Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,60 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

Содержание

Введение

1. Основная часть

1.1 Государство: понятие, сущность, функции

1.1.1 Понятие и признаки государства

1.1.2 Функции государства

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия - светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п.

Поэтому состояние отношений между государством и церковью, и их правовое регулирования является актуальной темой для исследования на современном этапе.

Объект исследования: государство и церковь.

Предметом исследования являются правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви.

Цель данной работы:

Задачи данной работы:

исследовать понятие, признаки и функции государства,

раскрыть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;

изучить, что такое религиозные организации и их типологию;

исследовать правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви.

В ходе исследования были использованы труды следующих авторов: М.И. Абдуллаева "Теория государства и права"; А.Б. Венгерова, "Теория государства и права"; А. Малашенко "Двадцать лет религиозной свободы в России"; А. Иванова "Теория государства и права"; А.В. Мелехина "Теория государства и права"; В.Н. Протасова "Теория права и государства. Проблемы теории права и государства"; А.Ф. Чердянцева "Теория государства и права" и др.

1. Основная часть

1.1 Государство: понятие, сущность, функции

1.1.1 Понятие и признаки государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Термин "государство" в русском языке происходит от слова "государь" (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке - "држава". Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином "держава" обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), res publica (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т.д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин "государство" неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни".

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

Государство характеризуется следующими основными признаками (см. Приложение А) .

. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровно-родственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится гражданами данного государства или подданными. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

1.1.2 Функции государства

В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: "функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач". Как более полный вариант: "функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф.В.М. Корельский) .

Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.

Следует исходить прежде всего из того, что "функция" (в переводе с лат. - "исполнение") - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит "на деле". В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:

функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;

функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:

а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и той же функции;

функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).

Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.

Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

б) сущностью государства, его природой;

в) целями и задачами государства.

В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

) определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;

) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т.д.

По мнению Л.И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т.п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

К внутренним функциям современного российского государства в литературе относят следующие:

функцию обеспечения народовластия;

экономическую функцию;

социальную функцию;

функцию налогообложения и финансового контроля;

экологическую функцию;

функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям:

функцию интеграции в мировую экономику;

обороны страны;

поддержки мирового правопорядка;

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна.

Византийские церковные и государственные воззрения и церковно-государственные отношения оказали большое влияние на русскую Церковь. В Византийской империи еще при Константине Великом Церковь утратила свою независимость и самостоятельность. Константин Великий, освободив Церковь от гонений, сделался ее особым покровителем, как он сам себя назвал "епископом внешних дел Церкви". Христианство скоро стало господствующей религией в империи. Церковная иерархия была призвана к участию в делах государственных. Государственная власть в свою очередь считала своим правом принимать участие в устроения дел церковных. В таких условиях власть церковная тесно срастается с государственной. Государство и церковь сливаются в один организм. Но господствующее положение в Византии принадлежало государственной власти.

Исторические памятники того времени свидетельствуют, что духовенство участвовало во всех важнейших государственных делах. Князь советовался с епископами "о строе землянем", т.е. о строе земли, государства. Под влиянием духовенства в князьях постепенно воспитывается мысль о богоучрежденности власти в государстве, и о единодержавном монархическом государстве и о царской власти. Древние памятники русского законодательства носят на себе следы участия духовенства в их составлении.

В лице великого реформатора русской жизни Петра Великого государство решительно подчиняет себе Церковь.

Коренная реформа русской Церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Петр Великий преобразовал русское государство по образцу западноевропейских.

Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламентом был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха, Представителем царя в Синоде был обер-прокурор.

В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, магометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.

В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, могометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.

Очень большое влияние на историю России в целом было оказано со стороны Октябрьской революции 1917 года.

Декреты, принятые советской властью в 1917 году, абсолютно изменили положение не только русской православной церкви, но и других организаций религиозного характера.

Так, например, декрет "О земле", который был принят Вторым Всероссийским съездом Советов, говорил о том, что все земли, принадлежащие церквам и монастырям, теперь национальное достояние.

В декрете "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" была речь о том, что каждый гражданин теперь имел возможность исповедовать любую религию. Он имел свободный религиозный выбор.

Церковь теперь была отделена от государственной власти. Были упразднены все союзы церкви и другие религиозные организации. Все светские мероприятия больше не должны сопровождаться церковными обрядами.

Также согласно этому декрету, в учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений. Школы теперь являлись абсолютно светским явлением.

В Конституцию РСФСР 1918 года и последующие советские конституции неизменно входили фундаментальные положения Декрета 1918 года, устанавливавшие драконовский режим для Православной Церкви и иных религиозных общин в России и Советском Союзе.

апреля 1929 года президиум ВЦИК принял Постановление "О религиозных объединениях", по которому религиозным общинам дозволялось лишь "отправление культов" в стенах "молитвенных домов", просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток.

XIV Всероссийский Съезд Советов изменил 4-ю статью Конституции, в новой редакции говорилось уже о "свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды".

декабря 1936 года на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних советских конституций, в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и "служителей культа". В статье 124 новой Конституции записано, что "в целях обеспечения за гражданами свободы совести Церковь в СССР отделена от государства и школа от Церкви". Но новая Конституция уже не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу "отправления религиозных культов".

Частичная нормализация церковно-государственных взаимоотношений произошла только в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, после встречи Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. От правительства было получено согласие на созыв Собора и избрание на нем Патриарха.

Четвертого октября 1958 года ЦК КПСС вынес секретное Постановление под названием "О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды", которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на "религиозные пережитки" советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.

Первым актом правительства в наступлении на Церковь было издание двух постановлений Совета министров СССР от 16 октября 1958 года "О монастырях в СССР" и "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей". После отставки Хрущева прямые гонения на Церковь остановились, но её правовой статус оставался прежним.

В 1975 году Президиум Верховного Совета СССР своим Указом внес изменения в сохранявшее силу Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 года "О религиозных объединениях". Эти изменения, главным образом, коснулись имущественных прав Церкви.

Значительные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви и других религиозных объединений произошли на исходе существования Советского Союза. Первого октября 1990 года был принят Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации.

Спустя месяц после издания союзного закона был принят Российский закон "О свободе вероисповеданий". Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям.

сентября 1997 года после длительной и острой дискуссии как в парламенте, так и в обществе был принят закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", заменивший прежний российский закон "О свободе вероисповеданий".

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе.

Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.

Сходство норм права и религиозных норм:

Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения.

Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Однако наряду с рассмотренными общими чертами норм права и религиозных норм существенные различия:

Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.

Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".

Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих.

Согласно ст.6 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010)"О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, "вселенская" католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона ("поместные" православные церкви, духовные управления мусульман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях.

Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.

За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь.

Церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

В современной России к такому типу религиозных объединений относятся:

Русская Православная Церковь,

Русская Старообрядческая Православная церковь,

Духовное управление мусульман России,

Ваад (конгресс еврейских религиозных общин России),

две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.

В настоящее время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс. приходов и 478 монастырей.

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

.За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.;

2.Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

.Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

.Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

.Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия) характерно следующее:

государство церковь религиозная группа

1.Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2.Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

.Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

.Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношения своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит то факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат - это исламское (мусульманское) право, а адат - система обычаев и традиций.

Ст.14 Конституции РФ гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле "секуляризация" означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

Теократия - форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т.д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства.

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

.Признания верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), т.е. обожествление фигуры правителя.

2.Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

.Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т.д.

.Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции: ее роль выполняет Коран.

.В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, т.е. государство, представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

.Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

.Отсутствие разделения властей и системы "сдержек и противовесов".

.Деспотические и абсолютистские методы правления.

.Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

.Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

.Внеправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т.д.

.Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Заключение

Взаимоотношения между государством и церковью в России никогда не были однозначными. Особенно сложными стали отношения в советский период истории - от практически полного отрицания церкви государством до признания важной ее роли в развитии общества.

В последнее время, и этот факт очевиден даже самым непосвященным, роль церкви в обществе, а, значит, и государстве значительно возросла. И в первую очередь это касается Русской Православной Церкви. Это произошло не случайно - большинство населения России считают себя православными, а, следовательно, адептами именно Русской Православной Церкви.

Характер современных отношений церкви и государства достаточно сложен и своеобразен. И здесь можно назвать два основных на сегодняшний день фактора.

Во-первых, регулирование отношений между государством и церковью осуществляется посредством законодательного регулирования. Начиная с Основного закона государства - Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.

Второе обстоятельство - это отделение церкви, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, от государства, и, при этом, освобождение церкви от государственного контроля, управления.

Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей - различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека.

Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь - это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать "правила игры", устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

И так, в ходе данного исследования мы узнали, что церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г.

Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания - важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов - несомненное духовное достижение новой России.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Государствосложная политико-правовая форма организации общественной жизни2Духовенствослужители культа3Миряне рядовые последователи4Обществоопределенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). 5Религиозные объединенияв Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками6Светское государство конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. 7Секуляризация освобождение от влияния религии8Теократияформа государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т.д. 9Функцияв переводе с лат. - исполнение 10Церковьширокое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно

Список использованных источников

1.Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010)"О свободе совести и о религиозных объединениях" (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".

2.Абдуллаев, М.И. Теория государства и права / [Текст]. - М.: ИД Право, 2010. - 464 с. - ISBN 978-5-904836-11-5.

.Венгеров, А.Б. Теория государства и права / [Текст]: Учебник для юридических вузов.5-е изд. - М.: Юриспруденция, 2008. - 526 с. - ISВN 5-84010071-4.

.Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред.А. Малашенко, С. Филатова / [Текст]. - М.: РОССПЭН, 2009. - 399 с. - ISBN 978-5-8243-1258-4.

.Иванов, А. Теория государства и права / [Текст]. - СПб: Питер, 2006. - 448 с. - ISBN 5-94157-967-5.

.Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебное пособие/ [Текст]. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с. - ISBN: 5-7958-0139-9.

.Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / [Текст]. - М.: Новый Юрист, 2007. - 240с. - ISBN 5-7969-0068-4.

.Теория государства и права / Под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева/ [Текст]. - М.: Высшее образование, 2007. - 616 с. - ISBN 978-5-9692-0185-9.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузов, А.В. Малько / [Текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 541с. - ISBN: 5-7975-0778-1.

.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.В.М. Корельского В.Д. Перевалова / [Текст]. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 616 с. - ISBN: 5-89123-175-1.

11.Цыпин, В.А. Церковное право / [Текст]. - М.: МФТИ, 2006. - 442 с. - ISBN <http://www.libex.ru/qna/ref/isbn/>: 5-89155-005-9.

.Чердянцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / [Текст]. - М.: Юрайт-М, 2008. - 432 с. - ISBN 5-94227-018-Х.

.Шахнович, М.М. Религиоведение / [Текст]. - СПб: Питер, 2007. - 436 с. - ISBN: 978-5-469-00861.

Похожие работы на - Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!