Правовое положение муниципального служащего

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,86 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение муниципального служащего

Содержание

Введение

1. Регламентация муниципальной службы в нормативно - правовых актах Российской Федерации

2. Правовое положение муниципального служащего

3.Должностной регламент как основой нормативный документ, содержащий функции муниципального служащего

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последние годы, с вступлением в действие 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», объективно определилась тенденция перемещения властных полномочий на места, непосредственно в реальную сферу управления процессами жизнедеятельности, в среду гражданского общества. Вместе с тем, обострились и проблемы субъективного характера, связанные с готовностью местных властей ответственно управлять подведомственными им объектами. Новые социальные и экономические отношения в России требуют качественных изменении организации и деятельности органов исполнительной власти, особенно там, где власть ближе всего к человеку - в поселках, районах, городах. Но управленческая практика показывает, что при высокой степени общественной потребности в дееспособной и ответственной местной власти муниципальная служба пока еще плохо организована, слабо институционализирована, не подготовлена к решению сложнейших социальных задач.

Муниципальная служба должна окончательно сформироваться в качестве важнейшего звена в системе управления общественными процессами, и именно от уровня подготовки её служащих, их профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят темпы поступательного развития общества. Все это определяет актуальность данного исследования, которое направлено на изучение муниципальной службы в современных условиях. Этим определен и выбор объекта исследования - муниципальных служащих, которые посредством своей управленческой деятельности реализуют функции органов местного самоуправления и должны обеспечивать необходимый уровень стабильности во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Цель работы - охарактеризовать основные функции муниципального служащего в системе муниципального управления.

1. Регламентация муниципальной службы в нормативно - правовых актах Российской Федерации

марта 2007 года вступил в силу Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в котором дана трактовка основных понятий, применяемых в муниципальном управлении.

Так, в ст. 2 указанного закона под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Хотелось бы, в этой связи, привести и основные признаки муниципальной службы (рис.1).

Рисунок 1 Основные признаки муниципальной службы








Хочу отметить, что до принятия Конституции РФ 1993г. понятия «муниципальная служба» вообще не существовало, а работники местных органов считались государственными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правового регулирования.

Таким образом, на сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами по муниципальному управлению стали Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 года №25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», а также некоторые другие нормативные документы, принятые на уровнях субъектов российской Федерации.

Также в Федеральным законом №-25- ФЗ ст.4 устанавливаются основные принципы муниципальной службы. К ним относятся:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

) внепартийность муниципальной службы.

2. Правовое положение муниципального служащего

Для того чтобы выявить основные функции муниципальных служащих, необходимо, на мой взгляд, для начала определиться с понятием «муниципальный служащий» и теми правами, которыми данная категория муниципального управления наделена. Для этого снова обращусь к Федеральному закону №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, в ст. 10 даётся определение понятию «муниципальный служащий»:

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

В ст.11 вышеуказанного закона регламентируются основные права муниципального служащего. Согласно данной статье, муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

) защиту своих персональных данных;

) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту (в отличие от государственного служащего), вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или иных лиц или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Для того же, чтобы обладать всеми вышеперечисленными правами муниципальный служащий обязан, согласно ст.12:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Важным моментом в данной статье, является то, что муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что законодатель на федеральном уровне даёт конкретные определения прав и обязанностей муниципальных служащих, не выделяя при этом определённых функций, которые должен выполнять служащий в органах местного самоуправления. И это понятно, так как на органы муниципального управления возложен огромный спектр обязанностей, вычленить из которого функции для выполнения муниципальным служащим очень сложно. Для этого на региональном уровне, на уровне организации разрабатываются должностные регламенты для каждой должности муниципальной службы в частности, в которых прописываются обязательные функции, которые и становятся основой деятельности муниципального служащего.

3. Должностной регламент как основой нормативный документ, содержащий функции муниципального служащего

Должностной регламент является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности муниципального служащего. В нём содержатся требования, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую муниципальную должность. Должностные регламенты муниципальных служащих являются составной частью административного регламента местной администрации.

При написании данной главы, мною были использованы материал журналов «Муниципальная власть» за 2006-2007 годы, а также «Государственная власть и местное самоуправление» в тех же временных рамках, поскольку, на мой взгляд, данные периодические издания отражают объективную ситуацию в стране, сложившуюся с начала реализации реформы местного самоуправления. В этих изданиях наиболее явно отражены проблемы, имеющиеся сегодня на всех уровнях муниципального управления. Разработка должностных регламентов муниципальных служащих в местных администрациях, стала одной из таких проблем. Анализируя материалы данных изданий, напрашивается вывод о том, что на сегодняшний день местным администрациям сложно распределить функции, обязанности между муниципальными служащими, так как до сих пор некоторые органы местного самоуправления не определились в вопросах передачи полномочий, в конкретизации вопросов местного значения.В этой связи, интересны рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих коллектива авторов - Широков А., Юркова С.(разработаны и предложены авторами для внедрения в Алексеевском районе Волгоградской области). В должностной регламент, на их взгляд, должны включаться:.Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую должность муниципальной службы, а также к образованию, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности..Должностные обязанности, права и ответственность муниципального служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом местной администрации, задачами и функциями структурного подразделения местной администрации и функциональными особенностями замещаемой в нём должности муниципальной службы..Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения..Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений..Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих иных решений, порядок их согласования и принятия..Порядок служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с муниципальными служащими той же местной администрации, муниципальными служащими иных местных администраций, другими гражданами, а также с организациями..Перечень муниципальных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом местной администрации..Показатели эффективности и результативности профессиональной службы служебной деятельности муниципального служащего.

Что же касается функций муниципального служащего, то А.Широков и С.Юркова отмечают, что в разделе «Должностные обязанности» должностного регламента муниципального служащего под пунктом 3.1 должны регламентироваться, так скажем, общие как для муниципальных, так и для государственных служащих функции, такие как соблюдение Конституции РФ, федеральных законов; исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий; соблюдение служебного распорядка и т.п. В пункте же 3.2. функции муниципального служащего конкретизируются, и их можно образно назвать индивидуальными. То есть пункт 3.2. раздела «Должностные обязанности» должен включать:)Цель деятельности, в которой даётся описание технико-экономических или социальных показателей конечных результатов труда, получение которых должен обеспечить данный муниципальный служащий, выполняя возложенные на него функциональные обязанности и полномочия.)Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определённые решения.)Перечень основных функций, по которым он принимает, готовит проекты или обеспечивает выполнение соответственных решений и)Перечень муниципальных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом местной администрации и др.

В перечне муниципальных услуг, например, могут быть представлены следующие работы: выдача справок, разрешений и согласований; разработка проектов нормативно-правовых актов; разработка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о рынке соответствующих муниципальных услуг; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказание им консультаций по вопросам функционирования и развития соответствующей сферы; обеспечение проведения работ по формированию общественного мнения по вопросам функционирования и развития соответствующей сферы и другие.

Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты их выполнения. Для специалистов круг обязанностей определяется по подготовке соответствующих решений разного уровня их сложности.

Конкретные функции образуются при сочетании общих функций управления, таких как: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль, анализ с видами муниципальных функций и муниципальных услуг.

Определения общих функций управления включают:

1)планирование, которое рассматривается как постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей;

2)организация, которая направлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управления; показателей разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; уровней организации рабочих мест и условий труда; профессионально-квалификационного уровня персонала; регламентации и стимулирования деятельности подразделений и каждого муниципального служащего;

3)координация, обеспечивающая согласованность работ всех звеньев системы управления; благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления, связывающая и объединяющая все усилия муниципальных служащих;

4)регулирование, создающее отношение упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и, в случае её отклонения от заданных параметров, приводит в эффективное действие её персонал;

5)контроль, призванный выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции;

6)анализ, который определяется как: разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы таким образом, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закрепить, синтезировать все прогрессивные, дающие социально-экономический эффект.

К числу наиболее актуальных и в то же время проблемных направлений, объективно назревших сегодня в абсолютном большинстве муниципальных образований, относятся изменение подхода к такой функции муниципальных служащих, как управление муниципальными услугами, реформирование жилищно-коммунальной сферы, привлечение инвестиционных ресурсов, эффективное использование бюджетных средств, социально - экономическая консолидация местного сообщества.

Важно отметить, что одной из важнейших функций является сегодня не руководство хозяйствующими субъектами, а организация управления системой предоставления муниципальных услуг. Управление системой муниципальных услуг должно пониматься в широком смысле, включающем совокупность мероприятий и действий по регулированию сферы муниципальных услуг.

В заключение, хотелось бы сделать вывод о том, что в литературе о системе муниципальным управлением, а также нормативных актах не дано определения функций муниципального служащего. На мой взгляд, функции, в этой связи, отождествляются с должностными обязанностями, под которыми понимается совокупность действий муниципального служащего, направленных на достижение целей системы муниципального управления и обязательных для выполнения. Конкретизация функций муниципального служащего заключается в должностных регламентах или должностных инструкциях муниципального служащего.

муниципальный служащий регламент должностной

Заключение

Сделаем заключительные выводы о функциях муниципального служащего:

)Для того, чтобы охарактеризовать муниципального служащего с точки зрения выполнения им своих функций, необходимо уточнить, что на сегодняшний день понимается под «муниципальной службой», «муниципальным служащим» и т.п. Для этого в первой главе мною были подробно рассмотрены данные категории, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие права муниципального служащего на современном этапе.

)Итак, основными нормативными документами в области муниципального управления в настоящее время являются Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ, а также недавно принятый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007г. №25-ФЗ, в которых под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). А муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета

)К функциям муниципального служащего относятся общие функции, такие как соблюдение Конституции РФ, федеральных законов; исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий; соблюдение служебного распорядка и т.п., а также функции индивидуального характера, которые конкретизируются в должностных регламентах и должностных инструкциях.


1.Федеральный закон от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

.Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

.Зайнашева З., Салихова С. Ключевые принципы стратегического управления предоставлением муниципальных услуг.//Муниципальная власть. - ноябрь-декабрь 2006. - С.79-81.

.Захватова Ю. Местное самоуправление как ресурс развития страны.// Российская Федерация сегодня. - 2007. - №18. - С.20-23.

.Пономаренко Б. Муниципальная кадровая политика: направления разработки и реализации. // Муниципальная власть. - ноябрь-декабрь 2006. - С.58-60.

.Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. В.Б.Зотова. - СПб.:Питер, 2007. - 512с.

.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебн. для студентов вузов/ Международ. ун-т в Москве. - М.:Юристъ, 2006 -382с.

.Широков А., Юркова С. Рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих в местной администрации. // Муниципальная власть. - июль-август 2006. - С.31-36.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!