Борьба с наемничеством по законодательству Украины

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Борьба с наемничеством по законодательству Украины

Введение

Становление Украины как правового государства, которое придерживается требований международного права во внешней и внутренней политике, невозможно без обеспечения мира и согласия в обществе и предотвращения проявлений такого вида преступлений, как наемничество. Статьей 18 Конституции Украины определено, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного содружества на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

История борьбы с наемничеством

В Украине наемничество впервые признано преступлением в 1993 году с принятием Верховным Советом Украины Закона Украины от 11 ноября 1993 года № 3582-ХІІ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины". Данным Законом действующий в то время Уголовный кодекс Украины был дополнен статьей 63-1 "Наемничество". Устанавливая уголовную ответственность за наемничество, Украина выполнила свои обязательства, принятые ею в связи с подписанием 21 сентября 1990 года в Нью-Йорке Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и ратификацией ее в установленном порядке Верховной Радой Украины 14 июля 1993 года.

Наемничество как явление и отдельный вид деятельности человека, появилось у истории человечества в ответ на спрос. Сначала появился порожденный многочисленными войнами спрос на людей, которые избрали своим ремеслом убивать себе подобных. И уже потом этот спрос был удовлетворен за счет людей, которые потеряли другие средства к существованию, кроме военного дела. Этих людей война кормила, во время войны росла их значимость, без войны они не могли реализовать свой потенциал. Эти люди нуждались в войне, которая стала их образом жизни. Не зря мысль о том, что история человечества - это история войн, является в наше время достаточно распространенной. К сожалению, человечество слишком много сил и времени потратило и продолжает тратить на уничтожение себе подобных лишь потому, что у них иной цвет кожи, рост, разрез глаз, размер носа, форма ушей, национальность, язык, вероисповедание, взгляды, вкусы, убеждения, территория обитания, естественные богатства, достаток и тому подобное.

наемничество украина законодательство преступление

Правовые средства противодействия наемничеству

Появление наемничества и его достаточно длительная история его развития способствовали на отдельных исторических этапах становлению и развитию профессионального подхода к перестройке вооруженных сил ряда развитых стран. К уверенности о необходимости перехода на профессиональный подход комплектования вооруженных сил пришло уже и выше политическое руководство как в России, так и в Украине. Однако следует отличать профессионального военного, который нанимается на военную службу по контракту, соглашением или в другом, определенным действующим законодательством порядке, на службу в вооруженные формирования, образованные в соответствии с действующим законодательством той или иной страны, от наемника, который не входит в число военнослужащих вооруженных сил государства, который используется вопреки положениям военного законодательства и международного гуманитарного права в агрессивных, колониальных, расистских, междунациональных, межрелигиозных, межконфессиональных вооруженных конфликтах или террористических актах.

Военнослужащий по контракту служит государству и его права и обязанности регламентированы законами, указами, постановлениями, уставами, приказами и другими нормативно правовыми документами. Действуя в определенных ими пределах, военнослужащий по контракту не представляет угрозы государству и государство при любых условиях отвечает за его действия перед гражданами и другими государствами. Наемник, в отличие от военнослужащего по контракту, - служит конкретно определенному лицу, группировке, клану, организации, партии и т.п. Его действия не регламентированы нормативно правовыми актами, кроме того, они противоречат существующим нормам широкого круга права: международного, гуманитарного, уголовного. За действия и поступки наемника никто не несет юридической ответственности, то есть отсутствует сдерживающий фактор его использования в вооруженных конфликтах и военных действиях. Следовательно, использование наемников является нарушением правил и обычаев ведения войны, которые сложились в течение всей истории цивилизованного человечества.

Необходимость борьбы с преступным наемничеством для большинства стран современного мира является очевидной. Наемничество составляет опасность для правительств почти всех стран угрозой применения реальной силы, которая находится вне любого контроля и ответственности.

Политическими методами лишь тогда достигается мирное сосуществование государств, когда политика является прозрачной, открытой, предсказуемой и ответственной. Каждое государство отвечает за действия своих вооруженных сил и за каждого своего военнослужащего, который входит в состав этих вооруженных сил. За действия наемника реально не несет ответственности никто. Именно поэтому наемничество составляет опасность, признается преступлением и с ним следует вести борьбу правовыми средствами и методами.

Борьба с наемничеством, как и с любым общественным явлением, которое воплощает в себе разновидность той или иной деятельности человека, требует комплексного подхода. Одними лишь карательными мерами от этого явления не избавиться. В средствах массовой информации достаточно часто встречаются сообщения об участии выходцев из Украины в качестве наемников в вооруженных конфликтах других государств. Участие наемников, которые являются гражданами Украины, в вооруженных конфликтах других государств влияет на международный авторитет государства, демонстрирует не только беспомощность, но и безответственность власти.

Государство должно предпринять комплекс уравновешенных мероприятий профилактического характера, среди которых поднятие духовно патриотического уровня воспитания населения, преодоление бедности за счет повышения уровня жизни, установление надлежащего престижа военной и государственной службы, реформирование вооруженных сил, надлежащее материальное обеспечение ветеранов военной службы и военных пенсионеров и т.п. Важной является согласованность конкретных действий органов власти государства с действиями властных структур других государств и международных организаций.

Подписание в Нью-Йорке 21 сентября 1990 года Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 72 пленарном заседании 4 декабря 1989 года, со следующей ратификацией ее Верховным Советом Украины 14 июля 1993 года свидетельствует о правильном понимании опасности наемничества и признанной необходимости с ним бороться.

Введением уголовной ответственности за наемничество Украина продемонстрировала мировой общественности последовательность своей политики относительно применения внутренних мер по обеспечению внешней безопасности, международного правопорядка и удержания своих граждан от вмешательства во внутренние дела других государств путем возможного их участия в качестве наемников в вооруженных конфликтах, происходящих за пределами Украины. Правоохранительные органы и специальные службы Украины имеют достаточно широкий арсенал правовых средств для выявления, проверки и фиксирования информации о совершении преступного наемничества гражданами Украины. Вопросы оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального доказывания нуждаются в теоретическом анализе и практической реализации.

Законодательные новеллы в сфере борьбы с наемничеством

Увеличение объема полномочий правоохранительных органов и спецслужб за счет предоставления им любых исключительных или специальных прав ради обеспечения успехов в борьбе с наемничеством является лишним и неоправданным. Правоохранительные органы и специальные службы, к компетенции которых отнесена борьба с преступным наемничеством, должны совершенствовать эффективность своей деятельности в пределах предоставленных действующим законодательством прав и возможностей.

С целью обеспечения соответствия положений статьи 447 УК Украины положениям международных правовых актов в сфере гуманитарного права, необходимо определить в диспозиции части первой статьи или в примечании к этой статье признаки наемничества.

. Это будет законодательным закреплением признаков преступного наемничества, как это сделано, например, в статье 359 УК Российской Федерации

. Ведь подписанная и ратифицированная Украиной в начале девяностых годов прошлого века Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников не признается отдельными государствами, которые не подписали ее. Также есть и государства, которые подписали эту Конвенцию, в первую очередь, Соединены Штаты Америки, но до сих пор еще не ратифицировали ее. Эти действия предоставят возможность в правоприменительной деятельности руководствоваться положениями нормативно-правовых актов действующего законодательства, имеющими прямое действие и лишит возможность произвольного толкования недостаточно конкретизированных отдельных его положений.

Состоянием на сегодняшний день наличие такой редакции диспозиции позволяет ставить под сомнение правомерность привлечения к уголовной ответственности любых лиц по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 447 УК Украины, то есть за участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения.

Пока не определен и на нормативном уровне не закреплен порядок получения разрешения, нет оснований говорить о его нарушении, следовательно и об уголовной ответственности за участие в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения, без разрешения соответствующих органов государственной власти. Именно при таких условиях частью 2 статьи 447 УК Украины возможно наступление уголовной ответственности. К статье 447 КК Украины необходимо добавить часть 3, в которой предусмотреть более суровое наказание за вербовку, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях, с использованием служебного положения или относительно лиц, которые не достигли совершеннолетия. При совершении таких действий при таких отягчающих обстоятельствах стоило бы предусмотреть уголовное наказание в виде лишения свободы на срок не менее, чем от шести до десяти лет.

Согласно классификации преступлений, приведенной в статье 12 УК Украины, преступление, квалифицированное по частям 1 или 2 статьи 447 УК Украины, имеет признаки тяжкого преступления. Введение предложенной ответственности за преступное наемничество частью третьей статьи 447 УК Украины также отвечала бы признакам тяжкого преступления.

Невозможно не обратить внимание и на то, что согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона Украины "О гражданстве Украины", добровольное вступление на военную службу другого государства, которое в соответствии с законодательством этого государства не является военной обязанностью или альтернативной (невійськовою) службой, является основанием для потери гражданства Украины. При этом следует заметить, что до 2001 года украинское законодательство о гражданстве предусматривало несколько другие условия для лишения гражданства лиц, которые вступили на военную службу к иностранным государствам. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона Украины "О гражданстве", утратившим действие в 2001 году, вступление лица на военную службу, в службу безопасности или правоохранительные органы иностранных государств без согласия на то органов государственной власти Украины, предопределяло утерю украинского гражданства. Но как раньше, так и до сегодняшнего дня, ни одним нормативно правовым актом действующего законодательства Украины не определено, к какому органу государственной власти, куда и в каком порядке должны были бы обращаться за разрешением граждане Украины, которые желают вступить на военную службу, в службу безопасности или правоохранительные органы иностранных государств. Следовательно, если отсутствует порядок получения разрешения, то говорить о нарушении отсутствующего порядка не имеет смысла.

Таким образом, законодатель, приняв в 2001 году новый закон по вопросам гражданства Украины и в результате внесения изменений в 2005 и 2007 годах в пункт 3 части 1 статьи 19 данного закона, избавился от условий предоставления согласия органом государственной власти Украины на вступление гражданина Украины на военную службу, в службу безопасности или правоохранительные органы иностранных государств. К тому же в результате таких новаций вступление на службу в службы безопасности или правоохранительные органы иностранных государств уже не является основанием для лишения гражданства. При таких обстоятельствах служба гражданина Украины в разведывательном, контрразведывательном или правоохранительном органах иностранного государства, при условии, что такая служба не является военной, не может быть основанием для лишения этого гражданина гражданства Украины. Конечно, такой подход к решению проблем гражданства требует внесения изменений.

Представляется целесообразным путем внесения изменений к пункту 3 части 1 статьи 19 ныне действующего Закона Украины "О гражданстве Украины" (2001г.) предусмотреть, что вступление лица на военную службу, в службу безопасности или правоохранительные органы иностранных государств без согласия на то органов государственной власти Украины, предопределяет потерю украинского гражданства. То есть следует возобновить действие нормы в редакции, которая была зафиксирована в пункте 2 статьи 20 Закона Украины "О гражданстве" (1997г.). Но при этом необходимо определить орган государственной власти, который может быть уполномоченным решать вопрос о предоставлении разрешений гражданам Украины на вступление в военную службу, в службе безопасности или правоохранительные органы иностранных государств, и на участие в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения. Ведь часть 2 статьи 447 УК Украины предусматривает уголовную ответственность именно за "участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения" и наказания установлено достаточно суровое - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Заключение

Исходя из этого следует разработать и утвердить порядок рассмотрения уполномоченным государственным органом ходатайств граждан Украины о предоставлении им разрешений как на вступление на военную службу, в службе безопасности или правоохранительные органы иностранных государств, так и на участие в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения. Необходимость образования такого органа или предоставления одному из уже существующих органов государственной власти полномочий для решения таких вопросов обусловлена правоприменительной практикой, в том числе и практикой применения уголовного законодательства. Воплощение предложенных мер должно усовершенствовать борьбу с преступным наемничеством правовыми средствами.

Список литературы

1.Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей), Юридическая фирма Контракт, Издательский дом Инфра-М, 2009.

2.Чучаев А., Дворянков И. Фальсификация доказательств // Уголовное право. 2009. №2.

.Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (под ред.А.И. Рарога). М., Юрист, 2008.

.Комментарий к Уголовном кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред.В.М. Лебедева. М.: Издательство "Юрайт", 2007.

.Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. № 3-004/2004 по делу К. // Колоколов Н.А. "Параллельное адвокатское расследование" // Адвокатская практика. 2007. №4.

.Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (под ред.С.Ю. Истомина). М., Юрист, 2009.

.Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 2008.

Похожие работы на - Борьба с наемничеством по законодательству Украины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!