Основы правового регулирования гражданских и правовых отношений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,84 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы правового регулирования гражданских и правовых отношений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Биробиджанский филиал

Кафедра Экономических дисциплин

Специальность 080115 -Таможенное дело




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Исполнитель

студент группы 975-Б

С. Д. Медведев

Руководитель

Е. С. Чернецкая






Биробиджан 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть

Задачи

Библиографический список

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

. Допускает ли Трудовой кодекс Российской Федерации индивидуальное регулирования трудовых отношений, то есть регулирование трудовых отношений посредством трудового договора между работником и работодателем?

Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора является основным методом регулирования в отношениях между работодателем и работником.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

По трудовому договору работник выполняет трудовую функцию, т.е. работает по конкретной специальности, квалификации, должности. Трудовой договор имеет личный характер в силу того, что выполнение трудовой функции возможно только лично работником, поскольку трудовой способностью может распорядиться ее обладатель. В процессе выполнения трудовой функции работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В случае нарушения правил работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

. Всегда ли работодателем является организация - юридическое лицо? Может ли быть работодателем другой субъект?

На основании ст. 20 ТК РФ можно сделать вывод, что Работодателем может быть - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Например, работодателем могут выступать частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

. Каково понятие социального партнерства согласно Трудовому кодексу Российской Федерации?

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

. Как регулируется порядок разработки коллективных договоров?

Порядок разработки проекта коллективного договора в Кодексе прямо не установлен. Ст. 42 ТК РФ, право определения порядка разработки и заключения коллективного договора предоставлено сторонам, которые должны разрабатывать и утверждать этот порядок в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

На практике в организациях, как правило, принимаются положения о порядке разработки и принятия коллективного договора. Либо эти вопросы включаются в единое Положение о порядке ведения коллективных переговоров, разработки и принятия коллективного договора.

Разработкой проекта коллективного договора занимается комиссия по коллективным переговорам на основе материалов (вариантов проекта), представленных профкомом и работодателем с учетом предложений и замечаний работников. Для выработки предложений и замечаний проект необходимо вынести на обсуждение работников. Проект должен быть обсужден в подразделениях организации.

Во многих организациях после доработки с учетом замечаний проект выносится на обсуждение и одобрение (утверждение) общего собрания (конференции) работников. Одобренный (утвержденный) коллективный договор подписывается полномочными представителями работодателя и работников.

Такой порядок позволяет работникам непосредственно участвовать в принятии коллективного договора, призванного регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Он предпочтительнее принятия коллективного договора только в результате соглашения между представителями работников и работодателя.

. Каково разграничение нормотворческих полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления?

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ (подп. "к" п. 1) трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако сама Конституция (ст. 72) не раскрывает содержание понятия "совместное ведение".

Трудовой кодекс РФ вслед за Конституцией РФ предусматривает регулирование полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Законодатель устанавливает четкий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренных ТК РФ. Этот перечень носит исчерпывающий характер. Он отражен в ч. 1 ст. 6 ТК. Это, прежде всего, закрепление основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Гарантированный государством уровень трудовых прав, свобод работников - это тоже область действия федеральных органов. Существуют федеральные законы, в которых закреплены трудовые права и свободы работников. Например, минимальный размер оплаты труда, гарантированная минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и др.

Ст. 6 ТК РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти относит нормы, связанные с порядком заключения, изменения и прекращения трудового договора.

В настоящее время резко повышается роль социального партнерства в сфере труда. Социальное партнерство является предметом полномочий федеральных органов государственной власти.

Сюда также относятся порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, условия и порядок материальной ответственности сторон трудового договора, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К ведению федеральных органов государственной власти относятся виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (см. ст. 147 и 212 ТК РФ), государственной экспертизы условий труда, подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ на региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Законодатель при этом устанавливает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, приводящий к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Это право предоставляется субъектам РФ, если они не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 7 ТК РФ, которая наделяла органы местного самоуправления полномочиями в сфере издания нормативных актов утратила силу.

. Какова трудовая правоспособность субъектов трудовых правоотношений?

Правоспособность означает обладание по закону правами и обязанностями, а дееспособность - способность своими действиями приобретать права и обязанности. В трудовом праве сочетание правоспособности и дееспособности имеет отличительную особенность. В гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью.

В трудовом праве это невозможно. Только с достижением трудового совершеннолетия (16 лет) лицо приобретает трудовые права и обязанности. Работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. В трудовом праве действует принцип "кто трудоспособен, тот и дееспособен". Поэтому трудовая правосубъектность выступает в качестве единой категории трудовой праводееспособности.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет.

. Могут ли органы государственной власти и органы местного самоуправления выступать сторонами социального партнерства и в каких случаях?

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК).

. Каково отличие коллективного договора от соглашения?

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ социально-трудовые отношения регулируются кроме коллективных договоров также соглашениями, заключаемыми на различных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном.

Соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам.

В отличие от коллективного договора при заключении соглашения может участвовать третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве, - органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления. При этом участие данных органов является обязательным, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

. Что считается локальным нормативным актом?

Исходя из ст. 8 ТК РФ, локальным нормативным актом является принимаемый работодателем внутренний документ, содержащий нормы трудового права, распространяющийся на всех работников или на определенные категории работников данной организации независимо от места выполнения ими работы и регулирующий отдельные аспекты трудовых правоотношений работодателя и работников данной организации.

Локальные нормативные акты, упоминающиеся в ТК РФ, можно разделить на две подгруппы:

обязательные, т.е. акты, наличие которых предусмотрено трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

необязательные - акты, принимаемые по усмотрению работодателя (в рамках его компетенции).

. Кто осуществляет права работодателя в трудовом правоотношении в обществе с ограниченной ответственность?

Особенностью правового положения руководителя организации является то, что он одновременно рассматривается как наемный работник в отношениях с собственником имущества организации и как работодатель в отношениях с наемными работниками организации. Совокупность прав и обязанностей руководителя как работника и как работодателя составляет общий объем его прав и обязанностей как руководителя организации.

Таким образом, на основании ст. 40 ТК РФ права работодателя в отношении наемных работников осуществляет единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

. Распространяются ли нормы социального партнёрства на работников налоговой полиции, военных и военизированных органов?

Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).

В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее особенности участия работников военных и военизированных органов и организаций, в системах социального партнерства. Поэтому нормы данного раздела, и, прежде всего, принципы социального партнерства, должны применяться к работникам перечисленных органов и организаций в том виде, в котором они закреплены в ТК, с учетом ограничений, установленных законодательством.

. Предусмотрена ли ответственность представителей сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах?

Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере от 30- до 50 кратной величины минимального размера оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности осуществляет соответствующая инспекция труда.

. Кто устанавливает перечень работников, пользующихся правом на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день?

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

. Кто устанавливает систему заработной платы?

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК РФ).

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

. Предоставляются ли гарантии и компенсации при получении второго высшего образования?

Статья 177 Трудового кодекса РФ определяет, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

нормотворческий полномочие власть договор партнерство

ЗАДАЧИ

Задача 1

Тимофеев был принят в автокомбинат № 5 водителем легковой автомашины. Приказом по автокомбинату он был перемещен для работы на автобусе. Тимофеев отказался от работы на автобусе.

Правомерен ли отказ Тимофеева? Является ли законным данный перевод на другую работу?

Работника предприятия можно перевести на другую работу. Однако и в этом случае, поскольку меняются условия трудового договора, необходимо получить письменное согласие работника, за некоторым исключением (ст. 72, 72.1 ТК РФ). Не требуется согласия работника при его перемещении на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, если перевод не влечет за собой изменения условий имеющегося трудового договора (ст. 72.1 ТК РФ). Под структурными подразделениями следует понимать филиалы, представительства, отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Таким образом, в данном случае перевод правомерен, так перемещение осуществлено без изменения трудовой функции у одного работодателя.

Задача 2

Водитель автокомбината Дёмин ввиду ремонта его автомашины был переведён на другую работу в качестве грузчика. Однако Дёмин отказался от данного перевода. За отказ администрации уволила его за прогул по п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Дёмин обратился в народный суд с иском о восстановлении на прежней работе.

Каков порядок перевода на другую работу в случае простоя? Какое решение должен вынести суд?

Возможен перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя в том числе в случае простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ). Однако перевод на работу более низкой квалификации возможен только с письменного согласия работника.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.

Таким образом, увольнение по ст. 81 ТК РФ, за прогул неправомерно, работодатель должен указать п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ как причину увольнения.

Задача 3

В соответствии с графиком отпусков, действующим в организации, токарь 5-го разряда Михайлов должен уйти в отпуск на 36 календарных дней с 1-го июля 2008 г. В связи с тем что организация получила дополнительную финансовую поддержку для выполнения важного заказа, работодатель сообщил Михайлову, что в указанный период отпуск предоставить ему нельзя, так как выполнение полученного заказа невозможно без квалифицированных работников на его участке.

Правильны ли действия работодателя? Как должен быть урегулирован это вопрос?

Неправомерно. Работодатель должен предоставить Михайлову отпуск, либо перенести его с согласия работника.

Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. Поэтому при определенных условиях отступление от утвержденного графика может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства.

В ч. 3 ст. 124 ТК РФ указывается, что в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Для того чтобы отступление от графика было правомерным, оно должно оформляться соответствующим образом:

если инициатором изменения установленного в графике времени начала отпуска выступает работник, то для изменения запланированной даты необходимо заявление работника и согласие работодателя на удовлетворение просьбы работника, которое выражается в резолюции на заявлении;

если очередность предоставления отпусков изменяется по инициативе работодателя (перенос отпуска в случаях, указанных в ч. 3 ст. 124 ТК РФ,, то документами, подтверждающими правомерность действий работодателя по отступлению от графика отпусков, являются, во-первых, приказы (распоряжения) о перенесении отпусков, об отзыве работников из отпусков, другие приказы (распоряжения) и, во-вторых, письменное согласие работников.

Задача 4

При заключении коллективного договора было принято Положение о премировании работников предприятия. В нём указывалось, что рабочим основных профессий премия выплачивается в размере 30 % от заработка за выполнение и перевыполнение заданий.

По результатам работы за май месяц премию при выполнении указанных условий полагалось выплатить всем рабочим-сдельщикам механического цеха, однако премию никто не получил. Как пояснил начальник цеха, ему не выделены средства на выплату премии, такие средства цех перерасходовал в прошлом месяце. Возник трудовой спор.

Правомерны ли действия администрации предприятия? Как должен быть разрешён трудовой спор?

Неправомерны. Премия должна быть выплачена в полном объеме.

Согласно ст.135 ТК РФ Премия входит в состав оплаты труда, и если в положении о премировании предусмотрена выплата премии, следовательно, эта премия является частью трудовых отношений между работодателем и работниками. Сотрудники со своей стороны выполнили обозначенные в положении о премировании обязательства. Следовательно, работодатель также обязан исполнить свои обязательства - выплатить премию за май месяц. Таким образом, премию за май месяц, предусмотренную положением о премировании, работодатель не вправе отменить в одностороннем порядке.

Даже если финансовое положение предприятия не позволяет выдать премию, работодатель все равно должен ее начислить. Если работодатель выплачивает премию с опозданием, он должен будет уплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за задержку. При этом работодатель обязан выдать компенсацию независимо от того, виноват он в просрочке выплаты премии или нет.

Задача 5

При утверждении правил внутреннего трудового распорядка кондитерской фабрики «Ударница» было предложено в перечень мер дисциплинарных взысканий включить: постановку на вид; замечание; выговор; предупреждение; строгий выговор; лишение отпуска для лиц, совершающих прогулы; штраф до 500 руб. для лиц, появляющихся на работе в нетрезвом состоянии, и увольнение.

Правомерно ли такое предложение? Кем разрабатываются и утверждаются правила внутреннего трудового распорядка?

Неправомерно. ТК РФ" Статья 192. Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

). замечание;

). выговор;

). увольнение

По соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка организации Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору".

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция РФ. М., 1993.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. на 2008 г..) // СПС Гарант.

3.Федеральный закон от 12.01.96 г. N 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

4.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации -М.: МЦФЭР, 2006.-1100с.

5.Крапивин О.М. Работники - Профком-Работодатель. Их права и обязанности в трудовой сфере. М.: Научный центр профсоюзов, 2004.

.Миляева Л., Койнаш Г. К вопросу комплексной оценки уровня конкурентоспособности работников промышленного предприятия Человек и труд. 2000. N 4. С.80.

.Сергеев А.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации(постатейный) А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, И.В. Елисеев.- М.:Проспект,2004.-304с.

.Трудовое право: Конспект лекций .-М.:ПРИОР,2007.-112с.

.Трудовое право: Уч. для высших уч. зав./Под ред. В.Ф.Гапоненко, Ф.Н.Михайлова.-М.:Юнити,2002.-462с.

Похожие работы на - Основы правового регулирования гражданских и правовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!