Внутренний контроль в коммерческом банке

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,71 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внутренний контроль в коммерческом банке

Введение

В настоящее время финансовому контролю кредитных организаций, в их числе - и коммерческих банков, государство уделяет все большое внимание. Нежелательные, а часто и тяжелые последствия недооценки как внутреннего, так и внешнего контроля( как одних из основных звеньев функции управления деятельностью кредитных организаций )хорошо известны. В настоящее время активизировались усилия государственных органов по выработке единой концепции государственного финансового контроля, по формированию структур контрольной деятельности для улучшения механизмов функционирования всеобщей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях финансово-экономической деятельности в государстве.

С укреплением общегосударственного и ведомственного контроля большое внимание уделяется внутрибанковскому контролю и в коммерческих банках, особенно учитывая огромные финансовые средства, функционирующие в этих финансовых структурах, что необходимо для выполнения значимых государственных задач. Определенная контрольная работа на уровне менеджмента в банках всегда ведется, но важно качество такой работы, соответствие ее организации требованиям эффективного рыночного хозяйствования, принятым международным стандартам и достижениям современной науки и систем управления.

Государственные органы Российской Федерации напрямую заинтересованы в хорошей постановке внутрихозяйственного, также - внутрибанковского контроля в проверяемых организациях, так как это в значительной степени облегчает реализацию таких функций, как контроль законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Высшие государственные органы требуют, чтобы контрольные службы, ее различные органы осуществляли должную проверку эффективности внутренних контрольных служб всех финансовых организаций. Если внутренняя контрольная служба организована эффективно, то это, безусловно, способствует обеспечению необходимого высокого уровня состояния финансовой деятельности коммерческого банка, выполнению поставленных задач и рациональному использованию финансовых средств.

Для разработки эффективных систем внутреннего контроля обычно широко используется как внутригосударственный, так и международный опыт. Эффективная система внутреннего банковского контроля является необходимым условием надежного функционирования , как самого банка, так и обеспечения стабильности финансовой системы государства в целом.

Одним из важных принципов оценки системы внутреннего контроля является необходимость наличия эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита, проводимого структурно обособленными и независимыми в операционном отношении, хорошо подготовленными и компетентными специалистами. Служба внутреннего аудита должна быть подотчетна совету директоров и менеджменту банка, что имеет отражение в структуре и полномочиях органов управления Банка России.

Внутренний аудит, по общему международному мнению - это важная часть постоянного мониторинга функционирования банка. Он обеспечивает оценку рациональности установленных правил контроля, их выполнение. Необходимо, чтобы служба внутреннего аудита не зависела от повседневной работы банка и имела доступ ко всем видам операций. Внутренние аудиторы предоставляют объективную информацию о деятельности банка благодаря прямой подотчетности совету директоров или менеджменту. Периодичность и надежность проводимых ими внутренних проверок должны соответствовать характеру сложности и рискам коммерческой деятельности банка. Недостатки в работе банка, обнаруженные службой внутреннего аудита, должны своевременно доводиться до сведения менеджмента и руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. Внутренний аудит должен проводить последующие проверки или осуществлять другие виды мониторинга и информировать менеджмент обо всех неисправленных недостатках.

Необходимость проведения внутреннего контроля и аудита возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением банка , как кредитной организации, так и государства, заинтересованного в точной информации о результатах деятельности банков.

Именно достоверная информация позволяет принять меры к повышению эффективности функционирования рынка государственного капитала и обеспечивает возможность оценки и прогноза последствий принятия соответствующих экономических решений.

Тема данной курсовой работы актуальна тем, что участники деятельности коммерческого ( как и других ) банка ( акционеры, пайщики, кредиторы и другие ) не могут самостоятельно оценить то, что все ли многочисленные и весьма сложные операции банка законны и правильно отражены в отчетности, поскольку они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта и вследствие этого нуждаются в помощи аудиторской проверки.

Таким образом, проведение проверки даже тогда, когда она не является обязательной, все равно имеет важное значение.

Целью данной курсовой работы является ознакомление с целями и принципами внутреннего банковского контроля и менеджмента, их назначениями, методами и способами их проведения.

В курсовой работе изложены основы внутрибанковского контроля в коммерческих банках, требования законодательства Российской Федерации по внутреннему контролю в банках, основные его цели и задачи. На примере конкретного банка охарактеризованы внутренний контроль на индивидуальном уровне и в подразделениях, сама система контроля и меры по дальнейшему их развитию и совершенствованию.

контроль макроуровень банк

Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке

.1 Сущность, цели и задачи внутрибанковского контроля

Внутренний контроль, его система очень важны в развитии и становлении банковского дела, для анализа текущего состояния банков как кредитных организаций, является одним из основных элементов банковского менеджмента. Система внутреннего контроля представляет собой совокупность органов и направлений внутреннего контроля. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка. Однако сущность внутреннего контроля банка глубже и не ограничивается комплексом проверок и измерений, но представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.

Внутренний контроль состоит из следующих основных направлений:

В административном контроле, процесс базируется на плане организации работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

В контроле за денежными потоками отражаются состояние ликвидности, концентрации рисков банковской деятельности;

Финансовый контроль, базируется на ведении документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности;

В контроле за результатами деятельности, процесс основан на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью.

Основными функциями внутреннего контроля являются:

Контроль за четким разграничением полномочий и обязанностей;

Отличие функций контроля от структур, имеющих отношение к управлению банком, распределению его средств, составлению финансовой отчетности по активам и пассивам;

Мониторинг банковских рисков и управление ими;

Контроль за согласованием контрольных процедур, системой охраны активов.

В законе РФ "О банках и банковской деятельности" ( ст. 24 ) констатировано, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

Центральный Банк РФ в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", разработал Положение от 16 декабря 2003 г. №242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

.2 Основные направления и цели внутрибанковского контроля

Как основная цель внутреннего банковского контроля Банком РФ установлена защита интересов кредиторов и вкладчиков путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизация рисков банковской деятельности.

Организация внутреннего контроля банка как организации должна включать следующие направления:

Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

Проверка функционирования системы управления банковскими рисками и оценки банковских рисков;

Контроль распределения полномочий при совершении банковских операций;

Проверка информационных потоков и обеспечение информационной безопасности;

Проведение на постоянной основе наблюдений за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия деятельности банка, как финансово-кредитной организации.

Контроль со стороны органов управления за организацией работы банка как организации охватывает комплекс мероприятий, проводимых как советом директоров, так и исполнительным органом банка в части реализации политики внутреннего контроля.

В компетенцию Совета директоров ( Наблюдательного совета ) рекомендуется отнесение следующих вопросов деятельности банка:

Организация и осуществление эффективного внутреннего контроля;

Постоянное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами банка как организации вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;

Текущий анализ документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных исполнительными органами внутри организации, службой внутреннего контроля и другими правомочными структурами и сотрудниками, входящими в органы внутреннего контроля;

Обеспечение мер, необходимых для оперативного выполнения исполнительными органами коммерческого банка рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля;

Своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности коммерческого банка.

В компетенцию исполнительных органов включается решение следующих вопросов:

Определение ответственности за выполнение решений совета директоров, реализация стратегии и политики коммерческого банка в организации и осуществлении внутреннего контроля;

Предоставление полномочий на разработку правил и процедур в сфере внутреннего контроля руководителям соответствующих структурных подразделений;

Контроль соответствия деятельности коммерческого банка внутренним документам, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля;

Определение обязанностей подразделений и служащих, отвечающих за конкретные направления внутреннего контроля;

Разработка эффективных систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям;

Организация системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения.

В течение построения и реализации внутреннего контроля в коммерческой организации органам управления банка рекомендуется:

Определять риски, влияющие на достижение поставленных целей;

Обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих коммерческого банка в соответствии с их должностными обязанностями;

Определить порядок, при котором служащие доводят до сведения органов управления информацию обо всех нарушениях законодательства РФ, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики;

Контролировать документы по вопросам взаимодействия службы внутреннего контроля с подразделениями и служащими коммерческого банка, правильность их оформления и утверждения.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками осуществляется на постоянной основе. Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

В процессе распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций нужно включать в том числе такие формы контроля, как:

Проверки, выполняемые органами управления путем запросов отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;

Контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством оценки работы починенных им служащих;

Материальный контроль, работы исполнителей путем проверок, ограничений в работе с материальными ценностями, разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;

Оценка соблюдения установленных норм на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;

Контроль соблюдения порядка совершения банковских операций.

Банк как коммерческая организация должен обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения. Банк должен установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов.

Процесс контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности должен распространяться на все направления ее деятельности. Информация по направлениям деятельности банка должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля. Общий контроль предусматривает контроль компьютерных систем, проводимых с целью бесперебойной и непрерывной работы. Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций.

Мониторинг системы внутреннего контроля надо осуществлять на постоянной основе руководством и служащими различных подразделений. Банк принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, также с учетом изменения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на финансовую деятельность.

Службу внутреннего контроля в коммерческих банках строят на основе следующих основных принципов:

Открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных проверок;

Проведение постоянного контроля за рисками в банковской деятельности и их возможностями;

Распределение обязанностей сотрудников так, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;

Проведение постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.

Систему внутреннего контроля организуют органы управления банка в соответствии с его учредительными документами. Для постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществлять деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.

Вся служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.

Обычно руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка. Кроме того, руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной организации на ответственных участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков в общей сложности не менее трех лет.

Работники службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций и иметь необходимые профессиональные навыки и квалификацию. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.

Для этого службе внутреннего контроля предоставляются необходимые права для осуществления контроля. Например, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников необходимые для проведения контроля документы. К таким документам относятся бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка.

Сотрудники службы внутреннего контроля имеют право на доступ во все помещения проверяемых подразделений. Доступ в архивы, денежные хранилища, компьютерные залы осуществляется с обязательным привлечением руководителей проверяемых подразделений или сотрудников по их поручению.

С ведома исполнительного органа банка сотрудники службы внутреннего контроля имеют право снимать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получать расшифровки этих записей. В результате проверок сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно определять соответствие действий и операций, осуществляемых персоналом банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов банка.

Работники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банках, качество и достоверность отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях, сделках, а характеризовать результаты анализа финансового положения и риски банковской деятельности.

При осуществлении проверок и решении задач внутреннего контроля в случае необходимости привлекаются сотрудники других структурных подразделений банка.

В обязанности службы внутреннего контроля и ее сотрудников входит организация постоянного контроля путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, а также должностным инструкциям.

К обязанностям службы внутреннего контроля относится и контроль выполнения сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений. В ходе проверок проверяющие органы обязаны документировать каждый факт проверки и по итогам оформлять заключения по результатам проверок, которые представляются руководителям банка и соответствующих подразделений.

Документы должны отражать все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений должно осуществляться под наблюдением и контролем службы внутреннего контроля.

Работники службы внутреннего контроля должны своевременно информировать руководство банка о всех вновь выявленных рисках, случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, а также установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля.

Кроме того, до сведения руководства банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

В банковской деятельности организации внутреннего контроля рисков должно быть уделено большое внимание. Риски в банковском деле могут привести к утрате ликвидности, к большим финансовым потерям и убыткам. Основной целью этого направления во внутреннем контроле является ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, путем выполнения конкретных процедур контроля за соблюдением требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.

Внутренний контроль рисков банковской деятельности необходимо осуществлять по линии административного и финансового контроля.

Административный контроль должен обеспечить проведение операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с установленными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Финансовый контроль обеспечивает защиту активов, проведение операций в строгом соответствии с нормативными документами, точное отражение в учете и отчетности банковских операций и достоверность финансовой отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

В системе внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности предусмотрены три основные уровня: индивидуальный ( сотрудник ), микроуровень ( подразделения ) и макроуровень.

2. Организация внутрибанковского контроля

.1 Организация контроля на индивидуальном уровне и в структурных подразделениях

На первом из уровней могут возникать банковские риски в связи с принятием отдельными работниками неправомерных и некомпетентных решений, при несоблюдении сотрудниками банка установленных правил и процедур, превышении полномочий ( по составу и объему операций ). Риски включают: хищение ценностей, проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, вовлечение банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой.

При проведении контроля на индивидуальном уровне основной объект контроля - это отдельный работник, его компетентность и мотивация при принятии решений.

Административно-финансовая структура подразделений (офисов) банка
















При этом используют три вида контроля за деятельностью сотрудников: предварительный, текущий и последующий.

Под предварительным контролем считают контроль за подбором и расстановкой кадров. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением установленных в банке критериев по кругу работников, которые в силу служебного положения принимают решения. При этом принимаются во внимание как квалификационные ( образование, стаж работы ), так и личностные характеристики сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности. Это делается с целью исключения возможности принятия важных решений в части финансового состояния кредитной организации лицами с сомнительной деловой репутацией или недостаточно компетентными.

Перед выдвижением на должность работник проходит согласование со службой внутреннего контроля, которая проверяет содержание заключаемого при этом контракта, наличие и содержание служебных инструкций, четко регламентирующих должностные обязанности сотрудника. При текущей проверке служба внутреннего контроля организует постоянный мониторинг и контроль за наличием в соответствующем структурном подразделении и на уровне банка систем контроля за выполнением сотрудником правил совершения банковских операций, оценивает эффективность и работоспособность этих систем. Кроме того, контролируется соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей.

Банком России рекомендуется, при текущем контроле в обязательном порядке проверять соблюдение индивидуальных лимитов, открытых позиций дилеров и брокеров; объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов, установление максимального объема операций и сумм сделок для отдельных сотрудников, принимающих самостоятельные решения об их проведении без согласования с вышестоящим руководством или постоянно действующим компетентным органом (кредитный комитет, правление и т.п.).

При этом проверяют также регулярность оценки деятельности работника руководством банка. В течение последующего контроля осуществляется контроль за доступом работников к имеющейся в банке информации, в зависимости от их компетенции, за эффективностью применения мер защиты конфиденциальной банковской информации.

Целью внутреннего контроля являются банковские риски, обусловленные решениями управленческого персонала структурных подразделений и руководства банка, кроме того - система принимаемых мер по их минимизации. К основным видам рисков банковской деятельности на микроуровне относятся риски ликвидности и снижения капитала, которые следует отметить, включают кредитный, рыночный, процентный, операционный, правовой риски, риски потери репутации банка.

К наиболее распространенным относят кредитный, процентный, операционный риски и риск потери ликвидности. Кредитному риску свойственно неправильное определение персоналом банка кредитоспособности заемщика, занижение риска и резервов на возможные потери по ссудам. Процентный риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок, часто с ошибками в управлении активами и пассивами по срокам размещения и привлечения средств, размером получаемых и уплачиваемых процентов.

Так же неквалифицированное управление ликвидностью приводит к риску потерь ликвидности, когда в банке возникают трудности с покрытием дефицита денежных ресурсов при привлечении дополнительных средств или при быстрой реализации без значительных потерь и по приемлемой цене части своих активов. Риск потери репутации банка возникает из-за невозможности выполнения операций и неспособности действовать в соответствии с законодательными и нормативными документами (трудности с возвратом вкладов, депозитов, различных межбанковских кредитов), а также при подозрениях в связях с криминальными структурами. Потери репутации разрушительны для банка, поскольку условия его бизнеса требуют уважения, доверия кредиторов, вкладчиков и бизнеса как целого.

К основным объектам внутреннего контроля за банковскими рисками на уровне подразделения относят: состояние системы принятия решений в банке, соответствие выбранного пути развития коммерческой деятельности банка целям, которые определены его акционерами и участниками.

Административно - финансовая структура банка.


















Указанные лица должны определять и принимать концепцию развития банка на финансовый год с указанием точных количественных и качественных критериев. При этом совет директоров и правление банка должны иметь полномочия по текущей корректировке цели и применяемых инструментов её достижения в зависимости от изменения конъюнктуры финансовых рынков и ситуации в экономике.

Контроль за банковскими рисками на микроуровне также подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В течение предварительного контроля служба внутреннего контроля осуществляет анализ и представляет руководству банка заключение о надежности поставленных целей и задач на финансовый год, также предложения по работе структурных подразделений для их достижения.

При этом контролируется включение в систему управления качественных и количественных ограничений рисков банковской деятельности и механизмов управления ими. Например, устанавливаются состав используемых инструментов совершения операций и сделок, лимиты по суммам ограничения рисков по ним. При определении лимитов по ограничению рисков учитывается необходимость соблюдения всех установленных норм, определенных Банком России. При этом определяется порядок оперативного пересмотра лимитов и плана действий в случае одновременного проявления негативного влияния всех рисков и дефицита денежных средств.

При предварительном контроле определяется наличие в банке четко установленных ограничений полномочий и ответственности и механизма принятия коллективных решений.

В течение текущего контроля служба внутреннего контроля в процессе регулярных комплексных и тематических обследований контролирует соблюдение персоналом банка принятых на предварительном этапе правил ограничения и оптимизации рисков. Проверяются также соблюдение порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги, качество принимаемого банком залога по ссудным операциям, недопущение убытков и снижения объема собственных средств (капитала) и другие показатели.

При этом важно в ходе текущего контроля проводить проверку соблюдения юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок (использование стандартных форм договоров, согласование с юридической службой банка договоров до их подписания, выполнение всех необходимых мер для подтверждения сделок, заключенных с использованием безбумажных технологий).

Так же следует дополнительно наделить службу внутреннего контроля следующими функциональными правами и обязанностями:

Определение условий конкретной сделки, если объем возможных убытков от проведения превышает 3% капитала банка;

Прекращение проведения сделок и операций работником или структурным подразделением в случае нарушения ими установленных значений рисков до принятия решения органами управления банка.

При последующем контроле служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует сложившуюся в банке практику управления рисками, вносит предложения по совершенствованию методики оценки рисков и порядка контроля за ними.

.2 Анализ системы внутреннего контроля на макроуровне

К макроэкономическим банковским рискам относятся:

Отрицательные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития;

Не служащая интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк производит операции и сделки;

Неблагоприятные изменения государственной и экономической политики и нормативно-правовых условий банковской деятельности.

Как основной объект контроля на макроуровне считается состояние аналитической работы, оценка ее качества и результатов, позволяющих учитывать неблагоприятные макроэкономические условия в деятельности банка и прогнозировать ее.

При предварительном контроле контролируются полнота, состав и своевременность обновления баз данных, на основе которых аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие в банке механизма, который позволяет руководству своевременно, также полно и схематически получать информацию о выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации и прогнозах развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

На этапе контроля службы внутреннего контроля периодически уточняют качество и своевременность доведения результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Проверяя наличие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, определяют своевременность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хозяйственной и финансовой конъюнктуры.

В течение последующего контроля дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогнозы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предложения руководству банка.

Опыт показывает: в практике деятельности банков, в организации внутреннего контроля имеются недостатки: не удается достичь четкого разграничения в проведении контрольных процедур структурными подразделениями банков, которые обязаны осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями (кассовыми, расчетными, ссудными, депозитными, операциями с ценными бумагами и т.д.), и службой внутреннего контроля. Проведение такого контроля предусмотрено должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений, одновременно решение всех этих задач возлагается на службу внутреннего контроля, что создает дублирование в их работе, снижает ответственность за проведение внутреннего контроля структурных подразделений банка и их сотрудников.

Анализ показывает, что служба внутреннего контроля должна в большей мере выполнять консультативные функции, осуществлять последующие проверки и ревизии, вести профилактическую работу по снижению рисков банковской деятельности.

Причем для этого не надо создавать целый штат контролеров, дублирующих функции ответственных исполнителей, и отождествлять систему внутреннего контроля со службой внутреннего контроля.

Показано также, что развитие внутреннего контроля осуществляется медленными темпами из-за ряда причин:

Исполнение внутреннего контроля рассматривается как процесс, связанный только с издержками и поэтому приводящий к уменьшению чистого дохода банка;

Менеджмент во вновь организуемых банках не видит пользы от деятельности внутреннего контроля, поскольку уверен в возможности избежать ошибок на основе простого наблюдения за совершением ежедневных операций.

Многие зарубежные банки внутренний контроль рассматривают как необходимую составную часть деятельности, краеугольный камень управления рисками. В большинстве французских банков существуют отдельные службы внутреннего контроля, главной задачей которых является анализ действия системы текущего контроля на рабочих местах при проведении банковских операций. Так службы внутреннего контроля выявляют риски для каждого типа банковских продуктов или операций, определяют способы контроля за рисками. Службы внутреннего контроля регулярно выпускают отчеты по рискам во всех подразделенях, приносящих доходы. Отчеты используются менеджментом для определения наиболее рисковых зон и операций в банке и управления рисками.

В крупных американских банках практикуется создание отдельных организационных единиц для контроля. Отдел или департамент внутреннего контроля выполняет преимущественно надзорную функцию, работая с отдельными операционными подразделениями над созданием соответствующих контрольных систем. В мелких банках специальные подразделения по внутреннему контролю могут не создаваться. Однако при этом независимо от организационной структуры внутренний контроль организуется по следующим направлениям:

Организация контрольных процедур и техники, приложимых к конкретным видам сделок (например, валютный трейдинг);

Контроль сделок на предмет того, были ли они правильно проведены по учету (например, формирование обеспечения под ссуды);

Создание систем и процедур финансового планирования и отчетности, обеспечение их соответствия целям менеджмента и требованиям Центрального банка;

Оформление отчетов о финансовом состоянии банка, включающих сопоставления и объяснения несоответствий между фактическими и планируемыми результатами в части доходов и расходов.

В эффективных банках существует значительная гибкость в структурировании управленческих аспектов, связанных с выполнением контрольной функции. Основным является обеспечение эффективности структуры, ее независимость от операционных менеджеров, а также ее соответствие размеру и организационной структуре банка.

В крупных банках контролеры могут находиться в структуре крупных департаментов, отделений. В такой структуре контролеры имеют двойную подотчетность - руководителю департамента, отделения (с точки зрения ежедневного ведения бизнеса) и руководителю департамента внутреннего контроля (с точки зрения политики и оценки состояния дел). При этом поддерживается независимый характер функции контролера.



Глава 3. Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее время

Выше было изложено, как осуществляется внутренний контроль - в банке. В то же время органы управления банка стремятся к постоянному совершенствованию внутреннего контроля с целью соответствия его современным условиям.

Основные цели банка в этом направлении:

Повышение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, при совершении банковских операций и различных сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается: выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей несения потерь и ухудшения ликвидности вследствие неблагоприятных внутренних и (или) внешних факторов, постоянное наблюдение за банковскими операциями, принятие мер по поддержанию финансовой устойчивости банка в соответствии с интересами его кредиторов и вкладчиков.

Повышение, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей, информационной безопасности, защищенности интересов банка в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений.

Усиление соблюдения нормативных, правовых актов, государственных стандартов Российской Федерации, профессионального подхода сотрудников банка к использованию учредительных и внутренних документов.

Исключение вовлечения банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Повышение ответственности банка в защите интересов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать проводимых банком операций и минимизации рисков.

Для достижения поставленных целей служба внутреннего контроля должна усилить координацию действий всех подразделений банка и, прежде всего, обеспечивать соблюдение всеми службами и сотрудниками банка федерального законодательства и соответствующих нормативных актов, а также внутренних документов, определяющих экономическую политику банка. Для этого необходима разработка всех необходимых нормативных материалов о подразделениях банка и служебных обязанностях сотрудников. Осуществление контроля посредством регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников для возможности выяснить степень соответствия их действий и результатов работы требованиям законодательства, нормативных актов, внутренних документов, должностных инструкций, внесённых изменений в документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников.

Необходимо проверять также правильность ведения работниками первичной документации, осуществления в полном объёме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования документов, формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных.

Изменять характер и цели управления банком. От решения во многом спонтанных ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов, валюты и различного рода банковских услуг банк переходит к выработке долгосрочной политики. Роль внутреннего контроля в разработке перспективной программы развития банка. Он должен обеспечивать оценку состояния системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности целям, определённым его акционерами и участниками, закреплёнными соответствующими документами.

Решение данных задач предполагает принятие акционерами и участниками банка концепций развития банка как организации в текущих и последующих годах с количественных и качественных критериев деятельности банка.

Служба внутреннего контроля должна предоставлять руководству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения о системе внутренних организационных мер, которые необходимо предпринять для их достижения. Это заключение должно базироваться на предварительном анализе динамики результатов финансово-хозяйственной деятельности банка, точности финансового планирования, прогнозирования и оптимизации основных банковских рисков.

Особое внимание должно быть уделено рассмотрению всех аспектов осуществления кредитной политики с более подробным изучением вопросов, связанных с предоставлением крупных кредитов одному заёмщику или группе связанных заёмщиков, что приводит к концентрации кредитных рисков.

Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций должен быть направлен на:

соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров, объёмов выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

установление объёма операций и сделок, свыше которого решения о проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом, Правления и т. п.).

Одним из важных элементов деятельности службы внутреннего контроля является ознакомление руководства банка со всеми нарушениями в деятельности подразделений и отдельных сотрудников, разработка и принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

На этом этапе сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь право выдавать временные (до решения руководства банка) предписания в целях недопущения действий, результатом которых может стать нарушение федерального законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, принятия на себя банком чрезмерных рисков, что может привести к серьёзным финансовым потерям.

Важное место в деятельности службы внутреннего контроля занимает контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта, что отвечает и поставленной Центральным банком задаче обеспечения достоверности предоставляемой кредитными организациями информации. Эта работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках последующем контролем.

Особое внимание необходимо уделять системам осуществления платежей и электронной обработки данных с целью обеспечения безопасности этих операций, уменьшения риска убытков из-за системных ошибок, потери важных данных, злоупотреблений.

Внутренний контроль можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения чёткого выполнения указаний руководства банка.

Внутренний контроль организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Таким образом задачи внутреннего контроля весьма разнообразны:

- проверка правильности ведения бухгалтерского учёта;

проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т.д.);

проверка законности выполнения отдельных операций и т.д.

Для успешного выполнения своих функций органы контроля должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия придавать своим решениям обязательный характер.

Органы банковского контроля должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и по мере возможности добиваться того, чтобы банк квалифицированно управлял принимаемыми им рисками. Эффективный надзор требует, чтобы размеры и характер рисков, принимаемых на себя банком, оценивались, и таким оценкам должен соответствовать контроль. Органы надзора должны убедиться в том, что банк располагает ресурсами, соответствующими принятым им рискам, в частности, достаточным капиталом, квалифицированным руководством, эффективными системами контроля и учета.

Контроль должен способствовать формированию эффективной и конкурентной банковской системы, отвечающей потребностям общества в финансовых услугах, предоставляемых по приемлемым ценам.

Контроль не может и не должен гарантировать, что банк не разорится. Внутренний контроль в банке - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации.

Система органов внутреннего контроля в банке определена учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг, установление тесного межбанковского сотрудничества требует разработки режима управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от ее использования в личных целях.

Важное значение в рамках информационной политики имеет своевременное предоставление руководству банка, руководителям подразделений и комитетов полной и достоверной информации о проводимых операциях, уровне эффективности операций, выполнении лимитов и пр. В банках, как правило, существует пакет так называемой управленческой отчетности, которая предназначена для внутреннего пользования руководством банка и необходима при принятии решений и оценке рисков, возникающих в деятельности кредитной организации.

Надежная система внутреннего контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

Также система внутреннего контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем и в отношении них должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах.

Надежная система внутреннего контроля предполагает наличие эффективных информационных систем, позволяющих обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение необходимой информации до соответствующих сотрудников.

Заключение

Таким образом, в результате изложенного выше можно сделать следующие основные заключения.

В настоящее время финансовому контролю государственные органы и соответствующие научные и административные учреждения уделяют все большее внимание как в банках, так и в других финансовых и коммерческих структурах. Ведь хорошо известны нежелательные, а часто и пагубные последствия недооценки как внешнего, так и внутреннего контроля в различных кредитных и коммерческих организациях, в том числе - и в коммерческих банках. В настоящее время всесторонний контроль рассматривается как одно из основных звеньев в функции эффективного управления деятельностью различных финансово-кредитных организаций. Активизировались усилия государственных структур в направлении выработки и создания единой концепции и системы государственного финансового контроля, организации структур контрольной деятельности - все это с целью улучшения систем функционирования всеобщего финансового контроля на всех его уровнях, для повышения эффективности механизмов контроля во всей финансово-экономической деятельности в государстве.

В направлении улучшения организации ведомственного и общегосударственного контроля большое внимание уделяется эффективной организации внутрибанковского контроля и в коммерческих банках. Хорошо известно, какие огромные финансовые средства функционируют в таких финансовых организациях. Эффективный контроль их деятельности весьма важен для выполнения важных общегосударственных задач.

Государственные органы Российской Федерации непосредственным образом заинтересованы в хорошей организации внутрибанковского контроля, поскольку это в значительной мере способствует реализации таких функций, как контроль законности и эффективности использования в таких, как и других финансово-кредитных организациях, государственных материальных и финансовых средств и ресурсов. Высшие государственные органы в Российской Федерации требуют, чтобы соответствующие органы контрольной службы осуществляли качественно проверку эффективности деятельности внутренних контрольных структур во всех финансовых организациях. Если внутренняя контрольная служба функционирует эффективно, то это является верным путем к высокому уровню состояния финансовой деятельности коммерческого банка, выполнению им поставленных задач и рациональному использованию финансовых средств.

Определенная внутренняя работа в банках на уровне менеджмента всегда проводится, но очень важны соответствие ее организации требованиям эффективной рыночной деятельности, действующим государственным и международным стандартам, достижениям современной науки и систем управления. Внутрибанковский менеджмент - это весьма важная часть постоянного мониторинга функционирования банка, поскольку он способствует должной оценке соответствия и рациональности установленных правил деятельности и контроля и их надлежащее исполнение. Следует, чтобы эта внутренняя служба в банке была тесно связана с повседневной его работой. Внутренний менеджмент таким образом, будучи связанным с работой банка, его управлением, советом директоров, способствует обеспечению его ликвидности и платежеспособности, рентабельности работы, стабильности финансовых результатов, предупреждению возможного ущерба в разных направлениях финансовой деятельности банка.

Список литературы

1.Положение Банка России № 242 - П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах 1997 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации О банках и банковской деятельности 1996 г.

.Федеральный закон Российской Федерации О центральном банке Российской Федерации 1995 г.

.Федеральный закон № 115 - ФЗ О противодействии легализации ( отмыванию ) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма от 07.08.2001

.Печникова А. В., Маркова О. М., Стародубцева Е. В. Банковские операции , М., ИНФРА - М, 2011 г.

.Каджаева М. Р., Дубровская С. В. Банковские операции , М., Центракадемии, 2011 г.

.Жарковский Е. П. Анализ деятельности коммерческих банков , М., Омега - Л, 2011 г.

.Владиславлев Д. Н. Энциклопедия банковского дела , М., Ось - 89, 2011 г.

.Максютов А. А. Банковский менеджмент , М., Альфа - Пресс, 2008 г.

.Маковникова Г. А., Кантор В. Е. Финансовый менеджмент , М., ЮРАИТ, 2011 г.

.Герасименко В. П., Рудская Е. Н. Финансы и кредит , М., ИНФРА - М, 2011 г.

.Ярочкин В. И. Безопасность банковских систем , М., Ось - 89, 2008 г.

.Кузнецова В. В., Ларина О. И. Банковское дело , М., КНОРУС, 2010 г.

.Ивашкевич В. Б. Оперативный контролинг , М., Магистр ИНФРА - М, 2011 г.

.Воскобойников Я. М. Финансы , М., Дашкова и Ко, 2011 г.

.Кабанцева Н. Г. Финансы , М., Феникс, 2011 г.

. Деньги, кредит, банки , М., РИОР, 2009 г.

. Финансовый менеджмент , М., РИОР, 2011 г.

.Купцов М. М. Финансы , М., РИОР, 2008 г.

.Петров М. А., Дербенева Е. Н., Куличева О. А. Банковское дело , М., Читай, 2011 г.

Похожие работы на - Внутренний контроль в коммерческом банке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!