Значение инновационного потенциала в деятельности современной организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение инновационного потенциала в деятельности современной организации

Введение

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

В последней трети XX века начался переход к новому типу производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание продукта высокого качества. Вместо жесткой управленческой системы стала внедряться производственная демократия - широкое участие трудящихся в управлении, принятия деловых решений. В основе этих качественных перемен в системе общественного производства - НТП. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но и изучение, и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата на производстве в единый поток. Знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет большое значение для конкурентоспособности и стабильности предприятий.

Данная работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. В общем, инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без этой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

Важность и роль инноваций на предприятии во всех сферах его деятельности для стабильного роста на сегодняшний день трудно переоценить. И те предприятия, которые понимают необходимость комплексного подхода в области инновационной политики, способны создать у себя условия для экономического развития за счет создания новой высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции (услуг).

Цель данной курсовой работы - определение понятия и сущности инновационного потенциала, значение инновационного потенциала в деятельности современной организации.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

теоретическое обобщение значения инноваций как конкурентного ресурса в деятельности компаний, значения инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии компании;

выявление специфики инновационного процесса;

анализ методов оценки инновационного потенциала и оценки эффективности инновационной деятельности.

1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ

инновационная деятельность потенциал

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

. Внедрение продукции с новыми свойствами.

. Использование нового сырья.

. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла , эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно-технические же инновации характеризует конечный результат научно-производственного цикла , который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса .

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процессс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения , а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения. Свойствами нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

2 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

.1 Понятие инновационного потенциала

В экономической теории выделяют научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциалы . Обобщенно под потенциалом принято понимать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности :

  • интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
  • материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
  • кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
  • дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).

Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития.

Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Модель потенциала любого предприятия определяется[15, с.49]:

имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);

способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами - его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;

способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);

информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);

финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)

Общий потенциал предприятия может быть структурированный с производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и собственно инновационного потенциала, который составляет будто ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть [15, с. 49].

Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение части инновационного потенциала в общем потенциале промышленного предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия. Структура элементов вырабатывающих потенциал графически подана на рис. 2.1.











Рис. 2.1. - Потенциалосоздающие элементы инновационной деятельности

Материальные ресурсы инновационного потенциала вмещают основные средства и оборотные активы. Согласно с действующим законодательством основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) [10, с.78].

К основным средствам инновационной деятельности можно отнести необоротные материальные активы, в частности машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

Второй подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.

Материальные ресурсы предприятия отображаются в балансе предприятия как активы. Традиционно считается, что именно основные средства и оборотные активы, а также способность предприятия эффективно их использовать определяют потенциал предприятия.

.2 Методика оценки инновационного потенциала

В экономической теории и хозяйственной практике для решения задач по анализу экономических возможностей предприятий широко применяется методика оценки финансовой устойчивости, характеризующая способность экономического субъекта обеспечивать производственный процесс:

1)собственными оборотными средствами;

2)собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами;

)собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами [18, с.49].

Наличие собственных оборотных средств

Этот показатель вычисляется как разность собственных средств и основных средств и вложений (внеоборотных активов) по формуле:

Ес = Ис - F (2.1)

где: Ес - наличие собственных оборотных средств;

Ис - источники собственных;- основные средства и вложения .

Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат

Вычисляется как сумма собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов:

Ет = Ес + Кт = (Ис + Кт) - F (2.2)

где:

Ет - наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;

Кт - долгосрочные кредиты и заемные средства .

Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат

Она рассчитывается как сумма собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов:

ЕΣ = Ет + Кt = (Ис + Кт + Кt) - F (2.3)

где:

ЕΣ - общая величина по основным источникам средств для формирования результатов и затрат;

Кt - краткосрочные кредиты и займы .

На основе этих показателей, характеризующих наличие источников, которые формируют запасы и затраты для производственно-хозяйственной деятельности, рассчитываются величины, позволяющие оценить размер (достаточность) источников для покрытия запасов и затрат:

4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

± Ес = Ес - Z (2.4)

где:

Z - запасы и затраты .

4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:

± Ет = Ет - Z = (Ес + Кт) - Z (2.5)

4Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

± ЕΣ = ЕΣ - Z = (Ес + Кт + Кt) - Z (2.6)

Показатели обеспеченности затрат и результатов источниками их формирования (± Ес; ± Ет; ± ЕΣ) являются базой для классификации финансово-экономического положения предприятия по степени его финансовой устойчивости.

При определении типа финансовой устойчивости принято использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:

S = íS1 (x1); S2 (x2); S3 (x3)ý (2.7)

где:

х1 = ± Ес; х2 = ± Ет; x3 = ± ЕΣ.

Функция S (x) определяется следующим образом:

S (x) = 1, если х ³ 0;

S (x) = 0, если х < 0.

В теории финансового анализа принято выделять четыре основных типа финансовой устойчивости:

  1. абсолютная устойчивость финансового состояния, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства.

Определяется условиями ± Ес ³ 0; ± Ет ³ 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (1; 1; 1);

  1. нормальная финансовая устойчивость, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства и долгосрочные кредиты.

Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет ³ 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (0; 1; 1);

  1. неустойчивое финансовое состояние, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет < 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (0; 0; 1);

  1. кризисное финансовое состояние, когда у предприятия отсутствуют источники покрытия затрат.

Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет < 0; ± ЕΣ < 0; S = (0; 0; 0).

Развитие существующей методики и включение в состав анализируемых затрат издержек, связанных с разработкой и внедрением новых и/или улучшающих технологий, позволит ответить на вопрос: под силу ли данному предприятию наряду с формированием ресурсов, необходимых для текущей производственно-хозяйственной деятельности, еще и реализация выбранной стратегии инновационного развития. Иначе говоря, при таком подходе можно проанализировать инновационные возможности (потенциал) предприятия по эффективному обеспечению существующих и вновь осваиваемых технологий. Для этого при оценке соответствия имеющихся и требуемых средств по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности в состав анализируемых затрат следует включить также и инновационные потребности, которые необходимы для внедрения в хозяйственный оборот новой, или базисной технологии (SСб) и/или улучшающей (SСу).

Подставив в формулы расчета абсолютного, нормального и неустойчивого финансового состояния затраты на разработку и внедрение базисных и/или улучшающих инноваций, получим величины, дающие оценку достаточности (потенциала) источников не только для покрытия текущих производственно-хозяйственных запасов и затрат, но и инновационных издержек, связанных с реализацией тех или иных инновационных проектов. В связи с этим расчет источников формирования результатов и затрат для обеспечения производственного процесса и инновационного развития примет следующий вид:

4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств для обеспечения производственного процесса и для внедрения базисных и улучшающих технологий:

± Ес = Ес - Z - S Сб (2.8

± Ес = Ес - Z - S Су

где:

Z - запасы и затраты

S Сб, S Су - затраты, необходимые на освоение базисных или улучшающий инноваций, соответственно.

4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования производственно-хозяйственных запасов и внедренческих затрат:

± Ет = Ет - Z - S Сб = (Ес + Кт) - Z - S Сб (2.9)

± Ет = Ет - Z - S Су = (Ес + Кт) - Z - S Су

4Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

± ЕΣ = ЕΣ - Z - S Сб = (Ес + Кт + Кt) - Z - S Сб (2.10)

± ЕΣ = ЕΣ - Z - S Су = (Ес + Кт + Кt) - Z - S Су

Показатели обеспеченности производственно-хозяйственных запасов и затрат, а также издержек по реализации стратегий инновационного развития источниками их формирования (± Ес; ± Ет; ±ЕΣ) могут также являться базой для классификации инновационно-финансовой устойчивости, или инновационного потенциала предприятия.

При определении инновационного потенциала можно также использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:

S = íS1 (x1); S2 (x2); S3 (x3)ý

где:

х1 = ± Ес; х2 = ± Ет; x3 = ±ЕΣ.

Значения функции S (x) определяются следующим образом:

S (x) = 1, если х ³ 0;

S (x) = 0, если х < 0.

С учетом определяемых значений функции S (x) можно выделить четыре основных типа инновационного потенциала предприятия, позволяющих ответить на вопрос: под силу ли предприятию внедрение новой технологии в хозяйственный оборот при одновременном обеспечении финансовых потребностей текущей производственно-хозяйственной деятельности?

Сгруппируем и представим в табл. 2.1 возможные типы инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.

Таблица 2.1

Типы инновационного потенциала предприятий

Источники покрытия затрат и показатель инновационного потенциалаКраткая характеристика типа инновационного потенциала предприятийРекомендуемая стратегия инновационного развитияВысокие инновационные возможностиСобственные средства S = (1,1,1)Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований.Лидер - освоение новых технологийСредние инновационные возможностиСобственные Средства Плюс Долгосрочные кредиты S = (0,1,1)Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот необходимо использование некоторого объема заемных средств.Последователь или лидер - освоение новых или улучшающих технологийНизкие инновационные возможностиСобственные Средства Плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы S = (0,0,1)Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников. Последователь - освоение улучшающих технологийНулевые инновационные возможности- S = (0,0,0)Дефицит или отсутствие источников формирования затрат.-

Как видим, оценка инновационного потенциала позволяет, прежде всего, проанализировать финансовую устойчивость предприятия к инновационному развитию. Определение на этой основе типа инновационного потенциала позволяет проконтролировать правильность выбранного направления инновационного развития с позиций современного и дальнейшего финансового состояния предприятия. Сформированный метод может стать содержательной основой формирования стратегии инновационного развития и эффективной коммерциализации новых технологий.

У предприятий появляется эффективный инструмент оценки инновационных возможностей, а также выбора вероятно реализуемых стратегий технологического развития [6,с.112]. На этапе разработки стратегических планов предприятие может исключить из числа рассматриваемых альтернатив невыполнимые (с точки зрения финансового обеспечения) проекты и избежать в дальнейшем проблемы упущенной выгоды, обусловленной замораживанием инновационных проектов.

3 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Научно-техническая политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

Научно-техническая политика решает следующие задачи:

  • быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
  • внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;
  • минимизация затрат в связи с изменением планов.

Обычно научно-техническая политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров, ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

Разработка научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих вопросов.

  1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.
  2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.
  3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий.

Научно-техническая политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов.

Ориентация производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами и отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции не требует крупных ассигнований на НИОКР, а предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может проводиться и внесением незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов. Другими словами, производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретным рынкам.

. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках

Правильно сформулированная научно-техническая политика имеет для производственного отделения важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Реализация научно-технической политики осуществляется путем разработки в производственном отделении программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала фирмы для последующих нововведений.

4 СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер. Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно "заземляться" с учетом текущего состояния. Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Как было показано выше, при благоприятной ситуации внешней и внутренней среды (стабильная среда и радикальные новшества) единственной альтернативой является стратегия лидера. И наоборот, при нестабильной внешней среде и имитационной технологической деятельности благоприятные обстоятельства в виде слабой конкуренции и низких издержек не должны толкать предприятие к наступательной стратегии, ибо ситуация диктует возможность только одной стратегии - следования за лидером. В то же время при стабильном рынке и высоком спросе то же самое предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам

На стратегическом этапе инновационный менеджер должен руководствоваться матричным анализом выбора стратегии, который демонстрируется в таблице 2.

Таблица 2 - Матрица выбора инновационной стратегии

Внутренняя среда обновленияВнешняя среда СтабильнаяНестабильная макроэкономическая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренцияСтабильная макроэкономическая среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренцияВысокая неопределенность, риск и изменчивость средыМодернизацияУмеренно наступательнаяСфокусированная стратегия дифференциацииСледование за лидеромЗащитная от внешних угрозЧастичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукцииНаступательная стратегия широкой дифференциацииСтратегия широкой дифференциацииСфокусированная стратегия дифференциацииСледование за лидеромСистемное обновление производства на основе кластеров новшествНаступательная, лидирующаяУкрепление позиций, лидирующаяСитуационная, лидирующаяУмеренно наступательная стратегия дифференциацииВнедрение радикальных технологических решений и реконструкция производстваАтакующая, лидирующаяУмеренно наступательная, лидирующаяУкрепление позиций, лидирующаяНоваторская, ситуационная

В стратегию управления входит постановка долгосрочных целей и выработка порядка действий. Стратегический план инновационной деятельности опирается не только на данные ситуационного анализа состояния фирмы, внешней среды и всех взаимосвязанных факторов, но и на прогноз внешних и внутренних условий в будущем, в том числе на оценку реальной вероятности будущих событий. Прогнозирование может осуществляться на основании нескольких подходов. По традиции большинство менеджеров опираются на опыт прошлого и метод аналогий в будущем. Однако в условиях повышенного риска и неопределенности инновационной деятельности такой метод может быть малоэффективен.[10, с. 103]

Метод аналогий в прогнозировании достоверен при достаточном количестве информации и невысокой степени неопределенности. В этом случае применяются методы математического моделирования. Так, на первом этапе следует воспользоваться анализом временных рядов, вычислить коэффициенты вариации, их ожидаемые значения с учетом среднего квадратического отклонения. Наиболее точным методом математического прогнозирования является так называемое причинно-следственное моделирование.

В экономических моделях могут использоваться методы корреляционного и регрессионного анализа. Среди качественных методов прогнозирования наиболее широко применимы методы экспертных оценок, мнения жюри, модели ожидания потребителей и др. Математической основой для них служит метод Дельфи и др. Методы аналогий и сравнений, к сожалению, дают маловоспроизводимые результаты инновационного прогнозирования.

Известный американский специалист по проблемам стратегического управления И. Ансофф утверждает, что в условиях динамично развивающегося рынка и интенсивного потока нововведений технологические изменения все меньше будут связаны с прошлым опытом.

Прогнозирование сегодня - это специализированная область знаний. Долгосрочный прогноз будущего состояния фирмы составляется на основании перспектив экономического, технологического, социального развития. В прогноз входят предсказания общего состояния экономики, социально-политических условий рыночной конъюнктуры, изменения демографических факторов и психологических установок. Для более точного прогноза необходимо предвидеть стратегии конкурентов-производителей, изменения отраслевых структур и состояний инфраструктуры.

Особое место занимает прогноз потребительского спроса. В связи с неопределенностью будущего спроса его неточность возрастает. Это связано с тем, что изменение социально-экономического окружения влечет за собой изменение потребностей клиента или возникновение технологического разрыва. Неопределенность экономической обстановки в рыночной экономике, как правило, заставляет фирмы прибегать к внедрению нововведений, поскольку они дают возможность в будущем активно проникать на рынок и опережать конкурентов.

Чем больше неопределенность, чем выше риск, тем большее число фирм переходят к наступательной технологической политике. Так считает ряд современных специалистов по технико-экономическому прогнозированию Выбор цели и стратегии новаторской фирмы является важнейшим этапом управления и создания соответствующих организационных структур. Фирма может быть ориентирована на разные типы инноваций и инновационной деятельности. Если цель фирмы - повышение качества текущей продукции и эффективное производство, то стратегия носит традиционный характер. Предприятие не имеет долгосрочных прогнозов, научных заделов, инновационного потенциала. Неизбежно через несколько лет оно вынуждено будет принять меры для полной модернизации или диверсификации; в противном случае фирму ждет слияние или банкротство.

В другом случае фирма имеет монопольное положение на рынке. Ее цель - минимизация издержек производства, экономия ресурсов. Используя все свои преимущества и адаптационные способности, предприятие сможет удержаться на рынке. Оно применяет стратегию поддержания достигнутого уровня. Однако такой вариант требует хорошего знания рынка, осторожности и бдительности в отношении конкурентов. При появлении активной конкуренции фирма может потерпеть фиаско или должна сменить стратегию.

Если фирма испытывает трудности в исследованиях и разработках, но отличается высоким уровнем техники и технологии, высоким качеством продукции, то ее стратегия носит оборонительный характер и имеет цель не отстать от лидеров и остаться на рынке. Такая стратегия может позволить фирме существовать на рынке долгие годы, но оставаться в тени и вести малоуспешную деятельность.

В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирма-новатор стремится к расширению доли рынка, к выпуску новой продукции, увеличению нормы прибыли и объема продаж. В этих случаях стратегия заключается в активном поведении, но степень активности может быть различной: активно наступательной, атакующей и умеренно наступательной. Фирма стремится быть лидером на рынке, но то, насколько ей это удается, зависит от возможностей ее адаптации, ее инновационного потенциала, его реализации, интенсивности инновационной деятельности, возможностей конкурентов и жесткости конкурентной борьбы.[7, с. 112]

Новаторы иногда бывают подлинными пионерами и создателями новых товаров, рынков, отраслей производства и потребностей. Иногда лидирующее положение в отрасли и на рынке может занять имитатор, а не подлинный новатор. В значительной степени имитация более выгодна; при гибком наступательном и маневренном поведении имитатор может даже обойти первоначального лидера.

Стратегический инновационный менеджмент связывает в единую цепь постановку целей и задач организации с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и ее окружением. В инновационном менеджменте наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений, на основе моделирования ситуации разработать соответствующую стратегию изменений, а также использовать необходимую тактику и процедуры для успешной реализации стратегии.

Ситуационный анализ внешней среды предприятия в отличие от стратегического анализа политического, правового, экономического и технологического окружения - не заостряет внимание на макроэкономических, обобщающих и валовых показателях, а выбирает конкретную стратегию и управляет ее реализацией. Для ситуационного анализа на стратегическом этапе деятельности необходима информация о текущем состоянии, конкурентоспособности продукции, технологии и о состоянии спроса, предложения и поведении конкурентов.

Для выработки и успешной реализации стратегического этапа необходимы знания о состоянии внутренней среды предприятия. Этот аспект включает выявление текущих внутренних возможностей предприятия, его финансово-экономического, производственного, организационно-технического состояния.

Следующей стадией операционной стратегии является стратегический диагноз и на его основе подбор необходимой операционной стратегии. Для реализации избранной стратегии менеджер выбирает методы реализации, соблюдая следующие правила:

·этапы реализации должны иметь шаговый характер,

·процедура должна состоять из серии простых задач,

·каждая задача должна иметь ясную цель,

·задачи должны быть представлены в функциональной форме (например, что надо сделать для того, чтобы увеличить загрузку производственных мощностей или для сокращения времени достижения критического объема продаж).

Задачи по реализации стратегии должны быть четко сформулированы и содержать детальное описание каждого стратегического шага. Контроль реализации стратегического этапа также имеет свою специфику. Требования к контролю включают его характер, частоту, наличие обратной связи, возможность применения автоматизированных систем и эконометрических моделей. [5, с. 124]

5 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХСП ЭОП УО «ВГТУ»

.1 Краткая характеристика деятельности ЭОП УО «ВГТУ»

Основной организационной формой промышленного производства является предприятие. Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли через самостоятельное осуществление свое деятельности, распоряжение выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся у него после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Организационно-правовая форма предприятия - система норм, определяющая отношения между партнёрами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами.

В Республике Беларусь предприятия создаются в виде юридического лица и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридическим лицом является предприятие, имеющее собственный Устав, счёт в банке и прошедшее процедуру государственной регистрации.

Обособленное хозрасчетное структурное подразделение Экспериментально-опытное предприятие учреждения образования «Витебский государственный технологический университет» является подразделением учреждения образования «ВГТУ». Основными задачами предприятия являются создание условий для проведения учебно-производственного обучения в соответствии с учебными планами и программами кафедр:

-технологии трикотажного производства;

-технологии и конструирования изделий из кожи;

прядения натуральных и химических волокон;

экономики;

менеджмента;

коммерческой деятельности;

экономической теории и маркетинга;

дизайна.

Предприятие создано с целью закрепления и расширения теоретических знаний студентов, а также обучение их самостоятельно выполнить технологические операции, производить наладку оборудования, детально изучать технологические возможности оборудования, сырья и материалов, используемых для производства изделий, приобретение студентами практических навыков работы на производстве в качестве инженерно-технических специалистов.

На предприятии изготавливаются и испытываются опытные образцы новой продукции по разработкам кафедр университета: полотна для молочно-консервной промышленности, трикотажная трубка для полиграфических машин, продукция медицинского назначения, техническое трикотажное полотно для использования в обувной промышленности.

Производится подготовка результатов научных исследований и разработок кафедр и лабораторий университета к практическому использованию.

ОХСП ЭОП УО «ВГТУ» является хозрасчетной организацией, имеет характерные особенности работы с целью более эффективного использования парка технологического оборудования одновременно с проведением учебно-производственного процесса, успешно выполняет стоящие перед ним задачи в области выполнения плана, связанных с его производственно-хозяйственной деятельностью.

Производство промышленной продукции организовано на предприятии, начиная с февраля 1972 года. На предприятии выпускается в основном три вида изделий: обувь мужская кожаная, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия.

Поставки продукции ОХСП ЭОП УО "ВГТУ" осуществляются только на рынки Республики Беларусь. Поставки на экспорт не производятся. Основным реальным источником поступления валютных средств, на сегодняшний день, является реализация продукции по Витебской области.

5.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия

Технико-экономическая характеристика предприятия рассматривается и излагается с позиции анализа работы предприятия в современных условиях хозяйствования. Данные для сравнительного анализа технико-экономических показателей за 2007 ─ 2008гг. приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 Основные технико-экономические показатели

№ П/ПНаименование показателя2007г.2008г.Темп роста, %1Выручка от реализации товаров, услуг и продукции млн.руб.109321621972Налоги и сборы включаемые в выручку от реализации товаров, услуг и продукции млн.руб.1743662103Выручка от реализации товаров, услуг и продукции( за вычетом налогов и сборов включаемых в выручку)млн.руб.91917961954Себестоимость реализованных товаров, услуг и продукции млн.руб95817711845Прибыль(убыток) от реализации товаров, услуг и продукции млн. руб-3925 6Операционные доходы млн.руб331006.1В т.ч доходы от операций с активами млн.руб331007Операционные расходы млн.руб221007.1Расходы от операций с активами млн.руб331008Прибыль от операционных доходов и расходов млн.руб111009Внереализационные доходы млн.руб20 10Внереализационные расходы млн.руб2840011Прибыль (убыток) от внерелизационных доходов и расходов млн.руб0-8 12Чистая прибыль (убыток) млн.руб-3818 13Среднесписочная численность работающих, чел76739613.1в т.ч ППП76739613.2из него рабочие59589814Среднемесечная з/п работающих, руб41227552716912714.1в т.ч ППП41227552716912714.2из него рабочие34675143994312615Выпуск продукции в натуральном выражении: 15.1Обувь тыс. пар, в т.ч из давальческого сырья63;4653;1384;28

Выручка от реализации товаров, услуг и продукции в 2008 году по сравнению с 2007 возросла на 97%, что составило в абсолютном выражении 1063 млн.руб.

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, услуг и продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла на 110%, что составило 192 млн.руб.

Выручка от реализации товаров, услуг и продукции(за вычетом налогов и сборов включаемые в выручку) в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло на 95%, что составило 877 млн.руб.

Себестоимость реализованных товаров, услуг и продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла на 84%, что составило 813 млн.руб.

Изменение прибыль (убыток) от реализации товаров, услуг и продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило 51 млн.руб.

Операционные доходы и расходы, прибыль от операционных доходов и расходов, а так же доходы и расходы от операций с активами в 2008 году по сравнению с 2007 годом не изменились.

Внереализационные доходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизились на 2 млн.руб.

Внереализационные расходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросли на 300%, что составило 6 млн.руб.

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 8 млн.руб., что привело к убытку.

Чистая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом повысилась на 51 млн.руб. Это произошло из-за того, что предприятие перешло от давальческого сырья на собственное.

Среднесписочная численность работающих в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 4%, что составило 3 человека.

Промышленно-производственный персонал в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 4%, что составило 3 человека.

Среднемесячная заработная плата работающих в 2008 году по сравнению с 2007 годом повысилась на 27%, что составило 114894 рубля.

Заработная плата промышленно-производственного персонала в 2008 году по сравнению с 2007 годом повысилась на 27%, что составило 114894 рубля.

Заработная плата рабочих в 2008 году по сравнению с 2007 годом повысилась на 26%, что составило 93192 рубля.

Выпуск обуви в натуральном выражении в 2008 году по сравнению с 2007 годом понизился на 16%, что составило 10000 пар.

5.3 Анализ организационной структуры управления предприятием

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Элементами организационной структуры менеджмента являются организационные роли. Поэтому организационная структура менеджмента представляет собой совокупность организационных ролей и существующих между ними должностных и информационных связей. Сами организационные роли могут объединяться, образуя при этом звенья (подразделения) менеджмента, и находиться в отношениях подчинения, образуя иерархические уровни (ступени) менеджмента.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

При проектировании организации происходит группирование людей и работ по какому-то принципу или на основе какого-то критерия. В ходе группирования наступает этап, когда необходимо принимать решение относительно того, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено под единым руководством. В организации каждый из руководителей ограничен временем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.

Чтобы организационная структура управления была эффективной считается, что для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать цифру семь. В нижнем звене организации масштаб управляемости может достигать 20-30.

Для ОХСП ЭОП УО «ВГТУ» характерна линейно-функциональная (штабная) структура управления (см. Приложение 1). В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь через либо главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-подразделений.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из структурных подразделений (отделов, бюро и т.п.)

Линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Из организационной структуры видно, что в подчинении конкретного линейного руководителя находится функциональное подразделение, специализированное на выполнении конкретных видов работ. Так, например, в подчинении главного бухгалтера находится бухгалтерия; у главного инженера - производство №№1, 2, электроцех, старший инженер по охране труда и технике безопасности, главный механик; в сою очередь у главного механика - стройгруппа РМЦ, ПСХ и т.д.

Органами управления ОХСП ЭОП УО «ВГТУ» являются: директор, главный инженер, заместитель директора по коммерческим вопросам, главный бухгалтер.

Руководит предприятием директор, который назначается ректором УО «ВГТУ».

Главный инженер организует работу производственных и технических служб. Он является первым заместителем директора предприятия. Подчиняется непосредственно директору ОХСП ЭОП УО "ВГТУ", а методически - главному инженеру УО "ВГТУ". Руководит производственными структурными подразделениями и службами. Функции:

. Руководит деятельностью производственных и технических служб предприятия.

. Контролирует результаты работы производственных и технических служб.

. Контролирует состояние трудовой и производственной дисциплины в подчинённых подразделениях.

. Утверждает нормы расхода сырья и материалов.

. Утверждает паспорта моделей, технические карты, перечни технологических процессов.

. Согласовывает нормы выработки и сдельные расценки.

. Согласовывает техническую документацию по охране труда и противопожарной безопасности.

. Утверждает графики проведения текущего и капитального ремонта оборудования.

. Осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности, требований Гостехнадзора, природоохранных, санитарных и других органов.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору ОХСП ЭОП УО "ВГТУ", а в отношении вопросов организации, порядка и методики ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности - главному бухгалтеру УО "ВГТУ". Главный бухгалтер обеспечивает правильную постановку и достоверность финансовой деятельности предприятия, руководит работниками бухгалтерии предприятия, распределяет их обязанности.

Главный бухгалтер осуществляет контроль за:

- правильным и своевременным оформлением приёма и расхода сырья, материалов, готовых изделий, товарно-материальных и других ценностей.

своевременным предъявлением претензий к поставщикам за недостачу, брак, несортную продукцию.

обоснованностью и законностью списания с бухгалтерского баланса - недостач, потерь, задолженности и других средств.

своевременным взысканием дебиторской и кредиторской задолженности.

правильным расходованием фонда заработной платы, исчислением всех видов премий, вознаграждений и пособий, соблюдением финансовой деятельности.

правильным и своевременным проведением и оформлением в установленном порядке переоценки товарно-материальных ценностей;

правильным расходованием командировочных средств;

- организацией и ведением бухгалтерского учёта в производственных подразделениях и своевременное обеспечение их необходимыми бланками, формами бухгалтерского учёта и отчётности;

материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным использованием банковского кредита, выполнением договорных обязательств по поставкам продукции;

выполнением показателей реализации продукции, достижением установленных показателей прибыли и другими финансовыми показателями, за правильным расходованием банковского кредита, прекращением производства продукции, не имеющей сбыта;

Главный бухгалтер обеспечивает рациональную организацию учёта и отчётности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учётно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учёта и контроля, разработку и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и укрепление хозяйственного расчёта.

Также он осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных бухгалтерских документов, расчётов и платёжных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов, проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, проверок организации бухгалтерского учёта и отчётности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

Ведущий экономист подчиняется директору предприятия. Он: - контролирует выполнение плановых показателей, правильность применения премиальных систем, обеспечивающих выпуск продукции в заданном ассортименте и высокого качества;

ведёт учёт и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию в целом и его подразделениям за месяц, квартал, год;

представляет данные о выполнении плана руководства предприятия;

осуществляет контроль за правильностью наименований профессий и должностей, применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, за тарификацией работ и установлением в соответствии с квалификационными справочниками разрядов рабочим и категории специалистам;

контролирует правильность заполнения табелей выработки рабочих сдельщиков и начисления з/платы;

Основной задачей ведущего экономиста является: организация и систематическое совершенствование планово-производственной работы на предприятии, обеспечивающей контроль за выполнением перспективных и текущих планов производства на основе мобилизации резервов роста производства, повышения производительности труда, внедрения прогрессивной технологии, специализации участков с учётом увеличения выпуска продукции, повышения её качества и улучшения ассортимента в соответствии с потребительским спросом.

Заместитель директора по коммерческим вопросам подчиняется непосредственно директору ЭОП, а методически - проректору по СЭВ и КС. Руководит отделом материально-технического снабжения, маркетинга и сбыта, складом сырья, материалов и готовой продукции, салоном-магазином, подразделением охраны.

Трикотажное производство является подразделением предприятия и находится в непосредственном подчинении директора. Мастер трикотажного производства является непосредственным организатором производства и труда своего подразделения, направленное на обеспечение учебно-производственного процесса студентов, выполнение плановых заданий и выпуска продукции высокого качества. Мастер трикотажного производства подчиняется гл. инженеру предприятия. Он:

руководит модельером-технологом трикотажного производства и рабочими трикотажного производства, распределяет их обязанности;

обеспечивает выполнение рабочими норм выработки, доводит плановые задания рабочим в соответствии с планом;

осуществляет пооперационный контроль качества выпускаемой продукции с соответствующей регистрацией в журнале;

систематически контролирует выполнение рабочими производственных заданий и качество проводимых технологических процессов и операций;

Обувное производство является подразделением предприятия и находится в непосредственном подчинении директора.

Мастер обувного производства является непосредственным организатором производства и труда своего подразделения, направленное на обеспечение учебно-производственного процесса студентов, выполнение плановых заданий и выпуска продукции высокого качества.

Мастер обувного производства подчиняется гл. инженеру предприятия. Он:

руководит модельером-технологом обувного производства и рабочими обувного производства;

распределяет их обязанности;

осуществляет пооперационный контроль качества выпускаемой продукции с соответствующей регистрацией в журнале;

систематически контролирует выполнение рабочими производственных заданий и качество проводимых технологических процессов и операций;

осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции.

Заключение

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрютина, М.С, Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.-256 с.
  2. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. - 512 с.
  3. Александрова В.Ф., Уразов В.А. Совершенствование организационных структур управления предприятиями в легкой промышленности. / В.Ф. Александрова - Москва, 1989.
  4. Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента. - М.: Центр, 1998. - 236 с.

Базаров Т. Ю., Беков Х. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур''. - М.: Инфра-М <http://www.cpt21.ru/>, 2004. - 134 с.

  1. Баканов, М.И.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - 4-ое изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.-145 с.
  2. Балабанов , И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2001.-215 с.
  3. Бовыкин В. И. Новый менеджмент. - М.: Экономика, 1997. - 345 с.
  4. Брасс А.А. Менеджмент. Учебное пособие. /А.А.Брасс -Минск, 2006.-46 с.
  5. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента. / Д.Д. Вачугова - Москва, 2002.-132 с.
  6. Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001- 283 с.
  7. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2003 - 528 с.
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 480с.
  9. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - С.-Пб.: Специальная литература, 1999.- 439 с.
  10. Кохно П.А., Микрюков В.А.. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.- 378 с.
  11. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. - 512 с.
  12. Лукашевич, В. В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред, спец. учеб. зав. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: ОАО «Издательство Экономика», 1998.- 238 с.
  13. Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха.- М.: ИЦ «МарТ», 2003. - 384 с.
  14. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М. - 1996. - 432 с.
  15. Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. - М.: Юнити, 1999. - 346 с.
  16. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов по спец."Менеджмент" - М.: Аспект Пресс, 2003. - 467 с.
  17. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. - 154 с.
  18. Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2004 - 104 с.

Похожие работы на - Значение инновационного потенциала в деятельности современной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!