Основные принципы налогообложения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,38 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные принципы налогообложения

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Цель данной работы: изучение налогов, налоговой системы, основных принципов налогообложения.

Задачи работы:

. Описать понятие и сущность налогов

. Охарактеризовать налоговую систему и принципы налогообложения

. Привести основные пути оптимизации налогообложения.

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия и пути ее реформирования.

Глава 1. Понятие и сущность налогов

 

.1 Понятие и функции налогов


Налоги - основа существования современного государства, поэтому их использование в процессе регулирования экономики требует тщательного прогноза налоговых последствий. Для осуществления такого прогнозирования необходимо определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования.

Регулирование осуществляется путем выполнения налогами своих функций. Основные функции налогов следующие:

Фискальная

Регулирующая

Контролирующая

Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций. Содержательная же функция - это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.

Налогами можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы.

Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Финансовые органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.

Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

 

.2 Исторические аспекты становления системы взглядов на налоги налогообложение


Понятие “налог” уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну). Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как “tax” (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин “подати” (принудительный платеж).

Не углубляясь в генезис налогообложения выделим главные рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Обоснование налога как одного из воспроизводственных факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования.

Так, понятие «налоговое бремя», возникло фактически одновременно с появлением налогов и появилось в самых первых текстах, где шла речь о налогах.

Еще в XVIII в. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством».

На протяжении более двухсот лет финансовая наука достаточно серьезно исследовала вопрос о влиянии налогов на население и экономику в целом.

Одновременно учеными делались попытки определения обоснованного уровня налогообложения, установления количественной оценки показателя налогового бремени. Еще в XVIII-XIX вв. виднейшими российскими и западными экономистами указывались достаточно конкретные пропорции между бюджетом и национальным доходом, предельные размеры изъятия части доходов как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771) определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 национального дохода.

А. Бифельд между тем считал пределом изъятия у налогоплательщика четверти его дохода. «Здравая политика, - писал он, - определяет на то 25% с доходу каждого. Ежели больше сего требовать, то, думаю, истощится народ, а ежели меньше, то недостанет на все государственные расходы» .

К. Гок обосновывал пропорции доходов бюджета и национального дохода характером расходной части государственного бюджета. Он считал невозможным установление единого, универсального и одновременно оптимального показателя налоговой нагрузки на экономику, который был бы реалистичен для конкретной страны на любом этапе ее экономического развития.

Между тем данные показатели налогового бремени были определены эмпирически, да иного не могло быть в условиях, когда отсутствовали необходимые методики их расчета.

Новым импульсом к исследованию проблем тяжести налогообложения послужила Первая мировая война, вызвавшая всеобъемлющий рост налогового бремени. Последовавшая за этим необходимость решения вопроса о размерах репарационных платежей, погашения задолженности союзников привела к разработке конкретных методик определения тяжести налогообложения. Несмотря на то, что эти методики характеризовались слабостью как методологической базы, так и техники расчетов, их роль и значение состояли в том, что они создали основу для дальнейших разработок измерения тяжести налогового бремени как на уровне экономики в целом, так и в разрезе отдельных социальных групп населения и в рамках отраслей производства.

На современном этапе развития налогообложения разработаны и внедрены в практику множество современных методик исчисления налогового бремени, использование которых дает возможность изучать эффективность налогообложения.

Глава 2. Налоговая система и принципы налогообложения

 

.1 Основные принципы налогообложения


Результативность налогового регулирования зависит от его соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы налогообложения: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница - уровень потребностей бюджета: налогообложение не может быть ниже предела потребностей бюджета для финансирования основных функций государства. Верхняя - уровень платежеспособности налогоплательщиков: налогообложение не может превышать допустимый предел, так как следствием этого нарушения может быть не только снижение доходов налогоплательщика и соответственно налоговых поступлений, но и его банкротство , а значит, прекращение налоговых поступлений.

Таким образом, достаточность налогообложения означает соблюдение необходимых условий налогообложения для получения налоговых доходов.

Первым ученым, кто сформулировал принципы налогообложения, ставшие классическими, был шотландский экономист и философ А. Смит.

. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.

2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего платить его.

. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).

Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Механизм обеспечения эффективности налогообложения должен формироваться, исходя из состояния экономики, качества жизни населения и поставленных обществом задач. Вследствие этого налоговое регулирование в РФ должно быть направлено не только на подъем национальной экономики и ее преобразования, но и выравнивание уровня социально-экономического развития регионов, снижение безработицы, сокращение бедности для обеспечения стабильности общества.

Результативность налогового регулирования следует оценивать по итогам реализации поставленных государством стратегических задач. Цель налогового регулирования развития регионов: рост экономики регионов, формирование местных бюджетов и учет интересов конкретных налогоплательщиков. Здесь возникает конфликт интересов государства, регионов и налогоплательщиков по вопросам распределения налоговых поступлений, уровню налогообложения и использованию капитала. В этой ситуации необходимо определить критерии оценки и систему показателей характеризующих эффективность налогового регулирования.

Таким образом, эффективность налогового регулирования зависит от соблюдения следующих условий:

соответствия используемых налоговых инструментов целям и задачам государства;

соответствия используемых налоговых инструментов уровню развития национальной и региональной экономики и уровню жизни населения;

нецелесообразности преобладания налогов, искажающих оценку факторов производства (например, на фонд оплаты труда);

необходимости применения корректирующих налогов и налоговых инструментов для стимулирования предпринимательской деятельности в ключевых и социально значимых сферах экономики и для достижения самодостаточности регионов;

обеспечения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков.

Эффективность налогового регулирования должна оцениваться, исходя из роста экономики и улучшения качества жизни во всех регионах РФ. Индикаторами достаточности и эффективности налогового регулирования служат его количественные и качественные показатели, которые взаимосвязаны.

В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.

Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1 Где: БД - это доходы бюджета; Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимально возможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения. .

Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет, подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это можно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к которому применяется налогообложение, и как следствие часть "честных" налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики, т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных налогоплательщиков.

Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый пресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в регулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок на различные отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет к количественным изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 1993 году акцизного налога на водку до 90%, в результате чего производство ликероводочных изделий сократилось на 80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом вместо увеличения налоговых поступлений получился их недобор и резко сократилось предложение на рынке товаров и услуг ликероводочной продукции, а на рынке рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.


Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и налогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - это база для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы, подлежащие налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы; заштрихованная область - это доходы скрываемые от налогообложения. Т.е. по сути, эти кривые Лаффера отражают одну и ту же истину: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов, тем больше их переходит в теневую экономику, тем меньше становится база для налогообложения и (с определенной Нст) меньше налоговых отчислений поступает в бюджет. Кстати, по данным МНС РФ, более 40% товарно-денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. Если посмотреть на рис. 2., то мы увидим где сейчас находится уровень Нст РФ.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения:

1.       Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже, по мнению некоторых экономистов). Согласно этому принципу те, кто получает большие доходы, должен платить и большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должен платить и меньшие налоги. Применение этого принципа аргументируют законом Энгеля, согласно которому, чем меньше доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тратиться на продукты питания и предметы первой необходимости и большая доля затрачивается на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишает их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как на бедные слои уменьшают их возможность купить предметы первой необходимости. Но данный закон н учитывает то, что обычно больший доход получают те, кто больше работает и чья квалификация выше, и если стремиться к уравниванию их дохода посредством увеличения налогового пресса, то стимулы к такого рода у последних пропадут. Это означает, что сильно увеличится доля людей с низкими заработками, что в свою очередь повлечет за собой очень негативные последствия в экономике страны.

2.       Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

.        Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

.        Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

.        Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

.        Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

2.2 Налоговая система РФ и ее основные элементы


В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним относятся:

Субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо.

Объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Ставка налога - это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.

Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу относятся:

подоходный налог с населения;

налог на прибыль корпораций (фирм);

имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы);

налоги на перевод прибыли за рубеж;

налог с наследства и дарения и т.п.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях - акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.

Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства.

К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу.

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог).

В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и пере распределительных процессов, особенно между центром и регионами.

Глава 3. Пути оптимизации налогообложения РФ


Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать чрезмерный объем изъятия части дохода налогоплательщиков в виде налоговых платежей и платежей в социальные фонды (далее по тексту - налоговых платежей). Совокупное воздействие налогов на налогоплательщика характеризуется понятием "налоговое бремя", определяемое как соотношение полученного налогоплательщиком дохода и суммы уплаченных налоговых платежей. При оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.

Анализ развития современного общества позволяет обоснованно утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы страны в существенной степени облегчила условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем сокращения ставок налогообложения по ряду налогов, структурной перестройки налоговых органов с учетом интересов их взаимодействия с налогоплательщиками.

Однако при сокращении налогового бремени приходится считаться с тем, что минимизация объема налоговых изъятий должна существенно повышать для субъектов налогообложения мотивацию развития производства при одновременном наполнении бюджета в объеме, достаточном для финансового обеспечения деятельности государства.

В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц. В частности, в РБ в 2007 г. налоговые платежи предприятий (юридических лиц) составили более 90% от общих поступлений.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долго временной перспективе улучшатся условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства. Указанные перспективы, безусловно, заманчивы для экономики страны, однако требуют количественных оценок:

длительности временного интервала падения налоговых поступлений; потерь бюджета (хотя и временных) при сокращении налоговых ставок; времени наступления положительного эффекта;

собственно масштабов ожидаемого роста доходов;

реально необходимого изменения объемов производства.

Не имея ответа на поставленные вопросы, крайне рискованно предпринимать какие-либо радикальные шаги в части налогообложения, учитывая важность вопросов текущего и перспективного наполнения бюджета. Опытное получение перечисленных оценок также рискованно и, естественно, неприемлемо, что делает весьма актуальной задачу теоретического анализа возможных событий.

Реформирование налоговой системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает следующие основные направления:

уменьшение общего количества налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, унификацию налогов и иных обязательных платежей; налогообложение бюджет платежеспособность лаффер

введение новых налогов (на игорный бизнес, с продаж, доходы от капитала);

сокращение налоговых льгот при сохранении тех из них, которые способствуют научно-техническому прогрессу, благотворительной деятельности, защите малоимущих и слабо защищенных граждан;

систематизацию норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, отмену множества подзаконных актов;

регламентацию взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, правил налоговых проверок, процедур уплаты налогов.

Структурирование развития российской налоговой системы, предложенное авторами, представлено в таблице. Исходя из определения налоговой политики как совокупности действий по формированию эффективной налоговой системы, при выделении этапов анализировались следующие аспекты:

степень развитости налоговой системы;

инструментарий налоговой политики, в том числе объекты налогообложения;

степень выраженности фискальной и регулирующей функций налогов;

направления налоговой политики;

особенности этапа как обособленного периода в эволюции российской налоговой системы.

 

.1 Снижение налоговых ставок


В отношении налоговых ставок, произошли изменения, в виде снижения последних.

Дадим оценку результативности основных изменений во второй части Налогового кодекса РФ.

. Налог на доходы физических лиц. Введение пропорциональной ставки налога 13% увеличило налоговую нагрузку для лиц, ранее уплачивающих подоходный налог по ставке 12%. И хотя пропорциональная ставка уменьшила нагрузку на физических лиц, имеющих доходы на уровне рационального потребительского бюджета и выше, параллельно не было проведено налоговой амнистии, а уровень скрытых заработных плат был (из-за единого социального налога) и остается высоким, что привело к прямым потерям бюджета. Основной налог, регулирующий уровень расслоения общества, перестал выполнять свою функцию.

Копирование зарубежного подхода в части стандартных вычетов, учитывая их размеры и неизменность в течение трех лет, - просто насмешка над населением.

. Единый социальный налог. Общая ставка для основных предприятий и организаций снижалась с 38,5 до 35,6% и наконец достигла 26%. Однако даже ставка в 26% явно не простимулирует налогоплательщиков сделать реально выплачиваемую заработную плату абсолютно легальной. Давно понятно, что в нашей стране по этому налогу должна быть другая база налогообложения. Особенно проблемным считаем последнее понижение ставки единого социального налога для деятельности государственных социальных внебюджетных фондов. Дефицит Пенсионного фонда РФ в результате компенсируется в 2005 г. за счет Стабилизационного фонда, а уменьшение доходных источников территориальных фондов ОМС частично должно быть компенсировано увеличением тарифа за неработающее население, т.е. за счет местных бюджетов. Фонд социального страхования РФ перестал финансировать расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, первые два дня пособия по временной нетрудоспособности оплачиваются работодателем.

. Налог на имущество организаций. Ставка увеличилась с 2 до 2,2%, но при этом уменьшился объект налогообложения - из него убрали оборотные средства, капиталовложения. Произошли изменения в составе льгот: под налогообложение попадают все социальные объекты, если они хотя бы частично не финансируются из бюджета.

. Налог на прибыль организаций. К числу факторов, уменьшающих налоговую нагрузку, можно отнести снижение основной ставки с 35 до 30% и позднее до 24%, а также существенное увеличение состава затрат, применяемых для целей налогообложения, введение механизма ускоренной амортизации. Однако средние и крупные предприятия вынуждены перейти на порядок формирования доходов и расходов по методу начисления, т. е. искусственно авансом формировать налоговую базу. Необходимость ведения налогового учета также увеличила затраты и предприятий (организаций), и контрольных органов, а это означает, что по налогу на прибыль нельзя однозначно утверждать о снижении налогового бремени. Мы получили трудоемкий налог, не стимулирующий инвестиционную активность. Прибыль предприятия за счет затратной части при желании можно свести к нулю. Планируемые Правительством РФ изменения по данному налогу - разрешить относить на затраты все НИИ и НИОКР - не будут способствовать росту инвестиций. Зачем ввели данный налог в такой форме, непонятно. Если экономика так нуждается в частных инвестициях, нужно дать возможность предприятиям зарабатывать прибыль, а не прятать ее.

. Единый налог на вмененный доход. С введением этой главы Налогового кодекса РФ (вместо ранее действовавшего Закона) значение базовой доходности на единицу физического показателя и сам физический показатель стали устанавливаться федеральным центром. Что касается корректирующих коэффициентов, то К, до сих пор не действует, т. е. «качество» земельного участия места предпринимательской деятельности не учитывается; К, - должен носить понижающий/характер: от 0,1 до 1,0. В результате субфедёральные органы власти лишены возможности адекватно выравнивать уровни налоговой нагрузки у разных субъектов предпринимательской деятельности, а также частично решать финансовые проблемы региональных и местных бюджетов за счет повышения показателя базовой доходности при изменении пропорций распределения регулирующих доходов на очередной финансовый год. А ведь именно специальные налоговые режимы, в том числе единый налог на вмененный доход, должны по замыслу Правительства РФ существенно пополнять субфедеральные бюджеты. В целом регламентация единого налога на вмененный доход понятна, но новый механизм расчета, по мнению автора, усредняет в масштабах страны и отдельной территории налоговое бремя на субъектов малого бизнеса. Налог стал экономически менее обоснован, так как косвенно учитывать выручку, прибыль, балансовую стоимость имущества и тому подобное можно, во-первых, более детализировав виды деятельности, попадающие под единый налог на вмененный доход и по видам - базовую доходность, а во-вторых, расширив возможности корректирующих коэффициентов (К2). Вообще для малого бизнеса следует оставить упрощенную схему налогообложения, причем только по ставке 6% от выручки, а единый налог на вмененный доход - упразднить.

. Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых формально заменил собой налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В результате исчезла существовавшая ранее финансовая база проведения геологоразведочных работ в масштабах всей страны. Механизм, адекватный зарубежной практике, отсутствует. Частные компании хотя и проводят геологоразведочные работы, но не в интересах страны в целом. Много претензий и к порядку формирования налоговой базы, ставкам, в частности, не учитывается дифференциальная рента.

. Местные налоги. С 1 января 2005 г. в структуре налоговой системы Российской Федерации к местным налогам относят всего два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Конечно, отмена ранее действующих в соответствии с законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» местных налогов, большинство из которых относилось на финансовые результаты предприятий (организаций), снизило налоговую нагрузку. Кроме того, большинство налогов являлись экономически не эффективными. Однако именно новый состав местных налогов (аналогично региональным) наглядно показал, что никакой нормальной собственной закрепленной финансовой базы региональные бюджеты и соответствующие местные (муниципальные) бюджеты иметь не будут. Проблему межбюджетных отношений в части упорядочивания и наполнения финансовыми ресурсами субфедеральных бюджетов налоговая система Российской Федерации не решает, наоборот, ухудшает. Так как более 90% доходов бюджетной системы РФ в соответствии с отчетами об исполнении федерального бюджета с 2001 г. составляют налоговые доходы, никакое «эффективное управление собственностью» проблему пополнения бюджетов не решит. Ясно, что введено «сметное» обеспечение местных (муниципальных) бюджетов. Автор сомневается, что в ближайшие годы будут реализованы продекларированные механизмы межбюджетных отношений, в том числе четкое разделение расходных полномочий и полное финансовое обеспечение местных и региональных бюджетов на долговременной основе доходными источниками (закрепленными и регулирующими) в соответствии с переданными расходными полномочиями. Так, объем финансовых обязательств государства, по словам вице-премьера РФ А.П. Жукова, в 2,5 раза превышает финансовые возможности, а значит останутся «нефинансируемые» мандаты или государство «поделится» социальными расходами с бюджетами домохозяйств. Реализация Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2006 из-за кадровой, структурной и межбюджетной неготовности чревата серьезными социальными последствиями. Если организация финансовых потоков соответствует унитарному государству, тогда следует это признать и соответственно распределять обязательства между уровнями власти.

Итак, особой инвестиционной привлекательности новые редакции налогов и сборов не несут, что крайне обидно в условиях огромного профицита федерального бюджета с 2000 г., когда стала возможной реализация концепции А. Лаффера, позволяющей сбалансировать фискальную и регулирующую функции. Мы топчемся на месте, не разрешая имеющийся круг проблем: нестабильность налоговой системы, ее явная фискальная направленность вызывают желание у налогоплательщиков осуществлять и законную, и незаконную оптимизацию налоговых платежей, вывоз капитала, а у контрольных органов - поиск и наказание виновных. При этом за последние годы из-за низкого уровня оплаты труда в налоговых органах и возложения на ФНС России дополнительных функций без соответствующего финансового подкрепления возникли серьезные проблемы в налоговом администрировании.

 

.2 Сокращение общего числа налогов


Что касается сокращения числа налогов, то, пожалуй, самые важные поправки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. С 2005 года, когда изменения вступили в силу, налогов и сборов осталось всего пятнадцать. К федеральным налогам отнесены:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

налог на наследование или дарение;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог остаются региональными налогами. К местным налогам, как и прежде, отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Не изменяется перечень специальных налоговых режимов.

С вступлением в силу этих поправок утратил силу Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а налоги и сборы, не установленные Налоговым кодексом, взиматься не будут. Таким образом, с 2005 года не нужно платить налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции.

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом. Но, как пояснили в Департаменте налоговой политики МНС России, на их взимании это не отразилось, поскольку эти платежи носят неналоговый характер.

Региональные налоги по-прежнему вводятся в действие законами субъектов РФ. А порядок ввода в действие местных налогов изменится. Поправками устанавливается, что местные налоги на конкретных территориях вводятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Если такие акты не будут приняты, налог на соответствующей территории взиматься не будет.

Согласно поправкам, принимая решение о вводе на своей территории того или иного налога, регионы и муниципалитеты могут определять ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. А вот утверждать формы отчетности по налогу региональные и местные власти не вправе.

Заключение


Оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты которой последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.

Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающей следующие положения.

Прежде всего - это формирование и последовательное развитие системы налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций, предпринимателей и частных лиц.

Решить проблему пополнения бюджета, несущего неизбежные потери в результате либерализации подоходного обложения, предназначается политике последовательного расширения сферы применения налогов на потребление, в частности НДС.

Важной тенденцией развития налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны стать налог на оплату труда в виде взносов в ФСС, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц. Наиболее важным направлением развития методики расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного обложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.

Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.

Список литературы


1.     Аронов А. В. Налоговая система и ее влияние на экономику // Налоговый вестник.2007 - № 5 - с. 33 - 35

2.       Астапов К. Л. О реформе налоговой политики // Финансы. - 2006 - № 10 - с. 29 - 31

.        Белова С. В. Бюджет и налоги. Взаимосвязь и противоречия// Бухгалтерский учет. - 2007г. - № 11 - с. 65 - 67

.        Голубев О.Е. Модернизация налоговой системы - стимул развития малого бизнеса // Налоговое обозрение. - 2007. - № 1 - 2 - с. 76 - 80

.        Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. - 2007 - № 1 - с. 22 - 26

.        Финансы: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 1999., с. 155 - 158

.        Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред. Е. Н. Евтигнеева. - М.: ИНФРА - М, 2002.

.        Караваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2006. - № 10 - с. 26 - 28

.        Караваева И. В. Совершенствование налоговой политики России // Все для бухгалтера. - 2007. - № 4 - с. 31 - 41

.        Караваева И. В. Закономерности влияния налогов на экономику// Банковские услуги. - 2001. - № 7 - 8 - с. 63 - 70

.        Караваева И. В, Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. - 2007. - № 8 - с. 117 - 133

.        Кашин В. А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. - 2006. - № 7 - с. 27 - 29

.        Кашин В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России // Аудитор. 2006. - № 3 - с. 12 - 14

.        Налоговое право России: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. - М. Юр Инфо Р, 2002, с. 279 - 284

.        Манько А. Инструменты налогового регулирования// Финансовый бизнес. - 2007. - № 4 - с. 58 - 60

.        Меньшиков П.В. Проблемы налоговой реформы в современной России // Финансовый бизнес. - 2007. - № 3 с. 2 - 6

.        Назаров А. И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета // Финансы. - 2006. - № 10 - с. 37 - 38

.        Осипов С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения // Налоги. - 2005 - № 1 - с. 55 - 61

.        Пансков В. Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. - 2006 - № 1 - с. 33 - 37

.        Пансков В. Г. Налоги и импорт// Российский экономический журнал. - 2006. - № 11 - 12 - с. 22 - 26

.        Постатейный комментарий к Конституции РФ/под ред Кудрявцева Ю В. М. БЕК 1994

.        Постатейный комментарий к Конституции РФ/под ред Окунькова Л.В. М. Юристъ 1999

.        Пономаренко Е. О бюджетно - налоговой политике на 2007г. // Экономист. - № 11 - с. 59 - 66

.        Пушкарев В. М. Налоговая политика и бизнесс// Финансы. - 2006. - № 1 - с. 24 - 27

.        Финансы: Учебник / Под ред. проф. Романовского. - М..: Перспектива, Юрайт, 2000., с. 279 - 284

.        Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики // Финансист. - 2006. - № 3 - с. 42 - 48

.        Шаталов С. Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. - 2007. - № 2 - с. 3 - 7

.        Налоги и налогообложение: Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. - М.: Инфра - М, 1998., с. 128 - 133

Похожие работы на - Основные принципы налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!