. адаптация

. должностные инструкции

. оценка персонала

. повышение квалификации персонала

. создание кадрового резерва

Основными задачами отбора персонала являются:

создание резерва кандидатов для приема на работу;

формирование требований к профессиям и должностям;

оценка потенциальных кандидатов.

Поиск кандидатов на вакантные места осуществляется как внутри предприятия так и вне его. Исходной точкой отбора и найма персонала является определение потребности в персонале.

Введение в должность производится отделом по управлению персоналом и руководителем соответствующего структурного подразделения. Работника ознакомляют со всеми основными положениями OOO "Парк Дракино". К ним относятся:

краткое описание организации, её структуры и системы управления, история OOO "Парк Дракино";

коллективный договор;

правила внутреннего трудового распорядка;

положение о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности.

2. Психодиагностическое исследование и консультирование персонала


Психодиагностика персонала помогает руководителю: прогнозировать поведение сотрудников в организации, понять какое влияние оказывают сотрудники друг на друга, понять степень их мотивации, как они выстраивают свою работу, насколько важна для них данная работа, какие сильные и слабые стороны сотрудника и персонала организации в целом, спрогнозировать карьерный рост сотрудников.

В процессе социально-управленческой практики были применены следующие основные методические средства психологической диагностики персонала:

.        Индивидуально-типологический опросник;

2.       Методика диагностики межличностных отношений;

.        Стандартизированный многофакторный метод исследования личности;

.        "Рисунок дерева".

2.1 Индивидуально-типологический опросник (ИТО)


Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности - от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, - к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным "Я" (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

Применяется для психодиагностических исследований личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т. п

По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности.

Инструкция

Прочитав каждое утверждение, отметите "ДА" (верно) перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или "НЕТ" (неверно), если не согласны.

Тест

Ваше Имя: ________________

Пол: ______ Возраст: __________ Ваше образование: _____________

) Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним.

Да Нет

) У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

Да Нет

) Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

Да Нет

) Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

Да Нет

) Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми.

Да Нет

) Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

Да Нет

) Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

Да Нет

) Я часто тревожусь по пустякам.

Да Нет

) В моих неудачах виноваты определённые люди.

Да Нет

) Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я часто общаюсь.

Да Нет

) Меня мало касается всё, что случается с другими.

Да Нет

) Мне интересны яркие, артистичные личности.

Да Нет

) Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

Да Нет

) В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя.

Да Нет

) Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

Да Нет

) Я - человек абсолютно правдивый и искренний.

Да Нет

) Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

Да Нет

) Меня часто тянет к шумным компаниям.

Да Нет

) Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

Да Нет

) Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

Да Нет

) Берясь за какое-нибудь дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.

Да Нет

) Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен в своей правоте.

Да Нет

) Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

Да Нет

) Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок.

Да Нет

) Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

Да Нет

) В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

Да Нет

) Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

Да Нет

) Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей.

Да Нет

) Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

Да Нет

) Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.

Да Нет

) Я никогда не поступаю как эгоист.

Да Нет

) Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

Да Нет

) Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей.

Да Нет

) Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

Да Нет

) Мне трудно преодолевать застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

Да Нет

) Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.

Да Нет

) Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

Да Нет

) Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

Да Нет

) Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте.

Да Нет

) Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.

Да Нет

) Никто не может навязать мне своё мнение.

Да Нет

) Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

Да Нет

) Я могу изменить своё мнение под давлением окружающих.

Да Нет

) В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками.

Да Нет

) Я никогда не вру.

Да Нет

) Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня.

Да Нет

) Я вечно ни чем не доволен.

Да Нет

) Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

Да Нет

) Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

Да Нет

) Мне нравится командовать другими.

Да Нет

) Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

Да Нет

) Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

Да Нет

) Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

Да Нет

) Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.

Да Нет

) Моё настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.

Да Нет

) Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.

Да Нет

) Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

Да Нет

) Моё грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.

Да Нет

) Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.

Да Нет

) Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.

Да Нет

) Меня любят все мои друзья.

Да Нет

) У меня трагичная судьба.

Да Нет

) У меня много близких друзей.

Да Нет

) Я самый несчастный человек на свете.

Да Нет

) Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идёт о моих проблемах.

Да Нет

) Я стараюсь быть таким "как все", не выделяться среди других.

Да Нет

) Я - человек спокойный, уравновешенный.

Да Нет

) Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом "взорваться" гневной реакцией.

Да Нет

) Я очень чувствителен к изменениям погоды.

Да Нет

) Я не люблю присутствовать на шумных застольях.

Да Нет

) Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.

Да Нет

) Я люблю ходить в гости.

Да Нет

) Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

Да Нет

) Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.

Да Нет

) Я никогда не испытываю желания выругаться.

Да Нет

) Я никого никогда не обманывал.

Да Нет

) Мне никто не нужен и я не нужен никому.

Да Нет

) Я - человек застенчивый.

Да Нет

) Мне ужасно не везёт в жизни.

Да Нет

) Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.

Да Нет

) Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел.

Да Нет

) Меня ни чем не испугать.

Да Нет

) Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.

Да Нет

) В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя.

Да Нет

) Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.

Да Нет

) Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.

Да Нет

) Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: "Лучше бы мне остаться дома".

Да Нет

) Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.

Да Нет

) Малейшая неудача резко снижает моё настроение.

Да Нет

) Я никогда не сержусь.

Да Нет

Результаты тестирования сотрудников

В процессе тестирования приняли участие 55 сотрудников ООО "Парк Дракино". Путем выборки сократим их число до 9.

Результаты обработки ИТО:

Имя: Александр

Возраст: 26

Специальность: администратор зала

Ложь: 4 Аггравация: 2 Экстраверсия: 8 Спонтанность: 9 Агрессивность: 8 Ригидность: 6 Интроверсия: 1 Сенситивность: 5 Тревожность: 3 Лабильность: 6

Результат: был откровенен своих ответах (лож - 4 балла); не стремился подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 2 балла); общителен (экстраверсия - 8 баллов); не обдумывает свои поступки (спонтанность - 9 баллов); ему свойственна агрессивность (8 баллов); но проявляет в общении критические суждения о ком-либо и стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 6 баллов); замкнут (1 балл); не впечатлителен и не пессимистичен в суждениях (сенситивность - 5 баллов); спокойный по натуре человек (тревожность - 3 балла); присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 6 баллов).

Имя: Татьяна

Возраст: 40

Специальность: бухгалтер

Ложь: 1 Аггравация: 0 Экстраверсия: 7 Спонтанность: 1 Агрессивность: 7 Ригидность: 4 Интроверсия: 8 Сенситивность: 5 Тревожность: 8 Лабильность: 6

Результат: Была предельно откровенна в своих ответах (лож - 1 балл); не стремилась подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера, либо была не совсем искренна в ответах (аггравация - 0 балла); очень общительна (экстраверсия - 7 баллов); обдумывает свои поступки и проявляет крайнюю осторожность (спонтанность - 1 балл); агрессор (7 баллов); не проявляет в общении критических суждений о ком-либо и не стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (ригидность - 4 балла); не замкнута (8 баллов); не впечатлительна и не пессимистична в суждениях (сенситивность - 5 баллов); беспокойный человек (тревожность - 8 баллов); но при этом всем присутствует небольшая изменчивость в настроении (лабильность - 6 баллов).

Имя: Дмитрий

Возраст: 23

Специальность: официант

Ложь: 1 Аггравация: 2 Экстраверсия: 4 Спонтанность: 2 Агрессивность: 3 Ригидность: 4 Интроверсия: 9 Сенситивность: 9 Тревожность: 8 Лабильность: 6

Результат: был откровенен своих ответах (лож - 1 балл); не стремился подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 2 балла); не очень общителен (экстраверсия - 4 балла); обдумывает свои поступки (спонтанность - 2 балла); ему не свойственна агрессивность (3 балла); не проявляет в общении критические суждения о ком-либо и не стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 4 балла); замкнут (9 баллов); впечатлителен и пессимистичен в суждениях (сенситивность - 9 баллов); не спокойный по натуре человек (тревожность - 8 баллов); присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 6 баллов).

Имя: Александра

Возраст: 29

Специальность: помощник менеджера

Ложь: 1 Аггравация: 2 Экстраверсия: 6 Спонтанность: 8 Агрессивность: 8 Ригидность: 7 Интроверсия: 5 Сенситивность: 5 Тревожность: 2 Лабильность: 5

Результат: была откровенна своих ответах (лож - 1 балл); не стремиться подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 2 балла); общительна (экстраверсия - 6 баллов); не обдумывает свои поступки (спонтанность - 8 баллов); ей свойственна агрессивность (8 баллов); но проявляет в общении критические суждения о ком-либо и стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 7 баллов); не замкнута (5 баллов); не впечатлительна и не пессимистична в суждениях (сенситивность - 5 баллов); спокойный по натуре человек (тревожность - 2 балла); не присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 5 баллов).

Имя: Анна

Возраст: 28

Специальность: менеджер

Ложь: 0 Аггравация: 0 Экстраверсия: 8 Спонтанность: 8 Агрессивность: 9 Ригидность: 7 Интроверсия: 5 Сенситивность: 3 Тревожность: 4 Лабильность: 5

Результат: была откровенна своих ответах (лож - 0 баллов); не стремиться подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 0 баллов); общительна (экстраверсия - 8 баллов); не обдумывает свои поступки (спонтанность - 8 баллов); ей свойственна агрессивность (9 баллов); но проявляет в общении критические суждения о ком-либо и стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 7 баллов); не замкнута (5 баллов); впечатлительна и пессимистична в суждениях (сенситивность - 4 балла); спокойный по натуре человек (тревожность - 4 балла); не присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 5 баллов).

Имя: Михаил

Возраст: 45

Специальность: водитель

Ложь: 1 Аггравация: 0 Экстраверсия: 3 Спонтанность: 2 Агрессивность: 4 Ригидность: 5 Интроверсия: 8 Сенситивность: 2 Тревожность: 6 Лабильность: 4

Результат: был откровенен своих ответах (лож - 1 балл); не стремился подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 0 баллов); не очень общителен (экстраверсия - 3 балла); обдумывает свои поступки (спонтанность - 2 балла); ему не свойственна агрессивность (4 балла); не проявляет в общении критические суждения о ком-либо и не стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 5 баллов); замкнут (8 баллов); не впечатлителен и не пессимистичен в суждениях (сенситивность - 2 баллов); не спокойный по натуре человек (тревожность - 6 баллов); не присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 4 балла).

Имя: Виктория

Возраст: 22

Специальность: аниматор

Ложь: 1 Аггравация: 1 Экстраверсия: 6 Спонтанность: 5 Агрессивность: 6 Ригидность: 6 Интроверсия: 5 Сенситивность: 4 Тревожность: 4 Лабильность: 7

Результат: была откровенна своих ответах (лож - 1 балл); не стремиться подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 1 балл); общительна (экстраверсия - 6 баллов); обдумывает свои поступки (спонтанность - 5 баллов); ей свойственна агрессивность (6 баллов); но проявляет в общении критические суждения о ком-либо и стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 7 баллов); не замкнута (5 баллов); впечатлительна и пессимистична в суждениях (сенситивность - 4 балла); спокойный по натуре человек (тревожность - 4 балла); присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 5 баллов).

Имя: Екатерина

Возраст: 19

Специальность: официант

Ложь: 2 Аггравация: 3 Экстраверсия: 6 Спонтанность: 6 Агрессивность: 9 Ригидность: 7 Интроверсия: 4 Сенситивность: 1 Тревожность: 7 Лабильность: 7

Результат: была откровенна своих ответах (лож - 2 балла); не стремиться подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 3 балла); общительна (экстраверсия - 6 баллов); не обдумывает свои поступки (спонтанность - 6 баллов); ей свойственна агрессивность (9 баллов); но проявляет в общении критические суждения о ком-либо и стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 7 баллов); не замкнута (4 балла); впечатлительна и пессимистична в суждениях (сенситивность - 1 балл); не спокойный по натуре человек (тревожность - 7 баллов); присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 7 баллов).

Имя: Сергей

Возраст: 33

Специальность: водитель

Ложь: 3 Аггравация: 3 Экстраверсия: 0 Спонтанность: 5 Агрессивность: 6 Ригидность: 4 Интроверсия: 7 Сенситивность: 5 Тревожность: 5 Лабильность: 2

Результат: был откровенен своих ответах (лож - 3 балла); не стремился подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 3 балла); не очень общителен (экстраверсия - 0 баллов); обдумывает свои поступки (спонтанность - 5 баллов); ему свойственна агрессивность (6 балла); не проявляет в общении критические суждения о ком-либо и не стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 4 балла); замкнут (7 баллов); не впечатлителен и не пессимистичен в суждениях (сенситивность - 5 баллов); спокойный по натуре человек (тревожность - 8 баллов); не присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 2 балла).

Имя: Анна

Возраст: 40

Специальность: главный бухгалтер

Ложь: 2 Аггравация: 0 Экстраверсия: 6 Спонтанность: 6 Агрессивность: 6 Ригидность: 1 Интроверсия: 7 Сенситивность: 4 Тревожность: 3 Лабильность: 4

Результат: была откровенна своих ответах (лож - 2 балла); не стремиться подчеркнуть собственные проблемы и сложность своего характера (аггравация - 0 баллов); общительна (экстраверсия - 6 баллов); не обдумывает свои поступки (спонтанность - 6 баллов); ей свойственна агрессивность (6 баллов); не проявляет в общении критические суждения о ком-либо и не стремится яро отстаивать лишь свою точку зрения (регидность - 1 балл); замкнута (7 баллов); впечатлительна и пессимистична в суждениях (сенситивность - 4 балла); спокойный по натуре человек (тревожность - 3 балла); не присутствует изменчивость в настроении (лабильность - 4 баллов).

Расшифровка результатов тестирования.

Показатели в пределах нормы (3-4 балла) - гармоничная личность.

Выраженные умеренно (5-7 баллов) - акцентуированные черты.

Выраженные избыточно (8-9 баллов) - дезадаптирующие свойства.

Ложь (неискренность) более 5 баллов - данные недостоверны.

Аггравация (подчеркивание проблем) более 5 баллов - данные недостоверны.

Аггравация (от лат. aggravatio - отягощение) - субъективное преувеличение тяжести реально существующего заболевания или дефекта. Нередко выступает симптомом психических нарушений. Иногда может иметь невротический характер, то есть возникать в результате психической травмы, в частности хронической - при постоянном акцентировании окружающими внимания на дефекте.

Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

Спонтанность (лат. - самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений.

Риги́дность (лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Интроверсия - характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, при которой индивид фиксирует свое внимание на своих собственных интересах, на своем внутреннем мире.

Сенситивность [лат. sensus - чувство, ощущение] - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей.

Лабильность (лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция

"Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".

Результаты тестирования:

Анастасия, 27 лет

Характерное дерево. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью. Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода. Ветви, направленные вверх - прямолинейный, вспыльчивый человек, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Иван, 49 лет

Пикническое. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа. Если рисуются крупные ветви, а также, часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Елена, 23 года

Эстетическое. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики. Ветви отделены от ствола - слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера. Искривленные ветви - мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться.

Александр, 34 года

Ель. Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Екатерина, 37 лет

Эстетическое. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики. Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода. Трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным. Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз - кроткий, покорный характер. Листья, цветы, плоды на дереве - хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.

Лариса, 41 год

Зимние. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества.

Сюжетный. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.  Старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих.  можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности. Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз - кроткий, покорный характер. Ветви отделены от ствола - слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.

Алексей, 28 лет

Зимнее. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. У основания ствола условно изображена корневая система - реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также - некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ирина, 25 лет

Пикническое. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа. Больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия. Эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению. Очень слабое, немощное деревце - потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.

2.3 Метод диагностики межличностных отношений


Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

В зависимости от заданной инструкции методика может выявлять:

) субъективную оценку Я в сопоставлении с идеалом своего Я;

) оценку других лиц, включенных в эксперимент при изучении малой группы, характеристики которых также можно рассматривать в сравнении с идеалом;

) конгруэнтность или напряженность отношений в малой группе - будь то семья, коллектив, команда и т.д.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Испытуемый должен на регистрационной сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми остальные номера.Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.

Инструкция

Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если да, то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой вы человек? (Я - человек, который…).

Тест

1. Другие думают о нем благосклонно

. Производит впечатление на окружающих.3. Умеет распоряжаться, приказывать

. Умеет настоять на своем

. Обладает чувством собственного достоинства

. Независимый.7. Способен сам позаботиться о себе

. Может проявить безразличие

. Способен быть суровым

. Строгий, но справедливый.11. Может быть искренним

. Критичен к другим

. Любит поплакаться

. Часто печален.15. Способен проявить недоверие

. Часто разочаровывается

. Способен быть критичным к себе

. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый

. Благородный

. Восхищающийся и склонный к подражанию.23. Уважительный

. Ищущий одобрения

. Способен к сотрудничеству

. Стремится ужиться с другими.27. Дружелюбный, доброжелательный

. Внимательный и ласковый

. Деликатный

. Одобряющий.31. Отзывчивый к призывам о помощи

. Бескорыстный

. Способен вызвать восхищение

. Пользуется уважением у других.35. Обладает талантом руководителя

. Любит ответственность

. Уверен в себе

. Самоуверен и напорист.39. Деловит и практичен

. Любит соревноваться

. Строгий и крутой, где надо

. Неумолимый, но беспристрастный..43. Раздражительный

. Открытый и прямолинейный

. Не терпит, чтобы им командовали

. Скептичен.47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный

. Легко смущается

. Не уверен в себе.51. Уступчивый

. Скромный

. Часто прибегает к помощи других

. Очень почитает авторитеты.55. Охотно принимает советы

. Доверчив и стремится радовать других

. Всегда любезен в обхождении

. Дорожит мнением окружающих.59. Общительный и уживчивый

. Добросердечный

. Добрый, вселяющий уверенность

. Нежный и мягкосердечный.63. Любит заботиться о других

. Бескорыстный, щедрый

. Любит давать советы

. Производит впечатление значимости.67. Начальственно-повелительный

. Властный

. Хвастливый

. Надменный и самодовольный.71. Думает только о себе

. Хитрый и расчетливый

. Нетерпим к ошибкам других

. Своекорыстный.75. Откровенный

. Часто недружелюбен

. Озлобленный

. Жалобщик.79. Ревнивый

. Долго помнит обиды

. Склонный к самобичеванию

. Застенчивый.83. Безынициативный

. Кроткий

. Зависимый, несамостоятельный

. Любит подчиняться.87. Предоставляет другим принимать решения

. Легко попадает впросак

. Легко попадает под влияние друзей

. Готов довериться любому.91. Благорасположен ко всем без разбору

. Всем симпатизирует

. Прощает все

. Переполнен чрезмерным сочувствием.95. Великодушен и терпим к недостаткам

. Стремится покровительствовать

. Стремится к успеху

. Ожидает восхищения от каждого.99. Распоряжается другими

. Деспотичный

. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

. Тщеславный.103. Эгоистичный

. Холодный, черствый

. Язвительный, насмешливый

. Злобный, жестокий.107. Часто гневливый

. Бесчувственный, равнодушный

. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия.111. Упрямый

. Недоверчивый и подозрительный

. Робкий

. Стыдливый.115. Отличается чрезмерной готовностью

. Мягкотелый

. Почти никогда и никому не возражает

. Ненавязчивый.119. Любит, чтобы его опекали

. Чрезмерно доверчив

. Стремится снискать расположение каждого

. Со всеми соглашается.123. Всегда дружелюбен

. Всех любит

. Слишком снисходителен к окружающим

. Старается утешить каждого.127. Заботится о других в ущерб себе

. Портит людей чрезмерной добротой

Результаты тестирования

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов - умеренная


9-12 баллов - высокая

экстремальное до патологии поведение


По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Результаты ДМО

При исследовании межличностных отношений в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению о себе. Если нет полной уверенности знак "+" не ставить". Каждый испытуемый набрал разное количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов были найдены средние значения по 8 типам отношений и начерчена условная схема в виде круга, разделенного на сектора, и отмечены на нем эти величины. Тем самым показана взаимосвязь двух переменных: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность.

Смотря на данную схему можно сделать вывод о том, что связь дружелюбие-доминирование является очень сильной, т. к результаты респондентов находятся на близком расстоянии от центра круга. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывают на адаптивность интерперсонального поведения. Также по специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Результаты представлены в виде диаграмм.

Рисунок 3 - показатели фактора доминирование в коллективе

Рисунок 4 - показатели фактора дружелюбие в коллективе

Согласно данным диаграммам можно сказать о том, что: 73% респондентов доминируют, 27% - подчиняются; 53% - дружелюбные, 47% - агрессивные. Т.е. можно теперь сделать вывод о том, что в коллективе преобладает фактор доминирования, чем подчинения, а фактор дружелюбие почти одинаков с фактором агрессивность.

Результат тестирования: Александр, 26 лет

Название результата

Максимум

Значение

Диапазон баллов

Первая тенденция (I) - доминантность властность - деспотичность

16

3

0 - 4

Вторая тенденция (II) - уверенность в в себе - самоуверенность -  самовлюбленность

16

7

5 - 8

Третья тенденция (III) - требовательность - непримиримость жестокость

16

5

5 - 8

Четвертая тенденция (IV) - скептицизм - упрямство - негативизм

16

2

0 - 4

Пятая тенденция (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость

16

2

0 - 4

Шестая тенденция (VI) - доверчивость - послушность - зависимость

16

2

0 - 4

Седьмая тенденция (VII) - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм

16

6

5 - 8

Восьмая тенденция (VIII) - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность

16

4

0 - 4



 Процент (%)

Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI)

38

5,8

15

Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI)

38

1,09

-3

По результатам данного тестирования по I тенденции: Авторитарность - низкая степень (3 балла) уверенный в себе, упорный и настойчивый; по II тенденции: Эгоистичность - умеренная (7 баллов) уверенный, независимый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству; по III тенденции: Агрессивность - умеренная (5 баллов) энергичный, непосредственный, упрямый, упорный в достижении цели; по IV тенденции: Недоверчивость - скептичность (подозрительность) - низкая степень (2 балла) реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик; по V тенденции: Покорность - застенчивость (подчиняемость) - низкая степень (2 балла) эмоционально сдержанная, честно выполняет свои обязанности; по VI тенденции: Зависимость - послушность - низкая степень (2 балла) комфортный и мягкий человек, вежливый, нуждается в признании; по VII тенденции: Сотрудничество - конвенциональность (дружелюбность) - умеренная (6 баллов) дружелюбен и любезен со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера - главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие); по VIII тенденции: Альтруистичность - низкая степень (4 балла) ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. По показателям основных факторов: доминирование и дружелюбие - преобладает доминирование (15 %).

Результат тестирования: Сергей, 33 года

Название результатаМаксимумЗначениеДиапазон баллов




Первая тенденция (I)

16

11

9 - 12

Вторая тенденция (II)

16

4

0 - 4

Третья тенденция (III)

16

5

5 - 8

Четвертая тенденция (IV)

16

3

0 - 4

Пятая тенденция (V)

16

5

5 - 8

Шестая тенденция (VI)

16

6

5 - 8

Седьмая тенденция (VII)

16

10

9 - 12

Восьмая тенденция (VIII)

16

9

9 - 12



Процент (%)

Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI)

38

9

24

Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI)

38

11

29


По результатам данного тестирования Наумова С.Н. по I тенденции: Авторитарность - высокая степень (11 баллов) уверенный в себе, упорный и настойчивый; по II тенденции: Эгоистичность - умеренная (4 балла) уверенный, независимый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству; по III тенденции: Агрессивность - умеренная (5 баллов) энергичный, непосредственный, упрямый, упорный в достижении цели; по IV тенденции: Недоверчивость умеренная (5баллов) эмоционально сдержанная, честно выполняет свои обязанности; по VI тенденции: Зависимость - послушность - умеренная (6 баллов) комфортный и мягкий человек, вежливый, нуждается в признании; по VII тенденции: Сотрудничество - конвенциональность (дружелюбность) - высокая степень (10 баллов) дружелюбен и любезен со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера - главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие); по VIII тенденции: Альтруистичность - высокая степень (9 баллов) гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других. По показателям основных факторов: доминирование и дружелюбие - преобладает дружелюбие (29 %).

Рекомендации

Проблема межличностных отношений всегда актуальна и очень важна. Как молодым специалистам нам нужно уметь регулировать отношения в коллективе, ведь они важны для организации. От персонала зависит работа фирмы, ее положение на рынке. Нужно грамотно выстраивать межличностные отношения внутри организации, и тогда будет оптимальная производительность, компания будет работать более эффективно.

Основной проблемой системы управления персоналом является неблагоприятная психологическая обстановка, ведущая к напряженности и конфликтным ситуациям. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей. В организации большая текучка кадров, следовательно, часто в коллективе появляются новые люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей, либо просто не могут сразу вжиться в коллектив. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта. Среди сотрудников преобладает фактор доминирования, чем подчинения, поэтому многие сотрудники среднего звена недовольны своим положением в данной организации и стремятся к руководящим должностям, что приводит к недовольству персонала.

Для того чтобы исправить существующее негативное положение на предприятии, необходимо разработать ряд мер, способствовавших повышению корпоративной культуры в целом и снижению количества конфликтов в коллективе в частности. Конечно, нельзя исключать, что причиной конфликтов могут стать различие характеров, но это только один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применять методики. Можно применить метод межличностного контакта, который носил организационный характер, т.е. больше проводить времени в неформальной обстановке. И, конечно же, помощь в адаптации новым сотрудникам.

К частным рекомендациям можно отнести следующее:

формирование общеорганизационных комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели;

выработка межличностных стилей разрешения конфликтов, среди которых стиль уклонения, сглаживания, принуждения, компромисса и решения проблемы.

Большинство опрошенных сотрудников данной организации соответствуют занимаемой должности, вполне здоровы, однако, были выявлены сотрудники, которые неудовлетворенны собой, своим положением в организации, бояться брать на себя ответственность, эмоционально не стабильны.

Подводя итог, можно заключить, что персонал организации и его руководство, независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль управления коллективом для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованным.

Заключение


В заключении можно сказать, что весь период прохождения практики был насыщенным аналитической работой по различным пунктам деятельности компании. В ходе написания данного отчета о прохождении практики, автором были проанализированы и исследованы основные вопросы, связанные с системой управления персоналом. Хочу заметить, что ООО "Парк Дракино" ведет свою деятельность довольно успешно, несмотря на некоторые трудности и проблемы. Текучесть кадров, которая была выявлена в ходе практики, не сильно сказывается на работе и уровне обслуживания, т.к. основная "текучка" кадров среди внештатных сотрудников, руководство, управляющие кадры, администраторы стабильны. Что касается основной проблемы, то данный факт связан, прежде всего, с психологической неудовлетворенностью персонала процессом рабочей деятельности. Были сделаны рекомендации, которые способствовали бы разряжению обстановки.

Список использованных источников


1.       Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 2000

2.       Карлоф Б. Деловая стратегия (Концепция, содержание, символы). - Пер. с англ. - М.: Экономика, 2001. - 248 с.

3.       Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум.М. Экономика, 2006.232с

.        Лапин А. Формирование системы управления персоналом.М. Наука., 2003.342с,

.        Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. - М., ПМТ ТПО "Квадрат", 2001. - 225 с.

6.       Магура М.И. Место поиска и отбора кадров в общей системе управления персоналом. М. Экономика. 2003.454с

.        Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М. МГУ. 2006.344с

8.       Мосейкин Ю.Н. Стратегическое планирование. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 80 с.

.        Справочное пособие директору Производственного объединения, предприятия: (Экономика, организация, планирование, управление), в 2-х томах. - М.: Экономика, 2000.

.        Толковый терминологический словарь-справочник по экономике. - М.: СП Инфоконт, 2001.

11.     Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала, М. МГУ. 2006.433с

.        Франк Э. Консультационные фирмы и отбор человеческого капитала: Услуги по отбору кадров. М. Наука. 2003.343с.

.        Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Маркетинг: Регламент бизнес-процесса. - М.: РИП-Холдинг, 2005.

.        Ковалев С.М. Ковалев В.М. Описание бизнес-процессов - к вершинам мастерства // Консультант директора, № 10, 2004.

.        Козлов В.К., Уваров С.А., Щербаков В.В. Содержание и организация коммерческой деятельности. / http://www.marketing. spb.ru

.        Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. - Мн.: Выш. шк., 2000.

.        Кузин Б., Шахдинаров Г., Юрьев В.К. Методы и модели управления фирмой: Учеб. Пособие. - С-Пб.: Питер, 2001.

.        Вартанов А.С. "Экономическая диагностика предприятия: организация и методология" - М.: Финансы и статистика, 2000 г., 436 с.

.        Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. Пособие для вузов. - 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 511с.

.        Цыличко В.Н. Руководителю - о принятии решений, 2-е изд. Испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 272с.

.        Литван Б.Г. Разработка управленческих решений: Учебник. - М.: Дело, 2000. - 392с.

.        Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 140с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!