Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,96 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности















Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Обзор литературы

.1 Особенности подготовки пловцов

.2 Физическая подготовка пловцов

.3 Силовые способности

.4 Влияние индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании

.4.1 Начальная тренировка

.4.2 Морфологическое развитие

.5 Влияние антропометрических данных пловцов на эффективность тренировочного процесса

.5.1 Развитие анаэробных возможностей юных пловцов (развитие специальной выносливости и скоростных способностей)

.5.2 Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

2.3 Экспериментальная методика

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список литературы

тренировка пловец физическая подготовка

ВВЕДЕНИЕ

         

Плавание является популярным и успешно развивающимся видом спорта. Это обусловлено исключительно высоким оздоровительным и общеразвивающим воздействием занятий плаванием на организм человека, обширной программой соревнований по плаванию на олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях.

Всевозрастающий уровень спортивных достижений, конкуренция в борьбе за мировое первенство требуют постоянного повышения качества и эффективности тренировочного процесса. Рост достижений в плавании в большой мере определяется постоянным совершенствованием систем подготовки квалифицированных спортсменов. Под совершенствованием систем подразумевается различный подход к дозированию нагрузок на организм спортсмена.

Не секрет, что от спортивной специализации спортсмена зависит и его подготовка. Так, спринтерам не нужно выполнять большие объемы работы аэробной направленности, чего не скажешь о спортсменах, специализирующихся на длинных дистанциях. Что касается средневиков, то их плавательная подготовка представляет собой некий симбиоз систем подготовок спринтеров и стайеров, который, в конечном итоге, выстраивается в отдельную систему.

На первых этапах спортивного отбора пропорции тела не играют решающей роли в построении тренировочного процесса, в связи с тем, что развитие каждого подростка строго индивидуально, и, как уже говорилось, юный пловец должен пройти стадию базовой подготовки независимо от длины и пропорций его тела. Но на завершающей стадии отбора антропометрические и физиологические данные пловца оказывают большое влияние как на методику тренировки в целом, так и на дозирование физических нагрузок в частности. Однако, большинство тренеров, на занятиях с учебно-тренировочными группами 1-го года обучения (УТГ 1) не уделяют должного внимания индивидуальным особенностям занимающихся, что часто становится одной из основных причин раннего ухода детей из секции. Таким образом изучение методик построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей является актуальной темой.

Цель работы - совершенствование тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности тренировочного процесса пловцов 11-12 лет.

. Рассмотреть влияния индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании.

. Разработать методику тренировки пловцов 11 - 12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности и проверить ее эффективность.

Объект исследования - тренировочный процесс пловцов 11-12 лет.

Предмет исследования - методика построение тренировочного процесса пловцов 11-12 с с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности.

Гипотеза: мы предположили, что разработанная методика построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности, повысит эффективность тренировочного процесса пловцов 11-12 лет в учебно-тренировочной группе первого года обучения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

ГЛАВА 1. Обзор литературы

.1 Особенности подготовки пловцов

Основные средства тренировки. В плавании основными средствами являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 3 группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки.

Общеподготовительные упражнения. Направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие организма спортсмена. Для гармоничного развития всех мышечных групп пловца включаются элементы, заимствованные из других видов спорта: кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, спортивные и подвижные игры, гимнастические общеразвивающие упражнения. Для начинающих пловцов данные упражнения являются основными и для подготовки в зале, однако с ростом спортивного мастерства подготовка приобретает все более целенаправленный характер.

Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание при помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Эти упражнения являются основными для квалифицированных спортсменов.

Соревновательные упражнения. Включают в себя проплывание определенных дистанций основным способом в полной координации.

Основные методы тренировки. Для развития физических качеств могут применяться различные по характеру и длительности двигательные задания. При развитии выносливости в них вовлекается большая часть мышечного аппарата; при совершенствовании силы они могут иметь локальный характер. Нагрузка, применяемая для развития выносливости в зоне стайерских дистанций, может длиться 1,5-2 ч, в зоне спринтерских дистанций - 20-30 с.

Для выполнения тренировочного упражнения занимающимся необходимо учитывать четыре параметра: 1) длину отрезка; 2) количество повторений; 3) интервалы отдыха; 4) интенсивность или скорость плавания. Изменяя параметры упражнений, можно варьировать направленность воздействия нагрузки.

Эффективность развития выносливости зависит от реакций организма пловца на нагрузку. Так, например, в основе понятия интервальной тренировки лежит увеличение показателей сердечнососудистой системы в начале интервала отдыха после достаточно интенсивной работы. Если время отдыха подобрать таким образом, чтобы показатели деятельности сердечно-сосудистой системы существенно не снижались, а работоспособность частично восстанавливалась, то можно добиться максимального воздействия на сердечно-сосудистую систему. Для этого длина отрезков должна составлять 75-150 м, интервалы отдыха - 30-60 с, частота пульса - 180 уд/мин после проплывания и 120-130 уд/мин перед проплыванием отрезка. Изменение этих параметров приведет к тому, что воздействие на сердечно-сосудистую систему будет снижено и основная направленность тренировки будет иной.

.2 Физическая подготовка пловцов

Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств - выносливости, силы, гибкости и скоростных способностей.

Выносливость. Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде физических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специфичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дистанции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения.

У детей 10 лет наблюдаются высокие темпы повышения выносливости. Это происходит за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем. Такое развитие выносливости обеспечивается за счет планомерного увеличения объема нагрузок в плавании, а также использования средств ОФП. В этом возрасте отмечается «положительный перенос» тренированности в разных видах физических упражнений (беге, гребле, лыжных гонках и т.п.) на плавание. Поскольку техника плавания еще несовершенна, рекомендуется выполнять большой объем плавания по элементам как эффективное средство развития функциональных возможностей.

В целом для рассматриваемого этапа характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП.

В возрасте 9-10 лет у девочек и 10- 11 лет у мальчиков спринтерская выносливость изменяется крайне мало; тем не менее рекомендуется эпизодическое выполнение упражнений в данной зоне нагрузок. Показатели спринтерской выносливости начинают постепенно увеличиваться: у девочек-с 11 -12 лет, у мальчиков - с 12-14 лет. Такое повышение достигается за счет использования сравнительно небольшого количества упражнений в зоне дистанций 50-200 м и до 50 м, увеличения от года к году количества соревновательных стартов.

.3 Силовые способности

От 9 до 11 лет у девочек и от 10 до 11 лет у мальчиков максимальная сила увеличивается незначительно. В то же время общая силовая выносливость существенно увеличивается за счет экономичности энергозатрат и совершенствования внутри- и межмышечной координации. Основное внимание уделяется обучению технике выполнения силовых упражнений. Рекомендуются разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями; темп движений аналогичен спортивному плаванию (40-60 движений в минуту). Основными средствами развития силовых способностей являются круговая тренировка, чередующая упражнения с отягощениями и общеразвивающие, а также лыжи и гребля.

Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки - за счет обучения сознательному контролю за темпом и шагом и плавания с небольшим дополнительным сопротивлением.

Круглогодичная тренировка в целом носит подготовительный, базовый характер. Объем плавания за сезон на первом году составляет примерно 300-400 км, на последнем году - 1000-1200 км. 60-70% общего объема плавания составляют упражнения для развития стайерской выносливости, 25-30% - для развития выносливости в зоне дистанций 200-400 м и 2-3% - для развития скоростной выносливости.

В динамике нагрузок отсутствует ярко выраженная волнообразность, то есть резкая смена периодов большой нагрузки и восстановления. На 1-ми 2-м годах обучения не применяются большие нагрузки на фоне недовосстановления после ряда предшествующих тренировок; на 3-м и 4-м - применяются лишь эпизодически. Полное восстановление организма пловца к очередному занятию - важное методическое правило.

Учебный год, состоящий из 41-48 недель, разбивается на 2-3 макроцикла, завершающихся основными соревнованиями. Каждый из этих макроциклов состоит из 4-6 мезоциклов. Последние включают по 2-4 недельных микроцикла. К основным типам мезоциклов относят:

• втягивающий;

• базовый;

• соревновательный.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение пловцов к выполнению последующей тренировочной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужденных (либо запланированных) перерывов в тренировках. Продолжительность этого мезоцикла не превышает 3-х недель. В нем осуществляются развитие преимущественно общих, не специфических для плавания, компонентов физических качеств, оздоровление и закаливание организма. Большой объем нагрузки выполняется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и упражнения для совершенствования техники плавания.

В базовом мезоцикле проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма и совершенствованию физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Он является основной разновидностью мезоциклов годичной подготовки. Основной объем работы, направленной на развитие стайерской выносливости, выполняется кролем на груди. При плавании с помощью движений руками или ногами, а также брассом или на спине количество отрезков в серии уменьшается. Плавание дельфином рекомендуется чередовать с кролем на груди (например, 8x50 м: 50 м дельфином + 50 м кролем). При проплывании дистанций 200-400 м комплексным плаванием смена способа может происходить через каждые 25 м; с 10-11 лет при проплывании 400-800 м - через каждые 50 м.

Непрерывный метод применяют в его равномерном и переменных вариантах. Несмотря на то что непрерывный метод более надежно развивает выносливость, на начальных этапах тренировки предпочтительнее интервальный метод, поскольку он предоставляет тренеру хорошие возможности для контроля и немедленной коррекции техники плавания.

Упражнения для развития скоростных качеств сравнительно меньше различаются для рассмотренных возрастных групп; как правило, это проплывание 4-8 отрезков по 10-25 м.

Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2-3 недели. Общий объем нагрузки в нем постепенно снижается (в большей степени это характерно при подготовке к соревнованиям на короткие дистанции). В этом мезоцикле происходит совершенствование технических возможностей спортсмена, устранение отдельных недостатков в подготовке. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования, отработке выполнения стартов и поворотов. Тренировка продолжается в более «мягком» режиме; предельные нагрузки не используются. Увеличивается доля спринтерских упражнений.

Периодически целесообразно определять уровень физической работоспособности. Для начала можно ориентироваться на оценочные таблицы, разработанные К. Купером. В дальнейшем целесообразно сопоставлять уровень работоспособности с аналогичным показателем для соответствующего периода прошлого года. Увеличение показателя говорит о возможности увеличения нагрузок; при снижении или стабилизации уровня физической подготовленности к увеличению нагрузки следует подходить более осторожно. Требуется проплыть как можно большую дистанцию любым стилем. Лучше всего проводить тест в бассейне, так как там легко определить длину преодоленной дистанции. В случае усталости можно сделать короткий перерыв для отдыха, который входит в суммарное время теста. Тест можно проводить лишь при хорошем самочувствии, а для людей пожилого возраста - только после консультации с врачом.

1.4 Влияние индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании

.4.1 Начальная тренировка

У мальчиков скачок роста выражен сильнее, чем у девочек, и связан со взаимоусиливающим действием соматотропина и андро-генов. Разный физиологический механизм действия мужских и женских половых гормонов на костную и мышечную системы обусловливает различия между взрослыми мужчинами и женщинами по таким показателям как длина тела, общий вес тела и вес мышечной массы, максимальная сила и др.

В пубертатном периоде, кроме межполовых различий, проявляются значительные различия по времени начала пубертатного скачка роста и по интенсивности роста у лиц одного пола и возраста. Подростки с ранними сроками полового развития раньше демонстрируют пубертатный скачок роста и имеют более высокие уровни развития физических качеств и функциональных возможностей, чем их одногодки с нормальным или замедленным половым созреванием. Это преимущество в физическом развитии (ив спортивных достиженииях) носит временный характер и может исчезать ко времени завершения периода полового развития. Однако во время пубертата существует высокая вероятность ошибочного принятия более зрелых подростков за более одаренных двигательно. Поэтому при планировании многолетней спортивной подготовки и при проведении отбора юных спортсменов нужно обязательно учитывать биологический возраст и индивидуальные темпы полового созревания [22].

Пубертатный период индивидуального развития является очень важным временем для направленного формирования физического потенциала юных спортсменов. На разных фазах пубертата процессы роста и развития контролируются разными гормонами, которые оказывают специфическое влияние на физическое развитие, темпы прироста двигательных качеств, мышечной массы, размеров внутренних органов и т.п. Отдельные физические качества развиваются гетерохронно - они отличаются друг от друга возрастными периодами ускоренного развития и возрастом "пиковых", максимальных приростов. Именно гетерохронность развития физических качеств и функциональных систем организма создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить возрастные периоды, наиболее эффективные для развития аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, максимальной силы, скоростно-силовых способностей. Согласно теории "сенситивных" (чувствительных) периодов, наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост физических качеств следует ожидать в периоды наиболее интенсивного прироста этих качеств. Вступление в сенситивный период развития определенного физического качества или функциональной системы определяется достижением определенного уровня биологической зрелости. Поэтому нужно планировать направленность и величину тренировочных воздействий с учетом уровня биологической зрелости юных спортсменов [15,32].

Рациональное построение спортивной подготовки юных пловцов предполагает знание возрастных закономерностей развития, основных функциональных систем и физических качеств, лимитирующих спортивные достижения в плавании, под влиянием специализированной спортивной тренировки. Тренировка определяет не только физические потенции юных спортсменов, но также и эффективность реализации этих потенций в специфических условиях водной среда. На основании большого количества экспериментальных исследований, проведенных на юных пловцах, собраны данные об их физическом развитии в различном возрасте и о темпах их роста и развития в процессе многолетней тренировки; о гетерохронности и периодах наиболее интенсивного развития разных функциональных систем организма; о возрасте максимальных годовых приростов, показателей физического развития и специальной работоспособности; о влиянии индивидуальных темпов биологического созревания на динамику физических качеств и функциональных возможностей юных пловцов; об эффекте тренировки на прирост отдельных физических качеств в различном возрасте и т.я. С нашей точки зрения, целесообразно отдельно рассмотреть особенности морфологического, физического и функционального развития юных пловцов внутри оптимальных возрастных границ многолетней спортивной подготовки [2, 41].

.4.2 Морфологическое развитие

Морфологические показатели (т.е. показатели, характеризующие телосложение), такие как тотальные размеры и вес тела, ЖЕЛ, пропорции и т.п. являются важными критериями роста и развития организма детей и подростков. Они могут служить своеобразным эталоном для сравнительной характеристики роста и развития физических качеств и функциональных систем. Важной характеристикой интенсивности ростового процесса и интенсивности накопления активной массы тела являются длина и вес тела. За период с 9 до 16 лет у девочек, и с 11 до 18 лет у мальчиков длина тела и другие продольные размеры тела увеличиваются на 10-25%. Наиболее интенсивный прирост длины тела (роста) у девочек приходится на 10-13 лет с пиком прироста в П-12 лет, а мальчиков - с 12 до 15 лет с я ком прироста в 13-14 лет. Прием у дедушек рост тела в длину фактически прекращается к 5-16 годам, а у юношей рост продолжается до 18-20 лет [10, 39].

За пубертатный период масса тела (вес) юных пловцов увеличивается почти в 2 раза, причем "пиковые" приросты наблюдаются через год после пика прироста длины тела. У девочек прирост мышечного компонента массы тела завершается к 13-15 годам - примерно через полгода после менархе (первой менструации). После менархе прирост массы тела у девочек идет главным образом за счет дарового компонента и за последующие 3-4 года они могут набирать 4-6 кг веса за счет жира. Это естественно приводит к существенному снижению относительных показателей силы и функциональной производительности в может привести к остановке роста спортивных результатов или к их ухудшению у спортсменок 15-18 лет. У подростков мужского пола интенсивное нарастание мышечной массы только начинается в 13-14 лет и вдет высокими темпами до 16-17 лет без увеличения относительной жировой массы [7, 25].

Исследования, проведенные физиологами (И.А.Аршавский, 1981; Д.В.Колесов с соавторами, 1977, 1986; В. Шефард, 1983 и др.), показали, что длительные динамические нагрузки низкой интенсивности в препубертатной и в начале собственно пубертатной фазы индивидуального развития способствуют увеличению роста тела в длину и размеров внутренних органов, в первую очередь сердца и легких. Физиологический механизм усиления ростовых процессов у девочек 10-13 лет и мальчиков 12-15 лет в ответ на тренировочную нагрузку малой интенсивности базируется на увеличении секреции соматотропина (под влиянием экстенсивной тренировки концентрация гормона роста в крови у юных спортсменов увеличивается в 10-20 раз. Р.Шефард, 1983). Длительные раздражения нервных окончаний в области суставов через центральную нервную, систему активизируют деятельность гипофиза, синтезирующего соматотропин, и таким образом Стимулируют рост трубчатых костей в длину, увеличение мышечной массы, размеров и массы сердца.

Анаэробные режимы мышечной деятельности сопровождаются у подростков значительно менее выраженным повышением секреции соматотропина, а длительное использование больших объемов нагрузок гликолитического и алактатного характера может даже угнетать секрецию гормона роста.

Интенсивное увеличение показателей силовой и скоростно-силовой выносливости наблюдаются у девочек-пловчих с 12 до 14-15 лет, а у мальчиков - с 14 до 16-17 лет, т.е. продолжается еще 2-3 года после пикового прироста массы тела.

Показатели силы тяги в воде на привязи на протяжении пубертатного периода увеличиваются в 2-2,2 раза. У девочек высокие темпы прироста силы тяги приходятся на период 10-14 лет, у мальчиков - на 11-15 лет со слабо выраженными пиками прироста соответственно в 12-14 лет и 14-16 лет [11, 24].

Возрастная динамика дополнительной силы тяги в гидроканале на высоких скоростях обтекающего потока существенно отличается от динамики развития показателей максимальной силы. Так, сила тяги на скорости потока 1,2-1,4 м/с увеличивается, причем к 12 годам у девочек и к 14 у мальчиков по сравнение со значениями в 9-11 лет увеличивается почти в 2,5 раза. Это обусловлено совершенствованием; техники плавания, улучшением реализации силовых способностей юных пловцов в процессе плавания. Наибольший абсолютный прирост силы тяги в гидроканале приходится у мальчиков на период 14-17 [12].

Силовые способности иных спортсменов в большей степени, чем другие двигательные способности, зависят от уровня биологической зрелости организма (Дж. Таинер, 1966; В. Г. Властовский, 1976; ТР. Шефард, 1983 и др.). В ряде исследований отмечено, что ускорение темпов прироста силовых способностей начинается при достижении определенного уровня биологической зрелости - по степени выраженности вторичных половых признаков этот уровень равен 5-6 баллам. Это соответствует среднему возрасту для девочек 12-13 лет и 14-15 лет для мальчиков. На данной стадии биологического развития создаются структурные и нейрогуморальные предпосылки дум развития силовых способностей, что требует увеличения объема силовых упражнений на суше и в воде.

Рациональное построение силовой тренировки в многолетней аспекте имеет решающее значение для формирования специальной физической подготовленности девушек-пловчих. Уже с 9-10 лет и до 12 лет у девочек быстрыми темпами увеличивается общая силовая выносливость. В этом возрасте целесообразно променять упражнения, в которых отягощение создается за счет собственного веса или за счет сопротивления партнера, а также такие виды циклической деятельности, как лыжные гонки и гребля [28].

До 12 лет у девочек силовые способности увеличиваются преимущественно за счет совершенствования мышечной координации и приобретения двигательного опыта, а после 12 лет - за счет естественного прироста мышечной массы. Наиболее высокие темпы прироста мышечной массы у девочек наблюдаются спустя 0,5-1 год после ростового скачка и до первой менструации, что соответствует возрасту 13,5-14 лет. Оптимальная стратегии многолетней подготовки девочек-пловчих требует резкого, скачкообразного увеличения объема я интенсивности силовой подготовки уже в 12-13 лет с упором на развитие силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, а с 14 до 16 лет - с упором на развитие максимальной силы. В этом возрасте объем силовой тренировки девочек-пловчих может быть доведен до 50-60 % от общего объема тренировки в часах. После окончания полового созревания девочек основным механизмом адаптации к силовой тренировке является регуляторный механизм - совершенствование мышечной координации. Тем не менее, сохранение больших объемов силовой работы на уровне 25-30 % от общего объема тренировочного времени у девушек после 15-16 лет будет способствовать повышению силовой выносливости, специальной силы и удержанию относительной жировой массы на постоянном уровне [9, 30].

Широкое применение в последние годы в тренировке девушек пловчих методов максимальных нагрузок, "повторного максимума", уступающей работы с супермаксимальными нагрузками (т.е. нагрузками, превышающими на 20-30 % тот максимальный вес, который в состоянии поднять спортсменки) в сочетании с другими факторами (протеиновое питание, применение биологически активных веществ и др.) показало, что современная методика тренировки в состоянии успешно решать задачу увеличения мышечной массы и максимальной силы у девушек, достигших полной, биологической зрелости [41].

Следует иметь в виду, что уже ко времени начала интенсивной силовой тренировки юные пловцы должны в совершенстве изучить и освоить технику выполнения силовых упражнений на суше и в воде, а также укрепить мышцы и связочный аппарат. Это требует 2-3 года подготовки.

С момента вступления в период полового развития (с 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков) начинается ускоренное развитие функциональных показателей. В препубертатной фазе развития их повышение обусловливается увеличением структурных элементов функциональных систем (стадия "накопления активной массы" по А.И.Аршавскому). В собственно пубертатной фазе развития совершенствуются нервные связи между различными функциональными системами, перестраивается гормональная регуляция, и это выражается в увеличении мощности и эффективности функциональных систем ("стадия реализации на уровне системы") [28].

Массовые обследования школьников-неспортсменов выявили, что при отсутствии целенаправленной тренировки развитие аэробных возможностей девочек продолжается до 12-13 лет, а мальчиков - до 15-17 лет. Эффект тренировки накладывается на естественное развитие организма. С возрастом увеличиваются различия между юными пловцами и их сверстниками, не занимающимися спортом, по таким показателям как легочная вентиляция (ЛВ) и МПК, что является результатом влияния многолетней спортивной тренировки на процессы функционального развития. За период полового созревания ЛВ юных пловцов при выполнении плавательного теста со ступенчато возрастающей нагрузкой повышается в 4 раза. Ее увеличение происходит за счет увеличения SEI, совершенствования согласования дыхания с плавательными движениями (этот фактор повышения легочной вентиляции являемся ведущим до 10-11 лет) и повышения мощности дыхательной мускулатуры [19].

Максимальное потребление кислорода за пубертатный период возрастает в 2-2,5 раза. Период наиболее интенсивного прироста МПК у мальчиков совпадает с пубертатным скачком массы тела и приходится на 12-15 лет. У девочек прирост МПК наблюдается с 10 до 13-14 лет без выраженного ускорения. Уже у мальчиков 10-11 дет и девочек 9-10 лет относительное МПК на кг веса мало уступает по величине относительному МПК у взрослых спортсменов. Этот показатель у девочек на одном уровне с 10 до 14 лет, после чего снижается в связи с увеличением жировой массы. У мальчиков относительные значения МПК стабилизируются и немного снижаются в 10-12 лет, что вызвано более интенсивным нарастанием веса тела по сравнению с увеличением МПК. С 12 до 17 лет относительное МПК мальчиков-пловцов возрастает примерно на 35-40% - с 44-47 до 56-65 мл/кг/мин, с пиком прироста в 14-15 лет. Относительный показатель МПК отражает общие адаптационные возможности организма юных спортсменов, их способность переносить тренировочные нагрузки [32,33].

С возрастом увеличивается такой физиологический показатель, как кислородный эквивалент работы (КЭР), характеризуемый количеством кислорода, потребляемого на единицу работа. Это говорит об увеличении энергетической стоимости единицы работы. Наименьшие величины КЭР отмечены у юных пловцов 10-13 лет. Это одна из причин того, что пловцы данного возраста способны выполнять большие объемы тренировочной работы низкой интенсивности.

Скорость плавания на уровне порога анаэробного обмена (скорость ПАНО) равномерно нарастает с 10-11 лет до 14-15 лет с пиком прироста у девочек в 13-14 лет, у мальчиков - в 14-15 лет [13, 22].

Экстенсивная тренировка в препубертатной фазе и в начале пубертатной фазы индивидуального развития способствует росту функциональной производительности юных пловцов. В процессе такой тренировки совершенствуется взаимодействие вегетативных систем между собой и с эффекторной (двигательной) системой организма, повышается экономичность техники плавания на фоне естественного созревания функциональных систем и двигательного анализатора. Низкоинтенсивная динамическая работа, стимулируя увеличение секреции гормона роста, влияет на процессы роста внутренних органов и всего организма. Ответ организма на аэробную нагрузку проявляется только тогда, когда двигательная деятельность осуществляется на уровне мощности не менее 50-60 % от МПК (это соответствует у детей 8-12 лет частоте пульса 150-170 уд/мин) при длительности 10-30 мин. Адаптационные способности юных пловцов к экстенсивным нагрузкам увеличиваются благодаря способности использовать в энергетическом обмене энергию окисления жиров. Этот процесс также стимулируется гормоном роста. Работа на уровне мощности 50-60 % от МПК способствует повышению емкости и эффективности аэробных процессов, повышению капилляризации мышц и снижению сосудистого сопротивления, но мало влияет на развитие аэробной мощности (ШК). Повышение МПК у юных спортсменов 9-12 лет достигается за счет включения в тренировки однократных или серийных упражнений длительностью примерно 7-10 мин (400-800 м) на уровне мощности 70-80 % от МПК (ЧСС=170-180 уд/мин). Адаптационные возможности детей препубертатного возраста к работе такой мощности невелики, поэтому объем такой работы не должен быть большим [17].

В возрасте 9-11 лет ПАНО и МПК у юных пловцов достигаются на ЧСС соответственно 160-170 и 190-200 уд/мин, в то время как у пловцов 16-17 лет ПАНО и МПК достигаются при ЧСС, равной соответственно 140-160 и 180-190 уд/мин. Возрастные различия со ЧСС при выполнении упражнений различной физиологической направленности следует учитывать при планировании и контроле нагрузок у юных пловцов по ЧСС.

Со вступлением в период полового созревания аэробные возможности юных спортсменов повышаются преимущественно за счет увеличения мощности сердечных сокращений на фоне постепенного снижения от года к году ЧСС при выполнении работы на уровне МПК. Масса сердечной мышцы и размеры сердца увеличиваются почти одновременно с увеличением веса тела. Создаются физиологические предпосылки для повышения аэробной мощности - максимального потребления кислорода. Основными факторами повышения МПК становится высокий систолический выброс крови при сердечном ритме 180-185 уд/мин. Более предпочтительным методом повышения аэробной мощности у юных пловцов вступивших в период полового созревания, является интервальный метод. Он наиболее эффективен для тренировки сердечной мышцы, кроме того, время удержания МПК при интервальной работе выше, чем при дистанционной работе такой же мощности (В.Р.Соломатин). Объем интервальной тренировки на уровне МПК ограничивается запасами в организме гликогена, которые у детей II-13 лет в 1,5-2 раза меньше, чем у пловцов 16-18 лет [12, 29].

У юных пловцов в период с 8-9 лет до 12-13 лет у девочек и до 13-14 лет у мальчиков имеет место положительный перенос тренированности, приобретенной в других циклических видах - в кроссовом беге, лыжных гонках, гребле и т.п., поэтому аэробные возможности можно развивать с использованием широкого круга циклических упражнений. В более старшем возрасте основной упор следует делать на развитие аэробных потенций с помощью специализированной плавательной тренировки. Такой подход к развитию аэробных потенций в процессе многолетней тренировки подтверждается экспериментальными данными.

Следует отметить, что при проведении тестирования в воде юные пловцы 9-13 лет достигают при плавании с помощью движений одними ногами более высоких величин МПК, чем при плавании с полной координацией движений. Причину этого феномена следует искать в недостаточной эффективности гребковых движений руками и недостаточном развитии силы мышц плечевого пояса (А.Р.Воронцов, Т.Г.Фомиченкд, 1987).

Поэтому на этапе ранней спортивной специализации для развития аэробных возможностей целесообразно использовать в плавательной подготовке относительно большие объемы упражнений в плавании о помощью одних ног (до 30 % от общего объема плавания). К 13-14 годам юные пловцы достигают достаточно высокой степени технического совершенства, у них резко возрастает мощность мышц плечевого пояса, и при плавании в полной координации они уже демонстрируют более высокие значения МПК, чем при плавании с помощью одних ног. С этого времени основной объем функциональной подготовки в воде должен приходиться на плавание с полной координацией движений или с помощью движений рук [17].

.5 Влияние антропометрических данных пловцов на эффективность тренировочного процесса

.5.1 Развитие анаэробных возможностей юных пловцов (развитие специальной выносливости и скоростных способностей)

Многолетние занятия спортивным плаванием благоприятно влияют на повышение анаэробной производительности и порога устойчивости к гипоксии. У детей 8-12 лет движения еще малоэффективны и даже при незначительном повышении скорости плавания слабые мышцы сокращаются на более высоком уровне от максимальной силы. Поэтому в этих возрастах возможна выраженная анаэробная реакция организма на нагрузку. В то же время юные спортсмены 8-12 лет обычно превращают работу в тестах "до отказа" при достижении уровня лактата в крови всего 7-9 моль/л.

В 8-10 лет у девочек и в 9-11 лет у мальчиков развитие анаэробной производительности с помощью тренировки малоэффективно. Возрастание роли анаэробных гликолитических процессов в энергообеспечении мышечной деятельности связано с вступлением юных спортсменов в период полового созревания. Увеличение мышечной массы и повышение активности симпато-адреналиновой гормональной системы в пубертатном периоде сопровождается увеличением концентрации ферментов гликолиза и запасов гликогена в мышцах и печени, лимитирующих возможности анаэробного гликолиза. Изучение возрастной динамики уровня лактата в крови юных пловцов при выполнении максимальных анаэробных тестов и соревновательных упражнений показало, что у мальчиков в 11-12 лет имеет место некоторое увеличение этого показателя, затем с 12 до 14 лет он почти не увеличивался и резко возрастал с 14 до 15 и с 16 до 17 лет. У девочек уровень лактата увеличивается относительно высокими темпами с 11 до 13-14 лет, после чего прирост уровня лактата резко замедляется, но продолжается до 16 лет. В процессе многолетней спортивной тренировки существенно повышаются возможности мобилизации анаэробных возможностей [35].

Локальные запасы АТФ и КрФ примерно одинаковы у детей и взрослых и составляют соответственно 5 и 15 моль/кг веса. Значительное увеличение максимальной скорости плавания и результатов на коротких отрезках в 8-11 лет обусловлено повышением эффективности техники плавания, совершенствованием нервно-мышечной регуляции в процессе регулярного повторения двигательных действий. В пубертатном периоде развития происходит перестройка гормональной регуляции. Скоростные нагрузки сопровождаются увеличением секреции адреналина, повышением мощности креатин-фосфатного (анаэробного алактатного) механизма ресинтеза АТФ. Развитие скоростных способностей в конце пубертатного периода и после его окончания определяется в основном повышением максимальной силы и дальнейшим совершенствованием техники плавания.

В процессе многолетней тренировки существенно возрастает сопротивляемость организма юных спортсменов к гипоксии, т.е. к недостатку кислорода и резким сдвигам во внутренней среде организма в сторону закисления. Время задержки дыхания за период полового созревания возрастает в 2-3 раза, причем этот показатель у девочек быстро увеличивается с 10 до 13 лет, а у мальчиков - с 11 до 14 лет, что может быть обусловлено повышением способности к утилизации кислорода в тканях и устойчивости нервной системы. Уже в 10-11 лет можно включать в тренировку плавание на "мягких" скоростях с дыханием через 1-3 цикла.

Эффективность тренировки анаэробной направленности в различном возрасте определяется возрастной динамикой созревания гликолитического и креатинфосфатного механизмов энергообеспечения, мышечной системы, а так же адаптационными возможностями организма детей и подростков. В 10-13 лет относительно высокие объемы тренировки в гликолитическом и алактатном режимах сопровождаются незначительным улучшением результатов в плавании на дистанции от 50 до 200 м и ухудшением результатов на средних и длинных дистанциях. Наоборот, аэробные нагрузки в этом возрасте способствуют улучшению результатов как на длинных, так и на коротких дистанциях за счет повышения эффективности и экономичности техники плавания, повышения порога анаэробного обмена. Увеличение доли анаэробных нагрузок часто сопровождается возникновением предпатологических и патологических реакций со стороны сердечно-сосудистой системы [11].

.5.2 Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств

Каждый Человек проходит одни и те же стадии развития, однако сроки и темпы биологического созревания демонстрируют большие индивидуальные различия. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возраст. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 4 лет. Наиболее распространенными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков.

Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровню развития силовых способностей, функциональной производительности и росто-весовым данным.

Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функцио нальных возможностей, то к зрелому возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, который позже вступит в пубертат.

Наиболее простой и удобной методикой оценки биологического возраста является оценка по степени выраженности вторичных половых признаков (в приложениях приводится методика оценки биологического возраста, принятая в НИИ Антропологии МГУ) [5, 7].

.5.3 Содержание этапов многолетней спортивной подготовки юных пловцов

В спортивной педагогике принята 4-этапная периодизация многолетней спортивной подготовки юных спортсменов, которая лежит в основе разработки программно-нормативных документов и в спортивном плавании. Весь период многолетней подготовки подразделяется на этапы: предварительной подготовки; начальной спортивной специализации; углубленной специализации и спортивного совершенствования.

) Этап предварительной спортивной подготовки

Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков - 8-10 лет. Продолжительность этого этапа составляет от 1 года до 2 лет.

Задачи данного этапа: поиск детей, пригодных для большого спорта, на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности; формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием; обучение основам техники спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; укрепление здоровья.

Основное содержание этапа предварительной подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно-тренировочных занятий может постепенно увеличиваться с 3 до 6 в неделю, это автоматически ведет к постепенному увеличению общего объема физической нагрузки [18].

) Этап начальной спортивной специализации (базовой подготовки)

Возраст начала этапа для девочек составляет 9-10 лет, для мальчиков - 10-11 лет, средняя продолжительность этапа - 3-4 года. Задачи подготовки: формирование разностороннего потенциала и функциональной Фазы; отбор наиболее одаренных юных пловцов о учетом морфологических критериев, предпосылок функциональных возможностей и специальной силы; совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одном или двух способах, плавания.

Этот этап считается наиболее важным для развития аэробных потенций юных спортсменов. Для него характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОВД.

Объем плавания за сезон на последнем году, этапа может достигать для девочек 1200-1400 км, для мальчиков - 1000-1200 км. Обобщенно передового тренерского опыта показывает, что на этапе начальной специализации рациональна такая структура нагрузок, при которой 60-65 % общего объема составляют упражнения аэробной направленности, 25-30 % - упражнения аэробной и анаэробно-аэробной направленности и 2-3 % - упрочнения гликолитической и алактатной направленности. С возрастом проявляется тенденция к увеличению пульсовой мощности нагрузок и скорости плавания на тренировках. Однако способности юных спортсменов к длительной работе на уровне потребления кислорода, близком к МПК и к работе анаэробного характера, ограничены. Повышение анаэробных возможностей достигается за счет эпизодического использования упражнений гликолитического и алактатного характера и увеличения от года к году количества соревновательных стартов.

Уже на этапе начальной спортивной специализации необходимо обучать технике выполнения силовых упражнений и развивать у юных пловцов силу, проявляемую в естественных движениях. Применение разнообразных упражнений с малыми отягощениями и с акцентом на темпе движений стимулирует рост силовой выносливости за счет экономизации энергозатрат и совершенствования мышечной регуляции. К концу этапа можно периодически включать в занятия на суше упражнения со средними и большими отягощениями. Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки за счет обучения сознательному контролю темпа и шага и плавания с небольшим дополнительным сопротивлением.

) Этап углубленной специализации

Возраст начала этапа составляет для девочек 12-14 лет, а для мальчиков - 13-15 лет (в зависимости от индивидуальных темпов полового созревания), продолжительность этапа - 3-4 года.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Методы исследования

Для сбора, обработки и анализа данных исследования мы использовали следующие методы:

анализ научно-методической литературы;

контрольные испытания (тестирование);

педагогический эксперимент;

- методы математической обработки.

Анализ научной литературы:

В результате изучения научной литературы по плаванию нами был изучен вопрос влияния антропометрических показателей и показателей общей и специальной физической подготовленности на результат в плавании. Однако на практике в построении тренировочного процесса данные показатели очень часто не учитываются индивидуально. Таким образом, задача нашего исследования в том, чтобы разработать экспериментально обоснованную программу тренировок, учитывающую индивидуальные особенности пловцов 11-12 лет.

Контрольные испытания:

Для исследования мы отобрали 5 тестов определяющих уровень общей и специальной физической подготовленности.

Для определения уровня развития скоростных способностей мы использовали тест 25 метров со старта кролем на груди.

Описание теста. По сигналу преподавателя испытуемый становится на стартовую тумбочку и по свистку со старта проплывает 25 метров кролем на груди. Время проплывания определяется с помощью ручного, электронного секундомера.

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей использовали прыжок в длину с места (Зациорский В.М.).

Оборудование. Нескользкая поверхность с чертой, мерная лента (мерная лента располагается вдоль границы нескользящей поверхности).

Описание теста. Испытуемый становится носками к черте, готовится к прыжку. Сначала он делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед и, толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше.

Результат. Длина прыжка в сантиметрах в лучшей из трех попыток.

Длина прыжка измеряется от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна с полом. Если испытуемый качнулся назад, и коснулся пола какой-нибудь другой частью тела, попытка не засчитывается и ему предлагается совершить повторный прыжок.

Для определения уровня развития силы рук и плечевого пояса мы использовали подтягивание на перекладине (Зациорский В. М., 1970).

Оборудование. Перекладина диаметром 2-5 см расположенная высоко.

Описание теста. Испытуемая хватом сверху (ладонями вперёд) берётся за перекладину на ширине плеч, затем делает вис на прямых руках, при этом ноги не должны касаться пола. Когда испытуемая заняла исходное положение, следует команда «Можно». Сгибая руки, она подтягивается до такого положения, когда её подбородок находится непосредственно над уровнем перекладины. Затем испытуемая сразу же расслабляет руки и, полностью выпрямляя их, опускается в исходное положение. Упражнение повторяется столько раз, сколько возможно.

Результат. Результатом является число успешных подтягиваний, при которых подбородок находился непосредственно над перекладиной.

Общие указания и замечания. Каждой испытуемой предоставляется только одна попытка.

Тест прекращается:

1)  если испытуемая делает заметную остановку, т.е. остановку на 2 сек. и более;

если испытуемой не удаётся зафиксировать положение подбородка над перекладиной 2 раза подряд.

Для определения уровня развития специальной выносливости мы использовали тест Купера (6-минутное плавание).

Описание теста. По команде преподавателя испытуемый со старта начинает плавание любым спортивным способом. По истечению 6 минут преподаватель подает длинный сигнал (свисток). Испытуемые останавливаются. С помощью измерительных приборов подсчитывается расстояние преодоленное за это время каждым испытуемым.

Для определения уровня развития общей выносливости мы использовали тест Купера (6-минутный бег).

Показатели тестирования участников исследования представлены в приложении 1.

Педагогический эксперимент:

Это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Нами был проведен сравнительный эксперимент (когда работа в одной группе проходит с применением новой методики, в другой - по общепринятой или иной), с целью выявления эффективности использования экспериментальных методик в тренировочном процессе пловцов.

Методы математической обработки данных:

С помощью этих методов мы определяли эффективность разработанных методик. Проведенная нами математическая обработка данных заключалась в следующем:

Во-первых, мы вычисляли среднюю арифметическую величину. Чтобы её подсчитать, мы суммировали все значения ряда и разделили сумму на количество суммированных значений.

Х=(Х1+Х2+Х3+Х4) / n,

где Х - значение отдельного измерения; n - количество человек.

Во-вторых, вычисляли среднее квадратическое отклонение (обозначаемое греческой буквой сигма) и называемое также стандартным отклонением. Для вычисления используется следующая формула:

δ = (Х max - X min) / K,

где X max - наибольшее значение варианты; X min - наименьшее значение варианты; K - табличный коэффициент, соответствующий определённой величине размаха.

В-третьих, вычисляли стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

m = (δ) / √n - 1

В-четвёртых, находили среднюю ошибку разности по формуле:

t=(X э - X к) / √mэ² + mк²

Затем по специальной таблице мы определяли достоверность различий. Для этого полученное (t) сравнивалось с граничным при 5%-ном уровне значимости (t 0,05=2,45) при числе степеней свободы f = n э + n k - 2, где n э и n k - общее число индивидуальных результатов соответственно в контрольной и экспериментальной группах.

.2 Организация исследования

Исследование проводилось с ноября 2006 по май 2007 года и включало в себя четыре этапа:

Первый этап - (сентябрь 2006г.) - выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач, формулировка названия работы, разработка гипотезы, составление плана исследования, работа с литературой.

Второй этап - (сентябрь - октябрь) - изучая программы ДЮСШ по плаванию, мы разработали экспериментальную методику основанную на учете индивидуальных показателей физической подготовленности. Методика представлена в главе 2.3.

Третий этап - (октябрь - апрель) - для проведения педагогического эксперимента на базе спортивной детской юношеской школы по результатом соревнований из 52 человек нами были отобраны 20 спортсменов имеющий лучший результат на дистанции 50 метров кролем на груди прошедшие отбор в учебно-тренировочную группу первого года обучения (УТГ-1). По итогам соревнований и предварительного тестирования мы распределили их на две группы экспериментальную и контрольную в количеством по 10 человек. Как видно из таблиц 1 и 2 средние результаты контрольной и экспериментальной групп не имеют достоверных различий.

Таблица 1

Результаты плавания 50м кролем на груди

Плавание 50м кролем на груди

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t

tтабл

P (0,05)


Х ± m

Х ± m




До эксперимента

31,64±0,26

31,79±0,26

0,4

2.10

 >

После эксперимента

30,95±0,13

30,39±0,15

2,94

2.10

 <


Таблица 2

Показатели тестов в контрольной и экспериментальной группе до эксперимента

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t

tтабл

P0.05

Подтягивание

Х ± m

Х ± m

0,38

2,10

5,3±0,29




6-мин бег

988,6±37,3

990,7±26,6

0,05

2,10

Прыжок в длину

187±4,6

175±4,4

2,02

2,10

25м со старта

14,6±0,14

15,7±0,15

1,47

2,10

6-мин плавание

462,9±14,0

438,6±10,1

2,05

2,10


Четвёртый этап - (апрель - май) - осуществлялась обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы.

.3 Экспериментальная методика

По разработанной методике занятия проходили 5 раз в неделю по 90 минут. Во вторник и четверг занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились в соответствии с программой для УТГ-1 в ДЮСШ [26].

В понедельник, среду, пятницу в экспериментальной группе занятия проводились по индивидуальной программе направленной на совершенствование отстающих способностей (таблица 3). По результатом теста занимающиеся были поделены на 2 подгруппы: 1 - с более низким показателем силовых и скоростных способности; 2 - с более низким показателями выносливости.

Таблица 3

Программа занятий в экспериментальной группе

Дни

I подгруппа

II подгруппа

Пн

Зал: 30 мин. 1. Разминка 10 мин. 2. ОРУ 5 мин. 3. Круговая тренировка (подтягивание, приседание, жим штанги 20кг, резина, скакалка). 2 серии по 2 подхода в R-1.30” (отдых между подходами 1 мин., между сериями 2 мин.) Вода 60 мин. 1. 1000м кролем на груди 2. 10Х50 кролем на груди с тормозом (R-1 мин.) (Р-28) 3. 200 умеренно 4. 4Х50 ноги кроль в (R-1 30 мин.)(Р-27) 5. 600 умеренно. Зал 15 мин. 1. Резинка 5 мин. 2. «Тележка» 2 серии по 2 подхода до отказа (отдых между подходами 1 мин., между сериями 2 мин.) 3. Гибкость 3 мин.

Зал По общепринятой программе в ДЮСШ Вода 60 мин. 1. 1000 разминка 2. 3Х800м кролем на груди (с отдыхом 30 сек.)(Р-27) 3. 400 умеренно на спине 4. 4Х100 ноги. Кроль (с отдыхом 30 сек.) 5. 400м упражнение кролем на груди

Вт

По общепринятой программе в ДЮСШ

По общепринятой программе в ДЮСШ

Ср

Зал 30 мин. 1. разминка 10 мин. 2. ОРУ 5 мин. 3. набивные мячи (вес 5кг) - из-за головы 50 раз - правой и левой рукой 50 раз - от груди 50 раз 4. гибкость 3 мин. Вода 60 мин. 1. 600м н/с 2. 3Х(4Х75) кролем на груди (отдых между подходами 10 мин. между серией откупывание 100м (Р-29) 3. 400м упражнение кролем на груди 4. 2Х200 к/п (с отдыхом 10 сек. (R-25) 5. 200 брасс 6. 1000 в лопатках кролем на груди Зал 15 мин. 1. Выпрыгивание 100 раз 2. Пресс 50 раз 3. Прыжки через скамейку 100 раз

Зал Бег 30 мин. Вода 60 мин. 1. 10Х200 к/п 2. 4Х(2Х400) кролем на груди (Р-27) (с отдыхом между сериями 100 умеренно 3. 200 умеренно 4. 2Х200 ноги. Кроль. (с отдыхом 30 сек.) 5. 100 умеренно

Чт

По общепринятой программе в ДЮСШ

По общепринятой программе в ДЮСШ

Пт

Зал 30 мин. 1. Разминка 2. ОРУ 5 мин. 3. игры: «выжигало» Вода 60 мин. 1. 10Х100 комплексное плавание (с отдыхом 20 сек.) (R-24) 2. на резине 4 серии по 30 сек. (с отдыхом 20 сек.) в лопатках кролем на груди 3. 800м (75м быстро в/с + 25м умеренно на спине) 4. 8Х25 со старта кролем на груди (R-2) Зал 15 мин. 1. резина 3 мин. 2. жим штанги 20кг до отказа, 3 раза (с отдыхом 2 мин.) 3. на скакалке 100 раз

Вода 90 мин. 1. часовое плавание 2. повороты, старты


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В период с сентября 2005 года по май 2006 года нами были проведены: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, эксперимент и математическая обработка данных.

За период исследования накоплен значительный материал, отбор и анализ которого позволил нам объективно подойти к оценке эффективности использования экспериментальной методики в тренировочном процессе пловцов 11-12 лет.

Рассматривая результаты итогового тестирования мы определили, что различия показателей контрольной и экспериментальной групп достоверны по четырем тестам из пяти (таблица 4). В тесте прыжок в длину с места результаты улучшились в обеих группах: в контрольной на - 6см, в экспериментальной на - 12см, однако различия между ними не достоверны.

Таблица 4

Показатели тестов в контрольной и экспериментальной группе после эксперимента (X ± m)

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t

tтабл

P0.05

Подтягивание

Х ± m

Х ± m

3,2

2,10


5,2±0,3

6,1±0,35




6-мин бег

1200±32,3

3,55

2,10

Прыжок в длину

193±4,2

187±4,5

2,03

2,10

25м со старта

14,3±0,12

15,1±0,14

2,43

2,10

6-мин плавание

486,4±10,5

512,9±12,3

4,6

2,10


Сравнивая конечные результаты теста «подтягивание на перекладине», мы видим, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной на 11,9%. Различия достоверны при 5 % - ном уровне значимости (рис 1).

Рис 1. Результаты теста «подтягивание на перекладине»

Показатели теста «6-тиминутный бег» в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 17,9%. Различия достоверны при 5 % - ном уровне значимости.

Рис 2. Результаты теста «6-тиминутный бег»

В показателях теста «прыжок в длину с места» не наблюдается существенных различий (3,6%). Различия не достоверны при 5 % - ном уровне значимости.

Рис 3. Результаты теста «прыжок в длину с места»

Результаты теста «25м со старта» выше в экспериментальной группе, чем в контрольной на 1,75%. Различия достоверны при 5 % - ном уровне значимости.

Рис 4. Результаты теста «25м со старта»

Показатели теста «6-минутное плавание» выше в экспериментальной группе, чем в контрольной на 11,03%. Различия достоверны при 5 % - ном уровне значимости.

Рис 5. Результаты теста «6-минутное плавание»

Результаты соревнований после эксперимента улучшились в контрольной и экспериментальной группе, различия между ними достоверны, что дает основания говорить об эффективности экспериментальной методики (таблица 1).

Таблица 1

Результаты плавания 50м кролем на груди

Плавание 50м кролем на груди

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t

tтабл

P (0,05)


Х ± m

Х ± m




До эксперимента

31,64±0,26

31,79±0,26

0,4

2.10

 >

После эксперимента

30,95±0,13

30,39±0,15

2,94

2.10

 <

Результаты плавания 50м кролем на груди выше в экспериментальной группе, чем в контрольной на 1,3%. Различия достоверны при 5 % - ном уровне значимости.

Рис 6. Результаты плавания 50м кролем на груди

ВЫВОДЫ

. Рассмотрев особенности тренировочного процесса пловцов 11-12 лет можно сказать, что первые два года обучения плаванию направлены на овладение техникой, развитие функциональных систем и выявление спортсменов, которые успешно занимаются для того, чтобы потом отобрать в учебно-тренировочную группу первого года обучения, где спортсмены занимаются по составленному тренировочному плану. Учебно-тренировочный процесс группы (УТГ-1) направлен на специализацию стиля плавания и дистанции.

. В плавании результат во многом определяется индивидуальными особенностями пловцов. Особенно важны такие антропометрические показатели как длина стопы, предплечья, вес, рост и показатели физической подготовленности в особенности гибкость, скоростно-силовые способности и выносливость.

. Разработанная нами экспериментальная методика построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности рассчитана на 24 недели занятий и предусматривает совершенствование отстающих физических способностей. Результаты проведенного эксперимента показали достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой в 4 тестах из 5, и в результатах выступления на соревнованиях, что говорит об эффективности разработанной нами методики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булгакова Н. Ж., Макаренко Л. П. Плавание. М., 1988.

2. Булгакова Н. Ж. Плавание. М. Физкультура и спорт, 1984.

4. Биневский, Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Биневский. - М., 1993.

5. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М. Физкультура и спорт, 1971.

6. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. Изд-во 2-е. Перераб. физкультура и спорт, 1976.

7. Вайцеховский, С.М. Возраст и физическое развитие молодых пловцов / С.М. Вайцеховский // Спорт за рубежом. - 1981. - № 2. - С. 6-15.

8. Викулов А. Д. Плавание. М., 2003.

9. Воронцов А. Р., Чеботарева И. В. Методика многолетней подготовки юных пловцов. М., 1990.

10. Ганчар И. Л. Плавание: теория и методика преподавания. М., 1998

11. Гилязова В.Б. О классификации тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых пловцом в воде // Плавание. - 1998.-№5. - С.12-22.

12. Говорят мастера плавания. Сборник статей по технике плавания и методике тренировки. Изд-во «Физкультура и спорт». Москва, 1963.

13. Инясевский К. А., Васильев В. С. Плавание. М., 1967.

14. Инясевский К. А. Плавание. М., 1978.

15. Инясевский К.А. Тренировка пловцов высокого класса. Физкультура и спорт, 1970.

16. Инясевский К.А. Плавание. Учебн-метод. пособие. М., «Высшая школа», 1978.

17. Ильнин В.И. Студенческий спорт и жизнь: пособие для студ. вузов. - М., 1995.

18. Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. М., 1982.

19. Каунсилмен Д. Наука о плавании. Физкультура и спорт, 1972.

20. Кашкин, А.А. Основные параметры техники юных пловцов различного возраста и пола: Метод. разраб./ А.А. Кашкин, Д.А.Биневский. - М.,1995.

21. Комитет по ФКиС при совете министров СССР. Плавание. М., 1997.

22. Коц Я. М. Спортивная физиология. М., 1986.

23. Кузнецов В. В. Плавание. М., 1970.

24. Макаренко Л. Подготовка юных пловцов. М., 1974.

25. Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловца. Физкультура и спорт, 1975.

26. Макаренко Л.П. Абсолямов Т.М. Плавание. Программа для спортивных школ./ Макаренко Л.П. Москва, 1977.

27. Макаренко, Л.П. Юный пловец / Л.П.Макаренко. - М.,1983.

28. Матвеев Л. П. Теория и методика ФК. М., 1991

29. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М., 1976

30. Никитский Б. Н. Плавание. М., 1981.

31. Никитушкин В. Г. Система подготовки спортивного резерва. М., 1994.

32. Петров Е. Н. Плавание. М., 1975

33. Плавание. Сборник статей. М., 1990.

34. Плавание: Учебник для вузов / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

35. Плавание: Учебник для ин-тов физ.кульуры. Под. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: «Физкультура и спорт», 1979.

36. Платонов В. Н., Фесенко С. П. М., 1990.

37. Плавание. Сборник статей (выпуск второй). Изд-во «Ф и С». - М, 1971. В.А. Марченко, стр.7.”Опыт тренировок В.М. Нешилова, О.И. Логунова, А.А. Ванькова”.

38. Плавание. Периодический сборник статей, выпуск 2, сост. З.П. Фирсов. Массовая работа с детьми. - М. Чекалдина Л.Н., стр. 35.

39. Плавание: Ежегодник / сост. З.П. Фирсов., Булгакова Ж.С. и др. - М: Физкультура и спорт, 1985.

40. Тэлбот Д. Как плыть быстрее. М., 1990.

41. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ / Под общ. ред. Ю.Ф. Буйлина. - М., 1981.

42. Хартман Ю., Тюнеман Х. Современная силовая тренировка. - Берлин, 1988.

43. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М., 1982.

44. Щербаков В.П. Программа по физкультуре от 3-17 лет. - М., 1998.

Похожие работы на - Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!