Разработка информационной подсистемы учета заявок покупателей на автомобильные комплектующие для индивидуального предпринимателя Ворончихина Н.П.

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    724,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка информационной подсистемы учета заявок покупателей на автомобильные комплектующие для индивидуального предпринимателя Ворончихина Н.П.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Предпроектное обследование фирмы индивидуального предпринимателя Ворончихина Н. П., г. Ставрополь. Формулировка задач проектирования

.1 Постановка задачи предпроектного обследования        

.1.1 Объект и методы проведения предпроектного обследования

.1.2 Программа проведения обследования

.1.3 План-график выполнения работ, стадии предпроектного обследования

.2 Характеристика фирмы ИП Ворончихина Н. П.

.2.1 Общая характеристика фирмы индивидуального предпринимателя

.2.2 Организационная структура фирмы индивидуального         предпринимателя

.2.3 Организационно-управленческая модель

.3 Технические и программные средства ЭИВТ фирмы

.3.1 Задачи решаемые с использованием средств ЭИВТ

.3.2 Технические средства

.3.3 Программные средства

.3.4 Локальная сеть предприятия

.3.5 Обеспечение информационной безопасности, защита информации

.3.6 Организация доступа к мировым информационным сетям

.3.7 Информационные базы и информационные потоки

.3.8 Проблемные ситуации и способы их решения

.3.9 Выбор проблемной ситуации для решения

.4 Формулировка задач проектирования

.4.1 Общие сведения о проекте

.4.3 Характеристика объекта автоматизации

.4.4 Требования к подсистеме

.4.5 Состав и содержание работ по созданию подсистемы

.4.6 Порядок контроля приемки подсистемы

.4.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу подсистемы в действие

.4.8 Требования к документированию

.4.9 Источники разработки

Выводы

. Реализация информационной подсистемы «Заказ»

.1 Обоснование выбора технологии и среды разработки информационной подсистемы

.1.1 Обоснование выбора технологии разработки

.1.2 Обоснование выбора среды разработки

.2 Разработка информационной базы данных веб-приложения

.2.1 Определение сущностей и атрибутов

.2.2 Инфологическая модель БД

.2.3 Определение ключевых атрибутов сущностей БД

.2.4 Даталогическая модель БД.

.3 Разработка программной части информационной подсистемы

.3.1 Реализация взаимодействия между сервером приложений и сервером баз данных

.3.2 Реализация клиент-серверного взаимодействия

.3.3 Разработка страниц ориентированных на клиентов

.3.4 Разработка страниц, организующих управление содержимым сайта

.3.5 Разработка модуля подготовки отчетов

.3.6 Верстка и дизайн страниц веб-приложения

Выводы

. Техническое и программное обеспечение

.1 Общие сведения об информационной подсистеме

.2 Функциональное назначение программного продукта

.3 Логическая структура веб-приложения

.4 Требования к техническому обеспечению

.4.1 Требования к техническому обеспечению серверной стороны

.4.2 Требования к техническому обеспечению клиентской стороны

.5 Публикация веб-приложения и организация доступа к нему

.6 Входные данные

.7 Выходные данные

.8 Тестирование информационной подсистемы

.9 Руководство пользователя

.10 Руководство администратора

Выводы

. технико-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

.1 Краткая характеристика проекта

.2 Трудоемкость выполняемых работ

.3 Расчет себестоимости автоматизированной информационной системы

.4 Оценка экономической эффективности внедрения программного продукта

.5 Основные технико-экономические показатели проекта

Выводы

. Безопасность и экологичность проекта

.1 Анализ основных опасных и вредных факторов на рабочем месте оператора информационной подсистемы

.2 Общие мероприятия по обеспечению безопасности на рабочем месте оператора информационной подсистемы      

.3 Расчет искусственного освещения рабочего места оператора ПЭВМ

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение А. Даталогическая модель базы данных       

Приложение Б. Диаграмма классов приложения

Приложение В. Листинг основных методов

Введение


Целью разработки информационной подсистемы учета заявок покупателей на автомобильные комплектующие является повышение объема продаж фирмы и эффективности работы сотрудников на этапе подбора запасных частей. Повысить объем продаж планируется за счет внедрения многопользовательского веб-приложения, предоставляющего клиентам возможность ознакомиться со списком предлагаемого товара и самостоятельно подобрать комплектующие с учетом применимости последних к автомобилю клиента. Также клиентам предоставляется возможность оформить заказ на подготовку необходимых деталей к продаже.

Пояснительная записка дипломного проекта состоит из введения, пяти разделов основной части, заключения и приложений.

Первый раздел пояснительной записки содержит описание методики и результаты предпроектного обследования фирмы индивидуального предпринимателя Ворончихина Н. П. Основываясь на результатах обследования приводится характеристика фирмы, описываются технические и программные средства, обеспечивающие функционирование информационной системы фирмы, а также выявляются проблемные ситуации, возникающие в ходе ее функционирования и предлагаются возможные варианты их решения, после чего формулируются требования к разрабатываемой подсистеме.

Во втором разделе описывается реализация информационной подсистемы, получившей название «Заказа». Внимание уделяется организации межсетевого взаимодействия между сервером приложения и сервером баз данных, а также взаимодействия между сервером приложения и клиентской программой (браузером), а также особенности присущие этим процессам.

В третьем разделе формулируется функциональное назначение
веб-приложения и минимальные технические требования к серверной и клиентской сторонам, ответственным за работу с приложнием. К разделу прилагаются инструкции пользователя и администратора приложения, описывающие особенности эксплуатации и обслуживания подсистемы.

В четвертом разделе подсчитываются показатели экономической эффективности проекта, основанные на расчете трудоемкости разработки, затрат на внедрение и поддержание системы, а также прибыль от эксплуатации за расчетный период. На основании полученных данных обосновывается актуальность разработки и внедрения.

В пятом разделе пояснительной записки проводится анализ опасных и вредных факторов, воздействию которых может подвергаться оператор информационной подсистеме, описывается его рабочее место. В расчетной части раздела приводится проект равномерного искусственного освещения помещения.

В заключении подводятся основные итоги дипломного проектирования и формулируются направления дальнейшего развития и совершенствования подсистемы, позволяющие повысить её эффективность.

1. Предпроектное обследование фирмы индивидуального  предпринимателя Ворончихина Н. П., г. Ставрополь.  Формулировка задач проектирования


1.1 Постановка задачи предпроектного обследования


1.1.1 Объект и методы проведения предпроектного обследования

Основным объектом изучения фирмы индивидуального предпринимателя Ворончихина Н.П. являлась торговая деятельность предпринимателя и составляющие ее процессы, а именно закупка, хранение и реализация автомобильных комплектующих. При этом, учитывая специфику предметной области, наибольшее внимание уделялось подпроцессу подбора товара для каждого клиента индивидуально.

Не менее важным является обследование функциональной структуры в разрезе решаемых задач, организации управленческого аппарата, цели фирмы и средства их достижения, а также техническое и программное обеспечение рабочего процесса [1].

Для проведения предпроектного обследования фирмы ИП при сохранении достаточной полноты собранных данных и минимальных затратах трудовых и экономических ресурсов, выбран оптимальный подход к обследованию, методы которого отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Методы проведения предпроектного обследования

Признак

Метод обследования

1

2

По цели обследования

Локальное проведение обследования

По числу исполнителей

Индивидуальное обследование

По степени охвата предметной области

Выборочное обследование

По степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов предпроектной стадии

Последовательное проведение работ

По методам сбора материалов обследования

Силами исполнителя, посредством: – консультаций с предпринимателем – личного наблюдения


1.1.2 Программа проведения обследования

Обследование деятельности предпринимателя проводилось по заранее разработанной программе, отраженной в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Программа проведения обследования

Наименование вопроса

Источник информации

Получатель информации

Общая характеристика ИП

Предприниматель Ворончихина Н.П.

Студент  Ворончихин О.А.

Организационная структура ИП

Аналогично

Аналогично

Цели деятельности ИП и средства их достижения

Аналогично

Аналогично

Функциональные задачи, решаемые в ходе  деятельности ИП

Аналогично

Аналогично

Документооборот ИП

Аналогично

Аналогично

Представление ИП на уровнях взаимодействия с микро- и макросредой

Аналогично

Аналогично

Вклад ИП в развитие экономической составляющей края

Аналогично

Аналогично

Наличие средств вычислительной техники  и программного обеспечения, поддерживающих функционирование информационной системы ИП

Аналогично

Аналогично

Процессы закупки, хранения  и реализации товара

Аналогично

Аналогично

Проблемные ситуации в деятельности ИП

Аналогично

Аналогично

Возможные путей решения сложившихся проблемных ситуаций

Аналогично

Аналогично

 

1.1.3 План-график выполнения работ, стадии предпроектного обследования

На основе программе проведения обследования составлен план-график выполнения работ стадии предпроектного обследования (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - План-график выполнения работ на стадии сбора материалов обследования ИП

Наименование вопроса

Код раб-оты

Исполнитель

Дата начала

Кол-во дней

Дата оконча-ния

Общая характеристика ИП

001

Студент Ворончихин О.А.

6.12.10

4

9.12.10

Организационная структура ИП

002

Аналогично

10.12.10

7

19.12.10

Цели деятельности ИП и средства их достижения

003

Аналогично

20.12.10

7

28.12.10

Функциональные задачи, решаемые в ходе деятельности ИП

004

Аналогично

29.12.11

7

14.01.11

Документооборот ИП

005

Аналогично

17.01.11

6

24.01.11

Представление ИП на уровнях взаимодействия с микро- и макросредой

006

Аналогично

25.01.11

5

31.01.11

Вклад ИП в развитие экономической составляющей края

007

Аналогично

1.02.11

2

3.02.11

Наличие средств вычислительной техники и программного обеспечения, поддерживающих функционирование информационной системы ИП

008

Аналогично

4.02.11

6

11.02.11

Процессы закупки, хранения и реализации товара

009

Аналогично

14.02.11

7

22.02.11

Проблемные ситуации в деятельности ИП

010

Аналогично

24.01.11

5

2.03.11

Возможные путей решения сложившихся проблемных ситуаций

011

Аналогично

3.03.11

6

11.03.11

Итого рабочих дней:

62


 

1.2 Характеристика фирмы ИП Ворончихина Н. П.


1.2.1 Общая характеристика фирмы индивидуального предпринимателя

На основании свидетельства Федеральной налоговой службы по форме Р61001, серия 26 №003597400 от 9 июня 2010 года о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Ворончихина Наталья Пантелеевна за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 310263516000058.

Свидетельство Федеральной налоговой службы по форме №2-1-Учет, серия 26 №003596162 о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации подтверждает, что предприниматель Ворончихина Н.П. поставлена на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации 31 января 1997 с присвоением ИНН 263500250054 налоговым органом ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 09.06.10 за номером 4153 ИП Ворончихина Н. П. имеет право заниматься торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД 50.3), что и является основной деятельностью предпринимателя.

Ввиду малого оборота товара влияние деятельности предпринимателя на макроэкономическую обстановку края минимально.

 

1.2.2 Организационная структура фирмы индивидуального предпринимателя

Модель управления ИП. В результате обследования была изучена и проанализирована структура управления фирмой предпринимателя. Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Действующая структура управления фирмой наиболее близка к смешанной организационной структуре: в ней сочетаются линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Следует учитывать, что фирма, основанная индивидуальным предпринимателем, зачастую не может себе позволить обширный штат сотрудников, отвечающих за работу в каждом из функциональных подразделений, или вовсе не нуждается в нём, а вертикальная ось управления может быть весьма сжатой.

Таким образом, формализованная схема структуры управления фирмой может быть представлена схемой, отраженной на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Организационная структура фирмы

В соответствии со схемой директор фирмы контролирует работу всех отделов, при этом делегируя часть полномочий своему заместителю по коммерческим вопросам. Непосредственно директору подчиняются следующие структурные подразделения и исполнители:

1.   Главный бухгалтер, который единолично занимается всей бухгалтерией фирмы в связи с небольшими объемами последней.

2.       Заместитель директора по коммерческим вопросам. Заместителю директора делегируются права регулирования деятельности отделов закупок и продаж.

.        Транспортный отдел, отвечающий за доставку товара от поставщиков, развоз его по складам, торговлю «на вынос» и с лотков, отгрузку оптовым покупателям.

.        Отдел кадров. Проводит кадровую политику фирмы.

В свою очередь заместитель директора по коммерческим вопросам координирует деятельность двух отделов: отдела сбыта и отдела поставок.

Отдел поставок отвечает за поиск поставщиков, наиболее выгодные условия закупки товаров и т.д.

Отдел продаж отвечает за маркетинг, реализацию товара и непосредственную его продажу на торговых точках.

Отделы продаж и поставок совместно оказывают управляющие воздействия на заведующего складом.

Представление ИП на микро- и макроуровнях. Описание взаимодействия фирмы с макро- и микросредой отражено на рисунках 1.2 и 1.3 соответственно.

Рисунок 1.2 - Взаимодействие фирмы с макросредой

Рисунок 1.3 - Взаимодействие фирмы с микросредой

Анализ целей предприятия. Эффективным инструментом установления целей системы управления выступает метод структуризации, более известный как метод дерева целей, позволяющий выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами достижения целей.

Первоочередной целью фирмы является максимизация прибыли (С0). Для достижения этой цели ведется работа по двум основным направлениям. Дерево целей фирмы отражено на рисунке 1.4, в то время как в таблице 1.4 дается описание целей и средств их достижения на всех иерархических уровнях, а также показатели эффективности достижения целей.

Таблица 1.4 - Цели, средства их достижения и показатели эффективности достижения целей

Цель

Средства достижения

Показатель эффективности

1

2

3

С0. Максимизация прибыли

С1. Минимизация затрат С2. Повышение доходов

Годовой оборот наличных средств

С1. Минимизация затрат

С1.1. Подбор оптимальных по соотношению цена/качество товаров С1.2. Вывод из оборота не перспективных товаров

Показатель расходов на закупку товара

С1.1. Подбор оптимальных по соотношению цена/качество товаров

С1.1.1. Мониторинг уровня цен С1.1.2. Отслеживание новых предложений производителей

Показатель снижения затрат при сохранении качества товара

С1.2. Вывод из оборота не перспективных товаров

С1.2.1. Отслеживание снижения спроса и предложения на рынке автомобилей С1.2.2. Специальная ценовая политика в отношении не перспективного товара

Отношение количества старого и не перспективного товара к количеству ходового товара на складе

С2. Повышение доходов

С2.1. Расширение ассортимента С2.2. Долговременное сотрудничество с клиентами С2.3. Привлечение оптовых покупателей

Показатель прибыли по кварталам

С2.1. Расширение ассортимента

С2.1.1. Определение пустующей ниши в ассортименте товара С2.1.2. Подбор наиболее универсальных товаров

Число позиций в продаже

С2.2. Долговременное сотрудничество с клиентами

С2.2.1. Поддержание заинтересованности клиентов в сотрудничестве С2.2.2. Добросовестные отношения с клиентами

Количество постоянных клиентов

С2.3. Привлечение оптовых покупателей

С2.3.1. Специальная ценовая политика в отношении оптовых клиентов С2.3.2. Организация доставки в другие города

Количество проданного оптом товара


Рисунок 1.4 - Дерево целей фирмы

1.2.3 Организационно-управленческая модель

Деятельность предприятия можно рассматривать как совокупность работ по различным направлениям. Деятельность в этих областях отражается в функциональных задачах, выполнение которых формирует направление развития фирмы и регламентирует её деятельность. В таблице 1.5 представлены функциональные задачи, стоящие перед предприятием, и функциональные подзадачи их составляющие.

Таблица 1.5 - Группы функциональных задач и подзадач

Функциональные задачи

Функциональные подзадачи

ФО1. Производственная (торговля)

ФП1.1. Закупка товара


ФП1.2. Реализация товара


ФП1.3. Хранение товара

ФО2. Управленческая

ФП2.1. Регулирование ценовой политики


ФП2.2. Осуществление кадровой политики


ФП2.3. Учет хозяйственной деятельности

ФО3. Обеспечивающая

ФП3.1. Доставка товара


ФП3.2. Привлечение клиентов


В ходе обследования деятельности ИП выявлены обязанности функциональных подразделений фирмы и степень участия ответственных лиц в решении функциональных задач. Анализ занятости функциональных подразделений теми, или иными функциональными подзадачами может выявить недостатки построения управленческого аппарата фирмы, его избыточность, или напротив - отсутствие важных отделов, создание которых позволит более равномерно распределить нагрузку на отделы, что улучшит систему управления, а следовательно и деятельность фирмы в целом. Таким образом, организационно-управленческая модель ИП может быть представлена в виде таблицы (таблица 1.6).

Таблица 1.6 - Организационно-управленческая модель ИП

Ответственный

ФО1

ФО2

ФО3


ФП1.1

ФП1.2

ФП1.3

ФП2.1

ФП2.2

ФП2.3

ФП3.1

ФП3.2

Директор

/

/

/

\

\

\

\

/

Зам. директора по коммерческим вопросам

\

\

\

/




/

Главный бухгалтер






x



Отдел кадров





x




Транспортный отдел







x


Отдел поставок

x


/






Отдел продаж


x

/

x




\

Заведующий складом



x




/


Маркетолог








x


В таблице использованы следующие обозначения:

–    Х - основной участник процесса.

–       / - частичное участие в процессе.

–       \ - основная ответственность за выполнение процесса

По результатам анализа организационно-управленческой модели ИП можно заключить, что функции управления фирмой равномерно распределены между функциональными подразделениями и контролируются ответственными лицами.

Наибольшая нагрузка ложится на отдел продаж и внедрение информационной подсистемы направленной на повышение эффективности работы отдела будет способствовать развитию деятельности предпринимателя.

1.3 Технические и программные средства ЭИВТ фирмы


1.3.1 Задачи решаемые с использованием средств ЭИВТ

С использованием средств вычислительной техники в деятельности ИП решаются подзадачи торговой функциональной задачи:

1.  Закупка товара. На фирме предпринимателя используется две специализированные каталожные подсистемы подбора комплектующих, используемых для наиболее точного определения необходимого клиентам товара: TecDoc и Ford Europe Microcat.

Более достоверная и актуальная информация о рынке выпускаемых комплектующих доступна только из оригинальных каталогов производителей, чаще всего выполненных в виде электронных систем подбора, размещенных на веб-сайтах, или электронных версий печатных каталогов. Работа с этими системами носит ручной характер и не может быть автоматизирована ввиду различного отношения производителей к предоставлению и структуризации информации о товаре.

2.  Реализация товара. Основным объектом информатизации деятельности предпринимателя является слабо формализованный список товара, посредством которого продавцы быстро получают информацию о применимости имеющегося товара, ценовых предложениях для различных категорий клиентов. Описываемый список товара организован в виде прайс-листа, исполненного в документе MS Excel и оснащен набором макросов для вывода прайс-листа на печать для удобства работы продавцов. Также, получая сведения об уровне цен в доступных в городе магазинах, корректируется розничный уровень цен на товар.

Также важной частью процесса продажи автомобильных запчастей является их подбор на предмет применимости к автомобилю клиента. Эта задача решается с использованием специализированных программных средств Ford Europe Microcat и TecDoc.

3.  Хранение. Учет товара реализуется с использованием описанного выше прайс-листа. При этом операции с товаром не регистрируются и доступна информация только о фактическом наличии товара.

Таким образом, средства вычислительной техники ИП направлены на обеспечение работы отделов закупок и продаж, работающих с информацией о технических характеристиках товара и реализующих его учет, но их эффективность минимальна по причине ручного выполнения всех операций персоналом и разрозненности элементарного инструментария и может быть повышена за счет внедрения специализированных информационных подсистем, или единой информационной системы для управления деятельностью предпринимателя.

1.3.2 Технические средства

В офисе фирмы расположено два рабочих места, оснащенных персональным компьютером и ноутбуком соответственно. Так стационарный компьютер закреплен за отделом закупок, а ноутбук за отделом продаж. Комплектующие компьютеров описаны в таблице 1.7.

Таблица 1.7 - Технические средства, обеспечивающие функционирование вычислительной техники

Техническое обеспечение

ПК

Ноутбук

Процессор

Intel Celeron 1.7 GHz

Pentium Dual Core T4300 2.1Ghz

Оперативная память

768 Mb

2 Gb

Жесткий диск

120 Gb

250 Gb

Монитор

Samsung SyncMaster 17″

Встроенный LCD

Видеоадаптер

NVIDIA GeForce 6600

Mobile Intel 4 Series express chipset family

Средства доступа к Internet

ADSL-роутер  D-Link DSL-500T

Посредством Wi-Fi

Сетевые платы

Realtek RTL8139

Marvell Yukon 88E8040


RT73 USB Wireless LAN Card

Atheros AR9285 Wireless LAN

Принтер

Canon LBP 2900

-


1.3.3 Программные средства

В таблице 1.8 представлено общее и специальное программное обеспечение, установленное на компьютерах фирмы и обеспечивающее их функционирование.

Таблица 1.8 - Программные средства, обеспечивающие функционирование вычислительной техники

Программное обеспечение

ПК

Ноутбук

ОС

Windows XP SP2

Windows 7

Офисные программы

MS Office 2003

MS Office 2003

Браузер

Opera

Google Chrome

Электронные каталоги

Adobe Acrobat Reader

Adobe Acrobat Reader


Ford Europe Microcat



TecDoc



Применение программных средств для решения функциональных подзадач приводится в таблице 1.9.

Таблица 1.9 - Использование программных средств

Программное средство

Категория

ФО1

ФО2

ФО3



ФП1.1

ФП1.2

ФП1.3

ФП2.1

ФП2.2

ФП2.3

ФП3.1

ФП3.2

MS Excel

Общего назнач.


\

x

x





Adobe acrobat reader

Общего назнач.

\








ОС

Системное

/

/

/





Веб-браузеры

Общего назнач.

/



/





TecDoc

Специализ

x

/







Microcat

Специализ

x

/








В таблице использованы следующие обозначения:

–    × - основное использование в процессе, решение основных задач;       

–       \ - частичное использование, вспомогательное использование,

–       / - обеспечение работы других средств

1.3.4 Локальная сеть предприятия

На фирме ИП не используется постоянная локальная сеть. Вместо этого в случае необходимости используется временное соединение между компьютерами на основе использовании технологии беспроводных сетей Wi-Fi с методом доступа типа точка-точка (Ad-hoc). Сети типа Ad-hoc относятся к классу беспроводных динамических самоорганизующихся сетей - децентрализованных беспроводных сетей <#"516549.files/image005.gif">

Рисунок 1.5 - Схема документооборота предприятия

1.3.8 Проблемные ситуации и способы их решения

Проблемная ситуация возникает всякий раз, когда имеет место расхождение между желаемым и реальным состоянием системы (процесса, объекта).

Выявление и формулировка проблемной ситуации является одним из наиболее сложных и ответственных этапов процесса предпроектного обследования предприятия. Четкая формулировка имеющейся проблемной ситуации является наиболее важной ступенью в решении самой проблемы.

В реальных условиях предприятие имеет множество проблем. Необходимо выделить основные, первичные проблемы. Устранение первичных проблем всегда содействует устранению многих второстепенных, вторичных проблем.

Выявленные проблемы, присущие обследованному ИП, представлены в таблице 1.11.

Таблица 1.11 - Проблемные ситуации в деятельности ИП

Наименование проблемной ситуации

Средства решения

1. Сложности в подборе необходимого товара для клиента

Предоставление клиентам экспертной системы поддержки принятия решений

2. Слабо выраженные средства популяризации предприятия

Повышение эффективности маркетинговой компании, поиск дополнительных средств рекламы предприятия

3. Неудобные средства учета товара

Автоматизация учета товарно-денежных операций

4. Трудности при работе продавцов с прайс-листом

Формализация каталога товаров

5. Излишне массивный аппарат управления фирмой

Реорганизация управленческого аппарата, сокращение сотрудников с перераспределением их обязанностей

6. Низкая скорость оперативной обработки заказов

Добавление возможности заблаговременного оформления предварительного заказа

7. Низкая скорость расчета с клиентами

Автоматизация выписки товарных чеков

8. Низкая осведомленность клиентов о характере деятельности предприятия и ассортименте товара

Публикация списка товара и таблиц его применимости к автомобилям в удобной форме каталога с открытым доступом


1.3.9 Выбор проблемной ситуации для решения

Для решения ряда проблем, представленных в таблице 1.11, а именно 2, 4, 6 и 8, возможна реализация единой подсистемы для работы с клиентами. Такая многопользовательская информационная подсистема сможет одновременно решать ряд задач:

–    поможет информировать клиентов о деятельности фирмы и продаваемом товаре;

–       предоставит покупателям средства оформления заказов;

–       облегчит работу с товаром продавцов и клиентов посредством внедрения формализованного каталога;

–       позволит более эффективно вести учет товара, планировать закупки с учетом спроса.

Обозначенная выше подсистема должна быть реализована в виде многопользовательского веб-приложения с возможностью подбора товара и его удаленного заказа. Подключение систем безналичного расчета не предусматривается.

Веб-приложение должно быть размещено на удаленном сервере для оебспечения постоянного доступа к нему.

Важнейшим компонентом подсистемы является наиболее удобный для клиента специализированный каталог автомобильных комплектующих построенный таким образом, чтобы максимально полно представить информацию о реализуемом товаре и его применимости к автомобилям.

Кроме того на одной из страниц веб-приложения должна присутствовать новостная лента, отражающая наиболее значимые изменения в работе, или в ассортименте товара, а также должна быть зафиксированы контактные данные предпринимателя.

Управление заказами не предусматривается. Вместо этого клиент может только оставить заказ для последующей его ручной обработки сотрудником ИП. Ввиду специфики предметной области клиент может не быть до конца уверен в своих потребностях, а следовательно, должна быть предусмотрена возможность для клиента выразить свои пожелания в простой словесной форме, или в виде списка товара из каталога.

Обслуживание веб-приложения должно проводиться квалифицированным персоналом. Приоритетной задачей является снижение затрат на запуск и содержание подсистемы.

Проведенное выше рассмотрение предъявляемых заказчиком требований и пожеланий позволяет перейти к этапу формулировки задач проектирования.

 

1.4 Формулировка задач проектирования


1.4.1 Общие сведения о проекте

ИП Ворончихина НП поручает СевКавГТУ в лице студента группы ИС-061 Ворончихина О.А. спроектировать, реализовать и внедрить информационную подсистему управления запасами автомобильных комплектующих и автоматизации учета заявок покупателей (в дальнейшем информационная подсистема «Заказ»).

Работы по проектированию информационной подсистемы выполняются инициативно без оплаты на основании заказа на дипломное проектирование от 14.03.2011 г.

1.4.2 Назначение, цели создания информационной подсистемы

Назначение информационной системы - реализация процессов продажи и учета товара.

Основной целью разрабатываемой подсистемы является привлечение новых клиентов за счет предоставления дополнительного сервиса и информации на новой для предпринимателя рекламной площадке - в сети Интернет, что в дальнейшем должно привести к увеличению прибыли в относительном эквиваленте.

Кроме того внедрение формализованного каталога должно упростить, ускорить, а также повысить точность процесса подбора товара не только клиентам, но и сотрудникам ИП.

Региональные конкурирующие фирмы аналогичной специализации на данное время не имеют каталогов сопоставимого уровня и внедрение подсистемы должно выгодно представлять предпринимателя в выгодном свете.

 

1.4.3 Характеристика объекта автоматизации

Автоматизации подвергается в первую очередь деятельность отдела продаж, однако составляющая управления запасами затрагивает и выполнение задач закупки и хранения товара.

Система является удаленной многопользовательской и будет размещена на виртуальном сервере хостинговой компании, которая берет на себя функции поддержания технической работоспособности серверов приложений и баз данных, а также особенности взаимодействия с внешней средой.

1.4.4 Требования к подсистеме

Подсистема должна быть реализована в виде многопользовательского web-сайта с возможностью подбора товара и его удаленного заказа полноценно представляющего предпринимателя в сети Интернет.

Требования к функциональным особенностям веб-приложения изложены выше в подразделе 1.3.9.

Требования, предъявляемые к веб-приложению в целом:

1.   Глубина содержания. Объемом имеющейся информации, степень ее детализации и ценность должны сводиться к максимуму.

2.       Простота навигации. Важно обеспечить посетителям возможность без труда двигаться от раздела к разделу, легко возвращаться назад или получить справку.

.        Стабильность информационных ресурсов. Определяется постоянством представленной информации. Пользователи должны быть уверены, что найдут интересующие их сведения, при любых технических и структурных реорганизациях.

.        Оперативность обновления информации. Обеспечивает постоянное поддержание сайта в актуальном состоянии. Список товара в каталоге должен объективно отражать состояние и характеристики товара, находящегося в наличии у предпринимателя, или временно отсутствующего.

.        Доступность для пользователей. Веб-приложение должно быть технически доступно максимальное количество времени в году при сохранении минимальных затрат на обеспечение этого требования. Также оформление и дизайн приложения должны способствовать облегчению восприятия информации, что повышает ее доступность. Техническая сторона реализации приложения должна предусматривать минимизацию трафика между клиентом и сервером, а также между сервером приложений и баз данных на стороне сервера.

.        Эстетическая привлекательность и единство дизайна всех разделов. Естественным требованием является единообразный стиль оформления всего веб-приложения. Цветовая схема информационной подсистемы должна быть удобна для восприятия пользователем.

1.4.5 Состав и содержание работ по созданию подсистемы

Учитывая принадлежность подсистемы к классу многопользовательских веб-приложений этапы разработки аналогичны этапам разработки веб-сайтов. Разработку веб-приложения можно разделить на несколько этапов проектирования:

1.   Сбор требований. По результатам проведения обследования, уточнения требований заказчика формируется техническое задание.

2.       Анализ результатов. Определяется целевая аудитория приложения, технологии исполнения, функциональные возможности и особенности их реализации.

.        Проектирование. Создание шаблона приложения: модели навигации и логической структуры построения.

.        Дизайн и верстка. Определение цветовой гаммы, изобразительных средств, размещения элементов управления для достижения максимальной функциональности при сохранении эстетической привлекательности веб-приложения.

.        Программирование. Техническая реализация определенных ранее функций веб-приложения.

.        Наполнение информационной составляющей содержимым (контентом). Ввиду специфики приложения контент представляет собой наиболее актуальные новости предпринимателя и подсказки по использованию подсистемы «Заказ» (где это необходимо). Наполнение базы данных не входит в обязанности исполнителя.

.        Тестирование и отладка. Проведение тестирования сайта по принципу «черного ящика», предварительный показ заказчику, уточнение деталей с последующим внесением корректив в работу веб-приложения, или его дизайн.

.        Сдача готового проекта. Публикация веб-приложения в сети Интернет, сдача отчетности, подписание нормативных документов.

1.4.6 Порядок контроля приемки подсистемы

Перед вводом подсистемы в эксплуатацию она должна быть полноценно протестирована на локальном компьютере по принципу «черного ящика», то есть должна быть проверена каждая заявленная функциональная возможность при допустимых наборах входных данных, а также корректное поведение веб-приложения при любых допустимых (законных) действиях пользователя при условии невмешательства в исходный код.

После проведения тестирования и внедрению подсистемы в эксплуатацию заказчик подписывает акт о внедрении результатов проектирования.

 

1.4.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу подсистемы в действие

Файлы сайта и базы данных должны быть заархивированы, после чего скопированы в файловое хранилище хостинговой компании. После этого в описание источников данных web-сайта должны быть внесены коррективы, учитывающие удаленное размещение базы данных и самого веб-приложения.

Доступ к web-сайту должен осуществляется через купленное доменное имя, зарегистрированное с помощью продавца доменных имен в каталоге интернет-ресурсов DNS-серверов.

Ответственному сотруднику ИП должны быть разъяснены условия поддержания веб-приложения в работоспособном состоянии, а информационного наполнения - в актуальном состоянии. Сотруднику, обслуживающему приложение должны быть предоставлены средства для такого обслуживания, будь то сервисы хостинговой компании, или самого функционального наполнения сайта (панели администратора).

1.4.8 Требования к документированию

В составе технорабочего проекта разрабатывается документация по общесистемным решениям, организационному, техническому, информационному и программному обеспечению, а также проектно-сметная документация.

Кроме того заказчику предоставляется полная инструкция пользователя и администратора подсистемы.

1.4.9 Источники разработки

По результатам предпроектного обследования торговой деятельности предпринимателя совместно с последним сформулированы общие требования к разрабатываемому веб-приложению и функциональным возможностям, предоставляемым им, в виде технического задания, основные положения которого изложены в п.п. 1.4.4, при этом технологии и детали реализации подсистемы оставлены на усмотрение исполнителя в условиях минимизации затрат на разработку и поддержание подсистемы.

Выводы


1.   Проведено обследование деятельности предпринимателя и составляющих ее процессов, функциональной структуры в разрезе решаемых задач, организации управленческого аппарата, цели фирмы и средства их достижения, а также техническое и программное обеспечение рабочего процесса. По результатам обследования фирмы проведен анализ распределения обязанностей исполнителей в проекции на решаемые функциональные задачи, а также степень участия программных средств в деятельности фирмы. Анализ выявил недостатки в системе продаж.

2.       При анализе проблемных ситуаций возникающих в работе фирмы было решено реализовать и внедрить информационную подсистему, решающую ряд задач, основным назначением которой будет усовершенствование деятельности отдела продаж, заключающееся в предоставлении аппарата подбора комплектующих и системы приема заявок от покупателей.

.        В соответствии с требованиями к функциональным особенностям требуемой информационной подсистемы и пожеланиями заказчика решено реализовывать её в виде многопользовательского серверного приложения, построенного на основе технологии ASP.NET.

2. Реализация информационной подсистемы «Заказ»


2.1 Обоснование выбора технологии и среды разработки информационной подсистемы


2.1.1 Обоснование выбора технологии разработки

Заказчиком поставлена задача организовать многопользовательский доступ к информационной подсистеме для удовлетворения потребностей любого количества клиентов и соответствующего снижения нагрузки на сотрудников формы. Для решения поставленной задачи решено реализовать подсистему в форме веб-приложения функционирующего на сервере хостинговой компании.

Разрабатывать веб-приложение было решено с использованием .NET технологий, предлагаемых корпорацией Microsoft для разработки современных серверных приложений: ASP.NET в сочетании с ADO.NET [2].

ASP.NET - богатейшая среда разработки и развертывания веб-ресурсов. Выбор данной технологии обуславливается её преимуществами перед конкурирующими технологиями:

–    имеет преимущество в скорости по сравнению с другими технологиями, основанными на скриптах;

–       наличие master-страниц для задания шаблонов оформления страниц;

–       расширяемая модель серверных элементов управления;

–       расширенная событийная модель;

–       возможность разделения визуальной части и бизнес-логики;

–       возможность кэширования данных, используемых на странице;

–       расширяемая модель обработки запросов.

В свою очередь технология несвязного доступа к данным ADO.NET является основной моделью доступа к данным <#"516549.files/image006.gif">

Рисунок 2.1 - Инфологическая модель базы данных

Абсолютно все связи между сущностями БД реализуют отношение
один-ко-многим (1:М). Спецификация связей отражена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Спецификация отношений между сущностями

Отно-шение

Родительская сущность

Дочерняя Сущность

Описание отношения

1

Категория

Деталь

В одну категорию может входить множество деталей

2

Деталь

Применимость

Каждая деталь может быть применима к множеству автомобилей

3

Автомобиль

Применимость

К каждому автомобилю применимо множество деталей

4

Модель кузова

Автомобиль

С одним и тем же кузовом может выпускаться множество автомобилей

5

Двигатель

Автомобиль

Один и тот же двигатель может устанавливаться на множество автомобилей

6

Деталь

Запчасти заказа

Одна и та же деталь может фигурировать во множестве заказов

7

Заказ

Запчасти заказа

К одному заказу может относиться множество запчастей

8

Произ-водитель

Деталь

Один и тот же производитель может выпускать множество деталей

9

Деталь

Фотография детали

Одна и та же деталь может быть отражена на множестве схем, рисунков


Во избежание возникновения аномалий вставки, удаления и модификации данных отношения базы данных формализованы до третьей нормальной формы, что является достаточной степенью нормализации для рассматриваемой предметной области:

1.   Все атрибуты атомарны и все строки различны. Принимая во внимание специфику предметной области атрибут «дополнительная информация» сущности «заказ» не может быть корректно разбит на более атомарные, поскольку не каждый клиент сможет до такой степени формализовать и сформулировать свои потребности.

2.       Все атрибуты, не входящие в состав первичного ключа, функционально полностью зависят от первичного ключа.

.        Любой неключевой атрибут функционально полностью зависит только от первичного ключа.

2.2.3 Определение ключевых атрибутов сущностей БД

Для поддержания ссылочной целостности данных набор атрибутов сущностей должен быть определен как первичные и внешние ключи [7].

В соответствии с инфологической моделью для сущностей БД определен следующий набор атрибутов (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Ключевые атрибуты сущностей

Сущность

Тип ключа

Ключевые атрибуты сущности

Категория

Первичный

Код категории

Деталь

Первичный

Код детали


Внешний

Код производителя



Код категории

Применимость

Первичный

Код применимости


Внешний

Код деталь



Код автомобиля

Автомобиль

Первичный

Код автомобиля


Внешний

Код модели кузова



Код двигателя

Модель кузова

Первичный

Код модели кузова

Двигатель

Первичный

Код двигателя

Производитель

Первичный

Код производителя

Фото детали

Первичный

Код фото


Внешний

Код детали

Заказ

Первичный

Код заказа

Запчасти заказа

Составной первичный

Код заказа



Код детали


2.2.4 Даталогическая модель БД

Даталогическая модель базы данных образуется проецированием абстрактных сущностей на физическую основу построения реляционной базы данных. При этом сущности представляются в виде двумерных таблиц, а атрибуты сущностей в виде полей таблиц.

Тогда сущность «Деталь» будет представлена в виде таблицы «spare_part» (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Физическое представление сущности «Деталь»

Поле данных

Тип данных

Допустимость неопределенных значений

part_id

varchar(30)

Нет

catalogue_number

varchar(30)

Нет

title

varchar(100)

Нет

description

ntext

Да

manufacturer

varchar(10)

Нет

category

varchar(10)

Нет

quantity_office

int

Да

quantity_storage

int

Да

price

money

Да


Сущность «Категория» будет представлена в виде таблицы «categories» (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Физическое представление сущности «Категория»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



category_id

varchar(10)

Нет

description

varchar(50)

Нет

parent_id

varchar(10)

Да


Сущность «Применимость» будет представлена в виде таблицы «application» (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Физическое представление сущности «Применимость»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



app_id

bigint

Нет

car_id

varchar(20)

Нет

part_id

varchar(30)

Нет

Сущность «Автомобиль» будет представлена в виде таблицы «car» (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Физическое представление сущности «Автомобиль»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



car_id

varchar(20)

Нет

model

varchar(50)

Нет

engine

varchar(20)

Нет


Сущность «Модель кузова» будет представлена в виде таблицы «model» (таблица 2.7).

Таблица 2.7 - Физическое представление сущности «Модель кузова»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



model_id

varchar(50)

Нет

start_date

datetime

Нет

end_date

datetime

Да

photo

varchar(200)

Да


Сущность «Двигатель» будет представлена в виде таблицы «engine» (таблица 2.8).

Таблица 2.8 - Физическое представление сущности «Двигатель»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



engine_id

varchar(20)

Нет

short_name

varchar(20)

Да

capacity

float

Да

type

varchar(10)

Да

fuel

varchar(10)

Да

cilinders

int

Да

turbo

bit

Да

valves

int

Да

HP

int

Да


Сущность «Производитель» будет представлена в виде таблицы «manufacturer» (таблица 2.9).

Таблица 2.9 - Физическое представление сущности «Производитель»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



manuf_id

varchar(10)

Нет

name

varchar(50)

Нет

country

varchar(30)

Да

description

ntext

Да

logo

varchar(200)

Да

company_site

varchar(50)

Да


Сущность «Фото детали» будет представлена в виде таблицы «sp_photos» (таблица 2.10).

Таблица 2.10 - Физическое представление сущности «Фото детали»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



photo_id

varchar(10)

Нет

spare_part

varchar(30)

Нет

photo_path

varchar(200)

Нет


Сущность «Заказ» будет представлена в виде таблицы «reserve» (таблица 2.11).

Таблица 2.11 - Физическое представление сущности «Заказ»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений

varchar(100)

Нет

reserve_date

datetime

Нет

contact_info

varchar(200)

Да

contact_phone

varchar(15)

Да

accepted

bit

Нет

sended

bit

Нет


Сущность «Запчасти заказа» будет представлена в виде таблицы «reserve_parts» (таблица 2.12).

Таблица 2.12 - Физическое представление сущности «Запчасти заказа»

Поле данныхТип данныхДопустимость неопределенных значений



reserve_id

varchar(100)

Нет

part_id

varchar(30)

Нет

quantity

int

Нет


Даталогическая модель отражена в виде схемы физической ER-модели БД и вынесена в приложение А.

2.3 Разработка программной части информационной подсистемы


2.3.1 Реализация взаимодействия между сервером приложений и сервером баз данных

Доступ к данным из приложения осуществляется за счет использования технологии ADO.NET, при этом база данных может быть физически удалена от приложения и размещена на другом сервере. Подключение к базе данных описывается в конфигурационном файле веб-приложения и описывает адрес сервера баз данных в сети, название базы данных на сервере, имя роли, используемое для подключения и пароль. Данные сведения предоставляются хостингом при оформлении договора.

Механизм загрузки данных реализован таким образом, чтобы минимизировать время открытого соединения с базой данных и объем передаваемых данных. В ходе проектирования было решено отказаться от использования стандартных классов DataSet и TableAdapter ввиду того что в большинстве случаев на определенной странице приложения используются лишь некоторые из таблиц БД. Соответственно нет смысла хранить на каждой странице приложения коллекции таблиц БД. Отказавшись от такого подхода можно увеличить быстродействие и сократить объем страниц, повысив при этом трудоемкость разработки [8].

Также для минимизации трафика между базой данных и приложением все запросы, выполнение которых возможно на стороне базы данных выполняются на ней. Например, запросы с использованием соединений таблиц могут быть реализованы двумя способами:

1.   Загрузка массивов данных на сторону сервера приложений и реализация логики создания временных структур данных посредством алгоритмов приложения.

2.       Отправка на сервер базы данных готовых SQL-запросов, выполнение которых будет вестись на стороне сервера баз данных, а приложение получит в ответ набор кортежей, являющихся результатом выполнения запроса.

В разработанном приложении во всех случаях реализуется второй подход. Его использование возможно только при функционировании на стороне сервера баз данных СУБД, обрабатывающей запросы приложения и неприменимо при использовании лишь файла баз данных.

Работа с данными осуществляется с использованием следующих классов:

–    SqlConnection. Используется для открытия безопасного подключения к базе данных;

–       SqlCommand. Используется для отправления управляющих инструкций для СУБД в форме SQL-запросов;

–       SqlDataReader. Используется для потокового чтения данных из базы;

–       DataTable. Используется для хранения табличных структур данных на стороне приложения.

Общее представление алгоритмов выборки и модификации данных отражено на рисунке 2.2. Различие алгоритмов лишь в том, что для алгоритмов выборки в приложение направляется поток данных - результатов выборки, а для управляющих команд только подтверждение их выполнения [9].

При этом выполнения всех операций с удаленными данными осуществляется в пределах инструкции try..catch для повышения стабильности работы приложения и корректной обработки возникающих ошибок. К примеру временная недоступность базы данных из-за неполадок в канале связи не вызовет крах приложения.

Рисунок 2.2 - Обобщенный алгоритм обмена данными СУБД

Как видно из алгоритма соединение с базой данных остается открытым только на время обмена данными, количество которых минимизирована за счет перенесения максимума возможной обработки данных на сторону сервера БД.

При одновременной работе множества распределенных клиентов с приложением возможны конфликтные ситуации в обработке запросов к базе данных. Благодаря внутреннему механизму блокировок SQL Server такие конфликты урегулируются автоматически за счет временного ограничения доступа к модифицируемым данным.

2.3.2 Реализация клиент-серверного взаимодействия

Вся бизнес-логика приложения сосредоточена в серверном коде и «тонкий» клиент получает готовые html-страницы с активными элементами управления. Благодаря такому подходу веб-приложению безразличны детали реализации клиентских приложений (браузеров) [10].

Следует также отметить, что при любых действиях клиента, вызывающих необходимость обновить данные, страницы приложения заново формируются и загружаются с сервера и во избежание повторного выполнения запросов к базе данных результаты их выполнения сохраняются в переменной состояния ViewState, что влечет за собой увеличение общего объема страниц, но снижает нагрузку на базу данных. При этом для размещения структур данных в контейнере ViewState они должны удовлетворять требованию - должен существовать алгоритм, позволяющий представить данные в форме текстовой строки. Объекты классов DataTable являются сериализуемыми, то есть такой алгоритм существует.

Состояние элементов управления также сохраняется в ViewState, реализуемого в виде hidden-полей серверной формы приложения. При выполнении пользователей каких-либо манипуляций изменяющих элементы управления (к примеру, выбор пунктов в выпадающих меню) их состояние будет сохранено и восстановлена при повторной загрузке страницы.

На рисунке 2.3 можно заметить заполнение контейнера ViewState данными приложения, которые не будут заново запрошены до тех пор, пока не изменятся потребности клиента.

Рисунок 2.3 - Просмотр кода страницы приложения в браузере

2.3.3 Разработка страниц ориентированных на клиентов

Из десяти страниц приложения шесть являются клиент-ориентированными: default.aspx, catalog.aspx, order.aspx, about.aspx, manufacturer.aspx, showpdf.aspx.

Все они являются контентными для базового MasterPage и реализуют функционал приложения, направленный на обеспечение функционирования системы приема заявок и популяризацию фирмы.

Особенностью всех клиент-ориентированных страниц является забота о защите приложения от непреднамеренной и преднамеренной порчи, или кражи информации. В рамках такой политики была реализована защита от SQL-инъекций посредством замены всех запросов к базе данных на параметризованные. Такой подход лишает механизм выполнения запросов некоторой гибкости, но не позволит злоумышленнику внедрить вредоносный код в запрос [11].

Разработка каталога комплектующих. Каталог призван предоставить клиентам возможность в свободном режиме ознакомиться с полным списком товара, предлагаемого предпринимателем. Все функциональные особенности его реализации направлены на повышение эффективности такого ознакомления.

Ключевым управляющим элементом каталога является полнофункциональное дерево категорий. Запасные части сгруппированы в дерево категорий, динамически выстраиваемое в виде элемента TreeView на основе данных таблицы categories, в которой хранятся узлы дерева
с указанием родительских узлов. Построение древа реализуется функцией
BuildTree(DataTable ToBuild), которая также обеспечивает корректное именование узлов, отображающее пользователю понятные названия категорий, сохраняя значения кодов категорий. Таким образом, после построения дерева таблица его образующая удаляется при перезагрузке страницы и уже не запрашивается из базы, что существенно сокращает последующее время загрузок страницы при активной работе, в то время как состояние элемента управления сохраняется в переменной состояния ViewState [12].

При работе с деревом необходимо позволить клиентам выбирать как дочерние узлы, так и родительские, чтобы сузить или наоборот расширить область поиска. При выборе узла приближенного к корню осуществляется рекурсивный обход всех дочерних узлов и загружаются детали соответствующие каждой из подкатегорий до тех пор, пока не будет заполнена вся родительская категория.

Еще одной важной задачей являлось создание активного списка товара принадлежащего выбранной категории. Поскольку элемент управления GridView напрямую не поддерживает обработку нажатий на строки таблицы и не вызывает отправку страницы на сервер было решено переопределять все строки таблицы при их создании. Для этого был перегружен обработчик события OnRowDataBound, добавляющий на строки таблицы Java-скрипты, исполняемые на стороне клиента. С их помощью стало возможным отслеживание кликов по строчкам таблицы и изменение стиля при наведения курсора на ячейки без использования специальных управляющих кнопок в дополнительных столбцах GridView. При выборе какой-либо позиции управление передается серверу с указанием позиции. Активная таблица товаров отражена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Управляемая скриптами таблица товара

В функциональное назначение каталога также входит начальное создание корзины покупателя, если она еще не создана и добавление товаров в нее. Данная система необходима для учета заявок незарегистрированных пользователей, поскольку приложение работает без регистрации пользователей

Разработка страницы оформления заказа. Данная страница инкапсулирует в себе логику оформления заказов и реализует функции модификации списка товаров, а также деталей заказа. Кроме того на нее возложены функции проверки корректности составления заказа перед изменением статуса продвижения на «отправленный».

Для слежения за активными корзинами пользователя страница использует контейнер cookie браузера. Посредством этого механизма на сторону клиентской программы внедряется информации об идентификаторе созданного заказа, чтобы возобновлять работу с ним, если пользователь покинул сайт, а также чтобы отслеживать новых пользователей.

Для предоставления потенциальным клиентам инструментария редактирования товаров заказа потребовалось также переопределять набор строк табличного элемента управления. Ячейки столбца, содержащего количество товара, потребовалось динамически заменять во время компиляции страницы на текстовые поля TextBox с серверными идентификаторами для последующего обхода при изменении количества оформляемого на продажу товара. Аналогичным способом добавлен столбец кнопок, предназначенных для удаления товаром из корзины. Преимуществом такого подхода является полная независимость от коллекции столбцов таблицы, подключаемой в GridView. Управляемый список товаров в корзине представлен на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Список товара с интегрированными элементами управления

2.3.4 Разработка страниц, организующих управление содержимым сайта

Данная группа страниц предназначения для использования администратором сайта и не обладает механизмами защиты от порчи содержимого кроме запроса прав доступа на просмотр и редактирование контента приложения. В противовес этому повышается гибкость выполнения запросов и появляется возможность написания универсальных методов обработки данных.

Регулирование доступа к содержимому возложено на вложенный MasterPage, автоматически сохраняющий свое состояние на время работы с страницами администратора. Система доступа построена таким образом, что у веб-приложения используется одна запись администратора, пароль к которой хранится в таблице серверных переменных и даже подделав, или подменив запрос злоумышленнику не удастся получить пароль администратора. Защищенный паролем контент не высылается в браузер клиента до тех пор, пока не будет активирован [13].

Для обеспечения непрерывной работы предусмотрена переменная, регулирующая продолжительность работы без запроса пароля в пределах сессии.

 

2.3.5 Разработка модуля подготовки отчетов

Модуль подготовки отчетов используется для формирования документов в формате PDF с использованием свободно распространяемой библиотеки iTextSharp.dll. Данное расширение предоставляет программисту наборы структур данных, механизмов их заполнения и вывода в документы. Необходимые описания классов, методов и структур данных находятся в заголовочных файлах iTextSharp.text; iTextSharp.text.pdf; iTextSharp.text.html.simpleparser.

Сам модуль базируется на странице showpdf.aspx, однако эта страница никогда демонстрируется пользователю. Вместо этого на страницу методом открытого GET-запроса передается код заказа, который необходимо вывести в документ.

При загрузке страницы этот параметр анализируется, из базы данных подгружается необходимая информация и выводится в документ в два этапа:

1.   Выводится описательная информация, прилагаемая к заказу.

2.       Выводится табличная часть документа, отражающая список товаров по заказу.

После этого документ сохраняется на сервере с именем заказа и отображается в браузере. Минусом данного подхода является то, что зная номер заказа любой посетитель сайта может получить отчет о ходе выполнения заказа и вообще всю информацию о нем. Для именования заказов используется метод статичного класса Guid.NewGuid(), создающий уникальный ключ, вероятность случайного совпадения которого ничтожна мала. Однако, подсмотрев или перехватив во время работы чужой номер заказа злоумышленник сможет им управлять (как владелец заказа, но не более того), что в целом снижает защищенность системы.

Особенностью использования библиотеки iTextSharp.dll является отсутствие поддержки кириллических шрифтов. Для решения этой проблемы потребовалось импортировать на сервер в диспетчер шрифтов готовый файл шрифта Arial со встроенными расширениями для кириллических начертаний. После этого шрифт определен как базовый для вывода на дисплей и в документ.

2.3.6 Верстка и дизайн страниц веб-приложения

Верстка страниц веб-приложения абсолютно везде является табличной, причем сами таблицы являются серверными элементами <asp:Table runat=«server»> и исполняются на сервере. Такой подход имеет как минусы так и плюсы. Из минусов - невозможность проектирования страниц в режиме дизайнера. Вся верстка и дизайн велись в режиме редактирования html-разметки. Однако из плюсов - возможность обращения к макетной сетке как к северному элементу и вытекающие отсюда последствия: событийно-управляемые изменения дизайна и компоновки.

Шаблон сайта построен таким образом, чтобы размещать весь контент на вертикальной панели шириной 1024 пикселя, размеры которой останутся неизменными независимо от разрешения монитора пользователя. Такой подход делает сайт плохо масштабируемым и не позволяет использовать плюсы больших мониторов, однако верстка остается стабильной в любой ситуации и отображение страниц всегда будет предсказуемым.

Учитывая, что у предпринимателя нет своего фирменного стиля, было решено использовать фирменные цвета компании Ford: оттенки синего с легким фиолетовым оттенком (основной цвет гаммы #333366). Такая цветовая гамма должна подсказывать клиентам узкую направленность деятельности предпринимателя и как следствие высокий профессионализм в отрасли.

Так заголовки панелей получили в качестве фона равномерную заливку в оттенках синего, а основные информационные поля и плоскости остались нейтрально белыми, дабы не затруднять восприятие важной информации.

Единообразие верстки и оформления во многом обеспечивается использованием шаблона оформления, описанного в основном MasterPage файле. В соответствии с выбранной разметкой шаблон представляет собой шапку, панель навигации, поле для контента и подвал (рисунок 2.6). Все страницы приложения загружаются как страницы содержимого в описанный выше шаблон. И даже страницы управления контентом, использующие свой собственный AdminMasterPage тоже разворачиваются во внешнем шаблоне (рисунок 2.7).

Рисунок 2.6 - Шаблон оформления страниц, определенный в MasterPage.master

Рисунок 2.7 - Шаблон оформления страниц управления контентом

Объявление стилей оформления элементов страниц преимущественно осуществлено во внешнем .CSS файле, что облегчает их модификацию.

Выводы


1.   Определен набор сущностей с присущими им атрибутами, позволяющий полноценно описать предметную область.

2.       Проецированием абстрактных сущностей на физическую основу организации реляционной базы данных получен нормализованный набор таблиц БД и организован обмен информацией между веб-приложением и базой данных на основе использования технологии ADO.NET.

.        При программировании приложения использованы приемы, позволяющие сократить объем трафика между базой данных и приложением, а также сокращающие число запросов от клиента к базе данных.

.        Разработан дизайн и макет страниц, гарантирующий корректную верстку и размещение элементов управления независимо от настроек отображения на стороне клиента.

.        Подсистема удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к ней заказчиком, и решает все задачи, предусмотренные техническим заданием на проектирование.

3. Техническое и программное обеспечение


3.1 Общие сведения об информационной подсистеме


Наименование разработанного веб-приложения: «Информационная подсистема учета заявок покупателей на автомобильные комплектующие для индивидуального предпринимателя Ворончихина Н. П., г. Ставрополь».

Краткое обозначение веб-приложения в информационной системе предпринимателя: «Заказ».

На этапе разработки подсистемы использовалось программное обеспечение, указанное в таблице 3.1.

информационный база поток подсистема

Таблица 3.1 - Программное обеспечение, используемое в процессе разработки информационной подсистемы

Класс ПО

Название ПО

Целевое использование ПО

Среда разработки

Microsoft Visual Studio 2010: Express

– Редактор программного кода; – компиляция; – отладка.

СУБД

Microsoft SQL Server 2008: Express Edition

Создание и ведение баз данных

Графический редактор

Adobe Photoshop CS4

Подготовка элементов графического оформления

Веб-браузер

Google Chrome  ver. 11.0.696.71

Тестирование


Microsoft IE 8.0



Microsoft IE 6.0


 

FTP-менеджер

FileZilla Client

 


Похожие работы на - Разработка информационной подсистемы учета заявок покупателей на автомобильные комплектующие для индивидуального предпринимателя Ворончихина Н.П.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!