Применение художественной литературы в библиотерапии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение художественной литературы в библиотерапии

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра менеджмента информационно-документальной сферы






Применение художественной литературы в библиотерапии

Курсовая работа


Выполнила: студентка ФИДК

гр Адушева Светлана

Проверила: Н.В. Клименкова









Минск, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Сущность библиотерапии

Глава 2. Роль и значение произведений художественной литературы в библиотерапии

Глава 3. Методика использования художественной литературы в библиотерапии

Глава 4. Рекомендации и требования по подбору художественной литературы

Глава 5. Программа изучения произведений художественной литературы с библиотерапевтической целью

Глава 6. Результат терапии художественной литературой

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире сформировалась чрезвычайно сложная социальная ситуация. Недовольство условиями жизни подавляющего большинства населения растет, что дестабилизирует общественную жизнь. Читатели библиотек крайне растревожены своим будущим и перспективами жизнедеятельности своих детей. Многие из них нуждаются в психокоррекции мышления и поведения. Сегодня читатели идут в библиотеку не только и столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, за психокоррекционной помощью.

Значимость лечения художественными произведениями в современных условиях резко возросла. Чрезвычайно актуально стало использование в библиотерапии художественной литературы.

Художественные произведения оказывают сильнейшее влияние не только на духовный мир человека, но и на его физическое состояние. Прочитанное художественное слово способно вызывать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое / грустное, печальное.

Заметно возросший в последнее время интерес специалистов к использованию художественной литературы в библиотерапии выражается прежде всего в публикации статей, проведении исследований, конференций, симпозиумов, семинаров, создаются Ассоциации библиотерапевтов (напр. в Финляндии), а также готовятся специальные кадры.

Рассматривая библиотерапию как лечение произведениями художественной литературы не только отдельной личности, но и общества в целом, следует отметить, что до сих пор существует ещё множество не разработанных её вопросов в данной области.

Цель данного научного исследования - проанализировать использование произведений художественной литературы в библиотерапии.

Основные задачи данной работы:

  1. рассмотреть сущность библиотерапии,
  2. определить роль и значение произведений художественной литературы в библиотерапии,
  3. исходя из публикаций различных учёных в данной области рассмотреть методики использования произведений художественной литературы в библиотерапии,
  4. ознакомиться с рекомендациями и требованиями по подбору произведений художественной литературы
  5. раcсмотреть программу изучения конкретных произведений для лечения различных заболеваний
  6. проанализировать результат терапии художественной литературой.

Объектом исследования является библиотерапия, предметом - использование произведений художественной литературы в библиотерапии.

Для достижения поставленной мною цели в данной работе были использованы новейшие, а также не утратившие ценности публикации различных учёных, представленные в списке используемой литературы (В.А. Акулич, О.Л. Кабачек, А.М. Миллер, Н.Е. Петушко и др.).

ГЛАВА 1.

СУЩНОСТЬ БИБЛИОТЕРАПИИ

Изменившиеся социальные условия значительно повысили уровень тревожности населения. Это отразилось как на поведении, так и на всей деятельности пользователей библиотек. В связи с этим чрезвычайно актуальным стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия, использующая в своих целях художественную литературу.

Библиотеки могут повысить стрессоустойчивость личности, находящейся в дискомфортном или кризисном состоянии, в том числе и вызванном дестабилизацией информации. Не случайно наиболее творческие личности среди библиотекарей рассматривают библиотерапию как одну из форм работы, ориентированную на читательское развитие и включают в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий.

Библиотерапия (лечение чтением) это отрасль, изучающая терапевтический эффект различных типов и разновидностей литературы, преимущественно художественной. Известно несколько определений библиотерапии. Приведем некоторые из них, чтобы обнаружить общее и характерное.

В книговедческом словаре библиотерапия определяется как метод книголечения, оказывающий при помощи специально подобранной художественной литературы, профилактическое и психологическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтности.

По Р. Баркеру «библиотерапия есть использование художественной литературы и поэзии в лечении больных, страдающих от эмоциональных проблем или умственных расстройств. Библиотерапия часто используется в социальной работе с группами или групповой терапии и, как правило, достаточно эффективна при работе с людьми всех возрастов, с больными как госпитализированными, так и с амбулаторными, а также со здоровыми людьми, желающими использовать литературу как средство личного развития и самосовершенствования».

Само понятие библиотерапия ранее в основном рассматривалось как лечение книгой, что заметно сужало круг проблем библиотерапевтической деятельности. Библиотерапия как направление работы библиотек с читателями, сущность которого целенаправленное воздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной работы в различных дискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации и коррекции через совершенствование читательской деятельности. Основная задача библиотерапевтической работы библиотек оказание помощи для саморегуляции читательской деятельности личности в условиях психологического дискомфорта и стимуляции читательского развития.

Библиотерапия - это воздействие всем информационным пространством библиотеки как социального института, происходящее по закону перехода количества в качество, т.к. библиотека является базой читательского развития личности, совершенствования этой деятельности, ее стимуляции средствами библиотечной работы, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности.

Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих методов билиосоциальной работы является выявление через чтение художественных произведений механизма конкретного выхода из проблем.

В конце 19 - начале 20 века огромное внимание исследованию восприятия художественных текстов уделялось специалистами общей и педагогической психологии. Харьковская психологическая школа (Потебин, Овсянников-Куликовский, Харцев и другие) отстаивала мысль о том, что «Идею вкладывает тот , кто воспринимает художественное произведение, кто его толкует, кто им пользуется для уяснения жизненных явлений… Нет ни этого объективного содержания, на раз навсегда данного смысла, ни идеи художественного произведения, есть лишь форма для всего этого, неподвижный образ, рождающий содержание в читателе из данной прозы». Именно такие идеи впоследствии послужили толчком к изучению терапевтического восприятия чтения художественной литературы, который нашел реальное воплощение в работе врачей кафедры психотерапии, психогигиены и психопрофилактики Харьковского института усовершенствования врачей, где активно применяется метод библиотерапии (А. Фикатов, А. Миллер) и где создан центр по изучению и внедрению библиотерапии в практику.

Активному научно-психологическому изучению чтения художественной литературы положили начало А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и Н.А. Рубакин, разработавший свою теорию библиопсихологии.

В частности Н.А. Рубакин много внимания уделял влиянию различных «психических способностей» на выбор книги и на отношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональный общепсихологический подход к исследованию художественного восприятия не совсем был принят и позднее активно критиковался как психологами, так и библиотековедами.

Библиотерапия основана на утверждении, что художественная литература воздействует на психику человека и тем самым изменяет физиологические и патологические процессы в его организме, лечит с помощью специально подобранных книг с учетом психических особенностей читателя, библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечение различных соматических и психических заболеваний, неврозов.1 Целенаправленное лечение чтением может «иметь успокаивающее действие, но оно может быть и средством тонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Оно может выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым», так писал И.П. Кутанин, одним из первых в России поставивший вопрос о применении библиотерапии. В дальнейшем он предупреждал том, что чтение может и навредить внести разлад в психику и не рекомендовал книги, требующие особого умственного напряжения, с преобладанием мрачного, пессимистического содержания, эмоционально перевозбуждающих.

По существу библиотерапевтический эффект художественной литературы необходим тем, кто временно нуждается в особом внимании в связи с какимито проблемами.

Библиотерапия необходима не только при лечении неврозов и соматических заболеваний, не только тем, кто оказался в больнице на продолжительный срок (беременные, послеоперационные и т.д.). У таких людей меняются культурные контакты, происходит тягостное отключение от тех ритмов, к которым они привыкли. Это изменяет мотивацию отношения к чтению. Они заинтересованы в ином чтении, которое помогло бы им благополучно пережить медицинское «заключение». Библиотерапия может применятся и в работе с негоспитализированными инвалидами, которым необходима помощь в налаживании контактов с внешним миром или приспособлении к изменившимся изза их болезни условиям, а также теми, кто временно нуждается в особом внимании в связи с какимито проблемами. Более всего метод библиотерапии применяется в работе с инвалидами.

Использование метода библиотерапии поможет преодолеть в определенной степени дефицит общения, эмоционального отчуждения и наличие дискомфорта. Поможет снизить повышенную раздражительность, разлад с собой и окружающими.

Рассмотрение метода библиотерапии в таком ракурсе увеличивает объект его воздействия. В качестве объекта библиотерапии будут выступать не только и не столько больные, сколько вполне нормальные люди, но испытывающие какие-то проблемы, стрессы или пребывающие в кризисных ситуациях. Среди них те, кто блокировал свои эмоции как энергетический фундамент жизнедеятельности, кто нашел обходные способы высвобождения, что привело к разбалансировке их отношений с окружающим миром. Задачи библиотерапии в этой связи будет заключаться в противостоянии негативным патологическим тенденциям и в формировании установки к позитивной самореализации.

Итак, объектами влияния библиотерапии являются взрослые и дети здоровые физически, но с травмою души, или люди, которые имеют аномалии в развитии, недостатки зрения, слуха и т.д. Библиотерапию можно также использовать при заболевании ДЦП, но, следует учитывать тот факт, что при острых психических и психосоматических состояниях библиотерапия просто запрещена. Ведь в этом случае внешние раздражители могут причинить обострение заболевания. Таким образом, необходимо придерживаться трех основных принципов библиотерапии: помоги, не вреди, развивай.

По мнению американских психологов, способность независимого манипулирования образами в воображении, сопереживания в процессе восприятия художественного произведения дают возможность компенсировать то, что человеку не удается реализовать в действительности.

Рассмотрение библиотерапии в ключе библиосоциальной работы ощутимо меняет ее конфигурацию.

Во-первых, увеличивает угол распространения библиотерапии, под ее воздействие попадают различные группы клиентов.

Во-вторых, в настоящее время начинается расширение границ ее применения.

В-третьих, изменяется функциональное предназначение библиотерапии. Рекомендуемая художественная литература имеет цель адекватной самооценки клиента и выступает в качестве его защитной силы.

Идея библиотерапевтического влияния на понижение агрессивности личности выстраивается на конфликтологической парадигме. Мысль о возможности регулятивного воздействия чтения художественных произведений на состояние конфликтогенности и позитивного преобразования стратегии социального поведения требует серьезных эмпирических подтверждений.1

Итак, библиотерапия - это перспективное направление деятельности библиотек, которое занимается изучением влияния специально подобранной художественной литературы на состояние здоровья больного человека.2

ГЛАВА 2.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОТЕРАПИИ

Люди, имеющие какие-либо проблемы, должны согласиться на библиотерапию и работать со специалистом в тесном контакте при наличии взаимопонимания и доверия. Стимулирущим началом (средством воздействия) при использования библиотерапевтической методики в данном случае будет являться художественная книга.

Использование художественной литературы в русле «мотивационного» направления начало бурно развиваться в 1940х годах. В это время начали активно пропагандироваться и внедряться в библиотерапевтискую практику лучшие образцы классической и современной художественной литературы. Направление характеризуется пониманием психотерапевтической ценности художественной литературы как авторской модели действительности, преобразующей личность. Воздействие, производимое книгой в русле этого направления, можно назвать «психогигиеническим». В принципе для библиотерапии подойдёт любая книга, чьё содержание соответствует конкретной задаче, поставленной библиотерапевтом, и конкретной проблеме пациента.1

Раньше в церковных библиотеках хранились издания религиозного содержания, прочитав которые, люди успокаивались и находили выход из сложных житейских ситуаций. В эпоху Возрождения книги стали более доступными широкому читателю, и врачи стали использовать их с лечебной целью. Так, один врач из Англии в XVII столетии предлагал своим пациентам читать роман М.Сервантеса "Дон Кихот", а в других странах врачи рекомендовали своим больным кроме прописанных лекарств еще и прочитать 23 страницы развлекательной литературы. Со временем в библиотеках при больницах больным всё чаще стали предлагать читать юмористические произведения, развлекательные книжки, детективы и приключенческую литературу.

Большинство ученых придерживается мысли, что задачами библиотерапии является изучение особенностей читательского восприятия во время болезни и разработка способов психологической коррекции с помощью специально подобранной художественной литературы.

Книга уже стала не только хранителем знаний, медицинских рекомендаций, но и непосредственно - лекарством.

В бывшем Советском Союзе в 19201930х годах изучение лечебного влияния художественных произведений на здоровье человека проводилось в библиотеках домов отдыха и пансионатов.

В настоящее время использование произведений художественной литературы в библиотерапии как способа дополнительного врачевания используется во многих странах мира.

Художественная литература не только содержит полезную информацию - она влияет на повышение самооценки ребенка. Например, чтение автобиографий известных, знаменитых людей, которые, будучи инвалидами, добились признания, помогает детям понять цель, к которой следует стремиться, и понять, что даже при тяжелых заболеваниях можно стать полезным обществу, людям. Читая художественную приключенческую литературу, ребенок, который перенёс какую-нибудь травму, начинает забывать про свою трагедию.

В результате проведенного в России выборочного опроса 100 больных детей выявилось, что 20 процентов из них любят читать юмористические, «веселые» книжки Н. Носова, Ю. Драгунского, В. Голявкина, А. Милна, А. Линдгрен, 60 процентов - отдают предпочтение фантастике, 20 процентов - сказкам и приключениям. А вот взрослая аудитория больных главным образом увлекается религиозной литературой, интересуется популярными авторами, в частности Л.Андреевым, К.Кастанедою, О.Менем.

Задача библиотерапевта - помочь детям найти те самые художественные произведения, какие им по душе.

ГЛАВА 3.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОТЕРАПИИ

библиотерапия художественная литература

Методика библиотерапии - сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции.

С точки зрения Н.А. Рубакина человек читает те художественные тексты, которые по психологическому наполнению соответствуют ему как личности.

О.Л. Кабачек утверждает, что лечебный эффект базируется на узнавании пациентом своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в нем образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. Чем более похожи герой и ситуация, описанная в художественной книге, на обстоятельства и характер читающего, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, будет терапевтический эффект.1

При составлении списка рекомендуемых книг, следует учитывать три степени:

. Степень сложности / доступности

. Герой книги должен быть по плечу

. Сходство ситуации.

Библиотерапия может изменяться при решении частных задач, как коррекции семейных отношений.

Чтение художественного произведения, сюжет которого совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет видеть пути выхода из создавшейся ситуации, что ведёт к разрешению эмоционального конфликта.

После того, как отрывки из книги прочитаны должна проводиться беседа (необходимо узнать, что особенно интересное узнал читатель, какую пользу извлёк, что вызвало у него сомнение / опасение, что осталось неясным и как он относится к отдельным персонажам).

Исходя из множества жанров литературы, можно сделать следующий анализ:

  1. классическая русская литература - это жанр художественной литературы, обладающий огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными художественными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.
  2. юмористическая и сатирическая литература - это литература, позволяющая читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Этот жанр художественной литературы может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.
  3. фольклор, сказочная литература - это жанр художественной литературы, который знакомит людей с мировоззрением народа. Он используется, преимущественно, в библиотерапевтической работе с детьми.
  4. научнофантастическая литература - эта литература, которая доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.
  5. детектив, приключенческая литература. Этот жанр занимает значительное место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь - это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей, классической детективной литературы.
  6. Драматургия. Следует отметить, что на некоторых читателей

она может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.

Библиотерапия - использование специально отобранного для чтения материала, как терапевтического средства в общей медицине и психотерапии, с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Она является частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях.

То, что мы читаем, может сделать нас либо больным человеком, либо здоровым. Поэтому подбирая книги, желательно руководствоваться только одним принципом - сформировать точку зрения здорового, счастливого, богатого человека. Книги желательно читать в строгой последовательности, предоставляемой библиотерапевтом.

Итак, различные литературные жанры и виды поразному выполняют психотерапевтическую функцию. Следует отметить, что и сами библиотерапевтические методики разнообразны. Широко практикуется организация библиотекарем книжных выставок «Моя любимая книга», «Книги, которые меня изменили / потрясли», «Любимые строки», дополненными поэтическими вечерами, литературномузыкальными композициями и т.п. Особенность этих мероприятий заключается в том, что в основу отбора литературных произведений и их фрагментов, отдельных строк положен не привычный для библиотекарей тематический принцип, а принцип метафоры, глубинной эмоциональной ассоциативной связи, позволяющий впрямую использовать магию художественного слова - как психотерапевтического средства, способа организации эмоционального, ценностнодуховного мира читателя. При этом художественное слово выступает в роли своего рода «формулы внушения» по типу формул аутогенной тренировки или настроев Г.Н.Сытина. Не только прямые формулывнушения: от «…Всё равно его не брошу, Потому, что он хороший» (А.Барто) до «Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья…» (А.С.Пушкин), «Чудная картина, Как ты мне родна…» (А.Фет), «Подожди немного, Отдохнёшь и ты…» (М.Лермонтов) и др., но и - вспомним М.Эриксона, просто отдельные выражения, художественные детали, создающие так необходимый детской (и взрослой) душе образ мира, пронизанный светом, красотой и добром: «Чудный день! Пройдут века - Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное» (Ф.Тютчев), «О сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелий…» (Н.Заболоцкий).

При этом благословенность мира может быть выражена не только через «полный гордого доверия покой», статику, но и динамически - через напряжение всех душевных и духовных сил лирического героя (рождение гармонии из душевного хаоса). И тут использование фрагмента текста - эмоциональной кульминации произведения - правомерно.

Может быть интересным и сопоставление, противопоставление высказываний разных авторов, связанных общей эмоциональноценностной доминантой (перекличка строк, своего рода «венок сонетов»): «…И когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни» (А.П.Чехов) - «…не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет…» (А.Тарковский); «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» (О.Мандельштам) - «Быть незнакомы друг другу не могут бессмертные боги, Даже когда б и великое их разлучало пространство» (Гомер) - «…Словно с моря мне подан знак. Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясь, летит рысак» (А.Блок).

Также, следует подчеркнуть, что для наибольшей эффективности процесса библиотерапии необходима (помимо высокого педагогического профессионализма библиотекаря и подобранных им прекрасных художественных произведений - «вечных» книг) особая мотивация чтения, особые читательские ожидания, эмоциональноценностные установки, во многом определяющие и глубину восприятия произведений, степень и характер катарсиса, и осмысление текста по ходу и после прочтения, и характер присвоения авторского мироощущения, преображение личности читателяслушателя. Повидимому, это должно быть ожидание некой жизненноважной и своевременной информации о себе и своей судьбе, ответов на свои глубинноличностные запросы и вопросы (как правило, явно не формулируемые, но от этого еще более напряженные); желание вдруг, чудесным образом разрешить свои проблемы и, в то же время, готовность меняться самому, открыть себя нового, свои скрытые ранее возможности. Это также ожидание чегото необыкновенного, какихто сильных переживаний, то есть готовность к катарсису.1

Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания найти

ответы на свои жизненноважные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какаято жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям и автором полузабытой книги. Чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.

Часто задачу создания читательской мотивации берет на себя сам автор книги. Не только характером введения, сразу приковывающего внимание читателя, но и, например, с помощью оглавления. Старинная традиция развернутого оглавления, где подробно перечислялись все обстоятельства и приключения героев, помогала читателю узнать, увидеть свои коллизии и себя еще до начала чтения, что способствовало созданию установки "эта книга про меня".

Библиотекарь должен уметь использовать в своей работе с читателем психотерапевтические механизмы, заключенные в самой книге закономерности построения художественного произведения как формы его (например, ритма, создающего определенное настроение), так и содержания ( общечеловеческие, смысложизненные проблемы, обращенность книги к личности, ее "автобиографизм", ее "портрет души").

ГЛАВА 4.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДБОРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Библиотерапия - весьма привлекательный вариант терапии, потому, что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Главный герой - это всегда автор, и страдания отступают после их выражения.

Библиотерапия направлена на улучшение состояния человека, способствует его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на читателя. Терапевтический эффект достигается не просто за счёт узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счёт формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счёт возможности стать психотерапевтом для самого себя.

Таким образом, выбор книг - дело весьма ответственное и сугубо индивидуальное. Книги, выбранные библиотерапевтом, должны быть качественными во всех отношениях - плохо написанный, слабый роман с шаблонными характерами и упрощенными ответами на сложные вопросы или примитивные стихи - хуже, чем полное отсутствие чтения, и может вызвать отвращение к этому варианту терапии.1

При подборе литературы следует учитывать жизненные проблемы читателя. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учёте познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализациии этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими.

Если рассматривать библиотерапию как междисциплинарную отрасль прикладного знания о лечебном эффекте различных жанров, типов и разновидностей, следует отметить, что разработки библиотерапевтических рекомендаций, в том числе списков рекомендуемой литературы, должны осуществляться с учётом, прежде всего, социального статуса, положения в обществе и микро социумах (семье, трудовому коллективу и т.п.), ибо общность социальностатусных позиций - главный фактор, порождающий схожесть психического реагирования людей на социальные раздражители. Данная концепция имеет не психологические, а социологические истоки. Библиотерапия - это один из возможных методов восстановления жизненных сил человека, способный стать достаточно эффективным проявлением социальной логотерапии.

Современные библиотерапевты, в принципе, не во всех деталях знают, как и каким индивидам следует рекомендовать художественную литературу того или иного жанра и автора, чтобы нормализовать их психику. Следует получит информацию о том, каким образом с помощью художественной литературы можно влиять на социальное поведение людей, выбор и корректировку ими своих жизненных стратегий и тактик. Библиотерапия может и должна стать средством минимизации социальных аномалий, одной из социальных технологий, нормализующих жизнь всего общества.

Следует отметить, что из произведений художественной литературы и публицистки, библиотерапевты должны подбирать желательно «классику», книги, проверенные временем на нескольких поколениях читателей. Показательны тут Л.Н. Толстой, его опыт жизни, проверенный ошибками толстовства, непротивленцев, А.П. Чехов, его гуманизм, мягкость, доброта, оказавшие такое влияние на многие поколения людей интеллигентных и бессильных в воздействии на мещан и фанатиков.

В критической литературе можно порекомендовать «Критическое пособие, 100 лет русской критики»; в юмористической - М.Твен, Я.Гашек; в научно-фантастической - Р.Бредбери, А.Азимов, Э.Рассел, А. и Б. Стругацкие, Р.Шекли; в детективном - Д.Хаммет, Ж.Сименон.1

На основании результатов экспериментального изучения терапевтического эффекта литературы В.А. Невский еще в 1930е гг. (совместно с А.А. Гайворонским) выделил следующие типы книг:

книги с преобладанием гипнотерапевтических моментов: усыпляющие критическое мышление, суживающие умственный кругозор, ограничивающие подбор фактов, злоупотребляющие авторитетами, «запугивающие» или переводящие читателя в мир вымыслов (стихи, многие книги «для отдыха и развлечения» и т.п.);

книги с преобладанием эмоционально-терапевтических моментов: возбуждающие прежде всего сильные эмоции, заражающие настроениями, чувствами, стихийными порывами (художественная литература, книги по искусству, в значительной степени агитационная литература) и др.

При подборе книг для читателя также очень важно учитывать настроение и энергетику, заложенные писателем в произведение. Только произведения, проникнутые любовью автора к людям, могут благотворно влиять на эмоциональное и душевное состояние читателей.1

Каждому типу читателя, нуждающегося в психотерапевтическом воздействии, следует подобрать, по мнению В.А Невского, соответствующее художественное произведение, т.е. то, которое даст наибольший эффект.

ГЛАВА 5.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ

Библиотерапия - это научная дисциплина, нацеленная на решение проблем формирования у человека способностей и навыков противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения художественных произведений.

Библиотерапевт в свою очередь должен стремиться посредством произведений художественной литературы достигнуть нужного лечебного воздействия на здоровых людей, стимулировать у них позитивные и погасить негативные эмоции. Он призван дать человеку информацию о сути его проблем, помочь найти новые ценности и отношения, способствующие их решению.

Цели использования художественной литературы в библиотерапии:

  1. Стимулирование индивидуального сознания посредством художественных произведений;
  2. Улучшение понимания человеком своего поведения и его мотиваций;
  3. Обеспечение адекватной самооценки;
  4. Оказание помощи человеку в определении своих истинных интересов;
  5. Облегчение психологического давления;
  6. Демонстрация человеку, что он не первый, столкнувшийся с такой проблемой;
  7. Доказательство существования более чем одного решения данной проблемы;
  8. Свободное обсуждение проблемы;
  9. Оказание помощи человеку в планировании оптимальных действий для решения проблемы.

Разрабатывая программу изучения художественных произведений в библиотерапии, следует отметить, что в данном случаем применимы следующие её жанры:

) Русская дореволюционная классика (Пушкин А.С.: «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Метель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Повести Белкина»; Лермонтов М.Ю.: «Маскарад», «Странный человек», «Герой нашего времени», «Мцыри», Стихотворения; СалтыковЩедрин М.Е.: «История одного города», «Господа Головлевы», Сказки; Бунин И.А.: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Веселый двор»; Куприн А.И.: «Анафема», «Тапер», «Мирное житие», «Река жизни», «Изумруд», «Гранатовый браслет», «Святая ложь»; Тургенев И.С.: «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Степной король Лир»; Чехов А.П.: «Дачники», «Радость», «Торжество победителя», Анюта», «Анна на шее», «Моя жизнь», «О любви», «Душечка»; Толстой А.Н.: «Хождение по мукам», «Казаки»; Гончаров И.А.: «Обломов»; Толстой Л.Н.: «Война и мир», «Воскресенье»; Грибоедов А.С.: «Горе от ума»; Гоголь Н.В.: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель», «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

) Зарубежная литература (Маркес Г.: «Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества»; Моэм С.: «Театр», «Рождественские каникулы», «Гроздья гнева»; Цвейг С.: «Врачевание и психика»; Шоу Б.: «Пигмалион»; Саган Ф.: «Любите ли Вы Брамса», «Нарисованная леди»; Базен Э.: «Супружеская жизнь», «Встань и иди»; Мопассан Г.: «Жизнь», «Милый друг», новеллы; Санд Ж.: «Маркиз де Вильмар», «Мопра», «Консуэло»; Уальд О.: «Портрет Дориана Грея»; Флобер Г.: «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»; Теккерей В.: «Ярмарка тщеславия»; Голсуорси Дж.: «Сага о Форсайтах»; Лондон Дж.: «Мартин Идеен», «Белый клык», «Любовь к жизни», «Маленькая хозяйка большого дома»; Диккенс Ч.: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древности»; Войнич Э.: «Овод»; Рабле Ф.: «Гаргантюра и Пантагрюэль»; Шекспир В.: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», Сонеты; Мольер Ж.Б.: Комедии; Бернс Р.: «Шотландские баллады»; Дефо Д.: «История полковника Джека», «Моль Фландерс»; Байрон Дж.: «ДонЖуан»; Бальзак О.: «Утраченные иллюзии», «Человеческая комедия»; Гарди Т.: «Тэсс из рода дЭрбервиллей»; Золя Э.: «Жерминаль», «Дамское счастье»)

) Русская современная классика (Грин А.С.: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь»; Федин К.А.: «Костер», «Первые радости», «Города и годы»; Фадеев А.А.: «Разгром», «Молодая гвардия»; Гранин Д.: «Иду на грозу», «Бегство из России»; Катаев В.П.: «Алмазный мой венец»; Тренев К.А.: «Любовь Яровая»; Нагибин Ю.М.: «Шуты императрицы», «Встань и иди», «Трудовое счастье»; Шолохов М.А.: «Судьба человека»; Булгаков М.А.: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных»; Есенин С.А.: «Анна Снегина», Лирика; Ахматова А.А.: Лирика; Каверин В.: «Два капитана»)

) Публицистика (Выжутович В.: «Поправка на смелость»

(Личность. Мораль. Воспитание); Аграновский В.: «Капля добра», «О них говорят» (20 политических портретов); Степаненко В.: «Хлеб»; Беляева Л.: «Иск и риск»)

Очерки(Тургенев И.: «Записки охотника»; СалтыковЩедрин М.: «Очерки»; Пришвин М.: «Фацелия»; Песков В.: «Шаги по росе»; Успенский Г.: «Власть земли»; Паустовский К.: «Очерки»)

5) Историкоприключенческая литература (Купер Ф.: «Шпион», «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой», Скотт В.: «Айвенго», «Аббат»; Мериме П.: «Хроника царствования Карла IX»; Свифт Дж.: «Сказка бочки»; Сальгари Э.: «Черный корсар»; Дрюон М.: «Проклятые короли»; Дюма А.: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо», «Две Дианы», «Учитель фехтования»; Прус Б.: «Фараон»; Сенкевич Г.: «Крестоносцы»; Рид М.: «Всадник без головы»; Борн Г.: «Тайны мадридского двора»; Паласио В.: «Пираты мексиканского залива»; Сабатини Р.: «Рыцарь таверны», «Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада»; Питаваль Э.: «Голова королевы»; Верн Ж.: «Таинственный остров»; Дойль А.: «Затерянный мир»; Твен М.: «Приключения Тома Сойера»; Стивенсон Р.: «Остров сокровищ»; МельниковПечерский П.: «На горах», «В лесах»; Федоров Е.А.: «Каменный пояс»; Шишков С.: «Угрюмрека»; Седых К.: «Даурия»; Пикуль В.: «Фаворит», «У последней черты», «Караван PQ17»; Парфенов П.: «Бруски»; Иванов Вс.: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»; Проскурин П.: «Судьба», «Имя твое»; Черкасов А.: «Хмель»; Черкасов А., Москвитина П.: «Рыжий Конь», «Чёрный тополь»)

6) Фантастика (Гаррисон Г.: «Неукротимая планета», «Конные варвары», «Специалист по этике», «Стальная Крыса», «Звездные похождения галактических рейнджеров»; Брин Д.: «Прыжок в солнце»; Желязны Р.: «Сумеречный Джек»; Нортон А.: «Гаран вечный», «Королева солнца», «Камень предтеч»; Сандерсон А.: «Твари»; Уэллс Г.: «Человекневидимка», «Война миров», «Машина времени», «Остров доктора Морро»; Хайнлайн Р.: «Кукловоды», «Марсианские войны»; Шекли Р.: «Координаты чудес»; Азимов А.: «Я, робот»; Андерсон П.: «Патруль времени»; Лем С.: «Солярис»; Павлов С.: «Лунная радуга»; Булычев К.: «Любимец»; Ефремов И.: «Туманность Андромеды»; Толстой А.: «Аэлита»; Кинг С.: «Лангольеры»; Вэнс Б.: «Звездный король»; Шекли Р.: «Координаты чудес»; Беляев А.: «Голова профессора Доуэля»; Толкиен Дж.: «Хоббит», «Властелин колец»)

) Любовные романы (Мэтер А.: «Таинственный венецианец»; Г. де Растиньяк: «Приключения нежной Амалии»; Уэллес А.: «Цветок Дракона»; Басби Ш.: «Знатная плутовка»; Бронте Ш.: «Джейн Эйр»; Шелдон С.: «Ничто не вечно»; Стил Д.: «Крылья», «Саманта», «Все только хорошее», «Безмолвная честь», «Конец лета»; Токарева В.: «Я есть»; Майлз В.: «Возвращение в Эдем»; Саган Ф.: «Здравствуй, грусть»; Гилл У.: «Нефритовые глаза»; Мердок А.: «Дикая роза»; Уортон Э: «Век невинности»; Этвуд М.: «Лакомый кусочек»; Спенсер Л.: «Осень сердца»; Хэран М.: «Иметь все»; Коллинз Д.: «Лаки»; Деверо Д.: «Бархатная песня»; Андерсон К.: «Аромат роз»; Ландис Д.М.: «Последний шанс»; Картер М.: «Солнечная песня»; Лэм Ш.: «Жизнь за любовь»; Фейзер Д.: «Непокорный ангел»; Деверо Д.: «Волшебная страна»; Вудс Ш.: «Так будет всегда»; Хортон Н.: «Экзамен любви»; Мейджер Э.: «Полюби меня снова»; Браунинг Д.: «Лики любви»; Бивен Х.: «Снова вместе»; Гамильтон Д.: «Безумная страсть»; Джонсон С.: «Серебряное пламя»; Неггерс К.: «Яростное влечение»; Дарси Э.: «Натали»; Бенкс Л.: «Музыка ночи»; Бэннет М.: «Мой мужчина»; Остен Д.: «Чувства и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Нортенбергское аббатство»; Митчелл М.: «Унесенные ветром»)

) Популярные детективы (Доценко В.: «Тридцатого уничтожить»; Гамарра П.: «Тулузские тайны»; Сименон Ж.: «Желтый пес»; Кристи А.: «Шестое чувство», «Десять негритят»; Дойль А. К.: «Записки о Шерлоке Холмсе»; Гарднер Э.: «Классическое преступление»; Праттер Р.: «Труп с выпученными глазами»; Квин Э.: «Безрассудство»; Кейн Дж.: «Серенада»; Чейни П.: «Этот человек опасен»; Криси Д.: «Инспектор Уэст на отдыхе»; Уайт Э.: «Винтовая лестница»; Макдональд Д.: «Девушка, золотые часы и все остальное»; Макбейн Эд.: «Мошенники»; Макдональд Р.: «Полосатый катафалк»; Стаут Р.: «Умолкнувший оратор»; Латимер Д.: «Леди в морге»; Райс К.: «Случайный свидетель»; Кварри Н.: «Смерть - моя тень»; Смейз Р.: «Ловушка убийцы»; Чейз Дж.: «Стук, стук … кто там?»; Флеминг Я.: «Агент 007»; Спилейн М.: «Поцелуй меня сатана»; Холлидей Б.: «Заработать на смерть»; Чейни П.: «Сплошные неприятности»; Эксбрая Ш.: «Ловушка для простака»; Леонов Н.: «Удачи, тебе сыщик»; Незнанский Ф.: «Игра покрупному»; Корецкий Д.: «Разящий удар»; Бойцов Ю.: «Заказной»; Высоцкий С.: «Кто следующий»; Безуглов А.: «Мафия»; Маринина А.: «Стилист»; Родионов С.: «След оборотня»; Молчанов А.: «Кто ответит?»; Дашкова П.: «Кровь нерожденных»; Бессонов А.: «Следы остаются»; Крамной Н.: «Смерть в бархатный сезон»)

) Эпос (сказки, предания, эпопеи, романы)

Эпопеи(«Илиада», «Одиссея», «Рамаяна», «Махабхарата»

Сказки (Аксаков С.: «Аленький цветочек»; Андерсон Г.Х.: «Дюймовочка», «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Снежная королева»; Ершов П.: «Конекгорбунок»; Маршак С.: «Двенадцать месяцев»; Пушкин А.С.: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»; Перро Ш.: «Золушка», : «Кот в сапогах», «Спящая красавица»; Родари Дж.: «Чиполлино»; Кэрол Л.: «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»; Волков А.: «Волшебник Изумрудного города»; Милн А.: «Вини Пух и все, все, все»; Линдгрен А.: «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный Чулок», «Эмиль из Лениберги»; Олеша Ю.: «Три толстяка»; Экзюпери А.С.: «Маленький принц»; Бажов П.: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце; Братья Гримм: «Метелица», «Горшочек каши», «Храбрый портняжка»; Киплинг Р.: «Маугли», «Откуда взялись броненосцы»; Толстой А.: «Золотой ключик»; Чуковский К.: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»; Носов Н.: «Приключения Незнайки», «Незнайка на Луне»)

Русские народные сказки

Баллады (Кочетков А.: «Баллада о прокуренном вагоне»; Жуковский В.: «Светлана», «Людмила»; Тихонов Н.: «Баллада о гвоздях»; Антокольский П.: «Баллада о чудном мгновении»; Матусовский М.: «Баллада о хиросимской любви»)

Легенды и мифы

) Юмористические произведения (Зорич А.: «Неоконченный рассказ», «О человеке», «Портрет писателя», «Глупый приказ», «В общем и целом», «Гипноз»; Бухов Арк.: «Запутанный случай», «Девяносто листьев», «Нюансы и отзвуки», «Человек в бутсах», «Рождение языка», «В порядке катастрофы; Ильф И., Петров Е.: «Рождение ангела», «Веселящаяся единица», «Листок из альбома», «Костяная нога», «Чудесные гости», «Рецепт спокойной жизни»; Зощенко М.: «Доктор медицины», «Врачевание и психика», «Западня», «Плохая жена», «Опасные связи», «Сердца трех», «Пчелы и люди», «Хорошая игра», «Голубая книга»; Ардов В.: «Книжники и фарисеи», «Укротитель», «Сложная арифметика»; Троепольский Г.: «Никишка Болтушок»; Ленч Л.: «Канитель», «Женское обаяние», «Неразборчивый почерк», «Свидание»; Шукшин В.: «Непротивленец», «Макар Жеребцов», «Билетик и двое других»; Аверченко А.: «Подходцев и двое других»; Искандер Ф.: «Созвездие козлотура»; Жванецкий М.: «Год за два»; Войнович В.: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; Задорнов М.Измайлов Л.: «Конец света, или хорошее настроение»; Сборник: «Медики и пациенты обмениваются улыбками»

ГЛАВА 6.

РЕЗУЛЬТАТ ТЕРАПИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Любое хорошее произведение художественной литературы несёт в себе терапевтический заряд. Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя.

На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире нравственных ценностей.
Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал.
Если книга вызовет в ребенке душевный отклик и сопереживание судьбе героев, то мы можем говорить о благотворном воздействии хорошего художественного произведения на его эмоциональный мир. Дети сопереживают персонажу - следовательно, они эмоционально восприимчивы. По утверждению В.Г. Белинского, в восприятии художественной литературы первая стадия - «стадия восторга», вторая, более высокая, - стадия истинного наслаждения, третья стадия - влияние художественного произведения на личность читателя.

Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Привычку к чтению художественной книги можно отнести к здоровье-сберегающей технологии, ведь физическое здоровье сопряжено с нашим душевным состоянием. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. Хорошая книга способна лечить душу.

Книга может поднять настроение, успокоить, помочь выйти из сложной ситуации. Среди мотивов чтения художественной литературы лидирует в современном мире стремление к активизации эмоциональной сферы, дающее возможность сопереживания. Такое чтение принято называть компенсаторным. Его цель - развлечение, отключение от неприятных жизненных ситуаций. Эта тенденция очевидна у детей при выборе художественных книг. Компенсаторные механизмы воздействия художественной литературы: чтение способствует освобождению читателя от душевного напряжения, разрядке нервной энергии.

Наличие у чтения компенсаторного значения подтверждается существованием такого метода библиотечной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы.

Роль чтения художественной литературы переоценить невозможно. Оздоравливающий эффект при чтении художественных произведений различных жанров достигается в том случае, если выбор книги происходит с учётом интересов ребенка.

Читая художественную литературу, дети отдают предпочтение таким жанрам, как: приключения и детективы, фантастика, юмор, также в равной степени читают сказки и поэзию. Те или иные образы и пробужденные под их влиянием чувства, мечты, желания, мысли восполняют недостаток собственных представлений, заменяют сиюминутную тревогу или направляют чувства и мысль по новому руслу, к новым целям.

Детективы и приключенческая литература занимают особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких, как популярность, легкость слога, сюжетная увлекательность, обобщенность многих обыденных явлений. Читая детектив, подросток мысленно рискует, пытается мыслить аналитически, тренирует находчивость.

Юмористическая и сатирическая литература. Смех обладает наибольшим оздоровляющим влиянием на личность ребенка. Его лечебные свойства общеизвестны. Смех улучшает кровообращение, снимает боль. Способность смеяться - это сугубо человеческое качество. Жизнь без смеха полна драматизма. Смех не только несет в себе высмеивающую функцию, но и отмечает свободу человеческого духа. Без смеха, как говорят сами дети, «человек станет злой, скучный и неинтересный». Юмор стимулирует положительные эмоции.

Вот почему «радостное чтение» стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Не случайно именно весёлые книги пользуются неизменным спросом у детей.

Значение сказки для поддержания душевного мира детей велико. Она становится неким духовным оберегом детства.

Используя печатное слово как основное средство библиотерапевтического воздействия, учитывая при этом критерии отбора, психотерапевтический потенциал видов, жанров и типов литературы, библиотерапевт должен стремиться расширить и углубить их воздействие. А далее главным моментом становится самостоятельность, творческая активность читателя / пациента, развивающего (с помощью библиотерапевта) свои читательские и литературнотворческие способности, совершенствующего личностные установки. Он воспринимается как полноправный субъект библиотерапевтического, педагогического и художественного общения (с терапевтом, другими читателями, автором произведения и т. д.).

Система чтения предполагает поэтапный переход от одной художественной книги к другой, от одного жанра к другому в соответствии с изменениями, происходящими в структуре личности читателя / пациента. Обычно библиотерапевтические сеансы начинают сначало с медицинской, научной, психологической литературы. Авторитет медицины и всякой науки у больных велик, поэтому воздействие науки как системы знаний весьма значительно, особенно, если в книге анализируются актуальные для больного симптомы, темы. В данном случае, как показывает практика, сразу же достигается значительный эффект. Это же в свою очередь существенно облегчает другим жанрам и видам литературы путь к читателю / пациенту. Далее следуют книги, объясняющие роль личности и отдельных психических процессов в выздоровлении, а затем - знакомящие со способами преодоления болезни.

Включение художественной литературы в библиотерапевтический процесс даёт читателю более широкий взгляд на человека со стороны, более целостное и перспективное видение мира. Это успокаивает, оптимизирует восприятие, оценку, реакции.

Наиболее сильный библиотерапевтический эффект достигается, если человек при чтении неосознанно включается в процесс отождествления. Именно через призму отождествления он воспринимает тех людей, которые похожи на него или которые некоторым образом близки ему эмоционально.

Основное воздействие литературы вытекает из ее способности выполнять аналогичные невыполненные, подавленные детские желания читателя. Именно эта скрытая сторона литературы является источником удовольствия, удовлетворения для читателя, а не ее осязаемая, очевидная или эстетическая сторона.

В процессе библиотерапии человек испытывает катарсис, т.е. высвобождение эмоций, и тем самым очищается и освобождается.

Таким образом, чтение хорошего произведения художественной литературы приводит читателя в состояние покоя, умиротворения,

приносит необходимое дополнительное удовольствие, придает чувство уверенности. Художественное произведение развивает, лечит, поддерживает, изменяет читателя, гармонизирует его внутренний мир.1

Что касается непосредственно самого чтения, следует выделить два вида чтения: интенсивное (чтение литературного произведения, когда книга много раз берётся с полки и перечитывается) и экстенсивное (Чтение, которое означает не качественное, а количественное чтение, т.е. увеличение, распространение, расширение круга читателей).

Проблема познания художественной литературы так трудна, что иногда, несмотря на многолетнее знакомство с литературными произведениями, без посторонней помощи не добраться до сложной сути образа даже читателю высокой квалификации.

Перечитывание может быть «онтогеническим» (перечитывание какого-либо одного произведения одним человеком в различном его возрасте; возраст, жизненный опыт, образование, умственное развитие, политический кругозор, классовая принадлежность - всё это, так или иначе сказывается на восприятии литературного произведения, на полноценности его чтения) и «филогеническим» (перечитывание какого-либо одного произведения различными поколениями).

Длительность процесса ознакомления с литературным произведением и качество его восприятия не есть величина постоянная. Многое зависит от того, что ищет читатель в художественной литературе, чего он ждёт.

Восприятие литературного произведения меняется под воздействием различных факторов (на восприятие художественного произведения может сказаться изменение социальной действительности, исторический момент, а также настроение, психофизиология самого читателя).

Чтение художественной литературы в целом способствует нормализации душевной (психической) жизни детей.2
Итак, подводя итог, можно твёрдо сказать, что художественные произведения безусловно применимы в библиотерапии. Библиотерапия - это благотворное воздействие художественной литературы на читающую личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественная литература оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека. Чтение художественного произведения, сюжет которого совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет видеть пути выхода из создавшейся ситуации, что ведёт к разрешению эмоционального конфликта.

Различные художественные произведения способны вызывать различные состояния сознания читателя…

Правильно подобранное художественное произведение оказывает большую помощь больному. Художественное слово, звучащее со страниц книги способно оказать благотворное влияние на настроение и мысли человека.

Художественное произведение - эффективнейшее орудие библиотерапии - науки, нацеленной на решение проблем формирования у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения.

Посредством художественного произведения возможно достижение нужного лечебного воздействия на больных и профилактического действия на здоровых, стимулирование позитивных и погашение негативных эмоций. Художественная литература призвана дать человеку информацию о сути его проблем, помочь найти новые ценности и отношения, способствующие их решению.

Итак, выбор специальных художественных книг - дело весьма ответственное и сугубо индивидуальное.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акмасова, А. Модель психологической службы областной библиотеки / А. Акмасова // Бiблiятэчны свет. 2008. №3. С.1820.
  2. Акулiч, У.А. Бiблiятэрапiя як сродак рэабiлiтацыi / У.А. Акулiч // Дзейнасць установы культуры па мiнiмiзацыi наступствау чарнобыльскай трагедыi. Мн., 1999. С.109122.
  3. Акулич, В.А. Использование библиотерапии в условиях публичной библиотеки / В.А. Акулич // Бiблiятэчны свет. 1998. №4. С.1011.
  4. Акулiч, В.А. Мастацкая літаратура як сродак бібліятэрапіі / В.А. Акулiч // Прафесіяналiзм выкладчыкау унiверсiтэта ва умовах пераходу да шматузроуневай сiстэмы адукацыi: тэзiс дакладау. Мн., 1994. С.121122.
  5. Бетехтина, О. Аптека для души / О. Бетехтина // Библиотека. 2007. №4. С.37.
  6. Дергилева, Т. Светя другим, гори, но не сгорай! / Т. Дергилева// Библиотека. 2008. №8. С.5961.
  7. Диянская, Г.П. Равные права и равные возможности: об обслуживании инвалидов / Г.П. Диянская // Библиотека. 1997. №2. С.1720.
  8. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс: учебное пособие / Ю.Н.Дрешер. М.: ФАИР, 2007. 560с. (Специальный издательский проект для библиотек).
  9. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие / Ю.Н.Дрешер. Казань, 2001. 222с.
  10. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие / Ю.Н.Дрешер. СПб.: Профессия, 2008. 272с.
  11. Дрешер, Ю.Н. Кого и как лечит библиотерапия / Ю.Н. Дрешер // Библиотека. 1999. №3.
  12. Дрешер, Ю.Н. Курс лекций по библиотерапии / Ю.Н. Дрешер. -

Казань, 1999. 304с.

  1. Зозулина, О. Преодолеть феномен стигмы. Роль библиотеки в социализации людей с нарушениями психоэмоциональной сферы / О. Зозулина // Библиотечное дело. 2008. №08 (74). С.2426.
  2. Исаева, Е.Н. О соционической библиопсихологии и соционической библиотерапии / Е.Н. Исаева // Библиотековедение. 2000. №6. С.5359.
  3. Кабачек, О.Л. Нравственный аспект художественной литературы: библиотерапия и антибиблиотерапия / О.Л.Кабачек // Школьная библиотека. - 2004. №1. С.3032.
  4. Кабачек, О.Л. Сказка в век компьютера: метод. пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми мл. и сред. шк. возраста / О.Л.Кабачек. - М.: Либерея, 2001. - С.130180.
  5. Казаринова, И.Н. Возможности библиотерапии / И.Н.Казаринова, Е.Л.Смагин // Научные и технические библиотеки. 1999. С.3440.
  6. Казаринова, И. Центр психологической защиты личности / И.Казаринова, Н.Соколова // Библиотека. 1999. №6. С.4748.
  7. Карпова, Н., Печатное слово для профилактики / Н.Карпова, А.Голзицкая // Библиотека. 2007. №4. С.60.
  8. Матилина, С. Обновление, или ещё раз о миссии публичной библиотеки / С. Матилина // Библиотека. 2001. №6. С.7176.
  9. Миллер, А.М. Мотивация чтения и восприятия художественной литературы во время болезни / А.М. Миллер // Психологические проблемы чтения: Сб. науч. тр. / ЛГИК. Л.,1981. С.7888.
  10. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности / Н.Т.Оганесян // Библиотековедение. - 2007. №4. - С.7174.
  11. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия как средство самрактуализации психических состояний / Н.Т.Оганесян // Библиотековедение. - 2004. №4. - С.7278.
  12. Паулава, С.А. Абслугоуванне карыстальнirfe бiблiятэк з фiзiялагiчнымi i псiхалагiчнымi недахопамi / С.А. Паулава // Бiблiятэчны свет. 2000. №1. С.1416.
  13. Петушко, Н.Е. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Н.Е. Петушко // Сацыяльнапедагагiчная работа. 2003. №5. С.2941.
  14. Рахманина, Т.В. Вам поможет библиотерапевт / Т.В.Рахмани на //Библиотека. - 2003. №9. С.7475.
  15. Рослик, Г.М. Немного о библиотерапии / Г.М. Рослик // Научные и технические библиотеки. 1995. №7. С.6568.
  16. Рыбакова, И. Зарубежный и отечественный опыт использования библиотерапии в работе с детьми и подростками / И. Рыбакова // Бiблiятэчны свет. 2007. №4 (45). С.2022.
  17. Рыбакова, И. Практическое применение библиотерапии в работе детской библиотеки / И.Рыбакова // Бiблiятэка прапануе. - 2007. №1. С.30.
  18. Смолiк, A.I. Кампенсатарная дзейнасць сучасных публiчных бiблiятэк / А.I. Смолiк // Современная библиотека: концепция развития: тезис докладов. Мн., 1999. С.1417.
  19. Стрельцова, Л.В. Библиотерапия - метод нравственноэстетического воспитания / Л.В.Стрельцова // Три ключа. - 2006. №10. С.141143.
  20. Тимофеев, А. Лечит слово: о первом международном семинаре по библиотерапии / А. Тимофеев // Библиотека. 2000. №4. С.3739.
  21. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я / И.И.Тихомирова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - С. 1947.
  22. Федорина, И. Наставление разума и лечение душ / И.Федорина, Чекшезерова Н // Библиотека. 2001. №5. С.4647.
  23. Шапошников, А.Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения / А.Е. Шапошников // Библиотековедение. 2001. №1. С.5962.
  24. Ященко, Н. Айболит для подростков / Н.Ященко, О.Колобова // Библиотека. 2001. № 8. С. 3032.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!