Защита прав и свобод ребенка в современном обществе
Защита прав и свобод ребенка в современном обществе
Мы часто слышим фразу «это моё право» и так привыкли к употреблению данного слова, что просто не задумываемся, что оно обозначает, и какой смысл в него вкладывается. Так что же такое право?
Право - это притязание иметь или получать что-то, или возможность совершать или не совершать определённые действия. Например, мы заявляем, что мы свободные личности, тем самым, претендуя на то, чтобы никто не вмешивался в нашу личную жизнь, что мы сами вольны выбирать образ жизни, который мы ведём. Однако мы живём в обществе, где все люди имеют одинаковые права и возможности. И всё, что мы делаем, различным образом влияет на других люде независимо от нашего желания. Диапазон данного влияния весьма широк и одним из самых слабых звеньев является проблема защиты прав ребёнка.
Когда-то, Фёдор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас звучат очень актуально: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
В настоящее время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда наиболее развитые страны маниакально тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы только для физического существования.
В последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных. С каждым годом увеличивается число детей - беженцев из новых независимых государств. Не решены проблемы детей, проживающих или являющихся участниками различного рода катастроф. В некоторых районах из-за непродуманной экономической политики сложилось катастрофическое положение с детским питанием. Экономический кризис, прежде всего, губит детство. Во всех странах мира, проблема детства остаётся одной из наиболее важной, о чем имеется удручающая статистика.
Идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм права и нравственности. Первые понятия права закладываются в семье, где ребенок постигает границы дозволенного и запретного. Затем он получает определенные правовые знания в школе. Однако часто школьный курс «права» остается лишь абстрактной учебной дисциплиной, а на практике возникают конфликты с учителями и родителями, обусловленные различием уровней правовой культуры родителей, педагогов и самих учащихся. Конфликты подростков и взрослых часто происходят при отсутствии отношений толерантности между ними и могут быть вызваны бестактностью, как взрослых, так и детей. Признание прав и свобод личности ребенка взрослыми, понимание ребенком права как формы свободы в реальных отношениях особенно важно для младших подростков. Именно в этом возрасте они могут и должны осознать не только свои права, но и обязанности, научиться уважать другие мнения, изучать различные точки зрения при конфликтах и т.д. Формированию правового самосознания способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Основные задачи школы:
формировать основы правовой культуры и принципы толерантности всех участников образовательного процесса;
- побуждать школьников не только изучать свои права, но и активно использовать их, приобретать опыт взаимодействия в семье и в школе, в городском социально-информационном пространстве;
расширять цикл просветительских мероприятий по правам ребенка;
проводить консультации для родителей (на родительских собраниях) о целесообразности формирования правовой культуры ребенка;
привлекать внимание администрации города и общественных организаций к проблемам прав ребенка.
Из истории законодательства.
Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.
В принятой ООН 1948 года Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах, во всенародном пакте о гражданских и экономических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что он имеет». В декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако, декларация имеет лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения. Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.
В декларации были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она призывала родителей, педагогов, местные власти и правительство признать изложенные в ней права свободы и достоинства, а также оказала значительное влияние на политику во всех частях мира.
Другое дело - конвенция. Это договор, который должен, неукоснительно исполнятся теми, кто его подписал. Конвенция - документ особого социально - нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она специально выделяет необходимость особой заботы и общества о социально - депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и некогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских политических, экономических и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально - правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставление всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.
Каждый ребенок должен познакомиться с содержанием конвенции, чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
группа прав - базисная, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав.
Стать 1-7 определяют понятие «ребенок», утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества, определяют права на жизнь, имя гражданство.
группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство - помогать детям, оставшимся без родителей).
Статьи 8-11 определяют ответственность и обязанности родителей.
группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединятся в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии).
Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов и мнений.
группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранение).
Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанностей государства по защите и помощи таким детям.
группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т.д.).
Статьи 28-31 излагают права ребенка на образование.
группа прав призвана защищать ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы.
Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.
Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления. Статьи 41-45 относятся ко второй части конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Статьи 46-44 относятся к 3 части Конвенции и определяют процедурно - правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенций.
Какие же права связаны с правом на образование?
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:
1.выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2.получение образования в соответствии с установленными стандартами;
.обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
.уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
.обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
.получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
.обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
.добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
.получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
.социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
.равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
.перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
.получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
.оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
.продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
.перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
.участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
.уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
.свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Вот, что по этому поводу говорит адвокат…
Интервью с адвокатом, по правам и защите детства, Ларисой Октябристовной Павловой.
- Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качество обучения и питания детей, которые они получают в школе, интернате и т.д.?
Да.
- Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образовательном учреждении?
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.
- Что следует признавать насилием по отношению к ученику?
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
угрозы в адрес обучающегося;
преднамеренная изоляция обучающегося;
предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
оскорбление и унижение достоинства;
систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося;
- Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?
Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования - ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.
- Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?
Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях - во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства.
- С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?
Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
- Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?
Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.
- Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?
Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.
Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:
заключить договор с образовательным учреждением;
определить организационную форму семейного образования;
обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Права родителей (законных представителей):
ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;
ознакомиться с личной карточкой обучающегося;
получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;
получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;
получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;
продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.
- Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?
Обязанности образовательного учреждения:
заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;
предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;
обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;
осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;
предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;
издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;
завести личное дело на ребенка - карточку обучающегося;
выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.
Права образовательного учреждения:
расторгнуть договор при условии не освоения обучающимся образовательных программ;
получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;
переводить обучающегося в следующий класс;
оставить ребенка на повторный курс обучения.
- Что такое экстернат как форма получения образования?
Экстернат - это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.
В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:
обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;
обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.
- Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната?
Образовательное учреждение обязано:
установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;
ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;
организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;
использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;
предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;
допустить к аттестации экстерна;
установить порядок проведения аттестации экстернов;
перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;
издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;
выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».
Список литературы
право ребенок конвенция декларация
1.Конвенция ООН о правах ребенка (выдержки). Полный текст Конвенции о правах детей - Педагогика, 1993, №10.
2.Гражданственность и участие в управлении. Ваша роль в обществе 21 века. Учебное пособие для общеобразовательных школ Республики Казахстан. Части 1 и 2. Алматы - 2006.
.Л.В. Мартынова. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск. 2000 год.
.Э. Аширова. День защиты без детей // Газета, 2002 год, 1 июня.
.Всеобщая декларация прав ребенка. Сборник нормативных документов по правам человека, 1994 год.
.З.К. Шнекендорфт. Права ребенка в законодательных актах. История, 200 год, №40. с. 1-3.
.О. Хлобустов. Права человека: история и современность. - Диалог, 1998 год, №4. с. 17-19.
8. Т. Шишова, И. Медведева. Безобразия в образовании. Интервью с адвокатом Л.О. Павловой.