Торгово-экономические взаимоотношения РФ и Бразилии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,40 Mb
  • Опубликовано:
    2012-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торгово-экономические взаимоотношения РФ и Бразилии

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Факультет подготовки региональных кадров

Специальность «Таможенное дело»






Курсовая работа

по дисциплине Торгово-экономические отношения России в современных условиях

Торгово-экономические взаимоотношения РФ и Бразилии

Выполнил: студент 5 курса

гр. 3-15 ТД/13

Капустин И.В.

Проверила: Е.А. Иванова



Дзержинск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Политические отношения между РФ и Бразилией

.1 Межгосударственные отношения России и Бразилии

.2 Сотрудничество Россия-Бразилия

Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Бразилии

.1 Анализ внешней торговли РФ и Бразилии

.2 Инвестиционное сотрудничество между РФ и Бразилией

Глава 3. Перспективы развития двусторонних отношений РФ и Бразилии

Заключение

Список используемой литературы и источников

Приложения

Введение

Российско-бразильские отношения являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях. В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах.

За последние годы между Бразилией и Россией сложились деловые отношения, которые отвечают интересам обеих стран. В настоящее время двусторонний товарооборот составляет больше $4 миллиардов, есть тенденции к его поступательному росту.

Для проведения исследования была поставлена цель - показать современное состояние торгово-экономических и политических отношений между РФ и Бразилией.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

·        Показать как складываются межгосударственные отношения между Россией и Бразилией, участие в совместных саммитах;

·        Проанализировать показатели внешней торговли и товарной структуры двух стран;

·        Выявить перспективы развития двусторонних отношений между РФ и Бразилией.

Объектом исследования в курсовой работе являются РФ и Бразилия, их совместное сотрудничество.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие в процессе политического и торгово-экономического сотрудничества между странами.

Работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников и исследованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

В первой главе рассмотрены теоретические вопросы такие как: политические отношения между Россией и Бразилией, сотрудничество двух стран в разных отраслях.

Во второй главе проанализировано современное состояние торгово-экономических отношений между РФ и Бразилией.

В третьей главе исследованы перспективы развития двусторонних отношений между странами.

В заключении делаются основные выводы и прогнозы по работе.

Список используемых источников и использованной литературы составляют веб-сайты: Президента РФ, Министерства Экономического развития РФ, ФТС РФ и другие.

В приложение содержатся: схемы, таблицы.

Глава 1. Политические отношения между РФ и Бразилией

.1 Межгосударственные отношения России и Бразилии

Российско-бразильские отношения являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях. В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах.

Бразилия была первым государством Латинской Америки, с которым Россия установила дипломатические отношения, в силу того, что Бразилия была тогда монархией.

Во время холодной войны Бразилия, как и большинство западных стран, имела нейтральную, но довольно холодную позицию по отношению к Советскому Союзу. Отношения между двумя государствами были ограничены к коммерческой торговле и соглашениям по сотрудничеству в отраслях минимальной важности. После распада Советского Союза и последующего формирования Российской Федерации, отношения между двумя странами потеплели и привели к подписанию «Российско-бразильского договора по сотрудничеству» 2 ноября 1997 года.

В 2001 году, комитет возглавляемый бывшем вице-президентом Бразилии Марко Масиел и премьер-министром России Михаилом Касьяновым, произвёл несколько долгосрочных двухсторонних договоров, начиная стратегическое партнерство между двумя странами, и создавая «Российско-бразильскую правительственную комиссию».

Продолжая по этому руслу, сегодняшний вице-президент Бразилии Жозе Аленкар, посетил Москву в сентябре 2003 года для встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и с членами его кабинета. Страны подписали «Российско-бразильский пакт по военной технологии и поставкам» - важное соглашение в отраслях космической технологии, противоракетной обороне, поставках оружия.

По приглашению президента Бразилии Луиса Инасиу да Силвы Владимир Путин нанёс официальный визит в Бразилию 22 ноября 2004 года.

октября 2005 года, во время официального визита бразильского президента в Москву, да Силва и Путин подписали двухсторонний «Российско-бразильский стратегический союз». Также было подписано соглашение, которое позволило первому бразильскому космонавту Маркусу Понтису полететь в космос на борту космического корабля «Союз».

ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев находился с визитом в Бразилии, где подписал, в частности, соглашения о военно-техническом сотрудничестве и об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилия.

мая 2010 года произошла встреча между президентами РФ и Бразилии. Переговоры президента России Дмитрия Медведева и президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силвы 14 мая, в Кремле. Встреча началась с беседы в узком составе, затем продолжилась с участием делегаций двух стран.

Это вторая встреча президентов России и Бразилии менее чем за месяц. Медведев в середине апреля участвовал в саммите объединения БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), который проходил в Бразилиа (подробнее).

Среди центральных тем переговоров лидеров России и Бразилии в Москве были перспективы сотрудничества в экономической сфере, в частности, в области высоких технологий, энергетики и авиастроения. Планируется, что по итогам переговоров президентов будет подписан пакет двусторонних документов, в том числе План по реализации стратегического партнерства между Россией и Бразилией.

Безвизовый режим между Россией и Бразилией заработает 7 июня, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с бразильским коллегой. "Седьмого июня мы открываем безвизовый режим", - сказал он. При этом российский лидер уточнил, что договоренности об этом были достигнуты еще полтора года назад. "Сейчас это соглашение начинает действовать. Это расширит возможности для нашего сотрудничества", - отметил Медведев.

Сотрудничество с Бразилией в международных делах, в частности, в ведущих международных организациях, прежде всего в ООН, имеет давнюю традицию. Кроме Объединенных Наций, Россия и Бразилия активно взаимодействуют в "Группе двадцати" - глобальном форуме для обсуждения вопросов международной экономической повестки дня. Кроме того, РФ заинтересована в развитии двустороннего сотрудничества в формате таких авторитетных региональных интеграционных объединений стран Латинской Америки и Карибского бассейна, как МЕРКОСУР, УНАСУР и др.

Одним словом, потенциал отношений с Бразилией остается весьма солидным, и стороны намерены его задействовать самым энергичным образом.

РФ и Бразилия взаимодействуют также в рамках международных организаций, в том числе и в БРИК - группа из четырёх быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков - саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов;

Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Первая (краткая) встреча глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром - руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).

Впоследствии проводились саммиты БРИК(С):

I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009) - Главы стран БРИК собрались на свой первый саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Страны представляли Дмитрий Медведев (Россия), Луис Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай).

В ходе саммита состоялись две встречи: сначала в узком составе, а затем - переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК. Помимо этого, было принято два заявления:

·        Совместное заявление лидеров стран БРИК (в последнем, шестнадцатом, пункте которого указывается, что следующая встреча глав государств БРИК планируется в Бразилии в 2010 году);

·        Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

II саммит БРИК (Бразилиа, 15-16 апреля 2010) - по итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ.

III саммит БРИКС (Санья, 13-14 апреля 2011) - на данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена - ЮАР. Во время встреч теперь уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества. Страны БРИКС в очередной раз высказались за скорейшее присоединение Россйиской Федерации к ВТО, всеобъемлющую реформу ООН, мирное урегулирование ливийского вопроса.

По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год. Было также решено, что следующий саммит БРИКС пройдет в 2012 году в Индии.

апреля страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют.

Также РФ и Бразилия сотрудничают и в рамках G-20. Последний саммит прошёл 3-4 ноября 2011 г. в Канне (Франция).

На полях саммита "двадцатки" у Д.А. Медведева были контакты с целым рядом мировых лидеров, также и с китайским лидером Ху Цзиньтао и президентом Бразилии Дилмой Роусефф прошли официальные встречи.

В рамках G-20 был проведён в Канне и полноформатный саммит БРИКС. Его темой были ситуация в мировой экономике, проблемы в еврозоне, реформа международной валютной системы, регулирование процесса накопления резервов, дохийский раунд переговоров в рамках ВТО, глобальное изменение климата, задачи, стоящие перед "двадцаткой".

Говоря о переговорах с президентом Бразилии Дилмой Роуссефф можно сказать, что проведение второй за текущий год личной встречи лидеров двух стран (первая состоялась "на полях" саммита стран БРИКС в Санье (КНР) в апреле) является отражением активного и доверительного политического диалога, стремления к повышению практической отдачи от российско-бразильского стратегического партнерства.

Основными вопросами российско-бразильских переговоров были взаимодействие в рамках "двадцатки", инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в космической области, в авиа- и вертолетостроение, в сфере образования, укрепление договорно-правовой базы. "Бразилия - наш надежный стратегический партнер в "двадцатке", Совете Безопасности ООН, БРИКС, на других международных площадках, - заметил помощник президента РФ. - Нас сближают схожие долгосрочные национальные интересы, накопленный солидный опыт плодотворного сотрудничества. Мы разделяем общие принципы урегулирования сложных международных проблем, в основе которых - укрепление полицентричности и многополярности современного мира, центральной, координирующей роли ООН, незыблемости уважения международного права".

Бразилия - крупнейший торговый партнер России на латиноамериканском континенте. В 2010 году объем взаимной торговли составил 5,9 млрд долларов (при этом российский экспорт составил - 1,8 миллиарда долларов, а импорт - 4,1 миллиарда долларов). В январе-августе этого года он вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,3 %, достигнув 4,8 миллиарда долларов. При сохранении указанных темпов по итогам 2011 года товарооборот может достигнуть своего исторического максимума в 7 миллиардов долларов. В ходе переговоров лидеры обсудили аспекты реализации наиболее перспективных программ и проектов сотрудничества в таких наукоемких отраслях, как мирное использование космоса, энергетика, включая атомную, нефтегазовая отрасль, современные технологии, транспорт.

Кроме того, президенты России и Бразилии обменялись мнениями по текущим вопросам углубления гуманитарных контактов, связей в области образования, культуры и спорта.

.2 Сотрудничество Россия-Бразилия

В целях сотрудничества РФ и Бразилии были подписаны следующие общие соглашения в разных сферах:

Соглашение о торговле и платежах между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Бразилии (Рио-де-Жанейро, 20 апреля 1963 г.)

Соглашение об учреждении торгового бюро СССР в г. Сан-Пауло 28 августа 1967 года.

Распоряжение Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 656-рп "О подписании Договора об основах отношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией"

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1232 "О подписании Совместного заявления о создании Российско-Бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству под руководством Председателя Правительства Российской Федерации и Вице-президента Федеративной Республики Бразилии"

Постановление Правительства РФ от 9 января 1994 г. N8 "Об утверждении Протокола о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии"

Российско-Бразильская политическая комиссия

Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией (Москва, 22 июня 2000 г.)

Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и государствами-участниками и государствами - ассоциированными членами Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) (г. Бразилиа, 15 декабря 2006 г.)

Декларация Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о международном терроризме от 13 декабря 2001 г.;

Распоряжение Правительства РФ от 20 января 2004 г. N 75-р О проведении переговоров о подписании Протокола о сотрудничестве между МАП РФ и Бразильской службой поддержки малых предприятий.

Распоряжение Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 5-р О проведении переговоров о подписании Меморандума между ВЭК РФ и Национальным советом Бразилии по контролю за финансовыми операциями о взаимопонимании и сотрудничестве в области обмена конфиденциальной финансовой информацией об "отмывании" доходов, полученных незаконным путем

Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче, подписанный в г. Москве 14 января 2002 г.

Декларация Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о международном терроризме от 13 декабря 2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области конкурентной политики (Бразилиа, 12 декабря 2001 г.)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 22 июня 2000 г.)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о научно-техническом сотрудничестве (Бразилиа, 21 ноября 1997 г.)

Программа научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии на 2004 - 2006 годы (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 947 "О подписании Плана совместных действий "Россия-Бразилия" Правительства Российской Федерации и Правительства Федеративной Республики Бразилии"

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 1998 г. N 386 "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области охраны здоровья животных"

Российско-Бразильские соглашения в области космоса:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 21 ноября 1997 г.

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 1471-р О проведении переговоров о подписании Меморандума о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Министерством науки и технологии Федеративной Республики Бразилии относительно программы сотрудничества в осуществлении космической деятельности

Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Министерством науки и технологии Федеративной Республики

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной охране технологий в связи с сотрудничеством в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Бразилиа, 14 декабря 2006 г.)

Россия-Бразилия. Военно-техническое сотрудничество:

Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии по вопросам сотрудничества в области военных технологий, представляющим взаимный интерес (Москва, 9 апреля 2002 г.)

Соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Федеративной Республикой Бразилия (9 апреля 2002 г.)

Российско-Бразильские соглашения в области атомной энергии:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (Бразилиа, 15 сентября 1994 г.); Бюллетень международных договоров. Издательство "Юридическая литература", 01 января 1999, N 1, стр. 8-11

Россия-Бразилия. Таможня

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Бразилиа, 12 декабря 2001 г.)

Соглашения в торговле:

Межправительственной российско-бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству

Совместное заявление Четвертого заседания Российско-Бразильской Комиссии высокого уровня по сотрудничеству (Бразилиа, 4 апреля 2006 г.)

Россия-Бразилия. Связь

Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 1497-р О проведении переговоров о подписании Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области электросвязи между Министерством информационных технологий и связи РФ и Национальным телекоммуникационным агентством Федеративной Республики Бразилии

Россия-Бразилия. Культура, спорт, туризм

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области культуры и образования (Бразилиа, 21 ноября 1997 г.)

Программа обмена между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии в области культуры, образования и спорта на 2005-2007 годы (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 1473-р О проведении переговоров о заключении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством спорта Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области физической культуры и спорта

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2001 г. N 85! "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области туризма"

Соглашение между Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Министерством спорта Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)

Россия-Бразилия. Экология

Меморандум о намерениях по вопросу развития сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией от 14 ноября 1994 года;

Также Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О ратификации Конвенции между правительством РФ и правительством Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».

Данный закон был принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года. Федеральным законом ратифицируется Конвенция, подписанная в городе Бразилиа 22 ноября 2004 года.

Конвенция направлена на обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и имущества в своей стране и стране-партнере.

Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Бразилии

.1 Анализ внешней торговли РФ и Бразилии

Табл.1 Объем торговли Россия-Бразилия (в долларах США)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

3.639.565.681

4.386.001.535

5.451.383.303

7.985.028.950

4.280.688.246

6


При этом товарообмен Бразилии и Китая вырос на 57% в прошлом году до 56,3 миллиардов долларов, а торговля с Индией составила 7,7 миллиардов долларов, что на 38% больше объема зарегистрированного в 2009 году. А поток товаров Бразилии с новым членом блока, Южной Африкой, вырос на 22% в прошлом году, достигнув 2 миллиардов долларов, по данным министерства развития, промышленности и внешней торговли (MDIC).

Сальдо торгового баланса между двумя странами слегка склоняется в сторону Бразилии, на чуть более 1, 32 миллиарда долларов. Общий объем внешней торговли увеличивался на почти 20% в год и достиг пика в 2008 году, прыгнув до отметки 46% и достигнув 7,985 миллиардов долларов. Однако такой рост внезапно прервался в последующем году, упав до 4,280 миллиардов долларов, а причиной стал финансовый кризис. В том же году экономика России сократился на 7,9%, самый большой спад как среди стран БРИКС, так и - всех развивающихся стран.

Сахар и говядина являются основными статьями бразильского экспорта в Россию. Сахар-сырец является лидером с долей в 38% от всего экспорта. Мясные изделия в целом составляют 46,4%. На мочевину, аммиачную селитру и другие калийные удобрения в совокупности приходится 32,3% бразильского импорта. Сырьевые товары составляют 70% от российского экспорта в Бразилию, а высокотехнологичная продукция - лишь 5,7%. Следует полагать, что такие области, как энергетика, черная металлургия, военное и космическое сотрудничество надо делать приоритетными в плане усиления коммерческих отношений.

Табл. 2 Экспорт Бразилия-Россия (по годам, в долларах США)


По данным Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии (MDIC), товарооборот Бразилии с Россией в 2010 году составил 6 млрд. долл. США. Бразильский экспорт в РФ - 4,1 млрд. долл. (увеличение на 45%, в сравнении с предыдущим годом). Бразильский импорт из РФ - 1,9 млрд. долл. (увеличение на 35% ). Положительное сальдо торгового оборота в пользу Бразилии - 2,2 млрд. долл.

Бразилия остается одним из самых больших в мире экспортеров сельскохозяйственных продуктов, хотя экспорт товаров промышленного назначения увеличился в еще большей степени, и экспорт самолетов, стали, электроники практически сравнялся с сельхозпродукцией.

Табл. 3 Экспорт Бразилия-Россия (по основным видам товаров, продукции)


Основу бразильского экспорта в РФ составили сельскохозяйственные товары, в том числе: сахар- сырец на сумму 1,5 млрд. долл. (38%), говядина на сумму 1,1 млрд. долл. (24,6%), свинина на сумму 645 млн. долл. (15,5%), мясо домашней птицы на сумму 262,9 млн. долл. (6,3%), а также соя на сумму 157,5 млн. долл. (4%), кофе на сумму 130,1 млн. долл. (3%) и табак - 110 млн. долл. (2,5%).

Основу бразильского импорта из РФ составили удобрения (более 40%), в том числе, мочевина - 287,5 млн. долл. (15%), нитрат аммония- 195 млн. долл. (10%), хлористый калий - 136 млн. долл. (7%), ортофосфат аммония- 121 млн. долл. (6,3%) и сульфат аммония- 21 млн. долл. (1%).

Кроме того, Бразилия импортировала сталепрокат на сумму 338 млн. долл. (18%) , нефть сырую- 130,3 млн. долл. (6,8%), палладий - 56 млн. долл. (3%), нафту - 47,6 млн. долл. (2,5%), дизельное топливо - 33 млн. долл. (1,7%), оружие и боеприпасы - 31,5 млн. долл.

Поставки российских вертолетов составили 75,7 млн. долл. (4%).

Табл. 4 Импорт Бразилия-Россия (по основным видам товаров, продукции)


Долгое время ограничения импорта были главным элементом бразильской торговой политики, но в последние годы импортные пошлины были значительно уменьшены правительством Бразилии, хотя и остаются пока очень высокими.

Создание группы Mercosur не только сделало Бразилию одним из главных игроков в регионе, но также и упростило проведение сделок по импорту до степени, когда импорт, с некоторыми исключениями, не требует лицензий и согласований. Кроме того, введение электронной системы для регистрации импорта и экспорта (SISCOMEX) способствовало ускорению регистрации и таможенного оформления в целом.

.2 Инвестиционное сотрудничество между РФ и Бразилией

Экономика Бразилии в последнее время привлекает все большее внимание международных инвесторов. Это вызвано не только и не столько чисто экономическими причинами, связанными с высокой прибыльностью инвестиционных вложений в Бразилию, а с возможностью сохранения уже существующего инвестиционного капитала и его небольшого, но опережающего инфляцию увеличения. Минимальный процент прибыли с инвестиций в экономику Бразилии должен быть выше, чем проценты по сберегательному банковскому вкладу бразильских банков «poupanca», иначе сами инвестиции теряют смысл.

Нельзя не сказать о том, что все отрасли бразильской экономики, открытые для среднего иностранного инвестора, малоприбыльны. Дело в том, что все, что прибыльно и высоко рентабельно в Бразилии, практически недоступно для небольших и ограниченных частных иностранных инвестиций. Все высокоприбыльные сферы экономики и предприятия Бразилии замонополизированы и управляются закрытыми группами, практически всегда с государственным участием. Попасть в эту группу маловероятно. Это связано с историей развития государственности и власти в Бразилии.

Надо отметить, что это очень эффективная власть, которая никогда не обладала мощным полицейско-репрессивным аппаратом, но при этом смогла избежать опустошительных войн и революций. Так вот, благодаря этим заслугам, самое прибыльное производство в Бразилии в большей части принадлежит замкнутым группам, которые формировали и формируют публичную государственную власть.

Так какие сферы деятельности остаются для иностранных инвесторов в Бразилии? Если исходить из официальной версии для иностранных инвестиций, то они привлекаются в Бразилию для создания новых рабочих мест для местного населения. В основном, это нестабильные отрасли экономики с большими рисками и сильно зависимые от мировых финансовых колебаний. Например, туристическая индустрия Бразилии.

Много отелей и прочей туристической инфраструктуры в Бразилии принадлежит иностранцам. Больше всего из иностранных инвестиций в сфере туризма приходится на аргентинцев. Эти инвестиции были сделаны в расчете на традиционно большой поток туристов в Бразилию из Аргентины. Потом идут французские и английские инвесторы. В основном, они размещали свои инвестиции в бразильские отели, рестораны, различные клубы и небольшие гостиницы (поузады). Также много и просто различной недвижимости, которая в сезон используется под туристические цели.

По времени вложения, большинство иностранных инвестиций в туристический сектор Бразилии пришлось на период, когда курс доллара подходил к трем бразильским реалам. После значительного укрепления бразильского реала за последние четыре года, поток иностранных туристов в Бразилию снизился или, по крайней мере, качественно изменился, что привело к значительному сокращению прибыли или даже к убыткам. Поэтому много объектов туристической инфраструктуры Бразилии сейчас продается. А ведь туризм - одна из наиболее перспективных инвестиционных отраслей Бразилии. Только вот эта перспектива при данном отношении к ней со стороны неповоротливой бразильской бюрократической машины, представляется довольно отдаленной.

Надо учитывать еще и риски, связанные с предоставлением туристических или общепитовских услуг населению. С точки зрения инвестиций, вложение в данный бизнес денег требует систематического контроля и большого личного участия в данном предприятии. Если нет возможности личного участия, то, скорее всего, инвестиции будут потеряны, и, к тому же, возможны различные судебные тяжбы.

Если инвестиции вкладывать в производство в Бразилии, то возможные риски здесь значительно меньше, но и время получения первой прибыли значительно увеличится. Это связано с довольно ограниченным внутренним рынком потребления, где очень большая часть населения живет ниже уровня бедности и покупает только продукты первой необходимости. Конечно, лучше, если это производство будет направлено на экспорт. В этом случае можно даже иметь преференции от правительства Бразилии.

В любом случае, при инвестировании в Бразилию надо учитывать следующие факторы-риски:

·        Очень высокий уровень бюрократизации бразильского общества со всеми вытекающими из этого последствиями.

·        Большой недостаток в Бразилии квалифицированных и ответственных работников. Некоторые объясняют этот фактор бразильской ментальностью, но это неправильно. Это конкретно недостаток подготовки и уровня развития.

·        Крайняя медлительность и излишние юридические преграды в бразильском судопроизводстве. Но надо отметить, что суд в Бразилии, можно сказать, справедливый и независимый. Различные судебные тяжбы могут длиться более трех лет.

·        Для российских инвесторов также большим препятствием в сфере инвестиций является языковый барьер. Может быть, это самое большое для нас препятствие. А в сфере инвестиций доверять переводчикам - это уже слишком большой риск. С остальными препятствиями можно, в принципе, разобраться.

Некоторые преимущества для инвестиций в Бразилию:

·        В Бразилии нет такого пагубного влияния на бизнес со стороны различных силовых структур, да и роль их в бразильском обществе соответствует тем функциям, которые по Конституции они выполняют (исключения, конечно, есть везде, в любой стране).

·        Бразильская бюрократия не отличается особой агрессивностью по применению каких-либо санкций. Ее отличительная особенность - это крайнее нежелание чем-либо себя утруждать.

·        Коррупция в Бразилии имеется, но также со своей спецификой. Это выражается в существовании легальной структуры профессиональных посыльных-посредников (despachante), которые за дополнительную плату убыстряют процесс (или хотя бы делают) то, что и так должно было быть сделано бесплатно.

·        Довольно высокий уровень оказываемых через Интернет государственных (налоговая декларация на физическое лицо и пр.) и сервисных услуг (различные счета на оплату).

·        К вышеперечисленному можно добавить климат и природу. Хорошо, когда приятное совмещается с полезным. Может быть, в тундре можно заработать больше денег, но вряд ли это будет большим развлечением.

Приведём диаграмму прямых инвестиций между странами:


Табл. 3 Динамика инвестиций в Россию из Бразилии (в тыс. долл.):

Наименование

2006

2007

2008

2009

9 месяцев 2010 г.

Накоплено инвестиций на начало отчетного периода

-

447,93

411,77

6 942,89

4729,26

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов

4 088,92

67,90

6 143,90

5130,90

Изъято (погашено) инвестиций

3 680,40

100,20

19 011,02

8 536,60

4367,30

Переоценка, прочие изменения активов и обязательств

-

-

205,20

121,60

-618,60

Накоплено на конец отчётного периода

408,52

415,63

2 836,27

4 671,79

4874,26


Наименование

2006

2007

2008

2009

9 месяцев 2010 г.

Накоплено инвестиций на начало отчетного периода

-

19,70

2 494,70

3 189,60

3620,70

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов

78,20

9 265,60

2 327,08

3 577,50

49234,20

Изъято (погашено) инвестиций

59,50

6 789,00

1 620,38

3 146,40

38915,60

Переоценка, прочие изменения активов и обязательств

1,00

-1,60

-11,80

-


Накоплено на конец отчётного периода

19,70

2 494,70

3 189,60

3 620,70

13939,30

Табл.4 Динамика инвестиций из России в Бразилию (в тыс. долл.):

Табл. 5 Структура поступивших инвестиций за 9 месяцев 2010 г. (в тыс. долл.):

Наименование видов экономической деятельности по разделам ОКВЭД

Инвестиции в Россию из Бразилии

Инвестиции из России в Бразилию

Инвестиции - всего

5130,90

49234,20

Прямые инвестиции - всего



Портфельные инвестиции - всего



Прочие инвестиции - всего

5130,90

49234,20

По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:

Обрабатывающие производства

49234,20

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

21,30


Табл. 6 Структура накопленных инвестиций на 9 месяцев 2010 г. (в тыс. долл.):

Наименование видов экономической деятельности по разделам ОКВЭД

Инвестиции в Россию из Бразилии

Инвестиции из России в Бразилию

Инвестиции - всего

4874,26

13939,30

Прямые инвестиции - всего

4573,06


Портфельные инвестиции - всего



Прочие инвестиции - всего

301,20

13939,30

По видам экономической деятельности по разделам ОКВЭД:

Обрабатывающие производства

4873,93

13939,30

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

0,33

-


Источник: данные Росстата

Посол Бразилии в РФ, в свою очередь, выделяет текстиль, производство обуви и туризм. «Туризм стал расти после отмены визового режима между двумя странами с июня 2010 года», - говорит он. Это изменение уже повлияло на поток туристов из России в Бразилию. Согласно данным, предоставленным Советом по туризму Бразилии Embratur, количество российских туристов в стране увеличилось на 50% в прошлом году до 15 863. Рамос считает, что поток туристов между двумя странами составил около 30 000 человек в прошлом году и может выйти на уровень в 100 000, если организовать больше прямых рейсов.

В марте Национальное агентство по гражданской авиации Бразилии (ANAC) объявило об отмене ограничений на рейсы между Бразилией и Россией. Российская авиакомпания «Трансаэро» уже начала осуществлять первые регулярные беспосадочные рейсы из Бразилии в Москву. «Почти десять лет не было рейсов ни одной компании между двумя странами», - говорит Рамос.

Гигант Газпром, крупнейшая газовая компания России, окопалась в Рио-де-Жанейро, откуда контролирует операции по всей Южной Америке. А с начала этого года российская группа «Мечел» создала через свою дочернюю компанию «Mir Steel UK», совместное предприятие с Usipar, дочкой Cosipar, крупнейшим производителем чугуна в Бразилии. Объем запланированных инвестиций составляет около 5 миллиардов долларов и включает в себя строительство металлургического комплекса и порта в штате Пара.

«Бразильская компания «JBS Friboi» рискнула в 2010 году открыть завод по переработке мяса в Одинцово под Москвой», - напоминает Сергей Акопов. Он также подчеркивает, что такие торговые марки как Perdigão и Sadia объединили усилия для работы на российском рынке. Они присутствуют в больших и малых предприятиях розничной торговли. С другой стороны, производитель автобусов Marcopolo закрыл завод в России из-за финансового кризиса. «Но мы ожидаем от них возобновления операций в скором времени», - сказал дипломат тоном оптимиста.

Холдинг "Вертолеты России" и бразильская инвестиционная группа Qualy Group Brasil подписали на проходящей в Рио-де-Жанейро выставке ЛААД-2011 договор о сотрудничестве. Документ предусматривает поставку в Бразилию 150 новых легких российских вертолетов Ми-34С1 до 2023 года.

Представители группы Qualy отмечали на церемонии подписания, что они могут быть интересны коммерческим и государственным компаниям, в частности, занимающимся подготовкой Чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года в Бразилии. Этот вертолет позволяет проводить мониторинг местности, подходит для первоначального обучения пилотов.

В рамках сотрудничества "Вертолеты России" и Qualy Group Brasil также планируют создать сервисно-технический, логистический и учебный центр по обслуживанию бразильского парка вертолетов Ми-34С1.

Глава 3. Перспективы развития двусторонних отношений РФ и Бразилии

межгосударственный саммит бразилия двухсторонний

У Бразилии и России есть большие перспективы для развития торговых отношений. Бразилия уже сейчас занимает первое место как крупнейший торговый партнёр России на латиноамериканском континенте, и в целом входит в число основных торговых партнёров РФ в мире.

"Бразилия и Россия имеют огромный потенциал для дальнейшего развития сотрудничества, особенно в области товарообмена продукцией агропромышленного производства", - сказал Министр сельского хозяйства Бразилии в интервью корреспонденту РИА "Новости".

За последние годы между Бразилией и Россией сложились деловые отношения, которые отвечают интересам обеих стран. В настоящее время двусторонний товарооборот составляет больше $4 миллиардов, есть тенденции к его поступательному росту.

Очень важно, чтобы этот торговый оборот не развивался вот так, как развивается сейчас - по наиболее простому способу, когда идут только встречные поставки сырья либо продуктов сельского хозяйства из Бразилии, либо минеральных удобрений из Российской Федерации, - а становился всё наиболее высокотехнологичным и включал в себя новые интересные проекты.

Но наши взаимные потоки торговли и инвестиций могут и должны расти дальше. Мы должны выйти за пределы торговли лишь сырьевыми товарами, мы должны экспортировать друг другу товары с возможно большей добавленной стоимостью.

Россия могла бы поставлять нам оборудование для новых предприятий, которые сейчас строятся в Бразилии, мы хотели бы также рассчитывать и на российское участие и на российский опыт в области строительства железных дорог в Бразилии и других работ по созданию инфраструктуры.

Также можно отметить огромный потенциал и делового, и технического сотрудничества в области биотоплива, а также биотехнологий, космонавтики, информационных и военных технологий.

Страны подтверждают готовность стимулировать крупномасштабные взаимные инвестиции и создание совместных российско-бразильских предприятий.

Также установившееся взаимопонимание между санитарными службами обеих стран будет способствовать наращиванию торговли сельскохозяйственной и животноводческой продукцией.

"Бразилия располагает высококачественной продукцией животноводства и сельского хозяйства и могла бы стать хорошим рынком для поставок в Россию продовольственных товаров", - сказал Одилсон Рибейру. С другой стороны, считает он, Россия располагает необходимыми Бразилии товарами агропромышленного производства, в первую очередь зерна, которые бы пользовались большим спросом в Бразилии.

Россия является для Бразилии вторым импортером говядины после Евросоюза.

По мнению бразильского эксперта, для поступательного развития двусторонней торговли помимо таких важных для бразильской стороны российских товаров, как самолеты и высокая технология, существуют огромные возможности для расширения ассортимента бразильского экспорта в Россию. Это касается таких традиционных товаров Бразилии, как сахар, апельсиновый сок, тропические фрукты, креветки и другие морепродукты, которые пока не востребованы на российском рынке. "Мы готовы рассматривать любые предложения российских партнеров в этой сфере", - заверил представитель министерства сельского хозяйства.

Торговля между Бразилией и Россией демонстрирует все признаки выздоровления. Ее рост составил 42% в 2010 году, достигнув размера в 6 миллиардов долларов. Этот прогресс имеет место после 46% падения, отмеченного в 2009 году, но ему еще далеко до почти 8 миллиардов долларов торгового оборота в 2008, то есть до мирового финансового кризиса. По сравнению с экономиками других стран БРИКС (группа из быстро растущих развивающихся стран, куда также входят Китай, Индия и Южная Африка) объем здесь меньше, но в процентном соотношении торговля между этими двумя странами удерживает второе место в группе.

При этом товарообмен Бразилии и Китая вырос на 57% в прошлом году до 56,3 миллиардов долларов, а торговля с Индией составила 7,7 миллиардов долларов, что на 38% больше объема зарегистрированного в 2009 году. А поток товаров Бразилии с новым членом блока, Южной Африкой, вырос на 22% в прошлом году, достигнув 2 миллиардов долларов, по данным министерства развития, промышленности и внешней торговли (MDIC).

Сальдо торгового баланса между двумя странами слегка склоняется в сторону Бразилии, на чуть более 1, 32 миллиарда долларов. Общий объем внешней торговли увеличивался на почти 20% в год и достиг пика в 2008 году, прыгнув до отметки 46% и достигнув 7,985 миллиардов долларов. Однако такой рост внезапно прервался в последующем году, упав до 4,280 миллиардов долларов, а причиной стал финансовый кризис. В том же году экономика России сократился на 7,9%, самый большой спад как среди стран БРИКС, так и - всех развивающихся стран.

Посол России в Бразилии, Сергей Акопов, уверен в ускорении развития торговли. «Торговля восстановилась в 2010 году, и я считаю, что объем, зафиксированный до кризиса, будет превзойден в этом году», - говорит он.

Прогресс, имевший место в последнее время, в двусторонней торговли, по оценке президента Бразильско-российской палаты по торговле, промышленности, культуре и туризму, Жилберто Рамоса, следует развивать, хотя Бразилия уже не обладает темпами роста 2010 года. Президент считает, что Бразилия достигнет роста в 4,5% в этом году, такие же оценки выдает и Международный валютный фонд (МВФ), в том числе и для России.

Из всех экономик БРИКС Россия, возглавляемая Дмитрием Медведевым, наиболее пострадала от кризиса. «Сейчас страна восстанавливается. Уже достигнут уровень докризисного периода. Усилия правительства в настоящее время сосредоточены на привлечении инвестиций в инновационные области для модернизации экономики», - говорит посол.

Он полагает, что такие области, как энергетика, черная металлургия, военное и космическое сотрудничество надо делать приоритетными в плане усиления коммерческих отношений.

Жилберто Рамос, в свою очередь, выделяет текстиль, производство обуви и туризм. «Туризм стал расти после отмены визового режима между двумя странами с июня 2010 года», - говорит он. Это изменение уже повлияло на поток туристов из России в Бразилию. Согласно данным, предоставленным Советом по туризму Бразилии Embratur, количество российских туристов в стране увеличилось на 50% в прошлом году до 15 863. Рамос считает, что поток туристов между двумя странами составил около 30 000 человек в прошлом году и может выйти на уровень в 100 000, если организовать больше прямых рейсов.

Заключение

В ходе проведения исследования было проанализировано современное состояние торгово-экономических и политических отношений между РФ и Бразилией.

В курсовой работе отражены показатели внешней торговли и товарной структуры двух стран. Также были выявлены перспективы развития двусторонних отношений между РФ и Бразилией.

Также была поставлена задача - показать как складываются межгосударственные отношения между Россией и Бразилией, участие в совместных саммитах. Она полностью раскрыта.

Торгово-экономические отношения России с Бразилией невозможно себе представить иначе, как в купе с экономикой всего Латиноамериканского региона, так как Бразилия является его составной и немаловажной частью. Бразилия относится к числу стратегических партнеров не только в Латинской Америке, но и в мире.

Страны сотрудничают в таких организациях, как ООН и БРИКС. У стран много интересных проектов и задумок, и очень хорошие перспективы.

Товарооборот между Россией и Бразилией вырос в 2010 году на 28%. Внешнеторговый оборот России с Бразилией в прошлом году составил 5,9 млрд долл. Российский экспорт увеличился на 65,6% до 1,8 млрд долл, а импорт - на 17,3% до 4,1 млрд долл.

Стратегическая цель Бразилии - вывести товарооборот с Россией на уровень 10 млрд долл.

Между Россией и Бразилией успешно развивается сотрудничество в экономике, культуре, спорте, науке и технике. В качестве одного из примеров сотрудничества в области культуры приведём тот факт, что единственная иностранка в балетной труппе Большого театра - гражданка Бразилии.

У Бразилии и России есть большие перспективы для развития торговых отношений. Бразилия уже сейчас занимает первое место как крупнейший торговый партнёр России на латиноамериканском континенте, и в целом входит в число основных торговых партнёров РФ в мире.

Также можно отметить огромный потенциал и делового, и технического сотрудничества в области биотоплива, а также биотехнологий, космонавтики, информационных и военных технологий.

Страны подтверждают готовность стимулировать крупномасштабные взаимные инвестиции и создание совместных российско-бразильских предприятий.

Список используемой литературы и источников

<http://ru.wikipedia.org/wiki/Бразильско-российские_отношения>

<http://www.russobras.ru/russia-brazil.php>

<http://www.lenta.ru/news/2011/02/18/bricks/>

<http://www.unctad.ch/sections/press/docs/pr08038_ru.pdf>

<http://archive.kremlin.ru/text/themes2009/05/216980.shtml>

<http://interfax.ru/print.asp?id=185598>

<http://rus.ruvr.ru/2011/11/02/59735091.html>

<http://www.consrio.mid.ru/torgovlya.htm>

<http://www.allmedia.ru/headlineitem.asp?id=507166>

<http://www.inosmi.ru/latamerica/20110420/168606429.html>

Приложения

ВЕДОМСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Торговые Палаты

- Палата Бразилия-Россия по торговле, промышленности, культуре и туризму - http://www.camarabrasilrussia.org.br/

Палата Бразилия-Россия по торговле, промышленности и туризму - http://www.brasil-russia.org.br/

Палата по торговле и промышленности Бразилия-Россия - http://www.brasil-russia.com.br/

Торгово-Промышленная Палата РФ - http://eng.tpprf.ru/

Московская Торгово-Промышленная Палата - http://www.mtpp.org

Санкт-Петербургская Торгово-Промышленная Палата - http://www.spbcci.ru/eng/

Отраслевые организации

- Бразильская ассоциация предприятий экспортеров говядины (ABIEC) - http://www.abiec.com.br

Бразильская ассоциация предприятий экспортеров куриного мяса (ABEF) - http://www.abef.com.br

Бразильская ассоциация предприятий экспортеров свинины (ABIPECS) - http://www.abipecs.org.br

Бразильская ассоциация предприятий текстильной и швейной промышленности (ABIT) - http://www.abit.org.br

Бразильская ассоциация предприятий обувной промышленности (ABICALÇADOS) - http://www.abicalcados.com.br

Бразильская ассоциация предприятий по производству напитков (ABRABE) - http://www.abrabe.org.br

Бразильский институт по фруктам (IBRAF) - http://www.ibraf.org.br

Правительственные органы

- Министерство туризма Бразилии - http://www.turismo.gov.br

Министерство развития, промышленности и внешней торговли Бразилии - http://www.desenvolvimento.gov.br

Агентство по продвижению экспорта и инвестиций (APEX) - http://www.apexbrasil.com.br

Бразильский институт по туризму (EMBRATUR) - http://www.braziltour.com

Министерство экономического развития и торговли РФ - http://www.economy.gov.ru

Министерство сельского хозяйства РФ - http://www.mcx.ru/

Предприятия организаторы выставок и мероприятий:

МВК - http://www.mvk.ru

Экспоцентр ЗАО - http://www-eng.expocentr.ru/

Похожие работы на - Торгово-экономические взаимоотношения РФ и Бразилии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!