Общество как предмет философского рассмотрения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,49 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общество как предмет философского рассмотрения












Общество как предмет философского рассмотрения

1. Основные направления в рассмотрении общества в истории философии

В истории философии в рассмотрении общества можно выделить направления, которые совпадают с направлениями развития философской мысли в целом. К ним можно отнести различные разновидности материалистического и идеалистического толка, каждая из них дает свою коррекцию в рассмотрении и понимании общества. Важным моментом является не только принадлежность к определенному направлению, но и тот способ мышления, который в рамках одного и того же направления приводит к появлению различных представлений об обществе. Способ мышления дает существенную коррекцию рассмотрении сущности общества. В связи с этим возникает проблема оснований, не только материалистических и идеалистических взглядов на общество в целом, но и по отношению к той или иной конкретике связанной с реализацией того или иного способа мышления. Анализ различных представлений об обществе, имеющихся в истории философии, требует рассмотрения, не только принадлежности к определенному философскому направлению. Он предполагает конкретный тип мироотношения, который исторически созрел в определенный период и выразился в виде позиции, отвечающей логике того или иного философского направления.

общество формация революция противоречие

2. Понятие основания существования общества (деятельность, труд, производство)

Понятие оснований существования общества подразумевает фиксацию того, благодаря чему общество не только выживает, но и развивается, прогрессирует. В философской литературе различных времен имеются различные варианты того, как нужно понимать основания существования общества. Например, для Платона основанием общества выступает предшествующий его существованию мир идей, который выступает определяющим началом. У Аристотеля таким основанием является соединение материи и формы. В средневековой философии основой «Града земного» является «Град божий»; в философии Нового времени - общественный договор; в немецкой классической философии (Гегель) - Абсолютный Дух.

В марксистской философии в основой общества признается деятельность, труд производство, при этом данные понимания при первом приближении рассматриваются как синонимы. Речь идет о том, что если общество перестает осваивать природу в формах своей деятельности, труда, производства, то оно лишается возможности существовать. Процесс освоения природного обществом осуществляется лишь в форме реальных материальных связей людей с природой. Такая связь и осуществляется в процессе деятельности, труда, производства. В то же время конкретизация этой связи требует уточнения и по данным понятиям.

Понятие деятельность характеризует наличие такой связи людей с миром, с природой, в которой происходит снятие и закрепление характеристик самого мира. Это закрепление происходит в виде создания и совершенствования средств деятельности, коррекции ее целей и способов осуществления. Понятие деятельности характеризует содержательную связь людей с миром, в котором специально выделяются или не выделяются коррекции вносимые в эту связь, изменения, связанные с характеристиками исторических типов ее организации. Речь идет о характеристиках связей людей в рамках человеческих сообществ того или иного периода.

Понятие труда указывает на деятельность, которая всецело приобрела экономический характер. Это значит, что речь идет о деятельности, во-первых, разделенной, а во-вторых, осуществляемой в условиях господства частичных и частных интересов, в которых происходит обмен деятельностных возможностей человека на те или иные вещи. Надо отметить, что принято также такое словоупотребление в отношении этих понятий: «труд - как родовая деятельность». Оно означает синонимичность понятия труда и деятельности. Однако, понятие труда как экономической категории означает необходимость различения понятия труда и деятельности.

Производство как понятие указывает на процесс освоения человеческим сообществом мира, в котором может быть представлены деятельность, труд как в родовом, так и в экономическом смысле.

Существуют определения понятия «производство», в которых акцентируются различные моменты. Например, производство характеризуется как процесс создания материальных благ. Такое определение надо отличать от определения производства, как процесса воспроизводства общественных отношений. Определение производства, как основы существования общества, предполагает, что общество выступает абстракцией, существование которой не подтверждается, не обусловливается указанным процессом, так как производство материальных благ означает производств какого либо продукта. Статус продукта - это статус результата, в котором процесс завершен. Это значит, что живой процесс деятельности людей уже «угас» в данном результате. Поэтому в масштабе общества определение производства, как процесса создания материальных благ означает подтверждение завершения в обществе процесса созидания, то есть достижение точки отсутствия этого созидания, отсутствия процесса, отсутствие жизни. При этом снимается вопрос об источниках новых и новых актов социального развития, более того, проблема их наличия оказывается не разрешенной и мистифицированной. Например, если производство строится целевым образом, как процесс изготовления тех или иных вещей, то достижение этих целей подчиняет себе всю организацию осуществляемого деятельностного процесса. Это значит, что производство превращается в завершенную технологическую линию, в которой элементы производственной деятельности, структурно и содержательно подчинены достижению результата, соответствующего поставленной цели. При этом человеческие определения деятельности оказываются в одном ряду с условиями и техническими характеристиками данной технологической линии. Приравненность человеческих характеристик к вещественному производственному фактору означает, что объективно творческие силы человека, людей, в этом процессе низводиться до минимума.

Иная возможность открывается, если производство рассматривается, как процесс воспроизводства и совершенствования общественных отношений, социальных связей людей. В этом случае целевые установки существенно отличаются от предыдущих, и производство чего бы то ни было, перестает быть самоцелью. В результате проводится такая коррекция процесса, которая обусловливает активацию человеческих сил и возможностей в осуществлении человеческой деятельности. Реализация такого варианта производства ведет к резкому, качественному скачку в его развитии, включая и то, что касается результатов производства.

Производственные отношения присутствуют во всех сферах жизни общества и отдельных людей. Они являются своего рода стержнем, основой, базисом общественной жизни во всех ее проявлениях. Поэтому, при изменении производственных отношений сущностно меняется лицо общества и жизнь отдельных людей.

Производственные отношения свою форму получают в зависимости от характеристик каждого из элементов производительных сил. Например, изменение характеристик людей, например, по уровню образования, профессиональной ориентации существенно влияет на используемые ими в их производственной деятельности орудия труда и выступает основой для создания новых орудий труда. Под образованием в данном случае мы понимаем не формальное наличие дипломов, а имеющаяся способность людей качественно по новому строить свое отношение к миру. Изменение данного элемента производительных сил (люди) влияет на другие элементы производительных сил. Аналогично изменение других элементов производственных сил влияют на этот.

Производительные силы и производственные отношения влияют друг на друга, находясь в сущностной, необходимой, повторяющейся связи, эта связь говорит о наличии закона: закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Данный закон говорит о том, что при изменении любого элемента производственных отношений или производительных сил наступает более или менее выраженное изменение всех их элементов. Учитывая, что производительные силы развиваются более быстро, чем производственные отношения, надо фиксировать моменты в общественном развитии, которые свидетельствуют о возникшем несоответствии производственных отношений резвившимся производительным силам. Такое несоответствие приводит к дестабилизации, нарушению равновесия, которое должно завершиться установлением равновесия нового типа. Речь идет о необходимости качественного скачка в состоянии производственных отношений для достижения их соответствия производительным силам.

Период разрешения противоречия между производительными силами и производственными отношениями называется «социальная революция». «Социальная революция» - это переход от одного типа общества к другому. Название типов социальной революции традиционно принято по тому типу общества, к которому делается переход. Производственные отношения представляют собой единство, выступают базисом общества, то есть его основой. Производительные силы структурно не входят в базис, так как они представлены в базисе в процессуальном виде и нет необходимости специально выделять элементы их статического состояния в качестве самостоятельных характеристик базиса. В процессуальном же плане производительные силы представлены в базисе.

Новый тип формации, возникающей в процессе социальной революции характеризуется разрешением противоречия между производительными силами и производственными отношениями.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!