Расчет привода к люлечному цепному элеватору

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,79 Mb
  • Опубликовано:
    2011-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет привода к люлечному цепному элеватору

1.      Кинематический и силовой расчет привода

Исходные данные:

, где  - мощность на приводном валу элеватора, кВт;

, где  - число зубьев приводной звездочки;

, где  - шаг цепи, мм;

, где  - скорость тяговой цепи, м/c;

Цепь тяговая пластичная ГОСТ 588-81.

.1 Определение мощности электродвигателя

 , (1.1)

где  - мощность двигателя, кВт;

 - мощность на приводном валу, кВт;

 - общий КПД привода;

 [1, с. 7, табл. 1.1] (1.2)

где  - КПД муфты, ;

 - КПД подшипников качения, ;

- КПД зубчатой передачи,;

- КПД конвейера, ;

;

;

Выбираем двигатель AИР132М8 ТУ 16-525.564-84 [1,с 459,табл 24.9]

принимаем: ;

,

где  - номинальная частота вращения вала двигателя, .

1.2 Определение общего передаточного отношения

 , (1.3)

где  - частота вращения привода, ;

 , (1.4)

где Vц - скорость тяговой цепи, м/c; VЦ = 0,35 м/с;

Dзв - диаметр приводной звездочки, мм;

 [1, с. 6,](1.5)

где Pц - шаг цепи, мм; Pц = 125 мм;

Zзв - число зубьев приводной звездочки; Zзв = 12;

;

;

.

привод люлечный цепной элеватор

1.2.1 Определение передаточного отношения открытой зубчатой передачи.

 , (1.6)

где Uоп - передаточное отношение открытой зубчатой передачи;

, - передаточные отношения закрытых цилиндрических передач;

Uб = 4, Uт = 3, [1, с. 7, табл. 1.2]

.

1.3    Определение частот вращения валов привода

.3.1   первого вала:

; ;

1.3.2 второго вала:

;  ; (1.7)

1.3.3 третьего вала:

; ;(1.8)

1.3.4
четвертого вала

 ;  ; (1.9)

1.3.5 пятого вала

;  .

1.4    Определение мощностей на валах

1.4.1 на первом валу

; (1.10)

 ;

1.4.2 на втором валу:

; (1.11)

 ;

1.4.3 на третьем валу

;  (1.12)

 ;

1.4.4
на четвёртом валу

 ; (1.13)

;

1.4.5 на пятом валу:

; (1.14)

.

1.5    Определение вращающих моментов на валах.

 ; (1.15)

1.5.1 на первом валу:

; ;

1.5.2 на втором валу:

 ; ;

1.5.3 на третьем валу:

; ;

1.5.4
на четвёртом валу:

 ;

1.5.5 на пятом валу:

;

.6      Определение диаметров валов.

;(1.16)

где: -вращающий момент на i-том валу, ;

 - допустимое напряжение на i-том валу, мПа.

1.6.1 первого вала:

;

Где -величина справочная [1,с456],

;

1.6.2 второго вала:

 ;

1.6.3 третьего вала:

; ;

1.6.4
четвёртого вала:

; ;

1.6.5 пятого вала:

; ;

принимаем диаметры валов ГОСТ 6636-69 [1, с452, табл. 24.1]:

;

;

;

;

.

AИР132М8 ТУ 16-525.564-84

, ;

Исполнение IM1081

Рис. 1.2

Размеры:


Рис. 1.1. Кинематическая схема привода

.       
Расчёт клиноремённой передачи

Исходные данные:


2.1    Определяем сечение клинового ремня

Размеры сечения по ГОСТ 1284.1-89 сведены в таблицу [2,с. 288, табл. 12.2]

Табл. 2.1

h, мм

b0, мм

bР, мм

lР, мм

(dp)min, мм

А, м2

q, кг/м




min

max




11

17

14

630

6300

125

0,18



где lР - расчётная длина по нейтральному слою, мм

А - площадь сечения, м2

q - масса 1 м длины, кг/м

.2      Определяем диаметр малого шкива d1

По графику [2,c. 290, рис.12.26], учитывая условия задания по габаритам и

рекомендации по количеству ремней (вследствие неизбежных погрешности ремней и канавок шкивов, приводящих к тому, что ремни натягиваются различно, появляются дополнительные скольжение, износ и потеря мощности) принимаем диаметр малого шкива мм и находим номинальную мощность передаваемую одним ремнём кВт.

2.3    Определяем диаметр ведомого шкива d2.

мм, (2.1)

округляем до стандартного диаметра из ряда [2,c. 289] и

принимаем мм.

2.4    Уточняем передаточное число ременной передачи.

, (2.2)

где  - коэффициент скольжения; ;

.

2.5    Определяем ориентировочное межосевое расстояние.

 ; (2.3)

;

 примем a = 500 мм.

2.6    Определяем предварительно длину ремня.

; (2.4)

;

По стандартному ряду длин выбираем L = 2240 мм [2,с. 288].

2.7    Уточняем межосевое расстояние.

 ; (2.5)


.8      Определяем угол захвата малого шкива.

 (2.6)


2.9    Определяем расчетную мощность, передаваемую одним ремнём.

 (2.7)

где:  - номинальная мощность, передаваемая одним ремнём; ;

 - коэффициент угла обхвата;  = 0,92 по таблице [2, с. 289];

 - коэффициент длины ремня;  = 1 по графику [2, с. 291, рис.12.27];

 - коэффициент передаточного отношения;  = 1,14 [2, с. 291, рис.12.28];

 - коэффициент режима нагрузки; = 1,2 [2, с. 289];

.

2.10  Определяем число ремней.

 (2.8)

где  - коэффициент числа ремней, = 0,95 по таблице [2, с. 290]

Получаем 3 ремня

2.11  Определяем силу предварительного натяжения одного ремня.

 (2.9)

где v - скорость движения ремня, м/с

 - центробежная сила, Н

; (2.10)

 м/с ;

 , (2.11)

где  - плотность ремня, ρ = 1250 Н/м3;

A - площадь сечения, A = 138 м2;

 ;

.

2.12  Определим силу, действующую на вал.

; (2.12)

где  - угол между ветвями ремня;

 ; (2.13)

;

В статическом состоянии передачи ; (2.14)

;

При n = 712 мин-1 ; (2.15)

.

2.13  Определим ресурс наработки

; (2.16)

где  - срок эксплуатации при среднем режиме нагрузок, по ГОСТ 1284.2-89;  [2,с291];

 - коэффициент режима нагрузки, для умеренных колебаний  [2,с289];

 - коэффициент климатических условий, для центральных зон  [2,с291];

2.14 
Определим число пробегов в секунду

 ; (2.17)

Рис. 2.3 М1:1. Шкив ведущий

табл. 2.2

M, мм

b0, мм

bp, мм

b*, мм

h, мм

, ммr1, ммe, ммf, ммC, мм





71

17

14

4,2

10,8

13

1

19

12,5

14


d1, мм

dст, мм

dp, мм

de, мм

lст, мм

, градd0, мм


38

63

160

168,4

56

34

16


Рис. 2.4 М 1:2,5. Шкив ведомый.

Табл. 2.3

M, мм

b0, мм

bp, мм

b*, мм

h, мм

, ммr1, ммe, ммf, мм




71

17

14

4,2

10,8

13

1

19

12,5


d2, мм

dст, мм

dp, мм

de, мм

lст, мм

, град

38

63

500

508,4

56

34


.       
Расчет прямозубой цилиндрической передачи редуктора (тихоходная ступень)

Рис. 3.1. Кинематическая схема редуктора

Исходные данные:


3.1    Выбор материала шестерни колеса

Для шестерни и колеса принимаем одну и ту же марку стали, учитывая, что материал шестерни должен быть тверже материала колеса не менее чем на 15…70 единиц твердости по Бринеллю, т.е.

 ,(3.1)

где H1 - твердость материала по Бринеллю для колеса;

H2 - твердость материала по Бринеллю для шестерни;

Выбираем материал шестерни и колеса из таблицы [2, c. 170, табл. 8.7]:

Сталь 40Х ГОСТ 4543-71

шестерня:колесо:

где  - пределы прочности колеса и шестерни, МПа;

 - пределы текучести колеса и шестерни, МПа;

HB1, HB2 - твердости по Бринеллю шестерни и колеса;

Улучшение: Закалка при t = 830…850 ˚C; отпуск при t = 540…580 ˚C.

3.2   
Определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

,(3.2)

где  - допускаемые контактные напряжения шестерни и колеса, МПа;

 - пределы выносливости материалов шестерни и колеса, МПа;

 - коэффициенты долговечности шестерни и колеса, учитывающие влияние срока службы и режима нагрузки;

Т.к. передача работает длительный срок, предел выносливости не изменяется.

;

Выберем из таблицы  и  [2, с. 176, табл. 8.8]:

;(3.3)

;

;

.

3.3   
Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса

,(3.4)

где  - допустимые напряжения изгиба для материалов шестерни и колеса, МПа;

 - пределы выносливости зубьев по напряжениям изгиба, МПа;

 - коэффициенты безопасности;

 - коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки;

Т.к. нагрузка односторонняя, то ;

 - коэффициенты долговечности;

При длительно работающей передаче

Выберем из таблицы  и  [2, с. 176, табл. 8.8]:

;(3.5)

;

;

;

;

Определяем допускаемые контактные напряжения при кратковременной перегрузке.

;

;

;

.

3.4    Определяем допускаемые напряжения изгиба при кратковременной перегрузке.

,(3.6)

где  - предельные допускаемые напряжения изгиб, МПа;

 - коэффициенты запаса прочности;

;

 - предельная (максимальная) величина коэффициента долговечности;

;

 - коэффициент учета частоты приложения нагрузки при Tmax;

=1,3;

;

.

3.5    Определяем геометрические параметры цилиндрической прямозубой передачи

3.5.1 Определяем межосевое расстояние из расчета на контактную прочность

,(3.7)

где  - межосевое расстояние, мм;

 - передаточное число тихоходной ступени;

 - момент вращения на выходном валу редуктора, Н·м;

 - коэффициент распределения нагрузки между зубьями в зависимости от степени точности изготовления колес;

;

 - коэффициент концентрации нагрузки, зависящий от коэффициента ширины относительно диаметра делительной окружности ;

;(3.8)

 - допускаемые контактные напряжения для колеса, МПа;

 - приведенный модуль упругости для сталей, МПа;

;

,85 - опытный коэффициент;

Определим  [2, с. 143, табл. 8.4]: ;

;

Зная , определим , [2,с. 136, рис.8.15]: ;

;

Для нестандартного редуктора принимаем [2, с. 143]:

.

3.6    Определяем ширину венцов шестерни и колеса.

, (3.9)


, (3.10)

где  - ширина венца шестерни, мм;

;

;

Принимаем до стандартного ряда чисел по ГОСТ 6636-69 [1, с.452]:

;

.

3.7    Определяем величину модуля передачи

, (3.11)

где  - нормальный модуль зацепления, мм;

 - ширина венца колеса, мм;

 - коэффициент ширины колеса по модулю, [2, с. 144];

=30;

;

Округляем по ГОСТ 9563-60, [2, с.122, табл. 8.1]:

.

3.8    Определяем числа зубьев шестерни и колеса

3.8.1 Определяем суммарное число зубьев

, (3.12)

 - суммарное число зубьев;

;

,

где  - числа зубьев шестерни и колеса;

;

;

3.9    Определяем диаметры окружностей шестерни и колеса

, (3.13)

где d1 и d2 - диаметры делительной окружности шестерни и колеса, мм;

da1 и da2 - диаметры окружностей вершин шестерни и колеса, мм;

df1 и df2 - диаметры окружностей впадин шестерни и колеса, мм;

;

;

;

.

Рис. 3.2

3.10 
Уточняем межосевое расстояние

;


3.11  Проверочный расчет на усталостную прочность по контактным напряжениям

, (3.14)

где  - коэффициент расчетной нагрузки;

 - вращающий момент на третьем (промежуточном) валу редуктора, Н·м;

 - угол зацепления; ;

 - ширина венца шестерни, мм;

 - допускаемое контактное напряжение колеса, МПа;

,(3.15)

где  - коэффициент концентрации нагрузки; ;

 - коэффициент динамической нагрузки, зависящий от степени прочности, твердости поверхности зубьев и окружной скорости - V, м/с;

, (3.16)

где  - диаметр делительной окружности шестерни тихоходной ступени, мм;

 - частота вращения 3-го вала редуктора;

;

По таблице [2, с. 125, табл. 8.2] выбираем степень точности: 9-я степень точности;

Зная V и степень точности, выбираем по таблице [2, с. 138, табл. 8.3] :

;

;

;

Конструктивно, можно принять: , ;

.

3.12  Проверочный расчет на сопротивление усталости по напряжениям изгиба.

, (3.17)

где  - расчетное напряжение изгиба, МПа;

 - окружное усилие, Н;

 - коэффициент формы зуба шестерни и колеса, выбираем в зависимости от числа зубьев шестерни и колеса , принимая передачу без смещения ,

где X - коэффициент смещения инструмента при нарезании зубьев;

Расчет ведем по тому из колес, у которого отношение допускаемого напряжения изгиба к коэффициенту формы зуба YF меньше, т.е.

 ;

Выбираем YFS по числу зубьев[2, с. 147, рис. 8.20]:

YFS1 = 3,74, YFS2 = 3,75;

;

;

, следовательно расчет ведем по 2-му колесу.

, (3.18)

где  - коэффициент расчетной нагрузки по напряжениям изгиба;

 - выбирается по графику [2, с.136] в зависимости от ;

 - выбирается по табл. 8.3 [2, с.138] для степени точности 9 и твердости поверхности зубьев.

;

;

;

;

;

3.12.1         Определяем окружное усилие

(3.19)

;

.

3.13  Определяем силы, действующие в зацеплении.

;

;

;

,

где Fr1,2 - радиальные силы в зацеплении тихоходной ступени.

,

где Fn1,2 - нормальные силы в зацеплении тихоходной ступени.


4.     
Расчет косозубой цилиндрической передачи редуктора (быстроходная ступень)

Исходные данные:


4.1    Выбор материала шестерни колеса.

Для шестерни и колеса принимаем одну и ту же марку стали, учитывая, что материал шестерни должен быть тверже материала колеса не менее чем на 15…70 единиц твердости по Бринеллю, т.е.

 ,(4.1)

где H1 - твердость материала по Бринеллю для колеса;

H2 - твердость материала по Бринеллю для шестерни;

Выбираем материал шестерни и колеса из таблицы [2, c. 170, табл. 8.7]:

Сталь 40ХН ГОСТ 4543-71

шестерня:колесо:

где  - пределы прочности колеса и шестерни, МПа;

 - пределы текучести колеса и шестерни, МПа;

HB1, HB2 - твердости по Бринеллю шестерни и колеса;

Улучшение: Закалка при t = 820…840 ˚C в масле; отпуск при t = 560…600 ˚C.

4.2    Определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

,(4.2)

где  - допускаемые контактные напряжения шестерни и колеса, МПа;

 - пределы выносливости материалов шестерни и колеса, МПа;

 - коэффициенты долговечности шестерни и колеса, учитывающие влияние срока службы и режима нагрузки;

Т.к. передача работает длительный срок, предел выносливости не изменяется.

;

Выберем из таблицы  и  [2, с. 176, табл. 8.8]:

;(3.3)

;

;

.

4.3   
Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса

,(4.4)

где  - допустимые напряжения изгиба для материалов шестерни и колеса, МПа;

 - пределы выносливости зубьев по напряжениям изгиба, МПа;

 - коэффициенты безопасности;

 - коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки;

Т.к. нагрузка односторонняя, то ;

 - коэффициенты долговечности;

При длительно работающей передаче

Выберем из таблицы  и  [2, с. 176, табл. 8.8]:

;(4.5)

;

;

;

;

.

4.4    Определяем геометрические параметры цилиндрической косозубой передачи

4.4.1 Определяем межосевое расстояние из расчета на контактную прочность

, (4.7)

где  - межосевое расстояние, мм;

 - передаточное число быстроходной ступени;

 - момент вращения на третьем валу привода, Н·м;

 - коэффициент распределения нагрузки между зубьями в зависимости от степени точности изготовления колес;

;

 - коэффициент концентрации нагрузки, зависящий от коэффициента ширины относительно диаметра делительной окружности ;

;(4.8)

 - допускаемые контактные напряжения для колеса, МПа;

 - приведенный модуль упругости для сталей, МПа;

;

,75 - опытный коэффициент;

Определим  [2, с. 143, табл. 8.4]: ;

;

Зная , определим , [2,с. 136, рис.8.15]: ;

;

Для нестандартного редуктора принимаем [2, с. 143]:

.

4.5    Определяем ширину венцов шестерни и колеса

, (4.9)

где  - ширина венца колеса, мм;

, (4.10)

где  - ширина венца шестерни, мм;

;

;

Принимаем до стандартного ряда чисел по ГОСТ 6636-69 [1, с.452]:

;


4.6    Определяем величину нормального модуля передачи.

, (4.11)

где  - нормальный модуль зацепления, мм;

 - ширина венца колеса, мм;

 - коэффициент ширины колеса по модулю, [2, с. 144];

=30;

;

Округляем по ГОСТ 9563-60, [2, с.122, табл. 8.1]:

.

4.7    Определяем угол наклона зубьев.

,(4.12)

где  - угол наклона зубьев, град;

 - коэффициент осевого перекрытия [2, с. 153];

;

Для косозубых передач ;

;

.

4.8    Определяем торцовый модуль

,(4.13)

где  - торцовый модуль, мм;

.

4.9   
Определяем числа зубьев шестерни и колеса

4.9.1 Определяем суммарное число зубьев

, (4.14)

 - суммарное число зубьев;

;

,

где  - числа зубьев шестерни и колеса;

;

.

4.10  Уточняем угол наклона зубьев.

;

;

.

4.11  Уточняем торцовый модуль.

4.12 
Определяем диаметры окружностей шестерни и колеса.

, (4.15)

где d1 и d2 - диаметры делительной окружности шестерни и колеса, мм;

da1 и da2 - диаметры окружностей вершин шестерни и колеса, мм;

df1 и df2 - диаметры окружностей впадин шестерни и колеса, мм;

;

;

;

.

.13 Уточняем межосевое расстояние

;

.

4.14  Проверочный расчет на усталостную прочность по контактным напряжениям

, (4.16)

где  - коэффициент расчетной нагрузки;

- коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям [2, с. 156];

,

где  - коэффициент торцового перекрытия;

для косозубого колеса  [1, с. 154]

 - вращающий момент на втором (входном) валу редуктора, Н·м;

 - угол зацепления; ;

 - ширина венца шестерни, мм;

 - допускаемое контактное напряжение колеса, МПа;

,(4.17)

где  - коэффициент концентрации нагрузки; ;

 - коэффициент динамической нагрузки, зависящий от степени прочности, твердости поверхности зубьев и окружной скорости - V, м/с;

, (4.18)

где  - диаметр делительной окружности шестерни быстроходной ступени, мм;

 - частота вращения 2-го вала редуктора;

;

По таблице [2, с. 125, табл. 8.2] выбираем степень точности: 9-я степень точности;

Зная V и степень точности, выбираем по таблице [2, с. 138, табл. 8.3] :

;

;

;

Но так как не более чем на 5% (), оставляем это значение.

4.15  Проверочный расчет на сопротивление усталости по напряжениям изгиба

, (4.19)

где  - расчетное напряжение изгиба, МПа;

 - коэффициент повышения прочности косозубых передач;

,

где  - коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности вследствие наклона контактной линии и неравномерного распределения нагрузки;

 [2, с. 157];

;

 - окружное усилие, Н;

 - коэффициент формы зуба шестерни и колеса;

Для косозубых колес выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса , принимая передачу без смещения ,

где X - коэффициент смещения инструмента при нарезании зубьев;

; ; (4.20)

Расчет ведем по тому из колес, у которого отношение допускаемого напряжения изгиба к коэффициенту формы зуба YF меньше, т.е.

 ;

Выбираем YFS по эквивалентному числу зубьев[2, с. 147, рис.8.20]:

YFS1 = 3,77, YFS2 = 3,75;

;

;

, следовательно расчет ведем по 2-му колесу.

, (4.21)

где  - коэффициент расчетной нагрузки по напряжениям изгиба;

 - выбирается по графику [2, с.136] в зависимости от ;

 - выбирается по табл. 8.3 [2, с.138] для степени точности 9 и твердости поверхности зубьев.

;

;

;

;

;

4.15.1         Определяем окружное усилие

(4.22)

;

.

4.16  Определяем силы, действующие в зацеплении.

;

;

,(4.23)

где Fr1,2 - радиальные силы в зацеплении быстроходной ступени;

,(4.24)

где Fa1,2 - осевая сила шестерни и колеса, Н;

, (4.25)

где Fn1,2 - нормальные силы в зацеплении быстроходной ступени.

;;.

Рис. 4.1. Силы в зацеплении косозубой передачи

.       
Эскизная компоновка редуктора

Исходные данные:;

.1 Расчет элементов корпуса редуктора.

5.1.1 Определяем толщину стенки корпуса и крышки редуктора.

,[3, с.241](5.1)

где  - толщина стенки корпуса редуктора, мм;

 - межосевое расстояние тихоходной ступени, мм;

,[3, с.241](5.2)

где  - толщина стенки крышки редуктора, мм;

мм;

мм;

Принимаем по ГОСТ 6636-69.

5.1.2 Определяем толщину верхнего пояса (фланца) корпуса.

,[3, с.241](5.3)

где  - толщина верхнего пояса (фланца) корпуса, мм;

.

5.1.3
Определяем толщину нижнего пояса (фланца) корпуса.

,[3, с.241](5.4)

где  - толщина нижнего пояса (фланца) корпуса, мм;

.

5.1.4 Определяем толщину лапки.

, [3, с.241](5.5)

где  - толщина лапки, мм;

;

Принимаем по ГОСТ 6636-69 .

5.1.5 Определяем толщину ребер основания корпуса.

,[3, с.241](5.6)

где - толщина ребер основания корпуса, мм;

.

5.1.6 Определяем толщину ребер крышки.

, [3, с.241](5.7)

где  - толщина ребер крышки, мм;

.

5.1.7
Определяем диаметры фундаментных болтов.

,[3, с.241](5.8)

где  - диаметр фундаментальных болтов, мм;

;

Принимаем Болт М20-6g x ГОСТ 7796-70.

5.1.8 Определяем диаметры болтов у подшипников.

, [3, с.241](5.9)

где  - диаметр болтов у подшипников, мм;

;

Принимаем Болт М12-6g x 90 ГОСТ 7796-70.

5.1.9 Определяем диаметры болтов, соединяющих основание корпуса с крышкой.

 , [3, с.241](5.10)

где  - диаметр болтов, соединяющих основание корпуса с крышкой, мм;

;

Принимаем Болт М10-6g x 45 ГОСТ 7796-70 Табл. 5.1

Параметры

Болты


М10

М12

М20

283341




161820





Табл. 5.2

Болты

Гайки

Болт М10-6g x 45 ГОСТ 7796-70

Гайка М10-6H.5 ГОСТ 15521-70

Шайба 10 65Г ГОСТ 6402-70

Болт М12-6g x 90 ГОСТ 7796-70

Гайка М12-6H.5 ГОСТ 15521-70

Шайба 12 65Г ГОСТ 6402-70

Болт М20-6g x 40 ГОСТ 7796-70

Гайка М20-6H.5 ГОСТ 15521-70

Шайба 20 65Г ГОСТ 6402-70


.1.10 Определяем размеры гнезда под подшипник

5.1.10.1      Винты крепления крышки подшипника d4.

Принимаем d4 = М10.

5.1.10.2      Определяем длину гнезда.

,[3, с.242](5.11)

где  - длина гнезда, мм;

;[3, с.242](5.12)

;

.

5.1.11         Определяем размеры штифта.

Диаметр штифта.

Выбираем по таблице [3, с.243, табл. 10.5] dш = d3 = 10 мм

Длина штифта.

,[3, с.242](5.13)

где  - длина штифта, мм;

.

Принимаем Штифт 2.10x35 ГОСТ 3128-70.

5.1.12         Определяем наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса.

, [3, с.242](5.14)

где  - наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса по диаметру, мм;

.

Рис.5.1 М1:1. Лапа

Табл.5.3

δ,мм

h,мм

d1,мм

D,мм

C1,мм

K1,мм

r, мм

10

4

22

30

20

41

6


Рис. 5.2 М1:1. Бобышка

Табл. 5.4

δ,мм

C2,мм

К2,мм

Rб,мм

10

18

33

15


Рис. 5.3 М1:1. Фланец

Табл. 5.5

C3,мм

К3,мм

δ,мм

d3,мм

16

28

10

10


Рис. 5.4 М1:1. Сливная пробка

Табл. 5.6

d, мм

b, мм

m, мм

a, мм

L, мм

D, мм

S, мм

l, мм

M16x1,5

12

8

3

23

26

17

19,6


.       
Конструирование валов редуктора и зубчатых колес

6.1    Конструирование промежуточного вала

Исходные данные:

;

На промежуточном валу устанавливаются колесо быстроходной ступени и шестерня тихоходной ступени. Расстояние между торцами колес принимаем .

6.1.1 Определяем диаметр буртика колеса и шестерни.

,(6.1)[1, с. 46]

где  - величина заплечика, мм;[1, с. 46]

;

.

6.1.2 Определяем диаметр вала под подшипник

;(6.2)

;

Диаметр вала под подшипник должен быть кратен 5.

.

6.1.3
Определяем диаметр буртика подшипника

;(6.3)

;

;

Подшипники устанавливаются в гнезде корпуса на глубину .

6.1.4 Выбор подшипников

;

Принимаем шариковый радиальный однорядный подшипник 309 ГОСТ 8338 - 75.

рис. 6.4 М1:1. Шариковый радиальный однорядный подшипник 309 ГОСТ 8338 - 75

Табл. 6.1

d, мм

D, мм

Dω, мм

B, мм

S, мм

r, мм

45

100

17,462

25

8,25

2,5


.2      Конструирование входного вала редуктора

Исходные данные:


6.2.1 Определяем диаметр вала под уплотнение.

За уплотнение принимаем манжету резиновую армированную ГОСТ 3752-79 [1, c.473]

; t = 3,5мм;(6.4)

;

Принимаем: Манжета 1.1 - 45x65 - 2 ГОСТ 8752 - 79.

6.2.2 Определяем диаметр вала под подшипник.

(6.5)

;

Принимаем шариковый радиальный однорядный подшипник 309 ГОСТ 8338 - 75.

6.2.3 Определяем диаметр буртика подшипника.

; t = 3,5 мм;(6.6)

.

6.3   
Конструирование выходного вала редуктора

Исходные данные:


6.3.1 Определяем диаметр вала под уплотнение

За уплотнение принимаем манжету резиновую армированную ГОСТ 3752-79 [1, c.473]

; t = 3,5мм;(6.6)

;

Принимаем: Манжета 1.1 - 60x80 - 2 ГОСТ 8752 - 79.

6.3.2 Определяем диаметр вала под подшипник

(6.7)

;

Принимаем шариковый радиальный однорядный подшипник 312 ГОСТ 8338 - 75:

Рис. 6.5 М1:1

Табл. 6.2

d, мм

D, мм

Dω, мм

B, мм

S, мм

r, мм

60

130

22,225

31

10,5

3,5


.3.3   Определяем диаметр вала под колесо тихоходной ступени.

; (6.8)

.

6.3.4
Определяем диаметр буртика колеса

; t = 3,5 мм;(6.9)

.

6.3.5 Определяем диаметр буртика подшипника.

;(6.10)

.

6.4    Конструирование зубчатых колес

6.4.1 Определение конструктивных элементов зубчатых колес

Промежуточный вал:

;

Диаметр ступицы:

;[1, с. 66](6.11)

;

Принимаем по ГОСТ6636-69 .

Длина ступицы:

; [1, с. 66](6.12)

;


Принимаем по ГОСТ6636-69  и .

Толщина обода колеса:

, где[1, с. 66](6.13)

 - ширина венца колеса, мм;

 - модуль зацепления, мм;

;

;

Принимаем по ГОСТ6636-69  и .

Толщина диска:

;[1, с. 66](6.14)

;

;

Принимаем по ГОСТ6636-69  и.

Выходной вал:

;

Диаметр ступицы:

;[1, с. 66](6.15)

;

Принимаем по ГОСТ6636-69.

Длина ступицы:

; [1, с. 66](6.16)

;

Принимаем по ГОСТ6636-69.

Толщина обода колеса:

, где[1, с. 66](6.17)

 - ширина венца колеса, мм;

 - модуль зацепления, мм;

;

Принимаем по ГОСТ6636-69.

Толщина диска:

;[1, с. 66](6.18)

;

Принимаем по ГОСТ6636-69 .

Рис. 6.6 М1:1. Зубчатое колесо

Табл. 6.1

dв,мм

dст,мм

d,мм

dа,мм

df,мм

R,мм

C,мм

S,мм

bw,мм

lст,мм

d0, мм

60

85

376

380

371

6

17

8

63

63

20


Табл. 6.2

dв,мм

dст,мм

d,мм

dа,мм

df,мм

R,мм

C,мм

S,мм

bw,мм

lст,мм

d0, мм

48

75

124

128

119

6

17

8

67

67

-


Табл. 6.3

dв,мм

dст,мм

d,мм

dа,мм

df,мм

R,мм

C,мм

S,мм

bw,мм

lст,мм

d0, мм

48

75

223,44

226,48

219,64

6

10

8

36

56

40


.5      Шпонки призматические

Промежуточный вал:

Шпонка 14x9x45 ГОСТ 232360-78;

Шпонка 14x9x56 ГОСТ 232360-78.

Выходной вал:

Шпонка 18x11x50 ГОСТ 232360-78;

Шпонка 16x10x63 ГОСТ 232360-78.

Входной вал:

Шпонка 10x8x50 ГОСТ 232360-78.

рис. 6.7. Шпоночное соединение

Табл. 6.4

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

48

45

14

9

31

5,5

3,8


Табл. 6.5

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

48

56

14

9

42

5,5

3,8


Табл. 6.6

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

60

50

16

10

32

4,3


Табл. 6.7

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

60

63

18

11

47

7

4,4


Табл. 6.7

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

60

63

18

11

47

7

4,4


Табл. 6.8

d,мм

l,мм

b,мм

h,мм

lp,мм

t1,мм

t2,мм

38

50

10

8

40

5

3,3


.6 Конструирование крышек подшипников

.6.1 Конструирование крышек подшипников входного вала

Исходные данные:

D=100 мм.

Размеры крышки выбираются в зависимости от диаметра отверстия в корпусе под подшипник.

Размеры крышки подшипника: [1,с.167]

=8 мм - толщина стенки крышки;

d =10 мм - диаметр винтов крепления крышки корпусу;

z = 6 - число винтов крепления крышки корпусу;

 ; (6.19) [1,c.167]

где 1- толщина ножки крышки, мм;

; (6.21) [1,c.167]

где d- диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;

D - диаметр отверстия в корпусе под подшипник, мм;

; (6.22) [1,c.167]

где d - диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;

c = 10мм;

 (6.23) [1,c.167]

где - длина гнезда под подшипник в корпусе редуктора , мм;

 ;

В - ширина подшипника, мм;

В=25 мм;

 ;

6.6.2 Конструирование крышек подшипников промежуточного вала

Исходные данные:

D=100 мм.

Размеры крышки выбираются в зависимости от диаметра отверстия в корпусе под подшипник.

Размеры крышки подшипника: [1,с.167]

=7 мм - толщина стенки крышки;

d =10 мм - диаметр винтов крепления крышки корпусу;

z = 6 - число винтов крепления крышки корпусу;

 ; (6.24) [1,c.167]

где - толщина стенки крышки, мм;

;

 ; (6.25) [1,c.167]

где - толщина стенки крышки, мм;

;

; (6.26) [1,c.167]

где d- диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;

D - диаметр отверстия в корпусе под подшипник, мм;

;

; (6.27) [1,c.167]

где d - диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;

c = 10мм;

 (6.28) [1,c.167]

где - длина гнезда под подшипник в корпусе редуктора , мм;

;

В - ширина подшипника, мм;

В=25 мм;

;

6.6.3 Конструирование крышек подшипников выходного вала

Исходные данные:

D=130 мм.

Размеры крышки выбираются в зависимости от диаметра отверстия в корпусе под подшипник.

Размеры крышки подшипника:[1,с.167]

=7 мм - толщина стенки крышки;

d =10 мм - диаметр винтов крепления крышки корпусу;

z = 6 - число винтов крепления крышки корпусу;

 (6.29) [1,c.167]

где - толщина стенки крышки, мм;


 (6.30) [1,c.167]

где - толщина стенки крышки, мм;


 (6.31) [1,c.167]

где d- диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;

D - диаметр отверстия в корпусе под подшипник, мм;


 (6.32) [1,c.167]

где d- диаметр винтов крепления крышки корпусу, мм;


 (6.33) [1,c.167]

где - длина гнезда под подшипник в корпусе редуктора , мм;

В - ширина подшипника, мм:

В=30 мм.

;

Крышка подшипника сквозная с манжетой

Рис.6.8 М1:1

Манжета 1.1. - 45 x 60 - 2 ГОСТ 8752 - 79.

Табл. 6.9

d, мм

D, мм

δ, мм

Dф, мм

lh, мм

dотв, мм

DМ, мм

45

100

7

140

17

10

60


Манжета 1.1. - 60 x 80 - 2 ГОСТ 8752 - 79.

Табл. 6.10

d, мм

D, мм

δ, мм

Dф, мм

lh, мм

dотв, мм

DМ, мм

45

130

8

170

17

10

80


Крышка подшипника глухая

Рис. 6.9 М1:1

Табл. 6.11

D, мм

δ, мм

Dф, мм

lh, мм

dотв, мм

100

7

140

17

10


Табл. 6.12

D, ммδ, ммDф, ммlh, ммdотв, мм





130

8

170

17

10


7. Расчет шпонки выходного вала

рис.7.1 М1:1

 

Исходные данные:

b=18мм

h=11мм

l=50мм

lр=32мм

T4=809 Н*м

d=60мм

Шпонка 18x11x50 ГОСТ 23360-78

материал - Сталь 45 ГОСТ 1050 - 88.

Расчет шпонки на смятие

 (7.1)

где: Т - крутящий момент на валу, Н*м

 - допускаемое напряжение на смятие материала шпонки, МПа

 - высота шпонки, мм

lр- расчётная длина шпонки, мм

d - диаметр вала, мм

Расчет шпонки на срез

 (7.2)

где: Т - крутящий момент на валу, Нм

 - допускаемое напряжение на срез материала шпонки, МПа

 - ширина шпонки, мм

lр- расчётная длина шпонки, мм

d - диаметр вала, мм

8.     
Расчет входного вала на статическую прочность

Дано: Fм=1057,89 H;

Ft=2547,12 H;

Fr=940,51 H;=435,22 H;=8,27 H*м;=71,625 H*м;

a=0,1305 м;

в=0.0535 м;

c=0.0745м.

Материал вала - сталь 40Х

σв = 850МПа, στ=550 МПа

.1 Расчёт реакций опор

Рассчитаем реакции в опорах А и В (в плоскости X) :

 

Рассчитаем реакции в опорах А и В (в плоскости Y):

 

.2 Рассчитаем суммарные изгибающие моменты

 , где  - суммарный изгибающий момент, Н*м;(8.1)

;

;

;

;

;

;

;

;

Рассчитаем эквивалентные моменты

 , где Мэкв. - эквивалентный момент, Н*м; (8.2)

a = 0,75, т.к. передача нереверсивная;

ТК - крутящий момент, Н*м;

.3 Проверка статической прочности вала быстроходного вала.

  (8.3)

где  - эквивалентное напряжение, МПа

 - напряжение изгиба при перегрузках, МПа

 - напряжение кручения при перегрузках, МПа

 - предельное допускаемое напряжение, МПа

; (8.4)

;  (8.5)

; (8.6)

где d - диаметр вала в опасном сечении;

 - предел текучести материала, сталь 40Х;

;

При перегрузках напряжения удваиваются


8.4 Расчет вала на сопротивление усталости быстроходного вала

Самое опасное сечение II-II, внутреннее кольцо подшипника установлено на валу с натягом, поэтому концентратор напряжений - посадка с натягом.

Рассчитаем запас сопротивления усталости в опасном сечении II-II

 ,  (8.7)

где S - общий запас сопротивления усталости;

 - запас сопротивления усталости по изгибу ;

 - запас сопротивления усталости по кручению ;

 - допускаемый запас сопротивления усталости;

 ;

 , (8.8)

где  - пределы выносливости, МПа ;

;(8.9)

; (8.10)

;

 - коэффициенты корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости

;(8.11)

; (8.12)

;

;

σ m - среднее напряжение цикла нормальных напряжений σ m =

 - амплитуды переменных составляющих циклов напряжений, МПа;


 (8.13)

;

, -коэффициенты концентрации напряжений в опасном сечении при изгибе и кручении;


 - эффективные коэффициенты концентрации напряжения при изгибе и кручении;

,- коэффициенты, учитывающие размеры вала (масштабный фактор);

 - фактор шероховатости,   =0,935 [1,стр.189, табл. 10.8];

- коэффициент, учитывающий наличие поверхностного упрочнения; ;

По таблице 10.13 [1,стр.190] находим:

;

;

;

;

 ;

Т.к. S > 2.5..3, то специальный расчет на жесткость не производится.

9. Проверочный расчет подшипников качения на долговечность быстроходного вала

Исходные данные:

Предварительно выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник 309 ГОСТ 8338 - 75;

,

где  - динамическая грузоподъемность подшипника;

,

где  - статическая грузоподъемность подшипника;

;

;

;

;

;

,

где  - коэффициент радиальной нагрузки, [4, стр. 141];

,

где  - коэффициент вращения, [4, стр. 142];

,

где  - коэффициент безопасности, [4, стр. 145, табл. 9.4];

,

где  - температурный коэффициент, [4, стр. 147, табл. 9.4];

,

где  - коэффициент надежности;

,

где  - коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации; при обычных условиях работы ;

,

где  - требуемая долговечность подшипника;

Подшипники установлены по схеме в распор.

Схема нагружения подшипников:

Рис.9.1

;

;

Определяем отношение ,

где ;

;

Определяем отношение :

;

По таблице 9.2 [4, с. 143] находим e и Y,

где e - коэффициент влияния осевого нагружения;

Y - коэффициент осевой нагрузки;

e = 0,19;

Y = 2,30;

Т.к. , то

,(9.1)

где  - эквивалентная динамическая нагрузка наиболее нагруженного подшипника;

;


,(9.2)

где  - динамическая грузоподъемность;

;

Подшипник пригоден.

Определяем долговечность подшипника:

,(9.3)

.

10. Смазывание узлов привода

.1 Определение количества масла, заливаемого в редуктор

Залив масла в редуктор производится через смотровой люк.

Рекомендуется на 1кВт мощности двигателя заливать 0,35-0,8 литров масла:

 (10.1)

 (10.2)  (10.3) где - площадь днища редуктора, ;

 (10.4)

где а - ширина днища, дм;

а=1,53 дм;

b- длина днища, мм;

b=6,55 дм;

Колеса быстроходной ступени редуктора смазываются с помощью смазочной шестерни из текстолита.

.2 Смазывание подшипников качения


Смазывание подшипников всех валов затруднено, т.к они расположены на значительной высоте от поверхности масла и смазывание разбрызгиванием невозможно. Используется пластичный смазочный материал ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267 - 74. Смазочный материал должен занимать 1/2 - 1/3 свободного объема полости корпуса. Периодичность смазки 1 раз в 5 месяцев.

В этом случае подшипники закрыты с внутренней стороны уплотнительными шайбами.

.3 Выбор масла

Для смазываний зубчатых передач с контактными напряжениями σНср.,

средней окружной скоростью, рабочей температурой 500 используем масло марки И-40А, с кинематической вязкостью 35 мм2/с.

Слив масла производится через сливное отверстие с пробкой.

.4 Смазывание открытой цилиндрической передачи.

На поверхность открытой зубчатой передачи наносим смазку

ЛИТОЛ 24 ГОСТ 21120-87. Периодичность смазки: 1 раз в неделю.

11. Расчет открытой прямозубой цилиндрической передачи

Исходные данные:


.1 Выбор материала шестерни колеса

Для шестерни и колеса принимаем одну и ту же марку стали, учитывая, что материал шестерни должен быть тверже материала колеса не менее чем на 15…70 единиц твердости по Бринеллю, т.е.

 ,(11.1)

где H1 - твердость материала по Бринеллю для колеса;

H2 - твердость материала по Бринеллю для шестерни;

Выбираем материал шестерни и колеса из таблицы [2, c. 170, табл. 8.7]:

Сталь 45 ГОСТ 1050-88

шестерня: колесо:

где  - пределы прочности колеса и шестерни, МПа;

 - пределы текучести колеса и шестерни, МПа;

HB1, HB2 - твердости по Бринеллю шестерни и колеса;

Улучшение: Закалка при t = 820…840 ˚C; отпуск при t = 560…600 ˚C.

.2 Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса

,(11.4)

где  - допустимые напряжения изгиба для материалов шестерни и колеса, МПа;

 - пределы выносливости зубьев по напряжениям изгиба, МПа;

 - коэффициенты безопасности;

 - коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки;

Т.к. нагрузка односторонняя, то ;

 - коэффициенты долговечности;

При длительно работающей передаче

Выберем из таблицы  и  [2, с. 176, табл. 8.8]:

;(11.5)

;

;

;

;

.

11.3 Определяем числа зубьев шестерни и колеса

Числом зубьев шестерни задаемся:

, (11.12)

;

;


.4 Определяем коэффициент формы зуба

 - коэффициент формы зуба шестерни и колеса, выбираем в зависимости от числа зубьев шестерни и колеса , принимая передачу без смещения ,

где X - коэффициент смещения инструмента при нарезании зубьев;

Выбираем YFS по числу зубьев[2, с. 147, рис. 8.20]:

YFS1 = 4,12, YFS2 = 3,73.

11.5 Определяем отношения .

;

;

, следовательно расчет ведем по 2-му колесу.

11.6 Определяем нормальный модуль зацепления из расчета на изгиб

, [2, с. 133] (11.12)

где m - нормальный модуль, мм;

T5 - момент вращения на 5-м валу;

YFS2 - коэффициент формы зуба;

YFS2 = 3,73; [2, с. 147]

Z2 - число зубьев колеса;

Z2 = 86;

Ψm - коэффициент изменения ширины колеса по модулю; [2, с. 147]

Ψm = 30;

 - коэффициент распределения нагрузки при изгибе;

,(11.13)

где nст - степень точности; [2, с. 144]

nст = 9;

;

 - коэффициент концентрации нагрузки по напряжениям изгиба;

[2, с. 136]

=1,25;

;

По ГОСТ 9563-60: m = 5мм.

11.7 Определяем диаметры окружностей шестерни и колеса

, (11.13)

где d1 и d2 - диаметры делительной окружности шестерни и колеса, мм;

da1 и da2 - диаметры окружностей вершин шестерни и колеса, мм;

df1 и df2 - диаметры окружностей впадин шестерни и колеса, мм;

;

;


11.8 Определяем межосевое расстояние

;

.

.9 Уточняем передаточное число открытой передачи.

;(11.16)

11.10 Определяем ширину венцов шестерни и колеса.

, (11.9)

где  - ширина венца шестерни, мм;

 - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния;

[2, с. 143]

;

, (11.10)

где  - ширина венца колеса, мм;

;

;

Принимаем до стандартного ряда чисел по ГОСТ 6636-69 [1, с.452]:

;

.

.11 Определяем конструктивные элементы колес.

,(11.20)

где - диаметр ступицы шестерни и колеса, мм;

;

;

,(11.21)

где  - длина ступицы шестерни и колеса, мм;

;

;

,(11.22)

где  - ширина торцов зубчатого венца, мм;

;

,(11.23)

где  - толщина диска, мм;

;

Эскизы колес

Рис. 11.1 М1:1

Табл. 11.1

d4,мм

dст1,мм

d1,мм

dа1,мм

df1,мм

C,мм

S,мм

bw1,мм

lст1,мм

53

60

100

110

87.5

16

14

53

56


Рис. 11.2 М1:2

Табл. 11.2

d5,мм

dст2,мм

d2,мм

dа2,мм

df2,мм

C,мм

S,мм

bw2,мм

lст2,мм

d0, мм

71

106

430

440

417.5

16

14

48

48

40


11.12 Определяем силы, действующие в зацеплении

,

где Ft1, Ft2 - окружные силы в зацеплении;

;

;

,

где Fr1,2 - радиальные силы в зацеплении.

,

где Fn1,2 - нормальные силы в зацеплении.


Т.к. долговечность данного подшипник меньше требуемой долговечности , следовательно, выбираем подшипник однорядный радиальный с короткими цилиндрическими роликами: подшипник 2712 ГОСТ 8328-75 Исполнение 2000.

Рис. 8.2 М 1:1

Табл. 8.1

d, мм

D, мм

B, мм

Dw, мм

S, мм

S1, мм

l, мм

60

140

51

22

12.8

8

34


Похожие работы на - Расчет привода к люлечному цепному элеватору

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!