Автоматизация процесса управления средней общеобразовательной школой №16
Курсовая
работа
по
дисциплине: «Введение в специальность»
на
тему: «Автоматизация процесса управления средней общеобразовательной школой
№16»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ №16
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО
МОДУЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
автоматизация
школа программный модуль
В современных условиях образование является
одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования
удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных
образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность
экономического и культурного развития страны.
Информатизация образования - это не только
установка компьютеров в школе или подключение к сети Интернет. Это, прежде
всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм
общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в
условиях информационного общества.
Информатизация школы вызвана необходимостью
использования больших объемов информации во всех сферах деятельности школы, с
одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью
традиционных технологий и средств связи, с другой стороны.
Цели информатизации школьного образования:
повышение качества образования и
обеспечение доступности образовательных услуг;
подготовка участников образовательного
процесса к жизни в информационном обществе;
повышение эффективности
функционирования и потенциала развития системы образования.
Эти цели вполне приемлемы как для региональной
программы информатизации образования, так и для школьной. Они лежат за
пределами информатизации, они соответствуют тем целям, которые ставит перед
системой образования государство.
Когда цели сформулированы подобным образом,
требования к результатам информатизации возрастают.
Главная задача информатизации образования -
построение информационного образовательного пространства (государства,
региона). Она, по сути, включает в себя всю систему мероприятий в рамках
информатизации образования.
Целью курсовой работы является разработка
средствами объектно-ориентированного программирования программного модуля для
работы с информационной базой школы.
В курсовой работе необходимо решить следующие
задачи:
проанализировать изучаемую предметную
область и сформулировать основные информационные потоки и взаимосвязи между
ними;
сформулировать требования к аппаратному
и программному обеспечению, требуемому для разработки программного модуля;
сформулировать критерии приемлемости
разрабатываемого программного продукта;
разработать пользовательский интерфейс
с учетом требований эргономики, функциональности и удобства при работе с данным
модулем;
разработать алгоритм программы;
написать программный код.
ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОШ
№16
Основными задачами школы являются:
обеспечение образовательного уровня в
соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов общего
среднего и специального образования;
создание необходимой
коррекционно-развивающей образовательной среды для личностного,
социально-эмоционального развития учащихся, формирование их жизненной
компетенции;
формирование знаний, выполняющих
развивающих и компенсаторную функции, способствующих становлению личности и
усвоению социального опыта;
повышение роли семьи в воспитании и
обучении ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к особенностям
его психофизического развития.
Информатизация образования - комплексная
многоплановая деятельность, в которой задействована практически вся система
образования. Для того чтобы такая деятельность протекала согласованно,
необходимо четко представлять все ее составные части, или направления.
Разработка и применение новых образовательных
информационных технологий расширяет сферу взаимодействия средних
образовательных учреждений и позволяет значительно повысить качество подготовки
учащихся. Данный вид взаимодействия позволяет в большей мере использовать
возможности образовательных учреждений и обеспечивает доступ к обширным
информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным
базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания. Кроме
того, информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений
позволяет наладить контакт учащихся школ с преподавателями вузов, учесть
интересы учащихся и уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и
самоконтроль усвоения учащимися учебного материала, участвовать в совместных
научно-исследовательских работах.
Но нельзя забывать о том, что чрезмерное
использование средств информационных технологий негативно отражается на
здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам
очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь
часов в день.
Задачами информатизации являются: создание и
размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения,
интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне. Это
образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов
управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки,
информационно-поисковые и аналитические системы. Это личные сайты учителей и
учеников, групповые сайты, виртуальные коллекции и базы данных педагогических
разработок и многое другое.
Разработка, экспертиза, апробация и внедрение
программного обеспечения образовательного назначения - это сложная комплексная
задача, которая делится на этапы. В ее решение вовлечено, по сути, несколько
групп людей. Это разработчики программного обеспечения, как правило, из
софтверных компаний, специализирующихся на этом рынке. Это эксперты, задача
которых провести экспертизу и апробацию предлагаемых программных средств
образовательного назначения. Они же должны при необходимости сформулировать
предложения по их доработке. Это пользователи, которым нужно помочь начать
работать с новым программным продуктом. Данную задачу можно отнести к числу
наиболее сложных задач, однако именно ее решение является стержнем информатизации
образования.
Необходимо обеспечить формирование
информационной культуры у всех участников образовательного процесса:
сотрудников, учеников, их родителей (в части информационного взаимодействия со
школой). Для сотрудников данная задача решается в первую очередь комплексом
мероприятий в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров. Для
учеников - в рамках школьного курса "Информатика и информационные
технологии", концепцию и назначение которого постоянно пересматривают и
уточняют.
Важным этапом является создание системы
сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях
образования и органах управления. Если не будет квалифицированных специалистов,
способных обеспечить функционирование достаточно сложных информационных систем,
образование так и останется на уровне использования отдельных компьютеров и
компьютерных классов.
Последняя масштабная задача, которая почти
никогда не попадает в официальные программы информатизации образования -
вовлечение в образовательный процесс домашних компьютеров учащихся и учителей.
Решение этой задачи позволит, в конце концов, в полном объеме добиться
заявленных целей.
Важной проблемой является то, что учителя школ и
преподаватели вузов имеют слабое представление о работе с компьютером.
Имеющийся технический и инженерный персонал, а также преподаватели информатики
физически не способны в полном объеме обеспечить учебный процесс с
использованием компьютерной техники. Поэтому на первых этапах логичным будет
внедрение программных средств небольшого уровня сложности.
При обеспечении автоматизации управления СОШ №16
необходимо создать информационную базу учащихся и работников организации,
доступную для директора и секретаря. Это позволит упорядочить основные данные и
в дальнейшем расширить область применения информационных технологий.
Состав предметной области позволяет выделить
следующие компоненты разрабатываемого программного модуля: фамилия, имя,
отчество ученика, его дата рождения, домашний адрес и телефон, класс и его
классный руководитель, - которые представлены в таблице 1.1:
Таблица 1.1 Состав предметной области
Постановкой проблемы является то, что данная
система осуществляет поиск необходимых данных об учениках, классах и их
руководителях по имеющимся входным данным, что позволяет упростить и ускорить
работу секретаря.
При разработке программного модуля целесообразно
использовать программное и аппаратное обеспечения, соответствующие следующим
требованиям:
программное: ОС WINDOWS
XP, интегрированная
среда программирования Visual
Studio 2005, язык VB
Net, Pack
2, Net Framework
2.0;
аппаратное: ОП (не менее 512 МБ), МП Pentium
4, Athlon 3200, видео карта GF
6600 (128 МБ, 128 BIT).
Разрабатываемый программный модуль должен
соответствовать следующим критериям:
функциональная пригодность, которая
характеризуется корректностью, совместимостью, способностью к взаимодействию с
другими программными средствами;
надежность программного средства - его
целостность, живучесть, завершенность;
эффективность работы программы - ее
скорость обработки данных;
практичность программного средства -
его понятность, обучаемость неопытных пользователей, простота использования;
модульность созданной программы,
которая характеризуется компактным и как можно более простым содержанием;
скорость работы программы - ее
способность как можно быстрее выполнять полученную от пользователя задачу;
быстродействие программного средства,
которое заключается в том, чтобы достаточно быстро и слажено выдать ответ на
запрос пользователя;
результативность программы - такое ее
свойство, которое должно выдать максимальное количество ответов на запросы
пользователей за определенное время;
качество выполнения программного
средства - его не просто быстрая работа, но и эффективная, дающая полезную для
пользователя информацию, сделанная с неким смыслом и установкой на преодоление
пользовательского запроса;
интерфейс программы - простой в
использовании, функциональный, удобный для пользователя ее вид, отвечающий
эргономическим показателям безопасности.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ
Разрабатываемый пользовательский интерфейс можно
представить в виде нескольких форм, что более удобно и надежно в использовании.
Для создания трех представленных форм
использованы следующие инструменты: Button
(для построения кнопок), Picture
Box (для вставки
изображения), Data
Grid View
(для вставки таблицы), Text
Box (для создания окон
с вводом данных), Label
(для написания текста), Radio
Button (для создания меню
выбора направления поиска), List
Box (для вывода
результатов поиска)
Описание форм программного модуля:
Рисунок 2.1 Главная форма
Рисунок 2.2 База данных
На Form
№2 расположена база данных и три кнопки. Кнопка «Список учащихся» (Button
3) позволяет отобразить базу данных. После чего в таблицу можно внести данные и
сохранить их нажав кнопку «Добавить данные» (Button
2). При нажатии на кнопку «Искать в базе» (Button
1) осуществляется переход на Form
№3 - форму поиска.
Рисунок 2.3 Поиск
Form №3 содержит
окно для ввода данных (Text
Box 1), кнопку
«Искать» (Button
1),
она осуществляет поиск по заданным параметрам, которые указываются при помощи
маркеров (Radio
Button 1 - фамилия, Radio
Button 2 - имя, Radio
Button 3 - отчество, Radio
Button 4 - дата рождения,
Radio Button
5 - адрес, Radio
Button 6 - телефон, Radio
Button 7 - класс, Radio
Button 8 - Классный
руководитель). Так же на этой форме расположено окно для вывода результатов
поиска (List
Box 1).
Алгоритм программного модуля:
. после запуска программы загружается
форма №1 - главная форма;
. при нажатии кнопки «Поиск» формы №1
запускается форма №3 - форма поиска;
. при нажатии на кнопку «Список учащихся»
на форме №1 происходит запуск формы №2 - базы данных;
. при нажатии на кнопку «Список учащихся»
формы №2 считывается и отображается база данных;
. если необходимо, в таблицу вносятся
новые данные;
. при нажатии кнопки «Добавить данные» на
форме №2 данные, внесенные в таблицу, сохраняются;
. при нажатии на кнопку «Искать в базе»
на форме №2 происходит запуск формы №3 - форма поиска;
. следует указать критерий поиска, выбрав
необходимый элемент Radio
Button;
. в окне «данные» необходимо указать
данные, по которым будет осуществляться поиск;
. при нажатии кнопки «Искать»
производится поиск в базе данных по указанным данным;
. в окно List
Box выводятся
результаты поиска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информатизация образования - многоплановое
понятие. Это деятельность по внедрению информационных технологий везде, где
образование присутствует хотя бы в минимальной степени. Эта деятельность меняет
систему образования, охватывая все ее звенья и уровни. Эта деятельность должна
привести к новому качеству образования, соответствующему велениям времени.
Главная задача - построение информационного
образовательного пространства. Оснащение программно-аппаратными средствами,
подготовка и переподготовка кадров, нормативно-правовое и учебно-методическое
обеспечение - в этих направлениях должна вестись согласованная системная
работа. Принципы, на которых должна строиться информатизация образования, -
комплексность, управляемость и сообразность.
Плюсы информатизации общеизвестны, но есть и
минусы. О них нужно знать, негативные последствия нужно отслеживать и
минимизировать. Информатизация образования способна породить целый ряд
серьезных социальных и педагогических проблем. Их изучением уже сейчас должны
заниматься ученые в области социологии, экономики, психологии и педагогики.
Иначе блестящие перспективы, которые открывает информатизация, могут быть
серьезно омрачены.
Анализ предметной области позволил выделить
основные направления и методы автоматизации. Так же были сформулированы
требования к программному и аппаратному обеспечению разрабатываемого
программного модуля. На основе полученных сведений был разработан простой в
управлении программный модуль, позволяющий автоматизировать работу секретаря и
директора школы с информационными базами школы, упростить и ускорить поиск
данных об учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской
Федерации. Официальный текст по состоянию на 15 декабря 1998 года с
историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
- 80с.
2. Российская Федерация. Законы.
О высшем и послевузовском профессиональном образовании; Федеральный закон РФ от
22 августа 1996г. №125 - ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации
3. Нуждин В.Н., Коровкин С.Д.,
Кадамцева Г.Г. Тотальное управление качеством образования и новые
информационные технологии. Проблемы информатизации Высшей школы//Госкомвуз
России. - 1998. - №1-2. - С.135
4. Матрос Д.Ш., ПолевД.М.,
Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных
технологий и образовательного мониторинга . - М.: 2001
5. Удалов С.Р. Подготовка
педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в
профессиональной деятельности: Монография. - Омск: Изд. ОмГПУ, 2005. - 211с.
6. Лучко О.Н., Морозов И.Ю.,
Удалов С.Р. и др. Программа курса «Информатика» для нефизико-математических
факультетов педвузов//Информатика и информационные технологии обучения в
учебных программах для педвузов. - Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. - 28-30с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1Class
Form1Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As
System.EventArgs) Handles Button1.Click.Show()SubSub Button2_Click(ByVal sender
As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles
Button2.Click.Show()SubClass2Class Form2Sub Button3_Click(ByVal sender As
System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles
Button3.Click.Fill(ValDataSet.val)SubSub Button2_Click(ByVal sender As
System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles
Button2.Click.Update(ValDataSet)ex As Exception(ex.Message)TrySubSub
Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs)
Handles Button1.Click.Show()SubClass3Class Form3pr1()c As New
ADODB.Connection()r As New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data
source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.Фамилия,
val.Имя, val.Отчество, val.[Дата рождения], val.Адрес, val.Телефон, val.Класс,
val.Руководитель FROM(Val)WHERE (((val.Фамилия)=" & Chr(34) & s
& Chr(34) & "));", c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()Subpr2()c As New ADODB.Connection()r As
New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data source=C:\Documents
and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.Имя,
val.Фамилия, val.Отчество, val.[Дата рождения], val.Класс FROM(Val)WHERE
(((val.Имя)=" & Chr(34) & s & Chr(34) & "));",
c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()Subpr3()c As New ADODB.Connection()r As
New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String= TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0;
data source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT
val.Отчество, val.Фамилия, val.Имя, val.Класс FROM(Val)WHERE (((val.Отчество)="
& Chr(34) & s & Chr(34) & "));", c,
ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & " ").MoveNext()While.Close().Close()Subpr4()c
As New ADODB.Connection()r As New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data
source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.[Дата
рождения], val.Фамилия, val.Имя, val.Отчество, val.Класс, val.Руководитель
FROM(Val)WHERE (((val.[Дата рождения])=" & Chr(34) & s &
Chr(34) & "));", c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In r.Fields.Items.Add(F.Value
& " ").MoveNext()While.Close().Close()Subpr5()c As New
ADODB.Connection()r As New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data
source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.Адрес,
val.Фамилия, val.Имя, val.Отчество, val.Телефон, val.Класс FROM(Val)WHERE
(((val.Адрес)=" & Chr(34) & s & Chr(34) & "));",
c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()Subpr6()c As New ADODB.Connection()r As
New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String= TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0;
data source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.Телефон,
val.Фамилия, val.Имя, val.Отчество, val.Класс FROM(Val)WHERE (((val.Телефон)="
& Chr(34) & s & Chr(34) & "));", c,
ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()Subpr7()c As New ADODB.Connection()r As
New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data
source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT val.Класс,
val.Фамилия, val.Имя, val.[Дата рождения], val.Телефон, val.Руководитель
FROM(Val)WHERE (((val.Класс)=" & Chr(34) & s & Chr(34) &
"));", c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()Subpr8()c As New ADODB.Connection()r As
New ADODB.Recordset()F As ADODB.Fields As String=
TextBox1.Text.Open("provider=microsoft.jet.oledb.4.0; data
source=C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Visual Studio
2005\Проекты\WindowsApplication1\Val.mdb;").Open("SELECT
val.Руководитель, val.Класс, val.Фамилия, val.Имя, val.[Дата рождения],
val.Адрес FROM(Val)WHERE (((val.Руководитель)=" & Chr(34) & s
& Chr(34) & "));", c, ADODB.CursorTypeEnum.adOpenForwardOnly,
ADODB.LockTypeEnum.adLockReadOnly).Items.Clear()Not r.EOFEach F In
r.Fields.Items.Add(F.Value & "
").MoveNext()While.Close().Close()SubSub Button1_Click(ByVal sender As
System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.ClickRadioButton1.Checked
= True Then pr1()RadioButton2.Checked = True Then pr2()RadioButton3.Checked =
True Then pr3()RadioButton4.Checked = True Then pr4()RadioButton5.Checked =
True Then pr5()RadioButton6.Checked = True Then pr6()RadioButton7.Checked =
True Then pr7()RadioButton8.Checked = True Then pr8()SubClass