Организация контроля товаров и транспортных средств

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,18 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация контроля товаров и транспортных средств

МИНОБРНАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Кафедра: Таможенное дело





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенное дело

Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств




Проверил: руководитель:

Гыргенова Ю.К.






Улан-Удэ, 200__ г.

Содержание

Введение

Глава 1. История развития таможенного дела в России и формирование современной системы таможенных органов

.1 Формирование таможенной политики московского государства в XII-XVII вв.

.2 Советский этап дальнейшего развития таможенного дела

.3 Влияние постсоветского времени на таможенное дело

Глава 2. Развитие таможенного дела в XXI в.

.1 Реализация концепции развития таможенных органов в период с 2005 по 2010 г

.2 Создание таможенного союза: его цели, задачи и влияние на развитие таможенных органов РФ

Глава 3. Перспективы развития таможенного дела

.1 Вступление России в ВТО как направление развития таможенных органов РФ

.2 Перспективы дальнейшего развития таможенного союза

Заключение

Список использованных источников

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания. Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы.

Предмет исследования - таможенное дело в России в ХХ веке и её влияние на организацию деятельности таможенных органов. Объектом исследования являются отношения складывающие в период становления таможенного дела в России за исследуемый период.

В этой связи, целью работы является рассмотрение теоретических аспектов таможенной политики в ХХ веке и её влияние на организацию деятельности таможенных органов.

Для этого нужно решить следующие задачи:

* проанализировать этапы становления таможенной службы в период с московского государства по настоящее время;

* рассмотреть историю развития таможенного союза;

*рассмотреть перспективу развития таможенных органов на современном этапе.

Глава 1. История развития таможенного дела в России и формирование современной системы таможенных органов

1.1Формирование таможенной политики московского государства в XII-XVII вв.

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении "весчего сбора").

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. Но тут можно отметить, что в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: "Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же". Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, "а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли". В V-IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто "сухое" - при провозе товаров по суше и мыто "водяное" - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" - сборщик пошлин, "мытница" или "митница" - место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права "Русская правда" защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции "Русской правды).

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово "тамга", означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но "это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного - пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот". Некоторые из указанных сборов, называемые "большой тамгой", уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества. Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть 0,5-1,5 копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта

посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина

от двух до четырех денег с телеги с лошадью.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное

за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное

за взвешивание больших количеств соли на контаре;

явка - сбор с торговца:

одна - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах;

узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.

Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые адресовались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.

Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить "всякую полную расправу в торговых делах" (2-ая статья Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы "великого государя казне в зборах порухи не было" (1-ая статья Устава). Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось на их качество. Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности, улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов - расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие протекционизма в области внешней торговли.

1.2 Советский этап дальнейшего развития таможенного дела

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 г. и по 1991 г. - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года - они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р. Менжинского.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года "О разрешении на ввоз и вывоз товаров", который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.

ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 года - первый советский тариф по вывозной торговле.

В компетенцию ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.

ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он перестал функционировать гораздо раньше.

декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения.

За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.

Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе" определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов - Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось. Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах - членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

1.3 Влияние постсоветского времени на таможенное дело

До декабря 1922 г. (точнее до вступления в силу 6 июля 1923 г. Договора об образовании СССР) между советскими республиками существовали тесные связи международно-правового характера как в военной, экономической и дипломатической, так и в собственно таможенной областях, которые касались не только таможенно-тарифных мероприятий, но и всей сферы таможенной политики и таможенного законодательства. Иначе говоря, существовал таможенный союз. Исходя из этого, 20 апреля 1922 г. СНК РСФСР принял Постановление о введении в действие на территории Росси Таможенного тарифа по Европейской торговле, принятого в РСФСР 9 марта 1922 г. Вскоре был принят еще один акт о таможенной охране. С образованием Союза ССР и внешние отношения, и таможенное дело, о которых речь шла выше, перешли в ведение общесоюзных органов по обычной, принятой в любой федерации схеме. Правда, с 1944 г. союзные республики вновь получили право на внешние сношения (фактически лишь частично реализованное), тогда как таможенное дело оставалось прерогативой Союза ССР вплоть до его фактического распада в 1990-1991 гг. Лишь на начальном этапе образования Союза еще до вступления в силу Договора от 30 декабря 1922 г. была предпринята попытка сохранить статус-кво в области внешнеторговой политики и, следовательно, таможенного дела. Имеется в виду следующий факт: в июне 1923 г. в Москве проходило Четвертое совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей. Один из вопросов повестки дня «Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции XII съезда партии по национальному вопросу». В докладе затрагивался, в частности, и вопрос о том, какие народные комиссариаты должны быть общесоюзными (по тогдашней терминологии «слитными»), а какие союзно-республиканскими («директивными»).

Согласно решениям предыдущих пленумов ЦК первых должно было быть пять: иностранных дел: внешней торговли; по военным и морским делам; путей сообщения; почт и телеграфа. Вторых (директивных) тоже пять: финансов; высший совет народного хозяйства; продовольствия; труда; рабоче-крестьянской инспекции. Остальные комиссариаты были автономными. На этом совещании представители Украины настаивали на необходимости децентрализации всей сферы внешних сношений. Но их предложения не были приняты.. "Таким образом, в очередной раз в многострадальной истории наступил перерыв в осуществлении одного из важнейших элементов государственности самостоятельной таможенной системы, входившей по условиям Договора от 30 декабря 1922 г. об образовании Союза ССР в состав Наркомвнешторга СССР и призванной в советский период осуществлять практическую охрану принципа государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Весь последующий период вплоть до принятия Закона о таможенном деле от 25 июня 1991 г., таможенное дело оставалось, как и в любой Федерации, прерогативой центра, т.е. в данном случае общесоюзного Министерства внешней торговли СССР, в составе которого было Главное таможенное управление.

Заключение Изучение исторического опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает. В свете сказанного о роли и значении таможенной политики и таможенной сферы в целом вполне логичным и закономерным является то, что в первом же на пути к независимости России. Ныне, по истечении 20 лет независимости, таможенная служба России, созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет) и реорганизованная на основе Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе». Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

таможенный дело политика россия

Глава 2 Развитие таможенного дела в XXI в

.1 Реализация концепции развития таможенных органов в период с 2005 по 2010 г

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.

В рамках реализации концепции развития таможенных органов РФ до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) осуществляется выполнение федеральных целевых программ «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010)», «Электронная Россия (2002-2010)» и «Модернизация транспортной системы России». ФТС России принята к реализации до 2020 г. концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.

Перевод таможенного оформления в приграничные субъекты РФ до 2020 г. предполагает на основе совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктур оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом к 2014 г., железнодорожным транспортом -- к 2020 г. При переходе к осуществлению деятельности в новых условиях при упрощении процедур таможенного оформления предлагаем участникам внешнеэкономической деятельности применять предварительное и электронное декларирование товаров.

В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г.23 определен ряд приоритетных задач, которые должны быть решены с целью определения наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации:

повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;

совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;

укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Для реализации указанных задач, в особенности при совершенствовании таможенного администрирования, Концепция развития таможенных органов предусматривает максимально широкое использование информационных технологий, в частности:

внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;

создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами

усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).

Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г., в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России.

Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.

В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию «производительность/отказоустойчивость/безопасность».

2.2 Создание таможенного союза: его цели, задачи и влияние на развитие таможенных органов РФ

Создание в конце 1991 года Содружества независимых государств преследовало цели наиболее оптимального перехода его членов - бывших союзных республик, к новым формам политического и экономического партнерства. Страны - участники СНГ ставили перед собой задачи обеспечения деятельности зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства, проведения общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики. СНГ должно было выполнить роль интегратора стран постсоветского зарубежья, оказавшихся после распада СССР в новых социально-экономических и политических условиях.

Однако уже в начале 90-х годов стало очевидно, что, несмотря на большое значение взаимодействия между постсоветскими государствами для их экономических систем, несмотря на наличие значительного интеграционного потенциала, усилились и центробежные тенденции. Страны постсоветского зарубежья с различных позиций стали подходить к реализации основных задач стоящих пред Содружеством, по-разному оценивать его стратегические цели и механизмы деятельности.

В этих условиях перед государствами - членами СНГ встала необходимость создания различных структур, которые могли бы обеспечить разноуровневую интеграцию. Первыми шагами на пути формирования подобных объединений стало подписание 6 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе России и Беларуси, к которому впоследствии присоединились Казахстан и Киргизия, а также заключение 29 марта 1996 года четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

В 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протокол о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, в которых были прописаны общие принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.

В 1998 году интенсивность взаимодействия заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Интеграционному процессу были заданы необходимые направленность и динамика. Число участников объединения возросло до пяти: в него вступил Таджикистан.

февраля 1999 года был подписан договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национального законодательства.

За время, прошедшее после подписания Договора о Таможенном союзе были достигнуты успехи, как в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в процессе унификации национальных законодательств. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. Однако, несмотря на достижения, не сложилась единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не начал в полной мере реализовываться на практике.

На заседании Межгосударственного совета 23 мая 2000 года в Минске Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о создании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.

В ходе ее работы дискуссию вызвали вопросы о штаб-квартире организации, оптимальной структуре органов управления и роли секретариата. Основная же полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения обеспечить в объединении, учет "экономического веса" участников в соответствии с международной практикой. Часть партнеров выступила в пользу создания уже на данном этапе организации, наделенной определенными наднациональными полномочиями, игнорируя недостаточный для этого уровень интеграции национальных правовых систем и неполную согласованность социально-экономических программ развития государств участников переговоров. Другие настаивали на необходимости сохранения сторонами полного суверенитета и независимости, незыблемости принципа "одна сторона - один голос" и консенсуса при принятии решений.

В итоге удалось достичь понимания неизбежности поэтапного движения по пути интеграции без чрезмерного ускорения и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.

Все это позволило президентам России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, подписать 10 октября 2000 г в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Основные уставные положения организации. Структура ЕврАзЭС. В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС, были созданы органы управления интеграционными процессами между странами-участницами ЕврАзЭС. В качестве основных целей создания нового интеграционного объединения страны - участницы ЕврАзЭС обозначили - формирование режима свободной торговли, единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; согласование позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО; создание общей таможенной территории с единой системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Межгосударственный Совет рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. Межгосударственный Совет на уровне глав государств собирается не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. В мае 2002 года председателем Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В июне 2005 года на эту должность был избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко. В июне 2006 года председателем Межгосударственного совета стал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Информационное, правовое, организационно-техническое обеспечение деятельности советов и комиссий осуществляется Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. В октябре 2001 года решением пяти президентов на эту должность был назначен Григорий Рапота. Свою работу Секретариат с 1 января 2002 года. Место нахождения Секретариата город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).

Еще в 1995 году <#"justify">Глава 3 Перспективы развития таможенного дела.

.1 Вступление России в ВТО как направление развития таможенных органов РФ

Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций - Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г. Шумилов М.М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001

В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО), которая в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета - ежегодная встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом и принимаются решения и рекомендации по стратегическим на. правлениям деятельности ВТО. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат.

Главные задачи ВТО - содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой - повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню - это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой».

В соответствии с Уругвайским раундом, проходившим с 1986 г. по 1993 г., Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) с 1 января 1995 г. была переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО). Деятельность организации базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Первостепенной задачей в области регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. При этом единственным средством защиты отечественного производителя признается таможенно-тарифная политика. Только в ситуации отрицательного сальдо торгового баланса страна может вводить количественные ограничения на импорт, то есть устанавливать, сколько тех или иных товаров можно ввезти из-за границы.

Сегодня в ВТО входит 121 государство; еще 29 стран, включая Китай и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.

Вступление России в ВТО на правах его члена позволит ей без заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений участвовать в торговле в рамках многостороннего Соглашения, преодолевать дискриминационные ограничения, сохраняющиеся в мировой торговле, прежде всего в экспорте товарное, пользоваться льготами, а также получать доступ к регулярной информации о внешнеэкономической политике. Значительная часть российского экспорта, в первую очередь текстильного и металлургического, перестанет квотироваться западными партнерами, а против наших производителей прекратятся антидемпинговые процессы и санкции.

Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг.

Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет и помине, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример - ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, ее ядерное топливо сейчас самое дешевое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 процента.

В целом по числу антидемпинговых процедур, примененных против России, всех опережает Европейский Союз (на его счету их 15) и только из-за этого она теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США (7 процедур) В числе гонителей российских товаров - латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80 процентов, но в ряде случаев превышает 100.

Понятно, что, вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить.

Между тем существует мнение, что в условиях экономического кризиса следует устанавливать жесткие ограничения для иностранной продукции с тем, чтобы дать собственным предприятиям возможность модернизировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной продукции. В этой связи задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который с одной стороны, обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров с тем, чтобы поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства.

В связи с образование Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана. 9 июня 2009 года Казахстан, Белоруссия и Россия решили вступать в ВТО не поодиночке, а единым Таможенным союзом, который будет образован в начале 2010 года. 17 июня были проведены первые "жесткие" консультации участников Таможенного союза со странами, входящими в ВТО. На встречах ряд участников переговоров высказали мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. 8 июля министр торговли США Гэри Лок оценил сценарий коллективного вступления стран в ВТО как "невыполнимый". После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО поодиночке. Однако в августе стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб единым строем.

.2 Перспективы дальнейшего развития таможенного союза

Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. Такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран - участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен.

Образование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.

На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного союза - это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.

Безусловно, создание таможенного союза повлияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой информацией участников внешнеэкономической деятельности. Но до тех пор взаимоотношения экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху.

К актуальным вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся вопросы, касающиеся выхода нового таможенного законодательства. Таможенный кодекс таможенного союза - это новый законодательный акт, который регулирует экономические отношения между странами-участницами, контролирует деятельность таможенных органов и позволяет решать вопросы судебного характера. Это, в свою очередь, обязывает экономических лиц, имеющих отношения с таможней, изучить требования и предписания таможенного кодекса.

Семинар по актуальным вопросам таможенного союза - это один из лучших способов, позволяющих разобраться с нововведениями. Во время проведения семинара участники имеют возможность получить необходимую информацию, касающуюся регулирования Таможенного союза, обсудить введение таможенных тарифов и узнать ответы на другие вопросы относительно таможенного союза и регулирования внешнеэкономической деятельности стран.

Обострившиеся экономические проблемы многих государств, вызванные приверженностью либеральной глобализации, показали, что политика слепого следования навязанным извне ценностям и догмам лишает возможностей проводить самостоятельную экономическую политику. Государства-марионетки, ведомые претендующим на гегемонию единым финансово-экономическим центром, теряют шанс вырваться из категории отсталых и вечно развивающихся и перейти в лагерь лидеров экономического роста. Те страны, которые вовремя осознали пагубность роли придатка и несостоятельность доктрины глобализации, сегодня, несмотря на вызванные упомянутым центром кризисные явления, демонстрируют поразительные успехи. Это, прежде всего, Китай, уже сегодня вышедший на докризисный уровень промышленного производства. Индия, Бразилия и ряд других стран, дальновидно объединившихся в региональные союзы и за счет этого обезопасивших себя от воздействия крушения пирамиды долларовых обязательств.

Проявленная руководителями трех государств бывшего Советского Союза - России, Белоруссии и Казахстана - политическая воля к созданию регионального таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - не что иное, как осознанный выбор в пользу глокализации - созданию мощного экономического союза, способствующего стремительному экономическому развитию, со своими правилами игры.

Сегодня, когда государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.

Формирование Таможенного союза трех государств ведется строго в соответствии с Планом действий утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 года, и согласно этапам и срокам формирования единой таможенной территории ТС. К настоящему моменту сформирована договорно-правовая база ТС. Принято 67 международных договоров (большинство из них уже вступили в силу или временно применяются), свыше 100 решений Комиссии таможенного союза, необходимых для функционирования Единой таможенной территории, вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.

В результате создана единая для трех государств система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Тем самым обеспечены необходимые условия формирования общего рынка товаров.

Вместе с тем, достигнутые успехи, направленные на углубление интеграции, - еще не повод почивать на лаврах. Курируемая вице-премьерами национальных правительств напряженная работа Секретариата Комиссии таможенного союза продолжается. Определяется порядок взимания экспортных пошлин, для чего подготовлен и проходит согласование Сторонами проект соответствующего международного договора.

Продолжается работа по объединению таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию. Она включает осуществление мероприятий по унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, формирование нормативно-правовой базы ТС в сфере осуществления экспортного контроля. Законодательства государств - членов ТС приводятся в соответствие с его договорно-правовой базой. Осуществляется перенос всех видов государственного контроля на внешние границы ТС, а также отмена таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории государств - членов ТС.

На переходный период - до 1 июля 2011 года - временно сохранится необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств - членов ТС в отношении отдельных товаров, в том числе, автомобилей для личного пользования. Эти товары изымаются из режима функционирования единой таможенной территории в соответствии со специально принятым Протоколом.

Предстоит значительная работа по поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле Сторон, включающая подготовку проекта Соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Белоруссии, Казахстана и России. Некоторые из указанных мер, связанные с правилами конкуренции, государственных закупок, субсидирования и предоставления иных мер государственной поддержки, будут решаться в рамках формирования ЕЭП как следующего этапа экономической интеграции

Объем и характер стоящих перед КТС задач требует своевременного внедрения современных информационных технологий. В связи с этим решается задача скорейшего создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС.

Таким образом, первые обнадеживающие результаты функционирования Таможенного союза, понимание направлений дальнейшей работы по углублению экономической интеграции и расчеты интеграционного эффекта от появления дееспособного экономического союза, вселяют уверенность в скором появлении на мировой арене крепкого игрока, ставящего перед собой масштабные задачи, и умело реализующего их.

Заключение

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.

В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что новые тенденции развития внешнеторгового регулирования и таможенного законодательства активно изучаются и анализируются учеными и практиками как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных образований. Использование результатов таких исследований неизбежно приведет к максимально возможной гармонизации национальных таможенных систем, а сами национальные таможенные кодексы будут адоптированы к восприятию иностранного участника внешнеторговой деятельности и станут предельно понятны отечественным предпринимателям.

Список использованных источников:

1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза. - М.: Юрайт-Издат, 2010.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе»

3. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р "О концепции развития таможенных органов Российской Федерации"

3. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 504 с.

. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.

. Габричидзе Б. Принцип профессионализма в государственной службе. // Государство и право. 2002. № 12.

. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004. С. 585.

. Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. - 2008. - № 9. - С.8-9

. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. - М: Издательство: Феникс, 2007. - 317 с.

. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Издательство: Омега-Л, 2009. - 192 с.

. Таможенное право. / Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. - М.: Юстицинформ, 2006. - 264с.

. Россия и ВТО: вопросы присоединения: [Электронный ресурс] - режим доступа: // http: //www.economica-vnesh.ru, свободный.

. Тимошенко И.В. Таможенное право. - М.: Феникс, 2008. - 456 с.

. Тимошенко И.В. Практикум по таможенному праву. - М.: Высшая школа, 2007. - 256 с.

. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд, перераб.и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 506 с.

. Мансуров Т. Таможенный союз - реальная интеграция // Известия. -25.03.08.

. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. № 132 "О практических мерах по сотрудничеству в сфере реальной экономики" (г.Душанбе)

.Сиротский А. Таможенный союз: планы и реалии // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 1.

. Ермак Д. Таможенный союз - хорошо, но реально ли… // Экономическая газета. - №77(1096). - 2007.

.Сотников А. Обустройство Таможенного союза России и Беларуси как условие создания Союзного государства // Общество и экономика. - №5. - 2001, 135-141.

20.Материалы официального сайтов: www.customs.ru <http://www.customs.ru>, tsouz.ru <http://www.tsouz.ru/>

Похожие работы на - Организация контроля товаров и транспортных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!