Методика составления сегментарной отчетности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика составления сегментарной отчетности

Содержание

Введение

Глава 1 Сущность и назначение сегментарной отчетности

.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»

1.2     Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему

1.3     Этапы построения системы сегментарной отчетности организации

Глава 2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»

2.1     Краткая характеристика ОАО «Спасское молоко»

2.2 Формирование сегментарной отчетности

2.3 Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

лучше понять результаты прошлой деятельности организации;

точнее оценить риски и прибыли организации;

принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.

В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса
Актуальность темы состоит в том, что изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит вопрос представления сегментарной отчетности.

Цель раскрытия информации по сегментам в составе бухгалтерской отчетности - помочь пользователям составить более полное представление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.

Как правило, в информации по сегментам заинтересованы, прежде всего, внешние пользователи. Особую важность представление информации по сегментам имеет для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются, например, через организаторов торговли (фондовые биржи).

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

дать точное и полное понятие сегмента;

определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

формирование информации по операционным и географическим сегментам;

раскрытие информации по отчетному сегменту;

определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;

отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;

перечислить и охарактеризовать каждый из этапов построения сегментарной отчетности организации.

Предмет исследования - сегментарная отчетность организации: цели, состав и методы составления.

Источниками для написания данной курсовой были взяты нормативные акты, положение по ведению бухгалтерского учета, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.

сегмент отчетность информация

Глава 1 Сущность и назначение сегментарной отчетности

.1      Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.

Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

К настоящему времени система нормативного регулирования сегментарной отчетности включает множество различных по юридической силе и содержанию документов, основные из которых представлены в Приложении 1. В связи с принятием нового международного стандарта по представлению сегментной информации IFRS 8 "Операционные сегменты" в рамках существующей Концепции бухгалтерского учета в Российской Федерации и Программы его реформирования актуальными сегодня являются сравнительный анализ ПБУ 12/2010 с его требованиями и разработка возможных путей трансформации российского положения.

Представленная в Приложении 2 краткая характеристика основных позиций стандартов позволяет сделать вывод: ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" концептуально отличается от МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" практически по всем исследованным критериям. Это позволяет охарактеризовать существующую на данный момент в России систему нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности как далекую от требуемого для применения в практической деятельности уровня качества и не соответствующую международно признанным стандартам.

Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

Приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2010 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Нормы, установленные в ПБУ 12/2010 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

ПБУ 12/2010 "Операционные сегменты". Положение будет обязательно для организаций - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими решения о раскрытии информации.

ПБУ 12/2010 используется также коммерческими организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые ПБУ 12/2010.

Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателям рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.

Многие предприятия производят несколько видов продукции (товаров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам. [14]

Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.

Вместе с тем применение данного Положения позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именно в п. 27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. [10]

ПБУ 12/2010 ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск», причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения прибыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность организации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации по сегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположенной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.

В то же время источник рисков и прибылей для большинства организаций определяет то, как организация организована и управляется. Поэтому в п. 6 Положения определено, что перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Поскольку сегмент - это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности. [5]

Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.

Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:

назначению товаров;

процессу их производства;

потребителям;

методам продажи;

системам управления деятельностью организации.

Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. [5] При выделении географических сегментов следует исходить:

из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность;

наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах;

сходства характера деятельности;

рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

общности правил валютного контроля;

валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

При этом организацией может быть выделен один географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации. [5]

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их. Последовательность действий по выделению сегментов и подготовке, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, представлена в Приложении 3.

1.2 Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему

Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям. Кроме того, одновременно должно выполняться хотя бы одно из условий:

выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;

активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты. При этом бухгалтер может учитывать заинтересованность внешних пользователей в информации по сегментам. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

Отчетные показатели, используемые при раскрытии информации по сегментам, должны применяться и интерпретироваться в контексте соответствующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. В частности, при определении доходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

При формировании сегментарной информации по группе взаимосвязанных организаций или объединению юридических лиц (ассоциаций, союзу и т.д.) в качестве отчетных показателей могут быть использованы данные бухгалтерских балансов и отчета о прибылях и убытках. Если информация по сегментам раскрывается в рамках одной организации, то в качестве показателей могут использоваться данные синтетического и аналитического учета по счетам активов, обязательств, доходов и расходов. Если организация бухгалтерского учета не позволяет определить суммы, относящиеся к данному операционному или географическому сегменту, то бухгалтер вправе использовать свой метод распределения отчетных показателей организации по сегментам.

За базу распределения может быть взят любой критерий. Метод распределения должен быть обоснован, надлежащим образом документально оформлен, закреплен в качестве элемента учетной политики. Для упрощения процедуры сбора и формирования информации по сегментам в отчетности следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета следующие положения:

порядок определения отчетных сегментов;

способы распределения первичной и вторичной информации;

метод распределения активов, обязательств, доходов и расходов.

Если деятельность организации стабильна на протяжении многих лет, указанные положения учетной политики могут не меняться в течении всего времени.

Не все данные аналитического и синтетического учета применимы при расчете показателей по сегментам. Так, в частности, при расчете выручки (доходов) сегмента не учитываются:

обороты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», отражающие поступление процентов и дивидендов (если они не являются предметом деятельности организации), и поступления от продажи финансовых вложений (если они не являются предметом деятельности организации);

обороты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», отражающие доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Выручка (доходы) сегмента - представляет собой выручку от продажи определенных товаров или выручку от продажи товаров в определенном географическом регионе (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный сегмент), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Выручкой (доходами) сегмента не являются проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы порождены основной деятельностью отчетного сегмента; доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; чрезвычайные доходы.

Применительно к сводной бухгалтерской отчетности такая выручка может быть определена на основе показателей выручки до корректировки в процессе подготовки сводной бухгалтерской отчетности, то есть за основу принимается информация до исключения некоторых данных в процессе объединения бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность. Аналогичный подход должен быть использован в отношении финансового результата, обязательств, активов.

В отчетности юридического лица выручка отчетного сегмента от операций с другими сегментами может быть оценена только условно, поскольку ни юридически, ни по данным бухгалтерского учета факт продажи товаров между подразделениями одного юридического лица не имеет места.

В соответствии с ПБУ 12/2010 при формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен. Основа ценообразования на передачи между сегментами и изменения этой основы подлежат раскрытию в отчетности.

Расходы сегмента - определяются как расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Расходами отчетного сегмента не являются проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); налог на прибыль (оборот по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»); общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом (обороты по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»); чрезвычайные расходы (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Финансовый результат сегмента - разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства. [16]

Активы сегмента - это активы, используемые для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Они начисляются по данным бухгалтерского баланса (см. Приложение 2), отражаемых в его первом и втором разделах.

Обязательства сегмента - обязательства, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации.

В обязательства сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль. [18]

При определении доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом в отношении разных объектов могут применяться разные способы распределения.

Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств. [25]

Суммарная информация о выручке, финансовом результате, активах и обязательствах сегментов может отличаться от данных, приведенных в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках организации (группы). Основные различия заключены в:

статьях, относящихся к операциям между сегментами;

статьях, относящихся к организации (группе) в целом;

статьях, которые не могут быть отнесены к сегментам путем обоснованного распределения.

Кроме того, ПБУ 12/2010 прямо устанавливает перечень статей, которые не включаются в показатели сегментов и которые частично могут быть включены в перечисленные группы статей.

Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем - вторичная.

Учетная политика по сегментам должна отражать модель системы бухгалтерского сегментарного учета и отчетности предприятия, иллюстрация которой приведена в Приложении 3.

1.3 Этапы построения системы сегментарной отчетности организации

Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом. [12]

При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо иметь в виду, что;

 - затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;

система должна обеспечивать конфиденциальность информации;

система должна быть автоматизирована и универсальна.

Постановка системы сегментарного учета предполагает прохождение предприятием следующих этапов.

Этап 1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.

По центрам ответственности (одновременно являющимися и местами возникновения затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Ответственность за результаты деятельности центров ответственности возлагается на директоров аптек, пунктов и аптечного склада. Работа сформированных центров ответственности контролируется административными службами (отделами) предприятия.

Специалисты и директора отделов на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы, выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.

Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:

- открытое совещание директоров отделов в полном составе;

собрание директоров некоторых отделов.

С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы этого центра ответственности можно возложить на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.

Этап 2. Кодировка статей затрат центров ответственности. Организация системы сегментарного учета предполагает специальную кодировку затратных и доходных статей центров ответственности для их детального отражения в системе управленческого учета и для последующего составления сегментарной отчетности.

Рассмотрим этот вопрос на примере организации учета затрат обращения.

Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов бизнеса необходимо провести:

- классификацию их расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как обычно, будем относить затраты, размер которых находится в прямой зависимости от объема продаж аптеки и аптечного пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых не зависит от изменения объема продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;

- разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.

В соответствии с вышеизложенным целесообразно внести следующие коррективы в рабочий план счетов организации. Каждой статье затрат присвоим два дополнительных признака. Первый признак: 1 - переменные затраты, 2 - постоянные затраты, 3 - условно-постоянные затраты. Второй признак: 4 - регулируемые затраты, 5 - нерегулируемые затраты. Это не усложнит существенно работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-аналитика, занимающегося сегментарным учетом, всей необходимой для него информацией.

Режим работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные документы и формирующей информацию об издержках обращения, с внедрением системы сегментарного учета существенно не изменится. Сохранится ранее действовавший порядок кодировки статей затрат в бухгалтерском учете. Признаки статей затрат формируются бухгалтером-аналитиком при постановке системы сегментарного учета.

В сегментарном учете информация распределяется согласно признакам классификации затрат в автоматическом режиме.

Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны только бухгалтеру-аналитику.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся сегментарным учетом, работая на персональном компьютере, имеет доступ ко всей бухгалтерской информации. Для посторонних пользователей в систему управленческого сегментарного учета он закрыт. Возможности получения сотрудниками бухгалтерской информации варьируются в зависимости от их должностных обязанностей.

Существует два пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности.

Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время они представляются ежедекадно). В отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в любом случае должны формироваться ежедневно.

По товарным отчетам проблема состоит в более частом их формировании и занесении в бухгалтерскую систему. Однако при формировании трехдневного отчета обрабатывать и проверять в бухгалтерии документов придется в 3 раза меньше, чем за десять дней. На складе формировать товарные отчеты можно ежедневно. Следовательно, при сдаче товарных отчетов 2 раза в неделю (в четверг - за понедельник, вторник и среду и в понедельник - за оставшиеся дни недели) в бухгалтерии не будут накапливаться непроверенные документы. При применении такого варианта, документооборота в системе управленческого учета информация за первые три дня недели появляется уже в пятницу утром, что вполне оперативно.

Второй возможный путь решения проблемы - глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.

Этап 3. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого учета появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчетности - предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.

Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для принятия руководством предприятия соответствующих управленческих решений.

Данный отчет является одним из нескольких по движению товарных потоков. В частности, он помогает администрации предприятия контролировать остатки товара в аптеках и анализировать процессы товарооборота. В связи с тем, что остаток товара учитывается при расчете налога на имущество предприятий, составление такого отчета позволяет оптимизировать налоговые платежи.

Глава 2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Спасское молоко»

Открытое акционерное общество «Спасское молоко» было создано в 2000 году. Основными видами деятельности предприятия являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство и реализация цельномолочной, обезжиренной молочной продукции, торгово-закупочная деятельность.

Организационная структура предприятия представлена на рис.2.1.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется отдельным структурным подразделением. Помимо главного бухгалтера работает кассир и два бухгалтера.

Основные задачи бухгалтерского учета в ОАО «Спасское молоко», как на производственном предприятии следующие:

1.       своевременное и полное отражение в учете движения денежных средств и материальных ценностей, правильная их оценка;

2.       своевременный и полный учет затрат на производство продукции и правильное исчисление ее себестоимости;

.        контроль выполнения плана выпуска и реализации готовой продукции;

.        контроль правильного использования оборудования, расхода сырья, топлива в соответствии с нормами.

Рис. 2.2. Организационная структура управления ОАО «Спасское молоко»

Согласно учетной политики ОАО «Спасское молоко» установлена журнально-ордерная форма учета с элементами автоматизированной системы управления «1С-Предприятие».

Учетная политика ОАО «Спасское молоко» содержит следующие документы:

·   учетная политика для целей бухгалтерского учета;

·   учетная политика для целей налогового учета;

·   рабочий план счетов бухгалтерского учета;

·   положение о порядке проведения инвентаризаций имущества и обязательств организации и осуществлении внутреннего контроля за хозяйственными операциями;

·   положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

·   формы первичных учетных документов;

·    график документооборота организации;

·   график ревизии готовой продукции и сырья и материалов.

Учетной политикой предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли учет доходов и расходов на рассматриваемом предприятии ведется методом начисления.

Учетная политика ОАО «Спасское молоко» описана в приказе «Об учетной политике» и содержит следующие моменты:

начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом;

объекты основных средств, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющих стоимость не более 10000 рублей за единицу, списывать на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;

амортизацию основных средств начислять линейным способом; учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществлять в оценке по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы»;

при отпуске материально - производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по методу ФИФО;

готовую продукцию учитывать по дебету счета 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости;

 не создавать резерв сомнительных долгов, резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

не создавать резервы: на оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет.

момент определения налоговой базы по НДС - по мере оплаты;

доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются методом начисления.

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности ОАО «Спасское молоко» проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

2.2   
Формирование сегментарной отчетности

По данным ОАО "Спасское молоко", исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисломолочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока.

Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл. 1.

Из данных табл. 1 следует, что выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. На анализируемом предприятии имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. В целом информация по операционным сегментам за предыдущий и отчетный год представлена в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Отчетная информация по операционным сегментам деятельности

ОАО «Спасское молоко» за предыдущий год, тыс. руб.

Показатель

Сливочное масло

Кисло-  молочная продукция

Сухое  молоко

Заменитель цельного  молока

Прочие  операции

Итого по комбинату

1

2

3

4

5

6

7

Информация о выручке и финансовых результатах

Выручка от  продаж внешним  покупателям

152 324

337 723

135 786

107 062

137 526

870 421

Финансовый  результат  (прибыль или  убыток)

32 963

87 902

35 979

29 301

29 301

215 446

Информация об активах и обязательствах

Балансовая  величина активов сегмента

50 318

71 315

41 344

31 488

17 664

212 129

 

Амортизационные  отчисления по  основным  средствам и  нематериальным  активам

3 704

5 250

3 043

2 318

1 299

15 614

 

Общая величина  капитальных  вложений в  основные  средства и  нематериальные  активы

9 448

13 175

8 351

5 310

18 122

54 406

 

Нераспределенные активы комбината

153 611

 

Суммарные активы комбината

365 740

 

Нераспределенные суммарные  обязательства  комбината

120 912

 

Таблица 3

Отчетная информация по операционным сегментам деятельности

ОАО «Спасское молоко» за отчетный год, тыс. руб.

Показатель

Сливочное масло

Кисло-  молочная продукция

Сухое  молоко

Заменитель цельного  молока

Прочие  операции

Итого по комбинату

1

2

3

4

5

6

7

Информация о выручке и финансовых результатах

Выручка от  продаж внешним  покупателям

219 465

521 230

245 592

184 195

135 859

1 306 341

1

2

3

4

5

6

7

Финансовый  результат  (прибыль или  убыток)

47 173

134 826

56 735

48 448

31 555

318 737

Информация об активах и обязательствах

Балансовая  величина активов сегмента

49 385

95 448

55 488

43 682

35 610

279 613

Амортизационные  отчисления по  основным  средствам и  нематериальным  активам

3 854

7 449

4 330

3 410

2 779

21 822

Общая величина  капитальных  вложений в  основные  средства и  нематериальные  активы

5 877

9 310

6 344

4 949

11 684

38 164

Нераспределенные активы комбината

238 189

Суммарные активы комбината

517 802

Нераспределенные суммарные  обязательства  комбината

206 443


Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового результата, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:

динамика выручки от продаж сегмента;

удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;

динамика финансового результата сегмента;

удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;

рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;

расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.

Расчет названных показателей представлен в табл. 4.

Таблица 4

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов

операционных сегментов ОАО «Спасское молоко»

Показатель

Сегменты деятельности


Сливочное масло

Кисло-  молочная продукция

Сухое  молоко

Заменитель цельного  молока

Итого

Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий год

152 324

337 723

135 786

107 062

732 895

Отчетный год

219 465

521 230

245 592

184 195

1 170 482

Изменение  (+, -)

+67 141

+183 507

+109 806

77 132

+437 587

Темп роста, %

144,1

151,7

180,9

172,0

159,7

Расходы сегмента,тыс. руб.

Предыдущий год

119 361

249 821

99 807

77 761

546 750

Отчетный год

386 404

188 857

135 747

883 300

Изменение  (+, -)

+52 931

+136 583

+89 050

+57 986

+336 550

Темп роста, %

144,3

154,7

189,2

174,6

161,6

Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий год

32 963

87 902

35 979

29 301

186 145

Отчетный год

47 173

134 826

56 735

48 448

287 182

Изменение  (+, -)

+14 210

+46 924

+20 756

+19 147

+101 037

Темп роста, %

143,1

153,4

157,7

165,3

154,3

Рентабельность сегмента, %

Предыдущий год

21,6

26,0

26,5

27,4

25,4

Отчетный год

21,5

25,9

23,1

26,3

24,5

Изменение  (+, -)

-0,1

-0,1

-3,4

-1,1

-0,9

Расходы на один рубль выручки от продаж, коп.

Предыдущий год

78,4

74,0

73,5

72,6

74,6

Отчетный год

78,5

74,1

76,9

73,7

75,5

Изменение  (+, -)

+0,1

+0,1

+3,4

+1,1

+0,9


Данные табл. 4 позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение выручки от продаж по всем операционным сегментам. Наиболее значительный прирост был получен по производству сухого молока (в 1,8 раза) и заменителя цельного молока (в 1,7 раза). Вместе с тем по всем сегментам наблюдается опережающий рост расходов по сравнению с выручкой, что привело к более низким темпам увеличения прибыли (например, прибыль от производства сухого молока возросла на 57,7%, а заменителя цельного молока - на 65,3%). Положительным является то, что деятельность всех операционных сегментов была рентабельной.

Несмотря на снижение этого показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим по всем сегментам бизнеса ОАО «Спасское молоко», рентабельность имеет достаточно высокие значения.

Самыми рентабельными видами деятельности комбината являются производство кисломолочной продукции (25,9%) и выпуск заменителя цельного молока (26,3%). Самым затратным является производство сливочного масла (расходы на один рубль выручки составили 78,5 коп.).

2.3    Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов

Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий финансовый результат молочного комбината ОАО «Спасское молоко» следует провести структурный анализ доходов, расходов и прибыли отдельных видов деятельности организации (табл. 5).

Таблица 5

Динамика структуры доходов, расходов и финансовых

результатов операционных сегментов организации

Показатель

Удельный вес, %


Сливочное масло

Кисло-  молочная продукция

Сухое молоко

Заменитель цельного  молока

Прочие  операции

Итого

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий  год

17,5

38,8

15,6

12,3

15,8

100,0

1

2

3

4

5

6

7

Отчетный год

16,8

39,9

18,8

14,1

10,4

100,0

Изменение  (+, -)

-0,7

+1,1

+3,2

+1,8

-5,4

-

Расходы сегмента, тыс. руб.

Предыдущий  год

18,2

38,1

15,2

11,9

16,6

100,0

Отчетный год

17,4

39,1

19,1

13,7

10,7

100,0

Изменение  (+, -)

-0,8

+1,0

+3,9

+1,8

-5,9

-

Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий  год

15,3

40,8

16,7

13,6

13,6

100,0

Отчетный год

14,8

42,3

17,8

15,2

9,9

100,0

Изменение  (+, -)

-0,5

+1,5

+1,1

+1,6

-3,7

-


Из данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи кисломолочной продукции, т.е. 39,9%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж кисломолочной продукции составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината ОАО «Спасское молоко» доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.

Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:

удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;

удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;

аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);

рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

По данным ОАО «Спасское молоко», исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.

Прежде всего, необходимо провести количественный расчет показателей для признания выделенных географических сегментов отчетными (табл. 6).

Из данных табл. 6 следует, что количественному критерию 10% не соответствуют два сегмента (Волго-Вятский район и страны Европы). Данные сегменты можно исключить из списка отчетных, так как при этом будет выполняться "правило 75%". Таким образом, отчетными географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции для ОАО «Спасское молоко» признаны: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Северо-Западный район; страны СНГ.

Таблица 6

Расчет количественных критериев для идентификации

отчетных географических сегментов по рынкам сбыта

Географический  сегмент

Выручка сегмента от  продажи, %

Соответствие 10%-му  критерию отбора


Предыдущий  год

Отчетный  год

Предыдущий  год

Отчетный  год

Центрально-  Черноземный  район

51,2

54,1

+

+

Центральный  район

11,5

10,3

+

+

Волго-Вятский  район

5,1

2,8

-

-

Северо-Западный  район

12,0

11,1

+

+

Страны Европы

4,2

3,7

-

-

Страны СНГ

16,0

18,0

+

+

Итого по  выделенным  сегментам

100,0

100,0

Набранный итог  соответствует 75%-му  порогу


Так как все активы ОАО «Спасское молоко» расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов неприемлемо.

Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:

величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;

балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов.

В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:

динамика названных показателей;

структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно).

Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.

В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам.

На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать динамику и структуру выручки от продаж продукции (табл. 7).

Таблица 7

Анализ выручки от продаж по географическим сегментам

деятельности ОАО «Спасское молоко»

Географический  сегмент

Выручка от продажи, тыс. руб.

Доля сегмента в  общей сумме  выручки, %

Изменения  (+, -)


Предыдущий год

Отчетный год

Предыдущий год

Отчетный год

Тыс.  руб.

%

Центрально-  Черноземный  район

445 656

706 730

51,2

54,1

+261 074

+2,9

Центральный  район

100 098

134 553

11,5

10,3

+34 455

-1,2

Северо-Западный район

104 451

145 004

12,0

11,1

+40 553

-0,9

Страны СНГ

139 267

235 141

16,0

18,0

+95 874

+2,0

Прочие регионы

80 949

84 913

9,3

6,5

+3 964

-2,8

Итого

870 421

1 306 341

100,0

100,0

+435 920

-


Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что более половины всей выручки комбинат получает от продажи производимой продукции в Центрально-Черноземном районе РФ, что объясняется расположением в этом регионе самого предприятия, а также отраслевой спецификой (приближением рынков сбыта к производственной базе из-за ограниченного срока хранения продукции). При этом доля продаж в Центрально-Черноземном районе в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла с 51,2 до 54,1%. Вторым по значимости географическим сегментом является рынок сбыта в странах СНГ (удельный вес выручки в предыдущем году составил 16%, а в отчетном году - уже 18%). На сегменты, не признанные отчетными, приходится менее 10%. Положительным является увеличение выручки от продаж не только в целом по комбинату, но и в разрезе географических сегментов в абсолютном выражении. В то же время из данных табл. 6 было видно, что сократилась доля продаж в страны Европы и на таком сегменте внутреннего рынка, как Волго-Вятский район. Поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины наметившейся отрицательной динамики, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой молочным комбинатом ОАО «Спасское молоко» продукции.

Заключение

Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение по бухгалтерскому учету 12/2010 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.

Применительно к ПБУ 12/2010, сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

Сегмент имеет два вида: операционный и географический. Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.

Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем - вторичная.

Сегментарная отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.

В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей. Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления.

Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.

Список использованной литературы

1.    Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. (с изменениями)

2.    ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н (с изменениями)

3.       ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (с изменениями)

.        ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (с изменениями)

5.       ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010г. № 11н (с изменениями)

6.    Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

7.       Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л. 2010 г.

.        Заббарова О.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. М.: ИД ФБК-Пресс, 2010 г.

.        Каморджанова Н. А. Бухгалтерский финансовый учет. СПб.: Питер, 2010 г.

.        Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008г.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. М.: ИНФРА-М, 2008г.

.        Королева Т.В. Информация по сегментам: практическое применение // Бухгалтерский учет. 2010. N 12.

.        Ложников И. Комментарии к Положению по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) // Консультант бухгалтера. 2011. N 1.

.        Мещеряков В. И. Годовой отчет 2010.М.: «Бератор», 2010г.

15.     Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М.: ИД ФБК-Пресс, 2009г.

16.     Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Соколов А.А. Как составить сегментарную отчетность // Учет в производстве. 2011. N 1. С. 68 - 76.

.        Соколов А.А. Обоснование содержания сегментарной отчетности // Аудитор. 2011. N 1. С. 16 - 24.

.        Титова С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2010. N 8.

.        Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: «Перспектива», 2010г.

21.     Елманова Е.Н. Изменения в заполнении бухгалтерской отчетности за 2010г. // Все для бухгалтера. 2010г.

22.     Курганова Е.Н. Формирование бухгалтерской отчетности по сегментам. // Все для бухгалтера. 2009г.

23.     Мацкявичене Е. Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности. // Бухгалтерский учет. - 2009г.

24.     URL: <http://www.accountingreform.ru>.

.        URL: http://www.ey.com.

26.     URL: www.minfin.ru.

Приложение

Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» и ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

№ п/п

Наименование положения

ПБУ 12/2010 «Информация  по сегментам»

МСФО (IFRS) «Операционные сегменты»

1

Цель применения стандарта

Предоставления возможности получить информацию для осуществления более качественной оценки рисков и финансовых результатов, перспектив бизнеса и принятия более обособленных решений относительно компании.

2

Сфера применения: а) субъекты, обязанные применять стандарты

Коммерческие организации в случае: - наличия дочерних и зависимых обществ; - когда учредительными документами объединений юридических лиц на них возложено составление сводной отчетности

Компании, долговые или долевые инструменты которых обращаются на открытом рынке, и компании, которые представили (находятся в процессе представления) финансовую отчетность в целях выпуска их в обращение на открытом рынке


б) вид отчетности, где должна быть представлена информация

Бухгалтерская или сводная бухгалтерская отчетность

Отдельная или консолидированная финансовая отчетность. Если формируются оба вида, то сегментная информация требуется только в консолидированной отчетности

Вид сегмента: а) операционный / хозяйственный

Составной элемент компании по производству определенного товара(работы, услуги) или их однородных групп, подтвержденный рискам и получению прибылей, и прибылей других сегментов

Это компонент компании: - осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить (в том числе в будущем) выручку и предусматривает несение расходов(в том числе операции с другими сегментами этой же компании); - результаты деятельности, которого регулярно анализируются ответственным лицом, принимающим операционные решения; - по которому имеется отдельная финансовая информация


б) географический

Составной элемент компании по производству товаров (работ, услуг) в конкретной экономической среде (географическом регионе), подтвержденный рискам и получению прибыли, отличным от имеющих место в других условиях

Отсутствуют


в) отчетный

Это хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии со стандартом требуется представление информации в бухгалтерской отчетности

Это сегмент, который: - был выделен на основании указанных критериев или сформирован в результате объединения нескольких сегментов; - превышает количественные пороговые значения

4

Объединение сегментов в один отчетный

Не предполагается

Объединение сегментов возможно, если: - это не противоречит основному принципу (цели) IFRS 8; - имеют схожие экономические характеристики; - схожи по указанным в стандарте факторам (характеру продукции, клиентов и т. д.)

5

Пороговые значения для определения отчетного сегмента

Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и общая выручка либо финансовый результат, либо активы составляют не менее 10 % от соответствующих показателей всех сегментов. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации

Сегмент признается отчетным. Если его общая выручка либо результат, либо активы составляют не менее 10% соответствующих совокупных показателей всех сегментов. Совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам должна составлять не менее 75% от общей выручки компании. Достаточным является выделение 10 сегментов

6

Основа выделения сегментов

Организационная и управленческая структура компании, а также риски, которым может быть подвержена ее деятельность

Организационная и управленческая структура компании, и система ее внутренней отчетности

7

Раскрытие информации: а) формат представления информации

Формат предоставления информации обусловлен преобладающими источниками рисков и прибылей. Выделяется:  - первичная информация; - вторичная информация.

Отсутствует


б)состав информации по сегментам

В состав информации входят: - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана первичной; - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана вторичной; - дополнительные сведения об основе ценообразования на межсегментные передачи и существенных изменениях в учетной политике, их причинах, стоимостном выражении последствий

В состав информации входят: - общая информация о критериях сегментирования и характере деятельности сегментов; - показатели деятельности каждого сегмента за период; - сверка данных по сегментам с совокупными показателями, причины расхождений; - комментарий к используемым принципам подготовки данных; - информация о компании в целом

8

Порядок формирования информации

Положение устанавливает, что: - показатели включают только суммы, непосредственно относящиеся к сегменту либо обоснованно распределенные; - при распределении использовать одну и ту же основу для всех показателей нецелесообразно, выбранная основа должна применяться последовательно; -сумма активов подлежит распределению между сегментами, если распределены относящиеся к ним доходы и расходы. Особенности определения показателей установлены ПБУ 12/2010. Оценка показателей производится в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета

Сегментарная отчетность формируется на основе информации, предоставляемой ответственному лицу компании (т.е. внутренней отчетности). Оценка показателей может не соответствовать требованиям МСФО

9

Последовательность в выделении сегментов

Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли установленным критериям

Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, будет выделяться и в отчетном периоде независимо от удовлетворения количественным критериям, если он не потерял своей значимости. По выделенным сегментам следует пересчитать информацию за предыдущие периоды, за исключением случаев отсутствия таковой либо чрезмерных затрат на ее подготовку


Похожие работы на - Методика составления сегментарной отчетности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!