Особенности ответственности у мужчин со страхом интимности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,56 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности ответственности у мужчин со страхом интимности

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет стала появляется новая проблема в психологии - нарушение близости и интимности между людьми. [1]

Стала актуальной проблема синдрома «эмоционального холода», страха близости. Неспособность устанавливать близкие, доверительные отношения, как в семье, так и с другими людьми, приводит к изоляции, чувству одиночества, невозможности принять ответственность за партнера и за себя.

Страх интимности связан с нежеланием открыть свое подлинное «Я», вероятно, потому, что человек пострадал от этого в прошлом. Если человек рос в эмоциональной и социальной изоляции, то, возможно, он с трудом будет открываться в будущем. Это - страх интимности. А. Лоуэн представил близость как базовую потребность личности, удовлетворение которой сопряжено с актуализацией тревог и формированием характерологических конфликтов. Проблема страха интимности сравнительно мало изучена и, несомненно, требуется дальнейшее её исследование.[1, 2, 13]

Страх интимности связан с еще одним не мало важным аспектом жизни человека - это способность брать на себя ответственность. Страх интимности напрямую связан с ответственностью, т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств. [13,14,15]

Цель данной работы - изучить особенность ответственности у мужчин со страхом интимности.

Предмет исследования: особенности ответственности у юношей со страхом интимности.

Объект исследования: страх интимности.

Задачи исследовательской работы:

Изучить феномен страха интимности в исследованиях посвященным концептуализации ответственности;

выявить личностные механизмы связанные со трахом интимности и психологической близостью;

найти связь между ответственностью и страхом интимности.

В исследовании приняло участие 75 человек. Выборку составили юноши в возрасте 19-22 лет. Выбор испытуемых носил случайный характер.

Исследование проводилось с помощью следующих психодиагностических методов:

тест-опросник психологической зрелости [12];

методика выявления страха интимности Шерман М.Д. [29];

интервью «Компоненты ответственности» Купченко В.Е.;

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А.

дифференциальные шкалы эмоций Изорда [6];

«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Для оценки степени корреляции интересующих нас характеристик использовался коэффициент ранговой корреляции Кенделла и факторный анализ [20, 24]. Расчеты велись с использованием электронных таблице Calc из пакета OpenOffice.org и программы обработки статистических данных SPSS (версии 15).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

.1 Теоретические аспекты страха интимности

Интимность (франц. intime от лат. intimus - самый глубокий, внутренний) - чистосердечные, самые близкие, сокровенные, задушевные, глубоко личные отношения людей; полное доверие без каких-либо взаимных претензий. Когда двое людей доверяют друг другу, они спокойно открывают свои тайные мечты, делятся восприятием, опытом, свободны в проявлении чувств и поведении, не требуя ничего взамен. Но есть и односторонняя интимность, в которой один из партнеров готов интимности, а другой сопротивляется ей или может использовать ее для своей выгоды [2].

Интимность дает возможность не для поглощения другого, а для знания его или ее характеристик и обеспечения доступности к себе. Открытость другому парадоксальным образом требует обозначения личностных границ, потому что это коммуникативный феномен; он требует также восприимчивости и такта, поскольку это не то же самое, что жизнь вообще без конфиденциальных мыслей. Баланс открытости, уязвимости и доверия, разрабатываемый в связи, управляет тем, становятся ли личностные границы такими разрезами, которые скорее препятствуют коммуникации, нежели поддерживают ее [2].

Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я». Этот страх связан, прежде всего, с тем, что человек пострадал от этого в прошлом. Если человек рос в эмоциональной и социальной изоляции и никогда не знал о том, насколько он уязвим для друзей, то велика вероятность того, что этот человек будет с трудом открываться в будущем. Боязнь того, что причинят боль, может привести к крайним формам страха интимности.

Личностные характеристики, такие, как интровертность и экстравертность могут способствовать развитию страха интимности.

Признаки возможного страха интимности:

преднамеренное замалчивание личной информации;

злость или дискомфорт при нахождении в компании людей, которые обсуждают свои мысли и чувства, а также боязнь таких ситуаций;

критика себя или других людей;

Не следует, однако, забывать, что некоторые люди менее демонстративны в плане чувств, чем другие, и вышеуказанные признаки не обязательно означают наличие страха интимности[38]

Преодоление страха интимности включает:

осознание человеком привычки прятаться за эмоциональной стеной. Для преодоления страха интимности, человек должны видеть себя объективно;

осознание что «прятанье» не всегда означает словесную тишину. Человек можете спрятать истинное «Я» и при этом оставаться экстравертным центром внимания или лидером группы;

человеку необходимо отмечать, когда он прячется, и сознательно принимать решение, стоит ли ему продолжить это делать.

человек должен рассказывать партнеру, что он хочет «спрятаться», и что чувствует дискомфорт, когда говорит о своих мыслях. Преодоление страха интимности подразумевает то, что человек должны делиться своими страхами с теми, кто ему дорог[28,36,39].

Теоретические аспекты ответственности

Вопросы ответственности обсуждается в различных теоретических направлений, таких как генетическая психология, неопсихоанализ, экзистенциальная теория, отечественный подход.

В настоящее время обозначение сути ответственности остается сложной задачей. Это объясняется тем, что данное понятие используется в разных отраслях научного знания: праве, этике, социологии, экономике, психологии и т.д. Более того, даже в рамках одной науки, такой как психология, определение данного понятия усложняется его применением для описания различных сторон деятельности субъекта: личная и коллективная ответственность. Так же ответственность представляет собой многоаспектное качество.

1.2 Проблема ответственности в отечественной психологии

Отечественными психологами ставится акцент на социальности ответственности. В этом плане наряду с понятием «личностная ответственность» («социальная ответственность»). В общем социальная ответственность отражает многообразие реальных взаимоотношений личности и общества. Термин «социальная ответственность» в психологическом понимании используется в работах Р.И. Косолапова, К. Муздыбаева, Ж.Е. Завадской [7,19,].

По мнению Р.И. Косолапова и B.C. Маркова, ответственность это один из важнейших элементов структуры личности, определяющий степень свободы и основное направление поведения человека. В содержании ответственности соединяются объективные требования к деятельности субъекта и субъективно определяемые им принципы и формы этой деятельности.[11]

К. Муздыбаевым осветил вопрос содержания данного понятия («социальная ответственность»), личностных и поведенческих коррелятов, формирования и атрибуции ответственности, ответственности в различных жизненных ситуациях. По его мнению, ответственность, характеризуя социальную типичность личности, представляет собой склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. В качестве ее признаков выделены точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей, ее готовность отвечать за последствия своих действий, а также эмоциональные (способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли) и волевые качества (настойчивость, усердие, стойкость, смелость). Таким образом, социальная ответственность личности рассматривается как обобщенная личностная характеристика. Им была выявлена связь ответственности как черты характера и реального поведения: чем больше выражена социальная ответственность как черта характера, тем чаще и активнее личность реализует свои ролевые обязанности[19].

По мнению С.Л. Рубинштейна, ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся необратимо. Это означает, что человек в собственной жизни должен обладать способностью определять момент наибольшего соответствия логики событий и своих внутренних возможностей. При этом данный автор указывает, что личность несет ответственность не только на этапе реализации определенного жизненного решения, но и на этапе его планирования. Кроме того, человек, делая выбор из большого количества альтернатив, несет ответственность не только за реализуемое поведение, но и за то, что было отвергнуто. С.Л. Рубинштейн вводит понятие меры ответственности. По его мнению, она зависит от реальных возможностей, предоставляемых человеку жизнью.

На основе трудов С.Л. Рубинштейна нами выделены следующие важные для исследования положения:

Ответственность предполагает соотнесение личностью требований реальности и собственных потребностей;

Ответственность - сознательная категория, которая многомерна;

При рассмотрении данного понятия важно рассматривать не только ответственность за реализованное, но и за нереализованное по различным причинам[23].

Дементий Л.И. особое внимание уделяет изучению параметров, факторов и личностных коррелятов ответственности [3,4,5]. В своих работах автор представляет развернутую типологию ответственного поведения, механизмы ответственного поведения. Ответственность, по мнению Дементий, представляет собой личностную характеристику, проявляющуюся во многих сферах человеческой жизнедеятельности: деятельности, общении[3]. Следовательно, ответственность может выступать как особенность организации деятельности, как характеристика поведения в определенных ситуациях, а также как свойство личности. Л.И. Дементий отмечает, что ответственность - это многомерное понятие, включающее большое количество параметров, представленных у разных людей в разной мере и в различных связях[4]. Поэтому ответственность носит индивидуально-типологический характер. Все виды ответственности "представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта на разных ее этапах и характеризуют ответственность либо с позиции ситуации, либо с позиции личности". Целью контроля является определение ее пределов и условий ответственности. В случае, когда ответственность вызывается ситуацией, этот контроль осуществляется внешними факторами. Когда же ответственность возникает в силу внутренних потребностей личности, здесь ответственность "отражает отношение к должному самого субъекта, его предрасположенность осуществить должное"[5].

Следовательно, субъект сам определяет основные параметры ответственности и ведет контроль над реализацией поставленной цели. В качестве одной из важнейших личностных предпосылок ответственности была выделена готовность личности взять на себя ответственность еще до начала осуществления деятельности. Относительно проблемы жизненного пути личности такая готовность, по мнению Дементий, являясь достаточно устойчивой личностной особенностью, проявляется практически во всех жизненных ситуациях и характеризует личность с точки зрения того, чему или кому изначально приписывается ответственность в определенных условиях жизни или конкретной деятельности [4].

При разработке проблемы типологии ответственности Л.И. Дементий названы два основания их выделения, являющиеся взаимодополняющими. Первый базовый критерий заключается в наличии различных параметров ответственности. В связи с этим были выделены пять типов ответственного поведения, которые в зависимости от наличия параметров можно расположить на одной оси. Один крайний полюс занимает максимальная выраженность ответственности, другой же - минимальная степень ответственности. Важным положением, на наш взгляд, явилось заявление о том, что в реальности не существует абсолютной ответственности, также как и абсолютной безответственности. Абсолютной ответственности не существует, так как в жизни человека встречаются такие ситуации, в которых он не способен реализовать ответственное поведение как бы он ни стремился на субъективном уровне, вследствие отсутствия возможностей решения этой ситуации. Более того, такой тип ответственности, при котором ответственность за любое жизненное событие постоянно принимается самой личностью, либо возлагается внешними условиями отрицательным образом сказывается как на результат деятельности, так и на психику человека в целом. При выделении типов ответственности Л.И. Дементий опирается на один из важнейших показателей принятия ответственности - приведение необходимости в соответствии с потребностями личности. На его основе обозначены ответственность, взятая на себя в силу внутренней потребности, и ответственность, взятая в силу внешних обстоятельств. В первом случае ответственность приобретает личностный характер, так как не существует противоречия между потребностями личности и требованиями действительности. Поэтому такая форма принятия ответственности была обозначена в качестве оптимальной. В дополнение к выше сказанному, важно отметить, что наличие определенных критериев ответственности и различной степени полноты присвоения необходимости определяют принципиально различные механизмы реализации личностью ответственного поведения. Более четкое понимание механизмов ответственного поведения стало возможным в связи с выявлением взаимосвязи ответственности с такими личностными характеристиками как притязания личности, уверенность, самостоятельность, удовлетворенность и локус контроля[4,5].

Основные постулаты его идей:

Ответственность может рассматриваться как характеристика поведения, как особенность организации деятельности и как свойство личности;

Ответственность - индивидуально-типологическая характеристика, которая личностью может пониматься как выполнение внешних требований, либо как реализация личностных потребностей;

Эффективен такой тип ответственности, который позволяет личности оптимально сочетать внешние условия осуществления деятельности и индивидуальные потребности.

Д.А. Леонтьев обозначает духовность, свободу и ответственность в качестве определенных способов существования человека, являющихся взаимосвязанными[16]. Суть духовности состоит в том, что в поведении человек ориентируется не на иерархию своих потребностей, а на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, допускающих альтернативный выбор. При этом, по мнению автора, без духовности невозможна свобода, т.к. отсутствует выбор. Свобода представляет собой "возможность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я"[17].

Свобода понимается как нахождение побудительных сил в планируемом будущем. Свобода, по Леонтьеву, - это специфическая форма активности. Ее специфичность обусловлена осознанностью, опосредованием смыслом. Свобода присуща только человеку и то не каждому. Обращая внимание на причины внутренней несвободы личности, Д.А. Леонтьев указывает, прежде всего, на непонимание человеком действующих на него внешних и внутренних сил, отсутствие ориентации в жизни, неспособность вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ним происходит. Ответственность же определяется как "сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью"[17]. Леонтьев вводит понятие "ответственность зрелой личности", под которой понимается внутренняя регуляция деятельности и поведения, которая опосредуется ценностными ориентирами. Пути становления свободы и ответственности различны.

Свобода развивается в результате обретения возможности на активные и ценностные ориентиры личностного выбора. Ответственность же формируется в результате перехода регуляции активности из внешней среды во внутреннюю. У зрелой личности ответственность и свобода взаимосвязаны. Более того, ответственность первоначально выступает как предпосылка внутренней свободы. Это объясняется тем, что прежде чем человек начнет реально преобразовывать действительность, он должен осознать возможность этого. Но важно обозначить и обратное влияние: только в случае активной преобразовательной деятельности человек может осознать свою способность влиять на события [16].

Т.о., достигая высшей формы своего развития, ответственность и свобода едины, они выполняют функцию саморегуляции произвольной смысловой активности и отличают зрелую личность от незрелой.

1.3 Проблема ответственности в зарубежной психологии

В зарубежной психологии проблема ответственности рассматривалась в русле изучения регуляции социального поведения личности. В этом плане затрагивался аспект предвидения последствий своих действий, их своевременной регуляции и коррекции (исследования Ф. Хайдера), а также автономной регуляции субъектом своего поведения на основе собственного нравственного выбора (исследования Ж. Пиаже, Л. Колберга, Н. Хелкама).

Ж. Пиаже одним из первых затронул нравственный аспект формирования ответственности. Данный вопрос рассматривается им косвенно в рамках изучения общего процесса морального развития ребенка. Данным ученым исследовался источник правил поведения ребенка, процесс овладения ими на уровне знаний, их осознание и активное использование в собственном поведении. Вопрос ответственности возник при выявлении особенностей оценки ребенком поступков других людей. По мнению Пиаже, ответственность ребенка развивается в направлении от оценивания поступков людей на основе объективного результата к учету в оценке дополнительно и намерений личности. Это значит, что на ранних возрастных этапах ребенок при оценке поступка учитывает лишь физический аспект последствия. Старшие же дети (10-11лет) принимают уже во внимание мотивы и условия, побудившие человека совершить определенное действие. Таким образом, в концепции Пиаже проблема ответственности рассматривается через изучение генезиса нравственных суждений детей и ставится акцент именно на моральном аспекте ответственности (анализ осознания детьми социального значения событий, сознательности, намеренности поступка). Выявил два уровня ответственности: низший уровень развития ответственности - ответственность за результат деятельности, высший уровень развития ответственности - ответственность не только за реализованное, но и за планируемое [37].

Л. Колберг дополняет периодизацию развития морального сознания[105]. Касательно ответственности, им затрагивается вопрос понимания человеком ответственности и оценки поступка. Л. Колберг выделяет 5 стадий развития морального сознания с точки зрения оценки ответственности:

. Стадия морального сознания, где производится оценка ответственности на основе материального результата действия и отклонения от правил, без учета истинных намерений субъекта;

. Стадия "субъективной ответственности", где происходит учет намерений и мотивов личности;

. Стадия "инструментального обмена", где учитываются не только личные мотивы, но и намерения человека как члена малой группы;

. Стадия "моральной социальной системы и совести" (понимание ответственности как социальной обязанности);

. Высшая стадия развития морального сознания, на которой происходит понимание ответственности, основанной на принципах морали, принятой в обществе.

В концепции Л. Колберга дополнено, что личность при реализации ответственных видов деятельности может учитывать собственные намерения, потребности групп (семья, рабочий коллектив) и общества [33].

В трудах Ф. Хайдера заложена идея о том, что в любом жизненном событии следует выделять вклад личности и вклад ее окружения. При этом разные личности одно и то же событие могут оценить по-разному по степени вклада в него внешних (например, роль близких) и внутренних сил (например, желания самой личности).

В своих работах Н. Хелкам больший акцент ставит на развитии собственно ответственности, а не морального сознания в общем. Но относительно ответственности затронут вопрос возложения ответственности в зависимости от усвоения норм и правил разного порядка. Автор выделяет разного рода ответственность в зависимости от генезиса:

Автономная субъективная ответственность (по Колбергу - «мораль хороших человеческих отношений»);

Ответственность как социальная обязанность («мораль социальной системы и совести»);

Ответственность, основанная на правилах морали (пятая стадия по Колбергу).

Продуктивной является идея о том, моральное развитие имеет три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В гуманистической психологии (Э. Фромм, В. Франкл) рассматривалась роль ответственности в структуре личностной зрелости.

Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность.

В концепции В. Франкла ответственность в совокупности с духовностью и свободой представляют три основы человеческого существования. Человек свободен в отношении принятия решений. Человек, по мнению Франкла, является "не только свободным, но и ответственным". Рассмотрение ответственности в данной концепции включает изучение ее предмета: ответственность всегда включает то, за что человек каждый раз несет ответственность" и "перед чем человек несет ответственность". Согласно экзистенциальному анализу "человек - это существо, ориентированное на смысл и стремящееся к ценностям". Но на ответственные поступки способен не каждый. Для этого индивиду важно осознать собственную неповторимость и своеобразие. Более того, высший уровень ответственности, а именно ответственность перед жизнью представляет собой смысл человеческого бытия [26].

Таким образом, в работах В. Франкла заложены важные идеи:

Понятие ответственности предметно - существует четкое содержание, за что отвечает личность;

Понятие ответственности личности предполагает другой субъект - тот, перед кем личность ответственна (другими людьми, самим собой, государством);

Высший уровень ответственность - ответственность перед жизнью.

1.4 Резюме

По мнению Ф. Перлза, контакт является естественным процессом взаимодействия организма с окружающей средой и представляет собой четырехфазный цикл:

предконтакт;

контактирование;

финальный контакт;

постконтакт.

Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта. Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом.

Зрелая близость - это движение партнеров на встречу без каких-либо навязчивых обязательств, манипуляций, ожиданий.

Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичными и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом.

Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками.

И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака.

Страх интимности, синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях сейчас становятся актуальной проблемой.

Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять.

Страх интимности напрямую связан с ответственностью, т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств. Что в свою очередь мешает полноценно человеку жить.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Описание выборки испытуемых и процедуры исследования

В исследовании приняло участие 75 человек. Выборку составили юноши в возрасте 19-22 лет. Выбор испытуемых носил случайный характер. Испытуемым предлагалось пройти шесть тестов в следующей последовательности:

тест-опросник психологической зрелости [12];

методика выявления страха интимности Шерман Н.Д. [29];

интервью «Компоненты ответственности» Купченко В. Е.;

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А.

дифференциальные шкалы эмоций [6];

«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Большинство юношей с готовностью откликнулись на предложение об участии в данном исследовании.

1.5 Методы статистической обработки результатов исследования

Коэффициент ранговой корреляции Кенделла

Применяется для выявления взаимосвязи между количественными или качественными показателями, если их можно ранжировать. Значения показателя X выставляют в порядке возрастания и присваивают им ранги. Ранжируют значения показателя Y и рассчитывают коэффициент корреляции Кенделла:

где S = P − Q.

- суммарное число наблюдений, следующих за текущими наблюдениями с большим значением рангов Y.- суммарное число наблюдений, следующих за текущими наблюдениями с меньшим значением рангов Y. (равные ранги не учитываются!)

Если исследуемые данные повторяются (имеют одинаковые ранги), то в расчетах используется скорректированный коэффициент корреляции Кенделла:- число связанных рангов в ряду X и Y соответственно. [20]

Факторный анализ

Факторный анализ позволяет решить две важные проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и в то же время компактно. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых латентных переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

Например, анализируя оценки полученные по нескольким шкалам, исследователь замечает, что они сходны между собой и имеют высокий коэффициент корреляции, он может предположить, что существует некоторая скрытая, латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок. Такую латентную переменную называют фактором. Данный фактор влияет на многочисленные показатели других переменных, что приводит нас к возможности и необходимости выделить его как наиболее общий, более высокого порядка.

Таким образом можно выделить 2 цели Факторного анализа:

определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. н. «объективная R-классификация»;

сокращение числа переменных.

Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонент (МГК). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонент некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство МГК также в том, что он - единственный математически обоснованный метод факторного анализа.

Факторный анализ может быть 1) разведочным - он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках; и 2) конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках (примечание 2). Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят:

Все признаки должны быть количественными.

Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных.

Выборка должна быть однородна.

Исходные переменные должны быть распределены симметрично.

Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей. [20, 24]

1.6 Методики исследования

Психологическая зрелость

Тест-опросник психологической зрелости выявляет 5 шкал:

мотивация достижений;

отношение к своему «Я»;

чувство гражданского долга;

жизненная позиция;

способность к психологической близости с другим человеком.

Из этого теста была использована 5-я шкала (способность к психологической близости с другим человеком) для разделения испытуемых на две группы. Респондент должен был выбрать из предложенных вариантов наиболее полно описывающее его утверждение. Ответы сравнивались с ключом для определения количества баллов за этот ответ. Затем все баллы суммировались и сравнивались с нормами [12].

Страх интимности

Методика выявления страха интимности позволяет определить степень выраженности страха интимности. Опросник состоит из 35 утверждений, которые респондент должен проранжировать по шкале от 1 до 5, как описано ниже: 1 - это совсем не свойственно для меня; 2 - это немного касается меня; 3 - это свойственно мне в средней степени; 4 - это сильно характеризует меня; 5 - это в высшей степени свойственно мне. Ответы на некоторые вопросы, в соответствии с ключом, «переворачиваются»: если респондент поставил отметку 5, то засчитывается 1 балл, если 4 - то засчитывается 2 балла и т. д. Сумма баллов по всем вопросам отображает степень страха интимности, и может находится в интервале от 35 до 175 баллов.[29]

Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду

Назначение этого теста - диагностика самочувствия испытуемого. Респондентов просят оценить по 4-х балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие на протяжении жизни, проставив подходящую для него цифру:

«2» - пожалуй, верно;

«3» - верно;

«4» - совершенно верно.

Тест позволяет оценить следующие эмоции: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. Для каждой из этих шкал в тесте выделены три близких эмоции. Каждую из этих эмоций респондент оценивает, а затем баллы суммируются. Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека.

Эмоциональный фон может быть оценен коэффициентом K, который определяется по формуле:

, где

- самочувствие;, C2, C3… - эмоция под № 1, № 2, № 3… соответственно.

Если показатель K больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека, если К меньше 1 - самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное (с пониженным настроением) [6].

интервью «Компоненты ответственности»Купченко В. Е.;

Данное интервью направлено на изучение трех компонентов ответственности: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Интервью состоит из 15 вопросов.

Интервью проводится в индивидуальном порядке. Среднее время заполнения 10-15 мин.

Процедура обработки результатов: выбранный ответ испытуемого соотносится с ключом, благодаря чему происходит начисление итогового балла.

«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера

С помощью данной методики можно оценить уровень субъективного контроля, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Обработку заполненных ответов обрабатывается ключем, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:

Шкала общей интернальности (Ио).

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Шкала интернальности в области неудач (Ин).

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А.

Методика содержит вопросы, диагностирующие пять типологических вариантов ответственности: «принципиальность», «самоутверждение», «нормативность», «этичность» и «самопожертвование».

Задания к опроснику в форме утверждений, которые предполагают согласие или несогласие.

Предлагаемая инструкция имеет вид:

«Вам будет предложено ряд утверждений, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями, поставив галочку в графе «Да» или «Нет». Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению».

Ответы сравнивались с ключом для определения ведущего типа ответственности.

2. ИССЕЛОВАНИИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН СО СТРАХОМ ИНТИМНОСТИ

.1 Феномен страха интимности в исследованиях посвященным концептуализации ответственности

интимность ответственность страх изард

Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта (предконтакт; контактирование; финальный контакт; постконтакт). Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом.

Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичным и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом.

Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками.

И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака.

Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять.

Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность. Что говорит о том что в зрелых взаимоотношениях возможно построение гармоничных отношений, страх интимности может стать препятствием для их построения т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств.

Выявить личностные механизмы связанные со трахом интимности и психологической близостью

Для выявления личностных механизмов был применен факторный анализ. Факторный анализ выделил 9 факторов. Из которых только 2 коррелируют со страхом интимности и психологической близости. По полученным результатам выделились два личностных механизма:

установление психологической дистанции или дистанцированных отношений;

В него вошли такие компоненты (табл 1):

психологическая близость

вина

стыд

эмоциональный компонент ответственности

Данный фактор биполярный, описывает 20 % общей дисперсии.

Таким людям для того что б взять на себя новые обязательства с удовольствием им необходимо установить дистанцию с другими людьми. Т.е. Чтоб взять на себя обязательства юноша эмоционально дистанцируется и этим убирает чувство вины и стыда.

Люди склонные устанавливать близкие отношения с неохотой берут на себя обязательства. И у них возникают проблемы с дистанцированием. Конфликт между психологической близостью и желанием брать на себя новые обязательства.

Таблица 1

факторызначенияПсихологическая близость0,723Страх интимности-0,031принципиальность-0,232самоутверждение-0,095нормативность0,017этичность0,102самопожертвование-0,003Когнитивный-0,026Поведенческий0,002Эмоциональный-0,351Интернальность общая0,067Интернальность в области достижений0,141Интернальность в области неудач-0,019Интернальность в области семейных отношений0,068Интернальность в области производственных отношений -0,089Интернальность в области межличностных отношений-0,119Интернальность в области здоровья и болезни0,143интерес-0,045радость0,025удивление-0,026печаль0,197гнев-0,158отвращение0,098презрение-0,011страх-0,072стыд0,374вина0,67

В него вошли такие компоненты (табл. 2):

страх интимности;

интервальность семейных отношений.

Данный фактор является биполярным и описывает 16% общей дисперсии.

Такие юноши берут на себя ответственность из-за страха интимности, т.е. для того, что б не подпускать к себе ближе, чем они этого позволяют. Для этого им необходимо самим выстраивать необходимую для них дистанцию в семье, и поэтому они берут на себя ответственность за поисходяцее в их семейной жизни.

Таблица 2

факторызначенияПсихологическая близость-0,148Страх интимности0,851принципиальность-0,013самоутверждение0,091нормативность-0,118этичность0,237самопожертвование-0,08Когнитивный-0,177Поведенческий-0,195Эмоциональный0,075Интернальность общая-0,018Интернальность в области достижений-0,182Интернальность в области неудач0,054Интернальность в области семейных отношений0,334Интернальность в области производственных отношений -0,185Интернальность в области межличностных отношений-0,205Интернальность в области здоровья и болезни0,149интерес-0,084радость0,004удивление-0,034печаль0,096гнев-0,018отвращение-0,081презрение-0,041страх-0,002стыд0,13вина0,175

Найти связь между ответственностью и страхом интимности.

Для определения страха интимности и психологической близости были использованы методики:

тест-опросник психологической зрелости;

методика выявления страха интимности Sherman M. D.;

Взяв результаты данных методики прокоррелировав с результатами таких методик, как:

интервью «Компоненты ответственности» Купченко В.Е.;

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А.

Дифференциальные шкалы эмоций Изорда;

«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Из полученных данных видно что страх интимности отрицательно коррелирует с такими шкалами как эмоциональный компонент ответственности, шкала интернальности в области достижений и положительно с чувством стыда (табл 3)

Эта корреляция позволяет нам говорить о том, что чем выше показатель страха интимности, тем ниже показатель ответственности на поведенческом уровне. Что говорит о том, что юноша может что то планировать? Хотеть выполнить какую либо деятельность, но страх блокирует его поведение и он не может воплотить задуманное.

Юноша интернален в области достижений что говорит о том, что он считает что результаты зависят не от него, его успехи это не его заслуги, а везение, счастливая судьба или помощь других людей..

Эмоция стыда - эта эмоция которая оголяет человеческое «я», а наличие страха интимности свидетельствует о том, что человек свое «я» прячет, но когда человек испытывает чувство стыда, то он открывается.

И из этого можно сделать вывод что юноша со страхом интимности испытывая стыд, интернален в области достижений и не ответственен за свое поведение.

Таблица 3

Псих близСтрах интимПсихологическая близость1-0,024Страх интимности-0,0241принципиальность-0,132-0,098самоутверждение-0,010,031нормативность-0,041-0,052этичность0,0260,026самопожертвование-0,079-0,066Когнитивный-0,088-0,034Поведенческий-0,029-,204(*)Эмоциональный-0,141-0,011Интернальность общая-0,005-0,121Интернальность в области достижений0,019-,190(*)Интернальность в области неудач-0,054-0,044Интернальность в области семейных отношений-0,008-0,027Интернальность в области производственных отношений -0,093-0,161Интернальность в области межличностных отношений-0,0560,004Интернальность в области здоровья и болезни0,0630,047интерес0,016-0,088радость-0,061-0,106удивление-0,0470,021печаль0,0910,139гнев-0,0170,05отвращение0,0890,114презрение0,0510,097страх0,0020,164стыд0,122,173(*)вина0,1440,135ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы было установлено, что:

Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта (предконтакт; контактирование; финальный контакт; постконтакт). Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом.

Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичным и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом.

Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками.

И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака.

Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять.

Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность. Что говорит о том, что в зрелых взаимоотношениях возможно построение гармоничных отношений, страх интимности может стать препятствием для их построения т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств.

По полученным результатам выделились два личностных механизма:

. установление психологической дистанции или дистанцированных отношений;

Таким юношам для того что б взять на себя новые обязательства с удовольствием им необходимо установить дистанцию с другими людьми. Т.е. для того что бы взять на себя обязательства юноша эмоционально дистанцируется и этим убирает чувство вины и стыда.

Люди склонные устанавливать близкие отношения с неохотой берут на себя новые обязательства.

. контроль семейной регуляции.

Такие юноши берут на себя ответственность из-за страха интимности, т.е. для того что б не подпускать к себе ближе чем они этого позволяют. Для этого им необходимо самим выстраивать необходимую для них дистанцию в семье, и поэтому они берут на себя ответственность за происходящее в их семейной жизни.

Найти связь между ответственностью и страхом интимности.

Чем выше показатель страха интимности, тем ниже показатель ответственности на поведенческом уровне. Что говорит о том, что юноша может что то планировать, но страх блокирует его поведение и он не может воплотить задуманное.

Страх интимности отрицательно влияет на реализацию поведения, связанных с ответственностью.

Юноша интернален в области достижений, что говорит о том, что он считает что результаты зависят не от него, его успехи это не его заслуги, а везение, счастливая судьба или помощь других людей..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гидденс Э. Трансформация интимности / СПб.: Питер, 2004.- с. 208.

2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога /АСТ, Харвест, 2001.

.Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. - 192.

.Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации. Кандидат, диссер., Москва: МГУ, 1990.

.Дементий Л.И. Типология ответственности личности// Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов/ Под. общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.- 102 с.

.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / СПб:Питер, 2003.- с. 226.

.Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников. - Минск: Народная асвета, 1981. - 152 с.

.Ильин Е. П. Эмоции и чувства / СПб:Питер, 2001.- с. 752.

.Изард К. Э. Психология эмоций / СПб:Питер, 1999.- с. 553.

.Изард К. Эмоции человека / Москва:, 1980.- с. 52-57.

.Косолапое Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. - М.: Политиздат, 1969. - 69 с.

.Коцан I.Я. Психологiя здоровья людини / Луцк: РВВ, 2009. - с. 316.

.Кочарян И.А. Двухвекторный подход к концептуализации проблем эмоциональной близости и ответственности в межличностных отношениях // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 793.- с. 217-222.

.Кочарян А.С., Терещенко Н.Н., Асланян Т.С., Гуртовая И.В. Синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях: аддиктивный контекст // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 771.- с. 115-119.

.Кочарян И.А. Провокативный подход а психокоррекции проблем эмоциональной близости и ответственности в межличностных отношениях // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 793.- с. 223-228.

.Леонтьев Д.А. Смысло-жизненные ориентации.- М., 1992.- 242 с.

.43.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Наука, 1993. -420 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология / СПб:Питер, 2001.- с. 561.

..Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.

.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учебное пособие / СПб:Речь, 2004.- с. 392.

.Психология. словарь / Москва:Политиздат, 1990.- с. 494.

.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. методики и тесты. учебное пособие / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.- с. 672.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. т.П. - М.: Педагогика, 1989. - 348с. 63

.Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии /:ООО «Речь», 2001.- с. 350.

.Факторный анализ для психологов. О. В. Митина, И. Б. Михайловская. Москва, Учебно-методический коллектор Психология, 2001 г, 169 стр

.Франкл В. Духовность, свобода и ответственность//Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем./Общ. Ред. Л.Я.

27.Bartholomew K. Avoidance of intimacy: an attachment perspective // Journal of Social and Personal Relationships.- 1990.- 7.- с. 147-148.

28.Descutner C.J., Thelen M.H. Development and validation of a fear-of-intimacy scale // Psychological Assessment: A Journal of Consulting and Clinical Psychology.- 1991.- 3(2).- с. 218-225.

29.Herzberg F. Work and the nature of man. London, 1974 - 203 p. 98

30.Overcoming fear of intimacy. #"justify">.Schwartz Sh. H. Normative evaluations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test.- Journal of Experimental Social Psychology, 1973 -№9 -p.349-364. 124.

32.Sherman M.D., Thelen M.H. Fear of intimacy scale: validation and extension with adolescents // Journal of Social and Personal Relationships.- 1996.- 13.- с. 507-521.

приложениЕ 1

Факторный анализ

Component 123456789психблиз-0-0,1-0,1-0,10,0580,10,7-0,1-0,2страхинтим0-0,10,1-0,1-0-0,1-00,9-0,2принцип0,10,20,40,01-0,120,6-0,2-00,1самоутв0,1-00,80,190,2570-0,10,1-0,1норматив-0,1-00-00,0050,70-0,1-0,1этичность0-0,10,7-0,1-0,010,40,10,20,1самопожертв-0,10,10,80,010,077-0-0-0,1-0отвкогнитив0,1-0,2-00,08-0,04-0,1-0-0,20,8отвповеден-00,30,30,160,450,30-0,20отвэмоцион0,10,60,1-0-0,25-0-0,40,10Ио-00,9-0,10,020,2570,20,1-0-0,1Ид0,20,7-00,16-0,040,10,1-0,2-0,2Ин0,10,70-0,10,359-0,1-00,10,1Ис-0,20,6-0,30,120,1530,40,10,30,1Ип-0,10,70,2-0,1-0,22-0,1-0,1-0,2-0,2Им0,10,40,1-00,628-0,2-0,1-0,2-0,2Из0,1-0,10,2-00,76900,10,10интерес0,1-0,10,10,870,04-0,1-0-0,10,1радость00,1-0,10,890,10,1000,1удивление0,5-00,10,7-0,090-0-0-0,2печаль0,8-0,1-00,160,104-0,10,20,10,1гнев0,80,1-0,20,11-0,190,1-0,2-0-0,1отвращение0,8-0,1-00,10,22-0,10,1-0,1-0,1презрение0,900,10,030,1190,1-0-00страх0,90,20-0,10,051-0,1-0,1-00,1стыд0,70,100,05-0,0400,40,10,2вина0,20,20,10,01-0,01-0,20,70,20,2ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика на выявление страха интимности

Инструкция к первой части: представте что вы состоите в близких партнерских отношениях (встречаетесь, но не в браке). Это должны быть не реальные, а предполагаемые отношения. Отвечайте на следующие утверждения так, как будто вы уже состоите в этих близких отношениях. Проранжируйте следующие утверждения так, как они относятся к вам, по шкале от 1 до 5, как описано ниже: 1 - это совсем не свойственно для меня. 2- это немного касается меня. 3- это свойственно мне в средней степени. 4 - это сильно характеризует меня. 5- это в высшей степени свойственно мне.

Я бы чувствовал себя не ловко, рассказывая партнеру о событиях в прошлом, по поводу которых я испытываю чувство стыда.Мне было бы не легко говорить с партнером о том, что мне причинило бы боль.Я свободно мог бы выражать свои настоящие чувства партнеру.Если бы партнер был расстроен, я бы иногда боялся показать, что я беспокоюсь о немЯ возможно боялся бы доверять мои глубинные чувства партнеруМне было бы легко говорить партнеру, что я испытываю к нему сильные чувства.Я чувствовал бы полное душевное единство с партнеромМне было бы легко обсуждать важные проблемы с партнеромЧасть меня (что-то во мне) боялась бы давать долгосрочные обязанности партнеруМне бы было бы легко делится собственным опытом с партнером, даже если опыт был грустнымВозможно, я нервничал бы, демонстрируя партнеру глубокое чувство привязанностиМне было бы сложно делится с партнером личными переживаниямиМне было бы тяжело, если бы партнер зависел от моей эмоциональной поддержкиЯ не боялся бы раскрыть перед партнером,то, что я не люблю в себеЯ боялся бы устанавливать ( инициировать) более близкие отношения из-за возможной болиЯ бы чувствовал бы себя комфортно, сохраняя очень личную информацию о себеЯ бы не нервничал, проявляя себя спонтанно с партнеромЯ бы легко раскрывал партнеру вещи, которые не раскрываю другим людямЯ бы легко доверял партнеру свои самые сокровенные чувства и мысли Мне было бы не легко, если бы партнер рассказывал мне об очень личных темахЯ не пытался бы скрыть от партнера то, что я считаю своими недостаткамиМне бы было комфортно иметь телесную эмоциональную связь между намиЯ побоялся бы разделять свои сокровенные мысли с партнеромЯ боялся бы, что не смогу всегда ощущать близость с партнеромМне бы было легко рассказывать партнеру о своих потребностяхЯ боялся бы, что партнер будет вовлечен в наши отношения больше, чем яМне было бы не комфортно иметь открытое и честное общение с партнеромМне бы иногда было не комфортно слушать о личных проблемах партнераМне бы было легко быть самим собой рядом с партнеромЯ не чувствовал бы себя скованным, обсуждая вместе с партнером наши личные целиИнструкция части 2: Ответьте на следующие утверждения, таким образом, как они относятся к вашим прошлым отношениям. Проранжируйте утверждения от1 до 5 так,как это описано в инструкции к первой частиЯ избегаю возможности развивать отношения с кем-тоЯ затаил в себе чувства, пережитые в прошлом в предыдущих отношенияхЕсть люди, которые считают, что я боюсь быть ближе к нимЕсть люди. которые считают, что меня не легко узнать как человекаЯ сделал такие вещи в предыдущих отношениях, которые удержали меня от развития близости

ОДЛСО (4)

Инструкция: Вам будет предложено ряд утверждений, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями, поставив галочку в графе «Да» или «Нет». Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

1Я всегда качественно выполняю свою работу.2Я всегда упорно иду к своей цели.3Испытываю чувство вины перед родителями, если совершаю неверные поступки.4Никогда не подвожу свою семью.5Обычно, мое поведение соответствует принятым в обществе нормам и правилам.6Мои представления о семье сходны с родительскими.7Обычно, я поступаю так, как мне советуют.8Главное для меня в работе - это качественно ее выполнить.9Я всегда помогаю своему коллективу (группе).10Я часто фиксирую внимание на трудностях в работе (учебе).11Я всегда выполняю обещания при любых условиях.12Я всегда довожу дело до логического завершения.13Я всегда выполняю порученное мне задание.14Очень расстраиваюсь, если результат моей работы не удовлетворяет значимых для меня людей.15Обычно, я не совершаю те поступки, которые могут вызвать осуждение родителей.16Я придерживаюсь консервативной позиции в семейных отношениях.17Меня можно назвать правильным человеком.18Мое поведение спонтанно и зависит от моих желаний.19Я следую советам своих близких.20Все хорошее, что есть во мне, благодаря воспитанию, которое мне дали родители.21Я не обращаю внимания на сложности, которые встречаются.22Если с моим мнением не считаются мои близкие, меня это очень злит и огорчает.23Я довожу дело до конца, даже если оно мне не выгодно.24Обычно, я не начинаю новую работу, пока не завершу старую.25Я всегда выполняю ответственное поручение, но при этом испытываю негативные эмоции.26На работе, в учебе я придерживаюсь существующих норм и традиций и не стремлюсь их изменить.27Мнение значимых для меня людей, обычно, является определяющим.28Меня волнует несправедливость в окружающем мире, которую я не могу изменить.29Я потакаю своим слабостям.30Для меня потребности семьи важнее моих личных.31Мне нравиться, когда мне подчиняются.32Я стремлюсь к достижению успеха ради своей семьи.33Боюсь, что порученное мне дело не выполню.34Для меня важно ощущать признание родителей и руководства на работе, в учебе.35В ситуации, когда надо сделать выбор, я поступаю так, как советует начальник.36В отношении своего здоровья я полностью полагаюсь на других.37Если я заболеваю, то применяю все меры, чтобы скорее выздороветь.38У меня нет каких-либо конкретных принципов или правил, которыми я руководствуюсь в жизни.39Считаю, что я много сделал для своих друзей.40Я всегда помогаю своим друзьям, даже если для меня это сложно.41Я скептически отношусь к мнению других.42Если меня или моих близких оскорбят, я обязательно накажу обидчика.43Я считаю, что имеет смысл доводить начатое до конца, только тогда когда, это приносит пользу окружающим.44Обычно, в вопросах, касающихся моего здоровья, я советуюсь с родителями.45Отношения с людьми я строю так, как это делают другие.46Я очень переживаю, если совершаю поступок, который можно назвать неправильным.47Я всегда завершаю начатое мною дело.48В трудных ситуациях я не нуждаюсь в поддержке окружающих.49Мои интересы часто совпадают с интересами коллектива, в котором я работаю.50Я всегда ответственно выполняю данное мне моей семьей задание.51Мнение других людей обо мне меня не волнует.52Обычно, я соблюдаю установленные в учебе правила.53Я боюсь, что проделанная мною работа может быть бесполезна.54Мои поступки соответствуют принятым в обществе нормам и являются правильными.55Я предпочитаю на прием к врачу ходить в сопровождении кого-нибудь из близких мне людей.56Обычно, я очень насторожено отношусь к новым знакомым.57Я всегда делаю только то, что мне искренне хочется.58К трудностям в работе я отношусь спокойно и пытаюсь с ними самостоятельно справиться.59Я считаю, что моим близким нужна моя помощь.60Если моя семья о чем-либо меня просит, я не отказываю.61Не люблю задумываться о своих поступках.62Охотно даю обещания и всегда их выполняю.63Я выполняю обещанное при любых обстоятельствах.64Я осознаю, что мои родители накладывают на меня определенные ожидания и стараюсь их реализовать.65Обычно, я не задумываюсь о конечном результате своих действий.66Мое поведение зависит не от моих собственных побуждений, а от внешней необходимости, долга.67Все решения я принимаю обдуманно и пытаюсь четко спрогнозировать свою деятельность.

Опросник УСК (5)

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+". Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться по поводу отдельного утверждения.

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать. Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Текст интервью «Компоненты ответственности» (6)

Инструкция: "Вам будут предложены высказывания. Подумайте, что Вам свойственно в большей степени и выберите наиболее подходящий ответ".

. Для меня ответственность - это. Выполнение долга, обязанностей. Выполнение данных обещаний. Выполнение запланированного мною с учетом того, что требуется

. Если Вы сталкиваетесь с трудностями в жизни или в процессе выполнения какой-то работы, как Вы себя ведете. Сразу стараюсь найти средства их преодоления. Чаще всего у меня опускаются руки

. В жизни часто встречаются ситуации, когда мы вынуждены брать на себя обязанности. Если возникает необходимость взятия новых обязанностей, Вы. Принимаете охотно, добровольно, если это отвечает Вашим интересам. Принимаете охотно, если видите в этом смысл, если не для себя, то для кого-либо. Как правило, неохотно принимаете

. Отметьте, как Вы относитесь к обещаниям. Охотно даю обещания и всегда их выполняю. Обещания даю неохотно, и бывает так, что не всегда их выполняю

. Есть такое утверждение, что человек "должен принять на себя ответственность за все им сделанное и за все упущенное".. Считаете ли Вы, что человек должен нести ответственность только за то, что он сделал. Человек ответственен не только за то, что он сделал, за результаты своей работы, но и за свои намерения

. Если Вы знаете, что от итога дела, которое предстоит выполнить, зависит многое, то. Стараетесь избежать его. Выполняете его, т.к. его все равно невозможно избежать. Выполняете его, испытывая удовольствие

. К выполнению ответственного дела Вы. Приступаете сразу с уверенностью, что все получится. Не приступаете, пока не просчитаете возможные варианты. Стараетесь избежать его

. Если Вам предстоит работа, требующего добросовестного отношения, Вы:. Испытываете положительные эмоции. Испытываете дискомфорт

Испытываете негативные чувства

. При выполнении задания, в случае возникновения трудностей. Стараетесь самостоятельно с ними справиться. Обращаетесь за помощью к компетентным лицам. Ждете, когда они разрешаться с течением времени

. Для выполнения ответственной деятельности Вы обычно. ждете от окружающих конкретных инструкций. сами определяете порядок и уровень сложности своих действий

. Если по какой-либо причине Вы не успеваете качественно и вовремя выполнить ответственную деятельность, Вы. сильно переживаете. если переживаете, то недолго. не придаете этому значения

. При выполнении ответственной деятельности Вас. всегда беспокоит своевременность и качество результата. беспокоит либо своевременность выполнения, либо качество, т.к. совместить это очень сложно. особо не беспокоит срок и качество результата

.Деятельность, требующая добросовестного отношения, как правило. бывает, что не выполняется вообще. невсегда качественно и в срок. выполняется качественно и вовремя

. При выполнении ответственной деятельности поддержка, совет со стороны окружающих Вам, как правило. не требуется. необходимы на определенных этапах. необходимы всегда

Похожие работы на - Особенности ответственности у мужчин со страхом интимности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!