Ответственность за террористическую деятельность в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,81 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за террористическую деятельность в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.1Понятие терроризма в уголовном праве

1.2Анализ состава терроризма, как вида уголовного преступления

1.3Правовые основания уголовной ответственности за террористические действия в Российской Федерации

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ

2.1Особенности развития международных правовых основ ответственности за террористическую деятельность

2.2Тенденции и причины развития внутреннего и международного терроризма

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в мировом политическом и юридическом лексиконе закрепилось понятие «терроризм». Министр обороны России Сергей Иванов, выступая на заседании Российской Академии военных наук, заявил, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера - с международным терроризмом. «Давайте признаем откровенно, - сказал он, - против России война уже идет, идет не один год. Нам ее никто не объявлял, нет такой страны, которая находилась бы в состоянии войны с нами». Войну против России ведут террористы. Эта война не имеет фронта и тыла, она не подвержена разумной логике и беспощадна по применяемым средствам.

Терроризм в настоящее время носит транснациональный характер. Высокая степень общественной опасности терроризма, обусловлена тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, связан с культом насилия и порождает в обществе атмосферу страха, беспокойства граждан за свою безопасность и безопасность близких лиц. В современных условиях опасность терроризма возрастает и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и т.д., которое обладает огромной разрушительной силой.

Беспрецедентные террористические акты, совершенные взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске (октябрь 2000 г.), теракт в Театральном центре на Дубровке в Москве (октябрь 2002 г.), а также в США 11 сентября 2001 г. (в Нью-Йорке и Вашингтоне), стали своеобразной точкой отсчета нового столетия.

Террористические акты в России и за рубежом наглядно свидетельствуют: проблема сегодняшней ситуации заключается в том, что ни на внутригосударственном, ни на международном уровнях нет согласия в понимании того, что же представляют собой борьба с терроризмом, ее долговременная стратегия и тактика. На данный момент различными ветвями власти (и, прежде всего, законодательной) не выработан комплексный ответ ни на терроризм как различные формы преступной деятельности, ни на терроризм как социально-политическое явление. Конкретные принципы государственной политики по отношению к терроризму не сформулированы. Все это препятствует выработке антитеррористистических стратегии и тактики непосредственно на местах, а также затрудняет объективную оценку (в том числе международную) антитеррористической деятельности Российского государства в целом. Действующее российское законодательство, в том числе и уголовное, не отвечает тем требованиям, которые предъявляет сложившаяся ситуация.

В этой связи несомненную актуальность приобретает проблема изучения терроризма, как уголовно наказуемого преступления в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Целью курсовой работы являлось раскрытие терроризма, как уголовного преступления и выявление направлений совершенствования правовых норм ответственности за террористическую деятельность в Российской Федерации.

Для раскрытия поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

1.Раскрыть понятие и признаки терроризма, а также основания и меры уголовной ответственности за данное преступление.

2.Рассмотреть терроризм, как одну из главных мировых проблем.

.Выявить направления совершенствования правовых норм ответственности за террористическую деятельность в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка источников и использованной литературы.

Теоретической основной курсовой работы являлись законодательные и нормативные акты, научная, учебная и монографическая литература, специализированные периодические правовые издания.

ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.1 Понятие терроризма в уголовном праве

Терроризм представляет собой сложное, многоплановое явление, которое посягает на различные блага и общественные установления, охраняемые законом, что вызывает определенные трудности в выработке его общего понятия и в решении вопроса об ответственности за его совершение.

Многие российские юристы, в том числе Е.А. Климчук, В.В. Лунев, В.П. Емельянов и некоторые другие, в своих работах отмечают, что до настоящего времени отсутствует четкое определение терроризма. Проведенный автором курсовой работы анализ литературы по рассматриваемой теме позволяет согласиться с мнением российских ученых. Так, например, в Юридическом энциклопедическом словаре слово «террор» как правовое понятие вообще не упоминается. Политический же словарь дореформенной России трактует этот термин как «наиболее острую форму борьбы против политического противника, с применением насилия вплоть до физического уничтожения». Это определение является политическим и не учитывает, что террористические акты могут осуществлять криминальные группировки и бандитские формирования, далекие от политики.

Более полное определение террора дает Большой энциклопедический словарь: «террор - насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политического противника, конкурентов, навязывания определенной линии поведения».

Терроризм как явление рассматривается современной наукой в трех аспектах: 1) как преступное деяние; 2) как террористические группы (организации) и 3) как террористические доктрины. Но все же определяющим в данной триаде представляется понятие терроризма как преступного деяния, ибо от того, что мы будем понимать под терроризмом в смысле деяния, будет зависеть и то, какие группы (организации) и какие доктрины признавать террористическими.

Следовательно, при раскрытии понятия «терроризм» основное внимание должно быть обращено на установления его отличительных признаков. В мировой практике те или иные отличительные признаки терроризма с достаточной степенью полноты охарактеризованы как в научной литературе, так и нашли свое законодательное закрепление в уголовных кодексах многих государств, в том числе и в Российской Федерации. Попытаемся эти признаки учесть и сгруппировать в общем определении терроризма, позволяющем четко отграничить его от смежных понятий.

Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму, как деянию, свойственны следующие четыре отличительных признака.

В первую очередь отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц. Данная черта терроризма усматривается, например, из диспозиций статей Уголовных кодексов Российской Федерации, Республики Беларусь, Туркменистана, Украины, предусматривающих ответственность за терроризм и относящих к нему деяния, объективно выразившиеся в совершении или угрозе совершения взрывов, поджогов и других общеопасных действий, реально могущих нанести вред неопределенному количеству лиц либо причинить иные тяжкие повреждения.

Следующая отличительная черта терроризма - это публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензии на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления своих требований не существует. Как заметила в ходе дискуссии по проблемам терроризма С.Г. Келина, «эти действия всегда совершаются в целях саморекламы, с намерениями вызвать шок, страх у населения и властей».

Наряду с порождением общей опасности и публичным характером действий следующим отличительным и самым важным признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности, то есть, как подчеркнул Ю.М. Антонян, «о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса». В то же время, терроризм тем отличается от других порождающих страх преступлений, что здесь страх возникает не сам по себе, а в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей и служит своеобразным объективным рычагом воздействия, причем воздействия целенаправленного, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Признавая, что неотъемлемым компонентом терроризма, отмечаемым практически всеми его исследователями, является наличие элемента устрашения, Т.С. Бояр-Созонович совершенно справедливо при этом обращает внимание на следующее: «Некоторые западные авторы относят эту функцию терроризма в разряд целей, однако если и рассматривать ее как цель, то исключительно как опосредованную, промежуточную, ибо запугивание служит средством достижения гораздо более далеко идущих целей». Не относит устрашение к целям терроризма и Словарь по уголовному праву, определяя его таким образом: «Терроризм - преступная деятельность, выражающаяся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений». Таким образом, создание обстановки страха есть выражение терроризма, проявление его сути, а не его конечная цель.

И еще одной отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц (физических лиц, представителей власти, юридических лиц или группы лиц), то есть насилие здесь влияет на принятие решения не непосредственно, а опосредованно - через выработку (хотя и вынужденно) волевого решения самим лицом, воздействуя на которое путем создания обстановки страха в результате совершения общеопасных действий стремятся достигнуть своих целей террористы.

На основании рассмотренного и учитывая научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, можно предложить следующее обобщающее определение терроризма как явления, выраженного в деянии: терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы совершения общеопасных действий, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

1.2 Анализ состава терроризма, как вида уголовного преступления

Объектом терроризма, как преступления является совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества.

Объективная сторона терроризма заключается в совершении лицом взрыва, поджога либо иных действий (стрельбы из огнестрельного оружия), которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Под взрывом следует понимать сопровождающееся громким звуком воспламенение чего-либо вследствие мгновенного разложения вещества (динамита, тротила, пороха и т.п.) и образования сильно нагретых газов, расширение которых носит ударный, разрушительный характер. Взрывными устройствами могут быть гранаты, бомбы, артиллерийские снаряды, мины и т.п. заводского и кустарного производства.

Поджог означает воспламенение, способное вызывать пожар и уничтожение огнем имущества. Поджог может быть осуществлен с помощью пиротехнических средств, замыкания электрических проводов, зажигательного изделия и обыкновенных спичек и т.д. .

Под иными действиями следует понимать различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотии и т. п.

Иные действия могут состоять также в затоплении сооружений, помещений, складов, территорий.

К объективной стороне терроризма следует отнести также возникновение опасности гибели людей, причинения значительного материального ущерба и иных общественно опасных последствий. Иные общественно опасные последствия - это сопоставимые, равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти или тяжкого вреда здоровью, заражение местности, распространение эпидемий и т. д.). При этом опасность для людей состоит в угрозе причинения вреда любому их числу. К иным общественно опасным последствиям можно также отнести нарушение работы транспорта, прекращение подачи электричества, газа, нарушение работы канализации, водопровода.

Терроризм с объективной стороны состоит также в угрозе совершить перечисленные действия.

Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий понимается психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Угроза при этом должна носить реальный характер.

Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

С субъективной стороны терроризм совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает описанные в законе действия и создаваемую ими угрозу, и желает их совершения.

В субъективную сторону терроризма закон включил специальную цель: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Часть 2 ст. 205 УК РФ предусматривает ответственность за квалифицированный вид этого преступления: за терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору или неоднократно.

Часть 3 ст. 205 УК РФ предусматривает ответственность за особо квалифицированный вид терроризма, совершенный организованной группой либо повлекший по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, например, причинение тяжкого вреда здоровью, уничтожение взрывом или огнем сооружений.

Таким образом, субъектом данного преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает ответственность за содеянное согласно уголовному законодательству.

Как отмечается в юридической литературе, в настоящее время в практике реформирования уголовного законодательства стран СНГ отдельными юристами, в связи с рассмотрением проблем распространения терроризма, поднимается вопрос о включении юридических лиц в состав субъектов данного преступления. Однако, предложения предусмотреть уголовную ответственность юридических лиц в новых уголовных кодексах государств, как указывает В.П. Емельянов, были обоснованно отвергнуты. Действительно, ответственность за преступное деяние в деле юридического лица несет физическое лицо, совершившее это деяние как представитель соответствующего юридического лица или по его поручению, либо находясь на службе юридического лица, а также как соучастник такого физического лица.

Уголовная ответственность юридических лиц допускается в так называемой англо-американской системе права, и, как справедливо отмечается в литературе, сама практика в странах, где она существует, отвергает ее и свидетельствует «о многочисленных трудностях и фактической невозможности применить эту норму».

На эти трудности, а соответственно и невозможность признать юридические лица субъектами преступлений указывали ведущие юристы еще в конце ХIХ - начале XX столетия. «Субъектом, - отмечал Л.С. Белогриц-Котляревский, - может быть только человек, как лицо, одаренное ответственною волею... Несомненно, что юридическое лицо, хотя и реальное учреждение, но субъект фиктивный, воля коего есть не воля его непосредственно, а лиц физических, его составляющих, и притом не всех, а только большинства и часто даже мнимого, идущего за воротилой».

Но если юридическое лицо не обладает собственной волей, то у него нет и собственной вины, без которой невозможны уголовная ответственность и уголовное наказание, а попытки выработать некие критерии определения вины юридического лица посредством исчисления своеобразной «средней» из вин его сотрудников не имеют под собой реальных оснований. «В самом деле, - писал С.В. Познышев, - если, например, в общем собрании данного юридического лица сделано постановление совершить известное преступление и все или некоторые члены сообща совершили это преступление, то ведь вина каждого будет несомненно индивидуальна: один дремал на заседании и присоединился к известному постановлению, не отдавая себе в нем должного отчета, другой злонамеренно усыплял внимание других членов собрания и различными ухищрениями склонил остальных к данному решению, третий, хотя и не играл в данном случае активной роли, но имел прошлое, испещренное судимостями, и т.д. Смешать все эти виновности и извлечь из них какое-либо определенное целое невозможно…».

И еще одно немаловажное обстоятельство, говорящее о невозможности признать юридическое лицо субъектом преступления, - это невозможность применения к нему характерных для уголовного закона мер наказания.

К тому же применение уголовно-правовых санкций к юридическому лицу является весьма малоэффективной мерой в борьбе с преступностью. «Даже если суд признает некую организацию преступной, - замечает В.А. Лукьянов, - и приговорит ее к принудительной ликвидации, то это только в малой степени способно помешать ее создателям продолжать совместную преступную деятельность на «неформальной» основе».

Поэтому признание какой-либо организации преступной вообще или террористической в частности означает лишь возможность привлечения к уголовной ответственности конкретных членов этой организации, обладающих общими признаками субъекта преступления (достижение определенного возраста, вменяемость).

1.3 Правовые основания уголовной ответственности за террористические действия в Российской Федерации

терроризм уголовный ответственность

Рассмотрим развитие правовых основ уголовного наказания за совершение террористических актов в России и адекватность уголовного наказания за террористическую деятельность.

В советском уголовном праве середины XX в. терроризм упоминался в двух нормативных актах: в Законе СССР от 25.12.58 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» (статьи 3 - 4) и в Указе Верховного Совета СССР от 05.05.61г. «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», где речь шла об ответственности за терроризирование рецидивистами заключенных.

Статья 3 Законе СССР от 25.12.58 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» называлась «Террористический акт» и подразумевала под этим явлением убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти или же нанесение данному лицу тяжкого телесного повреждения, совершенные в связи с его деятельностью и с целью подрыва или ослабления Советской власти.

Статья 4 указанного закона рассматривала террористический акт против представителя иностранного государства (убийство или тяжкое телесное повреждение) с целью провокации войны или международных осложнений. В обоих случаях участникам террористического акта грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на определенный срок или же смертная казнь с конфискацией имущества.

Таким образом, советское уголовное право в целом учитывало оба основных признака терроризма. Объектом насилия считалось только государство, так как в условиях единой общенародной собственности и отсутствия организованной преступности в стране просто не могло быть острой конкурентной борьбы и криминальных разборок. Участникам террористических актов грозило строгое уголовное наказание, включая смертную казнь, с обязательной конфискацией имущества. Этих мер было достаточно для того, чтобы не допустить появления терроризма, чем и объяснялась редкость данного вида преступлений.

После распада Советского Союза обстановка в России существенно изменилась, что потребовало ужесточения уголовного закона. Однако его развитие пошло по другому пути. С 1997 года в России вступил в действие УК РФ, содержащий ст. 205 - «Терроризм». Под данным деянием в УК РФ понимается совершение взрыва, поджога или иных действии, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий (а также угроза совершения подобных действий). Целью террористического акта могут признаваться нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо воздействие на органы государственной власти.

Во-вторых, прослеживается нежелание или неспособность законодателя признать реальность: почему-то он посчитал, что террористы способны лишь создать «опасность гибели людей», в крайнем случае - вызвать гибель человека «по неосторожности».

В-третьих, в качестве объекта терроризма указана только государственная власть, т.е. вооруженные разборки между криминальными структурами не считаются террористическими актами.

В-четвертых, за терроризм грозит достаточно мягкое наказание: лишение свободы на срок от 5 до 20 лет, а смертная казнь или конфискация имущества не предусмотрены».

Далее указанный автор отмечает, что «УК РФ содержит ряд положений, которые чуть ли не прямо провоцируют преступника на совершение террористического акта. Так, ст. 206 («Захват заложника») имеет примечание: лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Выходит, что преступник, захвативший людей, ничем не рискует: он либо добивается выполнения своих требований, либо отпускает заложников и ненаказуем до совершения очередного преступления. Примерно такое же примечание - «индульгенцию» от уголовного наказания - имеет и ст. 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»).

Таким образом, считаем, что толкование терроризма и уголовная ответственность за террористические действия в УК РФ не отвечают создавшимся в России условиям разгула терроризма.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ

2.1 Особенности развития международных правовых основ ответственности за террористическую деятельность

Проблема терроризма, в сущности, не нова, но впервые попытки дать общеприемлемое определение этого явления были предприняты с развитием международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Проблемой терроризма активно занимались и занимаются различные международные объединения и организации в рамках состоявшихся международных конференций по унификации уголовного законодательства в рамках Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций и Европейского сообщества.

Думается, что вряд ли правильно принципиально разграничивать терроризм вообще от международного терроризма. Как совершенно верно заметила Н.С. Беглова, «международный терроризм - это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выход его за пределы границ того или иного государства». Особенность международного терроризма состоит лишь в одном - в наличии иностранного элемента. Так, Л.А. Моджорян относит к данному виду терроризма следующие случаи:

) как террорист, так и жертвы терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств;

) террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;

) подготовка к террористическому акту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом;

) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом и встает вопрос о его выдаче.

Также представляются неточными попытки отграничить уголовный терроризм от «неуголовного» (политического, религиозного и так называемого «государственного»), ибо всякий терроризм - уголовный и никакого неуголовного терроризма не существует, поскольку терроризм относится к чисто уголовным деяниям как во внутреннем законодательстве государств, так и в международных конвенциях.

В частности, в соответствии со ст. 1 Европейской Конвенции по борьбе с терроризмом и ст. 11 Международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, ни одно из указанных в настоящих конвенциях преступлений не рассматривается для выдачи или взаимной правовой помощи как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими побуждениями. Другое дело, что сам уголовно наказуемый терроризм может иметь подразделение по мотивации (политическая, религиозная, националистическая, экономическая, корыстная и т.д.) и по субъекту преступления (совершенный гражданином своей страны; иностранцем или лицом без гражданства; лицом, не обладающим какими-либо полномочиями либо представителем каких-то государственных структур).

Таким образом, и ответственность за терроризм, будь то акты терроризма, совершенные в пределах своей страны, либо имеющие международный характер, представляется возможной лишь как уголовная ответственность лиц, обладающих признаками субъекта преступления.

Признаки специального субъекта терроризма имеют место, по утверждению В.П. Емельянова, только в ст. 24 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработанного в рамках ООН, где в качестве субъекта международного терроризма названо лицо, которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении указанных в статье действий.

Тот факт, что представители государственной власти порой оказывают содействие террористам и их организациям, порождает в научной литературе полемику о субъектах такого рода терроризма, и в частности о возможности отнесения к ним государства как такового. Эта полемика идет как в рамках подготовки всеобщей Конвенции по борьбе с терроризмом, так и в рамках подготовки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и проекта Международного уголовного суда.

Проблема «государственного» терроризма представляет собой часть более общей проблемы - концепции международно-правовой уголовной ответственности государств за совершение международных правонарушений. Это научное течение, возникшее сразу после первой мировой войны, представляет собой попытку перенесения уголовно-правовых категорий в международное право, появившееся как следствие переосмысления оценок агрессивных войн. Однако идея уголовной ответственности государств подвергалась обоснованной критике как в зарубежной литературе, так и в отечественной.

Так, например, А.Н. Трайнин, пишет следующее: «…В уголовном правосудии весьма существенную роль играют понятия и институты вменяемости, стадии совершения преступления, соучастия, наказания. Вне этих понятий уголовное право и уголовная ответственность немыслимы. Но все эти институты и понятия нельзя применить к государству. Государство не может быть вменяемо или невменяемо; государство не может быть на скамье подсудимых или за решеткою тюрьмы».

Концепция международной уголовной ответственности государства не нашла поддержки и среди многих ведущих ученых в области международного права. Подробную и убедительную критику этой теории осуществили, в частности, Г.И. Тункин, Д.Б. Левин, Ю.М. Колосов, указав на невозможность механического перенесения категорий уголовного права в право международное и несостоятельность попыток отождествления уголовной ответственности и международной ответственности государств.

В последнем варианте проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества также последовательно проводится линия об уголовной ответственности за террористические действия исключительно индивидов. Следовательно, называть терроризм «государственным» только потому, что кто-то из высокопоставленных представителей государства вдруг оказал содействие террористам - нельзя. К тому же такой подход ведет к огульному обвинению в преступной деятельности всего населения того или иного государства, тогда как в каждом государстве общество далеко неоднородно, и одни его слои поддерживают преступную деятельность каких-то представителей государственной власти, другие же, напротив, осуждают ее и находятся к властным структурам в крайней оппозиции.

2.2 Тенденции и причины развития внутреннего и международного терроризма

Основной тенденцией интенсивного изменения терроризма в различных странах мира является повышение его общественной опасности.

Анализ общественной опасности терроризма можно провести по следующим критериям:

а)по темпам роста и прироста;

б)по уровню организованности;

в)по материально-техническому и финансовому обеспечению;

г)по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности;

д)по степени тяжести наступивших последствий;

е)по числу человеческих жертв;

ж)по характеру и объему целей;

з)по расширению его социальной базы.

а) За последние 15 - 20 лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в мировых СМИ. В России и на территории стран СНГ фактический терроризм особенно интенсивно возрастал в процессе и после распада СССР. Достаточно вспомнить кровавые события в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Армении, в Прибалтике и Чечне, а также террористические акты в Москве, Волгодонске, Кисловодске и других городах России. Как преступление терроризм впервые был введен в Уголовный кодекс РСФСР в 1994 г. При этом, если в 1994 году официально было зарегистрировано 18 случаев террористических актов, то в 2002 г. уже было учтено 327 случаев. Таким образом, количество зарегистрированных случаев терроризма за 8 лет увеличилось в 18 раз.

б) По уровню организованности терроризм в истекшем ХХ столетии развивался от террористов одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований левого, ультраправого, националистического и религиозного толка до транснациональных террористических объединений типа "Аль-Каида".

в) По материально-техническому и финансовому обеспечению развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения (химических, биологических, ядерных) при помощи мировых центров финансирования террористических акций.

г) По национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности терроризм «движется» от единичного места преступления - места совершения террористического акта до охвата целых городов, стран, регионов организованной и систематической террористической деятельностью.

д) По степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв тенденция устрашающая. Темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц и в чем-то, по их мнению, виновных перед ними, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем не повинных людей, не говоря уже о колоссальных материальных разрушениях. Так, теракты 11 сентября 2001 г. в США превзошли по числу жертв все последствия предыдущей истории терроризма.

е) По характеру и объему целей тренд вполне определенен: от убийства отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов.

ж) Социальная база террористов, к великому сожалению, постоянно растет и расширяется. Под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные объединения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои.

Все эти тенденции свидетельствуют о становлении терроризма фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству в своей внутренней и внешней политике и мировому сообществу в целом.

Причин такого трагического развития террористической деятельности называется много: политические, идеологические, националистические, религиозные, психологические, территориальные, социальные, экономические и т.д. Все они, видимо, могут иметь место. Но основными, на наш взгляд, остаются социально-экономические причины, выраженные в величайшей социальной несправедливости, на которую потом наслаиваются многие другие обстоятельства и социально-экономические причины окрашиваются в тот или иной политический, идеологический, национальный или религиозный цвет, что еще более упрочняет террористическую направленность отдельных групп, слоев, народов.

Поэтому современный терроризм в широком понимании данного понятия - это, видимо, не столкновение религий, наций, цивилизаций, а антагонизм между страшной бедностью нередко потенциально богатых регионов и беспредельным богатством развитых стран. И здесь движущей силой выступает не столько сама бедность, сколько социальная несправедливость в мире, удерживаемая с помощью серьезного прямого и косвенного давления и насилия одних слоев общества над другими, одних стран над другими, одних народов над другими.

Тенденция глобализации мира, интенсивно проталкиваемая США и другими развитыми странами, которая становится доминирующей, усугубляет развитие мирового терроризма и в целом организованную транснациональную преступность.

К сожалению, эти причины недостаточно анализируются. Например, в одном из докладов Национальной комиссии США по терроризму под заголовком "Приближающая угроза международного терроризма" (Countering the Changing Threat of International Terrorism) еще в конце 1999 г. говорилось, что «террористические организации основаны на идеологической близости и общей ненависти к Соединенным Штатам. Это делает террористические нападения более трудными к распознанию и предотвращению». Но причина общей ненависти не анализировалась и не анализируется.

Очень важно осознать и следующую причину. Глобальный терроризм особо интенсивно стал развиваться в послевоенное время в связи с противостоянием двух мировых систем - социализма и капитализма. Эти две идеологические системы, беспощадно борясь между собой, взрастили армады террористов, направленных друг против друга. Ныне стало известно, что правительства противоборствующих сторон нередко ставили перед собой террористические задачи уничтожения неугодных лидеров тех или иных стран. Это способствовало разрастанию государственной поддержки терроризма другими странами (Афганистан, Ирак, Иран, Ливия, Пакистан и т.д.). Снижение противостояния между СССР и США и развал СССР оставили идеологические террористические организации без средств существования. Профессиональные террористы стали искать других покровителей. Известно, что Усама бен Ладен имел связи с американскими спецслужбами в Пакистане и Афганистане и участвовал в организации борьбы моджахедов с советскими войсками. Именно в этот период была создана там «Аль-Каида», острие которой было направлено против СССР, а ныне - на США.

Особо настораживает низкая раскрываемость терроризма. Она находится в пределах 10 - 20 % от числа учтенных террактов. Тогда как 80 - 90 % реальных террористических актов достигает своей цели. Эффективность террористов в 6 - 8 раз выше антитеррористической деятельности. И еще один факт. Для всех очевидно, что терроризм ныне стал главным образом организованным. А вот это-то в силу низкой раскрываемости и не доказывается. Так, в 2002 г. в России расследовалось 402 случая терроризма. Завершено расследованием 44 случая, или 10,9 %. Из них установлено всего лишь 11 случаев (около 3 %), которые были совершены организованными преступными формированиями. Остальные остались не раскрытыми, а потому и неизвестно кем совершенными.

Анализ мер возможного предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и в России, показывает, что среди этих мер доминируют силовые, военные и специально-разведывательные аспекты. В системе предпринимаемых мер почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Особо тревожит то, что предпринимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность правам человека.

Таким образом, в настоящее время мировое общество стоит перед проблемой решения важнейшей двуединой задачи - эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоохраны и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, соотношения свободы и безопасности.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Многоплановость, высокая общественная опасность терроризма обусловливают необходимость ведения борьбы с ним на международном и внутригосударственном уровнях с использованием системы правовых, политико-организационных, социально-экономических, пропагандистских, специальных (агентурно-оперативных, оперативно-технических, оперативно-боевых) и других мер антитеррористической деятельности. Результативность этой борьбы в значительной мере зависит от скорейшей разработки на базе сущностных характеристик терроризма как формы идеологически мотивированного насилия основных параметров действующих национальной, региональной и глобальной систем противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также эффективной государственной стратегии противодействия международному и внутреннему терроризму и экстремизму и соответствующей ей правовой базы.

Однако, проведенный в курсовой работе анализ правовых норм уголовной ответственности за террористические действия позволяет сделать вывод, что толкование терроризма и уголовная ответственность за террористические действия в УК РФ не отвечают создавшимся в настоящее время в России условиям разгула терроризма.

В 1998 году в России был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который немного расширил определение терроризма, включив в него насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов. Подробный перечень признаков терроризма и террористической акции (ст. 3 Закона) включил в себя более десяти наименований. Наказание за террористическую деятельность по-прежнему определяется УК РФ. Но кроме ст. 205 УК РФ, понятие терроризма охватило преступления, предусмотренные статьями 206 («Захват заложника»), 207 («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»), 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»), 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля») и 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») Уголовного Кодекса РФ. Но этого явно недостаточно. Исходя не только из общих уголовно-правовых принципов и отдельных организационных аспектов борьбы с терроризмом, но и всей совокупности особенностей терроризма как социально-политического явления и преступного деяния, должен быть кардинально изменен подход к содержанию специального антитеррористического законодательства.

Действующий Закон с точки зрения основных подходов к контролю над терроризмом направлен исключительно на репрессивные методы контроля, превентивные и регулятивные методы в нем отражения не нашли. А вся совокупность особенностей терроризма как социально-политического явления и преступного деяния в данном Законе не отражена, что объективно затрудняет противодействие террористам, структурам, их поддерживающим, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Структура Закона отражает лишь общие уголовно-правовые принципы и отдельные организационные аспекты борьбы с терроризмом. Поскольку же предупреждение, выявление и пресечение терроризма не могут быть ограничены рамками общего криминологического подхода, в значительной степени не учитывающего социально-политическую составляющую терроризма, необходим специальный закон, регулирующий все направления антитеррористической деятельности.

В плане предпринимаемых мер особого внимания заслуживают вопросы совершенствования действующего уголовного законодательства.

Так, при всем многообразии норм, которые прямо или косвенно могут быть связаны с уголовно-правовой борьбой с терроризмом, нельзя не заметить тех пробелов в действующем УК РФ, которые обнаружились в последнее время и указываются в различных литературных источниках.

Во-первых, ст. 205 УК РФ связывает терроризм только с целями нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти (ч. 1). Однако терроризм как преступление более многолик. Он предполагает воздействие и на другие структуры (убийство банкиров, предпринимателей, руководителей и активистов партий, других общественных деятелей, журналистов). В связи с этим диспозицию ч. 1 ст. 205 УК можно было бы сформулировать таким образом: «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти или воспрепятствование политической, служебной или иной общественно-полезной деятельности (терроризм), - наказывается...»

Во-вторых, явным пробелом (в свете последних событий) является отсутствие нормы об ответственности за финансирование террористических организаций. В Указе Президента РФ от 10 января 2001 г. «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001г.» прямо говорится о необходимости предотвращения и пресечения финансирования террористических актов и о введении уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств с намерением их использования для совершения террористических актов. При ее введении возникнет вопрос и об ответственности за создание террористических организаций и участие в них. В связи с этим, учитывая опыт работы Комиссии ООН над проектом Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества и содержание некоторых норм об ответственности за террористические действия в УК ряда стран (например, в ФРГ), можно в виде рабочей гипотезы предложить следующую формулировку статьи УК РФ:

«Статья 205-1 Создание и финансирование террористической организации и участие в ней.

. Создание или финансирование террористической организации, то есть организации для совершения преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 211, 277, 357, 358 и 360 настоящего кодекса, - наказывается ...».

. Участие в террористической организации, - наказывается ...»

Предлагаемая статья по отношению к ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества - преступной организации) будет специальной (по объективной стороне) нормой, в связи с чем ее санкция должна быть более строгой, чем санкция ст. 210 УК РФ.

В третьих, возникает необходимость о введении статьи 205-2.

«Статья 205-2 Угроза совершением акта терроризма

. Угроза совершением взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти или воспрепятствование политической, служебной или иной общественно-полезной деятельности (угроза совершением акта терроризма), - наказывается...»

. Угроза..., совершенная повторно... (другие отягчающие обстоятельства)...»

В-четвертых, возникла необходимость в криминализации распространения материалов, содержащих указания (инструкцию, пособия) по совершению террористических действий. Примером такого пособия может служить книга "Война без правил" (2000 г.), в которой подробно описываются с объяснением на рисунках различные способы изготовления и применения взрывных и зажигательных устройств, организация террористических актов на различных видах транспорта, совершение убийств и т.д. Аналогичными пособиями для террориста могут служить и другие книги ("Поваренная книга анархиста", "Работа секретного суперагента", "Рельсовая война", "Подготовка разведчика"). Перечень книг свидетельствует о массовости и общественной опасности этого явления, которые являются важными основаниями для его криминализации. Опыт уголовного преследования за распространение материалов, содержащих указания по совершению не только терроризма, но и других преступлений против общественного порядка, есть в Германии (ст. 130а УК ФРГ).

«Статья 205-3 Распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий

. Распространение материалов в печатных изданиях, средствах массовой информации, публичных выступлениях, которые могут служить руководством (пособием, инструкцией) к совершению террористических действий, - наказывается...

. Те же действия, сопровождающиеся призывами совершения террористических действий предлагаемыми способами, - наказываются...»

«Статья 256 -1 Международный терроризм

Организация совершения либо совершение на территории иностранного государства взрыва, поджога или иных действий, направленных на уничтожение людей или причинение телесных повреждений, разрушение или повреждение зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества с целью провокации международных осложнений, войны или дестабилизации внутреннего положения иностранного государства, либо убийство или причинение телесных повреждений государственным или общественным деятелям иностранного государства, либо причинение вреда их имуществу с той же целью (международный терроризм), - наказывается ...».

Таким образом, считаем, что решение рассмотренных в курсовой работе проблем борьбы с терроризмом и применения норм уголовной ответственности за террористические действия в соответствии с российским уголовным законодательством будут способствовать снижению напряженности в обществе и минимизации случаев совершения террористических актов на территории Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Терроризм представляет собой сложное, многоплановое явление, которое посягает на различные блага и общественные установления, охраняемые законом.

При раскрытии понятия «терроризм» основное внимание должно быть обращено на установление его отличительных признаков. Проведенный анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму, как деянию, свойственны следующие четыре отличительных признака.

В первую очередь отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.

Следующая отличительная черта терроризма - это публичный характер его исполнения, так как терроризм без широкой огласки, без открытого предъявления своих требований не существует.

Третьим признаком терроризма является преднамеренное создание в обществе обстановки страха, подавленности, напряженности, которые возникают в результате получивших общественный резонанс террористических деяний.

И еще одной отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц

Таким образом, терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы совершения общеопасных действий, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

В соответствии со статьей 205 УК РФ объектом терроризма, как преступления, является совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества.

Объективная сторона терроризма заключается в совершении лицом взрыва, поджога либо иных действий, которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

С субъективной стороны терроризм совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает описанные в законе действия и создаваемую ими угрозу, и желает их совершения.

Субъектом данного преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти летнего возраста, с которого наступает ответственность за содеянное согласно уголовному законодательству. Уголовная ответственность, в соответствии со ст. 205 УК РФ, предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 20 лет.

Проблема терроризма, в сущности, не нова, но впервые попытки дать общеприемлемое определение этого явления были предприняты с развитием международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

В литературе отмечается, что разграничивать терроризм вообще от международного терроризма не целесообразно, так как международный терроризм - это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выход его за пределы границ того или иного государства.

Основной тенденцией интенсивного изменения терроризма в различных странах мира является повышение его общественной опасности.

Анализ тенденций развития терроризма свидетельствует о становлении терроризма фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству в своей внутренней и внешней политике и мировому сообществу в целом.

Причин такого трагического развития террористической деятельности называется много: политические, идеологические, националистические, религиозные, психологические, территориальные, социальные, экономические и т.д. Все они, видимо, могут иметь место. Но основными, на наш взгляд, остаются социально-экономические причины, на которые потом наслаиваются многие другие обстоятельства и социально-экономические причины окрашиваются в тот или иной политический, идеологический, национальный или религиозный цвет, что еще более упрочняет террористическую направленность отдельных групп, слоев, народов.

Анализ мер возможного предупреждения терроризма показывает, что среди них доминируют силовые, военные и специально-разведывательные аспекты. В системе предпринимаемых мер почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации.

Многоплановость, высокая общественная опасность терроризма обусловливают необходимость ведения борьбы с ним на международном и внутригосударственном уровнях с использованием системы правовых, политико-организационных, социально-экономических, пропагандистских, специальных и других мер антитеррористической деятельности. Результативность этой борьбы в значительной мере зависит от скорейшей разработки на базе сущностных характеристик терроризма как формы идеологически мотивированного насилия основных параметров действующих национальной, региональной и глобальной систем противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также эффективной государственной стратегии противодействия международному и внутреннему терроризму и экстремизму и соответствующей ей правовой базы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июля 1996 г. № 63 - ФЗ. //СЗ РФ. - 1996 - № 25. - Ст. 2954.

2.Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998г. № 130-ФЗ. //СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3808.

.Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Юрайтъ, 1998.

.Беглова Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы. //США: экономика, политика, идеология. - 1991. - № 1. - С. 40.

.Большой энциклопедический словарь. /Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998.

.Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. - Киев, Одесса, 1991.

.Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм. //Государство и право. - 2000. - № 1. - С. 70 - 77.

.Климчук Е.А. О правовом обеспечении борьбы с терроризмом. //Современное право. - 2003. - № 6. - С. 23 - 26.

.Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. - М.: Юридическая литература, 1985.

.Комишан С.В. Уголовное право. Практикум: Общая и Особенная части. Под ред. А.А. Тер - Акопова. - М.: Юрайт, 2000.

.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. /Отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 3-е, изм. и доп. /Под общей редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.

.Лукьянов В.А. Ответственность: философские и уголовно-правовые аспекты. - Екатеринбург, 1999.

.Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним. //Государство и право. - 2002. - № 6. - С. 35 - 39.

.Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Политиздат, 1991.

.Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. - М.: Политиздат, 1986.

.Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1996.

.Политический словарь. - М.: Политиздат, 1978.

.Преступления и наказания в Российской Федерации. Популярный комментарий к Уголовному кодексу РФ. /Отв. ред. проф. А.Л. Цветинович и проф. А.С. Горелик. - М.: Изд-во БЕК, 1997.

.Расцвет терроризма в России. //Российская газета. - 2003. - 24 марта.

.Словарь по уголовному праву. /Отв. ред. А.В. Наумов. - М., 1997.

.Терроризм: психологические корни и правовые оценки. «Круглый стол» журнала «Государство и право». //Государство и право. - 1995. - № 4.

.Трайнин А.Н. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон. - М.: Политиздат, 1969.

.Уголовное право России. Учебник. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. /Отв. ред. проф. А.Н. Игнатов и проф. Ю.А. Красиков. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.

.Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. /Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 1999.

.Уголовное право в вопросах и ответах. /Отв. ред. В.С. Комиссаров. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

.Уголовное право. Общая часть. /Под ред. В.Н. Петрашева. - М., 1991.

.Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты. //Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 5

.Юридический энциклопедический словарь. - М.: Юридическая литература, 1987.

Похожие работы на - Ответственность за террористическую деятельность в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!