Требование безопасности при проектировании машин и механизмов.
Требование безопасности при проектировании машин и
механизмов.
Объективные и субъективные средства предупреждения об
опасности.
Проекты машин, станков, механизмов и другого
оборудования должны отвечать требованиям техники безопасности производственной
санитарии. Основными из этих
требований являются безопасность для жизни и здоровья людей, надежность
действия, свободность доступа при постройке, осмотре и ремонте, удобства
эксплуатации, облегчение и оздоровление условий труда.
Безопасность производственного
оборудования, т.е. его свойство удовлетворять требованиям безопасности труда
при выполнении заданных функций в условиях, установленных
нормативно-технической документацией, достигается правильным выбором
конструктивных элементов и принципов их действия, разработкой и внедрением
совершенных технологических процессов, применением различных средств защиты.
При проектировании необходимо учитывать
психофизиологические и физические особенности организма человека, а также его
антропологические данные. Чтобы человек не утомлялся все узлы оборудования, и
элементы управления размещают таким образом, чтобы исключить монотонность в
работе, а также излишние движения и монотонность в работе. Органы управления
(рычаги, педали, кнопки) делают надежными, легкодоступными и хорошо
различимыми, а тормозные устройства обеспечивающими быстрое торможение
движущихся по инерции деталей.
Конструкция оборудования должна
предусматривать удобства его осмотра, разборки, монтажа, наладки, смазки,
уборки, транспортировки и т.д. Оборудование, выделяющее пыль и газы в процессе
работы, снабжают специальными устройствами механической вентиляции.
Руководящими документами, определяющими
требования безопасности к машинам, механизмами другому оборудованию являются
Типовое положение о порядки разработки, изготовления и испытания опытных
образцов новых машин, оборудования, приборов и передачи их в серийное
производство.
Согласно Типовому положению разработанные опытные
образцы новых изделий должны обеспечивать высокие технико-экономические
показатели облегчения труда, соблюдение требований техники безопасности и
производственной санитарии.
Требования охраны труда необходимо
учитывать, начиная с разработки технического задания на проектирования той или
иной машины, станка.
После изготовления опытных образцов новой
техники испытывают в заводских эксплуатационных условиях
При этом проверяют основные технические и
эксплуатационные показатели с учетом соблюдения требований охраны труда.
Запрещается передача в серийное производство опытных образцов, не отвечающих
этим требованиям.
Повышенные требования техники безопасности
и производственной санитарии: магистральные и маневровые электровозы и
тепловозы, мотор вагонные секции, дизель поезда, поезда и вагоны с машинным
охлаждением, пассажирские и грузовые вагоны путеукладочные краны,
балластировочные и щебнеочистительные машины, снего,-землеуборочные и
снегоочистительные машины и др.
Типовыми требованиями по технике безопасности
и производственной санитарии предусмотрены необходимость ограждения опасных
вращающихся частей машин, механизмов и технологического оборудования;
разработка и внедрение надежных мероприятий по защите обслуживающего персонала
от пыли, пара, газа, шума, вибрации поражение электрическим током;
использование предохранительных средстви блакировочных устройств и другие
мероприятия, обеспечивающие создание безопасных условий труда.
Типовые требования должны учитываться не
только при проектировании и постройке новых машин, механизмов и подвижного
состава, но и при их модернизации, а также производстве заводского ремонта.
Периодически Типовые требования должны пересматриваться с учетом изменившихся
условий
Объективные и субъективные средства предупреждения об
опасности.
Средства предупреждения об опасности можно
разделить на 2 группы: субъективные (пассивные); объективные (активные).
Объективные средства предупреждения об
опасности не только предупреждают работающих о наступающей опасности, но и сами
устраняют ее. Они действуют автоматически независимо от квалификации и
состояния работающих, не допуская воздействия на них опасных производственных
факторов. К объективным средствам относятся: защитные блокировки, ограждения,
заземления оборудования, индивидуальные средства защиты и др.
Предохранительные устройства служат для
предотвращения аварий машин и оборудования и возможных при этом несчастных
случаев. В качестве предохранительных устройств используют: плавкие
предохранители, которые служат для защиты потребителей электрического тока от
повышения силы тока в цепи до значений, более допустимых, быстродействующие
автоматические выключатели на электровозах, предназначенные для защиты силовых
цепей электродвигателей при коротких замыканиях, перегрузке или повышения
напряжения на зажимах тяговых электродвигателей более допустимых значений. К
этим устройствам относятся также: предохранительные клапаны на паровых котлах,
воздухосборниках и других сосудах, работающих под давлением, автоматически
срабатывающие и выпускающие часть пара, воздуха, газа или жидкости в том
случае, когда давление в емкости превысит установленное; различного типа реле,
настроенные на определенный режим работы и срабатывающие при нарушении этого
режима, и др.
Субъективные средства только предупреждают
о наступающей опасности. К ним относятся:
Контрольно – измерительные приборы
(манометры, вольтметры, термометры и др.) они помогают контролировать тех.
процесс;
Предупредительные знаки и надписи. Служат
для напоминания работающим об опасности поражения электрическим током
(например, «Не влезай убьет»);
Сигнальные устройства применяют для
предупреждения об опасности или аварии. Сигнализация бывает звуковая, световая
и цветовая. Для световой сигнализации используют непрерывно горящие или
мигающие огни различного цвета. Согласно ГОСТ 12.2.007.0 – 75 «ССБТ. Изделия
электротехнические. Общие требования безопасности» и ГОСТ 12.2.009 – 80»ССБТ.
Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» в электрических
изделиях кроме (электровозов). Применяют следующие сигнальные цвета: красный -
для запрещающих и аварийных сигналов; желтый - для предупреждения для
предупреждения о достижении предельного значения одним из основных параметров
технологического процесса; зеленый - для сигнализации о нормальном режиме
работы, белый -для обозначения включенного состояния оборудования; синий - для
указательных знаков и знаков технической информации. Сигнальные лампы должны
иметь знаки или надписи, поясняющие значения сигналов.
Сигнальная окраска оборудования и его частей,
а также знаков безопасности регламентированы ГОСТ 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета
сигнальные и знаки безопасности». Красный сигнальный цвет применяют для
нанесения запрещающих меток; желтый цвет для предупреждающих знаков; зеленый
цвет для предписывающих знаков; синим, выделяют указательные знаки.
Для предупреждения возможных ошибок в
работе принята определенная условная окраска шин электроустановок,
трубопроводов, баллонов со сжатыми и сжиженными газами. Так шины
электроустановок окрашивают: фазу А- желтый цвет, фазу В- зеленый, фазу
С-красный цвет. Технологические трубопроводы рекомендуется окрашивать в
следующие цвета: для воды - зеленый, масла - в коричневый, воздуха- в голубой,
пара-в красный. Баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет с надписью черного
цвета, баллоны с аммиаком - в желтый цвет с надписью также черного цвета и др.
По назначению сигнализацию делят на
оперативную, предупредительную, опознавательную. Оперативная предназначена для
осуществления контроля за протеканием технологических процессов.
Предупредительная применяется для предупреждения о возникновении опасности.
Опознавательную используют для выделения опасных зон в производственных
помещениях и оборудовании.
Объективные средства предупреждения об
опасности не только предупреждают работающих о наступающей опасности, но и сами
устраняют ее. Они действуют автоматически независимо от квалификации и
состояния работающих, не допуская воздействия на них опасных производственных
факторов. К объективным средствам относятся: защитные блокировки, ограждения,
заземления оборудования, индивидуальные средства защиты и др.
Предохранительные устройства служат для
предотвращения аварий машин и оборудования и возможных при этом несчастных
случаев. В качестве предохранительных устройств используют: плавкие
предохранители, которые служат для защиты потребителей электрического тока от
повышения силы тока в цепи до значений, более допустимых, быстродействующие
автоматические выключатели на электровозах, предназначенные для защиты силовых
цепей электродвигателей при коротких замыканиях, перегрузке или повышения
напряжения на зажимах тяговых электродвигателей более допустимых значений. К
этим устройствам относятся также: предохранительные клапаны на паровых котлах,
воздухосборниках и других сосудах, работающих под давлением, автоматически
срабатывающие и выпускающие часть пара, воздуха, газа или жидкости в том
случае, когда давление в емкости превысит установленное; различного типа реле,
настроенные на определенный режим работы и срабатывающие при нарушении этого
режима, и др.
Задача 6
Определить время эвакуации людей из
помещений производственных зданий согласно требований СНиП 2.01.02-85
Исходные данные
Степень
огнестойкости здания
|
III
|
Объем помещения,
м3
|
1600
|
Число людей
подлежащих эвакуации с первого участка, чел.
|
100
|
Длина участков
эвакуационных путей, м:
|
|
первого L1
|
25
|
второго L2
|
7
|
третьего L3
|
1,2
|
Ширина дверей на
участке
|
|
первом δ1
|
2,3
|
втором δ2
|
1,6
|
третьем δ3
|
1.6
|
Средние
параметры человека, м:
|
|
а
|
0.50
|
с
|
0.27
|
Решение:
Расчетная схема для определения пути
эвакуации
Для обеспечения безопасной эвакуации людей из
помещений и зданий расчетное время эвакуации tр должно быть
меньше необходимого времени tн.б.
tн.б.
< tр . (1)
Расчетное время эвакуации людей tp
определяется как сумма времени движения людского потока по отдельным участкам
пути:
tр = t0 + t1 + t2 + ……tі , (2)
где t0 - время до начала эвакуации через
наружные двери, мин. Принять t0 = 0.5 мин .; t1...ti - время
движения на соответствующих участках, мин.
, (3)
где v, - скорость движения людского потока
на первом участке, м/мин.
Скорость движения людского потока
определяется:
v = n(Дв -0.1), (4)
Де - линейная плотность людского потока,
принять Де =0.95 м.
v = 100(0.95 -0.1) = 85м/мин.
Из (4) находим (3)
,
,
,
Из (3) находим (2)
tp =0.5 + 0.3+ 0.1 + 0.01 = 0,91=1 мин.
Плотность людского потока на каждом из
участков эвакуации определяется из формулы:
ДF1 (2…) =ДО/f, (5)
ДО = f/Деа, (6)
где ДО - относительная скорость людского
потока
f - средняя площадь горизонтальной проекции
человека.
f=πас/4, (7)
где а, с - ширина и толщина человека, м.
f = 3.14· 0.5·0.27/4 =0,09= 0.1 м2
Продолжительность эвакуации людей по
пропускной способности дверей определяется из выражения:
tp= N/n
(8)
где N - число людей подлежащих эвакуации,
чел. n -пропускная способность дверей,
n =∑δn0
(9)
где n0 -расчетная удельная пропускная
способность 1 м дверей или лестниц, чел/м мин. Принимаем ориентировочно n0 - 60
чел /м • мин.
n = δ1n0+ δ2n0+ δ3n0
n = 2,3· 60 + 1,6· 60 + 1.6· 60 = 138+ 96+
96 = 330 чел/м мин.
tp` = 100/330=0,3мин
Сравнив tp и tp` выбираем окончательное
расчетное время эвакуации 1 мин.
Необходимое время эвакуации tнб = 3 мин. (для
заданной степени огнестойкости)
Определяем необходимую ширину дверных проемов:
δнб
=N /q [tнб - (t0+tр1 +tр2 +tрз)] (10)
где q- интенсивность движения м/мин.
δнб1=100/83(3-1,0)=0,6
м. сравниваем (2,3м.)
δнб2=100/70(3-1,0)=0,7
м. сравниваем (1,6м.)
δнб3=100/120(3-1,0)=0,4
м. сравниваем (1,6м.)
Вывод: указанная ширина дверных проемов обеспечивает
безопасную эвакуацию людей.
Список литературы
Буралев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность
жизнедеятельности на транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1999.
Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2003
Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном
транспорте. – М.: Маршрут, 2004
Н е й м а и Л. А. Безопасность жизнедеятельности:
теория, вопросы и ответы: Учеб. пос. М.: Вузовская книга, 1997. 142 с.