Роль и место муниципалитета в организации социальной работы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,04 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и место муниципалитета в организации социальной работы















Контрольная работа

По дисциплине:

"Муниципальная и социальная политика"

Роль и место муниципалитета в организации социальной работы

Содержание

Введение

.Социальная работа

.1.Структура социальной работы

.2.Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами

.Задачи и функции муниципалитете в области социальной работы

.Приоритетные направления работы муниципалитета

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в обществе сложились определенные социальные проблемы: снизился уровень жизни населения, негативные тенденции в состоянии здоровья населения, рост заболеваемости социально-обусловленными болезнями, безработица, проблемы безнадзорности слабой социальной защищенности детей, женщин, пожилых людей, инвалидов и других категорий малообеспеченных слоев населения. Социальная жизнь общества в первую очередь находится под ведением органов управления. То есть наиболее приближенным к проблемам общества является муниципальное образование. Ведь только на местном уровне совершенствование социальной сферы приобретает в настоящее время особое значение, так как только на уровне муниципалитета могут быть наиболее полно учтены их социально-экономические, природные, демографические, экологические и другие особенности. Таким образом, муниципальное образование играет важную роль в развитии социальной сферы на территории, которого оно располагается.

Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми, средств не хватает даже на реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.

В данной контрольной работе хотелось более подробно исследовать роль муниципального образования в решении социальных проблем, в организации социальной работы.

социальный сфера муниципалитет

1.Социальная работа

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа - особый вид деятельности.

Почему её следует отнести к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.

Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

1.1Структура социальной работы

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:


Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл.

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Таких в России - несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:

Пенсионеров - 34,8 млн.; Инвалидов - свыше 6 млн.; Детей-инвалидов - 453,6 тыс.; Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом - более 20 млн.; Употребляющих наркотики - почти 2 млн.; Страдающих психическими заболеваниями - около 4,5 млн.; Проституток (только в крупных городах) - более 120 тыс.; Ежегодно совершается самоубийств - 50-80 тыс.; Ежегодно совершается преступлений - от 2 до 3 млн.; Число отбывших различные сроки в тюрьмах - 15-17% от всего населения страны.

За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях - примерно 40 млн. человек;

Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону; Безработных - 5 млн. 250 тыс. человек.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник».

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом».

В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

Цель - образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель - это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов.

Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.

.2 Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Наглядно взаимодействие социальной работы с другими общественными системами примерно представить можно так:

Рис

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

2. Задачи и функции муниципалитета в области социальной работы

К основным задачам муниципалитета в управлении социальной сферой относятся:

·поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета;

·разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

·распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

·оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

·подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;

·проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.

Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.

Организационной трудностью в управлении социальной сферой на муниципальном уровне является то, что средства па социальные нужды главным образом сконцентрированы во внебюджетных фондах занятости, пенсионном, социального и медицинского страхования. Режим управления социальной сферой задается с помощью государственных социальных стандартов, главными из которых являются: показатель прожиточного минимума, потребительская корзина, минимальная заработная плата и пенсия; минимальная часовая оплата труда и др.

Ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей является социальная сфера. И в первую очередь это проблемы, проявившиеся в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:

) уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т.д.);

) народное образование;

) здравоохранение;

) поддержание правопорядка, общественная безопасность и профилактика правонарушений;

Муниципальное образование должно играть активную роль в решении социальных проблем. Но из-за недостатков финансирования, постоянной реструктуризации органов власти муниципальное образование не в полной мере обеспечивает социальную сферу.

Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана. В её объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни работников, способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы, ни организационной структуры, которая учитывала бы и предлагала достаточный выбор профессий, ни системы переподготовки и переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств, ни управления процессом регулирования безработицы. Новой системы социальной работы, которая удовлетворяла бы острые и неотложные потребности большого количества людей, до сих пор не создано.

Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, - это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не может.

3.Приоритетные направления работы муниципалитета

В целом, в целях улучшения решения социальных проблем муниципальным образованием можно выделить следующие приоритеты:

·переход к новым подходам в решении социальных вопросов путем тесного сотрудничества, заключения соглашений местных органов власти с федеральными и республиканскими, а также с общественными организациями, различными фондами;

·создание при органах местного самоуправления целевых фондов социальной поддержки личных подсобных хозяйств за счет средств федерального и республиканского бюджета, местных налогов и сборов, добровольных взносов;

·дальнейшее правовое обеспечение деятельности местного самоуправления в области социальной сферы;

·совершенствование социальных технологий, развитие активных форм;

·разработка научно-технической концепции исследования развития муниципального образования и определение ориентира действий социального развития,

·создание и развитие институциональных структур социального развития , социально-консультативных пунктов по месту жительства. Образование целевых благотворительных и внебюджетных фондов социального развития, особенно территориальных общественных фондов,

·организация и проведение кустовых, республиканских семинаров и совещаний по вопросам социальной сферы с участием должностных лиц местного самоуправления и представителей государственной власти и др.

Необходимо дальнейшее совершенствование социальной сферы в муниципальных образованиях. А чтобы обеспечить стратегическую направленность развития, на территории городского муниципального образования следует создать единый информационный социально-аналитический центр с банком данных развития социальной сферы муниципального образования. Это позволит не только координировать работу отраслевых ведомств социальной сферы, но и картографировать территории муниципального образования, обозначить участки с неблагополучным социальным климатом. Это позволит также увеличить собираемость местных налогов, а главное - сосредоточить усилия на помощи наиболее нуждающимся в ней, постепенно снижать уровень бедности, безработицы, сиротства, бездомности, инвалидности, одинокой старости и т. п., улучшать социальное здоровье всего населения города.

Таким образом, выработка стратегии социального развития муниципального образования позволит органам местного самоуправления более интенсивно развивать специальные службы, обеспечивать занятость населения, реальную доступность социальных услуг каждому нуждающемуся, определит адресный подход при оказании социальной поддержки жителям муниципального образования, снизит социальную напряженность на его территории.

Заключение

На сегодняшний день социальная работа является важным звеном в развитии социальной сферы.

На территории муниципального образования учреждения социальной защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры жилищных субсидий, отделы социального обеспечения , управления труда и занятости населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания (ночлежки), центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и пр.

За последние десять лет работы в сложных социально-экономических условиях органы социального обслуживания внесли значительный вклад в поддержание социальной стабильности в государстве. Немалая заслуга в этом принадлежит муниципальной системе социальных служб, которая с помощью учреждений и предприятий социального обслуживания, находящихся в ведении местного самоуправления, общественных формирований, различных фондов, а также при поддержке некоторых государственных структур осуществляла и продолжает выполнять социальную работу.

Список литературы

1.Муниципальное право Российской федерации: Учебник/ 2-е изд. Под ред. Ю.А.Дмитриева.- М.:»Профобразование», 2007.-800с.

.Система государственного и муниципального управления.- СПб.: Питер, 2008.

.Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. - М., 2004.

.Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. - М.: ГАСБУ, 2003. Вып. 1.

.Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 2006. - Ч. 1, 2.

.Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 2004.

.Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учеб. Пособие / Н.В. Шумянкова - М.: Экзамен, 2008.- 640 с.

.Интернет-ресурсы:

<http://www.bankreferatov.ru/>

<http://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципалитет>

<http://www.munizipalitet.ru/>

Похожие работы на - Роль и место муниципалитета в организации социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!