Северо-Западный Федеральный округ

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    772,18 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Северо-Западный Федеральный округ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Региональной экономики и управления








Доклад

по дисциплине: «Экономика регионального природопользования»

Северо-Западный Федеральный округ

Выполнил:

Коденко Денис Юрьевич

Студент: 4 курса

очно-заочной формы обучения

Специальность: ( 080502/2 )

«Экономика управления

на предприятиях городского хозяйства»

Группа: 4/771 № зачетной книжки: ИН 173/08

 

 

Санкт-Петербург 2010

Северо-Западный Федеральный округ

 

Образован

Состав

В Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) входят 11 субъектов Российской Федерации:

Республика Карелия <#"517213.files/image001.gif">

Население и национальный состав

По данным всероссийской переписи населения (2010 года), в Северо-Западном федеральном округе проживает 13 млн 437 тыс. 466 чел., что составляет 9,63 % населения России. Около половины населения приходится на СПб <#"517213.files/image002.gif"> 

в расчете на душу населения, тыс. рублей


На территории СЗФО производится 9,9% ВВП страны (5-е место среди округов). По размеру среднедушевого ВРП округ находится на 3-м месте.

Производство

Производство занимает ведущее положение в экономике Северо-Запада. В 2008 году в структуре валового регионального продукта округа доля промышленного производства составила 33%. В отраслевой структуре ВРП доминируют обрабатывающие производства, где осуществляется 72% выпуска промышленной продукции (в России - 63%). Вклад СЗФО в формирование объема производства России различается по видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 6,8%, в обрабатывающих производствах - 13,1%, в энергетике - 11,7%.

Структура производства СЗФО в 2009 году

Распределение объема производства по федеральным округам в 2009 году


Строительство

В 2009 году на территории СЗФО введено в действие 9,5% площади жилья в России (5-е место среди округов). В расчете на 1 000 жителей в округе введено в эксплуатацию 425 кв. м жилья, что выше среднероссийского значения; по этому показателю СЗФО находится на 3-м месте среди других округов. В 2010 году средняя цена 1 кв. м жилья в СЗФО на первичном рынке составила 70 496 рублей, в России - 49 715 рублей.

Ввод в действие жилых домов в 2009 году
(в расчете на 1000 жителей, кв. м)


Уровень жизни

В 2009 году среднедушевые денежные доходы в СЗФО составили 16 766 рублей, что ниже среднероссийского показателя и соответствует 4-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составила 13,8% от общей численности населения округа.

 

Занятость

На конец 2009 года в органах государственной службы занятости СЗФО было зарегистрировано в качестве безработных 164,8 тыс. человек, что составило 7,7% общего числа безработных в целом по России. Пособие по безработице получали 145,2 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в СЗФО - 2,2% - один из самых низких в России.

 

Уровень безработицы в 2009 году в % к экономически активному населению

Водные артерий

Главной водной артерией региона, входящей в Единую Глубоководную Систему Европейской части России <#"517213.files/image009.gif">

ФДЦ "Внутренние водные пути России"

Тем не менее водники Северо-Запада с оптимизмом смотрят в будущее.

Природоохранные целевые программы

В отличие от большинства видов производственной деятельности охрана природы нуждается в непосредственном участии государства. Это обусловлено тем, что "продукция" природоохранной деятельности (чистота атмосферы, водоемов, разнообразие флоры и фауны и т.д.) как правило не может распределяться по рыночным принципам. Для частного или акционерного предприятия вложения денег в охрану природы являются в большинстве случаев благотворительной деятельностью, не приносящей прибыли в обычном смысле. Тем не менее государство может устанавливать такую систему штрафных санкций за ущерб природной среде, при которой предприятиям будет выгодней вкладывать деньги в единовременные мероприятия по предотвращению таких загрязнений, нежели систематически платить штрафы. Такой путь очень эффективен для предотвращения будущего загрязнения окружающей среды, но он не может решить вопроса об устранении всех ранее допущенных ошибок в отношениях с природой. Для их исправления нужны крупные инвестиции самого государства в охрану природы. Это выражается в первую очередь в финансировании долгосрочных целевых программ охраны природы (включая их разработку и реализацию).

Некоторые экологические проблемы не могут решаться изолировано одной страной - нужно участие многих стран, в связи с чем разрабатываются международные программы. В этом случае страны-участницы принимают на себя определенные обязательства, которые реализуются внутри этих стран путем принятия ими соответствующих законов, проведения мероприятий в виде внутригосударственных программ, финансируемых за счет собственных бюджетов. Иногда экономически слабым странам помогает субсидиями тот или иной международный экологический фонд.

Россия является участницей 78 многосторонних соглашений по защите окружающей среды и регулированию природопользования. В числе таковых конвенции о климатических изменениях, о сохранении озонового слоя, о биологическом разнообразии, о сохранении лесных массивов Европы и т.д. Очевидно, что не все эти программы связаны с природоохранным строительством, но те из них, которые должны обеспечивать чистоту атмосферы, водоемов всегда подразумевают перестройку промышленности и связанное с ним строительство. Международные природоохранные программы обычно носят обобщенный характер и не детализируются до уровня конкретных предприятий, но на их основе составляются внутригосударственные целевые программы, которые всегда полностью конкретизированы.

Внутригосударственные целевые программы являются основной природоохранной деятельности страны. Они могут быть связанными с международными программами, но чаще всего они имеют самостоятельное значение. Источники финансирования внутригосударственных программ в РФ могут быть разделены на группы, показанные на рисунке, т.е. программы могут финансироваться из федерального бюджета, из бюджетов субъектов федерации, из внебюджетных фондов.

Часто используется смешанное финансирование, когда участвуют инвесторы как федерального, так и регионального уровней, различные фонды, спонсоры (в том числе физические лица).

Основную роль играют федеральные программы, ибо решение экологических проблем требует в основном очень больших затрат, которые для субъектов федерации или внебюджетных фондов делать затруднительно.

Субъекты федерации и внебюджетные фонды могут финансировать небольшие программы или принимать долевое участие в финансировании крупных программ. По содержанию природоохранные программы могут быть разделены на две группы, показанные на рисунке.

Программы по защите конкретного природного ресурса могут быть направлены на сохранение какого-либо водоема, ландшафта, представителя животного или растительного мира, минерала и т.д. Они довольно часто бывают связаны с международными соглашениями. При их реализации иногда возникает потребность в значительных строительных работах, особенно при защите водоемов.

Недостатком программ по сохранению конкретного природного ресурса является некоторая их односторонность. Отдельные мероприятия по защите какого-либо ресурса могут ставить под угрозу состояние другого ресурса, что далеко не всегда очевидно, и для выяснения подобных вопросов могут требоваться специальные исследования. По этой причине наиболее эффективными являются комплексные программы, лишенные этого недостатка. В них можно наилучшим способом учесть взаимовлияние всех антропогенных и природных факторов, установить их приоритетность, достигнуть оптимальности планируемых мероприятий. Как правило, они связаны с конкретным регионом, где все эти факторы имеют свою специфику.

Составлению и реализации целевых экологических пpoграмм обычно предшествуют обширные научные исследования. В особой степени это касается комплексных программ. Работа разделяется на три крупных этапа, показанные на рисунке.

При составлении самой целевой программы ищутся конкретные способы решения возникающих задач. Обычно работа организуется путем поэтапной конкретизации. Сначала намечаются общие направления, например, строительство природоохранных сооружений, внедрение "чистых" технологий, лесопосадки, мелиоративные работы и т.д. На следующем этапе эти направления конкретизируются применительно к группам районов, затем по отдельным районам и в конечном итоге разрабатываются конкретные мероприятия с установлением их мест проведения, стоимости, сроков исполнения, источников финансирования, предполагаемых исполнителей PI Т.Д. ЭТИ мероприятия и становятся содержанием комплексной программы, которая представляется к утверждению и последующей реализации.

Реализация программ является основным этапом решения экологических проблем. Практика показывает, что это наиболее "уязвимый" этап работы, ибо организационно-экономические проблемы этого периода в условиях отечественной экономики значительно хуже поддаются решениям, чем задачи предшествующих этапов. Изучение экологической обстановки и разработка самих программ в нашей стране обычно проводятся на достаточно высоком научно-техническом уровне, однако при реализации таких программ зачастую получаются результаты, слабо отражающие замыслы экологов. Главной причиной является трудность совмещения решений долгосрочных экологических задач с решениями первоочередных производственно-экологических и социально-бытовых вопросов, отвлекающих на себя почти все денежные ресурсы. Существенное значение имеет также степень разработанности и детализация планируемых природоохранных мероприятий. Как бы глубоки ни были предшествующие исследования, при неполноте проектной документации, непродуманности всех организационных вопросов реализация целевой программы обычно не дает ожидаемого эффекта.

По всем этим причинам реализация долгосрочных экологических программ должны находиться под постоянным контролем всех ветвей власти. Обязательно назначается единый руководитель по реализации целевой программы, наделенный обширными правами, позволяющими решать все организационно-экономические вопросы по этой программе. Если программа носит региональный характер, руководитель может быть, например, в ранге заместителя главы администрации региона, если программа межрегиональная - это должен быть представитель федеральной власти.

Исполнителями программы обычно являются местные производственные организации. Строительно-монтажные работы, как правило, ведут крупные специализированные или общестроительные организации. Проектную документацию обычно готовят специализированные проектные организации, находящиеся зачастую в других регионах. В ходе работ могут вноситься изменения в программу, обусловленные новыми достижениями науки, изменениями природных или экономических условий. Тем не менее все изменения должны быть обоснованными и согласовываться с разработчиками программ.

СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.
 Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей - городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе - 8,6 человека на 1 кв. километр.

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки - Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы - Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое - по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое - по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне.

Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт.
 В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.

Важнейшим экономическим, научным и культурным центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением около 4,7 млн человек. Город специализируется на продукции энергетического машиностроения, тракторостроения, судостроения, точного приборостроения, радиоэлектронной, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. Значительную роль в экономике Санкт-Петербурга играет транспортный комплекс, и прежде всего - морской порт, обслуживающий перевозки экспортных грузов и импортируемых товаров. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма.

Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов - железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.

Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) - нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление - в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем.

По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода - Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения - Интинское

Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный - на базе месторождений Республики Коми и Северный - на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО - крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!