Продуктовая программа предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    197,95 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Продуктовая программа предприятия

Содержание

1.       Принципы и порядок продуктовой программы предприятия

. Формирование продуктового портфеля и оптимального ассортимента продукции

. Обоснование продуктовой программы предприятия

Задача

Библиографический список

1.       Принципы и порядок продуктовой программы предприятия


Важнейший раздел плана развития предприятия - продуктовая программа, или план производства продукции. Показатели продуктовой программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукции для экспорта"), включая показатель качества продукции.

Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении служит план производства промышленной продукции в натуральном выражении.

Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.

По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Объем реализуемой продукции по плану Рn можно определить по следующей формуле:

где Tn - объем товарной продукции по плану;

Он.п.1 Он.п.2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.

Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Объем валовой продукции Вn включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; определяется он по следующей формуле:

продуктовый программа портфель ассортимент продукция


где Нn, Нk - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем реализуемой продукции так же, как и товарной продукции, определяется: в плане - в действующих оптовых ценах предприятий; в отчете - а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства, б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).

В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.

Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей - производительности труда, фондоотдачи и др.

Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты его производственной мощности.

На промышленных предприятиях (компаниях) США для оценки хозяйственной деятельности используют своеобразную систему показателей, которую можно разделить на три основные группы :

оценочные показатели;

показатели издержек производства;

относительные показатели хозяйственной деятельности.

Среди оценочных показателей наиболее важные: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов;

прибыль после выплаты всех дополнительных платежей; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов.

Размер оборота определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Вместе с тем для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных процессов, он измеряется в неизменных ценах.

Если вычесть из размера оборота предприятия (компании) стоимость покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, размера оплаты труда работников, других переменных издержек, то получим валовую прибыль. Надо отметить, что прибыль в условиях рыночной экономики остается главным и определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности. Основная проблема состоит в том, чтобы определить размер прибыли на вложенный капитал.

Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим условно-чистую прибыль предприятия. Этот показатель широко используется в качестве оценочного для всех сфер бизнеса в США. Условно-чистая прибыль служит основой для определения размера премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, а в американских и западноевропейских компаниях - премий и высшим руководителям.

Показатель условно-чистой продукции включает величину условно-чистой прибыли плюс издержки на заработную плату рабочих и служащих. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов. Рассчитывается этот показатель так же, как и соответствующие производственные затраты по текущим ценам.

Показатель условно-чистой продукции широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда; он характеризует успешную хозяйственную деятельность. Применяется в различных системах участия рабочих и служащих, распределении прибыли компании, полученной в результате повышения эффективности производства, и других случаях.

Сфера применения остальных оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и компаний США ограничена, как правило, только потребностями бухгалтерского учета.

К показателям второй группы - издержек производства - можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, затраты на материально-энергетическое снабжение и др.

Важное значение в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и компаний имеют показатели третьей группы - относительные. Это различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, и основное их назначение - служить базой для сопоставлений (межотраслевых и межфирменных).

Основной показатель - индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. Рассчитывается он двумя методами: на базе акционерного капитала предприятия и на так называемой экономической основе. В первом случае в знаменателе дроби отражаются сумма акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенная прибыль предприятия, в числителе - величина полученной прибыли до налогообложения. Во втором - в знаменателе дроби, помимо акционерного капитала, будет показана сумма долгосрочных займов предприятия, а нередко и сумма краткосрочной задолженности и превышение кредита (овердрафт), в числителе - величина условно-чистой прибыли.

Среди других относительных показателей хозяйственной деятельности следует выделить две основные группы: показатели эффективности производства и показатели структуры издержек.

2. Формирование продуктового портфеля и оптимального ассортимента продукции


План развития предприятия включает следующие основные разделы:

план производства промышленной продукции (производственная программа);

план развития науки и техники;

план повышения экономической эффективности производства;

план капитальных вложений и капитального строительства;

план материально-технического обеспечения;

план по труду и кадрам;

план по издержкам производства и реализации продукции;

финансовый план;

план социального развития коллективов предприятий и объединений;

план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Центральный раздел плана развития предприятия - план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в этом разделе занимает и планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

Важная часть плана развития предприятия - план развития науки и техники. Главное его значение - ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.

Большое значение в современных условиях приобретает внедрение вычислительной техники. В плане развития науки и техники предусматриваются важнейшие мероприятия по созданию автоматизированных систем управления, концентрации средств вычислительной техники на важнейших объектах, по увязке проводимых мероприятий, по созданию и внедрению отраслевых АСУ с автоматизированными системами управления и системами обработки информации общегосударственного значения. Неотъемлемая часть этого раздела - планирование стандартизации и метрологического обеспечения.

Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваиваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации труда, с выделением основного и вспомогательного производства; относительное уменьшение численности работников, рост производительности труда и снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде за счет мероприятий, повышающих технический уровень производства и др., а также специфические для предприятий промышленности и производств показатели качества выпускаемой продукции, использования оборудования, материалоемкости производства, производительности труда в натуральном выражении и др.

Важным в планировании развития предприятий является разработка плана повышения экономической эффективности производства, в котором даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе этих показателей: темпы роста производства чистой и товарной (валовой) продукции; общая рентабельность;

затраты на 1 руб. товарной (валовой) продукции; темпы роста производительности труда и доля прироста чистой и товарной (валовой) продукции за счет повышения производительности труда;

производство чистой и товарной (валовой) продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов (фондоотдача); оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение крупных цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства - модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

Основные показатели плана капитального строительства:

ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий; объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ; объем незавершенного производства.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

Определение потребностей промышленного производства в материальных ресурсах, их распределение и использование должны осуществляться на основе прогрессивных технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборудования, машин, механизмов. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача - предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другим важным показателем данного раздела является фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны.

Обобщающим разделом плана, в котором находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При разработке этого раздела ставится задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Непосредственная цель планирования себестоимости - экономически обоснованное определение величины затрат на производство, необходимых для изготовления предусмотренной планом продукции, а задача планирования прибыли - исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной частью финансового плана является кредитный план.

В плане социального развития коллективов предприятий и объединений предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для коллективов данных предприятий, объединений, отдельных регионов задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта. Предусматривается усиление воздействия социальных мероприятий на развитие производства и повышение его эффективности.

Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия - план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, включающий такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду

3. Обоснование продуктовой программы предприятия


В международной практике обоснования проектов применяется несколько обобщающих показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности вложения средств. В их числе:

чистая текущая стоимость;

рентабельность;

внутренний коэффициент эффективности;

период возврата капитальных вложений;

максимальный денежный отток;

норма безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости (в отечественной литературе интегральный экономический эффект) - это разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период с учетом фактора времени (с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или отношение прибыли к акционерному капиталу. Показатель рассчитывается для каждого года реализации предпринимательского проекта и как среднегодовая величина. При этом учитывается и налогообложение.

Внутренний коэффициент эффективности определяется как пороговое значение рентабельности, обеспечивающее равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.

Период возврата капитальных вложении широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. В этом случае показатель представляет собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Вопрос о том, должен ли период возврата рассчитываться с дисконтированием или без такового, - спорный.

Максимальный денежный отток - это наибольшее отрицательное значение первого показателя (чистой текущей стоимости), рассчитанного нарастающим итогом. Отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.

Норма безубыточности - минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства:


Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы.

Введение и общая информация. Рассматривается юридическая форма и дается краткое описание деятельности, приводятся описание и объяснение истории деятельности предприятия, недавних и текущих важных событий.

Оценка вклада. Показываются отдельные важные стороны деятельности предприятия, включающие позиции на рынке, репутацию, систему продажи и др.

Описание продукции и рынка сбыта.

Исследования и разработки. Описываются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.

Производство и производственные мощности. Дается описание состояния производства, производственных мощностей предприятия.

С Персонал и трудовые отношения.

Организация и управление. Помимо общих организационных схем, приводятся краткие биографические данные на высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.

Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные арбитражные дела, связанные с производственной деятельностью.

Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.

Ликвидность. Приводятся анализ задолженности, состояние оборотных средств, дается описание статей налогообложения компании, ее долгов.

Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.

Другие вопросы бухгалтерского учета. Приводится краткое изложение незарегистрированного имущества (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).

Следует остановиться на роли маркетинга как системы стратегического управления и планирования на предприятии, их взаимосвязи. На большинстве предприятий разработка плана маркетинговой деятельности ведется параллельно с составлением плана предпринимательской деятельности, бизнес-планом. Выше мы показали, как план маркетинговой деятельности органично вплетается в бизнес-план. Если же речь идет о решении перспективных маркетинговых задач, то план маркетинговой деятельности разрабатывается в составе стратегического плана предприятия, компании на три-пять лет. При этом в основе разработки стратегического плана - данные анализа перспектив развития предприятия при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой оно функционирует. Центральный элемент этого анализа - определение позиций фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

Задача


Предприятие решило довести выпуск продукции в следующем году до объема 155 штук. Справится ли предприятие с поставленной задачей и как изменится при этом коэффициент производственной мощности, если производственная площадь сборочного цеха - 540 м. Площадь, необходимая для сборки одного изделия - 90 м. Продолжительность сборки одного изделия - 12 дней. Готовый объем выпуска продукции в предыдущем году - 85 штук. Годовой фонд времени работы сборочного цеха - 240 дней. Режим работы односменный.

Решение:

Максимальное число изделий, которое может быть произведено на этих площадях составляет:

Q maх =(S) * T/S*T = (540*240) /(90*12) = 120 шт.

где =S = 540м2 - площадь цеха;

S = 90м2 - необходимая площадь для сборки одного изделия;

T = 240 дней - фонд времени работы цеха;

t = 12 дней - время сборки одного изделия.

Так как Q maх < Q =155 шт, то предприятие не справится с поставленной задачей без увеличения коэффициента сменности работы оборудования.

Коэффициент использования производственной мощности (при установленном односменном режиме работы) составил:

Киспо = 85/120 = 0,708 или 70,8%.

При росте объемов до 155 шт при том же режиме коэффициент использования производственной мощности должен составить:

Кисп1= 155/120 = 1,292 или 129,2%.

Это означает что либо необходимо повысить производительность труда на 30% , либо увеличить коэффициент сменности до 1,3 ( тогда Q maх = =120*1,3 = 156 шт) , либо увеличить производственную площадь на 30%.

Во всех этих трех случаях Кисп2 составит 1.

Библиографический список


1.       Бабич А. М. Финансы: Учебник для вузов. - М: Финансы,2006.

2.       Берлин С. И. Теория финансов.- М: Экономика, 2002.

3.       Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006.

4.       Ковалев В. В. Финансы.-М: Финансы, 2006.

5.       Липсиц И.В. Экономика: Учебник. - М.: Вита - Пресс, 2006.

6.       Маркетинг: Учебное пособие /Под ред. А.М.Немчинова. - СПб.: Бизнес-пресса, 2006.

.         Организация предпринимательства: Учебное пособие / Арустамов З.А. и др. - М.: Маркетинг, 2006.

8.       Романовский О. В. Финансы.-М: Юнити, 2002.

9.       Экономика предприятия: Учебник /Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.: Банки и биржи, 2006.

Похожие работы на - Продуктовая программа предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!