Педагогическая технология учебно-игровой деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,11 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогическая технология учебно-игровой деятельности












Контрольная работа по курсу

"Методы обучения географии <#"center">Педагогическая технология учебно-игровой деятельности

1. Педагогическая технология применения ЛОК (ЛОС)

Технология опорных сигналов (логических опорных конспектов). В основе применения данной технологии лежит принцип опоры, который хорошо известен и давно применяется в практике обучения географии. Традиционно в качестве опоры используются яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы, картографические пособия и многое другое. Системное использование ЛОС и ЛОК не только на отдельных уроках, но и при изучении отдельных разделов и целых курсов осуществляется в последние десятилетия.

ЛОС и ЛОК учат выделять главное и основное, устанавливать логические связи, помогают ученикам усваивать материал, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Основная идея технологии заключается в применении опорных конспектов - наглядных схем, в которых представлены основные единицы информации и взаимосвязи между ними, а также символы, напоминающие о примерах и служащие конкретизации учебного материала.

Использование ЛОК имеет большое значение в формировании географического мышления, для организации дифференцированного и индивидуального обучения, многократного повторения изучаемого материала, развития всех видов памяти школьников.

Внедрение ЛОС и ЛОК в обучение требует систематичности в применении, так как предполагает создание определённой системы символов, нуждающихся в запоминании. Кроме того, И.В. Душина и Д.П. Финаров указывают на следующие особенности подготовки уроков с использованием ЛОС и ЛОК:

-необходимо определить цели урока как планируемые результаты, которые будут достигнуты в конце урока и проверить их усвоение учащимися;

-следует разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки;

нужно тщательно продумать взаимосвязь всех смысловых блоков по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.

Безусловно, логические опорные конспекты не должны быть слишком объёмными, а при их создании целесообразно опираться на материал учебника, чтобы школьники могли соотнести содержание конспекта с текстом параграфа. Необходимо акцентировать внимание на главных идеях, понятиях, закономерностях и положениях.

При включении определённых символов и знаков следует использовать обозначения, которые знакомы школьникам из повседневной жизни, карт, рабочих тетрадей, других учебных предметов. Например, вместо слов «температура» можно использовать знак - tºC, «время» - t', «минимальное» - min, «максимальное» - max. Если их ввести ещё в начальном курсе географии, то затем можно применять во время всех лет обучения.

Обычно опорные конспекты школьники воспроизводят в тетрадях вслед за рисунком учителя на доске (с плаката, демонстрируемой плёнки кодоскопа, компьютерного слайда). Целесообразно использовать разные цвета, геометрические фигуры, толщину и форму линий, так как у большинства школьников хорошо развита зрительная память. В старших классах у этих приёмов меньшее значение - преобладает текст, стрелки, линии. Ряд методистов (А.В. Шатных) советует применять опорные конспекты одновременно с чтением лекций в системе лекционно-зачётного обучения. опорный конспект география

ЛОК и ЛОС можно создавать не только с целью обучения, но и с целью проверки знаний, для чего на опорных конспектах информационное содержание заменяется знаками вопросов. В другом случае учитель просит воспроизвести содержание опорного конспекта на доске или листе бумаги.

При самостоятельной работе опорные конспекты школьники могут создавать индивидуально или в группах, затем представлять результат своей работы для обсуждения или проверки знаний учащихся из других групп.

. Технология учебно-игровой деятельности

Игровые технологии. Дидактические игры стали входить в практику обучения в 60-е гг. XX века. Их относят к практическим методам обучения, или выделяют в особую группу, так как они имеют свои особенности и соединяют элементы наглядных, практических и словесных методов. Игры рассматривают как приём обучения, направленный на формирование внутренней мотивации, моделирование реальной действительности; как форму организации учебной деятельности, форму активного обучения и, наконец, как новую технологию обучения.

Дидактические игры представляют собой форму активной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. «Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью».

По характеру педагогического процесса выделяют:

-Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.

-Познавательные, воспитательные, развивающие.

Репродуктивные, продуктивные, творческие,

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.

По характеру игровой методики:

-предметные,

-сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные,

игры-драматизации

Нужно заметить, что существуют и другие критерии классификационного деления, а конкретную игру можно по разным параметрам поместить в разные классификации. Игры также делят на урочные и внеурочные, они могут быть нацелены на изучение нового материала, закрепление и обобщение или проверку знаний и умений учащихся. Технология дидактической игры представляет собой форму проблемного обучения. Познавательная деятельность в процессе игры имеет свойство самодвижения, так как информация не привносится извне, а является результатом самой деятельности.

Новые возможности для организации игр предоставляет внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий, так как они позволяют расширить информационное поле и формы предоставления информации. игровой опорный конспект география

Многообразие игр определяет многообразие их применения. Например, ролевая игра - её отличительный признак - наличие сюжета и ролей. Сюжет - предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры. Созидательные сюжеты (строительство плотин, города и т.п.); сюжеты поиска и открытия («экспедиция», «путешествие»); сюжеты, связанные с романтикой профессии (игра в «школу», в «конференцию» и т.д.).

Ролевые игры предполагают не только усвоение знаний, но и широкие возможности для самовыражения, развития навыков коммуникации.

Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений. Особенностью дидактической игры является коллективный характер деятельности учащихся, чтобы достичь цели, необходимы усилия всех участников группы, взаимодействие с одноклассниками и учителем. Поэтому деловая игра служит стимулом активизации познавательной деятельности.

Для организации дидактической игры характерен ряд этапов. На подготовительном этапе осуществляется планирование. Определяется содержание материала и время необходимое на проведение игры - часто одного урока не достаточно и учитель предусматривает проведение спаренных уроков. Готовятся раздаточные материалы (карточки с заданиями, рекомендации по их выполнению, справочные, картографические и статистические материалы и т.д.), наглядные пособия. Учитель может познакомить школьников с общим сценарием игры, правилами. На этом этапе определяются роли, которые будут исполнять ученики, состав групп.

На организационном этапе школьники знакомятся с целью игры, проблемами, которые будут обсуждаться, необходимой информацией. Учащимся объясняются правила игры, её особенности, план проведения, критерии оценки результатов. Если роли и состав групп не были распределены ранее, то следует это сделать на организационном этапе. Конечно, учитель может определить их сам (например, на основании уровня обученности ребят), но лучше, если выбор осуществляют сами школьники (право выбора обеспечит заинтересованность школьников в решении проблемы и возможность самореализации, что положительно скажется и на качестве работы). Затем группы знакомятся с задачами, которые им предстоит выполнить, получают консультации учителя.

На этапе проведения игры совершается запланированное сценарием действие. Работа обычно осуществляется в малых группах. Учитель выступает как организатор, следит за тем, чтобы все участники групп могли высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, дать ответ. При необходимости учитель оказывает помощь в понимании проблем, анализе ситуаций, определении путей решения учебных задач. Большое значение имеет создание благоприятного эмоционального фона, серьёзное отношение, деловой настрой участников. Класс к началу игры оформляется необходимой наглядностью, техническими средствами обучения.

Для учебных игр характерны следующие черты:

-творческий, часто импровизационный, активный характер деятельности, проблемность,

-доступная, свободная развивающая деятельность, в которой ученик получает удовольствие не только от результата, но и от самого процесса работы,

групповой, совместный характер игровой деятельности,

мотивация, обеспечиваемая добровольностью, возможностью выбора, элементами соревнования и состязательности, удовлетворению потребности в самоутверждении и самореализации,

эмоциональная приподнятость, занимательность, индивидуальность самовыражения и развития личностных качеств,

социализация, профессиональная направленность и развитие коммуникативных способностей личности.

Игровая технология позволяет создать условия для формирования всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (И.В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя).

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1)в процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации;

2)активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке);

)проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

)учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;

)формальные знания превращаются в действенные.

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1)происходит приобщение к исследовательской деятельности;

2)раскрываются и развиваются творческие способности личности;

)ученики получают возможности применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1)игра отражает различные мотивы поведения;

)эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

)расширяются кругозор и общая культура;

)формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Список использованной литературы

1.Азбука Жизни: С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина - Москва, Вперед, 2007 г.- 464 с.

2.Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов: Д.Н. Замятин - Санкт-Петербург, Алетейя, 2003 г.- 336 с.

.Многоликая география. Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения): - Москва, КМК, 2005 г.- 374 с.

.Профильное обучение. Какова цена вопроса?: К.Е. Сумнительный - Санкт-Петербург, Чистые пруды, 2006 г.- 32 с.

.СССР-СНГ-Россия: география населения и социальная география. 1985-1996. Аналитико-библиографический обзор: - Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2001 г.- 600 с.

Похожие работы на - Педагогическая технология учебно-игровой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!