Региональная экономическая политика на примере АРК
МИНЕСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТСТИТУТ ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВАДИМА ГЕТЬМАНА»
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: Местные финансы
НА
ТЕМУ: Характеристика региональной политики на примере региональной политики АРК
Выполнила:
Студента 4-го курса
Группы
Ф-42
Котолупова
П.И.
Проверила:
Харченко
В.А.
Симферополь 2011
Цель: Дать
характеристику региональной экономической политики на примере АРК, раскрыть
сущность, программы и источники финансирования.
Региональная
(социально-экономическая) политика - сфера
деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным
и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и
отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов
между собой. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от
правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития.
Региональная политика тесно связана с региональным развитием - изменением
внутренней социально-экономической структуры региона.
Региональная политика охватывает все
важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение
сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д.
К основным целям региональной
политики можно отнести:
обеспечение экономических,
социальных, правовых и организационных основ регионов или субъектов государства
с целью создания единого экономического пространства;
выравнивание условий
социально-экономического развития регионов;
охрана окружающей среды, а также
ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита
регионов;
максимальное использование
природно-климатических особенностей регионов и др.
Для достижения этих целей
региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:
· сохранение единого
внутреннего рынка Украины, единства инфраструктуры систем энергетики,
транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за
экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических,
научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей
территории Украины, свободной конкуренции производителей разных форм
собственности, свободного движения товаров и капиталов;
· повышение
благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня
жизни;
· обеспечение
финансовой стабилизации и сокращением темпов инфляции.
· преодоление общего
кризиса и реформирование экономики и др.
Осуществление региональной политики
тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.
Экономическая
безопасность региона - это совокупность
условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность,
устойчивость и поступательность ее развития.
К основным объектам региональной
политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные
(прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса),
денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут
выступать как конкретные представители государственной и региональной власти,
так и отдельные учреждения, организации и предприятия.
. Анализ важнейших экологических
проблем:
. Загрязнение водных ресурсов.
Неудовлетворительное техническое состояние и недостаточная мощность систем
водоотведения является причиной загрязнения и ухудшение качества водных
ресурсов, а также сдерживает социально-экономическое развитие региона. В первую
очередь необходимо провести строительство(Реконструкцию) объектов
водоотведения, которые являются основными загрязнителями: канализационных
очистных сооружений в городах Симферополь, Керчь, Судак, Бахчисарай, Саки.
Также требуют реконструкции (НовГУ строительства)системы водоотведения в
курортных городах и поселках: Щебетовка, Коктебель, Орджоникидзе (Феодосийский
горсовет), Морское, Веселое, Новый Свет (Судакский горсовет), Партенит
(Алуштинский горсовет), Песчаное (Бахчисарайський район), Николаевка
(Симферопольский район),Новофедоровка (Сакский район), Красногвардейское
(Красногвардейскийрайон), Ленино (Ленинский район) и Советское (Советский
район).В целях финансирования указанных работ Минрегион строя Украины
необходимо решить вопрос ежегодного выделения целевых субвенций на
социально-экономическое развитие региона из Государственного бюджета Украины
соответствующим местным бюджетам.
2. Обращения с отходами. Ежегодно растет объем отходов, которые размещаются в окружающей
среде. С 28 полигонов твердых бытовых отходов приостановлен эксплуатацию 10
полигонов. Запас мощности на 3-5 лет имеют 11 полигонов. Особенно остро стоит
вопрос размещения отходов в городах Ялта, Симферополь, Судак, Керчь, Евпатория.
Основной причиной увеличение объемов размещения отходов является отсутствие
мощностей по утилизации и обезвреживания отходов. На завершение строительства
полигона твердых бытовых отходов в г. Судаке (1 очередь) необходимо 21143,4
тыс. грн. Минрегионстроя Украины необходимо выделить средства из
Государственного бюджета Украины в виде субвенции бюджету г. Судак. Для
создания мусороперерабатывающей отрасли необходимо привлечь инвестиции (в т.ч.
иностранные) на строительство мусороперерабатывающих комплексов, поскольку без
переработки отходов проблему роста объемов размещения отходов в окружающей
среде решить невозможно.
3. Накопление отходов и
опасных химических веществ. Запрещенные к
использованию химические средства защиты растений представляют группу
высокотоксичных отравляющих веществ. Склады и тара не обеспечивают надежное
экологически безопасное хранение запрещенных к использованию химических средств
защиты растений, через что существует угроза их попадания в окружающую среду. В
2009 г. была начата работа по обезвреживанию запрещенных и непригодных к
применению химических средств защиты растений. На указанные цели из бюджета
Автономной Республики Крым было выделено 8650,0 тыс. грн. Всего было вывезено и
уничтожено более 470 т. запрещенных ХСЗР и тары из под них. В 2010 году
указанные мероприятия были проведены на териториии Белогорского, Сакского и
Симферопольского районов (за счет бюджета АРК) и на территории Бахчисарайського
района (за счет средств Государственного бюджета). В 2011 г. запланировано
полностью очистить территорию АР Крым от запрещенных к использованию ХСЗР.
4. Сохранение природного
заповедного фонда. Основной проблемой для
объектов природно-заповедного фонда на территории Автономной Республики Крым
является отсутствие установленных на местности границ объектов заповедного
фонда, что приводит к многочисленным нарушениям природоохранного
законодательства и исключает эффективную охрану. Особенно остро стоит вопрос
выноса границ для объектов природно-заповедного фонда общегосударственного
значения. Для решения проблемы необходимо ежегодное выделение средств из
Государственного бюджета Украины на разработку проектов землеустройства по
организации и установлению границ объектов природно-заповедного фонда
общегосударственного значения. В 2010 г. средства на указанные меры не
выделялись.
5. Защита территории от
вредного воздействия вод. Наиболее опасным
объектом является распределительная дамба на оз. Сасык-Сиваш, которая находится
в аварийном состоянии. При наступлении неблагоприятных погодных условий
(сильный ветер, значительное количество осадков) существует угроза ее прорыва и
затопления территории Сакского района, автомобильной и железной дорог, а также
г. Евпатория. Дамба находится на балансе Сакского государственного химического
завода, который находится в стадии банкротства. Для решения вопроса необходимо
передать дамбу на баланс специализированной водохозяйственной организации и
выделить средства на ее реконструкцию в сумме предусмотренной проектной
документацией (свыше 10 млн. грн.).Необходимо продолжить работы по защите от
подтопления городов Армянск, Красноперекопск, Джанкой, населенных пунктов
Джанкойского, Красногвардейского, Ленинского и других районов.
Проанализировав экологическую
ситуацию в регионе можно сказать, что ее влияние на экономическую региональную
политику АРК достаточно высокое. Из-за высокого уровня выбросов вредных веществ
в атмосферу в регионе невозможно тяжелая промышленность и добыча природных
ископаемых, т.к. в АРК преобладает рекреационное хозяйство и
гостинично-курортный бизнес. Поэтому правительство должно тщательно следить за
уровнем отходов и выбросов вредных веществ, чтобы не ухудшить экологическую
ситуацию региона и тем самым уменьшить приток туристов в регион.
Поскольку в регионе наблюдается рост
создание отходов (о чем свидетельствует таблица 1), что является отрицательным
явлением, то в регионе необходимо создавать предприятия по утилизации и
переработке отходов.
Таблица 1. Динамика создания отходов
І-ІІІ уровня опасности
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Образования отходов I-III классов опасности в расчете на 1 км І,
т
|
19,027
|
4,928
|
6,915
|
8,02
|
8,107
|
9,13
|
10,293
|
Образования отходов I-III классов опасности в расчете на 1
человека, т
|
0,251
|
0,065
|
0,091
|
0,109
|
0,11
|
0,1239
|
0,136
|
К таким предприятиям относятся:
1. ООО
«Екочкрим». Сбор, хранение, перевозка нафтомасел ДП РНЦ обращения с опасными
отходами Операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, хранение).
2. ЧП «Фирма
«Реал-М» Операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, хранение,
перевозка, удаления, захоронения).
3. ООО «НПП«
Запорижпромекология » Операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор,
хранение, обработка, утилизация).
4. ООО «Капитал
-2006 Операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, хранение).
5. ООО «АРК-НОЙ»
Сбор, хранение резиновых отходов
6. ООО
"Вторма - Керчь" Сбор, заготовка отдельных видов отходов как
вторичного сырья (макулатуры, стеклобоя, отходов полимерных, отходов резиновых,
в том числе изношенных шин, материалов текстильных вторичных, использованной
металлической тары (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые
банки)
7. ООО
«Крым-Конкорд» АРК Сбор, заготовка отдельных видив отходов как вторичного
сырья.
8. ООО
«Капитал-2006» Сбор, заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья.
3.Отрасли экономики в
АРК
Таблица 2. Территориальная структура
отраслей в АРК
Экономический микрорайон
|
Состав
|
Специализация промышленности
|
Специализация сельского хозяйства
|
Северо-Западный
|
Красноперекопский район
<#"514622.files/image001.gif">
Чтобы оценить регионы, которые является депрессивными или
бюджетоображующими можно проанализировать таблицу
5.Программы
экономического развития региона АРК
1. Программа развития села в АРК на
период до 2015 года (Постановление ВР АРК от 28.12.2010 № 168-6/10)
Она включает:
. Внедрение системных мер по
экологизации, интенсификации и рациональному использованию земельных, водных,
лесных ресурсов, задействованных в сельскохозяйственном производстве
. Увеличение площади орошаемых
земель, восстановление орошаемых земель, которые на протяжении определенного
времени не обрабатывались, повышение эффективности использования воды путем
реконструкции и модернизации мелиоративных сооружений, создание объединений
. Улучшение культуры земледелия за
счет совершенствования способов обработки почвы, применения научно обоснованной
системы севооборотов, соблюдения оптимальной структуры посевных площадей, использования
научно обоснованных объемов химических и биологических средств защиты растений
. Развитие селекции и семеноводства,
что позволит получить адаптированные сорта сельскохозяйственных культур
Привлечение внебюджетных источников
к финансированию аграрного сектора, осуществление микрокредитования
сельскохозяйственного производства
Органы: Министерство аграрной
политики и продовольствия АРК, Республиканский комитет по земельным ресурсам
АРК, Республиканский комитет АРК по лесному и охотничьему хозяйству, Крымский
республиканский проектно-технологический центр охраны плодородия почв и
качества продукции, райгосадминистрации в АРК.
Источники финансирования: в тыс грн.
|
2011 г
|
2012 г
|
2013 г
|
Всего, в т.ч:
|
3 392 487,40
|
918 070,00
|
1 203 599,80
|
1 270 817,60
|
Государственный бюджет
|
2 160 468,10
|
705 644,10
|
701 685,50
|
753 138,50
|
Бюджет АРК
|
155 777,40
|
44 509,00
|
54 965,90
|
56 302,50
|
Местные бюджеты
|
27 035,00
|
15 955,00
|
5 455,00
|
5 625,00
|
Прочие средства
|
1 049 206,90
|
151 961,90
|
441 493,40
|
455 751,60
|
. Программа развития промышленного
комплекса Автономной Республики Крым на 2008-2011 годы на 2012-2015 годы
(Постановление ВР АРК от 18.06.2008 № 898-5/08)
· Создание условий
для модернизации существующих индустриальных производств региона
· Развитие
высокотехнологичного сектора промышленности АРК
· Обеспечение
приоритетного развития отраслей, профильная деятельность которых не
сопровождается ростом антропогенного давления на окружающую природную среду и
разрушением природных систем и ландшафтов
· Развитие
внешнеэкономических связей промышленных предприятий
· Рационализация
энергообеспечения АРК на принципах оптимального использования местных
энергетических ресурсов
Органы: Республиканский комитет АРK
по топливу, энергетике и инновационной политике, Министерство регионального
развития и ЖКХ АРК, органы местного самоуправления, районные государственные
администрации в АРК Творческий союз НИО Крыма(например, Организация и
проведение прогнозно-аналитических исследований и формирование перспективных
направлений развития промышленности в АРK).
. Государственная программа
"Развитие транспортно-дорожного комплекса АРК" на период 2011-2020
годов
· Развитие
автотранспортного комплекса, создание современной системы автодорог общего
пользования
· Обеспечение
развития пассажирского транспорта общего пользования
· Строительство и
развитие современных морских торговых портов
· Развитие
железнодорожной инфраструктуры (Увеличение количества объектов
железнодорожной инфраструктуры на 6 единиц)
· Развитие
авиационного транспорта(Развитие вертолетных авиаперевозок как альтернативы
автотранспорту для VIP-категорий рекреантов результат приобретено 2
вертолета)
Ораны: Республиканский комитет АРК
по транспорту и связи , КГАП "Универсал Авиа", ОАО
"Международный аэропорт "Симферополь", Государственная
администрация железнодорожного транспорта Украины "Укрзалізниця",
Симферопольский городской совет, ГП "Керченский морской торговый
порт" и др.
Всего, в т.ч:
|
10 914 936,04
|
2 700 703,99
|
4 244 745,05
|
3 969 487,00
|
Государственный бюджет
|
4 390 555,00
|
1 736 000,00
|
1 437 438,00
|
Бюджет АРК
|
150 480,00
|
280,00
|
50 200,00
|
100 000,00
|
Местные бюджеты
|
32 600,00
|
13 700,00
|
7 680,00
|
11 220,00
|
Прочие средства
|
6 341 301,04
|
950 723,99
|
2 749 427,05
|
2 641 150,00
|
Выводы
Проанализировав экономическую региональную
политику АРК можно сделать вывод, что данный регион перспективным т.к. имеются
необходимые ресурсы и сырье, которое добывается и используется для
экономического развития страны в целом. Как и в любом регионе имеются свои
сильные стороны, такие как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и
рекреационное хозяйство, так и отрицательные представленные как экологический
вред окружающей среде, сдача в аренду курортных зон, последствия советских
периодов (вред алкогольному, в том числе вино-коньячному производству). Для
решения данных проблем правительство на государственном и местом уровнем
разрабатывает проекты и программы развития региона для улучшения экономического
состояния АРК и благосостояния населения. В АРК такой программой является Стратегия
экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020
годы разработана Советом министров Автономной Республики Крым совместно с
Национальным институтом стратегических исследований в соответствии с поручением
Президента Украины.
Список используемых
источников
1. Стратегия экономического и социального развития
Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы
. План реализации первого этапа стратегии (2011-2013 годы)
. Экологический паспорт АРК на 2010 год
4. <http://ru.wikipedia.org/wiki/-> экономика Крыма
Похожие работы на - Региональная экономическая политика на примере АРК
|