Прогнозирование как система приема в разработке управленческих решений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    232,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прогнозирование как система приема в разработке управленческих решений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

 

 






Курсовая работа

по дисциплине: Разработка управленческих решений

Тема: Прогнозирование как система приема в разработке управленческих решений

 


Выполнила: студентка

гр. ___________________

______________________

Проверил:

______________________


г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений

.1 Понятие и методы прогнозирования

.2 Типы прогнозов и этапы прогнозирования

.3 Управление процессом прогнозирования

Глава 2. Анализ применения методов прогнозирования в процессе принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Чита-Спецстрой»

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Анализ практического использования метода «дерева» решений в принятии управленческих решений в компании «Чита-Спецстрой»

Заключение

Список источников

Приложение

Введение

Формирование рыночных механизмов в России в последнее время связано с целым рядом трудностей. Меняются организационные формы функционирования предприятий различных отраслей, усложняются экономические и социальные связи и отношения. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях. прогнозирование управленческий решение

Основой для такого подхода в принятии управленческих решений является экономическое прогнозирование, призванное выявить общие перспективы и эволюции, тенденции организационно-структурного развития, обеспечить сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ. При этом важно суметь обнаружить всю совокупность факторов и причин, определяющих функционирование и развитие исследуемой хозяйственной структуры.

К настоящему времени проведено достаточно много исследований и получены впечатляющие практические решения проблемы прогнозирования в науке, технике, экономике, демографии и других областях. Внимание к этой проблеме обусловлено в том числе масштабами современной экономики, потребностями производства, динамикой развития общества, необходимостью совершенствования планирования на всех уровнях управления, а также накопленным опытом.

Прогнозирование - один из решающих элементов эффективной организации управления отдельными хозяйствующими субъектами и экономическими сообществами вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые сегодня, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем.

Таким образом, в настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития производственного потенциала предприятия.

Объектом работы является процесс принятия управленческих решений.

Предметом является реализация методов прогнозирования на примере конкретного предприятия.

Целью курсовой работы является изучение прогнозирования как системы приема в разработке управленческих решений.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений.

. Провести анализ применения методов прогнозирования в процессе принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Чита-Спецстрой».

. Сделать выводы по результатам исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений

.1 Понятие и методы прогнозирования

Прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе экономической деятельности. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности.

При всем принципиальном отличии направлений прогнозирование объединяет единая цель: определение характера протекания процесса в будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между информацией о процессе в контролируемый период времени и характером протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.

Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них - формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики. [8]

Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических теорий: функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов. Чтобы обосновать выбор того или иного средства прогнозирования, необходимо иметь возможность количественно оценить его качество.

Каждый метод (прием) прогнозирования желательно сопровождать определенным значением показателя качества, изменяющимся в зависимости от формулирования задачи, условий ее решения. Это достаточно трудно. В каждом конкретном случае прогнозирования возможны различные методы (способы, приемы), каждый из которых характеризуется не одним показателем, а набором показателей, изменяющихся при изменении формулировки задачи и условий ее решения.

Деятельность лица, принимающего решение, и аппарата управления включает следующие этапы:

·    формулирование проблемы;

·              построение системы, в которой возникает проблема, и идентификацию (установление причинно-следственных связей и отношений) ключевых переменных;

·              сбор данных об обстановке и выдвижение гипотез;

·              формирование образа будущего с использованием модели и сценариев;

·              принятие стратегических решений.

При этом сценарии формирования образа будущего предусматриваются такие действия:

·    исследуемая система представляется с учетом современных реалий и динамики развития;

·              строится «дерево будущего», где ветвями являются гипотезы с возможными вариантами последствий;

·              конечные результаты прогнозируются для различных временных горизонтов. С помощью сценариев, передвигаясь из будущего в настоящее по системе «ходов», разрабатывают меры, необходимые для достижения поставленной цели. [14]

В настоящее время уже разработаны рекомендации и методы выполнения прогнозирования.

Классификация прогнозов. В классическом менеджменте считается, что прогнозирование - это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании. Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ и т. п.) имеют вероятностную природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования - получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве.

Источниками информации для прогнозов являются вербальные и письменные тексты, получаемые в процессе коммуникаций между людьми или в открытой печати. Для добывания необходимой информации отдельными структурами частного бизнеса организуется промышленный шпионаж. Информацию из открытой печати получают, используя приемы: структурно-морфологический; определения публичной активности; выявления групп патентных документов; анализа показателей; терминологического и лексического анализа.

Для прогнозирования в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы.

Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование.

Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов). [14]

Приведем краткую характеристику методов прогнозирования, используемых чаще других.

Экспертные методы

·    Область применения. Экономическая конъюнктура. Решение проблем научно-технического прогресса. Развитие объектов большой сложности

·              Предназначение, решаемые задачи. Для объекта, развитие которого не поддается предметному описанию, математической формализации. В условиях отсутствия достоверной статистики относительно объекта управления. В условиях большой неопределенности. При отсутствии ЭВМ. В экстремальных ситуациях.

·              Особенности применения. По экспертным оценкам 7-9 специалистов. Выработка коллективного мнения группы экспертов. Требуется много времени для опроса и обработки данных.

Метод эвристического прогнозирования

·    Область применения. Научно-технические объекты и проблемы, развитие которых плохо поддается формализации.

·              Предназначение, решаемые задачи. Нахождение оптимальных способов создания проектируемых (модернизируемых) систем. Выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области.

·              Особенности применения. Математический аппарат неприменим. Специально обрабатываются прогнозные оценки объекта путем систематизированного опроса экспертов в узкой области науки, техники, производства. Информационный массив создается набором заполненных экспертами таблиц.

Коллективная генерация идей

·    Область применения. Получение блока идей по прогнозированию и принятию решений.

·              Особенности применения. Синтез объекта прогноза, мультифакторный анализ событий со стороны определяющих это событие факторов.

Морфологический анализ

·    Область применения. При малом объеме информации об изучаемой проблеме для получения систематизирований по всем возможным ее решениям.

·              Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование возможного исхода фундаментальных исследований. При открытии новых рынков, формировании новых потребностей.

·              Особенности применения. Структурные взаимосвязи между объектами, явлениями и концепциями. Всеобщность предполагает использование полной совокупности знаний об объекте. Необходимое требование - полное отсутствие предварительных суждений. Содержит этапы: формулирование проблемы; анализ параметров; построение «морфологичееского ящика», содержащего все решения; изучение всех решений.

Прогнозный граф и «дерево решений»

·    Область применения. Структурное прогнозирование: нахождение решения проблемы при сохранении функций, но с изменением структуры объекта.

·              Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование развития объекта в целом. Формулирование сценария достижения прогнозируемой цели, уровня цели, критерия и весов, ранжированных вершин.

Прогнозирование по аналогии

·    Область применения. Разрешение ситуаций, привычных для лиц, принимающих решения.

·              Предназначение, решаемые задачи. Решение ситуационных управленческих задач.

·              Особенности применения. Использование метода при наличии аналогов объектов, процессов. Применение метода требует специальных навыков. [10]

При решении задач прогнозирования и принятии решений существенной проблемой является количество и качество требуемой информации. Ниже приведены несколько методов (приемов и способов), позволяющих лицам, принимающим решения, с минимальными материальными и организационными затратами наполнять информационную базу данных. Существуют различные методы получения информации:

·    Метод структурно-морфологический. Предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п.), что позволяет обоснованно формулировать стратегию научно-технического прогресса предприятия.

·              Метод определения публикационной активности. Поток документов, относящихся к различным областям знаний, цикличен. Отслеживая циклы, можно определить состояние разработки какой-то проблемы в стране, на предприятиях и принять меры по коррекции стратегий научно-технического прогресса в своей организации.

·              Метод выявления группы патентных документов. Любая организация, как правило, патентует только те идеи, которые имеют практическую значимость для ее развития и бизнеса. Изучая патенты-аналоги ведущих фирм, можно выявить направленность их деятельности и уровень решения ими интересующей вас проблемы.

·              Метод показателей. Каждая техническая система характеризуется набором показателей, которые совершенствуются, что отражается в документах. Анализируя динамику изменения характеристик показателей этой системы, можно сделать вывод о тенденции ее развития.

·              Метод терминологического и лексического анализа. При развитии различных областей знаний происходит естественная смена терминологического аппарата. Лексический анализ текстов позволяет обнаружить на раннем этапе зарождение принципиальных инноваций и спрогнозировать действия своей организации.

Выбор метода прогнозирования. Адекватно подобранные средства прогнозирования значительно улучшают качество прогноза, поскольку:

·    обеспечивают функциональную полноту, достоверность и точность прогноза;

·              уменьшают временные и материальные затраты на прогнозирование.

На выбор метода прогнозирования влияют:

·    сущность практической проблемы, подлежащей решению;

·              динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;

·              вид и характер имеющейся информации, типовое представление об объекте прогнозирования;

·              комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;

·              период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации товара, услуги;

·              требование к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы.

Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора - затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.

При выборе метода прогнозирования нужно учитывать:

·    наличие статистических данных за необходимый период;

·              компетентность прогнозиста, наличие электронно-вычислительной техники (ЭВТ);

·              время, необходимое для сбора и анализа информации.

В ряде случаев для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов. Требования к прогнозам:

·    своевременность, с определенной степенью точности и определенности других показателей;

·              надежность, выраженная в знаковых единицах (долларах, единицах продукции, оборудовании, квалификации персонала и т. п.) и зафиксированная на бумаге;

·              простота методики прогнозирования для использования. [14]

Таким образом, методы прогнозирования подразделяются на качественные и количественные. Качественные методы основаны на суждении, опыте и экспертизе; количественные - на использовании статистических данных за определенный период времени или на связи между переменными. Ни один из методов не является универсальным. Методы могут быть простыми и сложными.

1.2 Типы прогнозов и этапы прогнозирования

Практически каждое предприятие, большое или маленькое, частное или государственное, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает. К тому же необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии так же, как и все типы организаций. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях, в маленьких социальных клубах и национальных политических партиях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы те или иные процедуры прогнозирования.

·    Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?

·              Какой годовой доход может ожидать государство по истечении следующего двухлетнего периода?

·              Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?

·              Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?

·              Каков ежегодный прогноз на последующие 10 лет в отношении сводного баланса займов нашего банка?

·              Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится? [19]

Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.

Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. На одном полюсе здесь находится чисто качественный аппарат, не требующий явного математического оперирования данными. Используется только "оценка", предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае "оценка" составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. На другом полюсе находится чисто количественный аппарат, не требующий никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.

Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования.

. Сбор данных

. Редукция или уплотнение данных

. Построение модели и ее оценка

. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)

. Оценка полученного прогноза [8]

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода. Например, при прогнозировании продаж малолитражных автомобилей целесообразно будет использовать данные о продажах автомобилей только с момента введения эмбарго на нефть в 1970-х годах, а не данные за последние 50 лет.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования. [8]

.3 Управление процессом прогнозирования

В процесс прогнозирования непременно должны быть вовлечены способности и здравый смысл руководящего персонала. Специалист, занимающийся прогнозированием, должен рассматриваться как советник менеджера, а не как оператор некоего устройства, автоматически принимающего решения. К сожалению, именно эта ситуация чаще всего встречается на практике, особенно в связи с появлением компьютеров. Повторим, что количественный аппарат в процессе прогнозирования должен восприниматься как инструмент (чем он в действительности и является), используемый менеджером для принятия наилучшего решения.

Эффективность и уровень использования прогнозирования могут быть повышены, если менеджмент примет по отношению к нему более реалистичное отношение. Прогнозирование следует рассматривать не как некое пророчество, а скорее, как лучший способ выявления и экстраполяции существующих схем или взаимоотношений с целью прогнозирования. Если такое отношение будет воспринято, то ошибки прогноза будут рассматриваться как неизбежные, а обстоятельства, их порождающие, непременно подлежащими исследованию. [12]

Следовательно, для того чтобы соответствующим образом руководить процессом прогнозирования, следует найти ответы на несколько ключевых вопросов.

·    Почему необходим прогноз?

·              Кто будет использовать прогноз, и в чем состоят его основные требования?

·              Какой уровень - отдельные составляющие или обобщенные показатели - требуется и каковы соответствующие временные рамки?

·              Какие имеются данные и будет ли их достаточно для того, чтобы получить необходимый прогноз?

·              Во что обойдется выполнение прогноза?

·              Какова ожидаемая точность прогноза?

·              Ясно ли понимает создающий прогноз специалист то, как он будет использован на предприятии?

·              Существует ли обратный процесс, позволяющий оценить прогноз после того, как он был сделан, и внести соответствующие уточнения в процесс прогнозирования? [3]

Целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого менеджер должен принимать решения. Эта цель диктует два основных правила, которым должен следовать процесс прогнозирования.

. Прогнозирование должно быть технически корректным и должно порождать прогнозы, достаточно точные для того, чтобы отвечать нуждам фирмы.

. Процедура прогнозирования и ее результаты должны быть достаточно эффективно представлены менеджменту, что обеспечит использование прогнозов в процессе принятия решения во благо фирмы. Результаты прогнозирования также должны быть сбалансированы в отношении затрат/прибыли.

Итак, процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также в развитии всей системы менеджмента.

Глава 2. Анализ применения методов прогнозирования в процессе принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Чита-Спецстрой»

.1 Краткая характеристика предприятия

Акционерное общество открытого типа «Чита-Спецстрой» создано путем преобразования из закрытого общества с одноименным названием, учрежденного трудовым коллективом арендного треста «Чита-Спецстрой» в соответствии с гражданским кодексом РФ 27 января 1999 года. Главный офис компании расположен в городе Москва.

Основные характеристики деятельности представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные характеристики ОАО «Чита-Спецстрой»

Организационно-правовая форма

Открытое акционерное общество

Вид деятельности

Строительство

Географическое расположение

г. Чита

Позиция на рынке

На рынке - 16 лет Доля внутреннего рынка - 6%

Конкуренты

Более 100 конкурентов. Основные - «Домострой», «Строймастер», «Стройоблтранс», «ДКС», «СПК», «Строитель»

Сильные и слабые стороны

Сильные - географическое положение, господдержка, привлекательность для инвесторов, конкурентоспособные цены. Слабые - высокая текучесть кадров, громоздкая система управления, плохо налаженная внешнеэкономическая деятельность

Общее положение организации

Стадия зрелости

Стратегия развития

Инновационное развитие


Основные направления деятельности общества:

·   производство электромонтажных, наладочных и других строительных работ; ремонт и сервисное обслуживание оборудования;

·   проектирование объектов строительства, производство работ и другие проектные работы;

·   внешнеэкономическая деятельность.

В составе предприятия входят: одна бригада монтажников, участок нулевого цикла, участок спецработ, бригады электриков, линейный персонал - 18 чел., геодезическая группа - 3 чел., среднесписочная численность рабочих составляет 121 чел.

Подсобное производство оснащено современным технологическим оборудованием и включает в себя следующие участки: 1. Участок металлоизделий. 2. Участок столярных изделий. 3. Участок штамповочных изделий. 4. Колерный участок.

Организационная структура ОАО «Чита-Спецстрой» представлена на рисунке в приложении к курсовой работе (Приложение).

Компания планирует расширение своей деятельности. Для увеличения конкурентоспособности предприятия необходимо выработка эффективного механизма поиска оптимальных управленческих решений. Для этого проанализируем методы прогнозирования.

2.2 Анализ практического использования метода «дерева» решений в принятии управленческих решений в компании «Чита-Спецстрой»

Разработка конкурентоспособной системы управления предполагает выработку таких управленческих решений, которые обеспечили бы успешность деятельности фирмы в выбранном сегменте рынка. Применение процессного управления к этой задаче предполагает проведение серии компьютерных экспериментов с целью определения оптимального решения, дающего требуемый результат - максимизация прибыли. Для этого необходимо внедрение автоматизированной информационной системы.

Проект по автоматизации системы управления может быть реализован по двум альтернативным вариантам:

)        закупить компьютерное оборудование;

)        арендовать компьютерное оборудование.

Для принятия решения воспользуемся методом «дерева» решений. Схема «дерево» решений очень похожа на схему «дерево» вероятностей. Ее используют, когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности когда каждое решение зависит от исхода предыдущего или исходов испытаний. Составляя «дерево» решений, нужно нарисовать «ствол» и «ветви», отображающие структуру проблемы. Располагаются «деревья» слева направо. «Ветви» обозначают возможные альтернативные решения, которые могут быть приняты, и возможные исходы, возникающие в результате этих решений. На схеме используется два вида «ветвей»: первый - пунктирные линии, соединяющие квадраты возможных решений, второй - сплошные линии, соединяющие кружки возможных исходов.

Квадратные «узлы» обозначают места, где принимается решение, круглые «узлы» - появление исходов. Так как принимающий решение не может влиять на появление исходов, ему остается лишь вычислять вероятность их появления. Когда все решения и их исходы указаны на «дереве», просчитывается каждый из вариантов, и в конце проставляется его денежный доход. Все расходы, вызванные решением, проставляются на соответствующей «ветви».

Предсказать рост масштабов деятельности компании «Чита-Спецстрой» в ближайшие четыре года нельзя, но возможно разделить его на значительный, средний и незначительный.

Вероятность значительного роста масштаба деятельности в первый год после установки компьютеров составляет 0,6; среднего и незначительного - 0,3 и 0,1 соответственно. В последующие три года рост может оцениваться как значительный и незначительный. Подсчитано, что если рост значительный в первый год, то вероятность того, что он останется таким же в последующие три года, равна 0,75. Средний рост первого года изменится на незначительный в последующие годы с вероятностью 0,5. А незначительный таким же и останется с вероятностью 0,9. Чистые наличные доходы, вызванные этими изменениями, приведены в табл. 2.

Таблица 2.Доходы наличности

Рост

Доход наличности на конец года, ф. ст

Значительный

20000

Средний

14000

Незначительный

11000


Стоимость компьютеров - 35000 руб.

Условия аренды: первоначальный взнос - 15000 руб. плюс 25% чистой наличной выручки на конец года.

Компания рассчитывает получать 12% годовой прибыли на вложенный капитал.

Для того, чтобы решить, должна ли фирма покупать или арендовать компьютеры, воспользуемся «деревом». Критерием принятия решения является максимизация ожидаемой чистой выручки с учетом 12%-ного приращения капитала в год.

Решение.

Этап 1. Составляем «дерево» для покупки-аренды компьютеров.

Отметим, что обе половины «дерева» - покупка и аренда - не зависят от начальных затрат, а зависят только от сумм предполагаемого дохода, которые рассчитываются на конечном этапе.

Этап 2. Подсчитаем суммы, получаемые за 1-4 годы работы. Значения доходов, проставленные в крайней правой части «дерева» - это доходы за 2-4 годы, соответствующие сегодняшнему уровню доходов с учетом годовой 12%-ой надбавки, которая предусматривает.

Если в конце года компания получает А руб. и рассчитывает на 12% годового прироста, то тогда сегодняшнее (текущее) значение А руб. для 2-4 года работы будет равно:


Поэтому в «узле» I, где А (доход за год) должно быть равно 20000 руб., текущее значение дохода за 2-4 годы с учетом 12% годовых: PVi = 20000 руб. х 2,1445 = 42890 руб.

Аналогичная цифра для J: PVj = 11000 руб. х 2,1445 = 23590 руб.

Чередуясь, эти два значения повторяются от К до Т. (см. рис. 1).

Рис. 1. «Дерево» решений для покупки или аренды

Этап 3. Используя текущие значения доходов (present value), можно вычислить математическое ожидание исходов от С до Н. В исходе С несмещенная величина ожидаемого текущего дохода за годы 2-4 равна:C (годы 2-4) = (42890 руб. х 0,75) + (23590 руб. х 0,25) = 38065 руб.

Следовательно, ожидаемая текущая стоимость «узла» С за 1-4 годы:C (годы 1-4) = 38065 + 17857 = 55922 руб.

Исход «узла» D, ожидаемая текущая стоимость доходов за 1-4 годы при 12% годовых, составит:D = ((42890 х 0,5) + (23590 х 0,5)) +14000/1,12 = 45740 руб.

Исход «узла» Е, ожидаемая текущая стоимость доходов за 1-4 годы:E = ((42890 х 0,1) + (23590 х 0,9)) + 11000/1,12 = 35341 ф.ст.

В результате симметрии ожидаемые текущие величины доходов в кружках F, G и Н составляют 55922 руб., 45740 руб. и 35341 руб. соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Окончательное «дерево» решений

На этом расчеты по правой стороне «дерева» заканчиваются, и можно приступить к вычислению ожидаемых текущих доходов в «узлах» А и В.

Для обоих «узлов» значения доходов одинаковые.A = EPVB = 55922 х 0,6 + 45740 х 0,3 + 35341 х 0,1 = 50809 руб.

Чистый ожидаемый текущий доход по А (если компьютеры будут куплены) составит: EPVA = ожидаемая текущая стоимость - стоимость покупки = 50809 - 35000 = 15809 руб.

Для расчета низкой ожидаемой текущей стоимости по «узлу» В вычислим стоимость аренды - 15000 руб., которые выплачиваются сразу, плюс 25% чистого годового дохода наличности. Ожидаемая текущая величина чистого дохода наличности составляет 50809 руб. Следовательно, ожидаемая текущая величина стоимости аренды равна: 15000 руб. + 25% от 50809 руб. = 15000 + 12702 = 27702 руб.

Отсюда чистая ожидаемая текущая стоимость по исходу В (если компьютеры будут взяты в аренду) составит: 50809 руб. - 27702 руб. = 23107 руб.

Теперь вернемся к рассмотрению квадрата 1. Максимизируя ожидаемую текущую величину чистых доходов, мы сравним значение исхода кружка А (15809 руб. при покупке) со значением в кружке В (23107 руб. при аренде). Из чего следует, что компания должна арендовать компьютеры.

Таким образом, решение проблемы связано с количественными оценками параметров, но, как и всегда на практике, немаловажную роль играет субъективный подход.

В процессе принятия решений необходимо придерживаться следующей последовательности:

. Определить все возможные в данной ситуации варианты решения.

. Для каждого из них определить его возможные исходы.

. Для каждого решения и его исходов подсчитать возможный доход.

Наиболее удобная форма представления этих этапов - таблица доходов. Принимающий решение должен выбрать правило принятия решений, которое больше всего подходит к данной ситуации. Выбранное правило и определит выбор решения.

Заключение

Прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе экономической деятельности.

Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование - на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов.

В предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию.

По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.

Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. Качественные не требуют математического оперирования данными. Количественные не требуют никакой дополнительной оценки.

Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования.

) сбор данных;

) редукция или уплотнение данных;

) построение модели и ее оценка;

) экстраполяция выбранной модели;

) оценка полученного прогноза.

Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом.

Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования. Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиворечивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достоверность информации).

Целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого руководитель должен принимать решения.

В аналитической части работы было рассмотрено предприятие «Чита-Спецстрой». Эта компания планирует расширение своей деятельности. Для увеличения конкурентоспособности предприятия необходимо выработка эффективного механизма поиска оптимальных управленческих решений.

В процессе принятия решений методом «дерева» автор придерживался следующей последовательности:

. Определил все возможные в данной ситуации варианты решения.

. Для каждого из них определил его возможные исходы.

. Для каждого решения и его исходов подсчитал возможный доход.

Наиболее удобная форма представления этих этапов - таблица доходов. Принимающий решение должен выбирать правило принятия решений, которое больше всего подходит к данной ситуации. Выбранное правило и определяет выбор решения.

Список источников


1.   Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 287 с.

2.       Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2001. - 341 с

.        Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 192 с.

.        Бестужев И.В. Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В. Бестужев. - М.: Мысль, 2002.-430 с.

.        Бобровников Г.Н., Клебанов А.И. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции: Учеб. пособие. - М: Издательство стандартов. 2004. - 232 с.

.        Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. - М.: ИП» Экоперспектива», 2000. - 432 с.

.        Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. - 400 с.

.        Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. Гранберга А.Г. - М: Финансы и статистика 2000. - 383 с.

.        Карданская Н.Л. Основы принятия решений: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 288 с.

.        Кузьбожев Э.Н. Экономическое прогнозирование (методы и модели): Учеб. пособие. (Курск. гос. техн. ун-т Курска), 1997 - 84 с.

.        Литвак Б.Г. Управленческие решения, М.: ЭКМОС 1998 г. - 365 с.

.        Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 318 с.

.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: - «Дело», 1990. - 402 с.

.        Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. - М: ЮНИТИ-ДАТА, 1999. - 318 с.

.        Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие - СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2001. - 114 с.

.        Петров Л.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: С. Питербург 2003. - 331 с.

.        Саркисян С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие. Под ред. Саркисяна С.А. М: «Высш. Школа», 1977. - 351 с.

.        Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций. - М.: Эксмо, 2004. - 397 с.

.        Четыркин Е.М. Теория и практика статистического моделирования экономики / Под ред. Е.М. Четыркина, А. Класса. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 с.

Приложение

Структура управления ОАО «Чита-Спецстрой»



Похожие работы на - Прогнозирование как система приема в разработке управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!