Месяц
|
2009 год
|
2010 год
|
|
Заработок
|
Отработ. дни
|
Заработок
|
Отработ. дни
|
Январь
|
15 000
|
31
|
20 000
|
31
|
Февраль
|
15 000
|
28
|
20 000
|
28
|
Март
|
15 000
|
31
|
20 000
|
31
|
Апрель
|
15 000
|
30
|
20 000
|
30
|
Май
|
33 500, в т.ч. отпускные 18
750
|
22
|
20 000
|
31
|
Июнь
|
11 000
|
11
|
20 000
|
30
|
Июль
|
20 000
|
31
|
20 000
|
31
|
Август
|
15 000
|
31
|
20 000
|
31
|
Сентябрь
|
15 000
|
30
|
5 800
|
3
|
Октябрь
|
15 000
|
31
|
35 200, в т.ч. больничные
15 000
|
30
|
Ноябрь
|
15 000
|
30
|
20 000
|
30
|
Декабрь
|
25 500
|
31
|
46 000
|
30
|
ИТОГО
|
210 000
|
337
|
267 000
|
338
|
Расчет больничного листа до 01.01.2011г.
Для расчета среднего заработка берем период с февраля 2009 по январь
2010. При этом в расчет не берется сумма отпускных и больничных. Получаем 196
250 рублей. Количество отработанных календарных дней за этот период - 337 дней.
В этом случае, среднедневной заработок определим следующим образом:
250 : 337 = 582.34
Далее определяем величину страхового стажа. Стаж сотрудницы 6 лет,
соответственно, оплачивать положено 80% среднего заработка.
.34 х 80% = 465.87
За первые два дня больничный лист оплачивает работодатель:
.87 х 2 = 931.74
Последующие семь дней оплачиваются за счет средств Фонда социального
страхования:
.87 х 7 = 3261.09
Начисление оплаты по больничному листу оформляется следующей проводкой:
Первые два дня за счет работодателя:
Дт 1 401 01 211 Кт 1 302 01 730
Последующие дни за счет средств ФСС:
Дт 1 303 02 830 Кт 1 302 03 730
Расчет больничного листа с 01.01.2011г.
Величина среднего заработка составила:
000 : 730 = 632.88 х 80% = 506.30
Рассчитаем три дня за счет работодателя:
.30 х 3 = 1518.90
Теперь - шесть дней за счет средств Фонда социального страхования:
.30 х 6 = 3037.80
По данным расчетам можно сделать вывод, что в связи с введением нового
порядка расчета среднего заработка при исчислении суммы по листку временной
нетрудоспособности, сотрудница техникума получит на 363,87 рублей больше.
Сотрудникам ФГОУ СПО "ЕТХМ" помимо вышеназванных выплат
производятся также и выплаты премий.
Премирование работников производится за основные результаты деятельности,
по итогам работы за год на основании "Положения об оплате труда" и
"Положения о премировании и вознаграждении". Конкретный размер
премирования каждого работника определяется в зависимости от его вклада в общие
результаты хозяйственной деятельности учреждения. Конкретные размеры премий
отдельным работникам утверждаются приказом директора техникума по результатам
рассмотрения на Совете техникума.
Выплата премии может осуществляться по всем категориям персонала
техникума:
- Ежемесячно, ежеквартально, за полугодие и по итогам
финансового и учебного года.
- За работу по привлечению средств предприятий, организаций и частных
лиц для развития техникума
- За заключение взаимовыгодных договоров по обучению студентов,
договоров сотрудничества.
Премии и вознаграждения выплачиваются как работникам, состоящим в штате
техникума, так и работающим по совместительств.
Премирование осуществляется только при наличии свободных средств, как
бюджетных, так и внебюджетных. Премии не выплачиваются работникам, имеющим
нарушения трудовой дисциплины. Премирование директора техникума осуществляется
только по решению Учредителя (Министерства образования и науки РФ). Таким
образом, начисления оплаты труда сотрудникам образовательного учреждения
производится согласно Положению об оплате труда, Положению о премировании
работников, штатному расписанию, основаниями для начислений могут быть контракты
с сотрудниками, табель учета рабочего времени, листок временной
нетрудоспособности, различные приказы, например, приказ о предоставлении
очередного отпуска, приказ о премировании работника и т.д. Начисленная
заработная плата относится на затраты по оплате труда.
.3 Учет удержаний из заработной платы
Удержания из заработной платы работника производятся в строгом
соответствии с законодательством РФ. Обязательными удержаниями являются налог
на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе
администрации могут быть удержаны: суммы аванса, выданного в счет зарплаты;
суммы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок; суммы, излишне
выплаченные в случае признания вины работника в невыполнении норм труда или
простое; суммы неизрасходованного и своевременно не возвращенного подотчетными
лицами аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на
другую работу; суммы за оплаченные, но неотработанные дни отпуска при
увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже
получил отпуск.
При расчете удержаний бухгалтер должен помнить, что по ст. 138 ТК РФ
общий размер всех удержаний не может быть более 20%, а в случаях особо
предусмотренных законодательством, 50% заработной платы, причитающейся к выплате
работнику. При удержании из заработной платы, по нескольким исполнительным
документам за работником во всех случаях должно сохраниться 50% заработка.
Основным налогом, при помощи которого государство регулирует доходы,
получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который
исчисляется и уплачивается в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы
физических лиц" II части Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13% (п. 1
ст. 224 НК РФ).
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога признаются: физические лица,
являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся
налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников, расположенных в
РФ.
В бухгалтерском учете удержание налога на доходы с физических лиц с
заработной платы оформляются проводкой Д 130201830 К 130301730.
При определении налоговой базы согласно ст.210 НК РФ учитываются все
доходы налогоплательщика, полученные ими как в денежной, так и в натуральной
форме, или право на распоряжение, которыми у них возникло, а также доходы в
виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
Под материальной выгодой понимается выгода, полученная:
) от экономии на процентах за пользование работником заемными средствами,
полученными от предприятия;
) от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии
с гражданско-правовым договором, у организаций и индивидуальных
предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к работнику;
Если из дохода работника по его распоряжению, по решению суда или иных
органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают
налоговую базу.
В налоговую базу не включаются суммы, указанные в ст.217 НК РФ - это
государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности),
государственные пенсии и т.п.
Для исчисления налога на доходы физических лиц, налоговая база
определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению,
уменьшенных на сумму стандартных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 218
НК РФ.
Стандартные налоговые вычеты - ежемесячные вычеты из доходов в размере
400 и 1000 руб., право на которые имеют отдельные категории налогоплательщиков.
Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода
распространяется на те категории физических лиц, которые не имеют специальных
льгот. Этот вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим
итогом с начала календарного года, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в
котором доход превысил 40 000 руб. налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода
распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении
которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей,
опекунами или попечителями. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам и
попечителям налоговый вычет расходов на детей предоставляется в двойном
размере.
Вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на
каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента,
курсанта в возрасте до 24 лет и действует до месяца, в котором доход,
исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года, превысил 280 000
руб.
Если налогоплательщик имеет право более чем на один стандартный вычет
(кроме расходов на содержание детей), то ему предоставляется только один
максимальный из них.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работодателей по
выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов,
подтверждающих право на эти вычеты.
Если сумма стандартных налоговых вычетов в налоговом периоде окажется
больше суммы доходов (в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%),
подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то в этом налоговом
периоде налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период
разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, подлежащих
налогообложению, не переносится.
Рассмотрим пример: Палимов Н.И. работает в техникуме в должности
водителя. В бухгалтерию ФГОУ СПО "ЕТХМ" Палимов Н.И. подал заявление
с просьбой предоставить ему вычет на содержание одного ребенка - студента очной
формы обучения в возрасте до 24 лет. Вместе с заявлением он представил
документы, подтверждающие его право на вычеты (свидетельство о рождении ребенка
и справку об обучении ребенка в колледже).
Общая сумма заработной платы, начисленной Палимову Н.И. за январь 2010
года, составила 17600 рублей.
Общая сумма стандартных налоговых вычетов, предоставленных за этот месяц,
составила: 400 руб. + 1000 руб. = 1400 руб.
Сумма налога на доходы, удержанная из заработка Палимова Н.И. за январь
2010 года, составила: (17600 руб. - 1400 руб.) x 13% = 2106 руб.
В феврале 2010 года Палимову Н.И. была начислена заработная плата в
размере 16100 рублей, необходимо сделать следующие расчеты:
) Рассчитаем сумму дохода, начисленного работнику нарастающим итогом с
начала года: 17600 руб. + 16100 руб. = 33700 руб.
) Стандартные вычеты в данном месяце:
руб. - вычет на ребенка;
руб. - вычет предоставляется, так как в этом месяце сумма доходов не
превысила 40 000 рублей.
Общая сумма стандартных налоговых вычетов, предоставленных за эти два
месяца, составила: 1400 руб. + 1000 руб. +400 руб.= 2800 руб.
) Общая сумма налога на доходы Палимова Н.И. за два месяца:
(33700 руб. - 2800 руб.) x 13% = 4017 руб.
В марте 2010 года Палимову Н.И. была начислена заработная плата в размере
17940 рублей.
Сумма дохода нарастающим итогом с начала года составит:
руб. + 17940 руб. = 51640 руб.
Стандартный вычет в размере 1000 рублей в данном месяце предоставляется,
так как сумма доходов в этом месяце не превысила 280 000 рублей.
Следовательно, налог на доходы рассчитывается следующим образом:
(51640 руб. - 2800 руб.) x 13% = 6349,2 руб.
Расчет налога на доходы за оставшиеся месяцы рассчитывается аналогично.
Бухгалтерские проводки по удержанию НДФЛ из зарплаты отражаются следующим
образом:
Дт 1 302 01 830 Кт 1 303 01 730
Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам.
К исполнительным документам, согласно статье 12 Закона "Об
исполнительном производстве", относятся: исполнительные листы, выдаваемые
судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими
судебных актов; судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об
уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии и др.
Исполнительные документы носят для руководства учреждения обязательный
характер, поэтому все поступившие в организацию такие документы должны быть
зарегистрированы и не позднее следующего дня переданы в бухгалтерию под
расписку ответственному лицу, назначенному приказом администрации. В
бухгалтерии эти документы также регистрируются и далее хранятся как бланки
строгой отчетности. О поступлении исполнительного документа должны быть извещены
судебный пристав-исполнитель и взыскатель.
Из заработной платы физических лиц на основании исполнительных документов
могут производиться удержания: алиментов на несовершеннолетних детей или на
недееспособных родителей, сумм в возмещение вреда, причиненного физическим
лицам в результате полной или частичной потери последними трудоспособности,
потери кормильца, нанесения имущественного ущерба, сумм в возмещение
имущественного вреда или ущерба, причиненного юридическим лицам, сумм в
возмещение морального вреда.
Алименты (штрафы) могут удерживаться и по заявлению работника. Размер
алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляет:
на одного ребенка - ¼ (25%) от заработной платы за вычетом
налога на доходы;
на 2 детей - 1/3 (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;
на 3 и более детей - ½ (50%) от заработной платы за вычетом
налога на доходы.
В ФГОУ СПО "ЕТХМ" у преподавателя Петрова С.А. по
исполнительному листу удерживаются алименты в размере 33% от заработной платы.
Кроме того, согласно Семейному кодексу, уплата алиментов осуществляется
за счет плательщика, поэтому при переводе алиментов по почте с Плательщика
должен быть удержан почтовый тариф за пересылку.
Удержание алиментов в соответствии с "Перечнем видов заработной
платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на
несовершеннолетних детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ
№841 от 18.07.1996 г. (ред. от 15.08.2008). Происходит со всех видов доходов
как по основной, так и по совмещенной работе, со всех видов доплат, с оплаты за
время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за
общие годовые итого работы. Исключением являются суммы разовых единовременных
премий, компенсационных выплат за работу во вредных условиях, не носящих
постоянный характер, разовой материальной помощи.
Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со
дня выдачи зарплаты выданы взыскателю лично из кассы, переводиться ему по почте
или на счет в учреждении банка. При выдаче алиментов наличными деньгами из
кассы лично взыскателю или по его доверенности кассир обязан отметить номер,
дату и место выдачи предъявленного паспорта или другого документа,
удостоверяющего личность получателя, а также место прописки получателя.
При увольнении работника, из заработной платы которого производятся
удержания алиментов, бухгалтер обязан сделать на исполнительном листе отметки
обо всех удержаниях и суммах оставшейся задолженности, заверив их печатью
предприятия. В трехдневный срок исполнительный документ должен быть передан
заказной корреспонденцией в суд по новому месту работы работника, а если оно
неизвестно - в суд по месту его жительства. Если оно также неизвестно,
исполнительный лист направляется в суд по местонахождению предприятия. О всяком
движении исполнительного листа следует письменно уведомлять получателя
алиментов.
В бухгалтерском учете ФГОУ СПО "ЕТХМ" удержание и перечисление
алиментов отражаются следующими записями:
Дт 130201830 - Кт 130403730 - удержаны алименты;
Дт 130403830 - Кт 130405290 - перечислены алименты.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую
трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует
Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в
накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.
Возможность уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии установлена Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
Дополнительные страховые взносы уплачиваются застрахованным лицом на
добровольной основе из собственных средств самостоятельно либо через
работодателя. При уплате через работодателя дополнительные страховые взносы
ежемесячно удерживаются из зарплаты работника и перечисляются в бюджет
Пенсионного фонда РФ, либо негосударственный Пенсионный фонд работодателем.
Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы
на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через
работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных
взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на
накопительную часть трудовой пенсии, определенный в твердой сумме или в
процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
В ФГОУ СПО "ЕТХМ" сотрудница заключила договор с
негосударственным ПФ для участия в Программе софинансирования трудовой пенсии.
Ежемесячно с её заработной платы удерживается 1000 рублей.
В бухгалтерском учете техникума удержание и перечисление дополнительных
страховых взносов на накопительную часть пенсии отражаются следующими записями:
Д 130201830 - К 130403730 - удержаны ДСВ;
Д 130403830 - К 130405211 - перечислены ДСВ.
Итак, изучив порядок организации и ведения бухгалтерского учета расчетов
с персоналом по заработной плате в ФГОУ СПО "Екатеринбургский техникум
химического машиностроения", можно сделать вывод о том, что он
соответствует действующему законодательству. На предприятии оплата труда
работникам производится за фактически отработанное время и с учетом окладов,
соответствующих штатному расписанию, утвержденному директором предприятия. При
данной системе оплаты труда основным документом для начисления заработной платы
служит табель учета использования рабочего времени. Поэтому в техникуме осуществляется
строгий контроль со стороны бухгалтерии за правильностью заполнения данного
первичного документа, имеющего юридическую силу. К учету табель принимается
только при наличии утверждающей подписи директора предприятия.
В целях повышения материальной заинтересованности работников предприятия
в эффективном, наиболее качественном труде, укрепления трудовой дисциплины в
техникуме разработано и утверждено Положение о премировании работников ФГОУ СПО
"ЕТХМ". Основанием для начисления премии служит приказ руководителя
предприятия о премировании работников.
В организации все начисления оплаты труда производятся на основании
документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.
Основными документами по начислению заработной платы в ФГОУ СПО
"ЕТХМ" являются приказы руководителя, положение о премировании,
приказы о выплате премий, материальной помощи, табель учета рабочего времени,
штатное расписание, листки временной нетрудоспособности и т.д.
В ФГОУ СПО "ЕТХМ" все удержания из заработной платы
производятся на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями
законодательства. Расчеты по отчислениям, производимым от суммы начисленной
заработной платы, произведены в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации.
Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не
состоящим в списочном составе, по оплате труда осуществляется на счетах,
утвержденных планом счетов бюджетного учета.
Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется автоматизировано.
Взаимная проверка правильности произведенных записей с более детальной
расшифровкой начислений и удержаний для определения суммы фонда заработной
платы для расчета налогов и отчислений также автоматизирована.
Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда в ФГОУ
СПО "Екатеринбургский техникум химического машиностроения" в целом
соответствует предъявляемым требованиям, т.е. формируются типовые проводки,
операции своевременно отражаются на счетах.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД БЮДЖЕТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ
.1 Цель и основные задачи ревизии расчетов с персоналом по оплате труда
оплата труд учет бюджетный
Законом РФ "Об образовании" (ст. 32) определено, что
образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного
процесса, подбора и расстановке кадров, финансовой, хозяйственной и иной
деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации,
типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и
уставом образовательного учреждения. Одновременно с этим законом установлен
порядок контроля деятельности образовательного учреждения.
Контроль осуществляется как внешний - со стороны различных
государственных органов, так и внутренний, организуемый руководителем
образовательного учреждения в его структурных подразделениях.
Контролю подвергается основная профессиональная деятельность
образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная), его
хозяйственная (материально-техническая, опытно-производственная), финансовая
(включая платные образовательные услуги) и другие виды деятельности
(информационная, консультативная и т.п.).
Постоянный контроль организуется в соответствии с требованиями Закона РФ
"Об образовании", изложенными в статьях 28-33, 37 и 38.
Федеральные органы управления образованием вправе в пределах своей
компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые
образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке
надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам
управления образованием.
Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его
организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий образовательной
деятельности обеспечивает государственный орган управления образованием или
орган местного самоуправления, выдавший лицензию.
Бюджетным кодексом РФ определены: система органов, осуществляющих
государственный финансовый контроль; формы финансового контроля; меры,
применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.
Парламентский финансовый контроль осуществляют законодательные органы, их
комитеты, комиссии, рабочие группы и образуемые этими органами
контрольно-счетные палаты.
Финансовый контроль органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления проводят Министерство финансов Российской Федерации и входящие в
его подчинение федеральные службы, финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители
бюджетных средств.
Так, статьей 158 Бюджетного кодекса РФ определено, что главный
распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных
средств в части обеспечения целевого использования этих средств, предоставления
отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или
муниципальных услуг.
Формы и порядок осуществления финансового контроля органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления установлены Бюджетным
кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми
актами Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления
(ст. 266 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 №156 "Вопросы
Федеральной службы по труду и занятости" установлено, что эта служба
осуществляет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства
о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, выдает заключения
о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по
документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в
ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации. Это
ведомственная проверка, осуществляемая по распоряжению вышестоящих органов с
целью выявления и устранения недостатков в бухгалтерском учете и наказания
виновных. По результатам ревизии составляется акт ревизии, содержащий
информацию для вышестоящих органов. Порядок проведения ревизии утвержден
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2007 г. № 75н
Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ
при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их
обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и
трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами.
Целью проверки расчетов по оплате труда является проверка соблюдения
действующего законодательства о труде по вопросам трудовых отношений, учета
личного состава, правильности начисления и выплаты заработной платы, других
видов оплаты труда, предусмотренных действующим на предприятии положениями;
правильности производства удержаний из заработной платы работников;
правильности производства начислений на зарплату, законности и своевременности
включения заработной платы и начислений на нее во внебюджетные фонды в
себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг); правильности организации
бухгалтерского учета этих операций и отражения в соответствующих видах
отчетности. Источники информации: приказы и распоряжения о приеме на работу,
договоры гражданско-правового характера (договор-подряда, возмездный и
безвозмездный договор, другие формы трудовых договоров), табели учета использования
рабочего времени и расчета заработной платы (формы № Т-12, Т-13),
расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49 или № Т-51, Т-53), личные карточки
работников (форма № Т-2) и другие документы. Приведенные формы утверждены
постановлением Госкомстата РФ 30 октября 1997 г. № 71-а; данные синтетического
учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
журналы-ордера № 1,2,8,10, 12, разработочные таблицы № 2 и 5 и другие учетные
регистры. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной
деятельности организации по следующим направлениям:
) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
) обоснованность расчетов сметных назначений;
) исполнение смет расходов;
) использование бюджетных средств по целевому назначению;
) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных
средств;
) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности;
) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами,
расчетных и кредитных операций;
) операции с основными средствами и нематериальными активами;
) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
) операции, связанные с инвестициями;
) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью,
и затрат капитального характера;
) формирование финансовых результатов и их распределение.
Основная задача ревизии оплаты труда - проверка соблюдения
нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и
выявление злоупотреблений.
Задачи ревизора:
. Проверяя правильность оплаты труда, ревизор должен проверить:
наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету
рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
проверка правильности отражения учетных данных на счетах 70 "Расчеты
с персоналом по оплате труда", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по
налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению".
. При проверке использования фонда оплаты труда, ревизор должен
проверить:
соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов
работников предприятия;
своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания
акционеров, учредителей;
правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи
приписки невыполненных работ;
правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании
утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
Расходы на оплату труда в большинстве случаев формируются организацией
правильно - в соответствии с установленным тарифом (окладом) и отработанным
временем. Это связано с достаточно сильным контролем за заработной платой как
базой для начисления страховых взносов, правильность расчета которых
проверяется налоговыми органами и Пенсионным фондом РФ. С другой стороны,
выплату заработной платы контролируют работники, которые знают причитающуюся им
за работу сумму и при возникновении серьезных отклонений идут разбираться в
бухгалтерию. Таким образом, к высокорисковым областям относятся ситуации, не
контролируемые налоговыми органами или самими работниками:
- выплата заработной платы нелегально, "в конвертах";
- выплата заработной платы неработающим лицам.
- "тасовка" оснований начислений, например,
скрывается факт простоя и работнику начисляется обычный тариф; вместо
командировки в табеле отмечается обычный рабочий день и т.п.
.2 Формирование плана и программы ревизии расчетов с персоналом по оплате
труда
Процесс ревизии делится на три основных этапа проведения:
. подготовка и планирование ревизии;
. выполнение проверки и оформление рабочей документации;
. составление заключения о результатах ревизии.
Ревизия (проверка) бюджетных учреждений осуществляется согласно программе
ревизии (проверки), разрабатываемой с учетом требований соответствующих
нормативных актов, юридическая сила которых распространяется на контрольный
орган, проводящий проверку. Например, контрольные мероприятия, осуществляемые
центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами, направлены
на проверку соблюдения законодательства РФ при использовании средств
федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также
материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Работники
Росфиннадзора, разрабатывая программу ревизии (проверки), руководствуются
Административным регламентом.
Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы составления
контрольными органами программы ревизии (проверки), показал, что содержащаяся в
них информация носит обобщенный характер. В частности, из п. 57-61
Административного регламента следует, что составлению программы ревизии
(проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются
законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические
данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы,
характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность
организации, подлежащей ревизии (проверке). Сама программа ревизии, которая при
необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии
(проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку), должна
содержать:
тему ревизии (проверки);
наименование проверяемой организации;
перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе
ревизии (проверки) контрольные действия.
Программа ревизии (проверки) подписывается руководителем структурного
подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (его территориального
органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовывается
заместителем руководителя Росфиннадзора (его территориального органа),
курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение
руководителю Росфиннадзора (территориального органа).
Программа ревизии содержит следующие разделы:
. Основание для проведения ревизии (проверки). Основаниями для проведения
ревизии (проверки) могут быть: требования плана работы контрольного органа на
соответствующий год либо решение коллегии контрольного органа (если, конечно,
такая коллегия у контрольного органа имеется), которое оформляется протоколом.
В первом случае в программе ревизии (проверки) указывается пункт данного плана,
во втором - дата и номер протокола.
. Цель ревизии (проверки). Как правило, ревизия (проверка) проводится с
целью контроля за:
целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью
расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
соблюдением требований законодательных актов;
правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
. Предмет ревизии (проверки). Предметом ревизии (проверки) может быть:
соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения
бухгалтерского учета и составления отчетности;
обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных
средств;
порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и
кредиторами;
правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели,
предусмотренные сметой;
правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей
доход деятельности;
правильность исполнения смет (в том числе целевого использования
бюджетных средств);
достоверность бухгалтерской отчетности.
. Вопросы, подлежащие проверке. Здесь перечисляются направления
хозяйственной деятельности предприятия.
При ревизии расчетов по оплате труда для проверяющих представляют интерес
следующие вопросы:
правильность установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке
(до 01.12.2008г.);
правильность выплаты заработной платы в соответствии с установленными
окладами (ставками) и фактически отработанным временем, выявление фактов
выплаты заработной платы лицам, фактически не работающим в учреждении
(сопоставляется ведомость на выдачу заработной платы и лицевые счета с
тарификационными списками, штатным расписанием, приказами по учреждению,
табелями, классными журналами, а также другими документами, подтверждающими
выполнение работ);
правильность начисления и своевременность перечисления НДФЛ и страховые
взносы;
наличие и правильность записей в трудовых книжках в соответствии со штатным
расписанием, приказами, табелями учета рабочего времени, обеспечение
сохранности трудовых книжек;
правильность оформления ведомостей на выдачу заработной платы, подсчета
итогов платежных ведомостей;
правильность и достоверность начисления заработной платы работникам
несписочного состава, наличие отметки правового отдела о проведенной проверке
договора подряда;
правильность издания приказов и начисления выплат стимулирующего
характера;
правильность начисления пособий по листам временной нетрудоспособности за
счет средств ФСС;
правильность начисления основных и дополнительных отпусков и компенсации
за неиспользованный отпуск;
установление факта двойной оплаты, возникающей в результате начисления
заработной платы, основного и дополнительного отпусков и оплаты листов по
временной нетрудоспособности.
. Средства и условия, необходимые для проведения ревизии. В этом разделе
содержится перечень орг. техники, средств связи и доставки, условия проживания.
. Сроки и место исполнения. Здесь указывается время начала и окончание
ревизии, промежуточные контрольные сроки, месторасположение объектов ревизии.
Срок проведения ревизии (проверки) определяется исходя из масштаба проверки,
однако он не должен превышать максимального срока, установленного в нормативном
документе. Так, в соответствии с п. 70 Административного регламента срок
проведения ревизии (проверки) (дата начала и дата окончания ревизии (проверки))
не может превышать 45 рабочих дней.
. В разделе "Состав участников ревизии" дается перечень лиц,
допущенных к ее проведению. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющий
допуск конфиденциальной информации.
. В разделе "Формы документов оформления ревизии" приводятся
образцы описей, актов, ведомостей, формы итогового акта ревизии.
Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание
проверяющих на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е.
позволяет проверяющему быть более предметным.
Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке
документов и случайному выявлению нарушений.
На основе программы составляется план ревизии, который привязан к
специфике конкретной организации. Как правило, он составляется на месте
ревизии. План ревизии должен обладать определенными характеристиками:
. Действенность - в плане должны содержаться точные указания исполнителей
и сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать
эффективность работы ревизоров.
. Конкретность - вопросы программы, подлежащие проверке, в плане
конкретизуются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и
назначить исполнителя. Вопрос программы в плане в самом общем виде может быть
детализирован следующим образом:
. Проверяя правильность оплаты труда, необходимо проверить:
наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету
рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
соответствие показателей аналитического учета по счету 130201000 с
записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
. При ревизии использования фонда оплаты труда, проверить:
соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов
работников предприятия;
своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания
акционеров, учредителей;
правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи
приписки невыполненных работ;
правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании
утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
В рамках этих документов трудовые отношения могут быть оформлены одним из
трех основных способов:
. При ревизии соблюдения норм трудового законодательства проверить:
трудовой договор (контракт);
коллективный договор;
договор гражданско-правового характера.
И все источники ревизии расчетов по оплате труда указанные в пункте 3.1.
. Реальность - сопоставление плана с обеспеченностью людьми и
материальными ресурсами. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного
склада силами ревизующей группы без привлечения рабочих;
. Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется,
дополняется и уточняется - выявление каких-либо фактов может вызвать
необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни планом,
ни программой.
Предварительная подготовка ревизии - этот процесс также проходит
поэтапно. При подготовке сначала решаются методические вопросы, затем
организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.
. Методические вопросы - необходимо изучить опыт ревизующего по
аналогичным программам проверки. Вместе с тем следует внимательно просмотреть
материалы предыдущей ревизии. По этим материалам следует определить основные
вопросы, поднятые ревизией, характер вскрытых недочетов и сопоставить эту
информацию с результатами текущей проверки. При формировании методического
обеспечения подбирается систематизированный перечень нормативных актов, норм
естественной убыли и выхода продукции, иные инструктивные материалы
. Организационные вопросы. Составляется список необходимой оргтехники,
пломбираторов, печатей, штампов и др. Разрабатываются макеты объяснительных
записок, заявлений, запросов, двух журналов: журнала регистрации вопросов и
ответов и журнала входящих и исходящих документов. Если в программе не были
предусмотрены бланки документального оформления ревизии, то они разрабатываются
во время подготовки ревизии.
Подбираются участники ревизии. Руководитель ревизии обеспечивает
правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки
отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в
работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в
соответствующих службах и организациях.
Состав участников ревизии оформляется приказом по организации, которым
устанавливается также срок ревизии. Ревизоры готовят проект приказа
руководителя организации о начале работы ревизионной группы. В приказе
содержится фраза об обязательном содействии всех работников организации
проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место
ревизии, он обязан предъявлять копию приказа и по просьбе проверяемого -
документы, удостоверяющие его личность.
Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием,
которое проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии
имеет возможность нацелить участников ревизии на основные вопросы, которые
необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации
работы на месте ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каждого
участника ревизии и ответить на его вопросы.
. Ознакомление с объектом ревизии. Следующий шаг в процессе организации
ревизии - это непосредственное знакомство с объектом ревизии.
Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой
управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по
основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру
управления, необходимо понять общую систему субординации в организации,
взаимодействие ее учетного и финансового органов, службы сбыта и снабжения,
роль коллегиальных органов управления (совета директоров, правления и др.).
В ходе предварительного знакомства следует уяснить себе систему
документооборота. Первый документ, который требуется прочесть,- номенклатура
дел, в которой представлена информация о содержании документов, накапливающихся
в отделах организации. Необходимо проанализировать порядок создания,
регистрации и доведения до исполнителей распорядительных документов (приказов,
распоряжений). Следует ксерокопировать приказы о создании инвентаризационных,
ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных
лиц, распорядителей денежных ресурсов.
Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, какие
контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и
анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).
Для обобщения результатов комплексной ревизии организации составляется
акт, в котором отражаются выявленные ревизии недостатки в работе и нарушения.
Акт является юридическим документом, форма содержания его регулируется
ведомственными документами. Однако, как правило, общими для всех актов ревизии
является следующие особенности: обычно акт состоит из вводной и описательной
частей, а при необходимости дополняется специализированными предложениями к
акту.
Вводная часть содержит следующие реквизиты:
. формулировка темы ревизии;
. дата и место составления акта ревизии;
. проверяемый период и сроки проведения ревизии;
. указание того, кто в проверяемый период имел право первой подписи и
является главным бухгалтером;
Указанная информация не является исчерпывающей и может содержать другие
сведения, относящиеся к предмету ревизии.
Описательная часть состоит из разделов в соответствии с вопросами в плане
ревизии. Выводы ревизора излагаются здесь на основе проверенных данных и
фактов, подтвержденных документами. В акте ревизии не должна даваться правовая
и моральная оценка действий должностных и МОЛ, объем акта не ограничен, но
ревизоры должны стремиться к разумной краткости изложения. Выявленные факты
однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых
отчетов подотчетных лиц) группируется в ведомостях, прилагаемых к акту, а в
акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой
на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии
перечне (ведомости) нарушений указывается:
. проверяемый период;
. дата и номер документа;
. наименование нарушенного законоположения (статья, пункт);
. содержание нарушений;
. фамилия, инициалы и должность виновного лица.
Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером
ревизуемого предприятия.
Приложение к акту ревизии может содержать промежуточные акты (акт
инвестиций кассы, выборочной инвентаризации ТМЦ и т.д.)
Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем
и главным бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях
руководителем и главным бухгалтером, ранее работавшими на данным предприятии, к
периоду работы которых относиться выявленные нарушения.
Акт составляется в трех экземплярах: первый - выдается лицу, нарушившему
трудовое законодательство, второй - направляется руководителю организации,
третий - передается в выборный профсоюзный орган организации.
Целесообразно приложить справки, копии приказов (распоряжений), других
документов, подтверждающих выявленные нарушения трудовых прав педагогических
работников и законодательства РФ.
В случае если выявленные нарушения законов и иных нормативных правовых
актов требуют устранения, правовым инспектором труда в адрес лица, нарушившего
законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении
выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права (форма N 1-ПИ).
Правовой инспектор труда контролирует своевременное выполнение
работодателем, его представителями и иными должностными лицами образовательного
учреждения представлений по восстановлению нарушенных прав и законных интересов
педагогических работников.
С итогами проверки (акт о нарушении трудового законодательства,
представление об устранении выявленных нарушений и др.) в возможно короткие
сроки необходимо ознакомить руководителя образовательного учреждения,
председателя профкома. Также желательно провести встречу с управленческим
персоналом учреждения (директором, заместителем директора, начальником и
работниками отдела кадров, руководителями соответствующих подразделений),
председателем профсоюзной организации по разъяснению положений трудового
законодательства.
В случае если в ходе проверки были выявлены факты, требующие реагирования
государственного, правоохранительного органа, организации, а также в случае
систематического неисполнения представлений правового инспектора труда об
устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, со стороны лица, нарушившего законы и иные
нормативные правовые акты, правовым инспектором труда в государственные,
правоохранительные органы, организации вносится требование о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих
нормы трудового права (форма N 2-ПИ).
На практике проверке оплаты труда ревизоры уделяют особое внимание. Этот
вопрос включается в программу почти каждой ревизии финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных учреждений. Однако, несмотря на такой системный
контроль, нарушений при оплате труда, к сожалению, не становится меньше.
Как было уже сказано, нарушения, связанные с использованием средств на
оплату труда и соблюдением штатной дисциплины, - почти всегда на первом месте.
Типовые нарушения при оплате труда в бюджетных учреждениях:
1. Необоснованно вводятся дополнительные штатные единицы.
2. Завышаются должностные оклады и разряды оплаты труда, размеры
доплат и надбавок.
. Устанавливаются непредусмотренные законодательством доплаты и
надбавки.
. Доплаты за расширение зоны обслуживания, увеличение объема
работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника
устанавливаются без определения содержания и (или) объема дополнительной
работы.
. Доплаты за вредные условия труда устанавливаются без проведения
инструментальных измерений, определяющих уровень опасных и вредных
производственных факторов рабочего места.
. Без предъявления требований к стажу работы, уровню профессионального
образования и квалификации устанавливаются должностные оклады и надбавки.
. Выплаты по договорам гражданско-правового характера
осуществляются при отсутствии документов, подтверждающих выполнение работ.
. Осуществляются доплаты за работы, входящие в должностные
обязанности.
. Выплаты премий и иных поощрительных выплат производятся при
отсутствии приказов руководителя.
. Выдача заработной платы и иных выплат сторонним лицам
осуществляется без предъявления доверенностей.
. Оплата за работы, носящие систематический характер, производится
за счет средств, предусмотренных по КОСГУ 226 "Прочие услуги", что
свидетельствует о наличии скрытой штатной численности.
.3 Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФГОУ
СПО "Екатеринбургский техникум химического машиностроения"
В период с 15 ноября 2010 года по 22 декабря 2010 года в ФГОУ СПО
"ЕТХМ" силами сотрудников Территориального управления Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области проводилась проверка
отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2009 годы.
Основаниями проведения проверки явились удостоверение и приказ на проведение
проверки (Приложение 10), согласно которым Территориальное управление
федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области поручает
провести ревизию в техникуме.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4
сентября 2007 г. № 75н, описывающим порядок проведения ревизии, была составлена
программа проверки (Приложение 11).
Проверка проводилась в помещении техникума, с ведома директора техникума,
в присутствии главного бухгалтера.
Проверке были представлены следующие документы: отчеты за 2008 и 2009
годы, главные книги, уведомления лимитов бюджетных обязательств, журналы
операций по счету "Касса", с безналичными денежными средствами,
расчетов с подотчетными лицами, с дебиторами по доходам, по оплате труда,
первичные документы, договоры, приказы и распоряжения, кассовые книги, штатные
расписания и др.
Помимо прочих вопросов финансово-хозяйственной деятельности техникума,
проверялась также обоснованность и правильность расчетов по оплате труда
(заработной платы, стипендий) и прочие расчеты с физическими лицами.
Расходование денежных средств на выплату заработной платы работникам
техникума проверялось выборочным методом.
При ревизии рассматриваемой мною организации были рассмотрены такие
документы как:
документы по приему на работу сотрудников организации (приказы, заявления
о приеме на работу, трудовые договоры)
на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе
устанавливается, все ли реквизиты соблюдены при составлении документов,
соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового
законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с
положениями Трудового кодекса.
документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность
должностные инструкции, штатное расписание, приказы директора по кадровым
вопросам);
договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания
услуг и др.), заключаемые организацией. Устанавливается правильность оформления
договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных
по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам,
налогообложения и отражения в учете.
табели учета рабочего времени - проверяется для каждого работника
количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее
время для работника не проставлено, устанавливается, какими документами
подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной
нетрудоспособности, объяснительные);
расчетные ведомости по заработной плате - соответствуют ли данные
ведомости размерам заработной платы, предусмотренным трудовым договором,
правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан
работником не полностью;
платежные ведомости по заработной плате - проверяется оформление
ведомости, наличие расходных кассовых ордеров на получение кассиром наличных
денег для выплаты работникам заработной платы, росписи в получении денежных
средств;
кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) - по суммам,
выданным в подотчет;
авансовые отчеты, первичные документы к ним - командировочные
удостоверения, задания на командировку, проездные документы;
лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм,
начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых
взносов - на каждого работника на предмет правильности начисления выплат;
Далее проверялись регистры бухгалтерского учета расчетов по оплате труда
персонала:
журнал-ордер
карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки по
конкретному счету;
оборотно - сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все
движения по конкретному счету;
оборотно - сальдовая ведомость, в которой отражается все движения
финансов в комплексе;
главная книга, на основании её формируется бухгалтерский баланс;
финансовые документы, по которым проверяется периодичность выплат
заработной платы.
Выборочной проверкой правильности произведенных расчетов среднего
заработка работникам для оплаты больничных листов и отпусков нарушений не
установлено.
Проверкой своевременности выплаты заработной платы нарушений также не
установлено.
Произведенные хозяйственные операции при расчетах по оплате труда
отражались в журнале операций расчетов по оплате труда и соответствовали данным
Главной книги.
Выборочной проверкой правильности установления должностных окладов
работникам техникума, а также дополнительных выплат: ежемесячных надбавок к
должностному окладу за выслугу лет, за особые отличия, нарушений не
установлено.
Однако, в нарушение ст. 191 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ, в
2008 году проводилось неправомерное использование средств федерального бюджета
- начисление и выплата премий директору техникума на основании приказа самого
директора, а не работодателя.
По результатам проверки оформлен акт о нарушении трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права (выдержка из акта ревизии представлена в приложении 12).
Акт ревизии подписан руководителем ревизионной группы, руководителем и
главным бухгалтером ФГОУ СПО "ЕТХМ".
На основании акта проверки Территориальным управлением федеральной службы
финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в техникум было направлено
предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства
Российской Федерации, в котором предписывалось директору ФГОУ СПО
"ЕТХМ" устранить нарушения законодательства в финансово-бюджетной
сфере, выявленные при проверке.
Данное предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке
в суде, вышестоящим органом, вышестоящему должностному лицу.
О результатах исполнения и принятых мерах по устранению перечисленных в
предписании нарушениях необходимо представить информацию в Территориальное
управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской
области не позднее 01 мая 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок данного предписания, техникум
понесет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как было отмечено ранее, в ФГОУ СПО "ЕТХМ" при проверке
расчетов по оплате труда было выявлено следующее: в нарушение ст. 191 Трудового
кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ, в 2008 году проводилось неправомерное
использование средств федерального бюджета - начисление и выплата премий
директору техникума на основании приказа самого директора, а не работодателя.
Поэтому, для выполнения предписания по устранению выявленных нарушений,
можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо принять решение о возмещении необоснованно
выплаченных сумм премии в соответствии с требованиями норм Трудового кодекса,
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583 "О введении новых
систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных
государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей,
учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти".
2. Впредь не допускать подобных нарушений, премирование
руководителя техникума осуществлять только на основании письма Минобрнауки РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Заработная плата представляет собой один важнейших экономических рычагов,
включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики.
Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной
платы.
В образовательных учреждениях определяющим видом профессиональной
деятельности выступает педагогический труд. Именно от педагогических работников
зависит качество подготовки выпускников школ, ПТУ, техникумов и Вузов.
Преподаватели и воспитатели - работники, на которых лежит повышенная социальная
ответственность за будущее страны. Поэтому особо высокие требования
предъявляются к тем, кто желает заняться педагогической деятельностью.
Одна из проблем всех образовательных учреждений - это недофинансирование,
отсюда невысокая заработная плата, недостаточное количество компьютеров, не
соответствующее современному уровню программное обеспечение. Поэтому еще одна
проблема - это нехватка кадров.
Но заработная плата работников образования в среднем находится ниже
прожиточного минимума, и это - одна их трагедий российского общества.
В целом, бухгалтерский учет расчетов по оплате труда является важным
участком бухгалтерского учета в различных организациях. Поэтому бухгалтерской
службе организации необходимо обеспечить правильное и своевременное начисление
заработной платы и выдачу ее в установленные сроки; распределение сумм
начисленной заработной платы по центрам (направлениям) затрат; правильное и
своевременное удержание подоходного налога из оплаты труда и перечисление его в
налоговый орган; правильное начисление и своевременное перечисление
обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также правильное
и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета.
Анализ показателей деятельности организации показал, что за период
2007-2009 г.г. чистая прибыль значительно увеличивалась. Так, в 2008г., по
сравнению с 2007г. чистая прибыль выросла в 2,5 раза, в 2009г. по сравнению с
2008г. - в 7 раз. Это произошло в связи с ростом выручки от оказания платных
образовательных услуг. Например, в 2008г. выручка составила 1767 тыс. рублей,
что в 4 раза больше, чем в предыдущем, 2007 году. А в 2009г. выручка составила
2011 тыс. рублей, что на 14% превышает показатели предыдущего, 2008 года.
В связи с переходом на новую систему оплаты труда, среднемесячная
заработная плата сотрудников техникума возросла. Так, заработная плата за
ноябрь 2009 г. больше заработной платы за ноябрь 2008 г. на 2151 рублей, или на
18,63%. На это повлиял рост средней заработной платы за счет бюджетных
ассигнований - в ноябре 2009 г. заработная плата увеличилась по сравнению с
заработной платой в ноябре 2008 г. на 2467 рублей, или на 23,04%.
Наибольший рост заработной платы в связи с переходом на НСОТ произошел у
руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера техникума - по
сравнению с ноябрем 2008 г., в ноябре 2009 г. их заработная плата выросла в
четыре раза. В меньшей степени заработная плата увеличилась у рабочих и
служащих - на 39,12%.
Итак, в целом по организации можно отметить, что переход на новую систему
оплаты труда и отказ от единой тарифной сетки несет в себе положительные
результаты - заработная плата заметно возросла.
Анализ организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в ФГОУ
СПО "ЕТХМ" позволил установить, что все начисления оплаты труда, а
также удержания из заработной платы производятся на основании документов,
оформленных в соответствии с требованиями законодательства. Расчеты по
отчислениям, производимым от суммы начисленной заработной платы, произведены в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по
документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в
ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации. Это
ведомственная проверка, осуществляемая по распоряжению вышестоящих органов с
целью выявления и устранения недостатков в бухгалтерском учете и наказания
виновных.
При проведении ревизионной проверки в ФГОУ СПО "ЕТХМ" все же
были выявлены некоторые нарушения, о чем свидетельствует акт проверки. Для
устранения выявленных нарушений были даны следующие рекомендации:
. Необходимо принять решение о возмещении необоснованно
выплаченных сумм премии в соответствии с требованиями норм Трудового кодекса,
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583 "О введении новых
систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных
государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей,
учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти".
. Впредь не допускать подобных нарушений, премирование
руководителя техникума осуществлять только на основании письма Минобрнауки РФ,
все начисления проводить в строгом соответствии с законодательством РФ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой
кодекс Российской Федерации (раздел VI).-М.: ГроссМедиа, 2010 г.
2. Закон
Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1
(в ред. от 17.06.2010 N 121-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением
Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П,Федеральными законами от
27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003
N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ)
3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об
образовании" (принят ГД ФС РФ 12.07.95 г.)
4. Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
. Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ
"Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений"
(в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)
. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (в ред. от 28.12.2010 г.)
. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ
"О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля
2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования"
. Федеральный закон N 255-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством" (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от
24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №
841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых
производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 20.05.1998 № 465, от 08.08.2003 № 475, от
06.02.2004 № 51, от 14.07.2008 № 517, от 15.08.2008 № 613)
. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 156
"Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (с изм., внесенными
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 №559)
. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007
г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных
бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда
которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда
работников федеральных государственных учреждений".
. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г.
N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных
бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также
гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных
органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и
приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время
осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников
федеральных государственных учреждений" (с изменениями от 29 сентября 2008
г., 17 декабря 2010 г.)
. Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по
учету труда и его оплаты".
. Приказ Минфина РФ от 4 сентября 2007 г. N 75н
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению
контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при
использовании средств федерального бюджета, средств государственных
внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной
собственности" (с изменениями от 4 октября 2010 г.)
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 №
818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в
федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат
стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях"
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 N
822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в
федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат
компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (ред. от
17.09.2010)
. Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных
квалификационных групп должностей работников образования"
. Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных
квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и
служащих" (с изменениями от 11 декабря 2008 г.)
. Приказ Минфина России от 30 декабря 2008 N 148н
"Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
. Приказ Минфина России от 30 декабря 2009 N 152н
"О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N
148н".
. Письмо Министерства финансов РФ от 7 июля 2005 г. №
02-14-10/2091 "О применении экономической классификации расходов бюджетов
Российской Федерации"
. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет:
Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: учебное пособие /
Н.Д.Бровкина; под ред. д.э.н. М.В. Мельник. - М.: Инфра-М, 2010.
. Голощанов Н.А., Соколов А.А. Контроль и ревизия. -
М.: Альфа-Пресс, 2007.
. Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет.
Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2010.
. Макоев О.С. Контроль и ревизия. - М.: Юнити, 2007.
. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д.: Пер.с англ./Под
ред.Я.В. Соколова. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика,
2008.
. Подольский В.И. аудит: Учебник. - М.: Издательский
центр "Академия", 2009.
. Алексеева И.В. Особенности отражения в бюджетном
учете расчетов по оплате труда// БиНО: бюджетные учреждения. № 1, 2007.
. Бочкова Л. Учет труда и заработной платы. Больничный
лист// Главбух. Практический журнал для бухгалтера. № 4, февраль 2011.
. Вифлеемский А.В. Бухгалтерский учет расчетов по
оплате труда в бюджетных учреждениях// Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение. № 6, 2006.
. Заболонкова О. Расчеты по оплате труда работников
учреждений// Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и
налогообложение. № 3, 2010.
. Ивер И.Н.Налог на доходы физических лиц: вопросы и
ответы// БиНО: бюджетные учреждения. №11, 2008.
. Сильвестрова Т. Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности // Основные аспекты методики
аудита эффективности государственных средств. № 1, 2011.
. Шевченко Т.Н. Изменения в налоговом законодательстве
в 2011 году// Справочник руководителя образовательного учреждения. №1 январь
2011.
. Шилкин С. Учет труда и заработной платы. Расчет
пособий из МРОТ// Главбух. Практический журнал для бухгалтера. №5, март 2011.
38. www.skatb.ru-
<http://www.skatb.ru-> Расчеты по оплате труда работников учреждений
. www.ug.ru-
<http://www.ug.ru-> Учительская газета. Независимое педагогическое
издание. № 27 от 6 июля 2004 года.
. www.vkaznu.ru-
<http://www.vkaznu.ru-> Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение