Фаянсовые изделия предприятия ЗАО 'Аксинья' г. Семикаракорск

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    747,65 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фаянсовые изделия предприятия ЗАО 'Аксинья' г. Семикаракорск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









ОТЧЕТ

по ознакомительной практике

на тему

Фаянсовые изделия предприятия ЗАО «Аксинья» г. Семикаракорск

Содержание

семикаракорская керамика фаянсовая

Введение

. История развития фаянсового производства

. Семикаракорская керамика

.1 Продукция предприятия ЗАО «Аксинья»

.2 Особенности процесса производства Семикаракорского фаянса

.3 Декорирование фаянсовых изделий

.4 Художники предприятия и их вклад в развитие производства фаянса

.4.1 Творчество художника-керамиста Овчинникова И.А.

Заключение

Список литературы

Введение

Наливая в чашку чай или суп в тарелку, мы не замечаем, насколько эти вещи стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ну, вот что было бы, если бы керамическая посуда вдруг исчезла с лица земли?

Алюминиевые кружки и пластиковые тарелки без сомнения лишили бы нас ощущения тепла и уюта, которые неизменно привносит в повседневную жизнь керамика. Не случайно в наше индифферентное время начинает возрождаться гончарное ремесло. Для иных как хобби, для других - в качестве бизнеса.

Самые древние сосуды состояли из отдельных глиняных жгутов, которые затем раскатывали, придавали форму и обжигали. Потом технологии постоянно совершенствовались. Мы и сегодня восхищаемся формами греческих амфор и старинных китайских ваз.

Огромное разнообразие росписей и стилей можно увидеть в магазинах, на выставках, галереях. Но всегда самыми привлекательными и популярными являются изделия ручной работы. Эти вещи придают изысканность и особенный шарм любому интерьеру. Семикаракорский фаянс - это как раз тот случай, когда посуда сделана с душой. Потому что одной из отличительных особенностей Семикаракорской керамики является уникальное использование при ее производстве ручного труда.

Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.

1. История развития фаянсового производства

Фаянс был известен еще в Древнем Египте. Древнеегипетский фаянс представлял собой зеленовато-голубые керамические изделия <#"513915.files/image001.gif">

а









б

Рис. 1 Продукция ЗАО «Аксинья».

Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства.

Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки.

.2 Особенности процесса производства семикаракорского фаянса

Фаянсовые изделия можно подразделить на две основные группы: хозяйственно-бытового и строительного назначения. Изделия хозяйственно-бытового назначения (посуда) составляют 18% общего выпуска керамической посуды.

В зависимости от состава масс различают: полевошпатовый, или твердый фаянс, и мягкий - глинистый и известковый. Масса полевошпатового фаянса имеет следующий состав, %: глинистые материалы - 45-65, кварц 25-40 и полевой шпат 5-15. В глинистом фаянсе больше глинистых материалов (75-85%) и меньше кварцевого песка по сравнению с твердым. Масса известкового фаянса содержит 35-55% глинистых материалов, 30-40% кварца и 15-20% мела. Физико-механические свойства фаянса приведены в табл. 1.

Белизна фаянсовых изделий составляет 70-83% эталона (баритовой пластинки), тогда как белизна фарфоровых изделий 55-71%. Однако им присущ желтоватый оттенок, из-за которого фаянсовые изделия уступают фарфоровым, имеющим голубоватый оттенок. В фаянсе процессы формирования структуры проходят не до конца ввиду малого количества в массе плавней, а также низкой для образования жидкой фазы температуры обжига.

Таблица 1. Физико-механические свойства фаянса

Показатели

Мягкий (известковый и глинистый) фаянс

Твердый (полевошпатовый) фаянс

Водопоглощение, %Предел прочности, МПа:при изгибепри сжатииКоэффициент линейного расширения, 1·10-6·1/°С, при температуре 20- 760° С

9-1215-30100-1107-8


Основные структурные составляющие фаянса - измененное в результате обжига глинистое вещество, кварц и незначительное до 10% количество стекломуллитовой фазы. Этим объясняется и значительная общая пористость, доходящая до 30%, в том числе открытая - 9-12%, что резко отличает фаянс от фарфора и других тонкокерамических изделий, имеющих плотный спекшийся черепок. Влияние повышенной пористости и структуры сказывается не только в понижении механической прочности, но и в склонности к набуханию в результате поглощения влаги в процессе эксплуатации изделий и последующего расширения объема на 0,09- 0,12%), что является причиной цека глазурного покрова, а это существенный недостаток фаянса. В производстве фаянсовой посуды используют традиционное керамическое сырье. Подготовке пластичной массы и шликеров предшествует измельчение кусковых каменистых материалов на бегунах с гранитными либо кварцитовыми катками или в шаровых мельницах сухого помола с последующим тонким помолом каменистых материалов в шаровых мельницах мокрого помола при соотношении размалываемых материалов, шаров и воды 1:1,3: (0,8-1) до остатка 1,5-3% на сите № 0056 (10085 отв/см2). Глинистые материалы, отходы при сушке и обрезке распускают в воде в лопастных или пропеллерных мешалках, оборудованных паропроводом для подогрева суспензии до 40-45° С. Ситовое обогащение суспензии производят на вибрационных или инерционных ситах № 01 и 0085 (3460 и 4450 отв/см2), а магнитное - с помощью электромагнитов и ферромагнитов. Суспензию обезвоживают на фильтр-прессах до получения массы влажностью 21-25%. Массу проминают на вакуум-мялках и хранят в течение 7-10 сут. Материалы для глазури измельчают до остатка на сите № 0056 (10 085 отв/см2) не более 0,05%. Влажность глазурной суспензии должна быть 45-48%. Обогащают глазурную суспензию процеживанием через сито № 0085 и пропусканием через электромагнитный сепаратор или ферромагниты. Массу перед формованием дважды проминают в вакуум-мялке при разрежении не менее 0,06-0,08 МПа. Влажность пластичной массы в зависимости от ассортимента составляет 21-24% для плоских изделий, 25- 27% -для полых.

Тарелки, составляющие до 80% общего выпуска фаянсовой посуды, формуют на полуавтоматических линиях предприятия «Тюрингия» (ГДР) типа К/ДТе-А2. Каждая линия состоит из узла дополнительного вакуумирования массы, отрезного устройства, автомата для формования тарелок с устройствами подъема форм и разводки пласта, разгрузочной каретки, сушилки для двустадийной сушки с очистителем форм, переставителя тарелок, вакуум- и гидросистем, пульта управления. Производительность линии до 1 тыс. изделий в 1 ч.Литьем изготовляют главным образом полые изделия сложной формы. Шликер для литья <#"513915.files/image003.gif">

Рис. 2. Способы декорирования фаянсовых керамических изделий.

Ручная роспись и отводка являются самостоятельными методами декорирования при нанесении высокохудожественных многоцветных рисунков или рисунков, многократно повторяемых, несложных рисунков массового характера, при комбинированном декорировании (роспись к трафаретным рисункам, отделка декалькоманией и др.).Рисунок наносят по контуру или без него. Контуры рисунка переносят на поверхность изделий с наколотой кальки.

Нанесение рисунка дополняется полоской, называемой при ширине 1 мм - усиком, 1-3 мм-отводкой, 1-10 мм-лентой. Ее наносят для обрамления борта, приставных деталей, выступающих конструктивных элементов. Полоску на изделиях, имеющих форму тел вращения, выполняют на турнетках с ручным или электрическим приводом. Для нанесения отводки, лент или усиков, кроме кистей, используют различные приспособления. Толщина усика, отводки и ленты золотом составляет 0,05-0,1 мкм. Декорирование вручную на поточной линии происходит в следующем порядке: нанесение ленты, рисунка, отводка. Скорость движения ленты конвейера 2-2,5 м/мин. Длина конвейера около 15 м. Ширина ленты конвейера 0,8-1 м. Общая производительность поточной линии 2500-3000 шт/ч. Линию обслуживает 39 чел. Установленная мощность 9,5 кВт. Отводка выполняется также на различных станках и полуавтоматах. На заводах страны используются полуавтоматы TL-24 фирмы «Исимат» (ФРГ), предназначенные для нанесения на тарелки одновременно двух линий, различных по ширине и цвету. Отводка может выполняться как после первого обжига, так и по глазурованной поверхности. Производительность полуавтомата 1,2 тыс. тарелок диаметром свыше 190 мм и 1,5 тыс. диаметром до 190 мм в 1 ч. Расход воздуха при давлении 0,4 МПа равен 3 м3/ч, мощность электродвигателя 0,25 кВт. Фирмой «Цейдлер» (ФРГ) разработан полуавтомат для отводки одновременно нескольких лент красками и золотом. В машинах фирм «Малкин» (Англия) и «Рикман» (Канада) для нанесения отводок используются ролики диаметром 31-254 мм. Производительность машин при нанесении отводки на чашки и блюдца 360- 480, на тарелки диаметром 150-264 мм - 360-240 изделий в 1 ч. В машинах фирмы «Дегусса» (ФРГ) отводка наносится перьями и трубками специальной конструкции. В машине фирмы «Линомат» (ФРГ) рабочая головка снабжена несколькими перьями, что дает возможность одновременно наносить несколько линий. Производительность машины 600 изделий в 1 ч.

.4 Художники предприятия и их вклад в развитие производства фаянса

На предприятии работают два вида художников - художники-мастера, которые придумывают и создают образец рисунка для определенного вида изделий, и художники-ремесленники, которые копируют и тиражируют этот рисунок на все заготовки этого вида. Все художники должны владеть многочисленными техниками различных мазков, что достигается долгими тренировками. Поэтому на предприятии к специалистам относятся бережно. Ведь даже первые этапы подготовки сырья к работе требуют опыта и практических навыков. Семейные династии по этой же причине здесь особенно в цене. Декорированные ручной росписью изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами. Большинство художников, создающих такое оригинальное художественно-стилевое направление, как яркое, нарядное, ажурное семикаракорское письмо, являются членам Союза художников России. Художественный стиль семикаракорского промысла формировался при участии специалистов и искусствоведов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.

2.4.1 Творчество художника-керамиста Овчинникова И.А.

ОВЧИННИКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ

Родился 24 января 1962 года в Ростовской области. Член Союза художников России, выпускник АХПУ. Он был первым в 1983 году направлен на учебу Н.С. Арабским с выплатой стипендии предприятием. Уже своей дипломной работой, в которой сочетались фаянс и лоза, Игорь заявил о рождении народного художника. Эта работа была удостоена серебряной медали ВДНХ.

С 1988 г. на предприятии он создает квасник «Петух», вазу «Донской фаянс», квасник «Казак донской станицы Семикаракорской», который приобрел Московский музей прикладного искусства. В годы перестройки Игорь уходит с предприятия, но остается в промысле, организует авторскую художественную школу для детей.

По заказу Храма Святой Троицы г.Семикаракорска И.Овчинников изготавливает на предприятии первый на Дону керамический иконостас. За основу композиционного решения были взяты русские изразцы 16 века.

Эта уникальная и трудоемкая работа украшает храм, радуя сердца прихожан. Сегодня художник работает в экспериментальном цехе, разрабатывая тему «Мужские забавы», включающую керамическую коптильню, курительные трубки, тандыр для шашлыка и другие милые мужскому сердцу изделия

Заключение

Итак, фаянс - это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. в отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура утильного обжига превышает температуру политого, имеет мелкопористый белый излом. различают мягкий и твердый фарфор.

Ассортимент фаянсовой посуды представлен двумя большими группами:

1.       Столовая посуда: тарелки, блюда, вазы для супа, салатники, миски, блюдца, селедочницы и др.

2.       Чайная посуда: кружки, масленки, конфетницы, чайники Эту посуду предлагается как штучной, так и в виде наборов различной комплектации, например столовые сервизы, наборы для чая, для молока, для салата, для блинов, детские наборы.

Ассортимент столовой фаянсовой посуды включает в себя: тарелки, миски, салатницы, блюда, селедочники, вазы суповые, чайники, кружки, пиалы и т. д.



Список литературы

1.       http://www.aksinia.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!