Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей
составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и
средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство
Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных
бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами
Ассоциации спасательных формирований России. Так, в ежегодных отчётных докладах
министра МЧС России называются следующие показатели:
1)
всего действует примерно около 130 спасательных формирований (отрядов)
поисково-спасательной службы (ПСС) министерства;
2)
силами спасательных отрядов проводиться ежегодно до 2 и более тысяч операций, в
которых спасается до 5 и более тысяч человек.
Кроме
отрядов спасателей МЧС России задействует следующие силы:
1)
военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и
аварийно-восстановительные формирования федеральных органов исполнительной
власти и организаций России;
2)
учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России
и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
3)
формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства
России;
4)
части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения
муниципальной милиции;
5)
силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах экономики;
6)
воинские части и соединения радиационной, химической и биологической защиты и
инженерных войск Минобороны России;
7)
силы и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
гражданской авиации;
8)
восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
9)
аварийно-спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств;
10)
военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
11)
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по
маломерным судам Минприроды России;
12)
подразделения Государственной противопожарной службы МВД России (с января 2002
года в состав МЧС России вошла Государственная противопожарная служба МВД
Российской Федерации);
13)
военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части
Минтопэнерго России;
14)
аварийно-технические центры и специализированные отряды Минатома России;
15)
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации
и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:
·
руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную
комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
·
постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение
задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
·
собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных
подсистем.
Председателем
территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации
исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях
являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные
штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие
подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и
комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные
исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры.
Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности,
который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный
центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО,
Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно
в комиссии по чрезвычайным ситуациям передаётся информация:
·
о стихийных бедствиях;
·
о случаях залповых и аварийных выбросах и сбросах;
·
о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким
уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно
передается информация:
·
о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей,
животных или растений;
·
об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они
угрожают здоровью или жизни людей, животным или растениям;
·
о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или
запах в реках, озерах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или
миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).
При
этом существуют определенные критерии оценки загрязнения природной среды,
классифицируемые как чрезвычайная ситуация. Под экстремально высоким
загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1.
Для атмосферного воздуха:
а)
содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно
допустимую концентрацию:
·
в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
·
в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
·
в 50 и более раз (без учета времени);
б)
визуальные и органолептические признаки:
·
появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
·
обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека – резь в глазах,
слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие
изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких десятков человек);
2.
Для поверхностных вод суши, морских вод:
·
разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более
раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;
·
пленка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения)
закрывающая более 1/3 поверхности водоема при его обозримой площади до 6 км2;
·
сильный необычный запах от воды водоема;
·
попадание в водоем токсичных (ядовитых) веществ;
·
снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мг/л;
·
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
·
массовая гибель рыбы, раков, водорослей и др.;
3.
Для почв и земель:
·
содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по
санитарно-токсилогическим критериям;
·
содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50
и более ПДК;
·
в случае если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона
более чем в 100 раз;
·
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
4.
Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
·
мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте
1 м от поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
·
суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений превысила 110
Бк/м2;
·
концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила
принятые временно допустимые уровни (ВДУ).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ssga.ru/