Развитие государственной поддержки семьи и молодежи

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,94 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие государственной поддержки семьи и молодежи

Введение

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.

К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т.е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался и в силу быстрой смены социальных реалий российского общества, и по причинам субъективного характера. В этих условиях проявилось основное противоречие в управлении молодежной политикой на современном этапе: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку молодого поколения к самореализации в обществе.

Главной целью данной работы является выяснение некоторых закономерностей становления ГМП как инновационной формы социализации молодежи, как особой части процесса становления ГМП в Российской Федерации, продолжение процесса осмысления пройденного пути реализации ГМП. Также необходимо рассмотреть молодежную политику на зарубежном уровне.

1. История становления государственной молодежной политики в РФ

Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество - распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний.

1.1 Социально-исторические предпосылки становления

Становление государственной молодежной политики в России с каждым днем привлекает все более пристальное внимание специалистов разных профессий. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России.

На первый взгляд, имеется достаточное количество литературы, в которой с разных позиций, в разных плоскостях рассматриваются проблемы молодежи, становления государственной молодежной политики. Представляется довольно простым шаг в сторону систематизации имеющихся источников (начиная с официальной статистики и заканчивая отдельными публикациями в периодической печати) и приведения имеющихся в них сведений в более стройную форму. Но опыт обращения к имеющемуся показал, что при более детальном рассмотрении мировоззренческих и методологических оснований, имеющихся в опубликованных работах, оказывается, что вся «доперестроечная» литература вообще не может быть использована, даже в качестве основания для критики, так как изменения носят принципиальный, мировоззренческий характер. А небольшое количество работ последних лет, в лучшем случае, констатирует хаос и разброд, как в рядах самой молодежи, так и в позициях исследователей, занимающихся молодежной проблематикой.

В этих условиях, дабы избежать грубых ошибок мировоззренческого и методологического характера, необходимо заново, а фактически впервые, осознанно поставить кардинальные вопросы молодежного движения и проблему категориальных критериев фиксирования развития этих процессов.

Из недавнего нашего прошлого (СССР) в наследство нам остался дух соперничества как сверхдержавы с другой сверхдержавой - США, и потому в массовом сознании нашего населения (это видно из массы сравнений, которые используют как молодежь, так и люди старшего возраста) существует стереотип сравнения положения дел у нас (теперь Россия) и «там», т.е., как правило, США и другие развитые страны.

Возникает вопрос, из каких таких оснований происходит такое сравнение? Реальность положения дел в России такова, что нам было бы гораздо полезнее заглянуть, так сказать, на задворки развитого мира, посмотреть на страны, занимающие по уровню жизни места с 50 по 60. А это значит, что в складывающейся геосоциальной стратификации человечества нам суждено пока (а возможно и многие десятилетия) занять место не в верхней строке. (11)

Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблему передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем обеих сторон. В недалеком прошлом у нас в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Что мы находим и в официальной статистике - участия молодежи в деятельности общественных организаций, в основном это членство в ВЛКСМ. (10) Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от всей истории советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет представлений об истинно человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.

Можно построить не одну логическую цепочку, позволяющую проинтерпретировать цифры официальной статистики. Так, например, рост преступности, в том числе и подростковой, можно объяснить, помимо всего прочего, и тем, что в массовом порядке происходит переход от досуговых форм деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность (здесь не говорится о видимой тенденции - закрытие подростковых клубов и т.д., речь идет о принципе) в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени. Спрашивается, как же раньше, «до 1917 года», осуществлялась досуговая деятельность? В зависимости от позиции на этот вопрос можно дать разные ответы.

Но суть проблемы, в том, что мы пережили огромную социальную ломку традиционного уклада и переход от феодально-капиталистического, в массе своей земледельческого, уклада жизни к индустриально - «социалистическому», в преобладающем варианте городскому, что привело к небывалой маргинализации и люмпенизации населения нашей страны. Без понимания этого обстоятельства нельзя понять специфику социальных процессов в стране в целом.

Причем, этот процесс в нашей стране отнюдь не закончился, а в новой форме и на новом витке будет развиваться и дальше. Это означает следующее: мы длительное время, по разным идеологическим, мировоззренческим и т.д. обстоятельствам, абсолютизировали и идеализировали пролетариат и его ценности, тогда как в действительности мы имели в его рядах еще и массу маргиналов и люмпенов, не умеющих и не желающих ни трудиться, как пролетариат капитализма (у Маркса и Ленина пролетариат - наиболее квалифицированная и дисциплинированная сила, вымуштрованная самим капиталом), ни - соответственно - отдыхать, не говоря уже о желании участвовать в реальном управлении государством. В определенной своей части наши «пролетарии» - это вариант римского пролетария, требующего хлеба и зрелищ. Этот факт накладывает свой отпечаток на всю нашу социальную жизнь. В том числе и на молодежь. (12)

1.2Концептуальные предпосылки становления ГМП

Концепция - совокупность разнопрофессиональных взглядов на исходный замысел (проектную идею) и разнопозиционных отношений к нему; концентрирует в себе предельно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа наличного положения дел, абрис «потребного будущего».

Молодежная политика своей первой и главной целью (и смысл ее в этом) имеет создание в обществе, во-первых, такого общественно-политического, нравственно-психологического климата, во-вторых, таких оптимальных условий жизнедеятельности молодежи, в-третьих, таких стимулов деятельности, в которых молодежь могла бы с наибольшей полнотой удовлетворять свои интересы, самореализовываться и, которые вели бы к ускоренному психическому созреванию, социальному утверждению и развитию молодых поколений.

Демократического механизма согласования интересов молодежи с другими группами общества в нашей стране не было. Нет этого механизма и сейчас. Но он должен быть создан. И молодежная политика - в первую очередь, государственная, - должна этому способствовать. (21)

«С 1935 г., - пишет, в частности, И.М. Ильинский, - миф о советской молодежи как самой обеспеченной, благополучной обрастал все новыми иллюзиями и жил. А параллельно и рядом с ним уживалось и нарастало потребительское отношение государства к молодежи в сфере экономики, труда; настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики; нетерпимое, репрессивное - в сфере культуры; назидательно-опекунское - в сфере духовно-идеологической, в отношении со старшими поколениями; авторитарно-догматическое - в воспитании. Об этом мы сегодня говорим вслух, об этом пишут в газетах - мы это признали». (6)

Хорошо известно, что любая частная или специальная система научных знаний, развиваясь в рамках и под воздействием общих методологических подходов, находит опору и в теоретических выводах, которые сама выработала в ходе собственного внутреннего развития. Поэтому для получения достоверной картины социального положения и облика молодежи, социальной политики и молодежного движения, необходимо подвергнуть критическому анализу и те подходы к молодежи и комсомолу, которые в разное время были использованы в партийных и иных документах, и - по замечанию И.М. Ильинского - обрели по существу статус официальной теоретической парадигмы вторичной методологической основы. (4)

Представление о месте и роли молодежи в нашем обществе, по замечанию И.М. Ильинского, основывалось на трех иллюзиях:

Во-первых, на уверенности в том, что развитие советского общества практически беспроблемно, бесконфликтно, что социализм обладает иммунитетом к социальным кризисам, застоям, регрессу. При этом полагалось, что молодежь СССР растет в рамках общества, которое гарантирует ей стабильное развитие, а с этим возникал и оптимизм по поводу будущего. То есть, как данность принимался «уже» социалистически ориентированный человек, уже выбравший социализм как главный смысл своей жизни.

Во-вторых, на всеобщем заблуждении о том, что изначальная просоциалистическая ориентация молодежи по мере развития социализма должна только расширяться и углубляться.

В-третьих, на ошибочном преувеличении значения того обстоятельства, что молодежь по природе своей привержена к новому и поэтому всегда на стороне прогресса. А поскольку понятия «прогресс» и «социализм» рассматривались почти как синонимы, то синонимами становились и понятия «социализм» и «молодежь». (6)

Молодежь, если она уже есть субъект исторического действия, вправе иметь собственные, отличные от государственных, интересы и предлагать свои варианты удовлетворения своих собственных потребностей. Задача же ученых и политиков - помочь ей делать это, в рамках определенной идеологии. Эта идеология должна быть объявлена, понята и принята молодежью страны. Без этого нет молодежной политики, в том числе и государственной.

1.3 Правовые предпосылки становления ГМП

Итак, на начало 1995 года мы имели следующие нормативно-правовые документы федерального уровня:

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 г., №1075.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Основные направления государственной молодежной политики», утвержденные от 03.06.1993 г., №5090-1.

Указы Президента РФ «О президентской программе «Дети России» (18. 08.1994), «О федеральной программе «Молодежь России» (15.09.94).

В отношении стратегических, концептуальных документов ситуация свидетельствует в целом об осознанном и достаточно грамотном управленческом подходе тех, кто раскручивает ГМП на федеральном уровне. Смысл в том, что в истории Молодежной политики на федеральном уровне было три волны.

Первая: наплыв связан с принятием «Закона СССР» и созданием КДМ Верховного Совета СССР, КДМ при правительстве РФ в 1991 г., а отлив связан со сведением всего к учреждению поста полномочного Представителя по делам молодежи при Президенте в 1992 г.

Вторая: наплыв - утверждение Верховным Советом РФ «Основных направлений молодежной политики», воссоздание КДМ правительства РФ в 1993 г., отлив - с изменением ситуации в целом (разгон Парламента и новая Конституция), ликвидация КДМ с реорганизацией его в Комитет по физкультуре, туризму и молодежи, в том же 1993 г.

Третья: воссоздание КДМ РФ, создание Совета по делам молодежи при Президенте, утверждение Президентом Федеральной программы молодежной политики в 1994 г.

В целом законодательная база была скудной, лишена целостности, во многом устарела и не соответствовала современной политической и социально-экономической ситуации.

1.4 Организационно-институциональные предпосылки становления ГМП

В начале 90-годов на федеральном уровне существовал Государственный комитет по делам молодежи, и в большинстве регионов страны существовали областные Комитеты по делам молодежи и на местном уровне в районах области создавались районные отделы или комитеты по делам молодежи.

1.5 Кадровые предпосылки становления ГМП

В начале 90-х годов большинство штатных должностей в комитетах и отделах по делам молодежи занимали бывшие комсомольские работники различных уровней. С одной стороны в этом был плюс - они имели хоть какое-то представление о молодежи и могли с ней говорить на одном языке и удерживать структуры и процесс становления ГМП на плаву. С другой стороны их во многом утягивал предыдущий опыт руководства, а не управления процессами, происходящими в молодежной среде. Всем им предстояло пройти серьезную кадровую переподготовку, как в центре, так и на местах.

1.6 Финансовые ресурсы становления ГМП

Главным достижением этого периода можно считать то, что, несмотря на отсутствие федерального закона о ГМП, удалось в бюджетах разных уровней выделить и отстоять, в каком объеме это уже другой вопрос, собственную статью на финансирование молодежной политики. Статья №206 стала отправной точкой начала славных дел комитетов по делам молодежи всех уровней.

2. Молодежная политика Российского государства на рубеже 20-21 веков

Государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет свои корни. В условиях СССР главным организационным институтом по работе с молодежью являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти, профсоюзами. В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива, и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи. (16)

В последние десятилетия Россия переживает глубинную трансформацию государства, общества, массового сознания. Попытка изменить вектор развития государства и общества, ориентация на ценности демократии и социального партнерства, требуют уделения особого внимания развитию институтов гражданского общества, формированию самодостаточной, активной, социально успешной личности. Это, в свою очередь, ставит вопрос о продуманной, системной, эффективной молодежной политике, поскольку именно молодежь является той социальной группой, которая способна воспринять и стать носителем новых идей, ценностей, моделей поведения и отношений.

В истории формирования и развития государственной молодежной политики в современной России можно выделить несколько основных этапов.

Первый - зарождение государственной молодежной политики в новых российских условиях (1990-1996 гг.).

Второй - становление государственной молодежной политики (1997-2001 гг.).

Третий - стабилизация развития государственной молодежной политики (2002 г. - настоящее время).

Рассмотрим выделенные этапы более подробно.

В начале 1990-х гг. реализация ГМП была сопряжена с объективными трудностями: во-первых, после распада Комсомола были приватизированы многие объекты молодежной инфраструктуры, была утрачена значительная часть финансирования из госбюджета и внебюджетных источников, что неминуемо сказалось на организации работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах; во-вторых, молодежная политика финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль молодого поколения в реформировании России; в-третьих наблюдалась тенденция сокращения молодежных центров, оздоровительных лагерей, домов творчества, клубов, физкультурно-оздоровительных сооружений; в четвертых, средства массовой информации делали акцент на негативных сторонах положения молодежи, оставляя без внимания положительный опыт реализации молодежной политики по отдельным направлениям. (17)

Основным содержанием первого этапа был процесс создания и развития государственных институтов, реализующих молодежную политику, разработка нормативно-правовых актов и основных направлений, создание государственных и муниципальных органов по делам молодежи. Уже в самом начале формирования и осуществления государственной молодежной политики выделилось два направления в ее понимании, которые сохраняются до сих пор. С одной стороны, сторонники «широкого» понимания государственной молодежной политики рассматривали ее как самостоятельную деятельность государства, по развитию потенциала российской молодежи, включению в социокультурное пространство меняющейся России и не склонны были рассматривать ее в рамках социальной или образовательной деятельности государства. Напротив, сторонники «узкого» подхода постоянно пытались вписать ее в рамки уже существующих направлений деятельности государства. В связи с этим, весь первый этап институциализации молодежной политики прошел в борьбе этих двух тенденции и постоянной смене ее статуса.

Начало реализации российской государственной молодежной политики было положено в 1990 году, когда в рамках Государственного Комитета по труду и социальным вопросам СССР было создано Управление по молодежной политике, начальником которого стал Е.Д. Катульский. Это управление существовало около года - до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух. (4)

В мае 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики».

Подготовка и принятие этого Закона сыграли важную роль в становлении современной государственной молодежной политики. В структуре государственных органов под его воздействием создавались комиссии, отделы по делам молодежи, которые занимались, в том числе разработкой комплексных целевых программ «Молодежь». Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов имелись государственные органы по работе с молодежью.

После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре (в 1991 году) была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили Шаронова А.В.

В июле-августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось прологом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи.

По итогам этой встречи 16 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской федерации №1075 от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», важнейшим итогом которого, стало создание при Правительстве РФ Комитета по делам молодежи, реорганизованного 30 сентября этого же года в Комитет РФ по делам молодежи, что значительно повысило его статус. Главным результатом создания Комитета РФ по делам молодежи стало появление подобных структур в субъектах Российской Федерации. Среди основных задач, которые призван был решать вновь созданный Комитет, выделим:

·государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам молодежной политики. Методическое руководство органами по делам молодежи в системе исполнительной власти республик, краев, областей;

·участие в разработке и реализации программ в области социального развития и защиты прав молодежи, поддержка социально-значимой деятельности детских и молодежных организаций;

·представление интересов Российской Федерации в вопросах молодежной политик на межгосударственном уровне, содействие международным молодежным обменам;

·подготовка ежегодного доклада Правительству о положении молодежи и иных информационно-аналитических материалов (2).

В соответствии с Указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности государственных органов в сфере молодежной политики, было подписано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи.

Вопросы государственной молодежной политики неоднократно ставились в Государственной Думе при обсуждении законопроектов, рассматривались на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

В июне 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ».

В целях улучшения положения молодежи в 1994 г. была утверждена первая Федеральная целевая программа «Молодежь России» (утверждена Указом Президента от 15.09.1994 г., №1922). Данная программа является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Этот документ определяет содержание основных мероприятий по реализации ГМП, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие действия местного самоуправления.

В мае 1995 г. в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». В это же время были приняты законы, касающиеся молодежи, в ряде субъектов нашей страны (Республике Алтай, Бурятии, Коми, Мордовии; Московской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Тульской областях и др.).

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.07.95 ввел важные механизмы субсидирования таких объединений, их включения в систему формирования и реализации государственной молодежной политики. В связи с принятием данного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 9.10.95 №991 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений». Сформировалась правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.95 установлена новая граница возраста, с которого допускается прием на работу, - 15 лет (раньше 16 лет), введено запрещение на использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственности и др.

Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы молодежи, был внесен в федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, учитывающие позицию органов по делам молодежи. К сожалению, следует отметить, что исполнение этих законов оставляет желать лучшего.

Кроме этого, в рассматриваемый период были разработаны «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», на основе которых строилась содержательная деятельность Комитета. Среди основных проектов Комитета в сфере реализации государственной молодежной политики в этот период выделим:

  • реорганизация всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»;
  • внесение предложений в проект постановления Правительства по развитию малого предпринимательства, направленные на развитие молодежного предпринимательства;
  • разработка ряда предложений к проекту «Основ законодательства РФ о труде», в которых рассматривались вопросы трудоустройства молодежи и несовершеннолетних;
  • разработка программ: «Поиск и поддержка талантливой молодежи», «Патриотическое воспитание молодежи», «Развитие детско-юношеского спорта в России»;
  • подготовка доклада Правительству РФ «Молодежь России: положение, тенденции, перспективы».

Подведем итоги первого этапа формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

  1. К 1996 году были разработаны основные федеральные нормативно-правовые акты, на основе которых государственная молодежная политика осуществляется по сей день. Среди них: программа «Молодежь России» и «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации».
  2. В рамках первого этапа были разработаны и приняты основные законы, регламентирующие деятельность органов по делам молодежи, в рамках отдельных субъектов федерации. Так в частности, в 1996 году были разработаны и в 1997 году приняты Законы: «О молодежной политике Ивановской области», «О молодежной политике в Ярославской области», «О государственной молодежной политике в Вологодской области» и др.
  3. За период с 1990 по 1996 год сформировалась система органов по делам молодежи, молодежных учреждений, служб на региональном и местном уровне. Так к 1996 году в структуре органов по делам молодежи (на региональном уровне) выделялось 4 министерства, 7 госкомитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов, управлений, комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления, комитета в составе других департаментов и отделов администраций, 1 координационный совет по делам молодежи, 8 советников глав администраций. На местном уровне в 1995 году действовало 1687 органов по делам молодежи (13).

В то же время в этот период цели, задачи и содержание деятельности государства в отношении молодежи оставались неопределенными и большинство практических мер, реализуемых в рамках ГМП, сводились к оказанию молодым людям социальной помощи и поддержке.

Основным содержанием второго этапа реализации государственной молодежной политики является деятельность федеральных, региональных и местных органов по делам молодежи по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Безусловно, период с 1996 года по 2001 год является наиболее продуктивным с точки зрения деятельности органов по делам молодежи. Именно в этот период создаются инновационные технологии работы с молодежью, начинает формироваться сеть молодежных учреждений, являющихся экспериментальными площадками федеральных органов по делам молодежи и реализующих отдельные направления молодежной политики.

В мае 1998 года Комитет Российской Федерации по делам молодежи, председателем которого в то время была Новикова Т.В., был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем его стал Деникин В.И. В мае 2000 года Указом президента Российской Федерации Государственный Комитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации.

Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.

Во всех 89 субъектах Российской Федерации имеются органы по делам молодежи. В 2000 году это были 4 министерства, 7 государственных комитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов, управлений и комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления и комитеты в составе других административных органов, 1 общественно-государственный комитет по делам молодежи, 8 советников - глав администраций. (4)

В 1997 г. Указом Президента РФ №890 от 15.08.1997 г. первая Федеральная целевая программа «Молодежь России» получила статус Президентской. Но из-за отсутствия системы управленческих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации общая стратегия этой программы была нарушена.

В 1998 г. принимается новая Федеральная программа «Молодежь России (1998-2000 гг.)». Основной целью этой Программы являлось формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

декабря 2001 года на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи была одобрена «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации». Согласно которой молодежь была определена как объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества, а государственная молодежная политика как внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, призванная поддерживать молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства. (8)

Приведем некоторые данные иллюстрирующие успехи в реализации государственной молодежной политики в рассматриваемый период.

1.Разработана и реализуется программа содействия занятости и предпринимательству молодежи. В рамках нее, ежегодно трудоустраиваются более 20000 молодых людей.

2.Осуществляется рост расходов государства на организацию летнего отдыха подростков и молодежи. Так, в частности, число отдохнувших в лагерях подростков выросло с 5, 1 млн. человек в 1998 году, до 9 млн. в 2001 г.

.В ряде регионов эффективно работают программы по решению жилищных проблем молодежи. В 15 регионах РФ - в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской, Ростовской, Свердловской областях, республиках Башкоркостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Татарстан и др. действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья, полностью обеспеченные финансовыми ресурсами.

.Сложилась система эффективного партнерства государственных органов по делам молодежи и общероссийских и межрегиональных общественных объединений. К наиболее крупным партнерам государства по реализации молодежной политики можно отнести: Общероссийскую общественную организацию Российского союза молодежи, Общероссийскую общественную организацию «Детские и молодежные инициативы», Общероссийскую общественную организацию «Союз молодежных жилых комплексов», Общероссийскую общественную организацию «Молодежный союз юристов Российской Федерации», Общероссийскую общественную организацию «Национальная молодежная лига» и др. (14).

.В РФ сложилась и активно действует система специализированных служб для молодежи. Так, в частности, на территории РФ действует более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи, около 2000 социальных служб (юридические консультации, «телефоны доверия», центры помощи молодым инвалидам, наркоманам и т.д.), 41 центр информации для молодых людей, 12 центров содействия малому предпринимательству (5).

Все вышесказанное, безусловно, является показателем того, что государственная молодежная политика существует как явление, как особая деятельность государства по развитию потенциала молодежи, по включению молодых россиян в социокультурное пространство меняющейся России.

Следует заметить, что до середины 1999 года молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства. Большинство решений, постановлений, целевых программ имеют декларативный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете.

Таким образом, государственная молодежная политика - это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. (15)

Третий этап.

На современном этапе основной орган, координирующий управление молодежной политикой, - это Министерство по физической культуре, туризму и молодежной политике. Здесь принимаются решения о приоритетах ГМП, реализации программ и проектов, приведении различных мероприятий всероссийского уровня.

Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вся ответственность, в основном за проведение конкретных мер, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации и на местные власти. А с 2006 г. финансирование ГМП осуществляется только через федеральную целевую программу.

Таким образом, можно утверждать, что управление молодежной политикой сталкивается с массой препятствий на всех уровнях социальной организации российского общества, в итоге концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле найти наиболее эффективные и адекватные способы управления молодежной политикой - актуальная задача для современного общества. Одновременно это и актуальная задача, которую ставит практика перед социологией управления.

Кроме того, ГМП не может быть успешно реализована без взаимодействия и сотрудничества самих молодежных организаций. Такое объединение на федеральном уровне должно быть нацелено, с одной стороны, на защиту своих прав в области труда и образования, в социальной сфере, исходя из того, что задачи государства в отношении молодежи не всегда совпадают с объективными интересами самой молодежи. С другой - для достижения общих целей российского народа, общества, для обеспечения социальной безопасности. (1)

Таким образом, на современном этапе реализации ГМП наблюдается высокая активность субъектов Российской Федерации, активное участие молодежи в общественной жизни, что является важнейшим условием ее социального развития.

В то же время имеется ряд проблемных моментов, среди которых большое количество несогласованности в работе региональных органов по делам молодежи, отсутствие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». На данном этапе необходима четкая система отношений между государством, обществом, социальными и возрастными группами молодежи. Недостатком также является отсутствие скоординированных действий различных отраслей и ведомств по делам молодежи.

В соответствии с этим для обеспечения социальной безопасности молодежи в современных условиях необходимы:

·во-первых, оценка форм и различных технологий, реализуемых в рамках ГМП для решения проблем данной возрастной группы;

·во-вторых, на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы;

·в-третьих, комплексные исследования, направленные на мониторинг поддержки молодежи, проживающей в различных регионах.

Все это обосновывает необходимость поиска новой модели управления ГМП на уровне конкретного региона с целью обеспечения социальной безопасности молодежи, что в свою очередь обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны не только сегодня, но и в будущем. (20)

3. Зарубежный опыт молодежной политики

В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики - рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи. (9)

В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом.

Цель такой молодежной политики всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

В развитых странах Запада реализуется 2 основные стратегии молодежной политики:

1)(называется иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи,

2)разработанная социально-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

-молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства (то связано с процессами усложнения условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов),

-государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг,

эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Ясно одно, что осознание всех названных выше проблем, а тем более их решение - дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная, прежде всего к нынешней молодежи, что эта задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями. Иначе говоря, что все глобальные проблемы человечества имеют молодежное измерение, молодежное лицо. (18)

молодежный политика стратегия зарубежный

Заключение

Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.

Государственная молодежная политика - это один из важнейших факторов национальной безопасности. От того, какая модель общественного и государственного устройства сложится в головах нынешних подростков и молодых людей, зависит будущее России. В связи с этим, задача государства создать условия для формирования социально-активной и социально-ответственной молодежи, имеющие четкие социокультурные принципы, высокий уровень рефлексии, желание развивать и оптимизировать окружающую социальную реальность. Все это задачи государственной молодежной политики, которая должна строиться, как особый «национальный проект», имеющий первоочередное значение.

В последнее годы в России идея формирования и реализации новой молодежной политики получает все большую поддержку со стороны государства и общества.

Обществом признается социальная значимость молодежных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

На встрече с активистами молодежных движений России глава государства В.В. Путин пообещал поддержку молодежным организациям: «Если потребуется помощь моя или правительства, мы, конечно, это сделаем». (3) В.В. Путин призвал крупные молодежные организации помогать своим региональным коллегам. Он напомнил, что в России действует около 100 общероссийских и более 20 тысяч региональных детских и юношеских организаций. Глава государства позитивно оценил проведение Молодежного форума: «Надо такие мероприятия тиражировать, надо другим организациям помогать проводить их», - сказал Путин, предложив подумать о проведении слетов подобного тому, что организован на Селигере и в других местах.

В то же время анализ российского законодательства, основных направлений государственной молодежной политики на современном этапе и механизмов их реализации, осуществленный во второй главе настоящей работы, позволяет сделать вывод, что государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.

Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.

Очевидно, что единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость в котором признается и учеными и практиками.

Вселяет надежду только что утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Во введении министерства, согласно Указу, находится Федеральное агентство по делам молодежи, в которое преобразован Государственный комитет РФ по делам молодежи. (19)

Хочется верить, что процесс становления политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране в ближайшее время подойдет к завершению.

Литература

1. Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998. - С. 34-37

. Вопросы Комитета Российской Федерации по делам молодежи: постановление Правительства Российской Федерации, 29 октября 1992 года, №829 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - №18. - Ст. 1525. - с. 1713

3. Выдержки из стенографического отчета о встрече В.В. Путина с представителями молодежных организаций России, 24 июля 2007 г., Завидово Тверской обл. // Официальный сайт Президента Российской Федерации.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М., Голос. 2001. - 690 с.

. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001, 694 с.

. Ильинский И.М. Наука о молодежи: обновление исследовательских подходов // Молодежь - 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М., 1989., с. 4-22

. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993

. «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации». - Москва, 2002.

. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (321), 2007. - С. 31

10. Ильинский, И.М. Молодежь СССР: достижения, проблемы, решения // Социализм и молодежь: [сб. ст.]. - Молодая гвардия, 1988. - С. 34-76.

11. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991. - 253 с.

. Об итогах деятельности Комитета РФ по делам молодежи по реализации государственной молодежной политики в 1995 году и перспективах её осуществления на 1996 год. Информационная записка Комитета РФ по делам молодежи // Молодежная политика: информационный бюллетень. 1996. - №107-109. С. 75

. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации - М., 2002.-303 с.

. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. - М.: Логос, 2003.

. «Ребята нашего полка» Красная звезда №46 13.03.04 г. С. Князьков

. Слуцкий Б.Г., Оганян К.М., Шестаков В.П. Проблемы социальной работы с молодежью. Опыт комплексного междисциплинарного исследования: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2002

. Социология молодежи. - СПб.: изд-во СПб-ого университета, 1996. - С. 415

. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Официальный сайт Президента Российской Федерации.

. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Тенденции социального развития молодежи в современном российском обществе // Аналитический вестник Совета Федерации №31 (251), М., 2004.

. Чупров В.И. Концепция молодежной политики // Социально-политические науки, 1991, №3.-С. 30-41.

Похожие работы на - Развитие государственной поддержки семьи и молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!