Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность















Курсовая работа

Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика финансово-промышленных групп

.1 Сущность и значение финансово-промышленных групп

.2. Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России

Глава 2. Финансовая деятельность финансово-промышленных групп

.1 Учет и отчетность в финансово-промышленных группах

.2 Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп

Глава 3. Агропромышленные финансовые группы в РФ

.1 Формирование и эффективное функционирование аграрных финансово-промышленных групп в РФ

.2 Особенности финансов аграрных финансово-промышленных групп

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Интеграционные процессы в сферах производства, обращения, финансов привели к созданию нескольких видов объединений (корпораций), среди которых особое место занимают финансово-промышленные группы (ФПГ). Это объясняется тем, что они действуют на сырьевых, товарных рынках, рынках капиталов, рынках трудовых ресурсов, инноваций, оказывая, таким образом, существенное влияние на экономику страны.

ФПГ создают возможности интеграционного роста. В рамках ФПГ многозвенность сложного технологического процесса позволяет ставить задачу оптимизации и повышения эффективности распределения инвестиций между отдельными работами и предприятиями-исполнителями этих работ для получения максимального конечного финансового результата, наилучшего в конкретной ситуации распределения финансовых ресурсов. Кроме того, ФПГ используют для повышения эффективности инвестиций в долговременную технологическую деятельность на изменяющихся рынках высокотехнологичных товаров, более успешного разрешения возникающих в технологических «цепочках» конфликтов между участниками одного технологического процесса и обеспечения выживания.

В ФПГ может повышаться риск повышения противоречий и конфликта интересов владельцев и менеджеров компании.

Задачи оптимизации структуры капитала, сфер деятельности, предотвращения и разрешения таких конфликтов решаются в рамках корпоративного управления.

Менеджмент ФПГ имеет корпоративный характер, технологическую и финансово-технологическую основу (направлен на финансовое обеспечение воспроизводственного процесса в целом). В корпоративном управлении термин «контроль» означает ответственность менеджеров компании перед акционерами за эффективность финансово-хозяйственной деятельности и использование активов.

Целью данной работы является всестороннее изучение ФПГ, закономерности и особенности их становления, функционирования и развития. В работе будет проведен анализ основных показателей их финансовой деятельности. Кроме того, будут рассмотрены особенности финансов агропромышленных финансовых групп.

Поскольку финансовый менеджмент любой компании является частью функционального менеджмента, большое внимание следует уделить корпоративному управлению ФПГ в целом.

Эффективность корпоративного управления обеспечивает рост ценности вкладов инвесторов в компанию. Этого достигают путем повышения эффективности инвестиционного капитала при его целевом использовании на наиболее перспективных направлениях. В настоящее время важнейшими элементами и составляющими эффективного корпоративного управления выступают:

объективность и обоснованность корпоративной структуры как совокупности источников финансирования бизнеса;

устав, рационально распределяющий функции и роли органов управления и контроля, гарантирующий и защищающий различных групп акционеров;

прозрачность корпоративной структуры, обеспечивающаяся четкой дифференциацией прав и обязанностей каждой из групп акционеров; при этом должны быть понятны любые ограничения, касающиеся права голоса и представительства в руководящих органах;

механизмы защиты прав акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций, от необоснованного снижения их доли при последующих эмиссиях и от возможных действий по снижению стоимости акций;

независимость реестра и высокая квалификация, а также деловая репутация реестродержателя;

механизм обеспечения объективности при принятии решений в совете директоров;

процедуры и гарантии подотчетности менеджмента акционерам, своевременности информирования акционеров;

проектирование процедур принятия решений с учетом заблаговременного оповещения заинтересованных сторон и согласования их мнений по возможным решениям;

наличие в организационной структуре и эффективная работа независимых директоров и комитета по аудиту.

Оценка и анализ особенностей ФПГ позволяет выделить их политэкономические роли. Концентрация капитала, интеграция фиктивного и реального производственного капитала, создание новых товаров и технологий, закрепление места государства в международном распределении технологий и труда, а также генерация новых форм корпоративного управления - все это роли, характерные для ФПГ.

показатель финансы деятельность агропромышленная группа

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Финансово-промышленная группа (ФПГ)- это форма организационного объединения возможностей общества и государства для решения задач особой важности - промышленных, социальных и др. Достигается это путем интеграции производства и финансов на основе новейших достижений науки и техники. Концентрация в одно целое трудовых, материальных, денежных и интеллектуальных ресурсов и направление их совокупности на достижение определенной цели как правило быстро приводит к прогнозируемому результату.

Нынешние ФПГ имеют дальних предшественников в российской истории и мировой экономической практике. В XIX - начале XX российские банкиры, промышленники и купцы нередко оказывали целенаправленную финансовую помощь отечественным ученым, тем самым фактически интегрируя производство, денежные средства и науку. В годы советской власти освоение космоса и нефтегазоносных территорий, крупнейшие прорывы в науке, технике, и укреплении обороноспособности страны, были совершены именно благодаря одновременному сосредоточению и организационному объединению усилий промышленности и ученых при надлежащем финансировании. В СССР формы подобного объединения не назывались ФПГ, но в сущности являлись таковыми.

Значение ФПГ в современной России детерминируется следующими факторами. В первую очередь, это появление различных форм собственности. В настоящее время функционируют миллионы юридических лиц различных организационно-правовых форм, которые работают на принципах хозяйственной самостоятельности. Это порождает изоляцию хозяйствующих субъектов, разрыв экономических связей. Резко снизилась экономическая роль государства. Для государства и самих предпринимателей становится все более очевидным, что хозяйствующие субъекты не в состоянии в одиночку, без прочных контактов между собой и поддержки государственных органов, решить не одну серьезную проблему, успешно выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. Как следствие, и государство, и предприниматели оказались объективно заинтересованными в наличие объединений типа ФПГ.

ФПГ компенсируют и недостатки экономического развития, вызванные интенсивным созданием малых предприятий. Малым предприятиям не под силу обеспечивать научно-технический прогресс, осуществлять масштабные хозяйственные проекты. Деловые же контакты с ФПГ позволяют им осваивать новейшую технику и технологию и иметь надежный рынок сбыта своих товаров.

Еще одна причина кроется в российской банковской системе. Многие коммерческие банки, возникшие на волне экономической реформы и накопившие значительные денежные средства ищут теперь надежные каналы их прибыльного использования. Взгляды банкиров-предпринимателей все чаще обращаются в сторону производства, которое, в свою очередь, крайне нуждается в финансовой подпитке. Организационно объединить интересы и тех и других способны ФПГ.

По структуре участников современные ФПГ напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятием материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения работы производственных предприятий, а не процент по кредитам. Банки и предприятия - участники отдельных ФПГ вправе входить в состав неограниченного числа других объединений. За результаты деятельности ФПГ, в состав которой входит данное предприятие или банк, они отвечают лишь в пределах своих конкретных взносов и обязательств. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей порой охватывают огромный сектор экономики отдельных стран и мирового рынка.

Специалисты в области хозяйственного менеджмента полагают, что растущее влияние и увеличение масштабов деятельности крупных диверсифицированных объединений типа ФПГ связаны с развитием системы корпоративного планирования и управления экономикой, характерной для любой индустриально развитой хозяйственной системы. Именно такого рода объединения являются локомотивами экономического роста.

Работа по созданию ФПГ является комплексной, затрагивающей деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, финансово-кредитных организаций, разнообразных коммерческих структур. При этом создатели ФПГ должны решить ряд проблем. К основным из них относятся: подбор заинтересованных потенциальных участников, нахождение способов гармонизации их экономических интересов в рамках совместной деятельности; формирование единой стратегии поведения на товарных рынках; формирование достаточного начального капитала; разработка эффективного механизма наращивания собственного капитала; выбор оптимальных форм и методов руководства совместной деятельностью.

ФПГ различаются по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые); масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные); степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные). Участники ФПГ обычно объединяются вокруг промышленного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретают статус ФПГ по решению уполномоченного государственного органа о ее государственной регистрации.

Высший орган управления ФПГ - совет управляющих, включающий представителей всех участников ФПГ.

Постоянно действующим органом, специально созданным для ведения общих дел ФПГ, является ее центральная компания, которая осуществляет следующие функции:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с ее созданием и деятельностью, и несет ответственность за общие дела группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ;

готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;

выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

Наиболее ярко в деятельности ФПГ выделяются два аспекта. Первый характеризует гражданско-правовую ответственность участников группы. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, ее участники несут солидарную ответственность. Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ.

Второй аспект связан со сводным учетом в ФПГ. В случаях и в порядке, установленных законодательством РФ о налогах, договором о создании ФПГ, ее участники, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ.

Государство играет все возрастающую роль в отношении ФПГ.

К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования ФПГ в приоритетных для России направлениях развития промышленного комплекса можно отнести: необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности; острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка4 рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности, а также увеличение их финансовых активов4 сложность и недостаток выхода отечественных предприятий на внешний рынок; потерю значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИИ

Регистрация ФПГ В Российской Федерации осуществляется с 1994 г. если в 1993 г. была только одна группа (к которую входило 20 промышленных предприятий и 1 кредитно-финансовое учреждение), то в 1994 г. их стало уже 7 (150 промышленных предприятий и 14 финансово-кредитных учреждений), в 1995 г. - 27 (соответственно 273 и 51), в 1996 г. - 46 (соответственно 710 и 95), в 1997 г. - 72 (соответственно1121 и 154). По состоянию на июнь 1999 г. официальный статус получили 84 группы. В их состав вошли на добровольной основе более 1600 промышленных предприятий и организаций, 146 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них превысила 3 млн. человек. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Из 100 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский, металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Челябинский трубопрокатный завод.

В зависимости от центра формирования группы 90% составляют производственные группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) и 8% - банковские.

По виду организационного строения 36% - вертикально интегрированные группы, 53% - горизонтально интегрированные, 6% - конгломераты.

По территории деятельности 14% - транснациональные (межгосударственные), 40% - межрегиональные, 46% - региональные.

В зависимости от размеров 50% - группы малого размера, 40% - среднего размера, 10% - крупного размера.

В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%), что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).

В целом ФПГ охватывают более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства. Большинство ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в конкретной отрасли. При этом они включают в свой состав организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы.

Российским ФПГ предстоит большая работа, прежде чем они будут отвечать возложенным на них задачам. Многие из сформированных ФПГ пока носят переходный характер и не могут устойчиво существовать в нынешней форме. Направление их развития главным образом будет зависеть от роли и места финансового института в деятельности группы. Поэтому финансово-промышленные группы трансформируются либо в «истинные» ФПГ, либо в крупные промышленные группы.

В первом случае в среднесрочной перспективе ФПГ будут носить четко выраженную промышленную направленность или стать «высоко диверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором - это крупные промышленные группы с промышленно направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.

Все банковские ФПГ представляют собой высоко диверсифицированные конгломераты в худшем понимании слова (этому способствовали «ударные» приватизации, когда многие стремились урвать «кусок» побольше), которые долго существовать в таком виде не смогут. Входящие в них предприятия совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам, что может отрицательно сказаться на устойчивости их деятельности, а в некоторых случаях и привести к развалу.

Все это говорит о том, что уже сейчас банковским ФПГ необходимо заняться выработкой стратегии развития, а следовательно, выбрать одно из возможных направлений деятельности по финансированию промышленности:

прямые инвестиции и приобретение контрольных пакетов акций;

портфельные инвестиции (инвестиционная банковская деятельность).

Что касается промышленных ФПГ, можно предположить, что финансово-промышленные группы, сформированные на базе предприятий нефтегазовой, химической, металлургической промышленности (ядро данных групп составляют крупные производственно-технологические комплексы со сложившейся четкой вертикальной интеграцией производства) и отличающиеся до недавнего времени устойчивым платежеспособным спросом, высокой нормой прибыли, значительной экспортной составляющей, опирающиеся на крупные банки (которыми они зачастую владеют), по мере своего развития будут эволюционировать в сторону холдинговой организации бизнеса. Это в полной мере соответствует известному в мире опыту и связано в первую очередь с высокой концентрацией производства.

Перерастание ФПГ в холдинговые компании сможет оказать благотворное воздействие на экономическую политику металлургии и связанных с ней отраслей: горнодобывающей, металлопотребляющей. Это в свою очередь приведет к снижению внутренних цен на металлопродукцию и к ускорения развития машиностроения. Ценовая политика металлургической отрасли облегчит продвижение металлообрабатывающей промышленности на мировой рынок, сделает ее конкурентоспособной.

Что же касается ФПГ, у которых кооперационные связи между предприятиями являются долгосрочными и замыкаются главным образом на базовое предприятие, то они будут все более и более эволюционировать по направлению создания высокоинтегрированного концерна.

Из всех типов промышленных ФПГ в наиболее тяжелом положении окажутся ФПГ, включающие в свой состав предприятия одного вида, обладающие уровнем рентабельности недостаточным для самофинансирования и не имеющие в своем составе крупного банка.

Для большинства промышленных групп наиболее важным становится вопрос о государственной поддержке. Некоторые из них уже сейчас активно и эффективно сотрудничают с местными органами исполнительной власти, что позволило им не только выжить, но и начать реструктуризацию.

В результате финансового кризиса большинство банков, составляющих основу российских ФПГ, столкнулись с колоссальными финансовыми проблемами и в ближайшее время будут вынуждены сбросить часть своих активов. Это в свою очередь привело или приведет к усилению внутритерриториальной кооперации предприятий, а следовательно, послужит новым стимулом к образованию ФПГ в рамках одного или нескольких соседних регионов.

Развитие региональных ФПГ, с одной стороны, можно рассматривать как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. В настоящее время в работе ФПГ уже наметилась тенденция смещения акцентов с федерального на местный уровень.

Для современной рыночной экономики характерен переход к конкуренции олигопольного типа, и в этом плане формирование ФПГ соответствует общемировым экономическим реалиям. Вместе с тем ФПГ - это и лучшая форма экономической интеграции стран.

ФПГ как «мягкая» ассоциативная структура, основанная на развитии внутренних договорных отношений, становится наиболее привлекательной формой интеграции промышленного и банковского капитала. В первую очередь, это связано с тем, что ФПГ рассматриваются как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности, регулируемой специальным законодательством в этой сфере.

Однако процесс формирования и становления ФПГ, являющийся одним из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах, идет в исключительно сложных и противоречивых условиях. Замедленными темпами происходит создание транснациональных ФПГ, которые могли бы способствовать промышленному сотрудничеству России и других стран СНГ. Недостаточно конкурирующих структур на местном уровне. На формировании ФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с производственным, инвестиционным и финансовым кризисом в стране. Кроме того, формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера.

Решающим фактором, тормозящим формирование и развитие корпоративных структур, является отсутствие адекватной государственной поддержки ФПГ на фоне общеэкономического кризиса.

Государственная поддержка - основа становления любой ФПГ - особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего все без исключения отрасли народного хозяйства. Однако на деле она не реализуется. В рамках Федерального закона о финансово-промышленных группах № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. (ст. 15) предусматривается возможность для банков - участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получения льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк не только не выполняет этого, но и вводит ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.

Закон декларирует готовность властей передать Центральной компании ФПГ в доверительное управление госпакеты акций участников этой ФПГ. Госкомимущества прогнозировал данный пункт. Однако только четырем группам удалось получить их в доверительное управление.

ФПГ реально не участвуют в выработке федеральных программ, не получают в первую очередь заказы по целевым программам правительства.

ФПГ не получили право самостоятельно определять сроки амортизации и использования амортизационных отчислений. Им не дают льгот и государственных гарантий по инвестициям, а также при выпуске и размещении ценных бумаг. Дивиденды по акциям ФПГ не освобождают от налога, не снижают налога на прибыль банков при кредитовании ФПГ. Не разрешают списывать на себестоимость затраты на НИОКР.

Более того, анализирую деятельность российских ФПГ за последние годы, среди огромного количества внутренних проблем можно выделить следующие, наиболее присущие всем без исключения группам:

- отсутствие реального финансирования вследствие слабости внутреннего финансового института, неспособного привлекать внешние источники финансирования, или его незаинтересованности в реальной деятельности группы с учетом низкой рентабельности производства;

неадекватность организационной структуры ФПГ структуре собственности;

отсутствие единой стратегии развития группы и слабый менеджмент.

В целом подводя итог формирования и развития российских ФПГ в последние годы, можно отметить, что это - один из наиболее важных моментов происходящей в России экономической реформы, реально существующий пример удачной трансплантации организационных механизмов рынка в нашем государстве. ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в стране, являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства, преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они создают базу для будущей стабилизации и развития промышленности.

Процесс интеграции финансового и промышленного капиталов является естественным в условиях формирования рыночной экономики. Вместе с тем формирование ФПГ - важный элемент структурной перестройки отечественной промышленности, прежде всего, приватизации и демонополизации. Только с появлением корпоративного звена, представленного ФПГ, аккумулирующими крупные объемы ресурсов и продукции, возникает столь необходимая для рыночной экономики устойчивость.

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

2.1 УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ

Консолидированный учет является неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета в организациях корпоративной группы (которой являются ФПГ), то есть это составная часть упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения и представления определенной учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, их движении путем сплошного, непрерывного и документального всех операций между консолидирующей материнской, дочерними, ассоциированными и совместно контролируемыми организациями.

Система консолидированного учета по национальным и международным стандартам является основной информационной базой для составления и представления организациями корпоративной группы консолидированной финансовой отчетности на основе единой учетной политики.

В вою очередь единая учетная политика базируется на основе единого рабочего плана счетов корпоративной группы. Наличие такого плана является обязательным условием получения обобщенных показателей от организаций корпоративной группы. В нем указываются все синтетические счета, которые могут применяться организациями. Указание в рабочем плане счетов наряду с синтетическими счетами и развивающих их субсчетов имеет большое организующее значение в построении аналитического учета тех или иных объектов учета в корпоративной группе.

Важное значение для формирования единого рабочего плана счетов имеет действующий в нашей стране типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Значение действующего национального плана счетов в российской практике выше, чем в зарубежных странах. За рубежом около 30 государств, входящих в англосаксонскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, они используют лишь профессиональные планы счетов.

В нашей стране в условиях широкого распространения и развития крупных интегрированных корпоративных групп, сотрудничающих между собой как внутри страны, так и за ее пределами, растет острая необходимость гармонизации отечественной и международной практики учета. В связи с этим необходимо отметить, что действующий в нашей стране типовой План счетов имеет ряд достоинств:

унифицированность в отношении различных отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм, что позволяет получать обобщенные показатели в масштабах отдельных отраслей, различных организаций и корпоративных групп;

относительно высокая степень гибкости, которая проявляется в том, что наряду с обязательными счетами финансовой бухгалтерии есть возможность ведения счетов управленческой бухгалтерии;

субсчета являются рекомендательной номенклатурой: их выбор возможен на уровне конкретного хозяйствующего субъекта, исходя из информационных потребностей системы управления;

четкость в соблюдении формальных критериев построения плана счетов: равнообъемность счетов одного уровня, единство критериев их выделения, трехуровневая иерархия (синтетический счет - субсчет - аналитический счет), резервных позиций облегчают создание типовых программ автоматизации учетных работ;

преемственность в построении Плана счетов и соблюдение отечественных учетных традиций позволяет сократить период адаптации практических работников при его внедрении. Несмотря на достоинства в действующий план счетов необходимо вводить систему счетов консолидированного учета, способную сформировать в корпоративной группе необходимые показатели синтетического учета. Это позволит усовершенствовать его взаимосвязь с системой показателей не только отдельной финансовой отчетности, но и консолидированной финансовой отчетности, а также облегчит трудоемкую процедуру консолидации.

Представленная в Приложении 1 система синтетических счетов консолидированного учета направлена на сбор обобщенной информации по инвестициям и расчетам с материнской, дочерними, ассоциированными, совместно контролируемыми и другими аффилированными организациями в рамках корпоративной группы, какой является ФПГ.

Приведенная система счетов консолидированного учета направлена не только на систематизацию информации для консолидированной финансовой отчетности, но и ориентирована на гармонизацию бухгалтерского учета и выполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Ее принятие существенно улучшит процессы коммуникации информации, качества (полезность, понятность) для выработки управленческих решений.

Алгоритм формирования консолидированной отчетности учитывает все необходимые процедуры, включая внутренний дополнительный документооборот, позволяющий осуществить элиминирование и порядок взаимоотношений между участниками группы в процессе составления бухгалтерской отчетности, ее консолидирования и анализа.

Алгоритм формирования консолидированной отчетности в группе взаимосвязанных предприятий включает в себя следующие действия.

1.Разработка регламента формирования консолидированной отчетности:

описание всех взаимодействий и необходимых процедур;

описание всех участников группы;

формирование форм внутригрупповой отчетности и документооборота;

- установления правил оформления результатов каждого этапа консолидации.

. Проверка на единообразие всех учетных политик группы предприятий, выявление отличий от единой учетной политики и их корректировка до единого стандарта:

единые способы амортизации основных средств, нематериальных активов;

единые способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции и финансовых вложений;

соответствие видов доходов и расходов, т.е. квалификация доходов и расходов в отношении их отнесения к доходам и расходам от обычных видов деятельности либо к прочим доходам и расходам;

признание в составе текущих затрат коммерческих и управленческих расходов;

применяемый налоговый режим.

. Проверка полученных форм внутригрупповой отчетности:

о финансовых вложениях головной организации в уставные капиталы дочерних обществ;

о дебиторской и кредиторской задолженности на товары, работы и услуги, по авансам и займам между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

об объемах продаж между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

о сумме прибылей и убытков, образовавшихся по внутригрупповым операциям;

о дивидендах, взаимно выплаченных предприятиями группы.

. Свод бухгалтерской отчетности группы в единый отчет:

свод бухгалтерского баланса (форма № 1);

свод отчета о финансовых результатах (форма № 2);

свод отчета об изменении капитала (форма № 3);

свод отчета о движении денежных средств (форма № 4);

свод приложений к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

изучение пояснительных записок и аудиторского заключения.

. Непосредственно консолидация отчетности группы предприятий:

элиминирование внутригрупповых расчетов и операций;

элиминирование сумм косвенных налогов по взаимным обязательствам;

элиминирование финансовых результатов от внутригрупповой реализации продукции (работ, услуг) и внереализационных операций;

определение величины деловой репутации;

элиминирование суммы дивидендов основной организации и дочерних обществ;

непосредственное формирование консолидированных отчетов.

информирование акционеров и инвесторов о финансовом состоянии дел;

использование для планирования изменений в составе группы;

использование для эффективного управления группой.

2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Для более точной характеристики деятельности российских ФПГ необходимо выявить из их совокупности официальные ФПГ, которые представили сведения о своей работе (в рамках статистической формы №-1 ФПГ) за 2004 - 2008 гг. К таким относятся следующие 33 группы: «Авангард», «Апек», «Аэрофин», «Балтийская строительная компания», «БелРусАвто», «Волжско-Камская ФПГ», «Восточно-Сибирская группа», «Дальний Восток», «Двигатели НК», «Донинвест», «Драгоценности Урала», «Единство», «Золотое зерно Алтая», «Интерагроинвест», «Морская техника», «Нижегородские автомобили», «Оборонительные системы», «Оборонметхимпром», «Объединенная промышленно-строительная группа», «Оптроника», Продовольственная компания «Дон», «Промприбор», «Росстро», «Ростов Великий», «Сибагромаш», «Скоростной флот», «Средуралстрой», «Точность», «Тяжэнергомаш», «Уральские заводы», «Формаш», «Эксохим» и «Электронные технологии». Сводные показатели деятельности этих групп представлены в Приложении 2.

Ряд характеристик деятельности фиксированного перечня официальных групп приведен в Таблице 1.

Таблица 1 Показатели деятельности 33 официальных финансово-промышленных групп и 200 крупнейших российских компаний в 2004-2007 гг.

Показатели2004200520062007Численность работников списочного состава (на конец отчетного периода), тыс. человек (по 33 группам) … 919,2 894,0 854,2Инвестиции в нефинансовые активы: В основной капитал (по 25 группам), млрд. руб. 11,871 9,792 10,602 13,271Долгосрочные финансовые вложения (по 25 группам), млрд. руб. 8,197 7,360 4,381 10,418Объем отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без НДС, акциза (среднее значение по 33 группам), тыс. руб. 158,914 263,762 316,024 313,696Отношение объема отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без НДС, акциза к количеству работающих (среднее значение по 33 группам), тыс. руб. … 1369,5 2113,6 1212,3Годовой прирост объема отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без НДС, акциза, % (среднее значение по 33 группам) … 102,6 31,7 22,2Среднее значение годового прироста объема реализации (без НДС, акциза и аналогичных платежей) для 200 крупнейших компаний России, млрд. руб. … 62,4 14,8 13,6Отношение объема реализации к количеству работающих (среднее значение для 200 крупнейших компаний России), тыс. руб. … 1042,5 1317,7 1760,0

Поскольку не все из перечисленных 33 групп предоставили полностью заполненные формы ФПГ-1, некоторые показатели сформированы по более узкому кругу групп; здесь фигурируют также характеристики 200 российских крупнейших компаний, позволяющие сопоставить результаты деятельности официальных ФПГ. По итогам сопоставления эти группы в среднем выглядят не хуже, чем крупнейшие российские корпорации, воплощающие гораздо более жесткий - преимущественно холдинговый - вариант экономической интеграции. Это касается и динамики реализации продукции, и производительности труда.

Разумеется, необходимо учитывать, что среди участников рассматриваемых ФПГ практически нет компаний нефтяной и нефтегазовой, табачной и пивоваренной промышленности, абсолютно лидирующих по объему реализации на одного работника. Если же исключить из списка-200 названные отрасли, среднее значение показателя производительности труда по оставшимся 163 крупнейшим корпорациям применительно к 2007 г. Снизится с 1760,0 до 1221,5 тыс. руб. на одного работника, т.е. приблизиться к значению соответствующего показателя для анализируемых 33 финансово-промышленных групп.

Впрочем данные Таблицы 1 свидетельствуют о значительных различиях между самими этими ФПГ; так, на фоне снижения совокупного объема отгруженной продукции в 2007 г. в сравнении с 2006 г. наблюдалось положительное среднее значение темпов ее прироста. Различия, очевидно, связаны с дифференциацией официальных групп по размерам и с наличием разных их типов. При ранжировании рассматриваемых 33 финансово-промышленных групп по объему отгруженной в 2007 г. продукции выясняется, что доля пяти крупнейших групп превышает 73% объема отгруженной всеми ФПГ продукции, а десяти - составляет 87,5% (см. Таблицу 2). По объему реализации 14 из 33 групп превосходят рубеж, отделяющий включенные в рейтинг-200 корпорации от остальных компаний. Что касается связи между размерами группы и темпами прироста отгруженной продукции, уровнем производительности труда, долей переданной партнерам по ФПГ промышленной продукции, инвестициями в основные средства и долгосрочными финансовыми вложениями, то относительно объема отгруженной продукции она носит немонотонный характер.

Таблица 2 Показатели деятельности официальных ФПГ разных размеров в 2007 г.

ПоказателиРейтинги групп1 - 5 6 - 10 11 - 15 16 - 20 21 - 25 26 - 33 Доля в совокупном объеме отгруженной промышленной продукции ФПГ, % 73,3 14,2 7,1 2,5 1,7 1,2Объем отгруженной промышленной продукции (среднее значение), млн. руб. 45993,6 8934,2 4432,0 1590,0 1057,4 457,5Прирост объема отгруженной промышленной продукции (среднее значение), % 25,6 10,2 0,0 106,0 - 5,0 6,1Доля промышленной продукции, отгруженной партнерам по ФПГ (среднее значение), % 3,2 9,1 3,5 4,2 27,2 7,7Производительность труда (среднее значение), тыс. руб. на одного работника 6844,4 256,2 235,3 125,9 242,0 166,5Стандартное отклонение производительности труда 13751,9 132,4 120,5 39,3 234,1 125,0Капиталообразующие инвестиции в основные средства по отношению к отгруженной продукции (среднее значение), % 2,9 2,7 3,0 2,6 5,5 2,7Долгосрочные финансовые вложения по отношению к отгруженной продукции (среднее значение), % 2,4 1,8 1,1 4,3 0,5 3,7

Следует отметить, что существенные различия демонстрируют и близкие по объему отгруженной продукции группы, особенно самые крупные, что следует, например, из значений «стандартного отклонения производительности труда». Наиболее однородной оказалась совокупность ФПГ со средним объемом отгруженной продукции (1590 млн. руб.). Демонстрируя максимальный прирост производства в 2007 г., они являются аутсайдерами по уровню производительности труда; следует, однако, учитывать, что эти группы объединяют в основном машиностроительные предприятия, отличающиеся высокой трудоемкостью.

С учетом неоднозначного влияния размеров ФПГ на их характеристики представляется целесообразным обратиться к другим - качественным - принципам дифференциации групп. С определенной мерой условности можно выделить три их типа: «банковские», «с продвинутыми акционерными связями» и «кооперационные». В качестве первых рассматриваются ФПГ с более чем 15-процентной долей финансово-кредитных организаций в капитале центральных компаний. К данному типу следует отнести 12 групп: «БелРусАвто», «Дальний Восток», «Донинвест», «Драгоценности Урала, «Интерагроинвест», «Нижегородские автомобили», «Оборонительные системы», «Объединенную промышленно-строительную группу», «Оптронику», «Продовольственную корпорацию «Дон», «Промприбор» и «Уральские заводы». Восемь ФПГ второго типа - «Восточно-Сибирская группа», «Единство», «Нижегородские автомобили», «Оборонметхимпром», «Объединенная промышленно-строительная группа», «Промприбор», «Ростро» и «Сибагромаш», не являвшиеся холдинговыми структурами, тем не менее задействовали между своими хозяйствующими субъектами акционерные связи, не сводящиеся к участию в капитале центральной компании. Третий тип образовывали 11 ФПГ, где доля внутригрупповых поставок превышала 10% объема производства: «БелРусАвто», «Восточно-Сибирская группа», «Донинвест», «Драгоценности Урала», «Нижегородские автомобили», «Оборонметхимпром», «Объединенная промышленно-строительная группа», «Оптроника», «Росстро», «Сибагромаш» и «Средуралустрой».

Показатели развития выделенных типов групп представлены в Таблице 3.

Таблица 3 Показатели развития официальных ФПГ разных типов в 2004-2007 гг.

Банковские ФПГФПГ с продвинутыми акционерными связями между участниками Кооперационные ФПГПрирост объема отгруженной промышленной продукции (среднее значение), %2005 2006 2007 Суммарно за три года15,9 10,8 29,8 56,57,4 -2,2 15,2 20,422,7 1,2 24,7 48,6Производительность труда (среднее значение), тыс. руб. на одного работника2005 2006 2007192,4 195,6 282,8201,9 211,5 256,3155,9 172,5 208,0Капиталообразующие инвестиции в основные средства по отношению к отгруженной продукции (среднее значение), %2004 2005 2006 2007 Суммарно за четыре года17,8 4,0 4,2 4,9 30,95,1 9,7 9,8 4,7 29,313,0 9,2 10,0 5,6 37,8Долгосрочные финансовые вложения по отношению к отгруженной продукции (среднее значение), %2004 2005 2006 2007 Суммарно за четыре года8,1 3,8 4,0 2,9 18,82,8 2,3 1,0 1,1 7,27,5 4,0 3,6 1,7 16,8

В рассматриваемый период «банковские ФПГ» оказались лидерами по росту производства, производительности труда и долгосрочным финансовым вложениям. Хотя по интенсивности инвестиций в основные средства «кооперативные ФПГ» превзошли банковские, последние продемонстрировали самую активную инвестиционную реакцию на изменение экономических условий. «ФПГ с продвинутыми акционерными связями» заметно отставали в наращивании производства. Они не были склонны к дальнейшему усилению акционерных начал, о чем свидетельствует низкая активность долгосрочных финансовых вложений.

Следует отметить, что лидерство «банковских ФПГ» по ряду показателей обнаруживалось и применительно к более раннему периоду эволюции официальных групп, а в целом анализ последних выявил как значительные адаптационно-антикризисные возможности этой формы интегрированных корпораций, так и замедление темпов их роста к 2007 г. Данные же Таблицы 3 дают основания для утверждения о переломе понижательной тенденции, о заметном улучшении экономической динамики официальных ФПГ в первые годы нового столетия.

ГЛАВА 3. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ГРУППЫ В РФ

3.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РФ

Переход российской экономики на рыночные отношения коренным образом отразился на всех сферах функционирования АПК страны, вызвав в них развитие негативных процессов, резкое падение объемов производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Наибольший урон понесли такие продовольственные комплексы, как мясной, молочный, свеклосахарный, производящие социально значимое и стратегическое продовольствие - мясомолочные продукты и сахар.

В сложившейся ситуации для обеспечения выхода из кризисного состояния, а также достижения поступательного развития отечественного АПК необходимо найти пути и механизмы, которые, с одной стороны, поставили бы на службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой - позволили бы нейтрализовать негативное влияние сложившихся стереотипов хозяйственного поведения. В качестве одного из таких механизмов является соединение потенциальных возможностей предприятий АПК и банков. Поэтому важнейшей задачей на настоящем этапе преобразований является обеспечение агропромышленного и банковского капиталов, которая, как показывает анализ мирового опыта, способна повысить эффективность организации агропромышленного производства и интенсифицировать его структурные преобразования. Первые практические шаги, предпринятые в этом направлении, свидетельствуют о том, что наиболее реальный способ решения поставленных задач - это формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).

ФПГ являются одним из основных структурных элементов современной экономики, способных обеспечить конкурентоспособность товаропроизводителей АПК. Аграрные ФПГ вполне доказали свою эффективность в ведущих капиталистических государствах. Именно такие агропромышленные системы, основным организационным принципом является объединение агропромышленного и финансового капитала, составляют какркас эффективной экономики АПК в развитых странах и оказывают стабилизирующее действие на цены и производство.

Получивший широкое распространение в современной России термин «финансово-промышленная группа» может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капиталов. В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах, а также сопровождается официальным признанием. Согласно ст. 2 ФЗ №190 «О финансово-промышленных группах» финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Учитывая данное определение, актуальным является уточнение экономической сущности понятия «конкурентоспособность предприятия», в том числе применительно к агропромышленным производственным системам. Данное понятие можно определить как способность совокупности предприятий, входящих в данную группу, бороться за рынок, увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии, которой следует данная ФПГ. Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов каждого предприятия, достижения максимально эффективной интеграции агропромышленного и банковского капиталов, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции. Иными слова, конкурентоспособность агропромышленной финансовой группы - это способность совокупности предприятий, входящих в данную группу, противостоять внешним негативным воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Таким образом, формирование высоко интегрированных аграрных финансово-промышленных структур является на сегодняшний день тем мощным рычагом, способным компенсировать негативные процессы, происходящие в экономике АПК.

Необходимость создания аграрных ФПГ обусловлена целым рядом причин, анализ которых приведен ниже. Также были сформированы задачи, от решения которых во многом зависит экономическая эффективность и конкурентоспособность агропромышленных предприятий, входящих в состав аграрных ФПГ.

) Разрушение сложившейся структуры хозяйственных связей агропромышленных предприятий, рост организационной разобщенности сельскохозяйственных предприятий пищевой промышленности, дробление агропромышленных производственных комплексов, разрыв технологических цепочек.

В условиях резкого падания платежеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию, качественного изменения его структуры, а также многочисленные проблемы экономического, социального и организационного характера, с которыми столкнулись отечественные агропромышленные предприятия, многие производственные звенья предпочли обрести самостоятельность и пытаться работать самостоятельно. Поэтому на раннем этапе реформ в АПК России преобладают дезинтегрированные процессы, которые привели к избыточной раздробленности производственного сектора АПК, что не было обусловлено соображениями экономической целесообразности и эффективности. Неблагоприятная экономическая обстановка, а также отсутствие четкого плана реструктуризации агропромышленного сектора экономики, неготовность менеджмента агропромышленных предприятий к осуществления руководства в рыночных условиях привели к дроблению производственных комплексов, потере необходимых хозяйственных связей, разрыву технологических цепочек.

К тому же недавние партнеры нередко оказывались разобщены границами вновь созданных государств. Все это привело к негативному нарастанию организационной разобщенности предприятий АПК.

Таким образом, одной из важнейших задач аграрных ФПГ является преодоление организационной разобщенности предприятий, формирование оптимальных технологических и финансовых связей.

) Кризисное положение производственной базы агропромышленных предприятий, падение объемов производства, избыточность производственных мощностей и нерациональное их использование

К середине 90-х годов значительная часть отечественных предприятий АПК оказалась в крайне бедственном положении, обусловленным, помимо прочего, резким уменьшением объемов производства.

Следствием сокращения объемов производства стала хроническая недогрузка производственных мощностей.

Таким образом, другой важнейшей задачей агропромышленных финансовых групп является преодоление спада производства, повышение загрузки производственных мощностей, оптимизация их использования.

) Снижение объемов продаж сельскохозяйственной продукции, а также продукции пищевой промышленной переработки, уменьшение занимаемой доли рынка, обострение конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Экономическая обстановка, сложившаяся в стране, не благоприятствовала развитию АПК. Многочисленные трудности, вызванные переходом к рыночной системе хозяйствования, стали причиной значительного уменьшения объемов производства сельскохозяйственной продукции отечественных предприятий пищевой переработки. Резкое обострение конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей значительно усугубило и без того не простое экономическое положение агропромышленных предприятий. Спад производства в условиях открытости российской экономики обернулся для многих предприятий АПК потерей ранее завоеванных секторов внешнего и внутреннего рынка.

Таким образом, одной из важнейших задач аграрных ФПГ является повышение конкурентоспособности продукции и товаропроизводителей, расширение рынков сбыта, увеличение объемов продаж, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.

) Неконтролируемый рост затрат агропромышленного производства.

Одной из ключевых проблем отечественного АПК является неконтролируемый рост производственных издержек, который обусловлен неэффективностью существующей структуры экономических отношений между смежными предприятиями и несовершенной организацией агропромышленного производства. В рамках агропромышленной финансовой группы предприятия-участники могут реализовывать целый ряд схем и механизмов, позволяющих снизить затраты, повысить эффективность и получить контроль над уровнем себестоимости конечной продукции.

) Уменьшение балансовой прибыли агропромышленных предприятий, снижение рентабельности, рост числа убыточных агропромышленных предприятий и банкротов.

Производственный кризис и неблагоприятная экономическая ситуация в нашей стране стали причиной резкого снижения балансовой прибыли предприятий АПК, что повлекло за собой падение среднего уровня рентабельности отрасли, рост числа убыточных производств, снижение налоговых поступлений. При этом необходимым условием повышения агропромышленного производства для многих предприятий является изменение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества, грамотная ценовая и маркетинговая политика, снижение непрофильных издержек производства и др.

Деятельность агропромышленных финансовых групп должна быть направлена на увеличение прибыли, повышение рентабельности производства, способствовать переходу предприятий-участников от убытков к прибыли.

) Инвестиционный кризис, резкое снижение уровня государственного финансирования, уменьшение инвестиционной привлекательности агропромышленных предприятий.

В настоящее время отечественный АПК функционирует в условиях острого недостатка финансовых ресурсов.

Недостаточность собственных средств агропромышленных предпритий для осуществления необходимых капиталовложений, практически полное отсутствие государственного финансирования и многочисленные трудности, которые неизбежно возникают при попытке привлечь внебюджетные средства на приемлемых для производителя условиях, не только фактически делают невозможным реализацию целого ряда перспективных инвестиционных программ, но и в ряде случаев делают невозможным и нормальное функционирование производства. Проблема привлечения денежных средств в АПК приобрела в настоящее время чрезвычайную актуальность.

Таким образом, важнейшей задачей аграрных ФПГ является повышение инвестиционной привлекательности и активности, концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетные направления развития АПК, обеспечение финансирования перспективных НИОКР, обеспечение рациональных и эффективных связей производственного и финансово-кредитного секторов.

) Тяжелое финансовое положение агропромышленных предприятий, рост задолженности, ухудшение структуры расчетов, низкий уровень финансовой устойчивости.

Одним из проявлений экономического кризиса в стране является крайне тяжелое финансовое положение ряда предприятий АПК. Неплатежи, неоптимальная структура расчетов, постоянный рост задолженности перед бюджетом. Вследствие этого многие агропромышленные предприятия характеризуются сейчас низким уровнем финансовой устойчивости, значительное их число находится на грани банкротства.

Таким образом, одной из важнейших задач аграрных ФПГ является ликвидация проблемы неплатежей, улучшение структуры расчетов, повышение финансовой устойчивости предприятий.

В целом в настоящее время формирование рациональных и ориентированных на рыночные условия хозяйствования связей происходит более успешно между участниками аграрных ФПГ, нежели между прочими участниками аграрной хозяйственной деятельности. Положительные тенденции в решении данной задачи наблюдаются в ряде зарегистрированных ФПГ. Среди них: важные конкурентные преимущества, в том числе возможность широкого использования внутренних ценовых соглашений, повышение эффективности сбыта сельскохозяйственной продукции пищевой промышленности, ускорение расчетов между предприятиями, увеличение темпов технического пеервооружения, реконструкции, НИОКР, ускорения внедрения их результатов, возможность выработки согласованной маркетинговой, логистической политики, оптимизация средств на содержание маркетинговых, торговых, консалтинговых и управленческих структур, дополнительные преимущества в инвестиционной деятельности, такие как возможность перераспределения свободных финансовых ресурсов между предприятиями, реализация лизинговых схем, координация действий при реализации всевозможных проектов.

В качестве ключевых направлений решения поставленных задач можно выделить следующие виды внутригрупповой интеграции:

со всевозможными финансовыми институтами;

с поставщиками сырья, материалов, запасных частей;

с НИИ;

с потребителями аналогичного сырья в целях противодействия поставщикам-монополистам;

с организациями, занимающимися сбытом, доставкой сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой переработки, а также продвижение данной продукции на рынок;

с производителями аналогичной продукции для координации сбытовой, производственной, логистической и прочих видов деятельности.

Переходя к рассмотрению основных проблем повышения экономической эффективности и конкурентоспособности деятельности агропромышленных финансовых групп, следует выделить четыре основных проблемных блока:

1.Неэффективность системы управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений.

.Отсутствие общей стратегии агропромышленной финансовой группы.

.Недостаточный уровень финансовых ресурсов в финансово-агропромышленных группах.

4.Отсутствие государственной поддержки аграрных ФПГ.

Необходимо также отметить, что неэффективность структуры управления агропромышленных финансовых групп, отсутствие ясной стратегии и низкое качество менеджмента являются основными проблемами, которые обуславливают недостаток финансовых ресурсов. Также приведенные негативные факторы значительно снижают инвестиционную привлекательность аграрных ФПГ.

В соответствии с действующим законодательством, в рамках любой ФПГ должна быть создана центральная управляющая компания должна быть наделена достаточными полномочиями. Центральная управляющая компания создается на основе системы участия, т.е. объединения активов интегрируемых предприятий. Однако, формируя уставный капитал центральной управляющей компании, участники ФПГ получают взамен вложенных активов пакеты ее акций. В результате структура ФПГ приобретает очертания «холдинга наоборот»: не управляющая компания владеет участниками, а участники ФПГ владеют центральной управляющей компанией.

Таким образом, в таких аграрных ФПГ центральная управляющая компания контролируется участниками группы и не играет ведущей роли в данном объединении.

В результате в большинстве организованных по такому принципу аграрных ФПГ наблюдается несоответствие между формальной структурой и реальной структурой принятия управленческих решений, а центральная управленческая компания оказывается неспособной установить контроль над участниками аграрной ФПГ. Соответственно предприятия-участники фактически остаются независимыми. Что часто приводит к появлению центробежных тенденций. В таких условиях практически невозможно достижение синергетического эффекта.

Не меньшую угрозу представляет и несовпадение коммерческих интересов участников агропромышленных финансовых групп. Это наблюдается в том случае, когда предприятия-участники аграрной ФПГ работают на собственную, а не на общую прибыль. В таких условиях невозможно проводить согласованную политику, обеспечивающую рациональную загрузку производственных мощностей, устраняющую экономически неэффективную конкуренцию внутри аграрной ФПГ, позволяющую финансировать новые разработки за счет доходов от основной деятельности, привлекать средства из внебюджетных источников и др.

Таким образом, указанные причины приводят к тому, что у многих аграрных ФПГ полностью отсутствует стратегическая нацеленность. Кроме того, в таких условиях многие предприятия-участники не понимают цель интеграции в единую финансовую агропромышленную группу.

Переходя к рассмотрению второй причины, следует также отметить, что отсутствие в составе менеджмента предприятий и финансово-агропромышленных групп специалистов по стратегическому менеджменту и недостаточный уровень знаний в этой области часто приводит к тому, что единственной стратегией, действующей в объединении, является стратегия проб и ошибок. Ее суть заключается в рассмотрении нескольких проектов или программ, которые последовательно запускаются в производство. При этом руководители наблюдают, достигнет ли та или иная программа ожидаемого экономического эффекта. Этим обусловлена и распространенная тенденция к «спонтанной диверсификации» аграрных ФПГ, менеджмент которых начинает развивать тот бизнес, который они считают наиболее прибыльным в настоящее время. В итоге такая стратегия наносит значительный ущерб основному виду деятельности. Кроме того, некоторые финансово-агропромышленные группы осуществляют инвестиции без предварительной проработки инвестиционных проектов, без анализа их влияния на объединение в целом, на ожидаемый финансовый результат и др.

Таким образом, в настоящее время менеджмент значительного числа финансово-агропромышленных групп нуждается в обучении вопросам разработки и реализации стратегии.

В настоящее время одним из важнейших условий развития предприятий АПК является возможность привлечения финансовых средств как на пополнение оборотного капитала, так и на инвестиции в основное производство. Следовательно, в условиях полного отсутствия централизованного финансирования и ограниченных возможностей государственной поддержки ФПГ АПК особую актуальность приобретают задачи привлечения внебюджетных кредитов и инвестиций. Это, в свою очередь, осложнено следующими проблемами:

организационное построение большинства ФПГ АПК имеет вид «перевернутого холдинга», что является причиной невозможности интеграции управляющих функций и, как следствие, повышает инвестиционные риски;

во многих агропромышленных финансовых группах характерно участие небольших финансово-кредитных институтов, ресурсов которых часто недостаточно для существенного кредитования аграрной ФПГ. Первая из указанных проблем так же пересекается с первым проблемным блоком. «Перевернутая» структура агропромышленного холдинга значительно снижает инвестиционную привлекательность. Отсутствие достаточного уровня внутренней управляемости аграрной ФПГ приводит к высоким кооперационным рискам, сдерживает реинвестирование собственных средств в развитие предприятий-участников, существенно ограничивает возможности предоставления гарантий инвесторам и кредиторам. В большинстве случаев взносы в уставный капитал агропромышленных финансовых групп осуществляются предприятиями либо в незначительных объемах, либо неликвидной собственностью. В связи с этим многие аграрные ФПГ испытывают трудности по предоставлению гарантий для привлечения внебюджетных средств. Это не дает возможность таким агропромышленным финансовым группам получить статус надежного заемщика среди инвесторов.

Переходя к рассмотрению второй проблемы, следует отметить, что она обусловлена в основном неравномерным и недостаточным развитием банковской системы, несоразмерностью промышленного и банковского капитала во многих регионах РФ. Кроме того, следует обозначить и другие факторы, обуславливающие «инвестиционный голод» предприятий АПК.

Во-первых, кредитная деятельность агропромышленных предприятий в настоящее время весьма рискованна. Многие сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия пищевой переработки имеют огромные задолженности и значительные проблемы в сфере платежей. В таких условиях практически невозможно отличить неплатежеспособные предприятия от предприятий, имеющих проблемы с ликвидностью. Также учитывая невысокий гарантийный потенциал многих производителей АПК, недостаток достоверной информации, несовершенство существующих процедур банкротства, банки готовы кредитовать сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой переработки только по высоким процентным ставкам или предоставлять кредиты только хорошо известным им предприятиям. Создание структур финансово-агропромышленных групп могло бы значительно способствовать решению этой проблемы, так как она предусматривает реальные связи между участниками.

Во-вторых, даже если банк имеет достаточные финансовые ресурсы для кредитования агропромышленной финансовой группы, то на объем и условия финансирования накладывается ряд жестких ограничений, определенных ЦБ РФ, как то:

. Максимальный риск на одну компанию - 25% оплаченного капитала компании.

. Максимальный объем вложений банка в одну компанию - 10% капитала банка.

. Максимальный объем кредитов сроком выше одного года - 120% от заимствований сроком на один год.

Данные ограничения близки к западным аналогам, однако в наших условиях они существенно сокращают объем поддержки, которую финансовые институты могут оказать агропромышленным финансовым группам.

Переходя к рассмотрению четвертого проблемного блока, следует отметить, что в числе законодательно установленных мер государственной поддержки ФПГ в РФ значатся инвестиционное кредитование групп и предоставление гарантий. Однако в настоящее время данные меры не нашли своего практического воплощения.

3.2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Организация финансовой деятельности агропромышленных формирований строится на принципе взаимовыгодного сотрудничества и создания четкой сбалансированной технологической цепочки по производству конкурентоспособных видов продукции.

При этом немалое значение имеют формы финансовой поддержки, которые могут быть самыми различными. Одно из них - широкое использование механизма залоговых операций на сельскохозяйственную продукцию. В странах со стабильной экономикой производитель сельскохозяйственной продукции в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры может сдать всю произведенную продукцию корпорации товарного кредита по гарантированным ею ценам. При этом корпорация, как правило, контролируемая государством, предоставляет сельскому товаропроизводителю кредит под продукцию с более низкой процентной ставкой, чем в коммерческих банках. Необходимые для нормальной деятельности суммы кредитов выдаются производителям под залог производимой продукции сроком от 9 до 12 месяцев. К тому же сельский товаропроизводитель имеет право выбора - в случае роста цен на произведенную продукцию он возвращает корпорации кредит и в дальнейшем самостоятельно реализует свою продукцию по более высокой цене, получая от такого рода сделки дополнительный доход.

Аналогичный принцип поддержки агропромышленных финансовых групп и других агропромышленных формирований может быть реализован в России.

Кредитование аграрных финансово-промышленных групп в первую очередь должно быть направлено на реализацию перспективных программ и проектов внедрения новых технологий, реконструкции производства с использованием новейших достижений науки и техники, на охранно-экологические проекты. С повышением эффективности отрасли сеть банковских организаций, способных инвестировать сельских производителей под залог будущей продукции, может быть расширена за счет корпоративных банков, кредитных кооперативов, создаваемых на денежные средства сельских товаропроизводителей. В отличие от коммерческих банков такие финансовые структуры не будут ставить во главу своей деятельности получение максимальной прибыли, что положительно может сказаться на финансировании необходимых производственных затрат и реальном сохранении денежных средств в сфере агропромышленного производства.

Сельские товаропроизводители могут расширить базу финансирования за счет ипотечного долгосрочного кредита под основные средства производства и другие виды недвижимости.

Механизм финансового обеспечения агропромышленных финансовых групп не должен исключать возможности использования товарного кредита, особенно для приобретения дорогостоящей техники и оборудования по лизингу.

Необходима кредитно-финансовая система обслуживания сельских товаропроизводителей. В нее должны войти Россельхозбанк и другие устойчиво работающие коммерческие банки, кредитные, ссудо-сберегательные, финансово-кредитные союзы, кооперативы и товарищества. В крупных сельских населенных пунктах возможно создание кооперативных банков с дальнейшим их развития и расширения.

Некоторые банковские учреждения дают сельхозпредприятиям кредиты под урожай определенной возделываемой ими культуры с условием дальнейшей оплаты кредита или процентов по нему непосредственно продукцией, но по заведомо заниженным ценам. В таких случаях заемщик - агропромышленная финансовая группа или ее предприятие вправе отказаться от предлагаемых банком условий и выплатить кредит в установленные банком сроки в денежной форме.

Краткосрочный кредит, как правило, выдается на срок, необходимый для производства и реализации того или иного вида продукции, но не более чем на один год.

К одному из направлений смягчения сложившейся неблагоприятной экономической ситуации можно отнести организацию вексельных кредитов. Это обходится сельхозпредприятиям значительно дешевле обычного краткосрочного кредита. При вексельном кредитовании предприятие-заемщик получает нужную сумму не деньгами, а векселями, которые и используются получившим их предприятием в платежных операциях. В определенные периоды расчеты с помощью векселей упрощают взаиморасчеты, значительно сокращая сроки их выполнения и на какое-то время уменьшая потребность в оборотных средствах.

Агропромышленные финансовые группы и другие агропромышленные финансовые формирования к долгосрочным кредитам, которые даются на срок более трех лет, прибегают пока крайне редко. Для оформления долгосрочного кредита агропромышленной финансовой группе или ее предприятиям нужны дополнительные документы (если сравнивать с оформлением краткосрочного кредита).

В каждой отдельно взятой аграрной финансово-промышленной группе, прежде чем воспользоваться услугами кредитных организаций, должна быть разработана инвестиционная программа на один - пять лет, в которую входили бы следующие основные элементы: цели и направления совместной инвестиционной деятельности, перечень рекомендуемых советом управляющих инвестиционных проектов.

При этом заемные денежные средства должны направляться в первую очередь на реализацию самых перспективных проектов с гарантией окупаемости вложенных материальных и финансовых ресурсов в короткие сроки. Центральная компания агропромышленной финансовой группы по наиболее выгодным каналам закупает все необходимое оборудование и другие материально-технические средства, принимает активное участие в осуществлении проекта, а также осуществляет контроль за ходом строительства или модернизации, за целенаправленным и экономным расходованием инвестированных материальных и денежных ресурсов.

Создание агропромышленных формирований в зависимости от состава их участников приводит к двойному налогообложению, частичной потере налоговых льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных предприятий Поэтому при различных формах взаимоотношений сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий важное значение имеет выбор вариантов налогообложения и бухгалтерского учета. Так, налоговое законодательство предусматривает льготы по целому ряду налогов в зависимости от вида деятельности юридического лица. Как свидетельствует анализ нормативных документов, регулирующих налогообложение, наибольшее количество льгот имеют организации, получающие не менее 70% выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. Становление первых финансово-промышленных групп в России относительно промышленно развитых стран началось совсем недавно, отсутствие необходимого опыта не могло не отразиться на проблемах, с которыми столкнулись большинство групп при своем создании и последующей деятельности.

Проблемы, с которыми сталкиваются финансово-промышленные группы, это проблемы не только внешнего, но и внутреннего характера, которые появляются как на стадии формирования группы, так и на протяжении всего ее развития.

К основным внешнем проблемам следует отнести проблемы общеэкономического, правового и концептуального характера.

Проблемы общеэкономического характера напрямую связаны в производственным, финансовым и инвестиционным кризисом в стране.

В последние годы экономическое развитие демонстрирует определенную устойчивость, экономисты, оперируя данными статистики, говорят об увеличении ВВП, но не стоит забывать, что рост ВВП еще не говорит о глобальном экономическом подъеме, а лишь свидетельствует о положительной динамике роста по отношению к изначально низкому уровню. Следовательно, остаются проблемы, связанные с сокращением платежеспособного спроса, которые, в свою очередь, негативно влияют на межкорпоративные отношения. Кроме того, слабость банковского сектора, слабая развитость фондового рынка способствуют формированию еще одной, не менее важной проблемы, несоответствия реальных инвестиций тому объему, который обеспечивал бы масштабную модернизацию российской экономики. Таким образом, налицо проблема недостатка инвестирования финансово-промышленных групп, что приводит к замедлению их развития. Слабость банковского сектора выражена в относительно малом количестве мощных кредитно-финансовых организаций, способных выступить в качестве источника серьезных инвестиций в промышленность России. Несмотря на то, что совокупный капитал российских банков значительно увеличился за последние годы, их капитализация, по отношению к банкам большинства развитых стран, остается весьма незначительной.

Что касается проблем концептуального характера, то они проявляются в отсутствии четко сформулированной стратегии государства по отношению к формированию и развитию финансово-промышленных групп.

С одной стороны, в России принято множество различных законодательных актов, направленных на поддержание и развитие финансово-промышленных групп, а с другой - реальная поддержка не обеспечивается исполнительной властью, в том числе вследствие ограниченности ресурсов, т.е. фактически остается «на бумаге». На практике для большинства групп оказывается практически невозможным получение положенных им льгот, лишь избранные финансово-промышленные группы в качестве исключения могут претендовать на некоторые из них.

С первыми проблемами финансово-промышленные группы сталкиваются еще на стадии регистрации, так как для регистрации группы необходимо иметь неординарный организационный план, который должен доказать, что деятельность вновь сформированной группы принесет больше пользы народному хозяйству, чем деятельность предприятий, финансово-кредитных и торговых организаций в отдельности. Прежде чем организационный план будет признан регистрирующим органом, необходимо будет пройти длинную цепочку согласований, в ходе которой придется наткнуться на немалое количество «подводных камней». Все это не способствует развитию финансово-промышленных групп, а только замедляет их создание.

Немаловажными являются и проблемы законодательного (правового) характера, негативно влияющие на деятельность российских финансово-промышленных групп. Несмотря на достаточно развитую правовую базу по регламентированию вопросов, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленных групп, она, в ряде случаев, противоречит другим нормативным правовым актам. Иными словами, отсутствует четкая согласованность между законодательством по финансово-промышленных группам и общим законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности. Таким образом, правовое несоответствие позволяет в каждом конкретном случае принимать различные решения.

В внутренним проблемам развития финансово-промышленных групп следует отнести изначально неправильную мотивацию компаний, входящих в состав группы, несбалансированность интересов между финансовыми организациями и промышленными предприятиями группы, проблемы организационно-структурного характера.

Таким образом, можно констатировать, что основной причиной проблем является отсутствие единой стратегии и цели объединения промышленных и финансовых предприятий в группу. Отсюда возникает целый ряд проблем, препятствующих эффективной и взаимовыгодной реализации потенциальных преимуществ финансово-промышленных групп, а недостаточная поддержка со стороны государства и отсутствие адекватной законодательной базы не способствует их эффективному развитию.

Обеспечить полноценную поддержку финансово-промышленных групп государству может мешать ограниченность в ресурсах и возможные ограничения со стороны антимонопольных органов.

Что касается первой проблемы, то относительно небольшие показатели ВВП в совокупности с недостаточно эффективной фискальной политикой государства приводят к недостаточному количеству финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на поддержку финансово-промышленных групп.

Говоря о возможных ограничениях со стороны антимонопольных органов, то в концентрации огромных производственных и финансовых ресурсов внутри одной группы государственные органы могут видеть попытку ограничения конкуренции, что, в свою очередь, негативно скажется на экономике в целом.

Решив проблему государственной поддержки, а также проблемы с законодательной базой, можно вывести финансово-промышленные группы на качественно новый уровень, что положительно отразиться на улучшении общего промышленного и финансового секторов в России, а следовательно, и на всей российской экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

. Белов А.В. Финансы и кредит - М.: ПрофОбрИздат, 2008

. Болотенкова О.П. ФПГ: их место и роль в мировой экономике - М.: Финансы, 2001

. Бортова М.И. Характеристика состояния финансово-промышленных групп//Финансовый бизнес - 2008 - № 8

. Бурлакова О.В. Счета консолидированного учета для организаций корпоративных групп//Бухгалтерский учет - 2008 - № 9

. Веселов Д.В. Корпоративное управление и инвестиционная привлекательность предприятия//Финансы - 2007 - № 1

. Водяников В.П. организация и управление производством на сельскохозяйственном предприятии - М.: КолосС, 2006

. Глущенко А.В. Консолидированный учет доходов и расходов агрохолдинга// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2008 - № 6

. Жилинский С.Э. Предпринимательское право - М.: Финансы, 2001

. Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России - М.: Альпина Паблишер, 2002

. Кириенко Т.В. Финансовый менеджмент - М.: Финансы, 2008

. Колобова А.И. Агропромышленная интеграция - путь к повышению эффективности сельскохозяйственных предприятий//Сибирский вестник сельскохозяйственной науки - 2007 - № 5

. Краснова С.В. Регулирование денежных потоков в финансово-промышленных объединениях//Финансы - 2007 - № 9

. Крюков М.А. Проблемы становления и развития ФПГ в России//Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов - 2008 - № 1

. Кузык М.А. Проблемы законодательного регулирования процессов создания и функционирования финансово-промышленных групп//Инвестиции в России - 2008 - № 2

. Куркин А.В. Управление процессами интеграции предприятий на современном этапе//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2007 - № 6

.Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, ФПГ, простые товарищества - М.: ИНФРА-М, 2008

. Мансуров Р.Е. Формирование и эффективное функционирование аграрных ФПГ в РФ//Аграрная Россия - 2007 - № 3

. Седова Н.В. Могучая группа: интеграционные процессы в АПК РФ//Российское предпринимательство - 2008 - № 1

. Смулов А.М. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий и банков - М.: Финансы и статистика, 2002

.Стародубровская И.Е. Финансово-промышленные группы: иллюзии и реальность//Вопросы экономики - 2007 - № 5

. Тараторкина Г.А. Алгоритм формирования консолидированной отчетности в интегрированном формировании холдингового типа//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2008 - № 6

.Ткач А.В. Сельскохозяйственная корпорация - М.: ИТИ «МарТ», 2001

. Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: опыт и перспективы//Проблемы прогнозирования - 2008 - № 1

.Черезов А.В. Корпорация. Корпоративное управление - М.: Приор, 2006


Похожие работы на - Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!