Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    287,60 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии















Курсовая работа

Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии

СОДЕРЖАНИЕ

1.       Введение

Глава 1. Изучение литературных источников

.1       Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода

.2       Основные принципы педагогики

Глава 2. Проведение педагогического эксперимента

.1 Подготовка педагогического эксперимента

.2 Проведение педагогического эксперимента

.3 Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента

Заключение

Предложения

Библиографический список

Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

обучение сестринское дело уход

Процесс постарения населения, связанный с успехами медицинских и социальных наук, неуклонно наращивает темпы в большинстве стран Европы, в том числе в России. Население страны на 01.09.2006г., по данным Росстата (2006), составляет 142,3 млн. человек, в том числе трудоспособное население - 62,4%, дети от 0-15 лет - 17,3%, лица старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) - 20,3%.

В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни населения России составила 65,3 года: мужчин - 58,9 года, женщин - 72,4 года. Такого разрыва в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин нет ни в одной стране мира.

В мире по продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136-е место, а женщин - 91-е место из всех 192 стран-членов ООН. По ожидаемой продолжительности жизни Россия отстает от Японии на 16,4 года, от США - на 12 лет, от Китая - на 5,7 года, от «старых» стран Евросоюза - на 14 лет (15 стран, входивших в Евросоюз после мая 2004г.).

Низкая продолжительность жизни связана с высоким уровнем ранней смертности мужчин в России.

Демографическое старение в Российской Федерации (РФ) будет нарастать. По прогнозам к 2025 году ожидается увеличение численности пожилых людей до 1 млрд. 100 тыс. Уже сейчас во многих регионах люди в возрасте старше 60 лет составляют более 25% населения, а в России число людей в возрасте старше 65 лет составляет 14%. Возрастает абсолютное и относительное количество тех, кто перешагнул рубеж старческого возраста (свыше 75 лет) и долгожителей (90 и более лет) (Турчина Ж.Е., Мягкова Е.Г., 2006). Поэтому вполне закономерен интерес медицинских работников, всего населения к проблемам геронтологии - науки о старении - и гериатрии, или клинической геронтологии, - той составной части геронтологии, которая касается медицинских аспектов стареющего организма. Сегодня создана и продолжает совершенствоваться целая система организации медицинской и социальной помощи пожилым и престарелым людям, издаются руководства по геронтологии и гериатрии, написано значительное число монографий, статей, учебно-методических пособий. Во многих медицинских вузах России организована последипломная подготовка врачей и медицинских сестер по вопросам геронтологии и гериатрии.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Изменение демографической обстановки во всем мире за счет глобального постарения населения послужило основанием для появления науки «геронтология». Поскольку ведущая роль в медицинском обслуживании пожилых и старых людей принадлежит медицинским сестрам, в связи с этим возникает потребность в новых качествах медицинских работников, без которых невозможна эффективная помощь людям старших возрастных групп. Медицинский работник должен знать физиологию стареющего организма, особенности течения патологических процессов, особенности реакций на лекарственные препараты, психологию пожилого и старого человека, особенности образа жизни.

Цель исследования - изучение различных форм и методов обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии.

Задачи:

1.       Обозначить роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода.

2.       Рассмотреть основные принципы педагогики.

.        Сравнить традиционные и нетрадиционные методы обучения, используемые в преподавании дисциплины «Сестринское дело в гериатрии».

Объект исследования:

преподаватели и студенты Мурманского медицинского колледжа различных возрастных групп.

Предмет исследования:

использование различных методов и форм обучения в преподавании дисциплины «Сестринское дело в гериатрии».

Методы исследования:

анкетирование;

статистический;

аналитический;

экспериментальный.

База: Мурманский медицинский колледж.

педагогика сестринское дело уход

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

.1 Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода

Среди населения старше трудоспособного возраста эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют особо выделить категорию пожилых людей повышенного риска. К ним относят наиболее уязвимые группы лиц пожилого и старческого возраста, имеющие высокий риск ухудшения здоровья, социального и экономического положения:

·        возраст 80, 90 лет и старше;

·        живущие одиноко (семья из одного человека), в том числе вдовы;

·        страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками;

·        пары, живущие изолированно, в том числе бездетные;

·        вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие.

Естественно, что престарелые группы повышенного риска особо нуждаются в постоянном наблюдении и всесторонней квалифицированной помощи со стороны различных служб, включая медицинские, социальные, психологические, коммунальные и др.

С возрастом у пациентов увеличивается потребность в посещении медицинскими и социальными работниками на дому в связи с ухудшением функционального состояния и снижением способности к самообслуживанию. Примерно у 15% лиц в возрасте 65-74 года отмечается явное ограничение подвижности, а для пациентов 75 лет и старше эта цифра составляет около 30% (Росстат, 2006). Потребность населения пенсионного возраста в госпитализации и продолжительность их пребывания в стационаре существенно больше в сравнении с другими группами населения. Так, по данным Э.М. Матвеева и А.Н. Злобина (2005), в периодическом долговременном стационарном лечении нуждаются около 10,4-12,7% лиц пенсионного возраста. Постоянное пребывание в учреждениях стационарного типа по медико-социальном показаниям требуется 2,4% пенсионеров.

Статья 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья гарантирует права граждан пожилого возраста в области охраны здоровья. В ней отмечается право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях социальной защиты населения. Медико-социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Естественно, что для реализации таких гарантий государству требуется четко организованная и хорошо налаженная система медицинских и социальных служб, а также значительное число подготовленных специалистов, способных предоставить лицам пожилого и старческого возраста рациональную, экономически эффективную всестороннюю квалифицированную помощь (Турчина Ж.Е., Мягкова Е.Г, 2006).

Важная роль в организации такой помощи отводится сестринскому персоналу. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволит обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам.

Вопрос организации геронтологического ухода помощи тесно связан с подготовкой кадров, повышением знаний и квалификации в области геронтологии и гериатрии, с внедрением этих разделов по каждой специальности в программы преподавания медицинских ВУЗов (Ревуцкая З.Г., 1969). Учитывая большое значение подготовки в области геронтологии и гериатрии для врачей всех специальностей и среднего персонала, приказ министра здравоохранения СССР №347 от 19.04.1977 г. «О мероприятиях по организации медицинского обеспечения лиц старших возрастов» предусматривал проведение системы мероприятий по повышению знаний и специализацию медицинских работников в этой области (Ревуцкая З.Г, Петриченко А.Е., 1978). С 1978г. планировалась организация курсовой подготовки преподавателей клинических кафедр медицинских вузов по вопросам геронтологии и гериатрии, включение в программы преподавания студентам медицинских институтов и медицинских училищ циклов основ геронтологии и гериатрии. Предусматривалось расширение подготовки специалистов через систему усовершенствования и специализации врачей. По мнению авторов, поскольку ведущая роль в медицинском обслуживании пожилых людей принадлежит терапевтам, вопрос улучшения качества помощи связан с повышением квалификации терапевтов в области геронтологии и гериатрии. Вместе с тем, в программе высшего медицинского образования практически полностью отсутствуют гериатрические аспекты.

В 70-х годах определенную работу по повышению квалификации персонала в области геронтологии и гериатрии проводили существовавшие тогда гериатрические кабинеты. В настоящее время имеются примеры организации специальной подготовки медицинского персонала (врачей, фельдшеров, медицинских сестер) на базе гериатрических центров районного или городского масштаба (Королева Н.Н., 1997). Появляются средние медицинcкие учебные заведения, которые готовят квалифицированные кадры средних медицинских работников по обслуживанию, лечению и реабилитации людей пожилого возраста (Рузов В.И., Дементьева А.И., 1997).

По мнению Всемирной организации здравоохранения (1992), необходимо длительное время, чтобы подготовить высококвалифицированный персонал для помощи пожилым, в том числе и работников сферы социального обеспечения. ВОЗ рекомендует включать определенный объем знаний по геронтологии в основные программы подготовки всех специалистов в области здравоохранения и социальной помощи, развивая творческие подходы к обучению. Подчеркивается, что цель практического курса обучения сводится к осознанию учащимися функций и требований разных членов команды здравоохранения (врачей, медсестер, социальных работников).

По мнению Шаповаленко И.В. (1997), основой успешного развития любой сферы общества и государства является эффективно функционирующая система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. При организации учебного процесса могут быть полезными различного рода практические и справочные пособия, истории болезни и др.

Медицинская сестра, работающая на дому, на участке - это основная фигура, организующая и координирующая многообразный процесс медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. От нее требуется не только хорошие знания основ физического, психического старения человеческого организма, как нормального, так и патологического, но и знание, и понимание социальных нужд и потребностей человека, в единстве с окружающей средой.

Профессионализм медицинской сестры должен сочетаться с особыми душевными качествами, такими как милосердие, сострадание. Медицинская сестра должна в совершенстве владеть искусством общения с пожилыми пациентами, его родственниками, при этом быть гибкой и коммуникативной. Медицинская сестра должна уметь организовать медицинскую и социальную помощь для своих пациентов, используя для этого все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Для медицинской сестры характерно стремление постоянно совершенствовать свои знания и навыки, повышать свой образовательный уровень. В современном сестринском деле четко прослеживается роль медицинской сестры - педагога, следовательно, она должна обучать пациентов и персонал. С целью улучшения качества обслуживания пациентов, медицинская сестра должна проводить исследования в области геронтологии.

В связи с этим оправдано появление дисциплины «Сестринское дело в гериатрии» в учебном плане Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело». Программа «Сестринское дело в гериатрии» ставит своей задачей подготовку медицинской сестры, знающей возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, принципы организации медико-социальной помощи, структуру заболеваемости и особенности течения заболеваний, методы исследования и лечения гериатрических пациентов.

Исходя из того, что на третьем году обучения студенты владеют достаточным объемом профессиональных умений. Практические занятия по темам предмета включают все этапы процесса сестринского ухода, обращая внимание на сестринские вмешательства, направленные на улучшение качества жизни людей пожилого и старческого возраста.

После изучения дисциплины студент должен уметь осуществлять процесс сестринского ухода при заболеваниях и травмах пожилых пациентов, участвовать в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях.

После изучения данной дисциплины выпускники должны знать процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновение болезней в старости, особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте, особенности геродиетики и фармакотерапии, а также обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.

Календарно-тематический план включает:

18 часов лекций;

30 часов семинарско-практических занятий;

20 часов самостоятельной работы.

1.2 Основные принципы педагогики

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из уставленных закономерностей.

В современной дидактике можно встретить различные принципы обучения, которые раскрывают основные, исходные начала в обучении, определяющие направленность учебного процесса и деятельность преподавателя в нем.

В отличие от категории принципов в дидактике существует еще понятие правила обучения. Правило вытекает из принципа, конкретизирует его, подчиняется принципу, определяет характер отдельных приемов деятельности преподавателя и учащихся, которые ведут к реализации принципов.

Принципы обучения:

принципы научности обучения;

принцип доступности;

принцип системности и последовательности обучения;

принцип развивающего обучения;

принцип наглядности в обучении;

принцип прочности в обучении;

принцип сознательности и активности учащихся.

Принцип развивающего обучения. Обучение включает в себя не только вооружение учащихся научными знаниями, умениями и навыками, но и развитие познавательных способностей и творческих сил.

Овладение знаниями и развитие учащихся понятие близкие, но не тождественные. Знания являются материальной основой развития, а развитие - одним из условий успешного овладения знаниями.

Развитие является понятием целостным, в то же время многосторонним. Можно говорить о физическом развитии, умственном и т.д. В рассматриваемом контексте имеется ввиду развитие познавательных способностей и творческих сил студентов.

Подготовка активных и всесторонне развитых людей не может ограничиться усвоением научных знаний. В процессе обучения необходимо развивать у студентов познавательные способности и готовить их к разнообразной творческой деятельности.

Идея развития студентов закладывается уже в учебных программах, в которых предусматривается привлечение студентов к разнообразным формам самостоятельной деятельности в обучении.

Формы и методы обучения строятся таким образом, чтобы студенты обучались анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять главное, делать сравнения, пользоваться имеющимися знаниями в познавательной и практической деятельности, чтобы у них возникла наблюдательность, стремление к познанию нового.

Преподаватель является не только воспитателем, но и руководителем познавательной деятельности студентов, в процессе которой развиваются их творческие силы.

Принцип прочности в обучении. Принцип прочного усвоения знаний осуществляется во всей системе учебного процесса, начиная с сообщения знаний преподавателем и кончая проверкой знаний студентов.

Для прочного усвоения знаний, умений и навыков необходима целевая установка, первоначальное правильное образование навыков и последовательно проводимая система их закрепления. Правильно поставленное повторение способствует повышению активности и сознательности усвоения знаний студентов. Самостоятельное объяснение и воспроизведение знаний студентами требует не только припоминая, но и размышления, не только повторения, но и углубления в изучаемый круг вопросов. Однако надо иметь в виду, что это достигается лишь тогда, когда в повторении включается элемент новизны, когда творческая активность студентов не снижается.

Реализации прочности содействует применение знаний и умений в новых условиях, в практических действиях. Самое лучшее закрепление учебного материала - это его многократное и вариативное использование на практике, когда происходит планомерное, организованное повторение выполняемых действий.

Принцип наглядности. Непременным компонентом познавательной деятельности студентов в обучении является восприятие. Наглядность повышает качество усвоения студентами знаний.

Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Наглядность способствует не только лучшему усвоению студентами теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность повышает интерес студентов к знаниям и делает процесс усвоения более легким. Занятия, на которых применяют таблицы, схемы, снимки, проходят при повышенном интересе и внимании студентов.

Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Рисунки, схемы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти.

Трудно переоценить роль наглядности в функции развивающего обучения: она развивает наблюдательность, мышление, воображение, стимулирует активность, способствует развитию интереса к обучению.

Основные виды наглядности:

предметы;

схемы, чертежи, таблицы, карты, графики, диаграммы;

живое и образное описание событий (эмоциональные впечатления);

ТСО.

Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, уровня познавательной деятельности студентов избирается тот или иной вид наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному обучению.

Принцип научности. Принцип научности в обучении приобретает особое значение сейчас, когда значительно расширяется область применения научных знаний в сферах профессиональной деятельности.

Реализация принципа научности направлена на то, чтобы приобщать студентов к методам науки, учит их исследовательскому подходу, самостоятельному добыванию знаний. Педагогический опыт доказывает, что работа в этом направлении дает значительный эффект обучения.

Принцип системности и последовательности. Научность обучения невозможна без систематичности. К.Д. Ушинский писал, что в обучении нужна система, выходящая из самой сущности предметов. Если нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе, то в такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности без строго продуманной системы их обучения и воспитания.

Принцип систематического и последовательного обучения проводится во всей системе учебной работы. Учебные программы строятся на основе системы науки и включают в себя определенный круг знаний, умений, навыков по каждому предмету.

Важным требованием успешного обучения является систематическое изложение материала. Излагать знания систематически - это значит увязывать новые с пройденным, изучать по частям, выделять главное, приобщать студентов к анализу, систематизации полученных знаний.

Принцип сознательности и активности студентов. Этот принцип является ведущим, он придает главное направление познавательной деятельности студентов и руководству ею.

Рекомендация этого принципа в учебном процессе и подводит обучение к успеху, так как это позволяет осуществлять главные функции обучения.

Принцип сознательного усвоения знаний, прежде всего, требует, чтобы изученный материал был хорошо понят и осмыслен. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студенты активно воспринимали изучаемый материал, анализировали его и обобщали.

Этот принцип определяет учебный процесс в рамках любого современного подхода к обучению:

1.       Проблемное обучение построено на приобщении студентов к активному процессу получения знаний.

2.       Программированное обучение стремится к активному оперированию студентами такими умственными операциями, как сравнение, классификация, анализ.

.        Дифференцированное обучение в перспективе имеет постепенное передвижение слабых и средних студентов на уровни более высокого, сознательного усвоения знаний.

.        Обучение при помощи задач вырабатывает сознательный подход студентов к овладению знаний.

Сознательное усвоение предметного курса предлагает умение студентов свободно владеть понятиями, мобилизовать их.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

.1 Подготовка педагогического эксперимента

Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса по подготовке медицинских кадров среднего звена невозможно без роста педагогического и методического мастерства самих преподавателей, без активизации форм и методов обучения.

Общеизвестно, что применение активных методов обучения на занятиях - главное требование современной педагогики. Сложились определенные подходы к выбору активных методов обучения в зависимости от дидактических целей и особенностей содержания учебной дисциплины.

Педагогический эксперимент складывался из 3 этапов.

этап - анкетирование среди преподавателей с целью выяснения какие активные методы и формы обучения они используют в своей работе.

этап - анкетирование среди студентов 4 курса, отделения «Сестринское дело» с целью выяснения предпочтения студентов относительно форм и методов обучения на занятиях «Сестринское дело в гериатрии».

этап - экспериментальный, который включал использование нетрадиционных методов проведения занятий на дисциплине «Сестринское дело в гериатрии».

I этап.

Перед началом проведения педагогического эксперимента среди преподавателей Мурманского медицинского колледжа было проведено анкетирование. Опрошено 16 преподавателей, среди них женского пола - 14 человек и 2 мужского. С высшей категорией 10 человек, 1 категория - 5 человек, 2 категория - 1 человек. Педагогический стаж в среднем составляет - 15 лет.

Преподают блок гуманитарных дисциплин - 6 преподавателей, 10 преподавателей клинические дисциплины.

Анкетирование проводилось анонимно, с целью выяснить, какие активные методы и формы обучения используются преподавателями колледжа, а какие не находят применения в учебном процессе. Результаты анкетирования выглядят следующим образом:

Преподаватели среди активных форм обучения наиболее часто используют в своей работе дискуссию - 81,3% (13 преподавателей), деловую игру - 50% (8 преподавателей), творческую мастерскую - 25% (4 преподавателя), конкурсы - 12,5% (2 преподавателя) и конференции - 6,2% (1 преподаватель) (см. рис. 1).

Рис. 1. Частота использования активных форм обучения.

Анализ активных метод обучения выглядит следующим образом. Работа «малыми группами» занимает первое место по применению в учебном процессе, что составляет 93,7% (см. рис. 2). Метод работы «малыми группами» - это использование методических приемов, направленных на повышение внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи или поставленной цели.

Рис. 2. Частота использования активного метода обучения «работа малыми группами».

Одним из важных этапов процесса обучения является контроль знаний студентов. Основной целью проверки и оценки знания является определение качества усвоения студентами учебного материала и повышения их ответственности в учебной работе. В процессе контроля студенты осмысливают, систематизируют, обобщают приобретенные знания, развивают память, приобретают навыки самостоятельной работы. Следовательно, контроль знаний повышает самостоятельность и активность студентов в обучении. Цели контроля определяют выбор методов, причем каждый метод контроля имеет свою область применения и ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. По результатам анкетирования тестирование регулярно применяют 87,5% преподавателей и 12,5% используют тестирование в своей работе редко (см. рис. 3).

Рис. 3. Частота использования метода «тестирование» в процессе контроля знаний студентов.

Важным принципом современного обучения, как известно, является научность. Научность преподавания подкрепляется определенными методами обучения, главными из которых являются - использование стандартов сестринской деятельности, алгоритмов манипуляций, нормативной и медицинской документации, использование методических пособий. Как показывает анализ анкет, преподаватели используют в учебном процессе стандарты сестринской деятельности - 56,3%; алгоритмы манипуляций - 68,8%; нормативную и медицинскую документацию - 75%, методические пособия - 68,8% (см. рис. 4).

Рис. 4. Использование научности, как принципа современного обучения

Важным средством организации самостоятельной работы студентов являются рефераты. Рефераты как вид самостоятельной работы создает у студентов потребность в расширении своих знаний, усиливает интерес к изучаемому материалу и предмету, развивает навыки работы с научной литературой и формирует культуру письменной речи. Рефераты часто используют в учебном процессе - 62,5%, не применяют в работе - 6,2% (см. рис. 5).

Рис. 5. Частота использования рефератов в работе со студентами.

Рис. 6. Частота использования модульного обучения.

Активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающих и обеспечить их подготовку не только к деятельности исполнителя, но и самостоятельной постановке проблем, а также к деятельности исполнителя, но и самостоятельной постановке проблем, а также к самообразованию способствует метод проектов. По данным анкетирования регулярно применяют метод проектов 12,5% и не находят применения в своей работе 50% преподавателей (см. рис. 7).

Рис. 7. Частота использования метода проектов в работе со студентами.

Говоря об использовании активных методов обучения, нужно отметить особую роль технических средств обучения (ТСО). Использование ТСО в учебно-воспитательном процессе сегодня становится настоятельной необходимостью, так как это способствует решению ряда учебных и воспитательных задач. К числу главных из них относятся: повышение эффективности обучения; развитие самостоятельного мышления; повышение интереса к процессу обучения. По данным анкетирования ТСО используют 37,5%, редко применяют 56,3% преподавателей (см. рис. 8).

Рис. 8. Частота использования ТСО в учебно-воспитательном процессе.

Одним из важнейших методов учебного процесса является научно-исследовательская работа по предмету. Применение метода обучения через научно-исследовательскую работу способствует повышению творческой активности обучаемых, позволяет охватить проблему во всем комплексе междисциплинарных связей, кроме того, обучаясь по данному методу, студенты получают не только теоретические знания, но и практику исследовательской работы. Анализ анкет показывает, данный метод не занимает ведущее место и в процентном соотношении регулярно применяют 18,7% (см. рис. 9).

Рис. 9. Частота применения научно-исследовательской работы.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А Амонашвили, 2001). Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Игровые формы (ролевая игра) отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, 2006). При использовании ролевых игр инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Данный метод обучения используют в своей работе регулярно 62,4% преподавателей, а не находят применения и используют в своей работе редко по 18,8% (см. рис. 10).

Рис. 10. Частота использования ролевых игр в работе со студентами.

Метод и термин «мозговой штурм» предложен американским ученым А.Ф. Осборном. Данный метод базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели данного метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.) (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина,2006). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если преподавателю, конечно, интересно развивать творческие способности учащихся. Мнения преподавателей по данному методу разделились - 37,5% преподавателей применяют регулярно в своей работе и столько же не используют «мозговой штурм» в своей работе. 25% преподавателей редко используют «мозговой штурм» в процессе обучения (см. рис. 11).

Рис. 11. Частота применения «мозгового штурма» среди преподавателей в учебном процессе.

II этап.

На втором этапе исследования проводилось анкетирование студентов 4 курса, отделения «Сестринское дело». Цель исследования заключалась в выяснении предпочтения студентов относительно форм и методов обучения на занятиях «Сестринское дело в гериатрии». В анкетировании приняло участие 59 человек, из них 5 мужчин и 54 женщины. Средний возраст респондентов составляет 24 года. На вопрос считают ли они необходимым изучение гериатрии - 100% опрошенных ответили да.

При анализе вопроса в чем, по их мнению, заключаются особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста в 40% работ встречаются «возрастные особенности лиц пожилого и старческого возраста». Второй по популярности ответ «осуществление качественного сестринского ухода» - 32%. «Особенности течения заболеваний, психическое состояние лиц пожилого и старческого возраста» отмечают 20% респондентов. «Уделять больше внимания пожилым людям» - встречается в 18% анкет. «Индивидуальный подход к пожилому человеку» отметили 16% респондентов. Терпеливость по отношению к пожилым пациентам отмечают в своих работах 14% респондентов. Умение выслушать - 6%. Понимание, уважение, сострадание, сопереживание - 8%. Обеспечение досуга и тактичность отмечают 4% опрошенных. Дефицит самообслуживания и общение с пожилыми людьми встречается в 2% работ (рис. 12). Количество респондентов, ответивших на этот вопрос - 50 человек, затруднились ответить - 9 человек (18%).

Рис. 12. Особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста.

На вопрос анкеты, «Какие формы или методы, используемые на занятии, Вам нравятся больше», ответили все респонденты. По популярности ответы расположились в следующей последовательности:

тестирование - 71%;

дискуссия - 64%;

работа малыми группами - 47,5%;

решение ситуационных задач - 41%;

отработка алгоритмов манипуляций - 36%;

конкурсы, деловая игра - 27%;

конференция - 17%;

рефераты - 5%.

На вопрос, «Какие знания хотели бы получить на занятиях по «Сестринскому делу в гериатрии» - 24% респондентов затруднились ответить. 31% опрашиваемых ответили, что знания, которые получают на занятиях, удовлетворяют их требованиям, 29% считают, что необходимо уделить больше внимания на особенности течения и лечения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста. О профессиональном качественном уходе говорят 27% респондентов, 18% считают о необходимости возрастных особенностей. «Больше дополнительного материала» определили 7% опрошенных. Профилактику заболеваний и особенности общения с пожилыми людьми отметили 4% респондентов. 2% респондентов хотели бы получить больше знаний в практических навыках, научиться терпению по отношению к лицам пожилого и старческого возраста. 2% опрошенных посчитали, что необходимо увеличить количество иллюстраций на занятиях (рис.13).

Рис. 13. Мнения студентов о знаниях, которые хотели бы получить на занятиях.

Мнения респондентов о роли преподавателя на занятии, расположились в следующей последовательности:

организатор - 58%;

наставник - 53%;

инструктор - 34%;

куратор - 31%;

воспитатель - 27%;

тренер - 8%.

.2 Проведение педагогического эксперимента

III этап.

В проведении третьего этапа педагогического эксперимента принимало участие 2 группы численностью 10 человек. Одна группа - контрольная группа, вторая группа - опытная. Средний возраст контрольной группы - 23,8, опытной - 24,0.

Условия для проведения эксперимента:

1.       Одинаковое количество человек в группе.

2.       Различная форма преподавания.

.        Одинаковый контроль знаний (на «входе» и «выходе»).

Перед началом изучения дисциплины «Сестринское дело в гериатрии» студентам были выданы тестовые задания для определения исходного уровня знаний. Результаты тестирования: контрольная группа - средний балл 3,8; опытная - средний балл 3,7

В дальнейшем каждая группа занималась по индивидуально составленному поурочному плану.

Таблица 1 Пример плана семинарско-практического занятия

Этапы проведения занятия

 Контрольная группа

 Опытная группа

Входной контроль

Тест-контроль

Тест-контроль


Фронтальный опрос

«Брейн-ринг»


Индивидуальный опрос

«Мозговой штурм»

 Закрепление

 Решение ситуационных задач

 «Метод круглого стола»

 Демонстрация манипуляций

Отработка манипуляций по алгоритму

 Ролевая игра

Выход

Тест-контроль

 Тест-контроль




В контрольной группе план занятия составлен по стандартной схеме: на входном этапе тест-контроль, фронтальный и индивидуальный опросы, на этапе закрепления - решение ситуационных задач, далее отработка манипуляций по алгоритму и на выходе - тест-контроль. У опытной группы вся схема занятия была построена на нетрадиционных методах и формах обучения. На входном этапе тест-контроль, «брейн-ринг», и мозговой штурм, при закреплении использовался метод «круглого стола», демонстрация манипуляций в виде ролевой игры и на выходе использовался тестовый контроль. В обеих группах на входе и на выходе использовались одинаковый тестовый контроль для наиболее объективного и достоверного получения результата в дальнейшем при обработке данных.

После обработки тестового контроля выявлялся средний балл и заносился в сравнительную таблицу №3.

Таблица 2

 Занятие

Средний балл контрольной группы

Средний балл опытной группы

1.

3,8

3,9

2.

3,6

3,8

3.

4,0

4,0

4.

3,9

3,8

5.

4,3

4,4

6.

4,4

4,5

7.

3,9

4,2

 Итог

4,0

4,2


.3 Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента

. При анализе I этапа педагогического эксперимента, данные свидетельствуют о том, что преподаватели колледжа используют разнообразные методы обучения в организации учебного процесса. Некоторые методы находят наибольшее понимание и использование в работе, а часть методов не нашли своего применения.

. Анализируя, полученные на II этапе данные анкетирования, выяснилось, что студенты 4 курса положительно относятся к занятиям, проведенным как по традиционной, так и не по традиционной методикам. 31% студентов удовлетворены теми знаниями, которые они получают на занятиях по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии». В особенностях сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста студенты выделяют уход, внимание и знание особенностей течения и лечения заболеваний. Поэтому при подготовке медицинских сестер уделяется большое внимание изучению проблем лиц пожилого и старческого возраста. Очень важно, чтобы будущие медицинские работники понимали людей старшего поколения, так как эффективное оказание помощи возможно только на основе эмпатии.

. Результаты, полученные на 3 этапе педагогического эксперимента показывают, что средний балл в опытной группе незначительно выше, чем в контрольной, что не является весомым аргументом, определяющим эффективность нетрадиционных методов в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.        Требования к медицинской сестре в современном обществе возросли. Ее роль не ограничена рамками выполнения назначений врача. Медицинская сестра должна в совершенстве владеть не только техникой выполнения манипуляций, но и искусством общения с пожилыми пациентами, их родственниками, стремиться к постоянному самосовершенствованию, повышать свой образовательный уровень, проводить исследования с целью улучшения качества обслуживания пациентов.

.        На сегодняшний день, построения занятия со студентами рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, а также выбора методов и форм обучения, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры занятия и методах обучения, главное чтобы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, только сопоставляя прежние жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней занятия с нынешними идеями свободного конструирования.

Однако отношение теоретиков и практиков к «бесструктурному» построению занятия неоднозначное: раскрепощение преподавателя, безусловно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие в условиях произвольного, необоснованного сочетания этапов занятия, - крупный недостаток. Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур занятия предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных занятий.

.        Анализируя основные принципы обучения, которые являются исходным началом в обучении и распространяются на весь процесс обучения. Они могут быть, как связаны между собой, так и протекать взаимно. Обучение включает в себя не только необходимость дать студентам научные знания, умения, навыки, но и развить в них познавательные способности и творческие силы. Рациональное использование этих принципов в учебном процессе приведет обучение к успеху.

.        Традиционные занятия, как это ни парадоксально, могут привести к торможению интеллектуального развития студентов. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный путь его достижения на основе алгоритма, студенты практически не имеют возможности действовать самостоятельно, а также эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. И решение одних лишь типовых задач обедняет личность студента, поскольку высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателем не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Тогда как нетрадиционный метод и формы обучения ориентированы на учет индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет улучшить процесс обучения. Необычные по замыслу, организации, методике проведения занятия больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нетрадиционные занятия в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой затраты времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Также необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у студентов интереса к дисциплине.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

.        При подготовке занятия учитывать индивидуальные способности преподавателя и интеллектуальные возможности студентов.

.        В проведении занятий сочетать как традиционные, так нетрадиционные методы обучения студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Возрастные болезни. Полный справочник/ Авт. сост.: М.Г. Дрангой, М.А. Краснова, А.К. Мышкина, А.Ю. Полянина, Т.Д. Селезнева, К.В. Ткаченко, С.С. Фирсова, Л.В. Шильников; под ред. Ю.Ю. Елисеевой. - М.: Эксмо, 2007. - 736с.

. Организация и проведение исследований в области сестринского дела./Коллектив авторов: Г.М. Перфильева, Н.Н. Камыкина, Н.В. Туркина, Ю.Н. Маркова. П.Е. Зайцев. - Москва: Т-во научных изданий КМК, 2006. - 163с.

. Сестринское дело в гериатрии. Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей \ Е.И. Ковтун, А.А. Шепелева. - Ростов н\Д: Феникс, 2007. - 288с.

. Сестринское дело в гериатрии. Учебное пособие \ Ж.Е. Турчина, Е.Г. Мягкова. - Ростов н\Д.: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. - 192с.

. Социальная геронтология. Серия «Учебники и учебные пособия» \ В. Альперович. - Ростов н\Д.: Феникс, 1997. - 576с.

. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК \ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н\Д.: Изд-во «Учитель», 2006. - 288с.

. Современный урок. Часть 2: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК \С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н\Д.: Изд-во «Учитель», 2005. - 288с.

Приложение №1

Анкета для преподавателей

«Использование активных методов и форм обучения»

Цель: Выяснить какие активные методы и формы обучения используются преподавателями колледжа, а какие не находят применения в учебном процессе.

Анкетирование проводится анонимно.

Если Вы согласны, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.

. Пол ________

. Возраст ________

. Педагогический стаж ________

. Категория ________

. ЦМК _________________________________________

Пожалуйста, выберите активные формы и методы обучения, которые Вы используете в учебном процессе.

«3» - часто;

«2» - редко;

«1» - не применяю

Активные формы обучения

 формы

 «3»

 «2»

1. Конференция




2. Деловая игра




3. Дискуссия




4. Творческая мастерская




5. Конкурсы





Активные методы обучения

 методы

 «3»

 «2»

 «1»

1. Мозговой штурм




2. Ролевая игра




3. Тестирование




4. Работа малыми группами




5. ТСО




6. Использование учебных модулей




7. Методические пособия для самостоятельной работы




8. Использование медицинской и нормативной документации




9. Использование алгоритмов




10. Использование стандартов сестринской деятельности




11. Рефераты (УИРС)




12. Исследовательская работа по предмету (НИРС)




13. Метод проектов





Спасибо!

Приложение №2

Анкета для студентов

Цель: выяснить предпочтение студентов относительно форм и методов обучения на занятиях «Сестринское дело в гериатрии».

Внимание!

Анкетирование проводиться анонимно.

Если Вы согласны, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

.        Пол ____

.        Возраст_____

.        Считаете ли Вы необходимым изучение гериатрии?

Да- -Нет-

.        В чем, по Вашему мнению, заключаются особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста?

.        Какие формы или методы, используемые на занятии Вам нравятся больше? (нужное подчеркнуть)

деловая игра;

конференция;

конкурсы;

тестирование;

работа малыми группами;

отработка алгоритмов манипуляций;

рефераты;

дискуссия;

решение ситуационных задач

.        Какие знания Вы хотели бы получить на занятиях по «Сестринскому делу в гериатрии»?

.        Как Вы оцениваете роль преподавателя на занятии? (нужное подчеркнуть)

наставник;

воспитатель;

тренер;

инструктор;

организатор;

куратор.

Спасибо!!!

Похожие работы на - Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!