Этапы инновационного цикла в малой фирме (социологический анализ)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    451,80 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этапы инновационного цикла в малой фирме (социологический анализ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Понятия инновационного цикла в малой производственной организации

.1 Сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий

.2 Этапы инновационного цикла на малом предприятии

Глава 2. Специфика инновационного цикла в малых научно- технических фирмах Белоруссии

.1 Особенности малых научно-технических предприятий Белоруссии

.3 Особенности инновационного цикла в малых научно- технических фирмах Белоруссии

Глава 3. Особенности коммерциализации новшества на РУП Диэкос

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике довольно редко. Анализ конкурентоспособность основной массы отечественной продукции на мировых рынках показал, что почти по всем позициям основная масса продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и белорусском рынке товаров были резко ограничены, как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.

В белорусской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов. Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства.

Кроме того, Беларусь не обладает значительными природными ресурсами, а мировой опыт свидетельствует о том, что единственным эффективным путем развития экономики, является экономика, основанная на знаниях, то есть развитие инновационного потенциала страны. Развитие малых научно-технических организаций является одним из основных приоритетов развития деятельности инновационного потенциала страны. Таким образом, изучение данной темы является актуальной для современного этапа развития экономики страны.

Целью исследования стало изучение этапов инновационного цикла в малой фирме и его социологический анализ.

Предметом дипломной работы является инновационный цикл.

В соответствии с целью и предметом исследования выделим основные задачи исследования:

рассмотреть сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий

изучить этапы жизненного цикла инновации на малом предприятии

проанализировать малое предпринимательство, как социально-экономического феномена

рассмотреть инновационный цикл в малых научно- технических фирмах Белоруссии.

изучить особенности коммерциализации новшества на примере РУП Диэкос.

В работе были использованы монографии и учебники отечественных и зарубежных авторов, государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также Интернет-источники руско- и англоязычных сайтов, которые позволили более углубленно изучить существующие подходы к инновационному циклу малого научно-технического предприятия.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА В МАЛОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий

инновация предпринимательство научный технический

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение», «инновационный цикл» и т. п. В литературе насчитываются сотни определений. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики [6, с.25].

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход <#"514217.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 - Жизненный цикл инноваций

Данная схема отражает тот факт, что сами по себе изобретения, технические решения, идеи и другие результаты научно-исследовательской деятельности содержат лишь потенциальную возможность получения определенного эффекта, который будет иметь место только в случае практического использования научных знаний, т.е. осуществления нововведений.

На этапе 1 проводятся фундаментальные исследования. Финансирование осуществляется в основном из бюджетных средств.

На этапе 2 проводятся исследования прикладного характера. На этом этапе велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает вероятность риска потери вложенных средств и инвестиций в инновацию.

На этапе 3 осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Источники финансирования те же, что и на этапе 2, а также собственные средства организаций.

На этапе 4 осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок, и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Жизненные циклы инновации и научного продукта по своему назначению близки, однако каждый из них в силу своих особенностей имеет собственный жизненный цикл. В виду того, что инновация, помимо реализации в виде новой продукции (товара), может выступать в форме новых процессов, то будет правомерным говорить о жизненном цикле товара как о частном случае жизненного цикла инновации. Понятие жизненного цикла инновации более широкое, чем жизненный цикл товара, так как может быть жизненный цикл технологии, методов управления, способов организации труда, производства и т.д.

Вместе с тем в научной литературе нам предлагается высказываемое некоторыми исследователями суждение о том, что инновация заканчивается при окончательном исчерпании возможностей технического и экономического совершенствования новшества или при коренном изменении потребностей. Оно заменяется новым процессом, возникающим на базе нового технического или физического эффекта, исследование которого по времени совпадает с завершающей стадией «старого нововведения» [8, С. 19].

Таким образом, получается, что инновация - это такой процесс <#"514217.files/image002.gif">

Рисунок 2. 1 - Схема инновационного цикла [19, c. 145]

Инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).

Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

В научно-технической деятельности разработка начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления развития, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя.

После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала [18, c. 58].

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты инновационного рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.

Таким образом, инновационный цикл и его обеспечение, по нашему мнению, - это экономический процесс, рассматриваемый во временном аспекте, охватывающий определенные экономические отношения в период времени от зарождения идеи и до ее использования и реализующийся посредством отдельных фаз, стадий, объединенных в единый цикл. Инновационный цикл и его активное обеспечение будут совпадать с жизненным циклом товара до тех пор, пока данный товар (услуга) будет являться новшеством на конкретном рынке, т.е. до тех пор, пока его полезность для потребителей характеризуется новизной его потребительских свойств.

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВШЕСТВА НА РУП ДИЭКОС


Проведем анализ коммерциализации общества на примере научно-технического РУП Диэкос (Мозырьский участок). Филиал предприятия расположен в Мозыре ул. Интернациональная, 109.

Для осуществления своей деятельности предприятие располагает необходимыми разрешительными документами.

Лицензионные виды деятельности

деятельность в области промышленной безопасности;

перевозка грузов автомобильным транспортом;

деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц

Основные виды деятельности:

диагностирование, экспертиза, освидетельствование технических устройств, ремонт объектов котлонадзора и подъемных сооружений;

оптовая торговля.

Интервью проводилось по анкете, представленной в Приложении Б.

Кроме того, для изучения особенностей коммерциализации новшества на предприятии было проведено исследование в организации путем проведения глубинного интервью с руководителями организации и работниками предприятия по книге Павловой Е. Г.

На «вывод» продуктов на рынок влияют различные факторы. Рассмотрим основные из них.

Кадровые ресурсы. Руководителями малых научно- технических организаций Беларуси являются, в основном, мужчины с высшим образованием, средний возраст которых составляет 48-49 лет. Учёную степень имеют 13,5% опрошенных, это те руководители, которые сами являются разработчиками инновационных идей, на основе которых они и создали своё предприятие. Показателен и средний возраст руководителей - 48-49 лет (Мода=48). В то время как по данным некоторых социологических исследований [2] возраст «среднестатистического» белорусского предпринимателя составляет 30-39 лет. Это свидетельствует о том, что малые научно-технические организации возглавляют, в основном, люди, обладающие богатым профессиональным и жизненным опытом, для которых создание своего научно- технического предприятия является не «пробой пера», а делом всей жизни.

Данные анкетного опроса сотрудников показывают, что среди сотрудников нет существенных количественных различий по половому признаку - число мужчин и женщин примерно одинаково. Средний возраст сотрудников - 37 лет, образование - высшее.

Качественным преимуществом кадровых ресурсов малых научно-технических организаций является высокая мотивация сотрудников, что отметили 43,9% руководителей. «В небольших организациях собираются инициативные люди - ядро, команда, которых увлекают новые идеи, которые готовы работать над идеей». Вместе с тем, 16,2% опрошенных руководителей упомянули качественные недостатки кадровых ресурсов, среди которых: отсутствие научной преемственности в коллективе; недостаточная квалификация молодых специалистов; нехватка грамотных конструкторов в областных МНТО. «По возрастному составу сотрудников даже малые инновационные предприятия стареют. Молодёжь долго не задерживается, отрабатывает распределение и уходит в более прибыльные структуры. А для малого предприятия, выпускающего сложную наукоёмкую продукцию необходима преемственность - постепенный переход от молодого специалиста до инженера высшей категории. Процесс передачи знаний должен быть непрерывным сегодня здесь цепочки разорваны» (из интервью с руководителем).

Организационные ресурсы. Основным организационным преимуществом малых научно-технических организаций, по мнению руководителей их возглавляющих, является отсутствие бюрократических препятствий при осуществлении управленческих и производственных процессов. На «незабюрократизированность» управленческого аппарата и, как следствие, гибкость и мобильность предприятия указали 41,4% респондентов. «В крупных корпорациях решения принимаются очень долго, с большим количеством согласований. За время продвижения идея морально устаревает». «Мелкое предприятие сегодня сделало, закрыло вопросу и завтра приступило к новой разработке - гибче, проще, оперативнее».

Небольшие объёмы производства наукоёмкой продукции, производимой малыми фирмами, обусловливают низкую стоимость перевооружения последних, что отметили 19,5% руководителей. «Выделяемая государством сумма средств на перевооружение производит разный эффект на крупном и мелком предприятии. На крупном она только фонд заработной платы покроет, и то не полностью, а мелкое предприятие купит станок великолепный с программным управлением, наладит производство и будет выпускать инновационный продукт».

Также среди организационных преимуществ МНТО 7,3% респондентов отметили возможность апробации результатов исследований на собственной производственной базе.

Информационные ресурсы. Среди основных источников информации об изменениях на рынке инноваций руководители выделили Интернет (45,9%); научно-технические журналы, патенты (40,5%); съезды, конференции, выставки (37,8%); общение с коллегами, связи с другими разработчиками (29,7%). Так же были упомянуты в качестве источника информации поставщики оборудования, потребители, рекламные проспекты - по 2,7%. «В Интернете мы узнаём об общемировой практике, но существенную научно-техническую и маркетинговую информацию из открытых источников не получишь, здесь возможны только общение с коллегами и аналитическая работа».

Респондентами был отмечен недостаток маркетинговой информации о потребностях рынка, что влечёт несоответствие разработок потребительскому спросу и, как следствие, сложности сбыта изготовленной наукоёмкой продукции. «Бывает, что разрабатывают прибор, внедряют опытный образец, а предприятие или государство говорит, что это уже не надо. Так что насколько эффективно будет исследоваться рынок, настолько эффективны будут разработки». Существует так же проблема, что часто МНТО не знают, как использовать предоставленные им государством льготы, из-за недостаточной информированности об этом. По словам директора Брестского инновационного бизнес-центра, предприятия-резиденты готовы платно участвовать в специализированных информационных семинарах, при наличии оных.

Материально-технические ресурсы. Малые научно- технические организаций размещают свои офисные, производственные и складские помещения, в основном, на площадях, предоставленных им материнскими организациями - НИИ, вузами, технопарками. Однако, высокую арендную плату, в качестве одной из основных проблем деятельности, называют 10,8% респондентов. В качестве материально-технических затруднений 8,1% респондентов отметили необходимость закупки оборудования и материалов за рубежом, из-за отсутствия качественных отечественных аналогов; высокую стоимость лицензионного программного обеспечения. «... у нас всё программное обеспечение пиратское, начиная от Microsoft и заканчивая более серьёзными вещами. Если мы документ распечатываем, то никто не спросит лицензию, а если это инновационная технология и защита патента, то встаёт вопрос, какой программный продукт использовался при разработке, а там сразу выясняется, что не лицензионный или ещё что-то. С этим уже начинают сталкиваться наши предприятия».

Финансовые ресурсы. Специфической чертой белорусского малого научно-технического предпринимательства является осуществление деятельности в основном за счёт собственных средств, что отметили 24,3 % респондентов. От этого основными трудностями, с которыми сталкиваются данные организации, по словам руководителей, их возглавляющих, являются финансовые (59,4 %). В их числе: отсутствие механизма венчурного финансирования (32,4 %), нехватка оборотных средств (16,2 %), высокая арендная плата (10,8 %).

Получению финансовых средств из государственных инновационных фондов препятствует усложнённая процедура регистрации в инновационном проекте, что отметили 10,8 % респондентов. «Для того чтобы оформить инновационные работы, приходится год заниматься перепиской. Это при учёте того, что у меня этим занимается человеку, который на оформлении бумаг «собаку съел». Если бы я лично этим занимался, то ничего бы не получилось, т.к. я разработчику сам занимаюсь разработками и не способен перепрыгнуть этот барьер».

В структуре инновационного сознания выделяют следующие компоненты: ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной; мотивация инновационного поведения; инновационные потребности; инновационные замыслы [12].

Приоритет инновационной / традиционной деятельности. Основной причиной занятости в сфере научно-технического предпринимательства опрошенные руководители назвали свою профессиональную заинтересованность в наукоёмкой деятельности; стремление к самореализации; возможность видеть конкретные, «осязаемые» результаты своего труда (62,1 %). «Мне интересно этим заниматься, я занимался этим всю жизнь, и создал фирму, которая базируется на новых подходах к созданию новой техники»; «Я начал заниматься разработками ещё в советские времена, в 1996 году мы стали развивать своё направление за собственные средства. Эта была потребность личная, и тех людей, с которыми на тот момент сложилась команда».

Большой процент респондентов ответили, что к созданию малого наукоёмкого предприятия их привела, вставшая перед научными коллективами в период распада СССР, необходимость «выживания», самостоятельного заработка, в условиях резко снизившегося государственного финансирования научно-технической сферы. «Когда союз разваливался, мы понимали, что в первую очередь потеряют поддержку именно такие отраслевые высокотехнологичные направления, как наше, и вышли на собственные хлеба, чтобы выжить, и выживали очень тяжело».

Большой процент руководителей указали причиной создания своей фирмы необходимость наличия внедренческой структуры при крупной научной организации (НИИ, вузе), роль которой и призвана выполнять малая научно-техническая организация. Присутствует случай создания малой высокотехнологичной организации в форме реализации грантового проекта (2,7 %): «Нам помог случай: мы выиграли зарубежный грант -10 тыс. евро, который нас не обязывал ни к чему, кроме как написать бизнес-план и создать хай-тек предприятие, что мы и сделали. В Беларуси подобного не проводится, в России проводится, но это была центрально-европейская инициатива».

Таким образом, вышеперечисленные, указанные руководителями, причины создания МНТО свидетельствуют о том, что данные предприятия возглавляют люди, для которых деятельность по разработке и внедрению новшеств является сферой реализации личных и профессиональных интересов. Что позволяет сделать заключение о ценностном приоритете инновационной деятельности, в сравнении с традиционной, в сознании руководителей МНТО Беларуси.

Мотивация трудового поведения. В ходе проведённого автором исследования была изучена структура мотивационных («инновационных») и гигиенических факторов «ментального баланса» руководителей в сфере труда, при использовании методики, описанной Г.Н. Соколовой [16].

Наибольшей значимостью в структуре «ментального баланса» руководителей обладает мотивационный фактор, связанный со стремлением работать над сложными и интересными проблемами (56,3 %). Одновременно, практически аналогичной значимостью обладает гигиенический фактор, связанный с высоким заработком (53,1%).

Следующими по значимости являются гигиенические факторы, связанные со стремлением работать с квалифицированными коллегами (43,8 %), иметь близких по духу сотрудников (40,6 %).

Далее располагаются мотивационные факторы, характеризующие стремление полно реализовать свои личные способности (34,4 %); полно использовать свои знания, опыт, квалификацию (25 %); быть независимым в выполнении работы (25 %). Гигиенические факторы, такие как работа без перегрузок, связи с влиятельными людьми, доступ к льготам обладают небольшой значимостью - 9,4; 3,1; 3,1 % соответственно.

Таблица 3.1 - Структура мотивационных и гигиенических факторов ментального баланса руководителей МНТО Беларуси в сфере труда

Факторы

Частота выбора, %

Мотивационные

Работать над сложными и интересными проблемами

56,3

Полно реализовать свои личные способности

34,4

Полно использовать свои знания, опыт, квалификацию

25

Быть независимым в выполнении работы

25

Занимать руководящую должность

3,1

Гигиенические

Зарабатывать хорошие деньги

53,1

Работать с квалифицированными коллегами

43,8

Иметь близких по духу сотрудников

40,6

Работать без перегрузок

9,4

Устанавливать связи с влиятельными людьми

3,1

Иметь доступ к льготам

3,1


Вместе с тем, для сотрудников МНТО ярко выраженной наибольшей значимостью обладает гигиенический фактор, связанный с высоким заработком (79,5 %). На втором месте по значимости находится гигиенический фактор, отражающий стремление работать с квалифицированными коллегами (43,8 %). Мотивационный фактор, связанный со стремлением сотрудников работать над сложными и интересными проблемами занимает третье место (39 %). Вслед за ним опять идёт гигиенический фактор - иметь близких по духу сотрудников (34,9 %). Такие мотивационные факторы как полно использовать свои знания, опыт, квалификацию; полно реализовать свои личные способности; быть независимым в выполнении работы - обладают более низкой, но существенной степенью значимости: 31,5; 26,7; 21,2 % соответственно. Гигиенические факторы, такие как работа без перегрузок (8,9 %), установление связей с влиятельными людьми (4,8 %), доступ к льготам (0,7 %) для сотрудников научно-технических организаций практически не значимы.

Таблица 3.2 - Структура мотивационных и гигиенических факторов ментального баланса сотрудников МНТО Беларуси в сфере труда

Факторы

Частота выбора, %

Мотивационные

Работать над сложными и интересными проблемами

39,0

Полно использовать свои знания, опыт, квалификацию

31,5

Полно реализовать свои личные способности

26,7

Быть независимым в выполнении работы

21,2

Занимать руководящую должность

2,1

Гигиенические

Зарабатывать хорошие деньги

79,5

Работать с квалифицированными коллегами

43,8

Иметь близких по духу сотрудников

34,9

Работать без перегрузок

8,9

Устанавливать связи с влиятельными людьми

4,8

Иметь доступ к льготам

0,7


Возможно отметить определённую схожесть структур «ментального баланса» руководителей и сотрудников малых научно- технических организаций. Специфика инновационной деятельности в малой организации предполагает сплочённость и командный дух коллектива, работающего на общий результат. Поэтому в структуре ментального баланса, как руководителей, так и сотрудников, значимое место занимают гигиенические факторы, связанные с благоприятным психологическим климатом в трудовом коллективе. Мотивационные факторы, характеризующие стремление к самореализации и независимости в выполнении работы так же обладают сравнительно высокой степенью значимости.

Заметным отличием является существенное преобладание значимости гигиенического фактора заработной платы для сотрудников. Руководители, являясь работодателями, создают коллектив для разработки и реализации наукоёмких идей, в большинстве своём, ставят во главу угла мотивационный фактор работы над сложными и интересными проблемами. Материальное вознаграждение для них значимо, но является следствием успешной реализации идей. «Бизнес надо начинать не ради денег, а ради самореализации, идеи, которую хочешь претворить в жизнь»; «... зарабатывать хорошие деньги - это вторично, оно само придёт, если с вышеназванным всё будет в порядке». В то время как сотрудники, зачастую, видят в материальном вознаграждении цель своего трудового поведения.

Инновационные потребности. Инновационные потребности респондентов были изучены посредством методики измерения обобщённой инновационной диспозиции (как психологической предрасположенности к изменениям и нововведениям), предложенной Советовой О.С. [17].

Факторный анализ оценок руководителями предложенных им суждений о происходящих в жизни изменениях выделяет 3 фактора, исчерпывающих до 67 % вариабельности. Первый фактор, это фактор радикального новаторства; решительности и смелости в отношении нового. Высокие факторные нагрузки здесь имеют те, кто определённо принимает инновативные суждения: «Если жить по принципу «капля камень точит», ничего серьёзного не добъёшся: надо действовать решительно и смело - убрать камни с пути разом»; «Верна пословица: «старое под новое не подкрасишь», поэтому нужно решительно вводить новое»; «Только те, кто боится разумного риска, действуют по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь»».

Второй фактор можно определить как фактор прагматического конформизма. Он характеризуется тем, что здесь принимается консервативное суждение: «Стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильности и неустойчивости»; а так же прагматическое суждение: «Нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдалённой перспективе». Одновременно здесь отвергается инновативное суждение о том, что «успех нового начинания больше зависит от собственных усилий инициаторов этих начинаний, чем от внешних условий».

Третий фактор, это фактор консерватизма; осторожности в делах. Высокие факторные нагрузки здесь имеют те, кто определённо принимает консервативные суждения: «Я симпатизирую тем, кто проявляет разумную осторожность и осмотрительность в делах»; «Тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность».

Первоначально идеальные объекты описывались по шкале «1/5», где «1» - «совершенно согласен» с предложенным суждением, «5» - «совершенно не согласен». Например, идеальный радикальный новатор совершенно согласен с предложенными инновативными суждениями и совершенно не согласен со всеми остальными - прагматическими и консервативными. Анализ расстояния от каждого реального объекта до идеального позволяет отнести реальный объект к тому или иному фактору.

Итак, по шкале «1/5» 31,4 % руководителей можно отнести к радикальным новаторам, 22,8 % - к прагматичным конформистам, 22,8 % - к консерваторам. 22,8 % респондентов нельзя однозначно отнести к какому-либо одному фактору, т.к. в их ответах отмечается одновременное проявление нескольких факторов.

Относительно высокий процент «неопределившихся» есть следствие вполне закономерного явления. Человеку присуща множественность установок, которые не всегда могут быть чётко типологизированы по какому-либо критерию, в данном случае, по критерию инновационной диспозиции. Так, 8,6 % руководителей одновременно разделяют установки консерваторов и прагматических конформистов; 5,8 % - прагматических конформистов и радикальных новаторов. В оценках 5,8 % респондентов отмечается одновременное проявление всех трёх факторов.

Описание идеальных объектов по менее строгой шкале «2/3» (где «2» - «пожалуй, согласен» с предложенным суждением, а «3» - «пожалуй, не согласен»), с последующим анализом матрицы расстояний, не уменьшило число «не определившихся» респондентов, а дало аналогичные результаты, как и в предыдущем случае.

Таким образом, проведенное изучение инновационной диспозиции руководителей малых научно-технических организаций Беларуси свидетельствует о том, что психологической предрасположенностью к кардинальным изменениям обладают 31,4 % опрошенных. Вместе с тем, большая часть руководителей психологически слабо предрасположена к изменениям. Диспозиция значительной части респондентов характеризуется консервативностью и конформностью.

Инновационные замыслы. Система целей малых научно- технических организаций Беларуси, по мнению руководителей их возглавляющих, включает три равноправных вектора: разработки, прибыль, обеспечение сотрудников работой и зарплатой (по 48,6 %). 40,5 % респондентов целью деятельности своей организации назвали удовлетворение потребностей страны.

Характеризуя стратегию будущего развития организации, 35,1 % опрошенных упомянули дальнейшие разработки и внедрение новых направлений в своей отрасли; с расширением производства связывают будущее развитие организации 21,6 % руководителей; расширение рынков сбыта упоминают 21,6%. И те же 21,6 % затрудняются очертить стратегию будущего развития руководимой ими организации. Планируют в будущем создать свою торговую марку 5,4 % респондентов.

Вышесказанное свидетельствует о том, что существенная часть руководителей малых научно-технических организаций Беларуси имеют инновационные замыслы, так как деятельность по разработке и внедрению инноваций занимает значимое место в системе целей и перспектив развития, возглавляемых ими организаций. Вместе с тем, относительно высок процент респондентов, затрудняющихся указать перспективные цели развития своей организации, что может быть связано с общей неопределённостью перспектив белорусского инновационного предпринимательства в целом.

Мнение сотрудников о целях деятельности и перспективах развития своей организации является ещё более неопределённым. На открытый вопрос о целях деятельности организации 26 % респондентов не дали никакого ответа. 22,6% основной целью деятельности считают получение прибыли. Разработку и усовершенствование новых изделий, внедрение новых технологий в качестве цели деятельности организации назвали 19,9 % сотрудников. Открытый вопрос о перспективах развития организации существенная часть респондентов (28,8 %) так же оставила без ответа. 19,2 % сотрудников видят перспективы в расширении и модернизации производственных мощностей.

Эмоционально положительно, словами: «радужные», «хорошие», «стабильные» - оценивают перспективы развития организации 17,1 % респондентов. Эмоционально нейтральную оценку перспектив («расширенные», «неопределённые», «туманные») дают 11,6 % опрошенных. Отрицательно оценивают перспективы 7,5 % участников анкетного опроса. Таким образом, сложно заключить, что опрошенные 146 сотрудников малых научно-технических организаций обладают инновационными замыслами, так как видение ими целей и перспектив развития своей организации является в крайней степени неопределённым.

В целом, анализ инновационного сознания руководителей МНТО Беларуси, основанный на изучении его структурных компонентов, показал, что руководят МНТО люди, для которых деятельность по разработке и внедрению новшеств является сферой реализации личных и профессиональных интересов. От своего участия в деятельности фирмы они ожидают условий для интересной и продуктивной работы над сложными наукоёмкими проблемами, возможностей для совершенствования и реализации своих способностей, материальное вознаграждение рассматривается как значимый, но вторичный, результативный фактор мотивации трудового поведения руководителей МНТО Беларуси.

Вместе с тем, анализ психологической предрасположенности руководителей к изменениям показал определённую степень консервативности и конформности их диспозиции. Как утверждает П. Друкер [9], характерной чертой успешных новаторов, вопреки широко распространённому мнению об авантюрности их характера, является отсутствие у них склонности к риску. Успешные новаторы пытаются заранее определить риски, которые им придётся взять на себя, и стремятся по возможности минимизировать их. Они успешны в той мере, в какой они могут систематически анализировать источники инновационной возможности, затем наиболее точно определить наиболее подходящую возможность и воспользоваться ею, невзирая на риск, связанный с её использованием. Так, по мнению П.Друкера, успешные новаторы консервативны. Их интересует не столько риск, сколько благоприятные возможности, что подтверждают данные, полученные в ходе проведенного автором исследования.

На основе индивидуального инновационного сознания работников формируется коллективное инновационное сознание, проявляющееся в инновационном климате коллектива (организации), определяемом как атмосфера, которая создаёт и поддерживает интерес работников к содержанию инновационной деятельности организации. Рассмотрим характеристики инновационного климата малых научно-технических организаций Беларуси посредством анализа его основных показателей.

Факторы согласованности. На вопрос о том, считаете ли вы, что коллектив вашей организации работает как единое целое, команда, 83 % руководителей дали положительный ответ.

Вместе с тем, указали на специфику работы коллективов, занимающихся инновационной деятельностью: «Социологи проводили опрос наших сотрудников, и оказалось, что каждый второй является лидером. Такое предприятие в принципе не может существовать, тем не менее, оно существует. С лидерами работать не просто, задача руководителя - объединять, понимать, когда разногласия полезны, w управлять этим процессом»; «В технологичных отраслях все люди умные, каждый с большим апломбом, сложно достичь абсолютного взаимопонимания». Накопленный процент положительных ответов сотрудников на вопрос о сплочённости коллектива составляет 74,3 %.

Существенным фактором, обеспечивающим согласованность коллектива, является информированность его членов о протекающих внутри и во вне организации процессах. Все руководители ответили, что информируют сотрудников об ориентирах в работе предприятия в рамках собраний, совещаний, планерок (48,6 %); в рамках участия сотрудников в обсуждении ориентиров (29,7 %). Стихийное распространение информации внутри коллектива отметили 18,9 % опрошенных.

В процессе принятия внутриорганизационных управленческих решений своё равноправное участие отметили 6,8 % сотрудников. 39 % опрошенных ответили, что принятие управленческих решений является исключительной прерогативой руководства. Вместе с тем, большинство (53,4 %) сотрудников указали на то, что при принятии внутриорганизационных управленческих решений руководство принимает во внимание, учитывает их мнение.

Аксиологические факторы. Интервьюируемым руководителям было предложено выбрать из «закрытого» перечня качеств, необходимых руководителю и сотруднику малой научно- технической организации, три наиболее значимых, на их взгляд.

Среди качеств, необходимых для успешного руководства малой научно-технической организацией, руководители во главу угла поставили инициативность (67,7 %). На втором месте - профессионализм (35,5%), понимаемый не как совокупность менеджерских качеств, а как компетентность в научно-технических вопросах. На третьем месте - творческие способности (29 %). Такое качество как упорство, так же обладает относительно высокой степенью значимости, его упомянули 25,8 % руководителей.

В ходе сопоставления данных оценок с требованиями руководителей к личным качествам сотрудников было установлено определённое сходство. Лидирующими качествами остаются профессионализм и инициативность. Однако от сотрудников руководители чаще требуют профессионализма (68,8%), чем инициативности (50%).

Трудолюбие и дисциплинированность в числе необходимых качеств сотрудника научно-технической организации назвали 43,8 и 25% руководителей соответственно. Наличие творческих способностей отметили 18,8 % респондентов. Такой же процент руководителей (18,8 %) упомянули в числе наиболее значимых качеств порядочность.

Анкетный опрос сотрудников позволил получить представление об их мнении относительно качеств, которыми должен обладать сотрудник малой научно-технической организации. На первом месте стоит профессионализм (84,2%). Порядочность отметили 36,3 % респондентов. Трудолюбие и многофункциональность назвали 34,9 и 25,3 % сотрудников, соответственно. Творческие способности, как неотъемлемое качество сотрудника малой научно-технической организации, упомянули 22,6 % опрошенных.

В числе аксиологических факторов инновационного климата в коллективе выделяют общее видение целей и миссии организации; формирование чёткой стратегии на будущее; видение перспектив. Однако анализ инновационных замыслов руководителей и сотрудников малых научно-технических организаций свидетельствует об отсутствии у них единого видения целей и стратегических перспектив развития организации.

Факторы адаптации. Изменения на рынке инноваций в отрасли, в которой работает организация, провоцируют определенную реакцию на эти изменения со стороны организации. Стремятся сохранить конкурентоспособность посредством научных исследований и разработок, освоения новых материалов, расширения сфер деятельности 43,2 % научно-технических организаций, по словам руководителей, их возглавляющих. Вместе с тем, нейтральную реакцию на изменения: принятие к сведению, осмысление отмечают 27 % респондентов. Стремятся к сотрудничеству, установлению контактов 16,2 % руководителей. Никак не реагируют на изменения на рыке инноваций 8 % опрошенных.

Вместе с тем, спецификой деятельности малых научно- технических организаций является «вынужденность» постоянного перевооружения, освоения новых технологий, что отмечают 14,6 % руководителей. «Мелкие предприятия ищут себе нишу, которая никем ещё не занята, чтобы в ней устроиться и заявить о себе. Поэтому они вынуждены постоянно осваивать в той или иной степени новые технологии». «Малые предприятия вынуждены перевооружать своё производство, так как постоянно конкурируют, за счёт новых технологий завоёвывают место под солнцем».

Факторы «творчества». Положительное отношение к инициативе сотрудников практикуют 70,2 % руководителей. «Инициатива у нас приветствуется, более того, она наказуема: есть предложение - возьми и сделай». Одновременно, 24,3 % опрошенных руководителей реагируют на проявление сотрудниками инициативы нейтрально. «Выслушать, конечно, можем, мало ли у кого есть идеи... мало мы сталкиваемся с этим. Если идея в общем русле работы, то принимаем во внимание».

Наличие в организации практики делегирования полномочий отметили 70,2 % руководителей, однако она, скорее, носит характер поощрения самостоятельности сотрудников в принятии решений на местах. «... Сложно разделить ответственность, а самостоятельность в принятии решений приветствуется однозначно»; «На крупном предприятии развита управленческая структуpa, a e мелком предприятии ответственность лежит на каждом - всё на виду, всё прозрачно, каждый на своём месте».

По данным анкетного опроса сотрудников 52,7 % опрошенных ответили, что в их организации доминирует положительное отношение к проявлению сотрудниками личной инициативы, отрицательное отношение к инициативе отметили только 2,1 %. В то время как о факте наличия практики делегирования полномочий не сложилось однозначного мнения. Ответы респондентов на шкале «характерно - скорее характерно - скорее не характерно - не характерно» распределились следующим образом, с небольшим перевесом в сторону характерности практики делегирования полномочий в организации: 33,6; 28,1; 26; 11% соответственно.

Итак, инновационный климат в белорусских МНТО, как атмосфера, создающая и поддерживающая интерес работников к содержанию инновационной деятельности организации, характеризуется высокой степенью сплочённости и согласованности трудовых коллективов; соблюдением лидерами организаций требований, предъявляемых к своим сотрудникам; готовностью руководства организаций идти на необходимые изменения; оперативным реагированием на изменения, происходящие во внешней среде; поощрением инициативы; наличием практики делегирования полномочий.

Однако у руководителей и сотрудников малых научно-технических организаций отсутствует единое видение целей и стратегических перспектив развития организации, что может быть связано с общей неопределенностью перспектив белорусского научно-технического предпринимательства в целом.

Результативная составляющая инновационного потенциала отражает конечный результат реализации имеющихся ресурсных и «внутренних» возможностей изучаемой системы. Показателями результативной составляющей инновационного потенциала малых научно-технических организаций являются: их функции в развитии инновационной экономики; возможные перспективы развития научно-технического предпринимательства в целом.

По мнению большинства руководителей (63,4 %) функцией малых научно-технических организаций является мелкосерийное наукоёмкое производство, в целях удовлетворения узкого спроса на конкретную продукцию; субподрядное обслуживание крупных предприятий. Мелкие предприятия не конкурируют с крупными, а занимают свои ниши, которые для крупных предприятий экономически не выгодны. «Объём производимой нами продукции не велик, но рынок больше и не требует, а для крупного предприятия производство этого мелкосерийного продукта экономически не выгодно, т.к. потребуются значительные средства для переналадки оборудования».

% опрошенных отводят малым научно-техническим организациям роль посредника между генератором идеи (научная организация) и потребителем конечного наукоёмкого продукта (крупное предприятие, частный заказчик). Малые научно- технические организации выполняют функции внедрения и коммерческой реализации инновационного продукта. «Малые предприятия на стыке науки и производства выполняют обслуживающую функцию - развязываем узлы, которые не в состоянии решить научный институт»; «Институт разрабатывает, мы осваиваем, производим, продаём».

Создание инновационного продукта в качестве основного вида деятельности (собственно инновационное предпринимательство) видят 26,8 % руководителей. «Как правило, в начале малые предприятия делают пионерные разработки, а уже потом их подхватывают в рамках индустрии»; «Малые предприятия выполняют роль разведчиков: инновационный проект является рисковым по определению - может получиться, может - нет. И малое предприятие здесь рискует меньше, чем крупное, у него и оборот меньше, и объём...»

Процент опрошенных среди функций научно-технического предпринимательства упомянули обеспечение дополнительной занятости, возможности самореализации высококвалифицированных кадров.

На вопрос о перспективах научно-технического предпринимательства в Беларуси руководителями малых научно- технических организаций были даны разрозненные ответы. 36,5% опрошенных связывают перспективы развития с удовлетворением внутренних потребностей страны: импортозамещение, мелкосерийное производство. «В Беларуси будущее именно за малыми фирмами, т.к. на сегодня необходимость в больших сериях отпала. Сейчас развиваются быстрыми темпами Китай и другие азиатские страны. Они потеснили нас, мы не конкурентоспособны на мировом рынке, а удовлетворить потребности своей страны - пожалуйста».

Не дали чёткого определения перспектив белорусского научно-технического предпринимательства, связав возможность их появления с комплексной государственной поддержкой, 36,5% респондентов. 19,5% ответили, что они не видят перспектив развития научно-технического предпринимательства в Беларуси. Вместе с тем, 31,7 % руководителей делают ставку на человеческий ресурс, частную инициативу и активность граждан: «Прежде всего, нужно, чтобы люди захотели... Государство не побуждает, а создаёт условия. Если государство хочет, чтобы это [научно-техническое предпринимательство] развивалось, то надо не мешать и создавать условия, чтобы это было интересно людям»; «потенциал интеллектуальный и предпринимательский высок, чтобы это всё успешно развивалось». Некоторые руководители связывают перспективы научно-технического предпринимательства с благоприятной экономической обстановкой в стране в целом: «если никто не будет мешать, то всё будет хорошо, если всё будет хорошо у государства»; «главное, чтобы рынок был развит, страна богатела, чтобы покупалась вещь, которую мы придумали и произвели» (9,7 %). Существует мнение о взаимосвязи перспектив научно-технического предпринимательства с функционированием в стране Парка высоких технологий (9,7 %).

Таким образом, мы изучили состояние инновационного потенциала малых научно-технических организаций Беларуси и, основываясь на результатах проведенного социологического исследования, можем сделать следующее заключение.

Руководители и сотрудники белорусских МНТО обладают достаточной степенью социально-психологической готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Анализ внутренней составляющей инновационного потенциала свидетельствует, что руководители обладают инновационным сознанием, в коллективах организаций преобладает инновационный климат. Однако «внутренняя» готовность МНТО осуществлять инновационную деятельность сталкивается с рядом ресурсных ограничений, основным из которых является недостаток финансовых средств. Отсутствие чётко очерченных возможностей получения финансирования из-за неразвитости в стране институтов венчурного финансирования, усложнённой процедуры регистрации проекта в государственной инновационной программе и др. вынуждает МНТО работать преимущественно на принципах самофинансирования. Спецификой инновационной деятельности является длительность оборота капитала и негарантированность положительного результата. В условиях недостатка финансовых средств белорусские малые научно-технические организации занимаются в основном не столько инновационными разработками, сколько деятельностью, связанной с усовершенствованием и модификацией уже существующих продуктов и технологий.

Анализ результативной составляющей инновационного потенциала, как конечного результата реализации имеющихся ресурсных и «внутренних» возможностей, показал, что белорусские МНТО способны принимать участие в инновационном развитии страны посредством реализации своих основных функций - мелкосерийного производителя наукоёмкого продукта, внедренческого посредника между крупной научной организацией и потребителем конечного наукоёмкого продукта, генератора и реализатора наиболее рисковых научно-технических идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационное предпринимательство и инвестиционная деятельность составляют основу экономического роста, формируются в тесной связи с товарным рынком, и инновационные механизмы тесно связаны с механизмами, которые формируют факторы производства.

Нововведения происходят в специфической сфере взаимоотношений участников рынка, где требуют признание права на объекты интеллектуальной собственности, которые реализуются в экономическом обороте, а объектами нововведений становятся новшества.

Создание и коммерческая реализация новшеств зависит от эффективности взаимодействия участников инноваций. Сложность проблемы состоит в том, что простое накопление интеллектуальных продуктов в любых масштабах автоматически не выливается в нововведения. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система, по существу, представляет собой рынок новшеств, имеющий свои особенности и механизмы. Отличительная особенность такого рынка - возможность «субъектного программирования», точной адресации новшества и применения маркетинговых методов управления.

Спрос и предложение на рынке новшеств - трудно-прогнозируемы из-за сложности, динамичности и неожиданности инновационных процессов. В то же время, В условиях нарастающей конкуренции производителей продукции на товарном рынке увеличивается скорость смены поколений техники и технологии, обновления продукции. Темпы преобразования производства и его адаптации к изменяющимся условиям потребления зависят от нововведенческой практики, предпринимательской точки зрения на бизнес.

Стратегической целью государственной программы инновационного развития Республики Беларуси до 2015 года является создание в стране инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоёмкой экономики. Данная цель обусловливает необходимость системного анализа инновационного потенциала хозяйствующих субъектов страны, с тем, чтобы проводить наиболее эффективную политику управления Национальной инновационной системой.

Значимость научно-технического фактора в современном развитии экономики обусловила выделение особой формы предпринимательства - научно-технического (инновационного, венчурного) предпринимательства. Малое научно-техническое предпринимательство предстаёт как особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путём создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики. Субъектами малого научно-технического предпринимательства являются малые научно-технические организации, трактуемые в рамках настоящего исследования как организации, независимо от формы собственности, численность сотрудников которых не превышает 60 человек, осуществляющие деятельность по разработке, производству и коммерческой реализации новых или усовершенствованных продуктов, услуг, технологий. Малое научно-техническое предпринимательство играет значимую роль в инновационном процессе, сокращая цикл внедрения в производство научно-технических разработок; выступая двигателем и катализатором коммерциализации науки; обеспечивая конкурентную среду для создания прогрессивных новшеств; увеличивая занятость высококвалифицированных специалистов; обслуживая на субподрядной основе крупные предприятия, ведущие масштабные инновационные проекты.

Таким образом, мы очертили два основных направления перспективного использования инновационного потенциала малого научно-технического предпринимательства Беларуси. В рамках первого направления предусматривается его использование внутри страны, а именно, переориентация деятельности белорусских научно-технических организаций с мелкосерийного производства на разработку инновационного продукта или технологии с дальнейшим его внедрением на крупных предприятиях, ведущих масштабные инновационные проекты, в соответствии с принципом конкурентоспособности. Второе направление расширенного использования инновационного потенциала предполагает выход малых научно-технических организаций Беларуси на международный рынок инноваций, посредством создания совместных предприятий по разработке и внедрению инновационных продуктов и технологий.

На основе изложенного в работе теоретического и практического материала, можно сформулировать ряд важных положений, определяющих изменение экономического климата в инновационной сфере.

. Повышение в условиях рыночной экономики внимания к оценке будущих запросов потребителей.

. Необходимость работать с потребителями в самом тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования их бизнеса.

. Обострение отношения к времени, которое проходит с начала проверки новшества до получения экономического результата. Началась волна сжатия времени, отведенного на нововведение, и поиск оптимального соотношения вложения капитала в долгосрочные инновационные проекты с ярко выраженным коммерческим характером. Коммерциализация процесса нововведений заметно усиливается, меняются темп и масштабы предпринимательской деятельности в этой области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Азгальдов, Г.Г. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин // Экономические стратегии. - 2008. - № 2(60). - с. 152-164.

Андрос И. А. Социокультурные факторы формирования предпринимательства в экономике Республики Беларусь (на примере Брестской области) дис. канд. экон. наук: 22.00.03 / И. А. Андрос. - Минск, 2003 - 156 с.

Байнев, В. Ф. Научно-технологический прорыв как условие цивилизованного существования постсоветских стран в 21 веке / В. Ф. Байнев // Наука и инновации. - 2006. - №7. - с. 43-48.

Байнев, В. Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / В. Ф. Байнев, В. В. Саевич; под ред. В. Ф. Байнев. - Минск: Право и экономика, 2007. - 180 с.

Глазьев, С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. - М.: ВлаДар, 1993. - 310 с.

Гольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие / Г.Я Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2004. - 267с.

Гpибoв, В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.Д. Гpибoв, B.П. Гpyзинoв. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336с.

Денисов, Е. Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики: Текст лекций / Е. Ф. Денисов. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993 - 59 с.

Друкер, П. Энциклопедия менеджмента. Перевод с англ. / Питер Ф. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

Завлин, П. Н. Инновационный менеджмент / П. Н. Завлин, А. К. Казанцева; под ред. П. Н. Завоина. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. - 567 с.

Киселева, Е. В. Циклический характер инновационного процесса в малых компаниях / Е. В. Киселева. - Л., 1989. - 42 с.

Косалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л. Я. Кослас; от вред Р. В. Рывкина - Новосибирск: Наука. Сибирское отеделние, 1989. - 285 с.

Медынский, В.Г., Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. / В. Г. Медынский - М.: ИНФРА-М, 2007. - 214 с.

Менеджмент организации: Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин и др. - М.: Инфра-М, 2005 - 356 с.

Павлова, Е.Г. Инновационный потенциал малого научно-технического предпринимательства Беларуси: социологический аспект. / Е. Г. Павлова - Минск, 2009. - 140 с.

Пустовалов, В. К. Организация и осуществление инновационной деятельности субъектами малого предпринимательства в Республике Беларусь / В. К. Пустовалов. - Минск: ГУ «БелИСА», 2006. - 168 с.

Соколова, Г. Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вывозы и социальные ответы / Г. Н. соколова. - Минск: Белорус. наука, 2006. - 302 с.

Пригожин, А.И.Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). // А. И. Пригожин- М.: Политиздат, 2009 - 254 с.

Хучек, М.Инновации на предприятиях и их внедрение. // М. Хучек - М.: Луч, 2002. - 258 с.

Янукович, М. И. малое инновационное предпринимательство и экономический механизм его функционирования: дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / М. И. Янукович. - Минск, 1999. - 156 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой

Классификация инноваций по П.Н. Завлину


Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификация инноваций по А.И. Пригожину

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:

«-2» - очень низкая оценка;

«-1» - низкая оценка;

«0» - отсутствие оценки;

«+1» - высокая оценка;

«+2» - очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов.

Рассмотрим план проведенного интервью по переченю критериев по группам:

. Аспекты, характеризующие Вашу фирму в целом.

Здесь Вы можете оценить свою фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект.

При этом используются 15 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 3,0:

•        квалификация административно-управленческого персонала;

•        квалификация специалистов по маркетингу;

•        организационно-управленческая структура фирмы;

•        система сбыта товаров (услуг);

•        финансовое и экономическое положение фирмы.

) весовой коэффициент 2,0:

•        репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);

•        квалификация научного и инженерного персонала;

•        квалификация производственная персонала;

•        технологический уровень производства;

•        доступность источников сырья, материалов, комплектующих;

•        доступность источников энергии и топлива;

•        уровень развития транспортной сети;

•        доступность рынка;

•        культура производства;

•        безопасность производства;

•        экология производства.

. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок.

С помощью данных аспектов Вы сможете оценить перспективы развития отрасли и ее рынка, в которой Вы собираетесь реализовывать свой проект.

При этом используются 8 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты: 1) весовой коэффициент 3,0:

•        перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

•        уровень конкуренции;

•        стабильность спроса;

•        тенденции изменения спроса;

•        затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок.

) весовой коэффициент 2,0:

•        емкость рынка:

•        способность рынка к принятию товаров или услуг.

) весовой коэффициент 1,0:

•        влияние проекта на развитие смежных отраслей.

. Аспекты, характеризующие товары или услуги.

При проведении оценки Вам необходимо оценить качество продукции (услуг), полученных в результате реализации Вашего проекта по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения Вы должны выбрать наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

При этом используются 11 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 3,0:

•        функциональные и потребительские свойства товаров (услуг);

•        надежность и долговечность;

•        экологичность;

•        безопасность для потребителя;

•        цена;

•        себестоимость товаров (услуг).

) весовой коэффициент 2,0:

•        дизайн;

•        возможность развития товаров (услуг);

•        технологичность.

) весовой коэффициент 1,0:

•        подготовка клиента к использованию товаров (услуг).

. Аспекты, характеризующие маркетинг.

Здесь Вы сможете оценить реалистичность разработанной программы маркетинга и ее эффективность при реализации целей Вашего проекта.

При этом используются 5 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 3,0:

•        исследование рынка;

•        реклама;

•        каналы сбыта товаров (услуг);

•        методы стимулирования сбыта.

) весовой коэффициент 2,0:

•        предпродажное и послепродажное обслуживание.

. Производственные аспекты.

Данные аспекты позволят Вам оценить производственный план Вашей фирмы с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала.

При этом используются 6 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 3,0:

•        система обеспечения и контроля качества товаров (услуг);

•        накладные расходы.

) весовой коэффициент 2,0:

•        использование технологического потенциала;

•        затраты на сырье, материалы и комплектующие;

•        затраты на топливо и энергоносители;

•        производственная кооперация.

. Финансовые аспекты.

Следующий Ваш шаг - оценка стратегии обеспечения финансирования проекта.

При этом используются 9 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 4,0:

•        возможность привлечения средств из госбюджета;

•        возможность привлечения средств населения;

•        обеспечение финансовых гарантий.

) весовой коэффициент 3,0:

•        участие фирмы, представляющей проект, в его финансировании;

•        возможность привлечения российских инвесторов;

•        возможность привлечения зарубежных инвесторов;

•        возможность получения кредитов в российских банках;

•        возможность получения кредитов в зарубежных банках;

) весовой коэффициент 2,0:

•        общий объем финансирования проекта.

. Социально-экономические аспекты.

Далее Вам необходимо оценить Ваш проект с социальной точки зрения.

При этом используются 14 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 3,0:

•        обеспечение занятости населения;

•        экспортный потенциал;

•        экология региона;

•        рост деловой активности.

) весовой коэффициент 2,0:

•        использование научно-технического потенциала;

•        рост личных доходов населения региона;

•        развитие отрасли;

•        развитие производств, косвенно связанных с проектом;

•        развитие объектов социальной сферы в регионе;

•        решение демографических проблем;

•        разработка новых рынков;

•        рациональное использование природных ресурсов;

•        безопасность населения;

•        развитие региональной инфраструктуры.

. Коммерческая (финансовая) эффективность инноваций.

Один из важнейших этапов оценки инновационного проекта- оценка его эффективности. Здесь Вы должны проанализировать уровень финансовых показателей эффективности Вашего проекта.

При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:

) весовой коэффициент 4,0:

•        прибыльность проекта.

) весовой коэффициент 3,0:

•        время окупаемости инвестиций;

•        ликвидность и платежеспособность.

Похожие работы на - Этапы инновационного цикла в малой фирме (социологический анализ)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!